Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Место курса в профессиональной подготовке выпускника



Дата30.09.2018
Размер0.53 Mb.
ТипПрограмма курса








Аннотация

1.1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Предмет «Глобалистика и ноосферология (1 часть)» является важной частью профессиональной подготовки бакалавров. Дисциплина призвана способствовать развитию интеллекта, так как является аккумулированным опытом человеческого познания и действительности. Воспитательной задачей изучения дисциплины является формирование у каждого студента мировоззрения, системы ценностных ориентацией, понимания того, каково предназначение человека в этом мире, каков смысл его существования, а также навыков самостоятельного творческого анализа любых вопросов, которые возникают перед человеком. Кроме того, изучение дисциплины призвано вооружить студентов способностью глубже понимать содержание других изучаемых дисциплин, уметь устанавливать между ними связи, преобразовывать всю совокупность получаемых в обучении знаний в единую систему миропонимания, определяющую сознание данного человека.

Программа курса составлена в полном соответствии с ФГОС ВПО. Изучение курса предусматривает проведение лекционных и семинарских занятий, значительный объем самостоятельной работы студентов. На семинарские занятия выносятся наиболее важные вопросы, нуждающиеся в детальном рассмотрении.

Ряд проблем изучается студентами самостоятельно, а затем прорабатывается во время индивидуальных занятий. Изучение курса предусматривает проведение промежуточных аттестаций в виде контрольных работ, коллоквиумов по мере освоения дидактических единиц. Итоговый контроль проводится в форме зачета.


УМКД «Глобалистика и ноосферология (1 часть)» составлен в соответствии с требованиями федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, изложенными в федеральном компоненте цикла гуманитарно-социально-экономических дисциплин.
Очное отделение:

Общий объем часов: 108 ч. (3 з.е.),

Аудиторных занятий: 54 ч. (18 ч. лекц., 36 ч. практ.).

Самостоятельной работы: 54 ч.

Форма отчетности: зачет с оценкой в 3 семестре.


  1. Цели и задачи дисциплины:

Цели:

Изучение дисциплины «Глобалистика и ноосферология (1 часть)» является частью профессиональной подготовки студентов Смольного института РАО. Оно имеет своей целью формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций в области глобалистики и ноосферологии на основе освоения ими знаний, приобретения умений и навыков. Также целью является выработка у будущих бакалавров цельного научного представления об особенностях развития мирового сообщества в условиях быстро глобализующегося мира. Изучение данной дисциплины должно обеспечить способность принятия эффективных решений для управления экономической системой, анализа движущих сил, причин и процессов, определяющих содержание экономического роста, моделировать поведение экономической системы при изменении отдельных количественных и качественных составляющих.



Задачи:

Задачами курса являются знакомство студентов с основными глобальными проблемами современности, цивилизационными, политическими и экономическими аспектами глобалистики, основными направлениями экологической политики на международном и национальном уровнях, ноосферологией, концепцией устойчивого развития мирового сообщества и Российской Федерации, проблемами обеспечения глобальной и национальной безопасности.

Главные задачи данного курса состоят в раскрытии:

- смысловых граней понятия "глобализация".

- различных теоретических подходов к трактовке глобализации в современной западной и российской литературе.

- возможности обнаружения системных индикаторов глобализации в российской действительности, в том числе в повседневности.



2. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины «Глобалистика и ноосферология (1 часть

Бакалавр должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);

знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);

умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);

владением культуры мышления (ОК-5);



Бакалавр должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способностью решать управленческие задачи в условиях глобализации (ПК-24);

знакомство с основами межкультурных отношений (ПК-25).

3. Требования к уровню освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- основные категории и понятия, категории и инструменты глобалистики и ноосферологии,

- предмет глобалистики и ноосферологии, закономерности развития природы, общества, человека и человеческого мышления;

- основы научной, философской и религиозной картин мира,

- основные этапы развития человеческой цивилизации,

- основные проблемы и закономерности мирового развития. особенности развития российского государства.



Студент должен уметь:

- ориентироваться в категориально-понятийном аппарате дисциплины и наиболее общих проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- выявлять и анализировать существенные идеи в глобалистике и ноосферологии;

- использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни,

- использовать источники политической, экономической, социальной, управленческой информации;

- объективно оценивать развитие страны и мира в глобальном процессе;

- осуществлять анализ информации в соответствии с поставленной задачей и обосновывать полученные выводы;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, реферата, статьи.



Студент должен владеть:

- навыком научного анализа, применения принципов, законов и категорий, необходимых для оценки и понимания природных явлений, социальных и культурных событий, самопознания и самосознания;

- навыками подготовки самостоятельных работ по дисциплине.

- установками ноосферного подхода к сохранению жизни на земле и стремлением к самосовершенствованию и акмеологизации личности в антропологическом контексте.

«Глобалистика и ноосферология. (1 часть)» использует материал дисциплин «Отечественная история», «Культурология», «Философия».

Дисциплина является одной из основ для дисциплин «Политология», «Социология», «Правоведение», «Психология», «Педагогика» и других.



3.1. Форма текущего и промежуточного контроля

Дисциплина завершается зачетом с оценкой в 3 семестре (на очной и заочной формах обучения). Зачет сдается в форме устного собеседования по темам курса.

Перечень аттестационных контрольных мероприятий успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине включает: текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и итоговую аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, сообщений, рефератов по темам занятий.

Рубежный контроль имеет цель установить качество усвоения учебного материала по определенному разделу учебной дисциплины. Проводится в форме тестирования по каждому из изучаемых разделов на 10 неделе семестра;

Итоговый контроль ставит задачу определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Рабочим учебным планом итоговый контроль предусмотрен в форме экзамена, который предусматривает, по согласованию преподавателя и студента: индивидуальное собеседование по указанным преподавателем вопросам; представление презентации по определенной теме; тестирование.

Текущая аттестация качества усвоения знаний: 3 семестр


Наименование курса

Уровень образования

Статус курса в рабочем плане

Количество кредитов

Глобалистика и ноосферология (1 часть)

Бакалавриат

ГСЭ

Б1.В.ДВ.1




3 к.е.

Смежные дисциплины по учебному плану

История России Основы социального государства

Русский язык и культура речи Правоведение

Культурология

Философия

Психология развития. Акмеология.




Тема или задание текущей аттестации

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Конспектирование первоисточников, анализ и обобщение материала по философии из рекомендованных учебных пособий

Самостоятельная работа

внеаудиторная

2

5

Итого







2

5

БАЗОВАЯ ЧАСТЬ (проверка знаний, умений, владения материалом и уровня сформированности компетенций)

Тема или задание текущей аттестации

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Конспектирование первоисточников




внеаудиторная

4

12

Выполнение тестовых заданий




внеаудиторная

5

14

Подготовка реферата по темам




внеаудиторная

6

15

Подготовка презентаций




внеаудиторная

6

20

Спор мудрецов (участие в проблемном обсуждении основных вопросов курса с учетом разных течений и школ)




аудиторная

9

24

Итого минимум:







30

85

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Освоение информационных ресурсов по дисциплине или




внеаудиторная

5

10

Эссе по теме дисциплины




внеаудиторная

5

10

Итого максимум







35

100

Обучение предполагает следующие позиции аттестации

Структура итоговой оценки студента – 3 семестр





Виды работ

Оценка в баллах

Оценка в к.е.

1

посещаемость

5

0,10

2

Активная работа на семинарских занятиях

15

0,30

3

Конспектирование лекций и первоисточников

15

0,30

4

Рубежный контроль

20

0,40

5

Презентация, участие в интерактивных формах деятельности, иная творческая работа

20

0,40

6

Зачет

25

0,50

7

всего

100

2

  1. Шкала оценки посещаемости

    Посещаемость в %

    100

    90

    80

    70

    60

    50

    40

    30

    20

    10

    0

    Традиционная оценка

    5

    4

    3

    2

    В баллах

    10

    10

    9

    8

    7

    4

    3

    2

    0

    0

    0

    В к.е.

    0,6

    0,58

    0,57

    0,48

    0,34

    0,33

    0,18

    0,12

    0

    0

    0

  2. Шкала оценки работы на практических занятиях

Традиционная оценка

5

4

3

2

В баллах

20

15

10

0

В к.е.

1,2

0,9

0,6

0

Общая оценка на практических занятиях высчитывается как средняя арифметическая


  1. Шкала оценки при рубежном контроле в баллах

1 вариант

Традиционная оценка

5

4

3

2

В баллах

15

10

6

0

В к.е.

10,9

0,60

0,36

0

2 вариант




5+

5

5-

4+

4

4-

3+

3

3-

2

В баллах

15

14

13

11

10

9

7

6

5

0

В к.е.

0,9

0,84

0,73

0,72

0,6

0,49

0,48

0,36

0,3

0

  1. Шкала оценок на экзамене по традиционной системе

Оценка

5

4

3

2

В баллах

40

30

20

0

В к.е.

2,8

2,1

1,4

0

При выполнении тестов и определении процентов

% положительных ответов

100-95

94-90

89-85

84-80

79-75

74-70

69-65

64-60

59-50

Менее 49





5

4

3

2

В баллах

40

38

34

33

28

26

25

22

20

0

В к.е.

2,8

2,66

2,39

2,30

1,95

1,82

1,7

1,55

1,4

0

Рубежный контроль предусматривается после 5 недели обучения. Рубежный контроль осуществляется в виде теста. Пересдача рубежного контроля не допускается. В том случае, если студент по уважительной причине пропустил занятий, на котором проводился такой контроль, то проверка его знаний осуществляется за пределами учебного времени (во время консультации) только по разрешению деканата.

Знания студентов могут оцениваться как по традиционной системе (1 вариант), так и по системе таких оценок с плюсами и минусами (2 вариант). Таким образом, при полном изучении предмета студент может набрать 3,3,2,2 к.е.



4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

(Рекомендуемая литература)


    1. ОСНОВНАЯ

  1. Брыкин Б.В. Глобалистика: учебник для студентов вузов, ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Книгафонд

  2. Маринченко А.В. Геополитика: Учебное пособие ИНФРА-М, 2009. Книгафонд

  3. Дергачёв В.А., Вардомский Л.Б. Регионоведение: учебное пособие: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. Книгафонд

4.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Борзунов В.Ф.Глобализация. Геополитическая глобалистика. Часть 2: Учебное пособие: МИИТ, 2007

  2. Василенко В.Н., Иманов Г.М. Ноосферная футурология.: СПб. ООО «Лема» 2010 г.

4.3. справочная


  1. Глобалистика. Энциклопедия. - М., 2003.

  2. Демографический энциклопедический словарь. - М., 1987.

  3. Экологический энциклопедический словарь. - М., 2000.


5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

лекционных занятий для студентов очного отделения







Тема

Форма


проведения занятий

Кол-во

часов


1.

Предмет, структура и задачи курса


лекция

2

2.

Глобалистика как междисциплинарное направление научных исследований


лекция

2

3.

Системы международных отношений. Глобальные проблемы современности


лекция

2

4.

Римский клуб и поиски решения глобальных проблем

лекция

2

5.

Международные отношения и безопасность в эпоху глобализации


лекция

2

6.

Проблемы стран «третьего мира»


лекция

2

7.

Ноосферология. Ресурсы природы и проблемы глобальной политики


лекция

2

8.

Глобализация и альтернативные движения


лекция

2

9.

Глобализация и будущее цивилизации

лекция

2




Итого: 1 семестр, 18 лекционных часов, форма контроля – зачет с оценкой.









5.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

лекционных занятий для студентов заочного отделения






Тема

Форма


проведения занятий

Кол-во

часов


1.

Предмет, структура и задачи курса. Глобалистика как междисциплинарное направление научных исследований



лекция

2

2.

Ноосферология. Ресурсы природы и проблемы глобальной политики


лекция

2




Итого: 2 семестр, 4 лекционных часа, форма контроля – зачет с оценкой.








6. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

семинарских занятий для студентов очного отделения

 

 



 

Тема

Форма


проведения занятий

Кол-во

часов


1.

Предмет, структура и задачи курса


семинар

4

2.

Глобалистика как междисциплинарное направление научных исследований


семинар

4

3.

Системы международных отношений. Глобальные проблемы современности


семинар

4

4.

Римский клуб и поиски решения глобальных проблем


семинар

4

5.

Международные отношения и безопасность в эпоху глобализации


семинар

4

6.

«Золотой миллиард» и проблемы стран «третьего мира»


семинар

4

7.

Ресурсы природы и проблемы глобальной политики


семинар

4

8.

Ноосферология. Учение В.И. Вернадского


семинар

4

9.

Глобализация и будущее цивилизации

семинар

4


Итого: 1 семестр, 36 часов семинарских занятий, форма контроля – зачет с оценкой.


6.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

семинарских занятий для студентов заочного отделения

 

 



 

Тема

Форма


проведения занятий

Кол-во

часов


1.

Римский клуб и поиски решения глобальных проблем


семинар

2

2.

Международные отношения и безопасность в эпоху глобализации


семинар

2

Итого: 2 семестр, 4 часа семинарских занятий, форма контроля – зачет с оценкой.


7. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (108 часов)

Введение. Предмет и задачи курса.

Глобализация как основная тенденция общественного развития и предмет научных исследований. Предмет, структура и задачи курса. Место курса в современной системе образования. «Проблемные зоны» современного этапа развития цивилизации как проявление роста научно-технического могущества и масштабов его вмешательства в природу. Характер противоречий современной цивилизации. Динамика развития глобальных процессов. Методологические основы глобалистики.


Глобалистика как междисциплинарное направление научных исследований

Глобалистика как междисциплинарное направление научных исследований. Глобальные процессы как феномен и объект междисциплинарных исследований современной науки. Структура знания о глобальных проблемах. Взаимодействие общественных, естественных и технических наук в их осмыслении. Интеграция наук и проблема общенаучного синтеза в контексте исследования глобальных процессов. Место в нём общественных наук. Глобалистика как система научного знания. Основные этапы становления глобалистики и их особенности. Неоднородность идейно-теоретических и методологических основ глобальных исследований. Организации и центры глобальных исследований.

Глобалистика и глобализация. Глобализация как стержневая проблема грядущего мирового развития. Многогранность понятия «глобализация». Частнодисциплинарные интерпретации глобализации. Социологические теории глобализации. Экономический образ глобализации. Международные отношения и безопасность в эпоху глобализации. Культурологическое видение глобализации как тенденции к созданию единой мировой культуры/цивилизации, растущего взаимодействия и диалога культур. Экологические видение глобализации.

Объективные факторы глабализации – политические, экономические, производственно-технические, информационные, научно-технологические, социологические, экологические. Плюсы и минусы глобализации.


Системы международных отношений. Глобальные проблемы современности
Системы международных отношений. Вестфальская, Венская, Версальско-Вашингтонская, Ялтинско-Потсдамская системы. Формирование на современном этапе пятой системы. Глобальные проблемы как феномен и объект междисциплинарных исследований современной науки. Философский и социальный аспекты глобальных проблем. Многозначность термина «глобальные проблемы». Содержательная дифференциация понятий: глобальные проблемы человечества, глобальные проблемы цивилизации, глобальные проблемы современности, глобальные проблемы НТР. Основные виды глобальных проблем. Современные интерпретации истоков их обострения, динамики и проблем классификации. Многообразие подходов к группировке глобальных проблем, их относительный характер и зависимость от социально-философских и профессиональных ориентаций исследователей.
Римский клуб и поиски решений глобальных проблем
История возникновения и эволюция Римского клуба. Глобальная проблематика в докладах Римского клуба. Проекты «Мировая динамика» Дж. Форрестера и «Пределы роста» Д. Медоуза. Пять главных тенденций мирового развития: ускоренные темпы индустриализации; быстрый прирост населения; истощение невосполнимых ресурсов; рост зон недостаточного питания; ухудшение окружающей среды. Естественные «пределы роста». Доклады Римского клуба. Проблема человека в теоретической и практической деятельности Римского клуба.
Международные отношения и безопасность в эпоху глобализации
Проблема войны и мира – острейшая проблема стоящая перед человечеством. Характер международных отношений в эпоху глобализации – от «баланса сил» к «балансу интересов» и «общности интересов». Создание благоприятных условий для обеспечения мира и безопасности. Международная безопасность и региональные конфликты. Международная безопасность и международный терроризм. Роль ООН в прогнозировании и предотвращении конфликтов, нарушений прав человека, террористических актов и экологических катастроф. Значение санкций и военных мер. Меры региональной безопасности. Ограничение торговли оружием – составная часть программы мира и безопасности. Политика разоружения. Модели мира и современные военно-политические доктрины. Трансформация послевоенного регулирования мира в 90-е г ХХ в. перспективы сохранения всеобщего мира с позиций различных идейно-политических течений и субъектов глобальной политики. От системы взаимной безопасности к системе всеобщей безопасности.
Проблемы «Третьего мира». Преодоление отсталости – актуальная общепланетарная проблема.
Многоаспектность проблемы преодоления отсталости развивающихся стран и её глобальный характер. Истоки отсталости и особенности их современных интерпретаций. Бедность как мировая проблема. Природа массовой нищеты и её планетарные последствия. Отношения «Север-Юг»: эксплуатация и сотрудничество. Взаимосвязь проблемы отсталости с военно-политическими, экономическими, экологическими и другими глобальными проблемами. Анализ перспектив социально-экономической эволюции «третьего мира» в глобальном контексте. Ускорение дифференциации афро-азиатско-латиноамериканских стран. Борьба за утверждение нового международного экономического порядка, программа стабилизации и структурной адаптации экономики развивающихся стран.
Ноосферология. Ресурсы природы и проблемы глобальной политики
Ноосферология. Основные понятия и термины. Учение В.И. Вернадского. Ресурсы планеты и сфера политики – нарастание взаимосвязи. Ресурсы планеты как общечеловеческое достояние и проблема наднационального регулирования их использования.

Глобальная энергетическая и сырьевая проблемы, формы их проявления. Оскуднение жизненной среды – новая форма нищеты. Экономический рост и обострение энергетической ситуации. Тенденции развития энергетики в современном мире. Политика использования новых видов источников энергии и её неоднозначные оценки. Политические аспекты безопасности АЭС. Сырьевая проблема в современном мире. Территориально-пространственная неравномерность распределения энергетических и сырьевых ресурсов планеты и её влияние на международные отношения и региональные политические конфликты. Политические и экономические предпосылки снижения остроты энергетико-сырьевых проблем и устойчивое мировое развитие.

Глобальная продовольственная проблема. Комплексный характер глобальной продовольственной проблемы и её политической значение. Продовольственная проблема в истории цивилизации. Продовольственная проблема в развитых и среднеразвитых странах. Природа продовольственного кризиса в развивающихся странах, его социальное содержание и политические последствия. Проблема ликвидации голода. Производство продовольствия и природная среда: противоречивые результаты и катастрофические экологические последствия сельскохозяйственной политики. Состояние и перспективы продовольственной проблемы. Понятие глобальной продовольственной безопасности.

Освоение космоса и мирового океана как глобальные проблемы современности. Ресурсный потенциал Мирового океана и рост его политического значения. Политика освоения Мирового океана и её особенности. Международное сотрудничество в решении проблем Мирового океана и освоения Антарктиды. Космос и проблема открытости глобального политического пространства. Этапы освоения космоса. Военно-политические аспекты освоения космоса и его коммерциализация. Роль освоения космоса в развитии НТП. Международное сотрудничество в освоении космоса и политика глобальной безопасности.

Глобальная демографическая проблема и этнонациональные процессы в политике планетарной безопасности. Мировые процессы народонаселения и историческое развитие. Многоаспектность глобальной демографической проблемы и её место в системе глобальных проблем. Глобальные демографические тенденции и теории народонаселения, концепции демографической революции и проблема планетарной безопасности. Проявление демографического кризиса в различных группах стран. Конференция ООН по народонаселению и разработка политики устойчивого демографического развития. Глобальные демографические перспективы и политика планетарной безопасности.

Этническое разнообразие человечества как условие его длительного выживания. Политические последствия неравномерности экономического, демографического и социокультурного развития этносов в условиях нарастания интеграционных процессов. Феномен национализма и планетарная безопасность. Разрыв в условиях различных регионов мира, геополитические и иные факторы возникновения глобального этно-национального кризиса.



Глобальная экологическая проблема. Природа экологического кризиса. Современная экологическая ситуация. Планетарный экологический баланс. Концепции экологической безопасности.
Глобализация и альтернативные движения
Альтернативные социальные движения и концепции как реакции на кардинальные проблемы человеческого существования. Экологическая и антивоенная проблематика новых социальных движений. Римский клуб и альтернативные модели.

Движение антиглобалистов, его истоки, содержание, перспективы.


Глобализация и будущее цивилизации
Понятие «кризис цивилизации». Пути преодоления кризиса цивилизации. Идея глобального управления, необходимость создания глобального управления. Асинхрония современного мира как одна из главных проблем управления человечеством. Сосуществование культур, находящихся на разных ступенях развития. Учёт различий в традициях и менталитетах. Формирование нового миропорядка. Роль ООН и других международных организаций в организации сотрудничества по ликвидации или уменьшению последствий глобальных или региональных катастроф. Реформа ООН. Будущее человечества и пути решения глобальных проблем.

8. Темы рефератов


Преодоление экологического кризиса - глобальная проблема современности

Политические аспекты проявления демографического кризиса в различных странах

Особенности модернизационных процессов в различных цивилизациях

Концепция устойчивого развития - путь человечества к самосохранению

Гонка вооружений в иерархии глобальных проблем

Бедность как мировая проблема и ее планетарные последствия

Глобальная продовольственная проблема и ее политические последствия

Экологическое движение в России как часть мирового политического процесса

Роль ООН и других международных организаций в урегулировании региональных конфликтов

Военно-политические аспекты освоения космоса и его коммерциализация

Цивилизационные конфликты: миф или реальность?

Национальное государство в условиях глобализации

Формирование транснациональной финансово-политической элиты и ее роль в мировой политике

Глобальные политико-экономические проблемы освоения Мирового океана

Политические аспекты глобальной энергетической и сырьевой проблем

Транснациональные корпорации (ТНК) как акторы глобализации

Биосферно-ноосферная концепция В.И. Вернадского

Оскудение жизненной среды - новая форма нищеты

Транснационализация насилия и транснациональный правовой порядок

Глобальные проблемы современности и будущее России

Здоровье человека как проблема глобальной политики

Римский клуб как инициатор глобального моделирования

Взаимосвязь проблемы отсталости с военно-политическими, экологическими и другими глобальными процессами

Глобалистика как междисциплинарное направление научных исследований

Политические аспекты становления глобальной информационной среды
9. Контрольные вопросы по курсу «Глобалистика и ноосферология (1 часть

1. Глобалистика как наука. Предмет исследования и основные особенности.

2. Основные этапы в развитии глобалистики как науки

3. Римский клуб и его основные доклады

4. Ноосферогенез. Основные понятия и термины

5. Политические аспекты глобализации.

6. Международные экологические отношения: содержание и основные направления. Осуществление экологической политики на государственном уровне

7. Глобализация как этап формирования нового типа мирового сообщества

8. Основные характеристики новейшего этапа глобализации

9. Причины глобализации

10. Воздействие научно-технического прогресса на процессы глобализации

11. Национальный суверенитет в условиях усиления процессов глобализации

12. Биография В.И. Вернадского.

13. Системы международных отношений. Вестфальская, Венская, Версальско-Вашингтонская, Ялтинско-Потсдамская системы. Формирование на современном этапе пятой системы.

14. Основные виды и типы современных цивилизаций. Особенности модернизационных процессов в различных цивилизациях

15. Основные причины возможных цивилизационных конфликтов

16. Место и роль России в общепланетарном процессе

17. Глобальные проблемы современности и основные критерии глобальности

18. Преодоление экологического кризиса - глобальная проблема современности

19. Основные противоречия общества и природы и пути их разрешения

20. Технико-экономические и экологические проблемы освоения космического пространства и связанные с ними межгосударственные противоречия

21. Предотвращение мировой ядерной войны как глобальная проблема современности

22. Переход от биполярного к многополярному миропорядку и проблема столкновения цивилизаций

23. Использование ресурсов мирового океана как глобальная проблема современности

24. Международное морское право и интересы национальных государств

25. Демографический взрыв и его последствия для человечества

26. Решение демографических проблем в развитых странах мира

27. Миграция и иммиграция как способ решения демографических проблем

28. Предотвращение голода и нищеты - глобальная проблема современности

29. Транснационализация насилия и транснациональный правовой порядок

30. Глобальные проблемы современности и будущее России и стран СНГ

31. Глобальные процессы и проблема человека.

32. Концепция устойчивого развития - путь человечества к самосохранению

33. Концепция демографического развития РФ.

34. Концепция экологической безопасности Российской Федерации.

35. Продовольственная безопасность Российской Федерации.

36. Процесс глобализации как вызов этнической, национальной, цивилизационной идентичностям.

37. Концепция национальной безопасности России.

38. Современные интерпретации причин обострения глобальных проблем.

39. Мир современных цивилизаций в теоретических моделях С. Хантингтона и Ф. Фукуямы.

40. Транснациональная финансово-политическая элита и ее роль в мировой политике.

41. Глобализация и антиглобализм.

42. Современные модели мира и военно-политические доктрины.


  1. Технические и электронные средства обучения, иллюстрационные материалы

Работа с Интернет-сайтами, посвящёнными предлагаемой тематике.


11. ТЕКУЩИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

11.1. Формы и методы для текущего контроля.

Для текущего контроля по дисциплине «Глобалистика и ноосферология (1 часть)» проводятся:

1. контрольные работы после каждой пройденной темы;

2. тесты по пройденному материалу;



3. аналитические работы;

  1. рефераты.

11.2. Итоговый контроль — зачет с оценкой.

12. Разработчик доц., к.и.н. Д.А. Рущин.




  • Тема
  • Тема Форма
  • Введение. Предмет и задачи курса.
  • Глобалистика как междисциплинарное направление научных исследований