Мбоу яснополянская сош

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Мбоу яснополянская сош



страница1/4
Дата09.01.2017
Размер1.01 Mb.


  1   2   3   4
МБОУ Яснополянская СОШ
Все образовательные учреждения России с 1 сентября 2011 года перешли  на новый  Федеральный государственный  образовательный стандарт  начального  общего образования (ФГОС НОО). Cогласно новому стандарту дети должны овладеть различными видами исследовательской работы. Безусловно, в этом им помогает учитель. Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно. Ещё одной особенностью ФГОС НОО является формирование у детей умения самостоятельного поиска информации. Это очень важное умение, как с образовательной точки зрения, так и с точки зрения исследовательского обучения. Большое внимание, как в рамках класса, так и в рамках школы уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся, в результате которой учащимися приобретаются навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.

В новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. В таких условиях исследовательская деятельность учащихся начальных классов становится особенно актуальной.

Учебно-исследовательская деятельность на уроках в начальной школе - это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным, но предполагаемым  результатом.

Исследовательский поиск позволяет одновременно развивать у учащихся общие умения и навыки, такие как: умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую  учащиеся  выполняют  в течение определенного отрезка  времени под умелым руководством учителя.

Работа над исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

С 1-го класса мы начали вовлекать своих учеников в исследовательскую деятельность. В этом классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, что приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. На уроке окружающего мира в 1 классе исследовательская деятельность начинается с мини-исследований, которые проводятся по темам и называются «Мои маленькие исследования». В ходе уроков мы исследовали основные признаки живых организмов и пришли к выводу, что растения – это живые организмы; проводили исследование по теме «Размножение растений». По теме «Животный мир» собирали информацию о различных животных, в итоге был составлен альбом «Животные нашего края». По теме «Декоративные растения и комнатные растения» было предложено задание:

А) Дома у вас есть комнатные цветы. Я прошу вас вместе с родителями подготовить рассказ об одном цветке – всё что узнаете: откуда он родом, как он у вас оказался, как часто он цветёт, как вы за ним ухаживаете и, конечно же, как его зовут. Оформить свой рассказ вы тоже можете по-своему: в виде сообщения, презентации.

Б) Или спросите о любимых цветках маму, бабушку, папу и дедушку. Сделайте аппликацию, либо нарисуйте эти цветки, расскажите легенду или сочините о них сказку, а может, вы сделаете и научный доклад.

Учащиеся приготовили интересные рассказы, рисунки, сообщения и даже сказки.

Для учащихся младших классов были организованы экскурсии, чтобы они могли «увидеть» предмет и задать вопросы о нем; чтобы они могли «услышать», проводим беседы или сообщения. Чтобы они могли «прочитать», обучаем работе с библиотечным каталогом, с архивами, с сайтами Интернета.

Среди интересных проектных разработок можно назвать также:

- сочинения: «Знакомьтесь, это - Я», «Как я провел лето», «Знакомьтесь, это мои друзья»;

- рефераты: «Мой край», «Реки нашей области»; «Комнатные растения»

- проекты: «Мой безопасный маршрут», «Мое генеалогическое древо», «Я расскажу вам о зиме», «Лучшее слово о дружбе », «Самая прекрасная мамочка моя», «Отечественная война 1812 года», «Правильное питание», «Широкая масленица»

Любой исследовательский проект обязательно проходит защиту. Все ученики 1-2 классов стали активными читателями школьной и поселковой библиотеки, обладают навыками самостоятельного поиска информации, принимают активное участие в разных конкурсах, проектах, школьных выставках. В работе над проектами, наши учащиеся пользуются информационными средствами обучения.

В процессе исследования наши ученики учатся составлять  схемы, таблицы, овладевают простейшими формами систематизации учебного материала (на уроках математики). Подбирают книги по теме, ориентируются  в структуре книги, используют знания  о структуре книги  при ее выборе и работе с нею, составляют каталог прочитанных книг. Используют  в тех же целях  элементы оформления  книги (фотографии, чертежи, карты, рисунки  и т.д.) (на уроках ИЗО, математики, окружающего мира, литературного чтения). Обзор  литературы помогает  учащимся  свободно овладеть  методом теоретического анализа, сравнения и обобщения, ознакомиться с научной терминологией, научиться аргументировать свои ответы на  вопросы, задаваемые  им по результатам исследования.

Благодаря участию в исследовательской деятельности младшие школьники учатся взаимодействовать в группах, работать с книгой, ресурсами сети Интернет, оценивать проекты товарищей, оформлять промежуточные результаты в виде таблиц, схем или рисунков, выбирать форму представления и защиты проекта.

Проектно-исследовательскую деятельность мы используем как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

В нашей школе в начале учебного года провели опрос, предложив детям выбрать те занятия во внеурочной деятельности, которые им наиболее интересны. Также и родителям было предложено выбрать направление внеурочной деятельности для своего ребенка.

Проектная и исследовательская деятельность проводится по всем направлениям внеурочной деятельности.

Для 1-2 классов разработаны программы внеурочной деятельности «Таинственный мир природы» учителем Топоровой Н.И., «Народное творчество» учителем музыки Геппа Н.В., «Юный исследователь».

Кружок «Юный исследователь» по направлению проектной деятельности 1 час в неделю проводит учитель I квалификационной категории Макарова М.В. в 1-2 классах. Кружок посещают 21 ребенок.

Программа «Юный исследователь» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

 Формы организационной деятельности

1. Коллективные формы деятельности

    1.1. Творческие группы

    1.2. Конференции

         1.2.1. Духовно-нравственная

         1.2.2. ЗОЖ

   1.3. Экскурсии

   1.4. Семинары

         1.4.1. Эколого-физиологический

   1.5. Лекции

2. Индивидуальная исследовательская деятельность

    2.1. Творческие группы

   2.2. Проектирование

   2.3. Наблюдения в природе

    2.4. Анкетирование

   2.5. Работа с литературным источником.



Содержание программы объединено в 3 тематических модуля:

  • структура учебно-исследовательской деятельности учащихся,

  • этапы организации,

  • презентация результатов.

1 класс: использование специальных игр и занятий, позволяющих активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающих осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

Первый этап – это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования. С первых дней занятий рассматриваются методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию: задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.

Впоследствии, уже во второй четверти первого класса, проводится урок-тренинг, на котором учащиеся учатся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Например, приготовить сообщение о буром медведе. Задача учителя: подвести ребят к идее, что набор методов зависит от реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинается сбор материала. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому совместными усилиями сделать вывод, нужно создать схему-рисунок.



2 класс: работа над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.

Предлагаются задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяются на практике.



Внеурочная деятельность позволяет ученикам общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом явлений, становится источником многообразных впечатлений. Движущей силой внеурочной деятельности выступает интерес, добровольность участия, свобода индивидуального выбора, установка на скорую реализацию личностно значимого замысла, на «конечный результат»

УРОКИ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




БИБЛИОТЕКИ СЕМЬЯ ИНТЕРНЕТ


СОЦИУМ

Проект «Широкая Масленица»


Каталог: images
images -> Реферат спорт-альтернатива пагубным привычкам ученица мбоу сош №12 г. Казани 11 «Б» класса Гилязова А. О
images -> К рабочей программе по предмету история на 2014-2015 год для 5 класса Количество часов
images -> Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению 070600. 62 Дизайн квалификация (степень) выпускника
images -> Реферат по информатике и икт по теме: «Информационная картина мира»
images -> Сын просто уверен, что он главный человек в моей жизни. И здесь он прав. Сама это ему всегда внушала
images -> Основная образовательная программа основного общего образования мбоу «Бишевская средняя общеобразовательная»
  1   2   3   4

  • Формы организационной деятельности
  • Содержание программы объединено в 3 тематических модуля
  • 2 класс
  • УРОКИ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • БИБЛИОТЕКИ СЕМЬЯ ИНТЕРНЕТ СОЦИУМ Проект «Широкая Масленица»