Литературный язык основа культуры речи

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Литературный язык основа культуры речи



страница1/6
Дата19.08.2017
Размер1 Mb.


  1   2   3   4   5   6


Введение

В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Цель дисциплины «Русский язык и культура речи» – дать необходимые знания о русском языке, его богатстве, ресурсах, структуре, формах реализации; познакомить с основами культуры речи, с различными нормами литературного языка, его вариантами; изложить основы ораторского искусства, дать представление о речи как инструменте эффективного общения; сформировать навыки делового общения.

Пособие составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта. Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» предусматривает изучение следующих тем:



  1. понятие культуры речи;

  2. понятие о нормах русского литературного языка; виды норм;

  3. литературный язык - основа культуры речи;

  4. функциональные стили речи;

  5. текст; функционально-смысловые типы речи;

  6. нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи;

  7. фонетика, графика, орфография, орфоэпия, морфология;

  8. синтаксис; основные единицы синтаксиса; стилистика частей речи;

  9. русская пунктуация;

  10. лингвистика текста;

  11. лексикография; основные типы словарей.

Основная форма изучения курса - самостоятельная работа студентов над рекомендуемой литературой. Однако при изучении курса нужно пользоваться не только учебной литературой, но и лингвистическими словарями, справочниками и Интернет - ресурсами.

Учебным планом колледжа предусматривается сдача одной контрольной работы, которая выполняется в ученической тетради четким, понятным почерком. На каждой странице необходимо оставлять поля для замечаний преподавателя.

Получив прорецензированную контрольную работу, студент должен исправить все ошибки, внести исправления. Если работа не зачтена, то студент выполняет ее вторично (тот же вариант или новый по указанию преподавателя).

Контрольная работа по предмету «Русский язык и культура речи» содержит 30 вариантов. Вариант контрольной работы студент выбирает по двум последним цифрам. Например, если последние цифры 35, то у Вас вариант №5, если 75 - вариант №15, если 89 - вариант №29 и т.д. (т.е. следует учесть, сколько раз число 30 укладывается в Вашем шифре). Работа, выполненная не по своему варианту, не засчитывается и возвращается без проверки.

На обложке тетради указывается предмет, вариант, группа, фамилия, имя, отчество студента, шифр и дата сдачи контрольной работы. В конце контрольной работы следует написать список изученной и использованной литературы. Все непонятные вопросы нужно выяснить во время консультаций. На зачет студент допускается только с зачтенной контрольной работой.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- создавать тексты в устной и письменной форме;

- различать элементы нормированной и ненормированной речи;

-владеть понятием фонемы, фонетическими средст­вами речевой выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями;

- владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова; - уметь пользоваться толковыми, фразеологиче­скими, этимологическими словарями, словарем устаревших слов русского языка;

-находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;

- уметь определять функционально-стилевую принадлежность слова;

- определять слова, относимые к авторским новообра­зованиям;

- пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике, использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях;

-употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;

- выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте;

- различать предложения простые и сложные, обо­собляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты;

-уметь пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей;

-редактировать собственные тексты и тексты других авторов;

-пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания;

-различать тексты, их принадлежности к стилям;

-анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесо­образности;

-продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требо­ваниям профессиональной подготовки студентов;

– ориентироваться в социокультурной и языковой ситуации


Башкортостана (государственные языки, языки народов Республики
Башкортостан, толерантность, межкультурная коммуникация, владение русским, башкирским и родными языками);

– уметь работать с энциклопедическими, лингвистическими и лингвокультурологическими словарями;

– уметь воспринимать через текст культуру и ценностные ориентиры своего и других народов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой;

- соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента);

- особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;

-лексические и фразеологические единицы языка;

- способы словообразования;

-самостоятельные и служебные части речи;

-синтаксический строй предложений;

-правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;

-функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современно­го русского языка.

2 Рабочая программа учебной дисциплины.

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала обучающихся.

Задания для учащихся

1

2

6

Раздел 1.

Фонетика







Тема 1.1.

Введение. Понятие о русском

национальном языке.

Содержание учебного материала:

1.Введение.

2. Современный русский литературный язык.

3.Разделы языкознания.

4.Понятие о русском национальном языке.

5.Понятие о культуре речи.

6.Понятие нормы и виды норм современного русского литературного языка.

7.Литературный язык – основа культуры речи.

8.Словари русского языка.

9.Особенности русского ударения.

10.Вариативность ударений.


конспект, работа со словарями, [1] стр. 67-89; выписать из орфоэпического словаря 10 слов с различными пометами.




Практическая работа:

Нарушения орфоэпических норм.

Работа с орфоэпическим словарём.





Раздел 2. Лексика и фразеология






Тема 2.1.

Лексические и фразеологические единицы.

Содержание учебного материала:

  1. Лексические и фразеологические единицы русского языка.

  2. Работа со словарями.




конспект [4] стр. 7-35 выписать из толкового, фразеологического и семонимического словарей по 10 слов со значением




Практическая работа:

Лексические и фразеологические ошибки.

Профессиональная лексика и термины





Раздел 3.

Части речи.







Тема 3.1.

Стилистика

частей речи.

Содержание учебного материала:

1. Стилистика частей речи.

2. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.


конспект [4] стр. 92-132 повторить склонение, спряжение.




Практическая работа:

Стилистика частей речи.








Раздел 4.

Нормы

русского правописания.







Тема 4.1.

Нормы

орфографии.

Содержание учебного материала:

Типы и виды орфограмм.



конспект [4], составить словарную диктовку на все виды орфограмм




Практическая работа:

Тестовые задания по орфографии






Тема 4.2.

Нормы пунктуации.

Содержание учебного материала:

1. Функции знаков препинания

2. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте.


конспект [4], стр. 265-276, упр. 444, 445.




Практическая работа:

Тестовые задания по пунктуации.






Раздел 5.

Стилистика.








Тема 5.1.

Функциональные стили и типы речи.

Содержание учебного материала:

1.Функциональные стили современного русского языка.

2.Функционально-смысловые типы речи.


подобрать тексты на все виды стилей и типы речи, [2] стр. 144-188, анализ текста.




Практическая работа:

Тестовые задания по теме Стили речи и типы текста.






Раздел 6.

Анализ текста.







Тема 6.1.

Лингвистика текста.

Содержание учебного материала:

1. Текст и его структура

2. Лингвистика текста.


Анализ текста. [1], стр. 59-68.




Практическая работа:

Лингвистический анализ текста.








Темы самостоятельных работ

Количество часов по специальностям

131018

нефт.


140446

электр.


080114

бух.


190631

мех.


1

Русский язык в современном мире

2

4

2

4

2

Значение русского языка в Башкортостане

2

4

4

4

3

Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация

3

4

4

4

4

Работа с орфоэпическим словарем – 10 слов с различными пометами.

2

3

4

4

5

Несвойственность стечения согласных

1

4

4

4

6

Работа с толковыми словарями Ожегова и В. Даля (конспект вступительной статьи)

2

4

2

4

7

Работа со словарями (Толковый, фразеологический, семонимический и т.д.)

3

4

4

4

8

Работа со словарем терминов

2

4

4

4

9

Фразеология. Использование фразеологизма в речи русского и башкирского народов.

3

4

4

4

10

Особенности русской словообразовательной системы.

3

4

4

4

11

Работа со словообразовательным словарем.

2

4

4

4

12

Нарушения морфологических норм (употребление имен сущ.)

2

4

4

4

13

Благопожелание в русском и тюркском языках.

3

4

4

4

14

Синтаксис осложненного предложения

2

4

4

4

15

Синтаксис сложного предложения.

2

4

4

4

16

Выразительные возможности русского синтак­сиса

3

4

4

4

17

Основные правила употребления знаков препинания.

3

4

4

4

18

Пунктуация и интонация.

3

4

4

4

19

Чужая речь.

2

4

4

4

20

Выразительность речи.

2

4

4

4

21

Орфографические и пунктуационные нормы.

2

4

4

4

22

Текст в лингвокультурологическом аспекте.

3

4

4

4

23

Использование текстов об истории и культуре Башкортостана.

2

4

4

4

24

Текст как основа формирования

.лингвокультурологической компетенции обучающихся



3

5

5

5




Итого

60

97

93

97

Перечень тем для самостоятельной работы

Задания для контрольных работ
Вариант 1.

1. Опишите в речевых формулах одну жизненную ситуацию:

благодарность.

2. Объясните значение слов-паронимов. Составьте с этими словами предложения:

рассматривать-разглядывать, нестерпимый- нетерпимый, доверительный-доверчивый, представить-предоставить, методика-методология, педагогический-педагогичный.



3. Поставьте ударение в следующих словах:

агент, алфавит, арест, баловать, библиотека, вахтер, верба, гектар, гусеница, демократия, диалог, диспансер, добыча, договор, документ, закупорить, заржаветь, зубчатый, изобретение, индустрия, инструмент, искра, каталог, каучук, квартал.



4. Укажите значение следующих заимствованных слов:

адаптация, альма-матер, альянс, анонс, априори, брифинг, вербальный, вотум, дайджест, дефиниция, инцидент, компиляция, конфиденциальный, маркетинг, менталитет, периферия, позитивный, резюме, тривиальный, эквивалент, эксперимент, эрудиция, этика.

5. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени (в ед.ч. жен., муж. и сред, рода, форму множ.ч.), поставьте ударение:

создать, положить, отнять, взять.

6. Образуйте форму множественного числа именительного падежа и форму множественного числа родительного падежа, поставьте ударение:

судья, отрасль, сирота, туфля, профессор, бухгалтер.



7. Запишите предложения с именами числительными, заменив цифры словами:

Около 2500 человек обратились с просьбой о помощи. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. Длина окружности равна 422 сантиметрам. Из 596 вычесть 387. К 1778 прибавить 852. От 17464 отнять 11090.

8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

Роль Раневской в («Вишнёвом саду» - «Вишнёвом саде») А.П. Чехова раньше исполняли очень немолодые артистки. Первый искусственный спутник Земли просуществовал как космическое тело (92 суток - 92 дня - в течение 92 суток). (Одна - одной) из задач, которую нам предстоит срочно решить, является повышение успеваемости. Многие молодые режиссёры добились больших успехов (в деле создания - в создании) исторических кинофильмов.

9. Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст.

Однажды, проходя мимо своего дома, Михаил Аркадьевич Светлов сказал

другу:

— Здесь когда-нибудь будет доска с надписью: «В этом доме жил и не работал поэт Михаил Светлов».



Это была, конечно, шутка. О серьезных, подчас даже драматических явлениях жизни поэт умел говорить с усмешкой и иронией. И это приближало поэзию Михаила Светлова к сердцу читателя. <. >

Я встречал Светлова в его рабочей комнате, в студенческой аудитории, в кафе, в поездках. Всюду передо мной был обаятельный, ослепительно остроумный, добрый и задумчивый человек. С любым собеседником — от шофера такси до академика — он находил общий язык, потому что его язык — доброта и

сердечность. С незнакомцем Светлов заговаривал, как с братом. Он был застенчив и открыт одновременно. В этом была его сила.

Пригодись, моя сила,

Для слабых людей,

Пригодись, мое сердце,

Для светлых идей.

Пригодись молодым,

Пригодись, пригодись,

Пригодись, мой рассвет!

Светловская сила, светловская сердечность, светловская улыбка — все они пригодятся нашей современности, как еще пригодятся они нашему будущему...

(Л. Озеров.)



Каталог: zaoch
zaoch -> Учебные материалы для студентов ускоренной заочной формы обучения
zaoch -> Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция
zaoch -> Рабочая программа к ооп от № дисциплины сп 01 Тактико-специальная подготовка для специальности
zaoch -> Контрольная работа для магистров заочной формы обучения Контрольная работа по курсу «Информационное право»
zaoch -> 1. Предмет и объект психологической науки Общая характеристика психологии как науки. Объект и предмет психологии. Задачи психологической науки
zaoch -> Задания по психологии Основная литература
zaoch -> Учебные материалы для студентов заочной формы обучения
zaoch -> Рабочая программа к ооп от № дисциплины б 07 Социология для специальности
zaoch -> Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция
  1   2   3   4   5   6

  • 2 Рабочая программа учебной дисциплины. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
  • Наименование разделов и тем Содержание учебного материала обучающихся
  • Тема 1.1. Введение. Понятие о русском национальном языке. Содержание учебного материала
  • Раздел 2. Лексика и фразеология
  • Раздел 3. Части речи.
  • Раздел 4. Нормы русского правописания.
  • Тема 4.2. Нормы пунктуации. Содержание учебного материала
  • Раздел 5. Стилистика.
  • Раздел 6. Анализ текста.
  • Темы самостоятельных работ Количество часов по специальностям
  • Перечень тем для самостоятельной работы Задания для контрольных работ Вариант 1. 1 . Опишите в речевых формулах одну жизненную ситуацию
  • 2. Объясните значение слов-паронимов. Составьте с этими словами предложения
  • 3. Поставьте ударение в следующих словах
  • Образуйте форму множественного числа именительного падежа и форму множественного числа родительного падежа, поставьте ударение