Лекции Обзор учебной литературы Анализ изучаемой дисциплины

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Лекции Обзор учебной литературы Анализ изучаемой дисциплины

Скачать 67.38 Kb.


Дата08.01.2017
Размер67.38 Kb.
ТипПамятка

Скачать 67.38 Kb.

Памятка начинающему преподавателю
Первые шаги

Выработка рабочего плана

Подготовка к первой лекции

Обзор учебной литературы

Анализ изучаемой дисциплины

Атмосфера первой лекции

Подготовка к основному курсу лекций

Подготовка к семинарам

Прием и проверка рефератов

Каковы первые шаги начинающего преподавателя? Он должен читать лекции, вести семинарские занятия, советовать выбрать темы рефератов, давать консультации, принимать зачеты и экзамены. С чего начинать и как вести все виды преподавательской деятельности?


Первые шаги: прежде чем переходить к материалу новой лекции, минут 5-10 посвятить напоминанию материала предыдущей (так сказать, перечисляя одни заголовки; тем более что в эти 5-10 минут приходят опоздавшие). А в последние 2-3 минуты лекции анонсировать тему следующей лекции.

Многолетняя практика ведущих вузов России показала, что ими могут стать текущие контрольные. Таких контрольных можно устроить 1 или 2 и не более чем на половину лекции. Появится текущий срез успеваемости студентов (как правило, весьма невысокой).

Другим способом текущего контроля является написание реферата. С одной стороны, студент уже на этапе выбора темы знакомится с общим содержанием курса и с наличием литературы по ряду тем. И если работа студентом выполнена самостоятельно (а преподаватель сразу должен дать понять, что зачтет только самостоятельные работы), она не только дает ему большой объем информации по избранной теме, но и прививает навыки научной работы.

Преподаватель может составить свое мнение об успеваемости каждого, дать возможность каждому и не один раз выступить на семинаре.


Выработка рабочего плана: (все темы курса нереально раскрыть с одинаковой степенью полноты т.д.).
Подготовка к первой лекции. Первая лекция имеет особое значение для студентов. Поэтому в задачу первой лекции входит не столько сообщение нужного фактического материала, сколько демонстрация своеобразной рекламы курса, создание ситуации заинтересованности студента к изучаемому материалу на последующих лекциях, раскрытие тех новых возможностей, которые могут появиться у него после прослушивания данной учебной дисциплины.
Обзор учебной литературы. Его целесообразнее начать с рекомендаций учебника по данному курсу.

Хороший учебник — это тот, в котором полноценно, с примерами и иллюстрациями изложены основы данного курса.


Анализ изучаемой дисциплины. Каждая дисциплина обладает неповторимыми особенностями, которые целесообразно охарактеризовать на первой лекции. Задача преподавателя — обратить внимание студентов на эти специфические трудности темы уже на первой лекции.


Атмосфера первой лекции. Студенты приходят на первую лекцию еще не вполне готовые к серьезной работе прямо сейчас же, но готовые сформировать первые впечатления о читаемом курсе.

Первые минут 30 целесообразно дать строгие определения сути дисциплины, ее названия (можно чуточку поговорить о времени возникновения и о характере эволюции дисциплины), затем перейти к требованиям к студентам на лекциях, семинарах и во время самостоятельной подготовки, рассказать о необходимости написания реферата, о возможности или невозможности получить зачет “автоматом”, об экзаменационных требованиях, об учебниках и иной литературе.

Можно перейти к выяснению места данной дисциплины среди других, к вычленению ее коренных особенностей, к некоторым ключевым этапам, а затем, если хватит времени, начать излагать основной теоретический материал, то есть знакомить студентов с ключевыми понятиями курса.


Подготовка к основному курсу лекций. Основной курс лекций, как уже говорилось, варьируется в зависимости от наличия или отсутствия семинаров.

Привлечение иллюстративного материала должно быть строго дозировано, причем готовый материал должен демонстрироваться после определенных разъяснений лектора. Эти иллюстрации никоим образом не должны стать самоцелью.

Программа курса должна быть построена так, чтобы освещать не все, а только ключевые проблемы учебной дисциплины. Предпочтительнее вместо текста или конспекта иметь только план лекции (технологическую карту). В этом случае каждая лекция не растягивается по времени и пройденный материал действительно разъяснен в нужной степени, понят студентами и, скорее всего, усвоен. Часть вопросов лекции можно отдать на самостоятельное изучение, рассмотреть на семинарских занятиях.
Подготовка к семинарам.

Как правило, на кафедре помимо учебного плана существует и план семинарских занятий с перечнем проблем и списком литературы.

Выявляются главные, ключевые проблемы определенной темы. Преподаватель вправе потребовать от студента пояснить все новые термины читаемого им текста, а если студент каких-то из них не знает, преподаватель должен их объяснить. Преподаватель может также прокомментировать и успешность или неуспешность изложения данной темы студентом. Наличие комментария преподавателя позволяет корректировать знания студентов. Несомненно, семинары охватывают проблемы шире, чем лекции.


Прием и проверка рефератов( от лат refero – сообщаю, излагаю):

1) доклад на определенную тему; включающий обзор соответствующих источников (научных, литературных, публицистических и др.); 2) краткое изложение содержания научной работы, книги, статьи.

Реферат является небольшой научной работой студента, состоящей в поисках источников, их окончательном отборе и компиляции. Студенту не предлагается искать оригинальные пути решения проблемы, но и не возбраняется.

Сколькими источниками рекомендуется пользоваться? Для письменного доклада достаточно 5, а для реферата — не менее 10 работ в списке литературы, даже если они и не использовались студентом непосредственно, ибо студент показывает, что знает об их существовании. Это повышает ценность реферата.

Реферат может быть напечатан кеглем 12 на 24 страничках через 2 интервала и включает в себя: титульный лист; план работы (с него начинается нумерация страниц); введение, основную часть (2-3 главы), которая отражает раскрытые пункты плана с аргументацией и собственными суждениями по данной проблеме; заключение; список использованной литературы (он печатается на отдельной странице в алфавитном порядке), оформленный надлежащим образом (номер публикации по порядку, фамилия автора, его инициалы, название работы, место, год издания, страницы.

Во введении обосновывается актуальность и значимость темы, формулируются цель и задачи исследования, указываются опорные научные, публицистические, учебные источники, используемые в работе. В основной части идеи и аргументация раскрываются в соответствии с планом. Заключение отражает полученные результаты, авторскую позицию.

При использовании цитат сноски оформляются внизу на той же странице сразу после текста.

Например: Симонов В.П. Методика и технология системного анализа учебного занятия /В.П. Симонов//2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- С. 24-29.

Учебная литература печатается после классической и монографической. Словарная литература печатается в конце списка.

Удобнее реферат печатать шрифтом New Roman Times Cyrill и сохранять в расширении RTF. То же самое и в отношении письменного доклада. Реферат должен быть структурирован: титульный лист (название вуза, дисциплина, тема реферата, автор (фамилия и имя студента), номер группы и факультета, руководитель (Ф.И.О. преподавателя), город, год написания).

Если кто-то не имеет возможности напечатать, и пишет реферат от руки, но имеет более крупный почерк (а это выясняется очень просто: напечатанную строку надо написать от руки и посмотреть, сколько строк она заняла), то размер реферата увеличивается в то количество раз, во сколько крупнее рукописный шрифт.

В реферате должна присутствовать нумерация страниц (правый верхний угол). При наличии прямой ссылки на литературу в тексте цитата вставляется в кавычки, а далее в квадратных скобках следует номер публикации, страница, например [3, с. 8]. Это соответствует третьей работе в списке литературы в конце реферата. Реферат должен быть сброшюрован.

Наиболее распространенные ошибки — отсутствие места и года издания ряда публикаций в списке литературы.



При проверке реферата следует учитывать полноту раскрытия темы, использование монографий (недопустимо, когда студент пользуется в качестве источника учебником). Если нет прямых ссылок, затронуто много тем, но ни одна не раскрыта полностью -реферат можно оценить не выше оценки «удовлетворительно».
Каталог: assets -> files -> web -> 2010
files -> Темы рефератов и курсовых Острый аппендицит. Работа с программой «Виртуальная аппендэктомия»
files -> Рекомендуемые Темы для рефератов по дисципине бжд
files -> Мелкомукова Наталья Алексеевна
files -> Методические электронные материалы по дисциплине Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий
files -> Записи выполняются и используются в со 004 Предоставляется в со 023
files -> Корляков Андрей Владимирович, к ф. м н, доцент область применения категории слушателей на обучение которых рассчитана программа
2010 -> Темы рефератов для сдачи кандидатских экзаменов по истории и философии науки

  • Выработка рабочего плана : (
  • Обзор учебной литературы
  • Анализ изучаемой дисциплины
  • Атмосфера первой лекции
  • Подготовка к основному курсу лекций
  • Подготовка к семинарам
  • Прием и проверка рефератов