Кластеры как новая форма конкурентных отношений в современной экономике

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Кластеры как новая форма конкурентных отношений в современной экономике

Скачать 265.77 Kb.


Дата19.08.2017
Размер265.77 Kb.

Скачать 265.77 Kb.

Бойко Е.Н.

к.э.н., с.н.с., в.н.с. отдела инновационной политики, экономики и организации высоких технологий Института экономики и прогнозирования НАН Украины, Киев



КЛАСТЕРЫ КАК НОВАЯ ФОРМА КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ



Ключевые слова: кластерная политика, кластер, формат тройной спирали, бизнес, бюджет.

Keywords: cluster policy, cluster, triple helix format, business, budget.
В современных условиях наиболее эффективным инструментом повышения конкурентоспособности страны является кластерная политика. В отдельных государствах Европы кластерная политика начала применяться с 80-х гг. ХХ века. Следует отметить, что в ЕС утвержден “Манифест кластеризации в странах ЕС” (2006 г.) и “Европейский кластерный меморандум” (2008 г.). Значительное количество кластеров функционирует в странах ЕС, так в Италии их 206, в Великобритании – 168, во Франции – 96, в Дании – 34, в Германии – 32, в Нидерландах – 20 и в Финляндии – 9. [1; 2]. Мировая практика свидетельствует о том, что в последние годы процесс формирования кластеров происходит довольно активно также на территории США, где насчитывается 380 кластеров, в Индии – 106.

Под “кластерной политикой” следует понимать систему государственных и общественных мер и механизмов поддержки кластеров и кластерных инициатив, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, развитие институтов, стимулирующих формирование кластеров, а также обеспечивающих внедрение инноваций” [3].

Основными принципами кластерной политики являются [4]: целесообразность, иерархичность, комплексность, дифференцированный подход, согласованность и взаимная увязка, координация, системность, стимулирование, поддержка.

Существуют различные подходы к выделению поколений развития кластерной политики. Наибольший интерес вызывает классификация Пилипенко И., выделяющего кластерную политику двух поколений, основные моменты которой нашли отображение на рис. 1.




Поколения кластерной политики

1-е поколение




2-е поколение

Представляет собой комплекс мер, осуществляемых органами власти по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих кластеры фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров, общей политики поддержания их деятельности на национальном и региональном уровне. Ярким примером могут служить государства с высокой степенью развитости традиционных производств – Греция, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия.




В основу развития кластеров положены знания о функционировании в стране и регионе кластерах, а также индивидуальный подход к решению проблем развития каждого кластера в отдельности. Ярким примером могут служить государства с высоким уровнем жизни – Австрия, Великобритания, США, Финляндия, Швейцария, Швеция.

Рисунок 1. Поколения кластерной политики.
Как показывает мировой опыт, принято выделять несколько моделей государственной кластерной политики. Особый интерес представляет классификация Трофимовой О.М., которая выделяет 6 моделей: западноевропейскую, индийскую, китайскую, североамериканскую, скандинавскую и японскую, табл. 1.

Таблица 1



Модели государственной кластерной политики (мировой опыт)

Название модели государственной кластерной политики

Характеристика модели государственной кластерной политики

Страна-представитель

Западноевропейская

Ключевая роль принадлежит университетам и исследовательским институтам, а также формированию инновационной инфраструктуры.

В Италии на промышленные кластеры приходится 43% численности занятых в отрасли, более 30% объема национального экспорта.



Великобритания (формирование кластеров происходит на базе традиционных отраслей промышленности – производство тканей, одежды и мебели), Италия (кластеры формируются на территориях концентрации малых предприятий развития традиционных отраслей обрабатывающей промышленности, отличающихся высоким уровнем специализации при одновременной экспансии в смежные отрасли и регионы), Франция, Швейцария.

Индийская

Финансирование кластеров происходит за счет зарубежных инвестиций. С целью повышения экспортных возможностей кластера правительство отбирает наиболее приоритетные (производство тканей и трикотажа, а также пищевая, станкостроительная, фармацевтическая отрасли, программное обеспечение). Индийские кластеры поставляют свыше 60% экспортной продукции страны. Следует отметить, что в 14 крупных городах сосредоточено 80 действующих кластеров, объединяющих 22559 малых промышленных предприятий.

Индия.

Китайская

В основе формирования кластеров лежит инициатива правительства и регионов, направленная на создание особых зон развития высокотехнологичных отраслей, среди которых автомобилестроение, электротехника, производство мобильных телефонов. Финансирование кластеров осуществляется посредством правительственных грантов и венчурных фондов. Кластеры концентрируются вокруг иностранных заводов с перспективой развития собственных производственных мощностей.

Китай.

Североамериканская

Правительство реализует функцию стимулирования кластерной политики региональных органов власти посредством грантов и создания агентств по развитию кластеров.

В США более 60% промышленной продукции производится экономическими кластерами, деятельность которых основана на принципах партнерства и ориентирована на коммерциализацию НТР, инновационную деятельность.



Канада (биотехнологический, кластер высоких технологий и др.), США (компьютерный, автомобильный, кластер индустрии развлечения и др.).

Скандинавская

Инициатором создания кластеров является правительство, также как и развития исследовательской и технологической кооперации, адресного инвестирования средств в наиболее перспективные кластеры, интеграции кластеров.

Лесопромышленные кластеры обеспечивают 10% мирового экспорта продуктов лесопереработки.



Финляндия (кластеры формируются на базе крупных транснациональных компаний в лесной, информационной и телекоммуникационной отраслях).

Японская

Кластеры сформировались на базе транснациональных корпораций, практикующих долгосрочные субконтрактные и субподрядные отношения с группой малых предприятий. Правительство и регионы проводят политику, направленную на поддержку кластеров и развитие инновационной инфраструктуры.

Япония (кластеры в сфере информационных технологий, биотехнологий, электротехники и автомобилестроения).

Составлено автором на основе: [2; 12-15].
Несколько типов кластерной политики, среди которых директивный, интервенционистский, каталитический и, поддерживающий (табл. 2) предложил выделить М.Энрайт

Таблица 2.



Типы кластерной политики (по Энрайту М.)

Тип кластерной политики

Основные характеристики

Директивный

Функция государства дополняется проведением специальных программ, направленных на трансформацию специализации регионов через механизм развития кластеров

Интервенционистский

Правительство наряду с выполнением директивной функции перенимает у частного сектора ответственность за принятие решений о дальнейшем развитии кластеров, посредством трансферов, субсидий, административных ограничений или стимулов, а также активного контроля над фирмами в кластере формирует его специализацию.

Каталитический

Правительство сводит заинтересованные стороны и оказывает им ограниченную финансовую поддержку.

Поддерживающий

Функция государства дополняется инвестициями в инфраструктуру регионов, образование, тренинги, маркетинг с целью стимулирования развития кластеров.

Составлено автором на основе: [10; 15-16].
Кластерная политика подразумевает экономический рост, который зависит от взаимодействия бизнеса, научных и образовательных институтов, власти, промышленности. Ее основополагающей задачей является формирование условий для устойчивого развития, повышения уровня конкурентоспособности на основе стимулирования одной из новых форм инновационного развития – кластеров. Создание кластеров происходит практически во всех отраслях экономики, отдельных регионах, разных государствах. Поэтому, нами произведено исследование широкого диапазона форм, видов кластерных образований, проблем и перспектив их развития, основываясь на международном опыте. Подробнее остановимся на существующих определениях понятия “кластер”, некоторые из которых нами приведены в таблице 3.

Таблица 3



Варианты определения понятия “кластер”

Понятие “кластер”

Автор, название источника

“группа однородных взаимосвязанных экономических объектов (корпораций, отраслей или предприятий”

Рожков Г.В. Генезис инновационной экономики в России / Под ред. С.Г. Ерошенкова. – М.: МАКС Пресс, 2009. – 888 с.

“это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций”

Porter M.E. Clusters and the New Economics of Competition // Harvard Business Review. – Cambridge, 1998. – Vol. 76, N 6. – Р. 77

“это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных между собой компаний в соответствующих отраслях, специализированных поставщиков, а также причастных к их деятельности организаций (университеты, торговые объединения, агентства по стандартизации), которые конкурируя между собой, одновременно проводят совместную работу”

Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. – М.: Прогресс, 1993. – Т.1. – 350 с.

“хозяйственный блок, включающий фирмы и организации, связанные выпуском конечной продукции и географическим положением”

Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. – М., 2005. - № 4. – С.27-35.

“это территориально-отраслевое добровольное объединение предпринимательских структур, которые тесно сотрудничают с научными учреждениями и органами местной власти с целью повышения конкурентоспособности собственной продукции и экономического роста региона”

Войнаренко М.П. Концепція “кластерів” як альтернатива командно-адміністративній системі управління / М.П. Войнаренко, Л.П. Радецька, В.Р. Філінюк. Проблеми реформування економіки України. – Київ: Логос, 1999. – С.74-75.

Войнаренко М.П. Концепція кластерів – шлях до відродження виробництва на регіональному рівні // Економіст. 2000. – №1. – С.29–33.



Составлено автором на основе: [6; 17-21].
Следует отметить, что многие авторы (например, Рожков Г. и Кулакова Л.) выделяет характерные особенности развития кластеров, которые нами приведены в таблице 4.

Таблица 4



Характерные особенности международного развития кластеров

Особенности развития кластеров

по Рожкову Г.В.

по Кулаковой Л.И.

  • конкурентные позиции на международных/региональных рынках, высокий экспортный потенциал участника кластера;

  • конкурентные преимущества для развития кластера (выгодное географическое положение; доступ к ресурсам: сырьевым, трудовым, финансовым и пр.; наличие развитой инфраструктуры, прочее);

  • широкий набор участников, достаточный для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия;

  • эффективное взаимодействие между участниками кластера, в том числе за счет использования механизмов субконтрактации, партнерства предприятий с образовательными и исследовательскими организациями, прочее.

  • наличие конкурентных предприятий;

  • наличие в регионе конкурентных преимуществ для развития кластера;

  • лидерство частного сектора;

  • широкое вовлечение участников кластеров и взаимодействующих институтов;

  • географическая концентрация и близость;

  • ориентация продукции кластера на экспорт;

  • широкий набор участников и наличие “критической массы”;

  • наличие взаимосвязей и взаимодействия между участниками кластеров;

  • наличие конкуренции внутри кластера;

  • инновационная направленность кластера;

  • гибкость состава и структуры;

  • открытость кластера как системы.

Составлено автором на основе: [6; 22]
Существует несколько классификаций кластеров. Так, например, Т. Миролюбова классифицировала кластеры по следующим признакам: территориальному охвату; стадии развития кластера, степени новизны выпускаемой продукции; размерам; отраслевой принадлежности; различиям в структуре взаимосвязей; степени инновационности; роли в системе обмена и использования знаний; наличию и степени развития элементов кластерной структуры; уровню агрегации участников кластера; соорганизации практико-ориентированной фундаментальной науки; проектно-конструкторских разработок и инновационной промышленности; характеру отрасли предприятий-участников кластера [5]. Следует отметить также классификацию Рожкова Г., который выявляет существующие типы кластеров на международной арене, показанные на рис. 2 [6]. Отраслевые направления развития кластеров приведены в таблице 5.




К Л А С Т Е Р Ы








Дискретные



Объединение предприятий, которые занимаются производством продуктов (услуг), состоящие из дискретных компонентов (предприятия автомобилестроения, судостроения, авиационной промышленности).





Процессные



Образованы предприятиями, которые относятся к процессным отраслям (химическая, целлюлозно-бумажная, металлургическая, пищевая, сельское хозяйство).





Инновационные и “творческие”




Предприятия, относящиеся к группе “новых секторов” (информационные технологии, биотехнологии, новые материалы), а также секторам услуг, которые занимаются творческой деятельностью (кинематография).





Туристические




Формируются на основе туристических активов и состоят из предприятий различных секторов, занимающихся обслуживанием туристов (логистические предприятия, отели, производители сувенирной продукции).





Транспортно-логистические




Состоят из комплекса инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и, доставки пассажиров, груза.





Смешанные





Сочетают признаки нескольких типов кластеров

Рисунок 2. Типология кластеров на мировой арене.

Таблица 5



Отраслевые направления развития кластеров в мире

Страна

Отраслевое направление развития кластера

Финляндия, Швейцария

Электронные технологии и связь, информатика

Великобритания, Германия, Нидерланды, Норвегия, Франция

Биотехнологии и ресурсы

Германия, Дания, Италия, Франция, Швеция

Фармацевтика и производство косметики

Бельгия, Италия, Нидерланды, Финляндия, Франция

Агропроизводство и пищевая промышленность

Бельгия, Германия, Швейцария

Нефтегазовый комплекс и химическая промышленность

Германия, Ирландия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Швейцария

Машиностроение, электроника

Дания, Нидерланды, Швейцария, Швеция

Здравоохранение

Бельгия, Дания, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия

Коммуникации и транспорт

Норвегия, Финляндия

Энергетика

Бельгия, Нидерланды, Финляндия

Строительство и девелопмент

Австрия, Дания, Италия, Швейцария, Швеция, Финляндия

Легкая промышленность

Финляндия

Лесобумажный комплекс

Составлено автором на основе: [2; 23].

В классификации кластеров, разработанной Розенфельдом С., выделяются [6]:



  • “неактивные” или “недовыполняющие” (кластеры представляют собой образования, возможности которых использованы частично);

  • “потенциальные” (обладают некоторыми ключевыми характеристиками, испытывают недостаток производственных ресурсов, нехватку “критической массы”;

  • “работающие” или “перевыполняющие” (самодостаточные кластеры, выпускающие продукции больше по объему, чем продукция всех компонентов этих кластеров, работающих по отдельности.

М. Гакашев выделяет типы кластеров, в основу классификации которых положены особенности технологических параметров [7]:

- индустриальные (занимаются производством традиционных товаров);

- инновационные или интеллектуальные (имеют значительную часть инновационной продукции, а также сформированную инновационную инфраструктуру).

Участниками кластера являются [6]: предприятия (организации, фирмы), которые специализируются на профильных видах деятельности; фирмы-поставщики товаров/услуг для профильных предприятий; предприятия (организации, фирмы), занимающиеся обслуживанием отраслей общего пользования (инфраструктура: транспортная, энергетическая, природоохранная и др.); организации рыночной инфраструктуры (консалтинговые, аудиторские, страховые, кредитные и прочее); некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты; научно-исследовательские и образовательные организации; организации инновационной инфраструктуры, инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (индустриальные парки, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, центры энергосбережения, центры поддержки субподряда – субконтрактации); центры и агентства по развитию предпринимательства, регионального и муниципального развития, привлечения инвестиций, агентство по поддержке экспорта товаров, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию и др.

Создание кластера происходит по одной из нескольких моделей [7]:


  • “снизу вверх” (выстраивание отдельных проектов и программ, интегрирующих потенциальных участников кластера);

  • “сверху вниз” (создание органов совещательной координации и мониторинга, стратегии развития кластера);

  • смешанный (сочетание особенностей двух путей “снизу вверх” и “сверху вниз”).

Важной составляющей является механизм финансирования развития кластера, которое осуществляется на основе бюджетных ресурсов или ресурсов инвестора. Финансирование создания инфраструктуры кластера и его отдельных проектов осуществляется на основе смешанного типа финансирования (взносы предприятий-участников кластера (проектов), а также бюджетного финансирования).

Существует мировой опыт разработки специальных программ, ориентированных на создание и развитие кластеров. Особенности функционирования таких программ приведены в таблице 6.

Таблица 6

Мировой опыт разработки специальных программ развития кластеров


Страна

Программы, которые содействуют развитию кластеров

Беларусь

Интерес представляют “Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы”, “Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы”, “Стратегия технологического развития Республики Беларусь до 2015 года”, благодаря реализации которых к 2015 г. планировалось создать 7 кластеров.

Болгария

На территории действует программа “PHARE”, благодаря которой были сформированы первые промышленные кластеры: деревообработки и производства мебели (г. Разлоге); парфюмерии, косметики и эфирных масел (г. Пловдив); винный кластер (г. Ресе); производства мебели (г. Троян); туристических услуг (г. Родопах); ИК технологий (г. София); “Морской кластер Болгарии” (г. Варна); энергетических конструкций (г. Варна); путешествий и туризма (г. Варна) и др.

Германия

Частная немецкая компания “VDI/VDE-IT” (оператор федеральной кластерной программы) в интересах и от имени Министерства экономики и технологий Германии реализовала программу центров компетенций (Competence Networks Germany), направленную на поддержку развития кластеров в регионах.

Дания

Датская компания “REG X – The Danis Cluster Academy” (оператор государственной кластерной программы) реализует 2 программы:

- обучение кластерных менеджеров (образовательные модули, включающие программы по обучению разработке и реализации стратегий кластера, анализу цепочки создания стоимости, международному продвижению кластера, коммуникации в кластере и пр.);

- реализация современной инновационной политики и инновационных программ.


Норвегия

Государственная компания “Innovation Norway” запустила первую кластерную программу “Arena” (2002 г.), а затем вторую “Norwegian centers of expertise” (2006 г.). Вторая направлена на поддержку наиболее динамичных и перспективных “кластеров мирового уровня”.

Россия

Принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая предусматривает создание сети территориально-производственных кластеров.

Словения

Правительством реализуются программы, а для целевого финансирования отобраны 11 кластеров (автомобильный, станкостроительный, транспортно-логистический и др.).

США

В законодательстве понятие кластерной политики появилось в 2010 г. Опубликован доклад Национального исследовательского совета (2012 г.), в котором значительное внимание уделено кластерной политике. Реализацией программ инновационного кластерного развития занимаются Министерства энергетики, торговли, обороны, сельского хозяйства, труда и образования. Выделяют несколько направлений:

- создание “энергетических инновационных хабов” (региональные инновационные кластеры в области солнечной энергетики, энергоэффективных конструкций и ядерной энергетики);

- создание кластера робототехники (г. Мичиган);

- проект “Инновационная экосистема Национального научного фонда США” (поддержка региональным инновационным кластерам, которые помогают преподавателям и студентам коммерциализировать свои инновационные разработки, формировать альянсы с промышленностью и создавать стартапы).



Украина

Разработаны проекты нормативно-правовых актов по формированию основ государственной политики в сфере кластеризации экономики Украины. Среди них:

- проект "Концепции создания кластеров в Украине" (2008 г.), в котором говорится о перспективах внедрения кластерного подхода в экономике, выделены преимущества кластерной организации производства для отечественной экономики, определены концептуальные основы развития кластеров;

- проект "Концепции общегосударственной целевой программы развития промышленности Украины до 2017 г." (2008 г.), в котором предусматривалось внедрение модели кластерной организации промышленности;

- проект "Национальной стратегии формирования и развития трансграничных кластеров" (2009 г.), основная цель которой состоит в решение проблем, связанных с асимметрией развития регионов Украины, оттоком трудовых, интеллектуальных и других ресурсов из приграничных регионов Украины, а также отставанием Украины от других стран Европы по показателям качества жизни, уровня инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности и развитости инновационной среды. Преодоление этих недостатков предполагается за счет развития трансграничного сотрудничества и создания трансграничных кластеров.



Чехия

Действует программа “Кластеры”, целью которой является создание и развитие кластеров, укрепление горизонтальных и вертикальных форм кооперации (поставщик - потребитель; научно-исследовательский институт – производитель; оптовая торговля – розничная). Кластер должен заниматься обслуживанием не менее 15 самостоятельных организаций, из числа которых 75% занимаются производством, торговлей и оказанием услуг. Большинство участников кластера (не менее 60%) должны являться малыми и средними предприятиями.

Эстония

Примером является государственная “Инновационная стратегия науки, разработок и инноваций Эстонии 2007-2013”, основной задачей которой является создание экономических кластеров. В 2008 г. была создана “Программа развития кластеров”, целью которой является повышение международной конкурентоспособности предприятий на основе реализации совместных кластерных проектов, поддержка кластеров на уровне предварительного (картирование совместных интересов партнеров кластера; исследование осуществимости возможностей сотрудничества внутри и за пределами кластера; поиск необходимых партнеров для сотрудничества и пр.) и полного (поиск партнеров кластера; проведение маркетинговых исследований; координация совместного маркетинга и распределения производственных мощностей и пр.) сопровождения.

Япония

Действует программа “Knowledge cluster initiative”, стимулирующая развитие кластеров в 18-ти регионах страны. Содействие оказывается совместным проектам, в которых региональные университеты выступают в роли ядра кластеров, образованных сетью малых инновационных фирм и крупных промышленных компаний.

Составлено автором на основе: [2; 13; 24-29].

Несмотря на преимущества создания и развития кластеров, существуют и связанные с этим риски (выбора ошибочных приоритетов финансирования мероприятий кластерной политики за счет бюджетных средств; недостаточного уровня координации деятельности в процессе реализации кластерных программ/проектов; незаинтересованности исполнительной власти субъектов государства и местного самоуправления в реализации кластерных программ/проектов; низкого уровня эффективности мониторинга в процессе реализации кластерной политики) участников кластерных программ/проектов. Поэтому, важным моментом в разработке кластерной политики и механизмов ее реализации мы признаем меры, направленные на снижение влияния рисков.

К наиболее распространенным и значимым формам государственной поддержки кластеров относятся [2-3]: прямая финансовая поддержка специфических проектов; обеспечение выполнения административных процедур; предоставление знаний или других составляющих инфраструктуры; снижение налогов на исследовательские и инновационные расходы; снижение налогов на другие расходы, связанные с исследованиями и разработками, инновациями; организация публичных мероприятий (ярмарки, торговые миссии и пр.); содействие сетевому взаимодействию университетов, органов власти и управления, предприятий; поддержка и развитие инкубаторов; поддержка в улучшении репутации региона (кластера); обеспечение передачи информации (запросы рынка, ситуация на рынке, новые правила и пр.); обеспечение транспортных связей с другими кластерами или другими территориями.

К инструментам поддержки развития кластеров относятся [7-8]:



  • законодательное обеспечение защиты интеллектуальной собственности и авторских прав;

  • облегчение налогообложения для предприятий (Япония);

  • предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция);

  • целевые дотации на научно-исследовательские разработки (почти во всех развитых странах);

  • создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Нидерланды, Россия, Франция, Швейцария);

  • безвозмездные ссуды, достигающие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия);

  • снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей и представление налоговых льгот (Австрия, Германия, США, Япония), создание специальной инфраструктуры для их поддержки и экономического страхования (Япония);

  • прямое финансирование (50% расходов на создание новой продукции и технологий в России, США и Франции);

  • отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, в случае если изобретение касается экономии энергии (Австрия);

  • бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин (Германия, Нидерланды), государственные программы по снижению рисков и возмещению рисковых убытков (Япония);

  • программы поиска и привлечения иностранных специалистов (Австралия, США, Япония).

На основании проведенного нами исследования мы можем сделать следующие выводы:

- проведение кластерной политики базируется на организации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом, наукой, образованием, производством;

- существует разнообразие форм и методов обеспечения кластерной политики, отличающиеся национальными особенностями, концепцией кластерного подхода;

- применение кластерного подхода можно считать закономерным этапом развития экономики страны;

- кластеры являются специфической формой инновационной деятельности, а инновации – важным фактором повышения конкурентоспособности,

- в каждой стране кластерное развитие характеризуется специфическими особенностями;

- спецификой кластера является получение синергетического эффекта, который выражается в повышении конкурентоспособности, а его отличительной чертой является инновационная ориентированность;

- финансирование создания и развития кластеров обеспечивается бюджетными ресурсами или ресурсами инвестора;

- кластерные политики, программы и проекты в каждой стране имеют индивидуальные особенности;

- кластеры способствуют росту ВВП/ВНП, налоговых поступлений в бюджеты;

- кластеры стимулируют развитие малого и среднего бизнеса;

- в рамках существующего законодательства необходимо строить отношения в формате тройной спирали: наука - исполнительная власть – бизнес.


Список литературы и источников

  1. Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь. - http://www. online.zakon.kz/Document/?doc_id=31497583

  2. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран. - http://www.twirpx.com/file/814349/

  3. Кластерная политика. - http://www. ru.wikipedia.org/wiki/%

  4. Чумакова С.В., Черников Е.А. Методологические основы разработки и реализации кластерной политики в Российской Федерации. - http://www.otherreferats.allbest.ru/law/00149504_0.html

  5. Миролюбова Т.В. Международное сотрудничество между регионами как элемент государственного управления экономическим развитием на региональном уровне // Вестник РУДН. Сер. Экономика. – М., 2008. - № 3. – С.73-78.

  6. Рожков Г.В. Генезис инновационной экономики в России / Под ред. С.Г. Ерошенкова. – М.: МАКС Пресс, 2009. – 888 с.

  7. Гакашев М. Формирование инновационных кластеров: анализ мирового опыта // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2013. - № 9. – С.59-67.

  8. Казанцев А.К., Никитина И.А. Инновационные кластеры в региональных стратегиях. - http://www.rudocs.exdat.com/docs/index-351511.html

  9. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность регионов и кластерная политика в России. // Модернизация экономики и глобализация. [В 3-х кн.] Книга 3. / Отв. ред. Е.Г. Ясин. – Москва: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2009.– С. 285-293.

  10. Домбровский М.А. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономии. 2011. - № 2 (38). – С.45-61.

  11. Миронова М.Н. Мировой опыт кластерного подхода в государственной экономической политике: особенности и возможности применения в России // Известия Уральского государственного экономического университета. 2010. - № 2 (28). – С.32-38.

  12. Трофимова О.М. Анализ отечественного и зарубежного опыта кластерообразования в регионе // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. - № 12 (73). – С.142-145.

  13. Городничая Е.И. Зарубежный опыт государственного стимулирования формирования кластеров // Вестник московского университета. Серия 6. Экономика. – М., 2010. - № 1. – С.19-20.

  14. Помитов С.А. Опыт создания кластерных структур. - http://www. ekportal.ru/page-id-1910.html

  15. Несмачных О.В., Литовченко В.В. Кластерная политика в стратегии инновационного развития России и зарубежных стран // Фундаментальные исследования. 2014. - № 9. – С. 162-165.

  16. Формирование кластерной политики как механизма развития экономики промышленных отраслей России. - http://www.moyuniver.net/formirovanie-klasternoj-politiki-kak-mexanizma-razvitiya-ekonomiki-promyshlennyx-otraslej-rossii/

  17. Porter M.E. Clusters and the New Economics of Competition // Harvard Business Review. – Cambridge, 1998. – Vol. 76, N 6. – Р. 77.

  18. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. – М., Прогресс, 1993. – Т.1. – 350 с.

  19. Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. – М., 2005. - № 4. – С.27-35.

  20. Войнаренко М.П. Концепція кластерів – шлях до відродження виробництва на регіональному рівні // Економіст. 2000. – № 1. – С.29–33.

  21. Філінюк В.Р. Проблеми реформування економіки України. – Київ: Логос, 1999. – С.74-75.

  22. Кулакова Л.И. Кластерный подход – основа развития регионов // Российское предпринимательство. – М., 2013. - № 22 (244). – С. 121-130.

  23. Региональная структура национальной экономики. - http://www.ekonomika.by/Akulich2

  24. Болгария. - http://www.ucluster.org

  25. Кластеры: сущность, функции и роль. - http://www.webeconomy.ru

  26. Анализ зарубежного опыта деятельности центров кластерного развития. - http://www.evg-ko.livejournal.com/4650.html

  27. Яшева Г.А., Кунин В.А. Теоретико-методологические основы кластеров и их роль в повышении устойчивости национальных экономик // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - http:// www. eee-region.ru/

  28. Проект: развитие кластеров и интернационализация предприятий приграничных регионов России и Эстонии. Руководство по развитию кластеров. - http://www.rus.kohtla-jarve.ee/uploads/documents/valissuhted/projektid/2/cd/ru/guide.pdf

  29. Хмара М.П. Формування нормативно-правового забезпечення розвитку високотехнологічних кластерів. - http://www.eir.pstu.edu/bitstream/handle/123456789/5476/%D1%81.%20379.pdf?sequence=1




Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Методические указания для выполнения самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя по дисциплине срсп
2016 -> Порядок выполнения работ по оформлению разрешительной документации, добыче, учету, хранению и отпуску общераспространенных полезных ископаемых при проведении строительно-монтажных работ
2016 -> Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
2016 -> Маслова Екатерина Александровна, учитель обж старохмелевского филиала
2016 -> Доклад «Безопасность в школе №50»
2016 -> Форма подготовки
2016 -> Происхождение магии (черная, любовная, знахарство)
2016 -> 2016 год в Беларуси – Год культуры
2016 -> Пояснительная записка Статус документа
2016 -> «Основы организации научно-исследовательской работы младших школьников»

  • Ключевые слова
  • Рисунок 1. Поколения кластерной политики.
  • Модели государственной кластерной политики (мировой опыт)
  • Типы кластерной политики (по Энрайту М.)
  • Варианты определения понятия “кластер”
  • Характерные особенности международного развития кластеров
  • К Л А С Т Е Р Ы
  • Рисунок 2. Типология кластеров на мировой арене.
  • Мировой опыт разработки специальных программ развития кластеров
  • Список литературы и источников