Гигиена физического воспитания и спорта учебно-методический комплекс

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Гигиена физического воспитания и спорта учебно-методический комплекс



Дата30.09.2018
Размер1 Mb.
ТипПротокол


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова

(филиал) Тюменского государственного университета

УТВЕРЖДАЮ




Директор ИПИ им П.П. Ершова

(филиал) «ТюмГУ
/Шилов С.П./

17.03.2016 г.



Малецкая Н.С.

ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

профиля подготовки Физкультурное образование



заочной формы обучения
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от 10.03.2016

Содержание: УМК по Гигиена физического воспитания и спорта 44.03.01. Педагогическое образование профиля подготовки Физкультурное образование заочной формы обучения

Автор(-ы): Малецкая Н.С..

Объем 39 стр.


Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой ТиМФК

Шабанов А.В

10.03.2016

Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры от 10.03.2016

№ 7



Председатель УМС ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) «ТюмГУ»

Поливаев А.Г.

17.03.2016

Согласовано

Протокол заседания УМС от 17.03.2016

№ 7


Начальник ОИБО

Гудилова Л.Б.

21.03.2016

Согласовано



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова

(филиал) Тюменского государственного университета


Малецкая Н.С.

ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

профиля подготовки Физкультурное образование

заочной формы обучения

Тюменский государственный университет

2016

Малецкая Н.С. Гигиена физического воспитания и спорта. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиля подготовки Физкультурное образование заочной формы обучения. Тюмень, 2016 , 39 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Гигиена физического воспитания и спорта (указать наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом образовательной программы) [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой ТиМФК. Утверждено директором ИПИ им. П.П.Ершова (филиал) ТюмГУ.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Шабанов А.В., ст. преподаватель

Ф.И.О., ученая степень, звание заведующего кафедрой

© ИПИ им. П.П.Ершова (филиал) ТюмГУ, 2016.

© Малецкая Н.С. , 2016.

Ф.И.О. автора

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа включает следующие разделы:


  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Цели освоения дисциплин: сформировать у студентов знания, исследовательские и практические умения по организации физического воспитания различных групп населения и тренировочного процесса в отдельных видах спорта на основе современных гигиенических принципов и норм.

Задачи освоения дисциплин:

-ознакомить студентов с научными основами гигиены физической культуры и спорта;

-ознакомить студентов с основами гигиенического нормирования факторов физического воспитания и спорта;

-дать студентам знания об организации и условиях проведения занятий массовой физической культурой в разные возрастные периоды;

-дать студентам знания об организации и условиях проведения занятий в отдельных видах спорта;

-ознакомить студентов с современными гигиеническими принципами и подходами к нормированию одежды, обуви и спортивного инвентаря;

-ознакомить студентов с гигиеническими принципами и методиками повышения общей неспецифической резистентности организма в процессе занятий массовой физической культурой и спортом.
1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Гигиена физического воспитания и спорта» относится к вариативной части

профессионального цикла.

Изучение гигиены физического воспитания и спорта, предполагает взаимосвязь с такими дисциплинами как: теория и методика фи­зической культуры, анатомия человека, физио­логия человека, биохимия.


Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8





Особенности работы с детьми в специальных медицинских группах




+

+

+

+

+











1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:



Общекультурными (ОК):

готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);



Общепрофессиональными (ОПК):

способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);



Профессиональными компетенциями (ПК):

готовностью реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);


1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):
знать:

- основные положения общей и гигиены физической культуры и спорта;

- санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта;

- гигиенические требования к устройству основных спортивно-оздоровительных сооружений

и оборудования;

- гигиеническое обеспечение физического воспитания в школе;

- гигиеническое обеспечение спортивных тренировок;

- гигиеническое обеспечение занятий оздоровительной физической культуры;

- требования личной гигиены;

- гигиенические требования к использованию факторов внешней среды;

- основы закаливания;

- основы рационального и лечебного питания;

- гигиеническое обеспечение занятий в отдельных видах спорта.
уметь:

- формулировать конкретные задачи гигиены физической культуры и спорта в физическом

воспитании различных групп населения;

- оценивать с гигиенических позиций условия в местах проведения занятий физической

культуры, тренировок и соревнований;

- давать гигиеническую оценку питания физкультурников и спортсменов разного возраста;

- проводить оздоровительные мероприятия с учетом гигиенических требований
владеть:

- методами оценки общих гигиенических требований к спортивной одежде и обуви, к спортивному инвентарю, оборудованию и напольным покрытиям;



- методами гигиенического нормирования физических нагрузок при занятиях физической культурой и спортом.
2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 7 Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 академических часа, из них 14,85 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 93,15 часов, выделенных на самостоятельную работу.
Таблица 2.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Контактная работа:

14,85



















14,85







Аудиторные занятия (всего)

12



















12







В том числе:




-

-

-

-

-

-




-

-

Лекции

4



















4







Практические занятия (ПЗ)

4



















4







Семинары (С)































Лабораторные занятия (ЛЗ)

4



















4







Иные виды работ:

2,85



















2,85







Самостоятельная работа (всего):

93,15



















93,15







Общая трудоемкость зач. ед.

час


3



















3







108



















108







Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен



















экзамен









3. Тематический план

Таблица 3.



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак

тивной форме, в часах

Итого количес

тво баллов

Лекции *

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Модуль 1



























1.1 Гигиена как основа профилактики заболеваний и здорового образа жизни

1-2

2

2




4

8

4

0-10




Всего

1




2




4

8

4

0-10




Модуль 2




























2.1 Гигиена воды, воздуха и почвы

3

2







2

4

2

0-5




2.2 Гигиенические требования к местам занятий физкультурно-спортивной деятельностью

4-6

2

2

2

6

12

4

0-15




2.3 Личная гигиена, закаливание, гигиена одежды и обуви физкультурника и спортсмена

7

2







2

4

2

0-5




2.4 Гигиена спортивной одежды и обуви

8

1




2

2

5

1

0-10




2.5 Гигиена закаливания

9




2




2

4

2

0-5




2.6 Рациональное питание

10-12

2

2

2

6

12

4

0-15




2.7 Гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности

13

2







2

4

2

0-5




2.8 Особенности гигиенического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности лиц разного возраста и пола

14-15

2

1

2

6

11

2

0-15




2.9 Особенности гигиенического обеспечения занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности

16

2

1




2

5

2

0-10




2.10 Гигиеническое обеспечение подготовки юных спортсменов в отдельных видах спорта

17

1







2

3




0-5




Всего

17

16

8

8

32

64

21

0-90




Итого (часов, баллов):




18

10

8

36

72

20

0-100




Курсовая работа *

-

-

-

-

-

-

-

-




Из них в интеракт. форме




18

7

-

-

-







*- если предусмотрены учебным планом ОП.
4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 4.


Темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информации

онные системы и технологии

Итого количество баллов

коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

практическая работа

лабораторнаяработа

тест

реферат

Учебная задача

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

электронные практикумы

другие формы

Модуль 1

1.1










0-2







0-3













0-5

0-10

Всего










0-2







0-3













0-5

0-10

Модуль 2

2.1
















0-5



















0-5

2.2










0-2

0-3

0-5




0-5













0-15

2.3



















0-3













0-2

0-5

2.4













0-2







0-8













0-10

2.5










0-2







0-3
















0-5

2.6










0-2

0-2




0-3

0-5










0-3

0-15

2.7



















0-3













0-2

0-5

2.8










0-2

0-2

0-3

0-3

0-5













0-15

2.9










0-2




0-3




0-5













0-10

2.10



















0-3













0-2

0-5

Всего










0-10

0-9

0-16

0-18

0-28










0-9

0-90

Итого










0-12

0-9

0-16

0-21

0-28










0-14

0-100


5.Содержание дисциплины


раздела


Наименование раздела

Содержание раздела

1

2

3

1

Гигиена как основа профилактики заболеваний и здорового образа жизни

Гигиена как отрасль медицинской науки. Методы изучения внешней среды и её влияние на здоровье населения. Современные представления о здоровье. Гигиена физического воспитания и спорта. Состояние здоровья школьников и основные тенденции его изменения. Физическое воспитание и здоровье.


2

Гигиена воды, воздуха и почвы

Физические свойства воздуха, их гигиеническое значение. Понятие о микроклимате. Химический состав воздуха Нормирование качества воздушной среды в спортивных сооружениях. Основные загрязнители воздуха, их гигиеническое значение. Профилактика их неблагоприятного воздействия на здоровье. Особенности физического воспитания и тренировочного процесса в различных климатогеографических условиях.

Физиологическое значение воды. Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Эпидемиологическое значение воды. Выбор источников водоснабжения. Основные загрязнители воды и их гигиеническое значение. Методы улучшения качества питьевой воды. Гигиенические требования к качеству воды в спортивных сооружениях. Гигиенические требования к водоему.

Гигиеническое значение почвы. Эпидемиологическое значение почвы. Виды почв. Структура и свойства почвы. Показатели загрязнения почвы. Учет характера почвы при проектировании, строительстве и эксплуатации спортивных сооружений.


3

Гигиенические требования к местам занятий физкультурно-спортивной деятельностью

Гигиенические основы проектирования и строительства спортивных сооружений. Гигиенические требования к ориентации спортивных сооружений. Гигиенические требования к строительным и отделочным материалам.

Гигиенические требования к освещению, отоплению и вентиляции спортивных сооружений.

Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям. Гигиенические требования к закрытым спортивным сооружениям. Гигиенические требования к физкультурно-оздоровительным сооружениям.


4

Личная гигиена, закаливание, гигиена одежды и обуви физкультурника и спортсмена

Рациональный суточный режим спортсмена. Биологические ритмы. Суточный режим спортсмена в различные периоды тренировочного цикла. Уход за кожей, руками, волосами. Профилактика гнойничковых заболеваний. Вредные привычки и борьба с ними.



5

Гигиена спортивной одежды и обуви

Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в легкой атлетике. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в плавании. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в спортивных играх. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в гимнастике. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в спортивной борьбе. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в боксе. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в тяжелой атлетике.

Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в конькобежном спорте.

Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в мотоспорте.

Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в велосипедном спорте.





6

Гигиена закаливания

Физиология закаливания. Закаливание в практике физического воспитания и спорта. Закаливание воздухом, солнцем и водой. Искусственные источники ультрафиолетового излучения в практике закаливания. Гигиенические требования к местам закаливания. Гигиеническая оценка эффективности закаливания.


7

Рациональное питание

Понятие о достаточном и сбалансированном питании. Режим питания. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. Их физиологическая роль и гигиеническое значение. Общие гигиенические принципы построения питания. Гигиенические нормы питания спортсменов с учетом пола, возраста и характера профессиональной деятельности.



8

Гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности

Общие гигиенические принципы построения питания спортсменов. Гигиенические нормы питания спортсменов с учетом пола и возраста. Особенности питания спортсменов в различных видах спорта. Питание спортсменов во время соревнований. Питание спортсменов в восстановительном периоде. Питание спортсменов в различных климатогеографических зонах

9

Особенности гигиенического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности лиц разного возраста и пола

Гигиенические требования к организации занятий по физической культуре в школе. Планировка и эксплуатация спортивных сооружений общеобразовательной школы. Гигиенические требования к оборудованию, инвентарю спортивным сооружениям общеобразовательной школы.

Понятие о двигательной активности. Понятие о гипокинезии и гиперкинезии. Гигиенические нормы суточной двигательной активности лиц среднего и пожилого возраста. Гигиенические основы дозирования физических нагрузок для лиц среднего и пожилого возраста. Гигиеническое нормирование нагрузок в среднем и пожилом возрасте.





10

Особенности гигиенического обеспечения занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности

Производственная гимнастика. Вводная гимнастика. Физкультурная пауза. Физкультурные минутки. Микропаузы активного отдыха. Восстановительная гимнастика. Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах. Физкультурно-оздоровительные занятия по месту жительства

11

Гигиеническое обеспечение подготовки юных спортсменов в отдельных видах спорта

Гигиенические требования к организации и планированию учебно–тренировочному процесса юных спортсменов. Нормирование спортивных нагрузок для юных спортсменов с учетом возраста, пола и уровня физической подготовленности. Особенности питания юных спортсменов


6.Планы практических занятий (семинары)


№ п/п

Тема семинарского занятия

Вопросы, выносимые на семинар

1

Гигиена как основа профилактики заболеваний и здорового образа жизни.

  1. Определение гигиены как науки

  2. Цель и задачи гигиены.

  3. Предмет изучения гигиены как науки

  4. Основные методы гигиенических исследований.

  5. Гигиена физического воспитания и спорта как наука

  6. Цель и задачи гигиены физического воспитания и спорта

  7. Что понимается под «индивидуальным здоровьем»

  8. Понятие «функциональное состояние»

  9. Основные гигиенические принципы физкультуры и спорта




2

Гигиенические требования к местам занятий физкультурно-спортивной деятельностью

1. Гигиенические основы проектирования и строительства спортивных сооружений.

2. Гигиенические требования к ориентации спортивных сооружений.

3. Гигиенические требования к строительным и отделочным материалам


3

Гигиена закаливания

  1. Закаливание. Физиологические основы закаливания.

  2. Гигиенические принципы закаливания.

  3. Личная гигиена. Режим дня.

  4. Закаливание в спортивной практике.

  5. Основная, подготовительная и специальная медицинские группы.

  6. Формы физического воспитания и их гигиенические особенности.

  7. Двигательная активность и её нормирование.

  8. Методы изучения и оценки двигательной активности.

  9. Формирование двигательной активности учащихся.

  10. Гигиенические возрастно – половые нормативы двигательной активности учащихся.

  11. Гигиеническое нормирование циклических нагрузок (выносливость и её показатели)




4

Рациональное питание

  1. Понятие о достаточном и сбалансированном питании.

  2. Физиологическая роль и гигиеническое значение жиров.

  3. Физиологическая роль и гигиеническое значение белков.

  4. Физиологическая роль и гигиеническое значение углеводов.

  5. Физиологическая роль и гигиеническое значение витаминов, минеральных веществ.

  6. Общие гигиенические принципы построения питания.

  7. Гигиенические нормы питания спортсменов с учетом пола и возраста спортсменов.

  8. Особенности питания спортсменов в различных видах спорта.

  9. Питание спортсменов во время соревнований.

  10. Питание спортсменов в восстановительном периоде







Особенности гигиенического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности учащихся общеобразовательной школы

1.Гигиенические требования к организации занятий по физической культуре в школе.

2. Планировка и эксплуатация спортивных сооружений общеобразовательной школы.

3. Гигиенические требования к оборудованию, инвентарю спортивным сооружениям общеобразовательной школы


5

Гигиеническое обеспечение подготовки юных спортсменов в отдельных видах спорта

  1. Задачи гигиенического обеспечения занятий спортом

  2. Гигиенические требования к планированию тренировки (подготовительный период, соревновательный, переходный)

  3. Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормированию тренировочных нагрузок

    1. на одной тренировке;

б. в тренировочном цикле;

  1. Структура тренировочных нагрузок в недельном микроцикле

  2. Гигиеническое требование к планированию тренировок и дозированию физических нагрузок спортсменов

  3. Гигиеническое нормирование тренировочных занятий





7. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум).


№ п/п

Наименование лабораторной работы

Вопросы, выносимые на лабораторные занятия

1

1. Определение микроклимата в закрытых спортивных сооружениях.

2. Гигиеническая оценка игрового зала





1. Гигиенические требования к освещению, отоплению и вентиляции спортивных сооружений.

2. Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям.

3. Гигиенические требования к закрытым спортивным сооружениям.

4. Гигиенические требования к физкультурно-оздоровительным сооружениям.




2

Гигиеническая оценка экипировки гимнаста




Гигиенические требования:

к спортивному оборудованию; инвентарю и экипировке гимнаста



3

Расч Расчет энерготрат при различных видах деятельности


  1. Гигиенические нормы питания спортсменов с учетом пола и возраста.

  2. Особенности питания спортсменов в различных видах спорта.

  3. Питание спортсменов во время соревнований.

  4. Питание спортсменов в восстановительном периоде.

  5. Питание спортсменов в различных климатогеографических зонах

4

Оценка собственной суточной двигательной активности.



  1. Понятие о двигательной активности.

  2. Понятие о гипокинезии и гиперкинезии.

  3. Гигиенические нормы суточной двигательной активности лиц среднего и пожилого возраста.

  4. Гигиенические основы дозирования физических нагрузок для лиц среднего и пожилого возраста.

  5. Гигиеническое нормирование нагрузок в среднем и пожилом возрасте.





8. Примерная тематика курсовых работ (если они предусмотрены учебным планом ОП).

Не предусмотрены



9. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов

Таблица5




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные






















Модуль 1
















1.1

1.1 Гигиена как основа профилактики заболеваний и здорового образа жизни

1.Подготовка к практическому занятию. 2.Подготовка рефератов с презентацией

Чтение специальной литературы

1-2

4

0-10





Всего







1

5

0-10

Модуль 2

Всего















2.1 Гигиена воды, воздуха и почвы

1.Подготовка к лабораторной работе

2.Подготовка к практическому занятию

3.Тест


Чтение специальной литературы

3

2

0-5





2.2 Гигиенические требования к местам занятий физкультурно-спортивной деятельностью

1.Подготовка к лабораторной работе

2.Тест


Чтение специальной литературы

4-6

6

0-15





2.3 Личная гигиена, закаливание, гигиена одежды и обуви физкультурника и спортсмена

1. Подготовка рефератов с презентацией



Чтение специальной литературы

7


2

0-5





2.4 Гигиена спортивной одежды и обуви

1.Подготовка к лабораторной работе

2.Тест



Чтение специальной литературы

8

2

0-10





2.5 Гигиена закаливания

1.Подготовка к практическому занятию

2.Тест


3. Подготовка рефератов с презентацией

Чтение специальной литературы

9

2

0-5





2.6 Рациональное питание

1.Подготовка к практическому занятию

2. Подготовка рефератов с презентацией

3.Подготовка к лабораторной работе


Чтение специальной литературы

10-12

6

0-15






2.7 Гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности

1 Подготовка рефератов с презентацией.

Чтение специальной литературы

13

2

0-5





2.8 Особенности гигиенического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности лиц разного возраста и пола

1.Подготовка к практическому занятию

2.Тест 3.Подготовка к лабораторной работе

4. Подготовка рефератов с презентацией


Чтение специальной литературы

14-15

6

0-15





2.9 Особенности гигиенического обеспечения занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности

1.Подготовка к практическому занятию

2.Тест


Чтение специальной литературы

16

2

0-10





2.10 Гигиеническое обеспечение подготовки юных спортсменов в отдельных видах спорта

1. Подготовка рефератов с презентацией




17

2

5




Всего







17

32

0-90




Итого







17

36

0-100


10.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

УФ-13

Вопросы для экзамена:

  1. Объект и предмет гигиены как науки и учебной дисциплины.

  2. Определение гигиены физического воспитания и спорта. Объект и предмет гигиены физического воспитания и спорта.

  3. Место и значение гигиены физического воспитания в деятельности педагога по физическому воспитанию.

  4. Здоровье современных школьников России.

  5. Оздоровительная направленность физической культуры. Физиологические основы оздоровительного действия физических упражнений.

  6. Физические свойства и химический состав воздуха, их гигиеническое значение.

  7. Понятие о микроклимате.

  8. Нормирование качества воздушной среды в спортивных сооружениях.

  9. Основные загрязнители воздуха, их гигиеническое значение.

  10. Особенности физического воспитания в различных климатогеографических условиях.

  11. Особенности тренировочного процесса в различных климатогеографических условиях.

  12. Физиологическое и эпидемиологическое значение воды.

  13. Гигиенические требования к качеству питьевой воды.

  14. Выбор источников водоснабжения.

  15. Основные загрязнители воды и их гигиеническое значение.

  16. Методы улучшения качества питьевой воды.

  17. Гигиенические требования к качеству воды в спортивных сооружениях.

  18. Гигиенические требования к водоему.

  19. Физиология закаливания. Закаливание в практике физического воспитания и спорта.

  20. Закаливание воздухом.

  21. Закаливание солнцем.

  22. Закаливание водой.

  23. Искусственные источники ультрафиолетового излучения в практике закаливания.

  24. Гигиенические требования к местам закаливания.

  25. Гигиеническая оценка эффективности закаливания.

  26. Гигиеническое значение почвы.

  27. Учет характера почвы при проектировании, строительстве и эксплуатации спортивных сооружений.

  28. Гигиенические основы проектирования и строительства спортивных сооружений.

  29. Гигиенические требования к ориентации спортивных сооружений.

  30. Гигиенические требования к строительным и отделочным материалам.

  31. Гигиенические требования к освещению, отоплению и вентиляции спортивных сооружений.

  32. Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям.

  33. Гигиенические требования к закрытым спортивным сооружениям.

  34. Гигиенические требования к физкультурно-оздоровительным сооружениям.

  35. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в легкой атлетике.

  36. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в плавании.

  37. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в спортивных играх.

  38. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в гимнастике.

  39. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в спортивной борьбе.

  40. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в боксе.

  41. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в тяжелой атлетике.

  42. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в конькобежном спорте.

  43. Понятие о достаточном и сбалансированном питании.

  44. Режим питания.

  45. Белки. Их физиологическая роль и гигиеническое значение.

  46. Жиры. Их физиологическая роль и гигиеническое значение.

  47. Углеводы. Их физиологическая роль и гигиеническое значение.

  48. Витамины. Их физиологическая роль и гигиеническое значение.

  49. Минеральные вещества. Их физиологическая роль и гигиеническое значение.

  50. Общие гигиенические принципы построения питания.

  51. Гигиенические нормы питания спортсменов с учетом пола и возраста спортсменов.

  52. Питание спортсменов во время соревнований.

  53. Питание спортсменов в различных климатогеографических зонах.

  54. Гигиенические требования к организации занятий по физической культуре в школе.

  55. Планировка и эксплуатация спортивных сооружений общеобразовательной школы.

  56. Гигиенические требования к оборудованию, инвентарю спортивным сооружениям общеобразовательной школы.

  57. Понятие о двигательной активности.

  58. Понятие о гипокинезии и гиперкинезии.

  59. Гигиенические нормы суточной двигательной активности школьников.

  60. Гигиенические основы дозирования физических нагрузок школьников в процессе физического воспитания.



10.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций):



 

Циклы, дисциплины (модули) учебного плана ОП




 

5 семестр

Индекс компетенции

 

Гигиена физического воспитания и спорта

Общекультурные, общепрофессиональные компетенции

Код компетенции




ОК-8

Физическая культура, Общие основы методики обучения физической культуре, Методика обучения физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях и начальных классах, Теория и методика обучения физической культуре, Методика обучения и тренировки в учреждениях дополнительного образования, Плавание с методикой преподавания, Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование, Лечебная физическая культура, Физическая культура (учебно-тренировочные занятия), Современные средства оценивания результатов обучения в физической культуре и спорте, Особенности работы с детьми в специальных медицинских группах, Практикум по методике развития физических качеств, Практикум по методике обучения двигательным действиям, Практикум по судейской подготовке в игровых видах спорта, Практикум по судейской подготовке в циклических видах спорта, Судейская подготовка, Оздоровительные виды гимнастики, Профессиональное здоровье педагога по физической культуре, Лечебный массаж, Спортивный массаж, Спортивный и оздоровительный туризм, Основы здоровьесбережения, Современные направления физкультурно-спортивной деятельности, Гигиена физического воспитания и спорта, Организация соревнований, Практикум по врачебно-педагогическому контролю, Практикум по лечебной физической культуре, Биомеханика, Биомеханика в сфере физической культуры и спорта, Учебная практика, Педагогическая практика

ОПК-2

Психологические проблемы в педагогической деятельности и их разрешение, Психология развития человека в образовании, Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию, Анатомия, Физиология физического воспитания и спорта, Спортивная морфология, Лечебная физическая культура, Возрастная анатомия, физиология и гигиена, Спортивная конфликтология, Психология стресса, Лечебный массаж, Спортивный массаж, Гигиена физического воспитания и спорта, Практикум по лечебной физической культуре

ПК-1

Теория и методика обучения физической культуре, Анатомия, Физиология, Биохимия, Спортивные и подвижные игры с методикой преподавания, Лечебная физическая культура, Спортивная медицина, Спортивный массаж, Гигиена физического воспитания и спорта, Практикум по спортивной медицине

10.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:

Таблица 6.

Карта критериев оценивания компетенций

Код компетенции

Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП

Виды занятий (лекции, семинар

ские, практические, лабораторные)

Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.)

пороговый

(удовл.)

61-75 баллов

базовый (хор.)76-90 баллов

повышенный

(отл.)

91-100 баллов

ОК-8

Знает:

теоретический и методический материал;

гигиеническое обеспечение физического воспитания в школе

Умеет: поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность

использовать знания и навыки в объеме требований, предъявляемых к учителю физической культуры;

Владеет:


методами оценки общих гигиенических требований к спортивной одежде и обуви, к спортивному инвентарю, оборудованию


Знает:

теоретический и методический материал;

гигиеническое обеспечение физического воспитания в школе; основные положения общей и гигиены физической культуры и спорта

Умеет: поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность;

формулировать конкретные задачи гигиены физической культуры и спорта в физическом

воспитании


Владеет:


методами оценки общих гигиенических требований к спортивной одежде и обуви, к спортивному инвентарю, оборудованию

Знает:

теоретический и методический материал;

гигиеническое обеспечение физического воспитания в школе;

основные положения общей и гигиены физической культуры и спорта;

- санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта
Умеет:

использовать знания и навыки в объеме требований, предъявляемых к учителю физической культуры;

формулировать конкретные задачи гигиены физической культуры и спорта в физическом

воспитании; проводить оздоровительные мероприятия с учетом гигиенических требований


Владеет: методами оценки общих гигиенических требований к спортивной одежде и обуви, к спортивному инвентарю, оборудованию; методами гигиенического нормирования физических нагрузок при занятиях физической культурой и спортом.



Лекции

Практические занятия,

Лабораторные занятия




ПФ-4

ПФ-5

ПФ-7

ПФ-10

ИС -7

ОПК-2

Знает:

Возрастные,

психофизические и индивидуальные особенности обучающихся


Знает:

Возрастные,

психофизические и индивидуальные особенности обучающихся, основные положения общей и гигиены физической культуры и спорта


Знает:

Возрастные,

психофизические и индивидуальные особенности обучающихся, основные положения общей и гигиены физической культуры и спорта;

санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта



Лекции

Практические занятия Лабораторные занятия



ПФ-4

ПФ-5

ПФ-7

ПФ-10

ИС -7

Умеет:

Умеет вести занятия с учетом возрастных,

психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся; формулировать конкретные задачи гигиены физической культуры и спорта в физическом

воспитании



Умеет:

Умеет вести занятия с учетом возрастных,

психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся, использовать средства новых информационных технологий в образовательном процессе; формулировать конкретные задачи гигиены физической культуры и спорта в физическом

воспитании



Умеет:

Умеет вести занятия с учетом возрастных,

психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся, использовать средства новых информационных технологий в образовательном процессе, оценивать с гигиенических позиций условия в местах проведения занятий физической

культуры, тренировок и соревнований;









ПФ-4

ПФ-5

ПФ-7

ПФ-10

ИС -7

Владеет: способами ориентации в профессиональных источниках информации

Владеет:

способами ориентации в профессиональных источниках информации, способами проектной и инновационной деятельности




Владеет: способами ориентации в профессиональных источниках информации, способами проектной и инновационной деятельности, - методами гигиенического нормирования физических нагрузок при занятиях физической культурой и спортом.

способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны для организации занятий









ПК-1

Знает:

требования образовательных стандартов к базовому курсу физвоспитания для средней общеобразовательной школы


Умеет:


осуществлять тематическое планирование базового курса физвоспитания для средней общеобразовательной школы

Владеет: навыками планирования

учебной программы базового курса физвоспитания для средней общеобразовательной школы


Знает: требования образовательных стандартов и методические особенности базового курса физвоспитания для средней общеобразовательной школы

Умеет:


осуществлять тематическое планирование и реализовывать программу базового курса физвоспитания для средней общеобразовательной школы
Владеет: навыками планирования учебной программы базового курса физвоспитания для средней общеобразовательной школы; методами оценки общих гигиенических требований к спортивной одежде и обуви, к спортивному инвентарю, оборудованию


Знает:

требования образовательных стандартов методические особенности базового курса физвоспитания и элективных курсов

Умеет: осуществлять тематическое планирование и реализовывать программу базового курса физвоспитания ,
Владеет: навыками планирования и реализации

учебной программы базового курса физвоспитания;

методами гигиенического нормирования физических нагрузок при занятиях физической культурой и спортом.



Лекции

Практические занятия Лабораторные занятия




ПФ-4

ПФ-5

ПФ-7

ПФ-10

ИС -7



10.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

ПФ-4

1. Гигиена это наука …

А) о сохранении, укреплении и повышении здоровья общества.

Б) о культуре общества.

В) о сохранение дикой природы.

Г) о жизнедеятельности человека.
2. Цель гигиены состоит:

А) в охране здоровья и профилактики заболеваний человека.

Б) в прогнозе погоды.

В) в продлении молодости.

Г) в укреплении жизненной позиции здорового общества.
3. ……. - это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой и спортом, на здоровье занимающихся: условий внешней среды, в которых протекают занятия физическими упражнениями; организации и содержания занятий физическими упражнениями; объема и интенсивности физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями; характера питания; технического оснащения и экипировки спортсменов.

А) гигиена

Б) биология

В) Физиология

Г) Гигиена физического воспитания и спорта
4. Цель гигиены  ФВиС?

А) в охране здоровья и профилактики заболеваний человека.

Б) состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

В) в укреплении жизненной позиции здорового общества.

Г) состоит в профилактике различных заболеваний, связанных с воздействием факторов физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физическими упражнениями, повышении оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физической культурой и спортом.
5. Основная задача гигиены физического воспитания и спорта 

А) состоит в укреплении жизненной позиции здорового общества.

Б) состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

В) состоит в профилактике различных заболеваний, связанных с воздействием факторов физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физическими упражнениями, повышении оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физической культурой и спортом.

Г) приучить человека к чистоте.
6. Кто заложил медико-биологические основы учения о физическом воспитании, которые послужили предпосылкой не только для разработки теории и методики физического воспитания, но также физиологии и гигиены физических упражнений и спорта?

А) К. Славинецкий

Б) Я. Коменский

В) П. Ф.Лесгафт

Г) В .Гориневский
7. Какое вещество необходимо прежде всего для поддержания гомеостаза (постоянства внутренней среды) организма.

А) водород

Б) белковый распад

В) витамины

Г) вода
8. Организм взрослого человека примерно на …% состоит из воды?

А) 80%


Б) 65%

В) 92%


Г) 100%
9. Суточная потребность человека в питьевой воде зависит в основном?

А) от температуры воздуха и тяжести физической работы.

Б) от продолжительности сна.

В) от желания.

Г) от вчерашнего дня.
10. Воду подразделяют на?

А) вкусную и не вкусную.

Б) мягкую, умеренно жесткую и жесткую.

В) горькую, сладкую и солёную.

Г) жесткую, умеренную, мягкую.
11. Жесткость питьевой воды не должна превышать?

А) 7 мг/л

Б) 11мг/л

В) 2 мг/л

Г) 9 мг/л
12. Микробное число воды это?

А) количество микробов в 1 литре.

Б) количество микробов в одном стакане воды.

Г) общее количество микробов, содержащихся в 1 мл воды.


13. Индекс кишечной палочки это?

А) количество кишечных палочек в 1 л воды

Б) количество кишечных палочек в 1 мл воды

14. Дезинфекция воды это?


А) освобождение ее от возбудителей различных инфекционных заболеваний.

Б) освобождение ее от запаха.

В) выявление минеральных солей в ней.

Г) заражение воды инфекцией


15. Будучи одним из элементов биосферы, ……… во многом определяет гигиеническое состояние внешней среды, оказывая большое влияние на состояние здоровья людей и санитарно-гигиенические условия жизни.

А) Земля


Б) Песок

В) почва


Г) Глина
17. ………. — это высокоэффективное и наиболее экологичное оздоровительное средство. Он используется как мощный закаливающий фактор в различных оздоровительных системах.

А) снег


Б) вода

В) земля


Г) воздух
16. Поверхностный слой почвы представляет собой сложный комплекс, на …% состоящий из минеральных соединений и на …% — из органических веществ.

А) 50% на 50%

Б) 1-10% на 90-99%

В) 20% на 80%

Г) 90-99% на 1-10%
18. Максимальная влажность это?

А) абсолютное количество водяных паров, находящихся в 1 м3 воздуха в конкретное время при конкретной температуре;

Б) количество водяных паров, обеспечивающих полное насыщении 1 м3 воздуха влагой при конкретной температуре воздуха;

В) оба ответа верны.

Г) все ответы не верны.
19. Относительная влажность это?

А) отношение абсолютной влажности воздуха к максимальной (%);

Б) разность между максимальной и абсолютной влажностью воздуха.

В) все ответы не верны.


20. оптимальная температура воздуха для спортивных залов при отсутствии мест для зрителей составляет?

А) 25 °С


Б)130 С

В)220 С

Г) 15° С,
21.Вентиляцию воздуха подразделяют на?

А) теплую и холодную

Б) быструю и медленную

В) естественную и искусственную

Г) природную и механическую
22. Гигиенически оптимальная относительная влажность воздуха в спортивных сооружениях составляет в холодный период года …%,в теплый — … %.

А) 30%, 20%

Б) 40-45%, 50-55%

В) 99%, 22%

Г)70%, 77%
23. Температура воды в бассейнах для плавания должна составлять …°С

А)27-30
Б)19-20


В)17 18

Г) 26-27
24. Рациональное питание это?

А) питание построенное на научных основах, способное полностью обеспечить потребность в пище в количественном и качественном отношениях.

Б) диета


В) голодовка

Г) пятиразовое питание в определённый период времени


25. Основные пищевые вещества в рационе человека?

А)Белки, жиры, углеводы, витамины.

Б)Кальций, магний, углеводы.

В)Фосфор, железо, фтор.

Г) Витамины, минеральные соли.

26. Среди многочисленных пищевых веществ наиболее важная роль принадлежит?

А)Жирам
Б)Белкам


В)Углеводам
Г) Никому

27. В дневном рационе спортсменов количество белка должно составлять?

А) 0.1 - 0.5 г на 1 кг массы тела

Б) 0.5 - 1 г на 1 кг массы тела

В) 5 - 7.2 г на 1 кг массы тела

Г) 1.6 - 2.2 г на 1 кг массы тела
28. Являясь структурным элементом протоплазмы клеток, пластическую функцию выполняют?

А)Белки
Б)Жиры


В)Углеводы
Г) Витамины
29. , Наиболее распространенный на Земле класс органических соединений, входящих в состав всех организмов это?

А)Белки
Б)Жиры


В)Углеводы
Г) Витамины
30. Химические элементы, находящиеся в тканях организма человека в концентрациях 1:100 000 и меньше это?
А) Микроэлементы

Б) Макроэлементы

В) Тетроэлементы

Г) Интроэлементы


31. Закаливание – это…

А) повышение устойчивости - адаптации организма человека к действию различных неблагоприятных климатических факторов (холод, тепло, солнечная радиация)

Б) наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой и спортом, на здоровье занимающихся: условий внешней среды, в которых протекают занятия физическими упражнениями

В) способ способствующий быстрому восстановлению организма от усталости

Г) повышение морозоустойчивости организма
32. Ведущая роль закаливания принадлежит…?

А)Тренировке

Б)Терморегуляторному аппарату

В)Центральной нервной системе

Г) Устойчивости организма
33. При низких температурах в организме человека…

А)Усиливается истощение организма, кровь поступает быстрее к органам

Б) Усиливаются механизмы теплопродукции, одновременно уменьшается диаметр сосудов кожи, перераспределение тока крови между кожей и внутренними органами

В)Усиливаются механизмы обмена веществ, одновременно уменьшается ЧСС ударов

Г) Перераспределение тепла между кожей и внутренними органами
34. При адаптации к холоду и физической нагрузки…

А) Увеличиваются энергетическая мощность клетки (мощность митохондрий), выработка АТФ на единицу массы тканей, ликвидируется ее дефицит

Б)Увеличивается работоспособность человека, ликвидируется излишки веса

В)Уменьшается энерготраты на выполнение какой либо работы в низких температурных условиях

Г) Уменьшается количество клеток способных чувствовать холод, что повышает работоспособность человека
35. Закаливание холодом укрепляет…

А) увеличивается риск снижения иммунной защиты на пике спортивной формы

Б) хронические заболевания верхних дыхательных путей (насморк, гайморит, бронхит, тонзиллит, пневмония), почек (нефрит), суставов (артрит).

В) здоровье, повышает умственную и физическую работоспособность, устойчивость к инфекционным, аллергическим, злокачественным заболеваниям, ожирению, диабету.

Г) здоровье, повышает умственную и физическую работоспособность, устойчивость к растяжениям мышц, аллергическим, злокачественным заболеваниям, ожирению, диабету.
36. Главная задача личной гигиены как науки

А) исследование общих гигиенических требований к спортивной одежде и обуви

Б) ухода за кожей - вода и мыло. Лучше, если вода будет мягкая, а мыло - туалетное. Не забывайте учитывать особенности вашей кожи

В) исследование влияния климатических условий, труда и быта на здоровье людей с целью обеспечения оптимальных условий жизни человека для сохранения долголетия

Г) исследование влияния условий труда и быта на здоровье людей с целью предупреждения заболеваний и обеспечения оптимальных условий жизни человека для сохранения здоровья и долголетия.

37. Основные гигиенические характеристики материалов, используемые для изготовления спортивной одежды и обуви:

А) Мягкость, эластичность, вода-емкость

Б) Теплопроводность, воздухопроницаемость, испаряемость влаги

В) Паропроницаемость, прочность, гибкость

Г) Прочность, эластичность, теплопроводность

38. Стопа в покое в течение 1 ч выделяет

А) 2-4 грамма

Б) 1-1.5 грамма

В) 8-10 грамм

Г) Не выделяет
39. Гигиенически оптимальной величиной физических нагрузок считается такая нагрузка, которая…

А) еще не оказывает существенного отрицательного влияния на функциональное состояние организма человека.

Б) еще не оказывает существенного положительного влияния на функциональное состояние организма человека.

В) является суточной двигательной активностью и здоровьем школьников

Г) приводит организм в полную работоспособность
40. Двигательной активностью в гигиене называют

А) Сумму движений сделанных за 1 час

Б) Количество выполненных движений до выступления пота на коже

В) Сумму движений, выполняемых человеком от начала жизни до его смерти

Г) Сумму движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности 
41. Понятием «гипокинезия» обозначает

А) Норма количества и объема движений

Б) Чрезмерное количество и объем движений

В) Ограничение количества и объема движений

Г) Нарушение опорно-двигательного аппарата
42. Понятием «гиперкинезия» обозначает

А) Чрезмерная двигательная активность

Б) Ограничение количества и объема движений

В) Застой в развитии организма

Г) Быстрое овладение техникой движения
43. Шагометрия — это

А) Методика хронометража основана на регистрации деятельности конкретного школьника в определенный отрезок времени

Б) Подсчет локомоций школьника с помощью специальных приборов

В) Уровень привычной двигательной активности

Г) Число перемещений тела в пространстве (локомоций) за единицу времени
44. Под выносливостью понимают способность человека

А) к длительному выполнению какой-либо физической деятельности без снижения ее эффективности

Б) быстро выполнять физическое упражнение

В) к максимальному усилию в беге

Г) к короткому выполнению какой-либо физической деятельности со снижением ее эффективности
45. Основное гигиеническое требование к спортивному инвентарю и оборудованию

А) Простота в использовании

Б) в санитарном отношении условия хранения и эксплуатации снарядов, канатов и средств страховки

В) травмобезопасность

Г) должна иметь паспорта или эксплуатационные документы на технологическое оборудование и средства страховки, включающие инструкции по безопасной установке и эксплуатации спортивных снарядов

46. Ежегодно перед началом спортивного сезона все спортивное оборудование и инвентарь обследуется специальной комиссией и представителями территориальных органов

А) Налоговая

Б) Милиция

В) Санэпиднадзора

Г) Тренерами
47. Спортивные сооружения подразделяются на:

а) сооружения для зрителей

б) сооружения для персонала

в) основные сооружения

г) сооружения для спортсменов

д) вспомогательные сооружения


48. Допустимые перепады температуры воздуха в спортивном зале в течение рабочего дня:

а) 3º


б) 2,5º

в) 2º


г) 6º
49. При оценке микроклимата спортивных сооружений учитываются:

а) температура внутренней поверхности ограждений

б) температура воздуха

в) световой коэффициент

г) перепады температуры воздуха по вертикали и горизонтали

д) температура поверхности нагревательных приборов

е) коэффициент естественной освещенности

ж) кратность воздухообмена

з) перепад между температурой воздуха и температурой ограждений
50. Любая система вентиляции должна обеспечить:

а) необходимую чистоту воздуха

б) оптимальный микроклимат

в) допустимую подвижность воздуха

г) нераспространение воздушно-капельной инфекции
51. Световой климат – это изменение естественной освещенности:

а) по часам дня

б) по дням месяца

в) по месяцам года

г) по часам, дням, месяцам
52. Соседние здания должны стоять от светонесущей стены на расстоянии не менее их:

а) высоты

б) удвоенной высоты

в) утроенной высоты


53. Ширина полосы зеленых насаждений по периметру спортивных сооружений составляет не менее:

а) 3м.


б) 5м.

в) 10м.


г) 15м.
54. Строительные материалы должны иметь следующие физико-гигиенические свойства:

а) высокая теплопроводность

б) малая гигроскопичность

в) достаточная воздухопроницаемость

г) малая теплопроводность

д) высокая звукопроводимость

е) низкая звукопроводимость

ж) высокая воздухопроницаемость

з) высокая гигроскопичность
55. Движущими силами естественной вентиляции являются:

а) разность температур воздуха у наружной и внутренней стены

б) скорость движения воздуха в помещении

в) разность температур воздуха внутри и снаружи помещения

г) скорость движения атмосферного воздуха

д) инфильтрация воздуха


56. Глубина помещения – это расстояние:

а) от пола до потолка

б) от поля до верхнего края окна

в) от светонесущей стены до противоположной


57. Отделочные материалы для спортивных сооружений должны быть:

а) долговечны

б) безвредны для здоровья

в) твердыми

г) безопасны в пожарном отношении

д) эстетичны

е) удобны при уборке

ж) эластичны


58. Искусственное освещение должно быть:

а) немерцающим

б) достаточным

в) не изменяющим микроклимат

г) равномерным

д) близким по спектру к дневному

е) не

ж) пожаробезопасным


59. …… - это сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и других факторов, без которых человек не существует как таковой
60. …… - это наиболее распространенный способ обеззараживания воды, отличающийся эффективностью, простотой и экономичностью
61. …… - это сложный динамический комплекс различных атмосферных факторов, которое оказывает влияние на организм человека и условия его жизни
62. …… - это повышение устойчивости организма к действию ряда метереологических факторов
ПФ-5
Вопросы, выносимые на лабораторные занятия
Занятие №1

1. Гигиенические требования к освещению, отоплению и вентиляции спортивных сооружений.

2. Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям.

3. Гигиенические требования к закрытым спортивным сооружениям.

4. Гигиенические требования к физкультурно-оздоровительным сооружениям.

5.Гигиенические требования:

к спортивному оборудованию; инвентарю и экипировке гимнаста
Занятие № 2

1.Гигиенические нормы питания спортсменов с учетом пола и возраста.

2.Особенности питания спортсменов в различных видах спорта.

3. Питание спортсменов во время соревнований.

4.Питание спортсменов в восстановительном периоде.

5. Питание спортсменов в различных климатогеографических зонах

6.Понятие о двигательной активности.
Занятие № 3

1. Понятие о гипокинезии и гиперкинезии.

2.Гигиенические нормы суточной двигательной активности лиц среднего и пожилого возраста.

3.Гигиенические основы дозирования физических нагрузок для лиц среднего и пожилого возраста.

4.Гигиеническое нормирование нагрузок в среднем и пожилом возрасте.

Вопросы, выносимые на семинар

Занятие№1

1.Определение гигиены как науки

2.Цель и задачи гигиены.

3.Предмет изучения гигиены как науки

4.Основные методы гигиенических исследований.

5.Гигиена физического воспитания и спорта как наука

6.Цель и задачи гигиены физического воспитания и спорта

7.Что понимается под «индивидуальным здоровьем»

8.Понятие «функциональное состояние»

9.Основные гигиенические принципы физкультуры и спорта


Занятие№2

1. Гигиенические основы проектирования и строительства спортивных сооружений.

2. Гигиенические требования к ориентации спортивных сооружений.

3. Гигиенические требования к строительным и отделочным материалам


Занятие №3

1.Закаливание. Физиологические основы закаливания.

2.Гигиенические принципы закаливания.

3.Личная гигиена. Режим дня.

4.Закаливание в спортивной практике.

5.Основная, подготовительная и специальная медицинские группы.

6.Формы физического воспитания и их гигиенические особенности.

Двигательная активность и её нормирование.

7.Методы изучения и оценки двигательной активности.

8.Формирование двигательной активности учащихся.

11.Гигиенические возрастно – половые нормативы двигательной активности учащихся.

12Гигиеническое нормирование циклических нагрузок (

Занятие №4
1.Понятие о достаточном и сбалансированном питании.

2.Физиологическая роль и гигиеническое значение жиров.

3.Физиологическая роль и гигиеническое значение белков.

4.Физиологическая роль и гигиеническое значение углеводов.

5.Физиологическая роль и гигиеническое значение витаминов, минеральных веществ.

6.Общие гигиенические принципы построения питания.

7.Гигиенические нормы питания спортсменов с учетом пола и возраста спортсменов.

8.Особенности питания спортсменов в различных видах спорта.

9.Питание спортсменов во время соревнований.

10.Питание спортсменов в восстановительном периоде


Занятие №5

1.Гигиенические требования к организации занятий по физической культуре в школе.

2. Планировка и эксплуатация спортивных сооружений общеобразовательной школы.

3. Гигиенические требования к оборудованию, инвентарю спортивным сооружениям общеобразовательной школы



ПФ-10
Примерные темы рефератов

1. Современные научные представления о здоровье.

2.Состояние здоровья школьников и основные тенденции его изменения.

3. Объект и предмет гигиены физического воспитания и спорта.

4. Место и значение гигиены физического воспитания в деятельности педагога по физическому воспитанию.

5.Физиологические основы оздоровительного действия физических упражнений.

6.Физические свойства воздуха, их гигиеническое значение.

7.Понятие о микроклимате.

8.Химический состав воздуха.

9.Нормирование качества воздушной среды в спортивных сооружениях.

10.Основные загрязнители воздуха, их гигиеническое значение.

11.Особенности физического воспитания в различных климатогеографических условиях.

12.Особенности тренировочного процесса в различных климатогеографических условиях.

13.Гигиенические требования к качеству питьевой воды.

14.Эпидемиологическое значение воды.

15.Выбор источников водоснабжения.

16.Основные загрязнители воды и их гигиеническое значение.

17.Гигиенические требования к качеству воды в спортивных сооружениях.

18.Гигиенические требования к водоему.

19.Физиология закаливания.

20.Закаливание в практике физического воспитания и спорта.

21.Закаливание воздухом.

22.Закаливание солнцем.

23.Закаливание водой.

24.Искусственные источники ультрафиолетового излучения в практике закаливания.

25.Гигиенические требования к местам закаливания.

26.Гигиеническая оценка эффективности закаливания.

27.Гигиенические требования к ориентации спортивных сооружений.

28.Гигиенические требования к строительным и отделочным материалам.

29.Гигиенические требования к освещению, отоплению и вентиляции спортивных сооружений.

30.Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям.

31.Гигиенические требования к закрытым спортивным сооружениям.

32.Гигиенические требования к физкультурно-оздоровительным сооружениям.

33.Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в легкой атлетике.

34.Общие гигиенические принципы построения питания.

35.Гигиенические нормы питания спортсменов с учетом пола и возраста спортсменов.

36.Особенности питания спортсменов в различных видах спорта.

37.Питание спортсменов во время соревнований.

38.Питание спортсменов в восстановительном периоде.

39.Гигиенические требования к организации занятий по физической культуре в школе.

40.Планировка и эксплуатация спортивных сооружений общеобразовательной школы.

41.Гигиенические требования к оборудованию, инвентарю спортивным сооружениям общеобразовательной школы.

42.Понятие о двигательной активности.

43.Понятие о гипокинезии и гиперкинезии.

44.Гигиенические нормы суточной двигательной активности школьников.

10.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности характеризующих этапы формирования компетенций.

Для допуска к экзамену студент должен набрать не менее 60 баллов по формам текущего контроля. Максимальное количество баллов, которые может набрать студент в ходе изучения дисциплины, составляет 100. При наборе студентом более 60 баллов оценка за промежуточную аттестацию может быть выставлена автоматически согласно следующим критериям: 61-75 баллов – удовлетворительно; 76-90 баллов – хорошо; 91-100 баллов – отлично. Студенты набравшие по текущему контролю менее 60 баллов, а также студенты не согласные с итоговой оценкой, полученной по результатам текущего контроля сдают экзамен в устной форме. Экзаменационный билет содержит два вопроса по разным разделам зоологии. Например, один вопрос по зоологии беспозвоночных, второй – по зоологии позвоночных. На экзамене оценка выставляется согласно «Положению о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов ФГБО ВПО «ТюмГУ» (Приложение к приказу от 01.04.2014 №185) в соответствии со следующими критериями:



  • оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой курса, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой курса. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;

  • оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе курса задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе курса. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности;

  • оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой курса, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой курса. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;

  • оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой курса заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Студенты, имеющие допуск к экзаменационной сессии, но не выполнившие все формы текущего контроля, предусмотренные УМК по конкретной дисциплине, имеющие до 50% пропусков занятий, к экзамену по данной дисциплине не допускаются.

11. Образовательные технологии
На лекционных занятиях использовать такие образовательные технологии как система методов проблемно-развивающего обучения, диалогический метод. Компетентностный подход предполагает формирование у студентов ключевых компетенций. широкое использование в учебном процессе компьютерных технологий. На лабораторных занятиях важно использовать таблицы, мультимедиа. При таком обучении восприятие и усвоение учебной информации происходит путем межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов обучения. Поэтому широко применяются методы группового или парного взаимодействия такие как взаимное обучение, взаимная корректировка результатов выполненных работ, взаимопроверка.

Во время лабораторных занятий предусматривается использовать исследовательские методы и проводить индивидуальные, парные и групповые формы работы.



12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

12.1. Основная литература

1.Гигиена физической культуры и спорта : учебник / под ред. В.А. Маргазин, О.Н. Семенова. - СПб : СпецЛит, 2010. - 192 с. - ISBN 978-5-299-00439-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=105752 (19.03.2015).


12.2 Дополнительная литература
1.Полиевский, С.А. Общая и специальная гигиена [Текст] : учеб.для вузов / С.А. Полиевский, А.Н. Шафрановская. - М.: Академия, 2009. - 304 2 экз.
Периодические издания
12.3 Интернет-ресурсы

1. Электронно-библиотечная система elibrary http://elibrary.ru

2. Универсальная справочно-информационная полнотекстовая база данных “East View” ООО «ИВИС» http://www.eastview.com/

3. Электронный справочник «Информио» http://www.informio.ru/

4. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека онлайн" http://www.biblioclub.ru






13. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

- Пакет программ Microsoft Office 2007 или 2010

  • Windows XP или 7

  • Интернет-соединение на базе ADSL

14. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Рабочая программа дисциплины;

1.учебные и методические пособия;

2.термометры ртутный и спиртовой;

3.психрометры Августа и Ассмана;

3.барометр;

4.анемометры крыльчатый и чашечный;

5.мерная рулетка;

6.технические средства обучения (компьютеры, программное обеспечение);

7.наглядные пособия, методические разработки к лабораторным и практическим занятиям;

8.лабораторное оборудование

15. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

Методические рекомендации преподавателю: — обеспечить освоение студентами основ фундаментальных знаний общей и специальной гигиены, целостное ос­мысление профессиональной деятельности, методологических подходов;
— сформировать у студентов стремление к самостоятельности и творчеству в процессе обучения;
— сформировать у студентов способность оценивать и отбирать информационные технологии в педагогическом процессе для решения проблем по гигиеническому обеспечению подготовки спортсменов в своем виде спорта.
Преподавателям, которые будут проводить занятия по данной дисциплине, необходимо изучить ее дидактические единицы, приведенные в Госстандарте, и особенно типовую программу, в которой представлены перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы и экзамену.
Методические рекомендации студентам: Для успешной подготовки к семинарским занятиям необходимы: систематизация, понимание и осознание учебного материала по тематике дисциплины. Рекомендуется использовать приёмы осмысленного запоминания: формулировка вопросов и ответов, схематизация информации и др. При подготовке к практическим занятиям студент может пользоваться всеми доступными средствами информации (учебники, пособия, электронные ресурсы, интернет ресурсы и прочее)
7.6 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

Современные образовательные технологии предусматривают использование компьютера, аудио и DVD-аппаратуры. Организация лекционных занятий предполагает мультимедийный формат лекций с использованием пакета Microsoft Powerpoint 2007 и выше.




Дополнения и изменения к рабочей программе на 2015 / 2016 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. Из списка литературы удалены источники ранее 2005 года издания.

2. Изменен титульный лист программы
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ТиМФК 10.03.2016

Заведующий кафедрой ____________________ / Шабанов А.В. /

Подпись Ф.И.О.


Каталог: files
files -> Тема конкурсной работы, руководитель (фио, должность)
files -> Рабочая программа по история отечества цикла
files -> Александр Николаевич Островский (1823-1886) Для чтения и изучения. Драма «Гроза». конспект
files -> Рабочая программа учебного курса «Литература» для 5 класса на 2015-2016 учебный год срок реализации: 1 год
files -> Курс «Риторика и стилистика»
files -> «Аристотель об этике»
files -> Реферат Сравнение взглядов на модель государства у Платона и Аристотеля
files -> Методический материал для медсестры процедурного кабинета