Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии на примере изучения отдельных тем

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии на примере изучения отдельных тем



страница1/2
Дата19.08.2017
Размер0.53 Mb.


  1   2
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ

Учитель биологии ГБОУ Школа №2036

Овчинникова Ирина Валентиновна

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, умениями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие   сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника.  Задача школы научить учащихся правильно ориентироваться  в информационном пространстве  находить  нужное  и уметь правильно использовать материал для решения различных задач. В этом и поможет учителю выработка универсальных учебных действий на уроках  биологии.                                       Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором  и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Предлагаю рассмотреть возможные варианты формирования универсальных учебных действий на уроках биологии на примере темы «Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав»

Для изучения темы «Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав» я выделяю четыре урока.

1 урок. Тема «Внутренняя среда организма»

2 урок. Тема «Кровь и ее состав»

3 урок. Тема «Выполнение лабораторной работы «Сравнение крови человека с кровью лягушки»

4 урок. Тема «Иммунитет»




  1. Тема урока «Внутренняя среда организма».

Планируемые результаты урока по ФГОС:

- Личностные результаты

формирование представлений о внутренней среде организма и ее роли в организме человека

- Метапредметные результаты

приобретение опыта работы с учебным текстом;

составление вопросов по тексту ;

приобретение опыта работы с учебным рисунком, анализ рисунка;

приобретение опыта объяснения процесса с помощью схемы «Движение крови, тканевой жидкости и лимфы в организме человека»;

формулирование гипотез и проблем

- Предметные результаты

изучение состава внутренней среды организма, функций каждой жидкости во внутренней среде организма, значение постоянства внутренней среды организма для жизнедеятельности организма.


Урок включает в себя пять частей:

-Повторение (актуализация) изученного материала

-Постановка проблемы урока

- Решение проблемы

- Обобщение новых знаний

- Применение знаний, развитие умений




  1. Повторение (актуализация) изученного материала

Цель: проверка наличия знаний терминов, фактов, основных понятий.



Вопросы:

Могут ли одноклеточные животные жить вне воды?

Могут ли клетки разных тканей организма человека (животного) жить на воздухе?

Какая жидкость организма обеспечивает клеткам возможность жить? Каким образом?

Есть ли другие жидкости в организме? Назовите их.


  1. Постановка проблемы урока:

Что, по вашему мнению, является внутренней средой организма?


А. Внутренней средой организма являются полости внутренних органов, например, желудка, кишечника.

Б. Внутренней средой организма являются кровь, лимфа, тканевая жидкость.





  1. Решение проблемы урока:

Цель: научить

- чтению и пониманию текста учебника;

- выделению главных мыслей;

- нахождение в тексте параграфа ответ на поставленный вопрос;

- самим формулировать вопросы по тексту

Из опыта работа знаю, что понятие «внутренняя среда организма» не сразу формируется у восьмиклассников. Поэтому в качестве верного ответа они могут выбрать первое утверждение. В этом случае для того, чтобы найти верный ответ, можно предложить учащимся поработать с текстом учебника. Это же задание можно выполнять и в том случае, если восьмиклассники назвали верным второе утверждение. В этом случае работаем с текстом для того, чтобы подтвердить правильность выбранного утверждения. Задание формулируется так:
Прочитайте текст параграфа. Найдите часть текста, в которой есть объяснение того, что и почему является внутренней средой организма.
Текст параграфа: «Подавляющее большинство клеток нашего организма функционирует в жидкой среде. Из нее клетки получают необходимые питательные вещества и кислород, в нее выделяют продукты своей жизнедеятельности. Лишь верхний слой ороговевших, по существу мертвых, клеток кожи граничит с воздухом и защищает жидкую внутреннюю среду от высыхания и других изменений. Внутреннюю среду организма составляют кровь, тканевая жидкость и лимфа.»
По этому же тексту можно предложить самим учащимся сформулировать вопросы и ответить на них. Эту работу можно организовать в парах или группах, предложить учащимся оценить работу друг друга.

Таким образом, используя лишь небольшую часть текста параграфа, можно учить детей устанавливать рабочие отношения, сотрудничать в группе, осуществлять взаимный контроль.

-

Работая с параграфом о внутренней среде организма, можно использовать прием просмотрового чтения.


Задание.

Цель : научить

- просмотровому чтению;

- структурированию текста по смысловым абзацам;

-

Бегло прочитать текст параграфа о внутренней среде организма, назвать жидкости, которые составляют внутреннюю среду организма.



Дать краткую характеристику каждой жидкости внутренней среды организма, объяснить ее значение для жизнедеятельности клеток организма.


  1. Обобщение новых знаний

Предлагаю восьмиклассникам поработать с рисунком 37 «Движение крови, тканевой жидкости и лимфы в организме человека», на котором показана связь между жидкостями внутренней среды организма. Этот же рисунок надо продублировать на экране для того, чтобы комментировать ответы учащихся.



Исходя из опыта своей работы в школе, могу утверждать, что многие учащиеся вообще не обращают внимания на рисунки в учебнике и не умеют извлекать из них информацию. Этому детей надо учить. Эти умения могут пригодиться учащимся при изучении не только биологии, но и других предметов, а, значит, умение работать с рисунками является универсальным учебным действием.
С общим планом строения кровеносной системы млекопитающих учащиеся знакомы. Эту информацию они получили на уроках зоологии в 7 классе. Они могут самостоятельно найти сердце, сосуды малого и большого кругов кровообращения, определить сосуды с артериальной и венозной кровью. Эту работу необходимо провести для того, чтобы помочь всем обучающимся быстро разобраться в том, что изображено на рисунке. Для этого можно предложить вопросы и задания:
- Какими цифрами на рисунке обозначены камеры сердца?

- Какими цифрами на рисунке обозначены сосуды малого круга кровообращения? Большого круга кровообращения?

- Кровеносные сосуды с какой кровью изображаются на рисунке синим цветом? Красным цветом?
После этой работы им можно предложить ответить на вопрос:

Где в организме протекают процессы, на рисунке изображенные в круге?

Ответ:

В тканях организма


Далее предлагаю учащимся попробовать самостоятельно описать эти процессы. Указываю им, что для успешной работы необходимо обратить внимание на цифровые указатели рисунка. Выполняя это задание, восьмиклассники обязательно найдут взаимную связь между жидкостями внутренней среды организма.
Задание:

Используя рисунок 37, сравните процессы кровообращения и движения лимфы в организме человека.


Ответ:

И кровь, и лимфа движутся в организме человека по сосудам. Но кровь движется по замкнутому кругу, а лимфатические капилляры начинаются в тканях организма. Лимфа впадает в вены большого круга кровообращения

.


  1. Применение знаний, развитие умений.

Задание:


Соотнесите понятия левого и правого столбиков:

  1. Движется по системе замкнутых сосудов А. Кровь

  2. Образуется из тканевой жидкости Б. Тканевая жидкость

  3. Образуется из жидкой части крови В. Лимфа

  4. Находится среди тканей тела

  5. Движется по лимфатическим сосудам,

Проходит через лимфатические узлы
Задание.

Замените часть выражения, выделенную курсивом, одним словом:



Постоянный состав жидкостей, составляющих внутреннюю среду организма, является результатом подвижного равновесия веществ. Одни из которых приходят во внутреннюю среду, а другие покидают ее.

Каталог: files
files -> Тема конкурсной работы, руководитель (фио, должность)
files -> Рабочая программа по история отечества цикла
files -> Александр Николаевич Островский (1823-1886) Для чтения и изучения. Драма «Гроза». конспект
files -> Рабочая программа учебного курса «Литература» для 5 класса на 2015-2016 учебный год срок реализации: 1 год
files -> Курс «Риторика и стилистика»
files -> «Аристотель об этике»
files -> Реферат Сравнение взглядов на модель государства у Платона и Аристотеля
files -> Методический материал для медсестры процедурного кабинета
  1   2

  • Универсальные учебные действия (УУД)
  • Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав »
  • Тема урока «Внутренняя среда организма».
  • Повторение (актуализация) изученного материала
  • Постановка проблемы урока
  • Решение проблемы урока
  • Обобщение новых знаний
  • Применение знаний, развитие умений.