Ф. шом уродов

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Ф. шом уродов



страница1/5
Дата19.08.2017
Размер3.95 Mb.
ТипУчебник


  1   2   3   4   5
Ф. ШОМ УРОДОВ

Основы национальной налоговой системы

Республики Таджикистан






Учебник





ББК 65.5 5(2тадж)+65.9(2) 26 Ш-78

Автор - Шомуродов Фазлиддин, кандидат экономических наук, заместитель Начальника Департамента налоговой поли­тики Министерства финансов Республики Таджикистан

Рецензенты:

Ректор Налогово-правого института, доктор экономи­ческих наук, профессор Комилов С. Заместитель министра финансов Республики Таджикистан Саидшоев С. Директор научно-исследовательского института «Финансы», кандидат экономических наук Исматов А. Заведующий кафедрой «Финансы и кредит» Таджикского Государственного Националного университета, доктор экономических наук Рахимов 3.



Ш-78 Шомуродов Ф. Основы национальной налоговой системы Республики Таджикистан: Учебник для вузов. - первое изда­ние. - Душанбе. «ЭР-граф», 2006. - 272с.

Автор анализирует направления становления и раз­вития налоговой системы Республики Таджикистан, практические вопросы налогообложения в зарубежных странах с рыночной экономикой и налоговые системы стран-членов Содружества Независимых Государств.



Для студентов и преподавателей экономических ву­зов, обучающихся по специальностям «Налоги и нало­гообложение», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит», работников финансовых и налоговых органов.

© Ф. Шомуродов, 2006



СОДЕРЖАНИЕ

Введение: 5

Глава 1. Начальный этан возникновения и


развития налоговой системы 8

§1. Возникновение налогообложения в

Древнем Риме и Греции 8

§2. Российские налоги от Древнерусского

государства до начала XX века 10

§3. Развитие феодальных отношений и

налогообложения на востоке 17

§4. Развитие экономики в эпоху Саманидов 19

§5. Экономическая политика и налогообложение

в Бухарском Эмирате 32

Глава 2. Налоги стран мира в

период рыночной экономики 36

§1. Налоги США и Канады 36

§2. Налоги европейских стран 41

§3. Налоги азиатских стран 49

Глава 3. Налоги Республики Таджикистан 52

§1. Налоги советского периода 52

§2.Залоговая реформа в период 1992-1998 г. г 60

§3. Налоговый кодекс республики Таджикистан -



Глава 4. Современная система налогообложения

в условиях рыночной экономики 112

§1. Общегосударственные налоги

Республики Таджикистан 112

§2. Местные налоги Республики Таджикистан 165



Глава 5. Налоги стран-членов Содружества
Независимых Государств
172

§1. Налоговая система Республики Азербайджан ..172

§2. Налоговая система Республики Армения 176

§3. Налоговая система Республики Беларусь 181

§4. Налоговая система Республики Грузия 187

§5. Налоговая система Республики Казахстан 192

§6. Налоговая система Кыргызской Республики .... 197

§7. Налоговая система Республики Молдова 203

§8. Налоговая система Российской Федераций 207

§9 Налоговая система Республики Туркменистан ..213
§10. Налоговая система Республики Узбекистан ...215
§11. Налоговая система Республики Украина 218

Глава 6. Налоговая служба Республики
Таджикистан 222

§1. Правовой статус налоговых органов

Республики Таджикистан 222

§2. Права и обязанности налоговых органов 223

§3. Права и обязанности налогоплательщика 226

§4. Налоговые правонарушения и



ответственность за их совершение 229

Словарь терминов 239

Список использованной литературы 269

4

ВВЕДЕНИЕ

Государство может реально использовать налоги через при­сущие им функции, лишь в том случае, если в обществе со­здана атмосфера уважения к налогу, основанная на понима­нии, как экономической необходимости существования нало­говой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. Особенно наглядно это прояв­ляется в период перехода к рыночным отношениям, когда госу­дарство оказывает воздействие на экономические процессы, на­логи становятся реальным рычагом государственного регулиро­вания экономики.

В связи с этим, знание налогового законодательства, поряд­ка и условий его функционирования является непременным ус­ловием восприятия налоговой культуры как обществом в це­лом, так и каждым его членом. До перехода к рыночным отно­шениям, в условиях централизованной плановой экономики налоговая система в Республике Таджикистан практически от­сутствовала. Существование ее отдельных элементов представ­ляло интерес лишь для узкого круга специалистов. В СССР од­ной из целей экономической по возглашено построение первого I В настоящее время абсолютное б стало уплачивать те или иные на щиками. Знание налогового за* мотность являются необходимып ного продвижения реформ в ресг

До принятия Налогового код налоговые отношения регулиров,

публиканскими законами и около сорока постановлениями Пра­вительства Республики Таджикистан, инструкни кими рекомендациями и письмами Министерств; публики Таджикистан, Налогового комитета при Республики Таджикистан и Таможенного комит тельстве Республики Таджикистан.

В течение последних 15 лет Республика Таджикистан пере­живает экономический эксперимент - переход от планового управ-



5

ления народным хозяйством к использованию рыночных меха­низмов экономического развития. Процесс усложняется тем об­стоятельством в республике с переходной экономикой, что необ­ходимо одновременно осуществлять реформы в области права, политики и экономики.

Перестройка экономики привела к резкому спаду производ­ства, росту инфляции, появлению большого числа безработных.

В настоящее время практически всеми признается, что эффек­тивная реформа налоговой политики в республике - ключевой фак­тор успеха в деле перехода экономики на рыночные рельсы.

Проблема налогов в Республике Таджикистан - одна из наибо­лее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стра­не экономической реформы. С другой стороны налоговая система -это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в республике.

В направлении реформирования налоговой системы суще­ствует несколько возможных путей. Для успешного проведения налоговой реформы, необходима правильная последовательность действий. Налоговому законодательству необходима единая тер­минология, однозначность толкования одинаковых понятий в различных документах, что приводит к единообразному подхо­ду к налогообложению юридических и физических лиц, исчез­новению возможности уклонения от уплаты налогов.

Проведение налоговой реформы - достаточно сложный про­цесс и не ограничивается только Налоговым кодексом. Одновре­менно с принятием кодекса необходимо подготовить большое число нормативных документов. Встает вопрос о массовом обучение налоговых работников и студентов вузов республики, разъясне­нии содержания налоговых документов налогоплательщикам.

Организация учебного процесса по налогообложению пред­полагает как теоретическую, так и практическую подготовку. Грамотный специалист должен владеть историей возникнове­ния и становления налоговой системы; представлять себе струк­туру и различие налоговых систем стран с различными типами экономики и уровнем развития, перспективы развития, налого­обложения; владеть методикой исчисления каждого вида нало­га, уметь производить анализ налогооблагаемой базы и прогно­зировать налоговые поступления.

Таким образом, проблемы налогов и налогообложения в ус­ловиях рыночной экономики в Республике Таджикистан имеют отличительные особенности. Первая - интеграция всего массива

6



законодательных и нормативных актов в единый документ; вто­рая - построение стабильной налоговой системы обеспечиваю­щей единство, непротиворечивость в течение финансового года системы налогов и других обязательных платежей в бюджет; третяя - повышение уровня информации и четвертая - обучение налоговых работников и налогоплательщиков.

Содержание учебника базируется на законодательных и нормативных документах и они приводятся по состоянию на 1 января 200бгода.

В первой главе учебника рассмотрены история возникнове­ния налогообложения в Древнем Риме, Греции, Древнорусском государстве, развитие экономики в эпоху Саманидов, экономи­ческая политика и налогообложение в Бухарском Эмирате.

Вторая глава учебника посвящена организации налоговой системы в развитых странах мира, в таких как, США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Китай и других.



Третья и четвертая главы учебника посвящены организа­ции налоговой системы Республики Таджикистан и современ­ной системе налогообложения в условиях рыночной экономи­ке, ведущая роль в которой принадлежит Налоговому кодексу Республики Таджикистан.

В пятой главе учебника подробно описаны налоговые сис­темы стран членов Содружества Независимых Государств.

В шестой главе учебника освещаются вопросы организа­ции налоговой службы Республики Таджкистан, правовой ста­тус налоговых органов Республики Таджкистан, обязанности и права налоговых органов, обязанности и права налогопла­тельщиков, а также налоговые парвонарушения, ответствен­ность за их совершение и порядок применения санкций.

Структура и логика изложения позволяют показать взаи­мозависимость перемен, происходящих в налоговой системе, их направленность и целевую ориентацию.

Учебник предназначен для студентов и преподавателей эко­номических вузов, обучающихся по специальностям «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит»,«Бухгалтерский учет и аудит»работников финансовых и налоговых органов.

ГЛАВА 1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП

ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

§1. Возникновение налогообложения в Древнем Риме и Греции

Налогом принято считать сумму средств, безвозмездно пере­даваемых юридическими и физическими лицами государству в целях формирования финансовых фондов государства для реа­лизации им своих функций.

Появление налогов связано с самыми первыми обществен­ными потребностями. На ранних ступенях государственной орга­низации начальной формой налогообложения можно считать жер­твоприношение. Жертвоприношение было неписаным законом и становилось принудительной выплатой. Первоначальная ставка жертвоприношения (налога) составила 10 процентов всех полу­ченных доходов. По мере развития государства возникла «свет­ская десятина», которая взималась в пользу владетельных кня­зей наряду с десятиной церковной. Данная практика существо­вала в различных странах на протяжении многих столетий.

Многие стороны современного государства восходят к исто­кам Древнего Рима. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом и государ­ством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно, порой вкладывая соб­ственные средства, что было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Такие расходы покрывала обычно сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответ­ствии со своим достатком.

Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима дела­ли цензорам заявление о своем имущественном состоянии и се­мейном положении. Как видим, еще тогда закладывались осно­вы декларации о доходах.



8

В 1У-Ш веках до нашей эры римское государство разраста­лось, основывались или завоевывались новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговой системе. В колониях вво­дились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как госу­дарственные, так и местные налоги.

В случае победоносных войн налоги снижались, а порой госу­дарственный налог отменялся совсем. Необходимые средства обес­печивались контрибуцией завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались регулярно.

Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции. Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан. Они были обязаны пла­тить налоги, что было свидетельством их зависимого положе­ния. Единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высо­кими налогами.

Необходимость реорганизации финансового хозяйства Рим­ского государства была одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63 г. до н.э. - 14 г. до н.э.). Во всех провинциях он создал финансовые учреждения, осуще­ствлявшие контроль за налогооблояхением.

Налоговые документы хранились в финансовом органе и слу­жили базой для последующих переписей имущественного состо­яния (цензов).

Главным источником доходов в римских провинциях слу­жил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну Десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и осо­бые формы налогообложения, например, налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвен­тарь, ценности. Каждый житель провинции должен был пла­тить единую для всех подушную подать.

Помимо прямых налогов, в Римской империи существова­ли и косвенные налоги. Таким образом, мы видим, что подраз­деление налогов на прямые и косвенные известно с глубокой древности. Критерием такого деления является теоретическая

9

возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком пря­мых налогов становится тот, кто получает доход, владеет иму­ществом и т.д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.



Из косвенных налогов в Древнем Риме наиболее существен­ными были: налог с оборота по ставке обычно 1%, особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4%, налог на освобож­дение рабов по ставке 5% их рыночной стоимости. Император Август ввел налог с наследства - 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима, но не провинций. Налог но­сил целевой характер. Полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат.

Государственные финансовые органы непосредственно не взи­мали налогов с граждан. Это делали общины. Контроль за сро­ками поступления налогов государство держало в своих руках через органы фиска.

В Римской империи налоги выполняли пе только фискаль­ную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора раз­вития хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следовательно, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда.

§2. Российские налоги от Древнерусского государства до начала XX века

Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца ГХ в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это, по сути дела, сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог.

Косвенное налогообложение существовало в форме торго­вых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» - за перевоз через реку, «гостиная» пошлина - за право иметь склады, «тор­говая» пошлина - за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и из­мерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.

10

Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» -штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномо­ченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Помимо выхода или дани были и другие ордынские тяготы. Например, «ям» - обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой.

Взимание прямых налогов в казну Русского государства было уже невозможным. Главным источником внутренних доходов стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном Ш (1440-1505) в 1480г., после чего вновь началось создание финан­совой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван Ш ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей, на южных границах Московского государства, и стре­лецкую подать для создания регулярной армии и деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен.

Сельская «соха» включала определенное количество пахот­ной земли и менялась в зависимости от качества почвы, а также социального положения владельца. Так, московская соха вклю­чала: для служилых людей, будущих дворян - 800 четвертей «доброй», 1000 четей «средней» или 1200 четей «худой» земли; для церквей и монастырей - соответственно 600, 700, и 800 четвертей, для дворцовых и «черных» земель, обрабатывавших­ся крестьянами, - 500, 600 и 700 четвертей. Новгородская «соха» была существенно меньше."

Описание городов и уездов с населением, дворами, катего­риями землевладельцев сводились в писцовые книги. «Соха» как единица измерения налога была отменена в 1679 году. Еди­ницей для исчисления прямого обложения к тому времени стал Двор.

Политическое объединение русских земель относится к кон­цу XV века. Однако стройной системы управления государствен­ными финансами не существовало еще долго. Большинство пря­мых налогов собирал Приказ большого прихода. Одновременно

11

с ким обложением населения занимались территориальные приказы. В первую очередь Новгородская, Галичская, Устюж­ская, Владимирская, Костромская чети, которые выполняли функции приходных касс; Казанский и Сибирский приказы, взимавшие «ясак» с населения Поволжья и Сибири; Приказ большого дворца, облагавший налогом царские земли; При­каз большой казны, куда направлялись сборы с городских промыслов.

В то же время отсутствие теории налогообложения, необ­думанность практических шагов порой приводили к тяже­лым последствиям. Примером неудачной налоговой поли­тики могут служить меры, принимавшиеся в начале цар­ствования Алексея Михайловича. Он вел войны со шведа­ми и поляками. Эти войны требовали больших расходов. К тому же Россию во второй половине сороковых годов XVII века постигло несколько неурожайных лет и падеж скота от эпидемических болезней. Правительство прибегало к эк­стренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу, т.е. прямые налоги «с животов и промыслов» поднялись до 20%. Увеличивать прямые налоги стало сложно. И тогда была предпринята попытка поправить финансовое положение с помощью кос­венных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. за пуд. Кстати, эту меру применяли и в других странах. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно. Соля­ной налог был временно отменен после народных (соляных) бунтов, и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.

Крупномасштабные государственные преобразования в Рос­сии, коснувшиеся всех сфер хозяйственной жизни, включая финансы, связаны с именем Петра I (1672-1725). В предше­ствовавшее ему время финансовая система Руси ориентирова­лась на увеличение налогов по мере возникновения и возраста­ния потребностей казны. Объем налогов не увязывался с ре­альным экономическим положением страны. Петр I предпри­нял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения го­сударства. В народнохозяйственный оборот входили новые про­мыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Вводи-



12

лись более современные орудия производства во всех отраслях хозяйства. Стремительно развивались горное дело, обрабаты­вающая промышленность, Россия покрывалась сетью заводов и мануфактур.

Петр I начал учреждать казенные фабрики и заводы. Но при этом предусматривал передачу их в дальнейшем в частные руки. Занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой. Зачинателям производства давались значительные денежные ссуды, льготы, к промышленным пред­приятиям приписывались населенные пункты, что позволило решить проблему рабочих рук. Именно в этот период возникли металлургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное дело, парусное дело.

Усилиями прибыльщиков в январе 1705 года была наложе­на пошлина на усы и бороды. Было постановлено, что с тех, кто не захочет бриться, брать с царедворцев и служилых людей по 60 руб., а с гостей и гостиной сотни первой статьи - по 100 руб., средней и меньшей статьи, с торговых и посадских людей - по 60 руб., с боярских людей, ямщиков, церковных причетников и всяких чинов московских жителей - по 30 руб. ежегодно. С крестьян брали по воротам пошлину по 2 деньги с бороды при въезде в город и выезде из него. Сибирские жители от этой по­шлины были освобождены.

В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изме­нение системы налогообложения, а именно переход к подушной подати. Напомним, что до 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы род­ственников, а порой и просто соседей стали огораживаться еди­ным плетнем.

Размер подушной подати был определен следующим обра­зом: расходы на содержание армии 4 000 000 руб. возложили на крестьян. Получилось 74 коп. с души. Содержание флота возло­жили на посадское население, получился 1 руб. 14 коп.

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспе­чить, как мы сказали бы сейчас, справедливость налогообложе­ния, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некото­рых прежних налогов была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей.

Петр I реорганизовал управление финансами. Вместо мно­гочисленных приказов, ведавших доходами и расходами, были



13

учреждены Камер - коллегия и Штатс-коитор-коллегия. Пер­вой из них было поручено надзирать над окладными и неоклад­ными приходами. Окладными назывались доходы, размер кото­рых известен заранее, например, подушная подать. Неокладные - таможенные пошлины, откупа, налог с заводов и другие, раз­мер которых заранее известен быть не может. Камер - коллегия имела сеть своих учреждений на местах.

В 1775 году Екатерина П внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Она отменила все частные про­мысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор с них. Все купцы были распределены в зави­симости от имущественного положения до трем гильдиям.

В 1802 году Манифестом Александра I «Об учреждении Ми­нистерств» создано Министерство финансов и определена его роль. В Манифесте говорилось: «Должность Министерства фи­нансов имеет два главных предмета: управление казенными и Государственными частями, кои доставляют Правительству нуж­ные... доходы и генеральное всех доходов разсигнование по раз­ным частям Государственных расходов».

На протяжении XIX в. главным источником доходов оста­вались государственные прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Количество платель­щиков определялось по ревизским переписям. Начиная с 1863 года с мещан вместо подушной подати стал взиматься налог с городских строений. Отмена подушной подати началась в 1882 году.

Второе место среди прямых налогов занимал оброк. Это была плата казенных крестьян за пользование землей. Ставка оброка дифференцировалась по классам губерний.

Купечество платило гильдейскую подать - процентный сбор с объявленного капитала. Данный сбор был введен Екатериной II в 1775 году для купцов I, П, Ш гильдий вместо подушной подати. Он составлял 1% их капитала, но за 50 лет вырос до 2,5% для купцов Ш гильдии и до 4% для купцов I и П. Размер капитала записывался «по совести каждого». Кроме того, дей­ствовала патентная система обложения торговли и промышлен­ности. Были введены билеты на лавки, т.е. плата за каждое торговое заведение.

Среди косвенных налогов в прошлом веке крупные доходы Российскому государству давали акцизы на табак, сахар, керо-



м

син, соль, спички, прессованные дрожжи, осветительные не­фтяные масла и на ряд других товаров.

Значительны были поступления налогов от производства и торговли алкогольными напитками.

Система акцизов, как в таможенные пошлины, имела не только фискальный характер. Она обеспечивала государствен­ную поддержку отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.

В 1898 году Николай И утвердил Положение о Государ­ственном промысловом налоге. Он просуществовал вплоть до революции 1917 года. Промысловые свидетельства согласно новому Положению должны были выбираться на каждое про­мышленное предприятие, торговое заведение, пароход. Свиде­тельство могло получить как физическое так и юридическое лицо. Основной промысловый налог состоял из налога с торго­вых заведений и складских помещений, налога с промышлен­ных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную тор­говлю. Они взимались при ежегодной выборке промысловых свидетельств по фиксированным ставкам, дифференцирован­ным по губерниям России.

Принадлежавшие купцам предприятия и заведения вноси­ли дополнительный налог в виде раскладочного сбора и процен­тного сбора с прибыли. Сумма раскладочного сбора определя­лась один раз в три года законодательно и ежегодно расклады­валась в губерниях по предприятиям. Сбор с прибыли составлял 3,33% с той части прибыли, которая в 30 раз превышала размер основного промыслового налога.

Акционерные общества платили дополнительный промыс­ловый налог в форме налога с капитала и процентного сбора с прибыли. Налог с капитала взимался по ставке 0,15%.

Ставка налога с недвижимого имущества в 1900 году была доведена до законодательно установленного максимума, т.е. до 10%.

Может показаться удивительным резкое увеличение сборов с лошадей, экипажей и собак. К 1913 году сюда добавились налоги на автоматические экипажи и на велосипеды: почти 75 тыс. руб.

Исчислялись налоги следующим образом. Владелец лошади платил 12 руб. в год, с экипажа взималось от 5 до 25 руб. в год. Налоги на автомобиль зависели от мощности двигателя: по 3 руб. за каждую лошадиную силу.



15

Среди уплачиваемых городу пошлин на первое место по объе­му вышли платежи за прописку.

Из косвенных налогов почти половину - 351,9 млн. руб. составляли таможенные сборы. 150 млн. руб. - акциз на сахар, 98,4 млн. руб. - акциз на табачные изделия и спички.

Очередной спад во всей финансовой системе России насту­пил после октября 1917 года. Основным источником доходов центральных органов Советской власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуции. Но денеж­ная эмиссия, как и контрибуции, отнюдь не способствует нала­живанию хозяйства.

Определенный этап в налаживании финансовой системы стра­ны наступил после провозглашения новой экономической поли­тики, когда были сняты запреты на торговлю, на местный кус­тарный промысел. Появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, при­няты меры по укреплению денежной единицы.

В период нэпа существовали различные формы собственнос­ти, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы. Опыт 20-ых годов показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность предприятий от государственного аппарата управления. Это обособление необ­ходимо не только для создания правильного налогообложения, но и нормального механизма перелива капитала между отрасля­ми и предприятиями, для формирования рынка капиталов.

Финансовая система во время нэпа имела много специфи­ческих особенностей, но тем не менее она отталкивалась от на­логовой системы дореволюционной России, как от исходного пункта и воспроизводила ряд ее черт.

В 1923 - 1925 гг. существовали следующие виды налогов:



1) прямые налоги. К ним относились сельскохозяйственный,
промысловый, подоходно-имущественный, рентные налоги, гербо­
вый сбор и тому подобные пошлины, наследственные пошлины.

2) косвенные налоги: акцизы и таможенное обложение.
Акцизы были установлены на продажу чая, кофе, сахара,

соли, алкогольных напитков, табачных изделий, спичек, нефте­продуктов, текстильных изделий и некоторых других потреби­тельских товаров.



16

Прямые налоги являлись орудием финансовой политики -рычагом перераспределения накапливаемых в процессе хозяй­ствования капиталов и в то же время они становились суще­ственным фактором роста доходов бюджета.

В 1922-1923 гг. прямые налоги составляли около 43% всех налоговых поступлений в бюджет, в 1923-1924 гг. - 45%, в 1925-1926 гг. -82%.

§3. Развитие феодальных отношений и налогообложения на востоке

В трактате «О финансах» ученный и мыслитель Н. Туей под­робно рассматривал основы финансовой политики феодального го­сударства я проанализировал совокупность законов, правил, регу­лирующих финансовые отношения феодального государства, та­ких, как денежная система и система финансовых учреждений.

Большая часть трактата посвящена налоговой политике фе­одального государства. Налоговая политика феодальных прави­телей находила свое выражение в видах применяемых налогов, круге налогоплательщиков, объектах налогообложения, нало­говых ставках и льготах по налогам.

Земля являлась источником государственного дохода пра­вителей в средневековом феодальном обществе. В форме ренты правители получали большую часть дохода. Рента земель со­ставляла значительную часть дохода государств Востока в пе­риод средневековья. Сущность земельной ренты состояла в том, что она являлась экономической реформой реализации земель­ной собственности, и государство осуществляло сбор налога.

В основном население занималось земледелием и скотовод­ством. Было развито хлопководство и выращивание зерновых культур, Средняя Азия запимала особое место па Ближнем и Среднем Востоке. Развивалась торговля с городами Арабского Халифата и вывозилось большое количество хлопчатобумажных тканей. Хлопок в основном возделывали в области Мерва, Са­марканда, Бухары и других местах. Вокруг городов площадь была занята под садами и огородами.

В горных районах особое место занимало скотоводство.

В феодальном обществе налоги выступали .одним из глав­ных источников доходов государства, и их роль стала постёпен* 1


что государственная казна в период феодализма еще не отдели­лась от казны государя, в результате чего налоги взимались не­справедливо. По мнению Н.Туси каждый налог должен был взи­маться так, чтобы был удобен не только государю, но и налого­плательщику и должен играть стимулирующую роль.

В Средней Азии земельный налог - «харадж» составлял зна­чительную часть государственных доходов и остался неизмен­ным с самого начала нашествия арабов. При Тимуридах проис­ходил огромный рост хараджа. В период правления монголов феодальная эксплуатация со стороны государства принимала тяжелые формы. Земельная рента взималась в натуральной форме - продуктами и деньгами. Харадж от владетелей Мазандарана был установлен в размере 4 харваров (один харвар равнялся ста манам табризского веса, а один ман был равен трем килограм­мам) и в области Форс харадж был установлен в размере 1100 туманов.

Владелец земель, получающий доход платил харадж (рен­ту) в размере 1/10 части урожая, и харадж составлял значи­тельную часть государственных доходов. Увеличение и умень­шение земельного налога (хараджа) не зависело от урожайнос­ти. Согласно высказываний Н.Туси, ежегодный харадж состав­лял одну треть урожая.

За неиспользованную (необработанную) землю землепользо­ватель платил два вида хараджа (ренты): централизованный, взимаемый с крестьян и государственных, хараджных, мулко-вых земель через финансовый аппарат государства; и феодаль­ный, взимаемый с крестьян непосредственно феодалами - вла­дельцами мулковых земель. Харадж взимался один раз в год (осенью), но не всегда соблюдался порядок его взимания, осо­бенно во время войны.

При монгольском правлении взимание налогов имело раз­нообразные формы. Например, налог за куплю и продажу, «ава-риз» (чрезвычайный налог) для покрытия экстренных расхо­дов, связанных с войной, семейными торжествами при дворе, «сар-дарахт» - специальный налог на плодовые деревья, «муха-силона» - специальная подать в пользу сборщика налогов, «муш-рифона» - сбор на содержание мушрифа (чиновник налогового органа), «дуди» - подымный сбор - это сбор с жилища или усадь­бы, «саршумор» - подушная подать, распространялась на все население, «улаг» - почтовый налог, для содержания курьере -

18

ких лошадей почтовых отделений, «ясавуллы» - подать собира­емая для содержания ясавула - личной охраны государя, «пеш-каш» - сбор средств для преподношения в виде подарка высоко­поставленным чиновникам, «добавочный налог» - для выдачи разрешений на некоторые ремесла и «налог на наследство», доставшегося дальним родственникам.

В своем трактате «О финансах» Н.Туси отмечал, что в вос­точных средневековых феодальных государствах объектом на­логообложения в основном являлась земля и земледелие.

Так, например, если человек богатый и земля хорошая, то он (человек, который занимается земледелием) обязан давать десятую часть урожая. Если земля плохая и человек бедный, одну двадцатую.

По мнению Н.Туси увеличение количества налогов в вос­точных средневековых государствах отрицательно сказывалось на развитии экономики государства.

§4. Развитие экономики в эпоху Саманидов

Начало богарного земледелия таджиков уходит в глубь ты­сячелетий. ВIX-X веках они имели богатейший опыт по выра­щиванию богарных культур. Возделывали давно выведенные жароустойчивые сорта зерновых для пустынной зоны и ско­роспелые холодостойкие - для высокогорья. В этот период бо­гарное земледелие практиковалось почти во всех земледель­ческих районах. Но в самых маловодных местах, где отсут­ствовали даже подземные воды, оно являлось единственной формой земледелия.

Богарные земли Хорасана располагались в различных райо­нах Нишапура, Гератской области - Бадгисе, Кухсиме, Бабане и Багшуре. Наиболее плодородными богарными землями Хора­сана считались земли, расположенные между Гератом и Мерве-рудом. Из-за недостатка воды Герируда в низовьях долины бо­гарное земледелие было развито и в Серахсе.

Несмотря на обилие водных источников и развитую ороси­тельную сеть, богарное земледелие было очень распространено и в Мавераннахре.

О плодородии земель и обилии урожая зерна долины Зараф-шана свидетельствует то, что в благоприятные годы хватало на весь Согд. Кроме него, богарное земледелие велось в рустаках Дар-

19

гом, Яркат, Визор и др.

Богарное земледелие было развито также в бассейне Верх­него Зарафшана, долине Кешруда, Уструшане и т.д.

Благодатный климат, древнейшая земледельческая тради­ция таджиков и мирный период способствовали расцвету земле­дельческой культуры в 1Х-Х веках. В Хорасане возделывали самые разнообразные культурные растения. Его крупный центр - Мерв - славился высококачественным зерном, дынями, ви­ноградом, тутовником и т.п. Из его пшеницы пекли самый вкус­ный хлеб, а сушенную дыню и виноград везли в разные страны. Мервские овощи, фрукты, хлопок и шелк, наряду с нишапурс-кими, считались самыми лучшими в Хорасане. В области Ни-шапура выращивали виноград, превосходный сорт айвы, гру­ши, рис, чеснок, а также оливковые деревья, окультивирован­ный ревень и т.д.

Из больших садов и с пашен Балхского оазиса получали гра­нат, груши, кунжут, изюм, миндаль, орех, рис, а также сахар­ный тростник, из сока которого по особой технологии готовили сахар. Кроме сушения, много винограда шло на изготовление шинни (патока), именуемый в источниках «виноградный мед».

Мавераннахр 1Х-Х веков считался одним из развитых и бо­гатейших регионов Востока. На его громадных орошаемых и богарных землях выращивались различные сорта овощей, фрук­тов, зерновых масличных и многих других культур. Фруктовые сады и виноградники встречались во всех климатических по­ясах за исключением высокогорных. Но самые крупные распо­лагались в Согде, Фергане, Уструшане, Чаче и Хорезме. Фрук­тов было так много, что ими кормили даже животных.

Крупными поставщиками зерна были Хорезм, Уструшана, Фергана и Чач. Много хлопка возделывали в Бухаре, Хорезме и ряде других районов. Саалаби сообщал, что хорезмийские арбу­зы привозились в Багдад ко двору халифов в свинцовых фор­мах, обложенных снегом.

Таким образом, на основе разрозненных сведений письмен­ных и археологических источников выявляется, что земледель­цы Хорасана и Мавераннахра 1Х-Х веков, возделывали следую­щие культуры: зерновые - горох, кунак, маш, просо, пшеница, рис, рожь, фасоль, чечевица, чина, ячмень; масличные - индау, клоповник, кунжут, лен, мак, оливки; овощи - арбуз, бакла­жан, дыни, капуста, лук, морковь, огурцы, перец, репа, свекла,



20

тыква, чеснок и различную зелень; фрукты - абрикос, айва, алыча, виноград, вишня, гранат, груши, джидда, инжир, мин­даль, орех, персик, слива, тутовник, унаби, черешня, яблоки и др.

Ряд населенных пунктов Хорасана снабжался подземными водами. Наиболее крупным среди них был Нишапур, жители которого питались вкусной холодной водой колодцев и каризов. Этой же водой орошали городские сады и зеленые насаждения улиц и площадей.

Водные ресурсы Мавераннахра были громадными в сравне­нии с Хорасаном, а вода считалась очень вкусной и легкой. Сре­ди его рек самым важным в ирригационном отношении являлся Зарафшан.

В Самарканде действовала старая слаженная водопровод­ная система 1Х-Х вв. большое развитие получил подземный ку-бурный водопровод города. Кроме него, был сооружен еще более сложный водопровод из жженого кирпича на водостойком ра­створе. В Самарканде насчитывалось около 15 общественных хаузов.

Бухара тоже имела развитую систему водоснабжения. Са-маниды уделяли большое внимание благоустройству своей сто­лицы. Среди системы городского водоснабжения отметим ка­пал Регистан, снабжавший водой административный центр го­рода, и подземный водопровод из жженого кирпича и больших кубуров.

Таким образом, таджики, развивая традиции своих пред­ков, внесли много нового в технику и практику городского и сельского водоснабжения. Крупнейшие города Нишапур, Мерв, Самарканд, Бухара и другие по своему уровню водоснабже­ния превосходили многие города и населенные пункты тог­дашнего мира.

Длительная борьба с арабскими завоевателями привела к уничтожению множества старинных владений Хорасана и Ма­вераннахра, а также уничтожению громадных оборонительных сооружений. Вскоре наместники халифата столкнулись с час­тыми грабительскими набегами кочевников на земледельческие оазисы.

После перехода власти к выдающемуся государственному деятелю таджикского народа Исмаила Самани были созданы сильная централизованная власть и крепкое войско, способное

21

защитить границы от набегов кочевников. В такой обстановке необходимость в строительстве оборонительных стен оазисов, крепостных стен ряда городов сама собой отпала. Наршахи со-общал, что ежегодно на ремонтные работы Бухарской стены тратились громадные средства, использовался труд земледель­цев. Когда же Исмаил пришел к власти, он освободил народ от этой повинности, сказав: «Пока я жив, я - стена Бухары», и сдержал свои слова до конца жизни.

В 1Х-Х вв. наряду с земледельческими оазисами надежно охранялись главные водные сооружения. По сообщению Наса-фи, у Даргомской плотины Самарканда, в крепости Варагсара постоянно стояло сильное войско, состоящее из 4 тыс. конников и 12 тыс. воинов газиев.

Таким образом, в ГХ-Х вв. земледельческая культура тад­жикского народа имела достаточно высокий уровень развития. В этот период сформировалась научная школа таджикских ир­ригаторов, математиков и астрономов, которых возглавляли Мухаммад ал-Хорезми, Абурайхон Беруни и др.

Общее развитие экономики при Саманидах как никогда сти­мулировало развитие горнодобывающего и металлургического производств. Это и понятно, так как возросли потребности в сырье, которое должно было обеспечивать все хозяйственные и производственные сферы. Показательны в этом отношении све­дения письменных источников.

Исследование многочисленных древних выработок полезных ископаемых показало, что горняки хорошо владели поисковы­ми признаками и безошибочно находили те руды, которые им были необходимы. Не приходится сомневаться, что имелись раз­ведочные группы, специализировавшиеся на поисках конкрет­ных полезных ископаемых. Наличие разведочных выработок указывает на то, что разведчики проводили предварительное опробование месторождения на «промышленную мощность», а также определяли характер последующих работ: открытым или подземным способом будет добываться найденный материал. Как правило, рудники были расположены в горах, удалены от круп­ных земледельческих и ремесленных центров. В зависимости от того, как осуществлялась связь с центром, от характера работ (длительность пребывания на рудниках), взаимосвязи между не­сколькими близлежащими и одновременно действующими руд­никами, строились жилища. Это были или стационарные посел-



22

ки или временные постройки для жилья.

Работа на крупных рудниках, да и на мелких, велась в ос­новном или артелями, или семейными коллективами, т.е., на горных работах использовался и детский и женский труд (вы­нос руды, предварительная рудоразработка).

В зависимости от характера залегания рудных тел добыча велась открытым способом (карьеры) или подземным (шахты, штольни). В зависимости же от свойств горных пород (твердость, вязкость, трещиноватость и т.д.) использовали следующие виды горных орудий и их комбинации: железные кирки, кайла, кли­нья; каменные молоты и кувалды, деревянные клинья лопаты и т.д. На особо трудных участках, где породы невозможно было преодолеть с помощью горняцких орудий труда, использовали «огневой» способ проходки. Породу, которая плохо поддавалась скалыванию, предварительно нагревали с помощью костра, а затем быстро охлаждали водой.

Добытую руду чаще всего предварительно сортировали пря­мо в забоях и пустой породой закладывали пустые простран­ства. Таким образом, достигали двойного эффекта - укрепляли систему отработанного пространства и избавлялись от необходи­мости выносить на поверхность пустую породу.

Письменные источники сообщают о городах - центрах тор­говли полезными ископаемыми: из города Шельджи вывозили серебро; из Бухары - медь, которой покрывали купола минаре­тов; из горного города Марсманда в Уструшане - хорошее же­лезное оружие, «которым вооружаются до Багдада и Ирака»; из Балха - купорос, серу, свинец, мышьяк.

Металл и другие полезные ископаемые свозились в круп­ные города, где сосредотачивалось ремесленное производство. Но это не значит, что в сельской местности не было кузнецов, медников, ювелиров. Разница заключалась лишь в профессио­нальном мастерстве и в наборе изготовляемых изделий.

Рост продукции сельского хозяйства и добычи полезных ис­копаемых обусловил активное развитие ремесел, которые в хо­зяйственной деятельности населения Мавераннахра и Хорасана занимали большое место. В процессе археологических исследо­ваний выявлены остатки металлических, гончарных и стекло­дувных производств, множество других видов ремесленной про­дукции - изделия из кости, горного хрусталя, камня и др, Изве­стны сохранившиеся образцы среднеазиатских тканей, в част-



23

ности мервского производства.

Ремесленное производство Мавераннахра и Хорасана было многоотраслевым, высокохудожественным. Наиболее развиты были: металлообрабатывающее - выделка железных, бронзовых и медных изделий (оружие, орудия сельского хозяйства и ре­месленные инструменты, изделия домашнего обихода и пр.); ткачество - выделка хлопчатобумажных, шелковых и шерстя­ных изделий; кожевенное, гончарное и стеклодувное. Существо­вали также различные отрасли ювелирного дела и художествен­ных ремесел, о которых речь будет идти в специальном разделе, посвященном прикладным искусствам.

Для выделки тканей использовались не только хлопок и шелк сырец, но и высококачественный лен, причем техничес­кая обработка льна, производство пряжи и ткани из него были освоены в 1Х-Х вв. в совершенстве.

Производство тканей, одежды и других изделий из шерсти, выделка кож и изгоговление кожаных изделий осуществлялись но многих местах, а том числе в городах по соседству с кочевой степью - в Дизаке, Ургенче, Бухаре, Арбиндясане, в Чачской области, городах Хорасана. По данным Мукаддаси, в Бухаре и ее окрестностях выделывались ковры, молитвенные коврики, кожаные седла; в Самарканде - ремни; в Чаче - седла из лоша­диной кожи, кожаные колчаны, шерстяные платки, плащи; в Нишапуре - шерстяные одежды; в Балхе разные сорта кож; в Гарчистане - хорошие ковры, седельные сумки и войлок; в Ва-хане - покрышки для войлочных потников. Область Гузган сла­вилась своими выделанными кожами, которые вывозились в другие места Хорасана.

Из перерабатывающих ремесел в источниках упомянуто про­изводство масла из хлопковых семян и из кунжута, жира в Бу­харе, Мерве, Нисе, Абиварде. Было развито мукомольное дело. Наряду с домашними мучными жерновами в производстве муки очень широко применялись водяные мельницы. Еще в УШ в. такие мельницы с гранитными жерновами (до 1 метра в диамет­ре) появились на Сиобе в черте Самарканда. В X в. в окрестнос­тях главного города Уструшаны - Бунджиката на каналах дей­ствовало около десятка водяных мельниц.

Еще в середине УШ в. научившись изготовлять бумагу, сред­неазиатские мастера-бумагоделы довели это производство до высокого совершенства. Крупным и первым центром бумажно-

24

го производства был Самарканд. Высокие качества стяжали са­маркандской бумаге большую славу не только в самой Средней Азии и в странах Среднего и Ближнего Востока, но и на Западе, хотя уже для XI в. исследователи отмечают некоторое снижение качества самаркандской бумаги и считают лучшей бумагу си­рийской фабрики в Триполе. Там же производилось стекло, вывозившееся в Китай.

В городах и населенных пунктах Ферганы, Худжанда и Ус-трушаны производились оружие, орудия сельского хозяйства и ремесел, металлическая посуда, в Минке и Марсманде - высо­кокачественное железное оружие, в Самарканде - стремена, уди­ла, большие медные котлы; в Чаче - хорошие луки, иголки, ножницы; в Вахане - какие-то особые «ваханские стрелы»; в Нишапуре — иглы, ножи; в Герате - стальные мечи.

В X в. были достигнуты известные успехи в металлургии. Имеющиеся материалы позволяют утверждать, что металлурги­ческая и металлообрабатывающая техника Средней Азии уже тогда была довольно высокоразвитой и научно обоснованной. Были подробно разработаны рецептура и технология металлур­гического процесса. В частности, были достигнуты успехи в ме­таллургическом процессе получения свинца и серебра, причем этот процесс был довольно дифференцирован (восстановление, рафинирование, купеляция). Перед нами факт ведения средне­азиатскими химиками достижений химических исследований в металлургическую практику.

Известным центром изготовления сосудов и других изделий из камня были Туе и Нукан. Камень добывался в специальных рудниках в горах Нукана. Каменные сосуды из эт.'х центров вывозились в другие города Хорасана. Камнерезное дело было развито также в Нисе и других городах.

Важное место в ремеслах ГХ-Х веков занимало производство стезела и стеклянных изделий. В стеклодувном производстве на­блюдаются выработанность и разнообразие приемов выдувания сосудов и техники дополнительной обработки их инструментами. Сохранившиеся изделия демонстрируют большое мастерство, со­вершенство приемов мастеров. Но искусство изготовления стек­ла, видимо, не было уже монополией только одних стеклодувов, знали его и керамисты. Значительное место занимало изготовле­ние оконного стекла для широкого потребления, различных сосу­дов парфюмерно-алтечного и бытового назначения.



25

Плоское оконное стекло изготовлялось техникой выдувания и расправления пузыря из стекольной массы в диски-заготовки, из которых затем вырезались соответствующие пластинки по форме ячеек просветов оконных алебастровых и деревянных ре­шеток.

Стеклянные изделия были распространены в быту, име­ли аптекарское, парфюмерное назначение, являлись прекрас­ными изделиями прикладного искусства. Они имели различ­ные изящные формы, часто украшались рельефным и на­кладным орнаментом, бывали одноцветными и многоцвет­ными. Среди стеклянных изделий имеются настолько совер­шенные по форме и художественной орнаментации, что вы­зывает восхищение.

Новый технический прием обработки посуды основывался на достижениях других видов художественного прикладного ис­кусства, таких как живопись по грунтовой штукатурке, чекан­ка металлической посуды и ткачество.

Здесь выделяется три вида хозяйств: богатые, где полы вы­мощены жженым кирпичом, стены жилых помещений украше­ны резьбой по ганчу, дорожки выложены сланцем, имеются во­допровод, канализационная система, по несколько производствен­ных помещений и обжигательных печей. Средние хозяйства имели одну печь, 4-5 помещений, где располагались и мастерс­кие, и жилые покои. Бедные хозяйства состояли из 2-3 помеще­ний, не имели двора.

Гончарное производство УШ-1Х веков отличается от пред­шествующего периода, но почти не утратило традиционной тех­нологии приготовления глин. Продукция тонкостенная, разно­образная по формам, подразделяется во всех регионах на непо-линовую и глазурованную, столовую и хозяйственно-тарную. Исследователи рассматривают керамическое производство по культурным регионам: Северный Хорасан, Хорезм, Согд, Чач-Илак, Хутталь, Уструшана, Фергана. Все регионы имеют общее художественное направление, но отличаются своими локальны­ми элементами в узорах на неполиновой продукции и особенно­стями колорита в глазурованной.

В Хорезме активнее использовались гребенчатые узоры, крышки украшались ритмическим вдавливанием пальца, кув­шины выводились с высоким цилиндрическим горлом.

Кружки всюду изготовлялись в традиционной форме: это



26

цилиндрический верх и овальное тулово, дно плоское, малень­кое, имелась петельчатая ручка, от кружек предшествовавшего периода они отличались процарапанным или мелким резным узором. Котлы изготовлялись из глины с добавками разных ото-щителей. Формы котлов во всех регионах почти одинаковые — это четко выраженная шейка, переходящая в рельефно выде­ленный венчик для поддержки крышки.

Гончарное производство УШ-Х веков совершенствовало тех­нические приемы - осваивало совершенно новое художествен­ное оформление посуды глазурованием. Появилась принципи­ально новая продукция. Художественное оформление посуды перевело этот вид ремесла из области бытовой в область при­кладного искусства. Глазурь не только увеличила прочность по­верхности, но и открыла новые декоративные возможности. Постепенно создаются сюжетные группы: мраморовидная кера­мика имитировала конкретную разновидность китайской посу­ды. Гончарные изделия эпохи Саманидов вошли в мировую ис­торию декоративного искусства, как самобытная и яркая об­ласть художественного творчества.

Благоприятные природно-климатические условия, богатые природные ресурсы, плодородная почва, обилие возделываемых земель, пастбищ, наличие месторождений золота, серебра, дру­гих металлов и минералов, способствуя развитию земледелия, скотоводства и ремесленного производства, создавали широкие возможности для развития как внутренней, так и внешней тор­говли.

Купцы занимали важное место в обществе и считались при­вилегированным сословием. Занятие торговли было не только прибыльным, но престижным делом.

Важным фактором развития торговли, особенно внешней, был проходивший через Центральную Азию главный междуна­родный маршрут караванной торговли - Великий Шелковый путь, связывающий страны Востока со странами Запада.

Торговлей в Центральной Азии 1Х-Х веков занимались раз­ные категории городского и сельского населения - от мелкого лавочника, земледельца и ремесленника до крупного землевла­дельца и знатного придворного. Более того, этим ремеслом зани­мались далее верховные саманидские правители, а также их на­местники в областях.

Среднеазиатские города 1Х-Х веков были важными эконо-



27

мическими и торговыми центрами. С укрупнением городов, уве­личением числа населения и базаров намного расширяются мас­штабы торговли. Судя по сообщениям источников, базары име­лись во всех городах и составляли важную часть городского орга­низма. Базары приносили большие доходы как государственной казне, так и частным владельцам дуканов и других торговых сооружений. На городских базарах торговали всевозможными товарами ремесленного производства, продуктами земледелия и скотоводства. Наряду с городом базары имелись и во многих крупных селениях.

Важную роль в межобластной торговле играли ярмарки. Они собирались как при крупных городах, так и при крупных селе­ниях. В бухарском городке Тававис один раз в году собиралась ярмарка, куда съезжалось много людей со всего Хорасана.

Важное место в региональной и транзитной международной торговле среднеазиатских городов занимали караван-сараи. В Мавераннахре было более 10 тысяч таких сооружений. Строить караван-сараи считалось делом благородным и богоугодным. Караван-сараи имелись не только в городах и селениях, но и на безлюдных участках караванных дорог, а также во многих по­граничных с кочевьями тюрков пунктах Средней Азии.

Торговля с кочевниками имела важное значение для эконо­мики как оседло-земледельческих областей, так и для самой степи. С одной стороны кочевая степь обеспечивало ремесленное производство сырьем, поставляя в оседлые регионы в большом количестве скот, кожу, шерсть, меха и другие продукты ското­водства, а также рабов. С другой стороны, кочевники были по­требителями производимой таджиками ремесленной (ткани, шелк, одежда, покрывала и др.), садоводческой (изюм, орехи и др.) и другой продукции. Кроме этого, в степь доставлялось зер­но. Ведущую роль в торговле с кочевыми тюрками в Приаралье и Прикаспии играли хорезмийцы.

Средняя Азия активно участвовала в международной "ор-говле. Предприимчивые купцы на востоке достигли по суше морских берегов Китая, на западе доходили до Египта, Визан­тии и Европы, на северо-западе ~ до славянских земель, а на юге до Индии. В этот момент происходит расширение масшта­бов международной торговли Средней Азии, открываются и ос­ваиваются новые торговые маршруты, значительно расширяет­ся ассортимент ввозимых и вывозимых товаров. Бурному разви-



28

тик» международной торговли во многом способствовало созда­ние мощного централизованного Саманидского государства, ко­торое не только обеспечивало безопасность движения карава­нов, но также заботилось о благоустройстве торговых дорог, ка­раван-сараев и базаров. Таджики - прямые потомки предпри­имчивых согдиицев, бактрийцев, хорасанцев и хорезмийцев, в 1Х-Х веках играли ведущую роль в среднеазиатской междуна­родной торговле, хотя некоторые перешедшие на оседлую жизнь тюрки также были вовлечены в торговлю.

В 1Х-Х веках основным внешнеторговым партнером Сред­ней Азии на востоке оставался Китай. В китайских хрониках этого времени часто упоминаются мусульманские купцы, в том числе среднеазиаты, обосновавшиеся в различных городах Ки­тая. Императоры Китая, заинтересованные в развитии торгов­ли с мусульманскими странами, в том числе со странами Сред­ней Азии, создавали для купцов благоприятные условия. К этому же стремились саманидские правители, установившие дружеские связи с правителем уйгур в Канчане. Этим самым они стремились обеспечить безопасность продвижения карава­нов в Китай.

В это время таджики осваивают новые рынки обширных отдаленных территорий к северу и северо-востоку от Средней Азии. Одна дорога в этом направлении шла от Таласа до глав­ной ставки кимаков у реки Иртыш. От окрестностей Турфана дорога шла к киргизам в бассейне Енисея. Таджикские купцы проникали даже в Восточную Монголию и Орхон.

В 1Х-Х веков Средняя Азия продолжала оживленную тор­говлю с Индией. Основным складочным местом товаров и пере­правой в этом маршруте был город Термез. Также в этот период продолжаются интенсивные и регулярные торговые связи в за­падном направлении с Ираном, Ираком, Египтом и другими странами Ближнего Востока и Малой Азия.

О торговых связях с Египтом свидетельствуют изготовлен­ные в Бухаре ушмунские ткани, название которых происходит от египетского города Ушмунайн. В Хорезме изготовляли ткани дабика, название которых происходит от египетского города Да-бика. Торговые связи с арабским миром были обоюдными.

Была интенсивна торговля с Поволжьем, Киевской Русью и Другими странами Северной и Восточной Европы. Торговый мар­шрут из Средней Азии вдоль западного берега Аральского и се-

29

верного берега Каспийского морей и через Северный Кавказ на запад, в Рим и Византию, был открыт согдийскими купцами еще в древности и активно функционировал в раннем средневековье.



Торговля между среднеазиатскими и русскими купцами про­исходила в столицах Хазарии и Булгарии. Источники сообща­ют о приходе русских купцов на кораблях по дону в Хазарию и более северным путем - в Булгар.

В Саманидском государстве выпускались золотые, серебря­ные и медные монеты, называвшиеся соответственно динарами, дирхемами и фельсами. Об интенсивности выпуска саманидс-ких дирхемов свидетельствуют их находки сотнями и даже ты­сячами в составе многочисленных кладов куфических монет по всей Восточной и Северной Европе.

Насколько тяжелы были налоги, цены и подати, взыс­кивавшиеся с населения, можно судить даже по далеко не полным данным письменных источников. По сообщению ибн Хордабеха, в казну Арабского халифата через Тахиридов Согд в широком смысле (долина Зарафшана, включая Буттам, Кеш и Насаф) вносил 1 млн. 89 тысяч мухаммадийских дирхе­мов, в том числе Самаркандаский Согд - 328 (или 326) ты­сяч мухаммадийских дирхемов; Бухарская область - 1 млн. 189,2 тысячи дирхемов гитрифи (по Якуби 10 млн. медных дирхемов); Фергана выплачивала 280 тысяч мухаммадийс­ких дирхемов; Чач - 607,1 тысяч мусейябских дирхемов; Уструшана - 48 тысяч мухаммадийских и 2 тысяч мусейяб­ских дирхемов, города по среднему и нижнему течению Сыр-дарьи - 46,4 тысяч дирхемов мусейяби и хорезми. Он же приводит данные о податях другой группы областей: в 826-827гг. в казну Тахиридов Чаганиян вносил 48,5 тысяч дир­хемов, Шугнан - 40 тысяч дирхемов; Карран - 4 тысяч дир­хемов; Вахан 20 (или 10) тысяч дирхемов. По утверждению географа Мукаддаси, Вахан вносил более крупную сумму -40 тысяч дирхемов. Харадж хорасанских округов составлял: Нисы - 893 400 дирхемов, Серахса - 307 440, Абиверда -700 000 и Туса - 740 860 дирхемов. В целом же Тахирид Абдаллах за 826-827 гг. выплатил дани в казну халифата 44 846 000 дирхемов, 13 породистых коней, 2 тысячи баранов, 2 тысячи огузских рабов, на 600 тысяч дирхемов ценностей, 1187 кусков ткани и 1300 кусков железа. Позже дань эта была уменьшена.

30

В 836 г. Абдаллах обязался уплатить халифу 38 милли­онов дирхемов, включая сюда и стоимость рабов, баранов и тканей. Это, однако, не означает, что подати с населения были уменьшены: просто остальную часть доходов Тахириды остав­ляли себе. По данным другого автора, дань Хорасанской про­винции Арабскому халифату составляла 40 миллионов дирхе­мов, кроме пятой части военной добычи, которая всецело шла в пользу Тахиридов. В 844 году взысканная с населения всех областей Тахиридского государства сумма налогов составляла 48 миллионов дирхемов.

Приблизительно таков же был общий бюджет доходов Са-манидского государства. Столичная Бухарская область вно­сила в казну Саманидов хараджа на сумму: по Наршахи -116 857 дирхемов гитрифи, а по Мукаддаси - 1 166 997 дир­хемов гитрифи. Из них наиболее точной признана цифра Нар­шахи.

Следует иметь в виду, что указанные суммы налогов явля­ются лишь частью того, что взыскивалось с населения, а имен­но это те деньги, что попадали в казну государства. Для того, чтобы составить себе представление о размере налогов, сюда следует причислить еще все то, что оставлялось местными пра­вителями, феодалами и налоговым чиновничеством себе в ре­зультате разных махинаций, да еще все то, что взыскивалось с населения в пользу духовенства и разных других групп господ­ствующего класса. Саманидское правительство, не раз попадая в тяжелое финансовое положение, увеличивало налоги и пода­ти и прибегало к разным мерам их преждевременного сбора. Так, известно, что в 942 году налог с населения собирался дваж­ды, а при Нухе ибн Насре (943-954) по словам Мукаддаси, однажды были взяты подати вперед за год в виде займа, кото­рый никогда не был уплачен правительством. Кроме налогов и податей, население несло многочисленные повинности (строи­тельство и поддержание в порядке укреплений, оросительных систем, дорог и т.п.).

В саманидский период огромные массы крестьян были без - или малоземельными. Но не менее тяжелым было и положе­ние городских ремесленников и рабочих и они разорялись от непосильных налогов.

31

§5. Экономическая политика и налогообложение в Бухарском Эмирате

До начала второй половины XIX века в состав Бухарского Эмирата входило 27 феодальных уделов (бекства) - Гиссар, Ку­ляб, Каратегин, Курган-Тюбе, Дарваз и т.д. и они формально находились в подчинении Бухарского Эмирата. До присоедине­ния Средней Азии к России имел 180 тыс. кв. метров террито­рии и обще используемые земли составляли 243 тыс. гектаров.

Основу феодального строя эмирата составляла система позе­мельных отношений, основанных на законах Шариата - осно­вавшего одну единственную форму земельной собственности, соб­ственности аллаха. Таким образом, фактически было обоснова­но, с религиозной позиции, право собственности феодалов на землю, и руководствуясь законами Шариата крупные феодалы и религиозные деятели владели земными ресурсами и они обя­заны были вносить в казну эмирата определенную долю средств (дохода).

Более половины земельных ресурсов Бухарского Эмирата яв­лялись государственными и распределялись крестьянам на веч­ное пользование, без права собственности. Крестьяне с этих зе­мель в государственную казну платили одну десятину урожая.

По законам Шариата государственные земли Бухарского Эми­рата в конце XIX века стали объектом купли-продажи, и разре­шалась продажа земель частным лицам. Духовные феодалы об­ладали огромными земельными ресурсами на правах частной собственности.

На территории Бухарского Эмирата в период ХУШ- ХГХ в.в. развивалось ремесленное производство. В связи с техничес­кой отсталостью ремесленного производства его продукция не могла конкурировать с товарами, поступающими из зарубежа. Практически все слои населения занимались торговлей, кото­рая была самой выгодной сферой деятельности. Число ремес­ленников в конце XIX начале XX в.в. насчитывалось не менее 10-15 тыс. человек.

Государственные земли делились на две части: «владения дахякдара» (земли, которые давались крестьянам на постоян­ное пользование, которые, в свою очередь, вносили государству десятую часть выращенного урожая); и «султановые владения» (земли, которые оставались в распоряжении государства, но пре-

32

доставлялись в аренду крестьянам на определенное время и раз­личные условия обработки. Арендаторы «султановых земель» часть выращенного урожая (дохода) передавали государствен­ной казне в качестве арендной платы.

Крестьяне, проживающие на территории и обрабатывающие земли, которые являлись собственностью Эмира платили хозяи­ну налог. В окрестностях Бухары налогообложение на посевные земли со стороны официальных представителей называли «мол-куни». Налог, взимаемый с государственных земель, называли «молиётом».

В Бухаре насчитывалось около сотни отдельных отраслей ремесла (обработка металла, волокна, кожи, пищевые продукты и различные предметы быта). Наиболее развитым видом ремес­ла являлось ткачество (подготовка пряжи и обработка готовых тканей).

Важное место в экономике Бухарского Эмирата занимала торговля с Россией и Афганистаном, Ираном и Индией. В связи с развитием в России текстильной промышленности во второй половине XIX века большую роль во внешней торговле Бухарс­кого Эмирата играл вывоз из Бухары сельскохозяйственного и промышленного сырья, в том числе хлопка, каракуля, шерсти и другой продукции ремесленной отрасли.

Во второй половине ХГХ века расширилась торговля между Средней Азией и Россией. В 80-х начали строить железную до­рогу в Средней Азии и она сыграла важную роль в развитии отраслей экономики Средней Азии. Во время присоединения Средней Азии к России на территории Средней Азии господ­ствовал феодализм.

Кустарное производство в экономической жизни Бухарско­го Эмирата играло большую роль. В Бухаре существовало более 100 самостоятельных ремесел сконцентрированных по следую­щим отраслям: обработка металла; обработка волокна; строи­тельство; выделка кожи; кулинария; другие ремесла и занятия по изготовлению. В этот же период в Бухаре появились крупные капиталисты, которые вложили свои средства в развитие этой отрасли. Действовало девять крупных ткацких предприятий и более 80 мелких. Литейные мастерские выпускали различную продукцию.

Во второй половине XIX века на территории края обнару­жены запасы угля, золота, железа, цинка и других полезных



33

ископаемых. Однако слабое развитие использования полезных ископаемых говорило об экономической отсталости Бухары.

Введение денежных налогов, ввоз товаров открыли дорогу товарно-денежным отношениям и развитию отраслей эконо­мики.

В Бухарском Эмирате благодаря налогам государство по­полняло казну и осуществляло экономическую политику. Сред­ства от налогов государство расходовало для содержания орга­нов управления, укрепления военной мощи государства и соци­ально-экономической поддержки общества. В этот период ос­новное бремя налогов несли труженики, и размер налогов был высоким.

С. Айни отмечал около 100 разновидностей налогов в пери­од Бухарского Эмирата: закот (налог, взимаемый с движимого имущества); ушр (подать с урожая); подземельная дать и с иму­щества оборудования; аминона (для чиновников, которые зани­мались сбором налогов с продавцов на базаре); налог с пастби­ща; налог с дома (с каждой семьи, живущей под одной кров­лей); танобона (взимаемый за каждый танаб - 0,25 га земли); сарона (подушный, с каждого человека); сарухона (взимаемый с каждой семьи); мирабона (взимаемый за орошение земли); як-сари (взимаемый за каждую голову скота в отдельности); хорпу-ли (налог за то, что оставил землю необработанной); налог за дом (двор); шутгорпули (налог за пахоту) и другие. «Закот» -представлял собой сумму, которую мусульманин должен был добровольно пожертвовать, как долг перед богом из источника своих доходов (имущества). Это был один из видов правитель­ственных налогов, налагаемых эмиратом на имущество поддан­ных (в размере одной сороковой части стоимости товара), налог, который взимался за скотину, и налог который взимался за пользование дорогами.

В Бухарском Эмирате размеры и объекты налогообложения определял закон шариата. Объектами налогообложения по за­кону шариата являлись следующие источники дохода: земли, вода, скот, мельницы и торговля.Условия оплаты закота по ша­риату были установлены:

1) ушр: (десятая часть дохода), по скоту: за пять верблюдов - один двухгодичный верблюжонок; за 35 верблюдов - одного верблюжонка 3-х лет, за 50-75 верблюдов - одного 5-ти летнего верблюда и т.д;

34

2)по торговле: государству вносился закот из расчета 1 тенге за каждые 20 тенге. По торговле, согласно предписаниям шари­ата, закот принимался в том случае, когда 40 тенге увеличива­лось до 200 тенге и государству вносился закот из расчета 1 тенге за каждые 20 тенге.

Имело место, когда во время военных действий вводились новые налоги. Так, например, налог под названием «чул», кото­рый для крестьян имел тяжелые последствия.

В Бухарском Эмирате закот иногда использовался в корыс­тных целях. Также существовал налог под названием «танобо-на». «Таноб» - мера земли равная 1/2 или 1/4 гектара. «Танобо-на» взимался за каждый таноб земли, за плодоносящие сады, виноградники, за бахчу и плодородные земли. В конце XIX века такой налог взимался в виде наличных денег. В различных ре­гионах Бухарского Эмирата объем налогов был неодинаков.



Вопросы для самопроверки

  1. С чем связано возникновение налогообложения?

  2. Когда возникли налоги?

  3. Какова роль поземельного налога?

  4. Когда было принято решение о переходе к подушной подати?

  5. Что представлял собой «налог с дыма»?

  6. Кто является основоположником учения о налогах?

  7. Расскажите о возникновении государственного прописного налога в России?

  8. Расскажите о развитии феодальных отношений и налогообложения на востоке?

  9. Расскажите о возникновении налогообложения в эпоху Саманидов?

  10. Охарактеризуйте экономическую политику и налогообложение в Бухарском эмирате?

35


Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Автоматизированные системы управления и приборы автоматики
2015 -> Мавз=и Идеологияи сиёсц ьамчун шакли шуури жамъиятц Наыша
2015 -> Ижрокунанда: хонандаи синфи 11
2015 -> Ш. А. Жетписбай
2015 -> Язык и стиль публичного выступления
2015 -> Формирование современной системы подготовки квалифицированных кадров на этапе инновационного и технологического развития экономики россии
2015 -> 1 общие требования
2015 -> Реферат Августин Аврелий о феномене человеческой личности
  1   2   3   4   5

  • ББК 65.5 5(2тадж)+65.9(2) 26 Ш-78
  • Глава 2. Налоги стран мира в
  • Глава 3. Налоги Республики Таджикистан 52
  • Глава 4. Современная система налогообложения в условиях рыночной экономики 112
  • Глава 5. Налоги стран-членов Содружества Независимых Государств 172 §1.
  • Глава 6. Налоговая служба Республики
  • Словарь терминов 239 Список использованной литературы 269 4 ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП
  • §2. Российские налоги от Древнерусского государства до начала XX века
  • Развитие феодальных отношений и налогообложения на востоке
  • §4. Развитие экономики в эпоху Саманидов