«Эгейское искусство»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



«Эгейское искусство»

Скачать 64.72 Kb.


Дата18.08.2017
Размер64.72 Kb.

Скачать 64.72 Kb.

МХК 10 класс
ТЕМА: «Эгейское искусство»


Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся:

  1. Расскажите о шедеврах искусства ольмеков, их архитектурных сооружениях, скульптуре. Как назывался город – столица ольмеков?

  2. Каковы характерные черты искусства ацтеков? Что представлял собой архитектурный облик их столицы Теночтитлана? В чем своеобразие скульптуры ацтеков?




  1. теоретический материал урока:

  1. Закончить конспект по худ. Культуре народов майя.


Изучение темы «Эгейское искусство»
Учитель: Культуре античного мира предшествовала богатейшая культура, созданная на островах и побережье Эгейского моря. На острове Крит и полуострове Пелопоннес находились важнейшие центры эгейской культуры. Эта загадочная цивилизация стала известна благодаря археологическим раскопкам в конце XIX – начала XX в. Развиваясь параллельно с культурами Др. Египта и Др. Междуречья, она не только переняла некоторые характерные для них элементы, но и сама создала замечательные образцы в архитектуре, вазописи и декоративно-прикладном искусстве.
Крит заслуженно был воспет Гомером в «Одиссее» и Вергилием в «Энеиде». О Крите сохранились высказывания философа Платона и описания историков Геродота и Фукидида. С этим островом связаны многие греческие мифы. Крит упоминается как родина верховного олимпийского бога Зевса:..
ЗАЧИТАТЬ на стр. 66

Шедевры архитектуры.
Учитель: Замечательным памятником эгейской архитектуры является знаменитый Кносский дворец, обнаруженный на Крите английским археологом Эвансом, в начале 20 века.
ЗАЧИТАТЬ на стр. 66-67
Не меньшую известность среди памятников эгейского искусства получили Львиные ворота в городе Микены на полуострове Пелопоннес, сохранившиеся до наших дней.
ЗАЧИТАТЬ на стр. 67-68
Учитель: Эгейская культура подарила человечеству многие строительные приемы и архитектурные формы, которые получили дальнейшее развитие в классическую эпоху античной Греции.
(вклеить в тетрадь)

Кносский дворец

Львиные ворота в г. Микены

Обнаружен на о. Крите английским археологом А. Эвансом в нач. XX в. Центральное место в огромном архитектурном комплексе площадью 12*120 м занимает большой прямоугольный двор, к которому со всех сторон примыкают построенные в разное время 2-, 3- и даже 5-этажные здания, которые соединены между собой коридорами, галереями, лестницами и световыми колодцами.

Дворец не имеет четкой планировки и напоминает лабиринт (вспомните миф о Дидале, построившем хитроумный лабиринт, и Тесее, спасшемся от чудовища Минотавра благодаря нити Ариадны). Кносский дворец – это ансамбль, гармония которого создается не симметрией, а свободным сочетанием форм.



Особенно эффективно смотрятся деревянные колонны, окрашенные в теплые красные, а иногда и черные тона. Их стволы несколько снижаются к низу и напоминают конусы, поставленные остриями вниз. Подобная форма колонн передает динамику и экспрессию. В отличие от монументальных сооружений Др. Египта с их строгой симметрией и подавляющей человека грандиозностью, архитектура Кносского дворца исключительно соразмерна с потребностями человека.

Они служили центральным входом в крепость Микен и были сложены из 3-х огромных каменных глыб (длина верхнего камня – 5 м, толщина – 1 м). Над пролетом расположена треугольная известняковая плита весом 20 т с рельефным изображением колонны – священного символа правителей Микен, а по бокам на задних лапах застыли фигуры царственных львов, как бы охраняющих Древо жизни. Неприступный акрополь («верхний город») возвышался над долиной и был обнесен гигантской крепостной стеной – около 900 м в длину и 6-10 м в толщину. Такие мощные стены были необходимы для защиты жителей города от неприятеля. Они складывались из огромных, весом в 5-6 т, грубо отесанных каменных глыб, лежащих одна над другой, щели между ними тщательно заполнялись глиной и мелкими камнями. Позднее эту кладку назовут циклопической, поскольку греки считали ее создателями легендарных одноглазых великанов – циклопов.



Фрески Кносского дворца
Учитель: Блистательного расцвета достигло и искусство живописи, дошедшее до нашего времени во фресковых росписях Кносского дворца. Длинной лентой проходят сцены торжественных церемоний, религиозные процессии, связанные с культовыми праздниками, игры и развлечения детей, театральные представления, кулачные бои и ритуальные танцы со священным быком. Также художники стремились запечатлеть полет бабочки, раскрывающийся бутон цветка, игру дельфинов на воде, птиц, парящих в небесах.
Произведения эгейских живописцев поражают не только удивительным пониманием живой природы, но и особым даром ее видения, богатством воображения, тонким вкусом и чувством меры. И хотя художники еще не владеют приемами объемно-пространственного изображения, их композиции не кажутся застывшими и безжизненными. Используя всего пять красок (черную, белую, голубую, желтую и красную), они создавали богатейшую цветовую палитру, наполненную жаркими лучами солнца, прозрачной голубизной неба и теплыми водами Эгейского моря. Даже пострадавшие от пожара фрески не утратили свежести и сочности красок. Им, как и египетским фрескам, свойственна условность цвета: мужские фигуры пишутся темной кирпично-красной краской, а женские – светлой.
(вклеить в тетрадь)


«Парижанка», фреска

Кносского дворца

«Игра с быком», фреска

Кносского дворца

Идеалом красоты считались хрупкие фигуры с тонкими «осиными» талиями. В так называемой «Парижанке», с её оживлённым личиком, капризно вздернутым носиком, игривым завитком локона, спадающей с высокой изящной прически, действительно есть что-то от законодательницы моды.

На Крите был широко распространен культ быка, а царь Минос почитался как воплощение этого священного животного. Почти не касаясь копытами земли, мчится огромный бык, тяжело нагнув свою могучую голову и выставив вперед рога. Изгиб его туловища напоминает большой гимнастический снаряд. Один из акробатов схватился за рога, готовится к грациозному сальто прямо над головой животного. Художник настолько искусно запечатлел весёлую и непринуждённую игру акробатов, что мы забываем о смертельной опасности подобных трюков. Фреска воспринимается как гимн красоте и ловкости человека, торжествующего над грозной и могучей природой.


Вазопись стиля Камарес
Учитель: на Крите в одной из пещер у селения Камарес, были обнаружены замечательные произведения керамики, удивляющие техническим совершенством, необычностью и разнообразием форм, оригинальностью орнаментальных ритмов и живописностью рисунка. В вазописи (росписи сосудов) нашло отражение мироощущение человека, чувствующего свою неразрывную связь с природой, стремящегося запечатлеть ее праздничную красоту и гармонию.
ЗАЧИТАТЬ стих-е В. Брюсова «Эгейские вазы» на стр. 70
Учитель: В росписи весело играют и переливаются всего 2 цвета – желтой охры и граната. Декоративен узор орнамента, в котором преобладает морская тема с изображением спрутов, медуз, морских звезд, осьминогов, кораллов, водорослей раковин и т.д. Удивительно разнообразны формы этих керамических изделий: это небольшие чаши, кубки, вазы для фруктов, горшки и кувшины с тончайшими стенками. Подобная роспись керамических изделий получила название стиля Камарес.
вклеить в тетрадь:

Ваза в стиле Камарес из Фесты

Ваза «Осьминог»

В росписи весело играют и переливаются всего 2 цвета – желтой охры и граната. Декоративен узор орнамента, в котором преобладает морская тема с изображением спрутов, медуз, морских звезд, осьминогов, кораллов, водорослей раковин и т.д. Удивительно разнообразны формы этих керамических изделий: это небольшие чаши, кубки, вазы для фруктов, горшки и кувшины с тончайшими стенками. Подобная роспись керамических изделий получила название стиля Камарес.


Эта знаменитая ваза произведение в своём роде уникальное и в то же время характерное для эгейского стиля вазописи. Осьминог охватил своими длинными и гибкими щупальцами поверхность ассиметричной вазы с ее плавным, закругленным контуром и такими же ручками. Наблюдая за волнообразными движениями щупальцев, кажется, что сама ваза пульсирует, то расширяясь, то сужаясь. В отличие от древнеегипетских изображений животных и растений, где на первый план выдвигались точность и тщательность прорисовки деталей, характер росписи ваз стиля Камарес предельно обобщен и условен.


Учитель: Трудно переоценить тот огромный вклад, который внесло эгейское искусство в сокровищницу мировой художественной культуры. Критское царство погибло в конце XV в. до н.э., когда художественная культура Микен переживала мощный подъем. Но с конца XII в до н.э. начинается упадок Микен, на смену местным жителям приходят дорийцы. Захватив некогда великое царство они стали обживать эти земли, помня о героическом прошлом Микен. В VIII в до н.э этим воспоминаниям было суждено воплотиться в выдающемся гомеровском эпосе.
IV. Закрепление изученного:
Вопросы 1-4 на стр. 71 учебника, задание № 3 из Творческой мастерской.

V. Домашнее задание:

    1. лекции в тетради

    2. Глава 6 учебника стр. 66-71

    3. Реферат на тему «художественная культура инков (взять из учебника стр. 61-62)

Каталог: uploads -> doc
doc -> Реферат по дисциплине: «Физическая география России и методика обучения с икт» По теме: «Характеристика морей, омывающих Россию на севере
doc -> Кгу «Гимназия №1 г. Темиртау» Учитель истории Чудновец Надежда Андреевна
doc -> Богатство народа в его языке
doc -> «День языков народов Казахстана»
doc -> Программа прикладного курса по истории Казахстана «История Казахстана в лицах»
doc -> Казахстанская
doc -> Внутреннее и внешнее положение казахского
doc -> «Введение. Внутреннее и внешнее положение казахского ханства в первой четверти XVIII века»
doc -> Программа профессионального модуля пм. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
doc -> Саватеев Роман, фнп, 411 гр

  • Шедевры архитектуры. Учитель
  • Львиные ворота
  • (вклеить в тетрадь) Кносский дворец
  • Фрески Кносского дворца Учитель
  • (вклеить в тетрадь) «Парижанка», фреска
  • Вазопись стиля Камарес Учитель
  • Ваза в стиле Камарес из Фесты Ваза «Осьминог»
  • IV . Закрепление изученного : Вопросы 1-4 на стр. 71 учебника, задание № 3 из Творческой мастерской. V . Домашнее задание