Е. И. Кондратенко рабочая программа дисциплины

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Е. И. Кондратенко рабочая программа дисциплины

Скачать 300.02 Kb.


Дата12.01.2017
Размер300.02 Kb.
ТипПрограмма

Скачать 300.02 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Астраханский государственный университет»




УТВЕРЖДЕНО

решением совета факультета от «24» июня 2014 г.,

протокол № 9
Декан факультета

______________________


Е.И. Кондратенко

           


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Апоптоз и его возрастная динамика

(наименование)


Направление подготовки 06.06.01 «Биологические науки»_______

Направленность (профиль) подготовки Физиология__________________


Квалификация (степень) выпускника «Исследователь. Преподаватель-исследователь»
Форма обучения ____________очная________________________


Астрахань – 2014 г.

Программа разработана на основе: ФГОС по направлению

06.06.01 Биологические науки


 (код и наименование направления /профиля)

Разработчики:


Теплый Д.Л., д.б.н., профессор, Рябыкина Н.В., к.б.н.
(фамилия, имя, отчество, должность разработчика программы и его подпись)

РАССМОТРЕНА

на заседании кафедры (название)

Протокол № 88а от «12» июня 2014 г.


Заведующий кафедрой ______________________/ Д.Л. Теплый/




  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины (модуля) «Апоптоз и его возрастная динамика» являются: Ознакомление студентов с феноменом апоптоза (генетически программированной клеточной гибелью) как физиологически естественным процессом, отличным от некроза, с важной ролью апоптоза в развитии заболеваний и старения организма, а также с поиском путей эффективной регуляции программированной клеточной гибели.
Задачи освоения дисциплины (модуля):

  • Ознакомление с известными формами гибели клеток, обусловленными генетически, проявляющимися в онтогенезе и при развитии патологии.

  • Изучение физиологической роли апоптоза и его влияния на системы регуляции функций.

  • Ознакомление с молекулярно-биологическими механизмами проявления апоптоза на этапах онтогенеза и при действии повреждающих факторов.

  • Изучение морфологических, биохимических и иммуногистохимических маркеров апоптоза.

  • Формирование исследовательских и педагогических навыков ознакомления студентов с теоретическими и методическими основами изучения процессов апоптоза.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

2.1. Учебная дисциплина (модуль) «Апоптоз и его возрастная динамика» относится к циклу дисциплин:



  • направленных на приобретение универсальных компетенций / общепрофессиональных компетенций/ профессиональных компетенций

  • направленных на подготовку к сдаче кандидатского экзамена по специальной дисциплине;

  • направленных на подготовку к преподавательской деятельности.

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, формируемые предшествующими дисциплинами:



- физиология человека и животных,

- методы физиологических исследований,

- механизмы регуляции физиологических функций.

Знания: онтогенетических особенностей элиминации клеток органов и тканей, механизмов генетической регуляции развития органов и тканей на этапах онтогенеза,

Умения: определить известные стадии нарушения клеточных структур, предшествующих некрозу; определить характерные признаки отличия программированной гибели клеток и некроза клеток и тканей.

Навыки: применения в научных исследованиях методов цитологии, биохимии, генетики, молекулярной биологии.

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

- «Физиологические механизмы стресса»;

- «Свободнорадикальные процессы в биологических системах»

Использование методов регистрации и анализа молекулярных механизмов апоптоза включается в комплекс методов физиологических исследований, позволяя углубить представления о механизмах физиологической активации клеток и межклеточных коммуникаций. Изучение апоптоза продуктивно для исследования механизмов регуляции функциональных систем в норме, при нарушении гомеостаза и развитии патологических состояний и старении организма. Изучение апоптоза способствует пониманию физиологических механизмов стресса как важнейшего механизма сохранения гомеостаза живых систем за счет самоликвидации структурно и функционально утративших свое биологическое значение.
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО (уровень подготовки кадров высшей квалификации) и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности): универсальные, общепрофессиональные.



Код и наименование компетенции

Результаты освоения дисциплины

Знать

Уметь

Владеть

УК-1: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию

новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных

областях


основные принципы поиска, обработки, анализа и оценки профессиональной информации

- анализировать полученную информацию;

- генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях



- навыками реферирования научной литературы;

- навыками к критическому анализу и оценке современных научных достижений



ОПК-1: способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в

соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и

информационно-коммуникационных технологий


основные современные методы физиологических исследований

самостоятельно решать профессиональные задачи, находить, обрабатывать, анализировать и оценивать профессиональную информацию на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно- коммуникационных технологий

навыками самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области физиологии человека и животных

ПК-2: уметь планировать и реализовывать научные исследования с целью изучения функционирования организма животных и человека, используя поведение, физиологические, биохимические, генетические, молекулярно- биологические подходы для анализа функций организма

основы фундаментальной физиологии и ее прикладных разделы, для реализации научно-исследовательской деятельности

планировать и реализовывать научные исследования с целью изучения функционирования организма животных и человека

навыками основных физиологических, биохимических, генетических, молекулярно-биологических подходов для анализа функций организма


4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетных единиц, 36 часов.




п/п


Наименование радела (темы)

Семестр

Неделя семестра

Контактная работа

(в часах)



Самостоят. работа

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)


Л

ПЗ

ЛР

ГК

ИК

АИ

1

Общая характеристика апоптоза

7




2

2













8

Устный опрос

2

Активаторы и ингибиторы апоптоза

7




2

2













4

Контрольная работа, рефераты

3

Ключевые механизмы связанные с экспрессией генов апоптоза и активацией протеаз.

7




2

2













12

Рефераты, контрольная работа

Л – занятия лекционного типа; ПЗ – практические занятия, семинары, ЛР – лабораторные работы; ГК – групповые консультации; ИК – индивидуальные консультации и иные учебные занятия, предусматривающие индивидуальную работу преподавателя с обучающимся; АИ – аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся.



Темы,
разделы
дисциплины


Кол-во
часов


Компетенции (указываются компетенции перечисленные в п.3)

Σ

общее количество компетенций

УК-1

ОПК-1

ПК-2
















Общая характеристика апоптоза

4

*

*



















2

Активаторы и ингибиторы апоптоза

4

*

*

*
















3

Ключевые механизмы связанные с экспрессией генов апоптоза и активацией протеаз.

4

*

*

*
















3






Содержание разделов дисциплины «Апоптоз и его возрастная динамика»

  1. Общая характеристика апоптоза. Стадии апоптоза. Физиологические активаторы апоптоза. Апоптоз, индуцированный стрессорными факторами. Генетически индуцированный апоптоз.

  2. Активаторы и ингибиторы апоптоза. Роль гормонов в индукции апоптоза. Гормональные факторы индукции и реализации апоптоза. Факторы, ингибирующие апоптоз. Роль семейства Bcl-2, Fas-системы, фактора некроза опухоли, белок c-FLIP.

  3. Ключевые механизмы связанные с экспрессией генов апоптоза и активацией протеаз. Роль каспаз и их современная классификация. Структура и адаптеры каспаз. Субстраты и ингибиторы каспаз.

Самостоятельное изучение разделов дисциплины:

Номер радела (темы)

Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во

часов

1

Характеристика некроза. Факторы, вызывающие. некроз. Морфологические признаки некроза. Исход и значение некроза.

4

1

Индукторы некроза: АФК, пероксиды, окислительные формы белка, оксид азота и его метаболиты.

4

2

Типы клеток, участвующие в апоптозе. Фагоцитоз погибающих клеток.

4

3

Функции каспаз: продукция цитокинов, антиапоптати- ческие функции, регуляция жизнеспособности клеток и тканей.

4

3

Биологическая роль апоптоза. Роль апоптоза при старении

4

3

Роль апоптоза при формировании клеток иммунной Системы. Значение апоптоза в развитии патологии

4

Самостоятельная работа аспиранта по дисциплине призвана, не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию творческих навыков, инициативы, умения организовать научное исследование.

Самостоятельная работа по дисциплине включает самостоятельное изучение теоретического материала для подготовки к семинарам, написание реферата и подготовку презентаций для семинаров. Самостоятельная работа по дисциплине «Апоптоз и его возрастная динамика» предусматривается объемом 24 часа и организуется в соответствии с используемыми в учебном процессе формами учебных занятий.

В результате самостоятельной работы каждый аспирант должен написать рефераты по выбранной теме. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение нескольких литературных источников по определённой теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и его изложение. Цель написания реферата – привитие навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям.

Темы рефератов


  • Новое в классификации программируемой клеточной гибели.

  • Современные методы верификации апоптотических , аутофагических и некротических клеток.

  • Биохимиечкие маркеры верификации апоптоза, аутофагии и программированного некроза

  • Роль апоптоза при развитии атеросклероза.

  • Нарушения апоптоза причина возникновения патологии, или апоптоз не может справиться с проблемной клеткой?

  • Взаимоотношение апоптоз, аутоиммунитета и онкогенез

  • Апоптоз и контроль клеточного цикла в эмриогенезе и онтогенезе организма.

  • Молекулярно-генетические механизмы, участвующие в запуске ПКГ.

  • Что представляет собой апоптоз и каково его биологическое значение?

  • Апоптоз – генетическое обоснование целесообразности?

  • Апоптоз, роль митохондрий и цитохрома С.

  • Рецепторы смерти. Соответствующие лиганды. Белки-адапторы.

  • Семейство малых G-белков, Ras-белки

  • Предполагаемый механизм выбора между апоптозом и некрозом

  • Роль белков семейства Bcl-2 в регуляции апоптоза.

  • Программированная клеточная гибель: теория апоптоза.

  • Причины апоптоза.

  • Роль протеолиза в развитии апоптоза.

  • Строение Fas-рецептора. Система Fas/Fas-L.

  • Фрагментация ДНК. Механизм индукции апоптоза при повреждении ДНК.

  • Некроз гипоксический и свободно-радикальный.

  • Механизм гипоксического некроза.Механизм свободно-радикального некроза.

  • Апоптоз – генетически детерминированный путь клеточной смерти.

  • Понятие о программированной гибели клетки (исторические аспекты).

  • Роль апоптоза в регуляции физиологических функций организма.

  • Молекулярные механизмы регуляции апоптоза.

  • Методы идентификации апоптоза.

  • Роль апоптоза в развитии и гомеостазе иммунной системы


5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Освоение дисциплины «Апоптоз и его возрастная динамика» реализуется на основе технологии модульного обучения с использованием стратегических образовательных технологий: лекций и практических занятий. В процессе обучения используются разные виды лекций. Практические занятия призваны углубить, расширить и детализировать полученные знания, содействовать выработке навыков профессиональной деятельности



Название образовательной технологии

Темы, разделы дисциплины

Краткое описание

применяемой технологии



Лекционные курс

Лекция-визуализация


Общая характеристика свободнорадикальных процессов

Представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО, также с помощью слайдов, таблиц, схем.

Информационная лекция- презинтация

Общая характеристика активных форм кислорода (АФК) и их биологическая роль

Ориентирована на изложение и объяснение студентам учебно-научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию в виде презентации.


Лекция с разбором конкретной ситуации.


Токсические эффекты свободных радикалов

В ходе лекции конкретная ситуация излагается устно или в виде краткого диафильма, видеозаписи и т. п. Аспиранты совместно анализируют и обсуждают представленный материал.

Семинарские/практические занятия

Устный опрос

Общая характеристика свободнорадикальных процессов

Средство контроля знаний, организованное как опрос преподавателем студентов.

Контрольная работа, рефераты




Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу

Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.



Рефераты, контрольная работа




Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу



6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

СООТВЕТСТВИЕ ЭТАПОВ (УРОВНЕЙ) ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ

ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И КРИТЕРИЯМ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ


Этап (уровень) освоения компетенции

Планируемые результаты обучения

(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)



Критерии оценивания результатов обучения

2

3

4

5

УК-1: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях

Первый этап

(уровень)



Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях

Владеть (BI УК-1):

навыками к критическому анализу и оценке современных научных достижений



Не владеет


Демонстрирует отдельные и не систематизированные навыки в анализе современных научных достижений.

Уверенно владеет навыками по анализу и оценке современных научных достижений

Умеет быстро и правильно находить и применять нужную научную информацию, анализировать результаты современных научных достижений и применять их на практике

Уметь (УI УК-1):

генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях



Не умеет


Демонстрирует умения к генерации новых идей, но не может применить их для решения исследовательских и практических задач

Уметь правильно использовать новые идеи и методические решения для достижения цели и задач научного исследования

Правильно выбирает технологии для поиска и обработки профессиональной информации, генерирует новые идеи при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях

Знать (ЗI УК-1):

основные принципы поиска, обработки, анализа и оценки профессиональной информации



Не знает


Демонстрирует разрозненные знания при поиске, обработке и оценки профессиональной информации

Имеет четкое представление об основных типах современных информационных технологий, которые можно использовать для поиска и обработки информации

Способен к комплексному использованию современных информационных технологий для поиска и обработки информации

ОПК-1: способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий

Первый этап

(уровень)



способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий

Владеть (BI ОПК-1):

навыками самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области физиологии человека и животных



Не владеет


Демонстрирует отдельные, но не систематизированные навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности

Способен самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность при исследовании апоптоза

Способен не только самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность апоптоза, но и дать профессиональную оценку выявленным фактам

Уметь (УI ОПК-1 ):

самостоятельно решать профессиональные задачи, находить, обрабатывать, анализировать и оценивать профессиональную информацию на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно- коммуникационных технологий



Не умеет


Испытывает некоторые затруднения при нахождении, обработке, анализе профессиональной информации с применением информационно- коммуникационных технологий

Уметь правильно находить, обрабатывать, анализировать и оценивать профессиональную информацию на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно- коммуникационных технологий

Уметь самостоятельно решать профессиональные задачи, находить, обрабатывать, анализировать и оценивать профессиональную информацию на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно- коммуникационных технологий

и использовать полученные знания на практике



Знать (ЗI ОПК-1):

основные современные методы физиологических исследований



Не знает


Демонстрирует знания отдельных методов физиологических исследований

Имеет четкое представление о основных современных методах физиологических исследований свободнорадикальных процессов

Демонстрирует знания основных современных методах физиологических исследований апоптоза и применяет эти знания при выполнении научно-исследовательской работе

ПК-2: уметь планировать и реализовывать научные исследования с целью изучения функционирования организма животных и человека, используя поведение, физиологические, биохимические, генетические, молекулярно- биологические подходы для анализа функций организма

Первый этап

(уровень)



уметь планировать и реализовывать научные исследования с целью изучения функционирования организма животных и человека, используя поведение, физиологические, биохимические, генетические, молекулярно- биологические подходы для анализа функций организма

Владеть (BI ПК-2):

навыками основных физиологических, биохимических, генетических, молекулярно-биологических подходов для анализа функций организма



Не владеет


Демонстрирует не систематизированные навыки применения основных физиологических, биохимических, генетических, молекулярно-биологических подходов для анализа функций организма

Владеет основными физиологическими, биохимическими, генетическими, молекулярно-биологическими подходами для анализа функций организма

Демонстрирует знания основных физиологических, биохимических, генетических, молекулярно-биологических подходов для анализа функций организма и применяет эти знания при выполнении научно-исследовательской работе

Уметь (УI ПК-2):

планировать и реализовывать научные исследования с целью изучения функционирования организма животных и человека



Не умеет


Испытывает некоторые затруднения с планированием или реализацией научных исследований с целью изучения функционирования организма животных и человека

Уметь правильно планировать и реализовывать научные исследования с целью изучения функционирования организма животных и человека

Уметь самостоятельно планировать и реализовывать научные исследования с целью изучения функционирования организма животных и человека и дает профессиональную оценку выявленным фактам

Знать (ЗI ПК-2):

основы фундаментальной физиологии и ее прикладных разделы, для реализации научно-исследовательской деятельности



Не знает


Демонстрирует разрозненные знания в области фундаментальной физиологии и ее прикладных разделов

Знает основы фундаментальной физиологии и ее прикладных разделы и применяет эти знания для реализации научно-исследовательской деятельности

Способен к комплексному использованию знаний в области фундаментальной физиологии и ее прикладных разделы, для реализации научно-исследовательской деятельности

Оценка качества подготовки обучающихся включает текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию. Данные типы контроля служат основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и студентом, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебной дисциплины.

Вопросы к текущему контролю успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


  1. Стадии апоптоза.

  2. Физиологические активаторы апоптоза.

  3. Апоптоз, индуцированный стрессорными факторами.

  4. Генетически индуцированный апоптоз.

  5. Роль гормонов в индукции апоптоза.

  6. Гормональные факторы индукции и реализации апоптоза.

  7. Факторы, ингибирующие апоптоз.

  8. Роль семейства Bcl-2, Fas-системы, фактора некроза опухоли, белок c-FLIP.

  9. Роль каспаз и их современная классификация.

  10. Структура и адаптеры каспаз.

  11. Субстраты и ингибиторы каспаз.

  12. Характеристика некроза. Факторы, вызывающие. некроз.

  13. Морфологические признаки некроза. Исход и значение некроза.

  14. Индукторы некроза: АФК, пероксиды, окислительные формы белка, оксид азота и его метаболиты.

  15. Типы клеток, участвующие в апоптозе. Фагоцитоз погибающих клеток.

  16. Функции каспаз: продукция цитокинов, антиапоптати- ческие функции, регуляция жизнеспособности клеток и тканей.

  17. Биологическая роль апоптоза. Роль апоптоза при старении

  18. Роль апоптоза при формировании клеток иммунной системы. Значение апоптоза в развитии патологии.

  19. Клеточный рост и апоптоз

  20. Апоптоз – генетически детерминированный путь клеточной смерти: основные гены –инициаторы запуска и регуляции апоптоза

  21. Понятие о программированной гибели клетки (исторические аспекты).

  22. Роль апоптоза в регуляции физиологических функций организма.

К формам контроля относится промежуточный контроль знаний - зачет; сдается в устной форме. Аспирант должен ответить на два вопроса из примерного перечня вопросов к зачету.

При полном выполнении учебного плана, написании контрольных на положительную оценку, подготовка доклада-реферата, зачет выставляется в зачетку с пометкой зачтено. В противном случае обучающиеся допускаются к зачету.

Зачет сдается в виде ответа на выпавший вопрос из примерного перечня во­просов к зачету.



Вопросы к зачету:

1. Клеточный рост и апоптоз

2. Апоптоз – генетически детерминированный путь клеточной смерти: основные гены -инициаторызапуска и регуляции апоптоза

3. Понятие о программированной гибели клетки (исторические аспекты).

4. Роль апоптоза в регуляции физиологических функций организма.

5. Молекулярные механизмы регуляции апоптоза: каспазы.

6. Методы идентификации апоптоза.

7. Роль апоптоза в развитии и гомеостазе иммунной системы

8. Патологии, обусловленные угнетением апоптоза (аутоиммунные процессы, злокачественные новообразования).

9. Определение, морфологические проявления апоптоза

10. Молекулярные механизмы регуляции апоптоза: апоптотические эндонуклеазы и ДНК-связывающие белки.

11. «Рецепторный путь апоптоза: «рецепторы смерти

12. TNF –с рецепторов смерти

13. Определение и характеристика энергозависимости апоптоза

14. Морфологические проявления апоптоза.

15. Фагоцитоз апоптотических клеток или телец осуществляется окружающими здоровыми клетками, или паренхиматозными, или макрофагами.

16. Регуляция апоптоза.

17. Понятие об апоптозе клетки (исторические аспекты).

18. Митохондриальный путь апоптоза

19. Апоптоз клетки через рецепторы смерти

20. Апоптотические нуклеазы.

21. Патологии, обусловленные угнетением апоптоза (аутоиммунные процессы, злокачественные новообразования).

22. Клинико–диагностические аспекты оценки программированной клеточной гибели.

23. Роль регуляторов апоптоза и репарации ДНК в опухолевой трансформации клетки.

24. ДНК-связывающие апоптотические белки

25. Bcl-2-семейство. Происхождение названия гена

26. Свойство и биологическая роль апоптотических белков: р53, рRb

27. Факторы апоптоза и изменения в клетке при апоптозе.

28. Каспазы-биологическая роль

29. Каспазный путь апоптоза

30. Биохимические проявления апоптоза: ДНК фрагментация

31. Субстраты расщепления

32. Какова роль биохимии, цитологии и генетики в изучении физиологического процесса-апоптоз? Перечислите основные теоретические и практические задачи современной темы- апоптоз.

33. Перечислите основные методы, используемые при изучении апоптоза. Какие параметры структуры биополимеров и органелл клетки изучаются данными методами?

34. Как используется при изучении апоптоза культура клеток?

35. Каким образом и с какой целью получают моноклональные антитела?

36. Назовите основные ферменты, используемые при изучении апоптоза, как процесса и укажите реакции, которые они катализируют.

37. Апоптоз, роль митохондрий и цитохрома С.

38. Рецепторы смерти. Соответствующие лиганды. Белки-адапторы.

39. Роль белков семейства Bcl-2 в регуляции апоптоза.

40. Программированная клеточная гибель: теория апоптоза.

41. Причины апоптоза.

42. Роль протеолиза в развитии апоптоза.

43. Строение Fas-рецептора.Система Fas/Fas-L.


7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

а) Основная литература:

1. Бажанова Е.Д., Суханов Д.С., Теплый Д.Л. Фармакологическая коррекция апоптоза гепатоцитов при токсическом поражении печени: Учебное пособие.-СПб: Тактик-Студио, 2014.- 68 с.



  1. Теплый Д.Л. Нейрофизиологические эффекты витамина Е: монография.- Астрахань: ООО «Леон», 2008.-310 с.

  2. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: учебник. Ковальчук Л.В., Ганковская Л.В., Мешкова Р.Я. 2012. - 640 с.: ил.

http://www.knigafund.ru


  1. Патологическая анатомия: учебник. Струков А.И., Серов В.В. / Под ред. В.С. Паукова. 6-е изд., перераб. и доп. 2013. - 880 с.

http://www.knigafund.ru

  1. Пособие по клинической биохимии: учебное пособие. Никулин Б.А. / Под ред. Л.В. Акуленко. 2007. - 256 с.http://www.knigafund.ru


б) Дополнительная литература:

1. Алтуфьев, Ю.В. Цитология и общая гистология с основами эмбриологии : учеб.-метод. пособие / Алтуфьев, Ю.В., Алтуфьева, Н.С. - 2-е изд. ; перераб. и доп. - Астрахань : Астраханский ун-т, 2014. - 186 с. - (М-во образования и науки РФ. АГУ).

2. Иглина, Н.Г. Гистология (+CD); - М. : Академия, 2011. - 222c. + CD.

3. Васильев,Ю.Г. Цитология. Гистология. Эмбриология (CD). СПб. : Лань, 2009. - 576 с. (+ 1 CD-ROM)


в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. www.pubmed



8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Минимально необходимый для реализации дисциплины перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

- аудитории лекционные с мультимедийным оборудованием, ноутбуком, проектором;

- схемы, учебные фильмы, интернет-ресурсы.


Оборудование:

  • Центрифуга ОПМ-8

  • Гематокритная центрифуга

  • Спектрофатометр КПК-3

  • Варикард (аппаратный ком­плекс)

  • Гематологический анализатор Р8Е-90

  • Преобразователь сигналов «Валента»

  • Весы 8ЕТКА-Е-200/ Дистиллятор электрический ДЭ-ЮС-ЗМО.

  • Фотоэлектрический колори­метр АР-101

  • Гемоглобинометр Н6-202

  • Электронные весы НЬ -2000

  • Термостат электрический су­ховоздушный ТС-08-КЗМА

  • Комплекс «ВИДЕОТЕСТ»

  • Холодильник (двухкамерный)

  • Базовая установка системы «Кобра-3», с программным обеспечением

Каталог: file.php
file.php -> Кафедра финансы и налоги
file.php -> Тесты на компьютере Виртуальные лабораторные работы 1 Информатика
file.php -> Рабочая программа дисциплины интеллектуальные системы и технологии учебный план №3771 фти. 319. 62. 2014
file.php -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» Специальность 080507. 65 Менеджмент организации Квалификация: Менеджер
file.php -> Незначительной трудностью на этом фоне представляется возможное несоответствие масштабного уровня объектов, предлагаемых для разработки, уровню подготовленности студенческих групп

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Апоптоз и его возрастная динамика
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целями освоения дисциплины (модуля)
  • Задачи освоения дисциплины (модуля)
  • 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО
  • Знания
  • 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
  • 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
  • Содержание разделов дисциплины «Апоптоз и его возрастная динамика»
  • Активаторы и ингибиторы апоптоза.
  • Ключевые механизмы связанные с экспрессией генов апоптоза и активацией протеаз.
  • 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • Информационная лекция- презинтация
  • Лекция с разбором конкретной ситуации.
  • Контрольная работа, рефераты
  • Рефераты, контрольная работа
  • 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
  • Этап (уровень) освоения компетенции Планируемые результаты обучения
  • Критерии оценивания результатов обучения
  • Вопросы к текущему контролю успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
  • 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) а) Основная литература