Доклад «О повышении уровня финансовой грамотности и развитии финансового образования в государствах − участниках снг»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Доклад «О повышении уровня финансовой грамотности и развитии финансового образования в государствах − участниках снг»



страница1/6
Дата19.08.2017
Размер1.01 Mb.
ТипДоклад


  1   2   3   4   5   6


КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СНГ

ДОКЛАД

«О повышении уровня финансовой грамотности
и развитии финансового образования
в государствах − участниках СНГ»


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 3

1. Международный опыт в области финансовой грамотности и финансового просвещения 5

1.1. Руководящие принципы защиты прав потребителей ООН 5

1.2. Инициативы ОЭСР в сфере финансовой грамотности 7

1.3. Деятельность Всемирного банка в области финансовой грамотности 9

1.4. Деятельность Группы двадцати по повышению финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг 11

2. Обзор достигнутых результатов в сфере повышения финансовой грамотности населения и развития финансового образования в государствах − участниках СНГ 12

2.1. Улучшение институциональной среды 12

2.2. Эффективное выполнение проектов и мероприятий в области финансовой грамотности 19

2.3. Расширение участия средств массовой информации и гражданского общества в вопросах финансовой грамотности 45



Выводы и рекомендации 56



Введение


В последние годы вопросам финансовой грамотности и финансового образования во всем мире уделялось повышенное внимание. Фрагментарные начинания общественных организаций по поддержке граждан в управлении личными средствами и получении информации о предлагаемых на рынке финансовых услугах постепенно достигли уровня национальных проектов и инициатив международных организаций. Во многих странах пропагандируется необходимость повышения финансовой грамотности населения, внедряется лучшая практика реализации стратегий и программ в области защиты прав потребителей финансовых услуг и финансового просвещения населения.

В международной практике финансовая грамотность определяется как способность физических лиц понимать финансовые риски и принимать эффективные решения в целях улучшения собственного финансового благосостояния и обеспечения защиты своих интересов. Финансовая грамотность тесно связана с уровнем финансового образования.

Наряду с профессиональными стандартами и этикой финансовых институтов, контролем со стороны регуляторов финансового рынка, доступностью финансовых услуг и обеспечением защиты прав потребителей финансовое просвещение граждан было признано неотъемлемой частью устойчивого и справедливого финансового рынка. Финансовая грамотность особенно важна в условиях глобальных финансово-экономических кризисов, когда в связи с активизацией недобросовестных участников финансового рынка существенно возрастают риски для потребителей финансовых услуг.

Настоящий Доклад подготовлен в рамках деятельности Консультативного совета по защите прав потребителей государств – участников СНГ (далее − Консультативный совет) по созданию системы обмена информацией о национальном опыте обеспечения потребительских прав граждан государств – участников СНГ, а также о мировом опыте по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг.

Доклад содержит описание международного опыта в области финансовой грамотности и финансового просвещения, в том числе инициатив Организации Объединенных Наций (ООН), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Кроме того, в Докладе представлен обзор текущей ситуации и достигнутых результатов в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения и развития финансового просвещения граждан государств – участников СНГ. В заключительной части Доклада содержатся выводы и рекомендации, направленные на обеспечение единства подходов в решении задач развития финансового просвещения в государствах − участниках СНГ, повышения эффективности межгосударственного взаимодействия, обеспечения взаимовыгодного партнерства в интересах всех граждан государств – участников СНГ.

При подготовке Доклада использованы информация, предоставленная членами Консультативного совета, данные официальных сайтов органов государственной власти государств – участников СНГ, информация из открытых источников, а также материалы Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».


1. Международный опыт в области
финансовой грамотности и финансового просвещения

1.1. Руководящие принципы защиты прав потребителей ООН


В 1985 году Генеральной Ассамблеей ООН были одобрены Руководящие принципы для защиты интересов потребителей (далее − Руководящие принципы). Они включают:

физическую безопасность;

содействие соблюдению экономических интересов потребителей и их защиту;

нормы безопасности и качества потребительских товаров и услуг;

систему распределения основных потребительских товаров и услуг;

меры, позволяющие удовлетворять претензии потребителей;

программы просвещения и информирования;

поощрение устойчивого потребления.

Главным достижением Руководящих принципов стало определение потребителя как наименее экономически и информационно защищенной стороны в отношениях с изготовителями, исполнителями и продавцами.

В 2013 году Руководящие принципы подверглись пересмотру. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) выпустила Доклад об осуществлении Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей (1985–2013 годы).

Доклад освещает прежде всего вопросы гармонизации Руководящих принципов и действующего законодательства стран – членов ООН. В рамках каждого предложенного раздела раскрываются основные направления реализации Руководящих принципов.

Согласно документу Руководящие принципы предлагается дополнить двумя разделами, обсуждение которых проходило во время первой встречи Специальной комиссии по защите прав потребителей в июле 2012 года. Новые разделы касаются электронной торговли и финансовых услуг.

В отношении электронной торговли было закреплено неотъемлемое право потребителя на возврат купленного товара/расторжение сделки. Кроме того, было отмечено, что органы по защите прав потребителей проводят образовательные программы, социологические опросы, исследования и проверки в данном направлении.

В отношении финансовых услуг отмечалось, что большинство стран регулируют защиту прав потребителей финансовых услуг посредством общих или специальных законов о защите прав потребителей. Некоторые страны вносят изменения в уже существующие потребительские законы в части финансовых услуг. Растет число законов, регулирующих данную область и подробно регламентирующих права и обязанности продавца и покупателя.

Отзывы, полученные по результатам обсуждений новых разделов Руководящих принципов, отражают необходимость создания международных стандартов и усиления международного сотрудничества.

В 2014 году ЮНКТАД выпустила Доклад о методах пересмотра Руководящих принципов для защиты интересов потребителей.

Целью пересмотра Руководящих принципов стало создание эффективной системы защиты прав потребителей финансовых услуг на национальном, региональном и международном уровнях, сохраняющей правильный баланс между высокой степенью защиты потребителей и поддержанием конкуренции среди производителей.

Все респонденты согласились с тем, что каждое государство должно иметь орган власти, ответственный за исполнение Руководящих принципов. Большинство экспертов единогласны в том, что необходимо усиливать потребительские ассоциации необходимым уровнем финансирования для функционирования механизмов возмещения вреда. В отношении альтернативных механизмов разрешения споров и рассмотрения в суде дел с небольшой суммой иска некоторые эксперты подчеркнули необходимость обеспечения потребителей надлежащей компенсацией.

Эксперты пришли к выводу, что необходимо осуществлять международную защиту прав потребителей и контролировать ее с помощью специальных механизмов. Большинство экспертов выступили за создание в рамках ЮНКТАД межправительственной структуры по защите прав потребителей, в функции которой входили бы подготовка отчетов о состоянии защиты прав потребителей, проектов законов и реформ в области защиты прав потребителей, обмен опытом с зарубежными партнерами и развитие общих положений политики защиты прав потребителей.

Помимо ЮНКТАД предложения по дополнению и пересмотру Руководящих принципов были разработаны Всемирной организацией потребителей. Последняя предлагает сосредоточить внимание на проблемах доступа, конкуренции и стабильности защиты прав потребителей, уделяя должное внимание вопросам универсального обслуживания (например, трансграничным денежным переводам), обеспечению сохранности вкладов, политике в области конкуренции финансовых услуг с учетом государственной помощи, а также облегчению перехода потребителей из одного финансового учреждения в другое.

Помимо Руководящих принципов существует Свод принципов и правил ООН, касающихся социального благополучии в целом, включая защиту интересов прав потребителей в развитых и развивающихся странах мира.

В рамках деятельности по развитию доступности ООН определила критерии доступности финансовых услуг:

доступ к широкому спектру финансовых услуг, начиная с инструментов сбережения;

непрерывность доступа к финансовым услугам граждан, а также малого и среднего бизнеса;

ответственное поведение участников финансового рынка, гарантирующее клиентам те финансовые услуги, в которых они действительно нуждаются с учетом их возможностей.


Каталог: foto -> pages
pages -> Содружество независимых государств исполнительный комитет
pages -> Информация об использовании газомоторного топлива в государствах участниках СНГ
pages -> Сотрудничество государств участников СНГ
pages -> Содружество Независимых Государств Исполнительный комитет Развитие использования возобновляемых источников энергии в государствах – участниках СНГ
pages -> Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств
pages -> Содружество Независимых Государств межгосударственный координационный совет по научно-технической информации состояние национальных систем научно-технической информации в государствах участниках СНГ
pages -> Содружество независимых государств исполнительный комитет
pages -> Консультативный совет по защите прав потребителей государств участников СНГ
  1   2   3   4   5   6

  • Введение
  • 1. Международный опыт в области финансовой грамотности и финансового просвещения