Дипломного образования «Система профилактических мер и здоровье населения России» УкреплениЕ здоровья и профилактикА заболеваний

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Дипломного образования «Система профилактических мер и здоровье населения России» УкреплениЕ здоровья и профилактикА заболеваний

Скачать 324.31 Kb.


Дата18.08.2017
Размер324.31 Kb.
ТипДиплом

Скачать 324.31 Kb.




Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава России

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

Российская медицинская академия последипломного образования


«Система профилактических мер и здоровье населения России»



УкреплениЕ здоровья и профилактикА заболеваний
(ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ)

Под редакцией:

академика РАМН Оганова Р.Г.

Чл.-корр. РАМН Вялкова А.И.




Москва – 2000


ПРЕДИСЛОВИЕ


Сохранение и укрепление здоровья, а также профилактика заболеваний и других нарушений здоровья – это сфера деятельности не только сектора здравоохранения, но и политики, законодательства, производства, охраны окружающей среды.

Известно, что терминология в области укрепления здоровья и профилактики заболеваний содержит множество понятий, заимствованных из других стран и смежных дисциплин (социологии, образования, психологии, науки об управлении, экологии, экономики и др.). Это приводит к тому, что, используя в своей работе одни и те же термины, различные специалисты вкладывают в них совершенно разный смысл. Кроме того, существующие по данному направлению словари, нередко дают различную трактовку понятий, в ряде случаев устаревших и трудно применимых в практической деятельности.

Разработка единой терминологии по проблеме укрепления здоровья и профилактики заболеваний чрезвычайно актуальна и важна, особенно в период реформирования многих областей деятельности, включая систему здравоохранения и необходима для совершенствования подготовки специалистов в области общественного здравоохранения.

Унификация и упорядочение понятийного аппарата по данной проблеме, несомненно, будет способствовать созданию «общего языка» специалистов и всех лиц, принимающих участие в решении проблемы сохранения, укрепления и восстановления здоровья, профилактики заболеваний.

Данный словарь не является простым цитированием терминов из литературы, поэтому большинство определений не имеет ссылок. Ряд определений дан впервые или адаптирован с учетом современных взглядов на проблему укрепления здоровья и профилактики заболеваний и травм.

В словарь включены основные термины и понятия, относящиеся преимущественно к проблемам укрепления здоровья и профилактики заболеваний в сфере деятельности первичной медико-санитарной помощи. Поэтому данный словарь может рассматриваться как первая часть серии работ по созданию терминологических словарей по проблеме «Укрепление здоровья и профилактика заболеваний». Продолжением этого направления могут быть словари по смежным областям, имеющим отношение к сфере общественного здоровья (например, такие как «охрана окружающей среды», «межсекторальное сотрудничество», «охрана здоровья детей и подростков» и др.)

Уточнения терминологии требует и переход системы здравоохранения Российской Федерации на использование МКБ-10 и наличие в ней класса XXI (Z00-Z99) "Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения", что может стать практическим инструментом для формирования объема и качества профилактической деятельности
Словарь по профилактике заболеваний и укреплению здоровья предназначен для использования специалистами в области общественного здоровья и здравоохранения, организаторами и координаторами профилактической работы, медицинскими и немедицинскими работниками, занимающимися вопросами охраны и укрепления здоровья.
Словарь составлен рабочей группой Координационного центра профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска Минздрава России

Сквирская Г.П., к.м.н. – начальник отдела профилактики неинфекционных заболеваний МЗ РФ,

Калинина А.М., д.м.н. – ГНИЦ ПМ МЗ РФ,

Сырцова Л.Е., д.м.н., профессор – ММА им. И.М. Сеченова

Стоногина В.П., к.м.н, доцент - РМАПО

П. Аарва, д.об.н. - менеджер проекта ТАСИС от ЕС.

Техническая поддержка проекта ТАСИС «Система профилактических мер и здоровье население России» (директор проекта от Российской стороны – профессор Шестопалов Н.В., директор проекта от ЕС Гартнер Р.)


Рецензенты:

Комаров Ю.М. - профессор, заслуженный деятель науки РФ

Филатов В.Б. – д.м.н., руководитель отдела НИИ им. Н.А. Семашко РАМН

Савиных А.И., д.м.н., Цыбульский В.Б., д.м.н., Соболева Н.П., д.м.н. - ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения МЗ РФ

Шабров А.В. – профессор, ректор С.-ПГМА им. И.И. Мечникова

Список основных терминов и понятий.





Адаптация …………………………………………………………………………………

5

Безопасные условия для человека……………………………………………………….

5

Благоприятные условия жизнедеятельности человека …………………………………

5

Вредное воздействие на человека………………………………………………………..

5

Гигиенические навыки …………………………………………………………………..

5

Гигиеническое воспитание и обучение ………………………………………………….

5

Группа риска………………………………………………………………………………

5

Группа высокого риска …………………………………………………………………

5

Государственные санитарно-эпидемиологический надзор……………………………

5

Здоровый образ жизни ……………………………………………………………………

5

Здоровье …………………………………………………………………………………

6

Здоровье для всех ………………………………………………………………………..

6

Здоровье населения……………………………………………………………………….

6

Здоровье психическое…………………………………………………………………….

6

Здоровье сексуальное……………………………………………………………………..

6

Здоровье физическое………………………………………………………………………

7

Качество жизни …………………………………………………………………………..

7

Индикаторы качества профилактической медицинской помощи………………………

7

Качество профилактической медицинской помощи ……………………………………

8

Медицинская профилактическая услуга …………………………………………………

8

Медицинская профилактическая услуга простая ………………………………………..

9

Мониторинг социально-гигиенический ………………………………………………….

9

Мотивация к формированию потребности в здоровье …………………………………

9

Общественное здоровье …………………………………………………………………..

9

Общественное здравоохранение……………………………………………………….

9

Отношение к здоровью позитивное…………………………………………………….

9

Охрана здоровья …………………………………………………………………………

9

Питание здоровое ………………………………………………………………………..

10

Питание избыточное ……………………………………………………………………

10

Питание лечебное …………………………………………………………………………

10

Питание недостаточное …………………………………………………………………

10

Питание рациональное ……………………………………………………………………

10

Поддержка (продвижение) здоровья ………………………………..…………………..

10

Программный цикл……………………………………………………………………….

10

Профилактика заболеваний ……………………………………………………………..

11

Профилактика первичная ………………………………………………………………

11

Профилактика вторичная ………………………………………………………………..

12

Профилактическая программа………………………………………………….………...

13

Профилактические медицинские осмотры ………………………………………………

13

Реабилитация ……………………………………………………………………………..

13

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия………………..

13

Санитарно-эпидемиологическая обстановка…………………………………………….

14

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения……………………………..

14

Среда обитания человека…………………………………………………………………

14

Стратегия профилактики ……………………………………………………….………..

14

Укрепление здоровья ……………………………………………………………………..

14

Факторы риска …………………………………………………………………………….

14

Факторы среды обитания человека…………………….…………………………………

14

Физическое воспитание…………………………………………………………………..

14

Физическое здоровье………………………………………………………………………

14

Физическое развитие………………………………………………………………………

14

Школы общественного здравоохранения……………………………………………….

15

Школы (клубы) для пациентов и лиц с факторами риска………………………………

15

Эффективность профилактической деятельности……………………………………….

15

Адаптация (Adaptation) активный процесс приспособления к окружающей среде, направленный на формирование и сохранение возможного оптимального баланса между субъектом, его внутренним состоянием и окружающей его внешней средой.

Безопасные условия для человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека (32).

Благоприятные условия жизнедеятельности человека (Healthy life conditions) - состояние среды обитания, при котором возможно достижение оптимального качества жизни, адаптации, отсутствует или сведено к минимуму воздействие вредных или неблагоприятных факторов на человека.

Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека, либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений (32).

Гигиенические навыки (Healthy skills) – умения, основанные на овладении гигиеническими знаниями о здоровом образе жизни и правильном их использовании и закрепленные в результате обучения, опыта и многократного повторения и характеризующиеся способностью совершать действия, направленные на сохранение, укрепление и восстановление здоровья.

Гигиеническое воспитание и обучение (Health education) – это система образования, включающая в себя комплексную просветительную, обучающую и воспитательную деятельность, направленную на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование общей гигиенической культуры, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения здорового образа жизни как отдельных людей, так и общества в целом.

Группа риска (Risk group) – группа лиц с наличием различных факторов риска возникновения заболеваний, травм и другие нарушений здоровья, в которой должно планироваться проведение профилактического вмешательства.

Группа высокого риска (High risk group) – группа лиц с высокой вероятностью развития отклонений в состоянии здоровья, заболеваний, травм, их неблагоприятного течения и исходов вследствие воздействия различных факторов риска - наследственных, социально-экономических, профессио-нальных, экологических, поведенческих и др. (см. класс XXI МКБ-10).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – это деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания (32).

Здоровый образ жизни (Healthy life style) категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.

Здоровье (Health) согласно Уставу ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав ВОЗ, 1948). ВОЗ провозглашен принцип, что «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека».

Примечание: Это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном или индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний (на индивидуальном уровне) или процесс снижения уровней смертности, заболеваемости и инвалидности (на популяционном уровне) и повышения ощущаемого уровня здоровья. Здоровье общества следует рассматривать как ресурс национальной безопасности, средство, позволяющее людям жить благополучной, продуктивной и качественной жизнью. Здоровье рассматривается ВОЗ как одно из основных прав человека. Все люди должны иметь доступ к необходимым для обеспечения здоровья ресурсам.

Здоровье для всех (Health for all) – направление политики ВОЗ по достижению всеми людьми мира такого уровня здоровья, который позволил бы им вести активную производственную, социальную и личную жизнь. "Основная социальная задача правительств и ВОЗ в предстоящие десятилетия, достижение всеми жителями Земли такого уровня здоровья, который позволит им жить продуктивно в социальном и экономическом плане" (цит. ВОЗ) (28).

Примечание: В Европейском регионе принят документ «Здоровье-21: основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе». Здоровье для всех интерпретируется различно в каждой стране в зависимости от социальных и экономических характеристик, состояния здоровья и показателей смертности населения, статуса и уровня развития систем охраны здоровья и здравоохранения.

Здоровье населения (Health of the nation) - это медико-демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей.

Примечание Здоровье населения - совокупность индивидуальных уровней здоровья, которая количественно характеризует общественное здоровье, жизнеспособность общества и прогноз его дальнейшего социально-экономического развития.

Здоровье психическое (Mental health) - состояние, характеризующееся динамическим процессом психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде (35).

Здоровье сексуальное (Sexual health) - способность к удовлетворяющим сексуальным отношениям и к реализации репродуктивной функции организма.

Здоровье физическое – состояние, характеризующееся уровнем физического развития, физических возможностей и адаптационных способностей отдельных индивидуумов, групп людей и общества в целом, обеспечивающее достижение качества жизни, благополучия общества и обеспечивающее сохранение и укрепление общественного здоровья.

Качество жизни (Life quality) – категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации.

Примечание: Термин «качество жизни» вошел в обиход в тех развитых обществах, где все основные материальные блага являются широко доступными. Определение ВОЗ (1999): Качество жизни – оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические. эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.

Индикаторы качества профилактической медицинской помощи (Quality indicators of the preventive health care) - характеристики, которые могут применяться для оценки качества профилактической медицинской помощи, на основе которых могут быть разработаны показатели и критерии оценки.

Примечание: характеристиками качества являются:




Наличие и доступность (availability):

Перечень и полнота профилактических медицинских услуг, применяемых в деятельности медицинского учреждения (подразделения, специалиста и пр.), возможности их получения пациентом в удовлетворяющих его условиях (временных, территориальных, экономических и пр.). Адекватность (appropriateness, adequacy):

Соответствие профилактических научно-обоснованных мер, услуг, технологий и используемых ресурсов поставленным целям укрепления здоровья и профилактики в деятельности медицинского учреждения (подразделения, специалиста и пр.).

Оптимальность (optimal):

Соответствие профилактических медицинских услуг стандартам или протоколам и нормам этики.Преемственность и непрерывность (continuity):

Реализация профилактической деятельности, обеспечивающая взаимодействие и координацию в работе медицинских и иных учреждений, отдельных специалистов (алгоритмы профилактической деятельности).

Действенность (efficacy):

Сила воздействия медицинских профилактических, методик, технологий, препаратов.



Результативность (effectiveness):

Достижение изменений в состоянии здоровья и адаптации при применении научно-обоснованных профилактических мероприятий в реальных практических условиях.



Эффективность (efficiency):

Отношение экономических и иных ресурсных затрат к результату.



Способность удовлетворять потребность (satisfaction):

Соответствие профилактической медицинской помощи ожиданиям общества и пациента.



Методы оценки: статистический, экспертный, социологический.

Качество профилактической медицинской помощи (Preventive Health Care Quality) – совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказания профилактической медицинской помощи имеющимся потребностям, ожиданиям пациента и общества, современному уровню медицинской науки и медико-профилактических технологий.

Примечание: качество профилактической медицинской помощи характеризуется:

  • Адекватностью (appropriateness, adequacy) мер, технологий и используемых ресурсов поставленным целям укрепления здоровья и профилактики заболеваний;

  • Безопасностью (safety) применяемого профилактического медицинского вмешательства;

  • Действенностью (efficacy) применяемого профилактического медицинского вмешательства;

  • Наличием и доступностью (availability and accessibility) требуемого вида профилактических медицинских услуг;

  • Оптимальностью (optimal) оказываемых профилактических медицинских услуг;

  • Постоянным совершенствованием (improvement).

  • Преемственностью и непрерывностью (continuity) процесса образования и оздоровления пациентов в системе здравоохранения;

  • Результативностью (effectiveness) применяемого профилакти-ческого медицинского вмешательства;

  • Своевременностью (timely)

  • Способностью удовлетворять потребность (satisfaction) отдельных пациентов, групп и всего населения в профилактической деятельности.

  • Стабильность процессов и результатов ( Stability)

  • Эффективностью (efficiency) применяемого профилактического медицинского вмешательства.

Оценка качества профилактической медицинской помощи требует разработки индикаторов и критериев.

Медицинская профилактическая услуга (preventive health service) – мероприятия или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость и направленных на профилактику заболеваний, их своевременную диагностику и оздоровление.

Примечание: Характеристика и перечень профилактических услуг для практического здравоохранения приведен в классе XXI МКБ-10.

Виды медицинских профилактических услуг:



  • профилактическое консультирование (гигиеническое обучение и

воспитание) отдельных индивидуумов (класс XXI, Z70-Z76, МКБ-10);

  • профилактическое консультирование (гигиеническое обучение и воспитание) групповое(см. класс XXI, Z70-Z76, МКБ-10);

  • профилактические медицинские осмотры с целью выявления ранних форм заболеваний и факторов риска и проведение оздоровительных мероприятий (см. класс XXI, Z00-Z13, МКБ-10).;.

  • Иммунизация (вакцинопрофилактика) (класс XXI, Z20-Z29,МКБ-10).;

  • Диспансеризация (диспансерное наблюдение и оздоровление)

  • Профилактические оздоровительные услуги (занятия различными видами физической культуры, санаторно-курортное оздоровление, физиотерапевтические медицинские услуги, массаж и др.)

Медицинская профилактическая услуга простая (simple preventive health service) – неделимая услуга, выполняемая по формуле “пациент”+”специалист” = ”один элемент профилактики, диагностики, оздоровления”.

Мониторинг социально-гигиенический (socio-hygienic monitoring) государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

Мотивация к формированию потребности в здоровье (health motivation) – побуждение индивидуумов к действиям, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, профилактику заболеваний и других нарушений здоровья.

Общественное здоровье (Public Health as resource) – медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности. Общественное здоровье обусловлено комплексным воздействием социальных, поведенческих и биологических факторов, его улучшение будет способствовать увеличению продолжительности и качества жизни, благополучия людей, гармоничному развитию личности и общества. Характеризуется различными показателями, в том числе количественно измеряется показателями здоровья населения (см. Здоровье населения).

Общественное здравоохранение (Public Health as system) - система научных и практических мер и обеспечивающих их структур медицинского и немедицинского характера, деятельность которой направлена реализацию концепции охраны и укрепления здоровья населения, профилактику заболеваний и травм, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности посредством объединения усилий общества.

Примечание: относится к системе охраны здоровья и также как и здравоохранение рассматривается как система жизнеобеспечения населения.

Отношение к здоровью позитивное (positive health attitude) – относительно стабильная позиция, установка (индивида, социальной группы, общества в целом) на оздоровление образа жизни, изменения привычек, вредных для здоровья, формирование условий для достижения оптимального уровня здоровья. Отражает познавательность, эмоциональную и психологическую готовность к изменениям, направленным на оздоровление, восстановление здоровья. Один из важнейших компонентов и целей профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

Примечание: Отношение к здоровью рассматривается как этап формирования мотивации, готовности к изменениям в поведении в сторону оздоровления. Оценка отношения к здоровью осуществляется с применением статистических, экспертных и социологических методов исследования.

Охрана здоровья (син. защита здоровья, в англоязычных странах – близко к термину общественное здравоохранение) (health protection) совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, семьи и общества в целом, поддержание активной долголетней жизни, предоставление медицинской лечебно-профилактической помощи.

Питание здоровое (Healthy nutrition) – питание, обеспечивающее удовлетворение научно-обоснованных потребностей различных групп населения в рациональном питании с учетом традиций, привычек и основанное на потреблении разнообразных продуктов питания, способствующих укреплению здоровья и профилактике заболеваний. В применении к индивидуумам здоровое питание рассматривается как синоним рационального питания (см. рациональное питание).

Примечание: Понятие здорового питания, с позиции ВОЗ, ассоциируется с такими видами деятельности, как политика в области производства пищевых продуктов, продовольственной безопасности, удовлетворенности жизненно важными питательными компонентами, обучения населения.

Питание избыточное (overeating) чрезмерное, систематическое потребление продуктов питания (например, соли, жира, сахара, алкоголя и др.) или не соответствующего физическим затратам энергетически емкого пищевого рациона, способствующее возникновению многих социально-значимых хронических неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, бронхо-легочной системы, болезней обмена веществ, злокачественных новообразований, болезней опорно-двигательного аппарата и др.).

Питание лечебное (curative nutrition, diet)- пищевые рационы и режим питания для людей с различными заболеваниями.

Питание недостаточное (lack food) недостаточное (количественно или качественно) потребление пищевых веществ либо отдельных компонентов, недостаточная калорийность пищевого рациона, необходимого для жизнеобеспечения в соответствии с физиологической потребностью.

Питание рациональное (rational nutrition) - физиологически полноценное питание людей с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов, которое способствует сохранению здоровья, повышению сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности, а также активному долголетию.

Примечание: Основные принципы рационального питания.:

  • энергетическое равновесие пищевого рациона (соответствие энергозатрат энергопотреблению),

  • сбалансированность пищевого рациона по основным компонентам (белки, жиры, углеводы, микроэлементы, витамины),

  • режим и условия приема пищи.

Поддержка (продвижение) здоровья (Health promotion) – термин принят за рубежом, в Российской Федерации это понятие определяется как “укрепление здоровья” (см. Укрепление здоровья).

Программный цикл (program cycle) – процесс формирования и реализации профилактических программ, включающий в себя четыре основных компонента: анализ; планирование; реализацию; оценку. Компоненты программного цикла применимы в различных областях здравоохранения, а также в других секторах деятельности.

Примечание: компоненты программного цикла профилактических программ заключаются в следующем:

  • Анализ (Analysis) - начальный компонент программного цикла, включает в себя процесс изучения состояния здоровья населения, условий и факторов, влияющих на его формирование, и потенциальных возможностей для укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

  • Планирование (Planning) - компонент программного цикла, осуществляемый после анализа и включающий процесс выбора приоритетов, целей и задач, путей и средств реализации, необходимых для их достижения, прогнозирования ресурсных и иных затрат и результатов.

  • Реализация (Implementation) – компонент программного цикла, включающий в себя комплекс политических, законодательных и организационно-технологических мероприятий по выполнению профилактической программы.

  • Оценка (Еvaluation) - компонент программного цикла, динамический процесс, направленный на определение эффективности мер, предусмотренных программой. Включает оценку планирования, хода реализации и полученных результатов. Составная часть процесса управления профилактической программой.

Профилактика заболеваний (Diseases Prevention) – система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий.

Примечание: Система профилактических мер, реализуемая через систему здравоохранения, классифицируется как медицинская профилактика. Медицинская профилактика по отношению к населению определяется как индивидуальная - профилактические мероприятия, проводимые с отдельными индивидуумами, групповая - профилактические мероприятия, проводимые с группами лиц, имеющих сходные симптомы и факторы риска (целевые группы), и популяционная (массовая) - профилактические мероприятия, охватывающие большие группы населения (популяцию) или все население в целом. Популяционный уровень профилактики, как правило, не ограничивается медицинскими мероприятиями – это коммунальные программы профилактики или массовые кампании, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний. По определению ВОЗ стратегия профилактики заболеваний может быть массовой или популяционной, высокого риска. Оптимальным является сочетание этих стратегий.

Профилактика первичная (Primary prevention)комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, общих для всего населения отдельных региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных групп и индивидуумов.

Примечание: первичная профилактика может включает в себя различные компоненты:

  • Принятие мер по снижению влияния вредных факторов на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других, влияющих на качество жизни), проведение экологического и санитарно-гигиенического скрининга.

  • Формирование здорового образа жизни, в том числе:

  • создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии всех негативных факторов на здоровье возможностях его снижения;

  • санитарно-гигиеническое воспитание;

  • снижение распространенности курения и потребления табачных изделий, снижение потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств;

  • привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

  • Меры по предупреждению развития соматических и психических заболеваний и травм, том числе профессионально обусловленных, несчастных случаев, инвалидизации и смертности от неестественных причин, дорожно-транспортного травматизма и др.

  • Выявление в ходе проведения профилактических медицинских осмотров вредных для здоровья факторов, в том числе и поведенческого характера, для принятия мер по их устранению с целью снижения уровня факторов риска. Виды осмотров:

  • при приеме на работу или поступлении в учебное заведение;

  • при приписке и призыве на воинскую службу;

  • для экспертизы допуска к профессии, связанной с воздействием вредных и опасных производственных факторов либо с повышенной опасностью для окружающих;

  • для раннего выявления социально-значимых заболеваний, таких как онкологические, сердечно-сосудистые, туберкулеза и др.;

  • так называемых осмотров декретированных контингентов (работников общественного питания, торговли, детских учреждений и т.д.) с целью предупреждения распространения ряда заболеваний;

  • Проведение иммунопрофилактики различных групп населения.

  • Оздоровление лиц и контингентов населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов с применением мер медицинского и немедицинского характера.

Профилактика вторичная (secondary prevention) - комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических и психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дезадаптацию больных в обществе, снижения трудоспособности, в том числе инвалидизации и преждевременной смертности.


Примечание: вторичная профилактика включает в себя:

  • Целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индиви-дуальное и групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний.

  • Проведение диспансерных медицинских осмотров с целью оценки динамики состояния здоровья, развития заболеваний для определения и проведения соответствующих оздоровительных и лечебных мероприятий.

  • Проведение курсов профилактического лечения и целевого оздоровления, в том числе лечебного питания, лечебной физкультуры, медицинского массажа и иных лечебно-профилактических методик оздоровления, санаторно-курортного лечения.

  • Проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

  • Проведение мероприятий государственного, экономического, медико-социального характера, направленных на снижение уровня влияния модифицируемых факторов риска, сохранение остаточной тру-доспособности и возможности к адаптации в социальной среде, создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных и инвалидов (например: производство лечебного питания, реализация архитектурно-планировочных решений и создание соответствующих условий для лиц с ограниченными возможностями т.д.).

Профилактическая программа (Preventive program) – систематизированное изложение основных целей, задач, направлений деятельности по профилактике заболеваемости, сохранению и укреплению здоровья.

Примечание. Профилактические программы могут быть общими или целевыми, включают в себя обоснование и перечень мероприятий по реализации поставленных задач, сроки и условия реализации, исполнителей, ресурсную потребность, ожидаемый результат, а также системы управления, контроля и оценки. Процесс формирования и реализации программ включает в себя полный программный цикл.

Профилактические медицинские осмотры (screening)– вид медицинских услуг, направленных на выявление и оценку влияния различных факторов риска, отклонений в состоянии здоровья и заболеваний с целью проведения последующих оздоровительных мероприятий.

Примечание: Виды медицинских осмотров (см. класс XXI, Z00-Z13, МКБ-10, стр. 514-524, том 1, часть 2).

Реабилитация (восстановление здоровья) (rehabilitation) - комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций, с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса. Синоним используемого за рубежом понятия третичная профилактика.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (preventive activities) - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (32).

Санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время (32).

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (32).

Среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека (32).

Стратегии профилактики (preventive strategy) – основные направления действий, предпринимаемых для достижения целей профилактических программ, направленных на все население или отдельные целевые группы (популяционная и высокого риска).

Укрепление здоровья (Health promotion) – это процесс, позволяющий людям повысить контроль за своим здоровьем, а также улучшить его (ВОЗ, 1986, Оттавская Хартия укрепления здоровья). Лежит в основе разработки и формирования политики и стратегии государства и общества, направленной на улучшение состояния здоровья населения и повышение качества жизни (син. Поддержка, продвижение здоровья).

Примечание: В соответствии с концепцией ВОЗ, укрепление здоровья – это процесс создания возможности усиления контроля общества и индивидуумов над факторами, определяющими здоровье, что должно позволить достичь устойчивых результатов в его улучшении. Основными принципами укрепления здоровья считаются: убежденность лиц, принимающих решения, межсекторальное сотрудничество (сочетание ресурсов), ориентация на граждан, участие местного сообщества (не только для людей, но вместе с людьми).

Факторы риска (Risk factors) - потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.

Факторы среды обитания – биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) климатические, и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений (32).

Физическое воспитание – один из аспектов воспитания, включающий в себя всестороннее развитие физических способностей, формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, соответствующих здоровым потребностям отдельных людей и общества.

Физическое развитие – процесс развития физических качеств и способностей, характеризующихся как антропометрическими данными, так и возможностями индивидуума к выполнению физических нагрузок с учетом возрастно-половых и профессиональных особенностей.

Школа общественного здравоохранения (School of public health) – организационная форма подготовки медицинских и немедицинских специалистов (педагогов, социальных работников, администраторов, журналистов и пр.) по проблемам общественного здоровья/здравоохранения, преимущественно на последипломном уровне.

Примечание: Термин “Школа общественного здравоохранения” в настоящее время не является устоявшимся и зависит от перевода термина. Встречается “школы общественного здоровья и здравоохранения”, “школы общественного здоровья”. Это направление деятельности предполагают наличие системы подготовки преподавателей и обучающих организаций, наличие унифицированных целевых программ подготовки специалистов с учетом контингента обучаемых, учебно-методической литературы и иного информационного обеспечения.

Школы (клубы) для пациентов и лиц с факторами риска, син. школы здоровья (school of health, school of patients) – организационная форма обучения целевых групп населения по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья.

Примечание: Школы здоровья для различных целевых групп (больные и члены их семей, лица с факторами риска, и др.) организуются в форме постоянно действующего интерактивного общения, например: - “коронарные клубы”, “школы больных с сахарным диабетом”, “школы больных астмой”, “школы гипертоников” и пр Школы пациентов (здоровья) предполагают наличие унифицированных программ подготовки преподавателей и обучаемых, наличие соответствующего информационного обеспечения.

Эффективность профилактической деятельности (preventive activites efficiency) – отношение затрат на оказание профилактических медицинских услуг к полученному результату, определяющемуся положительным медицинским, социальным и экономическим балансом.

Использованная литература


  1. Базовая терминология для специалистов, занимающихся социально-гигиеническим мониторингом. Составитель - Сухарев А.Г., Москва, 1994.

  2. Базовые экологические термины (Краткий справочник). Центр информации и обучения Международного фонда охраны здоровья матери и ребенка. Под редакцией Баранова А.А. и Щеплягиной Л.А., Москва-Пермь,1998.

  3. Гигиеническое воспитание. Терминологический словарь. Составители Любарская Л.Я., Фокина О.А., Москва, 1992.

  4. Глоссарий терминов, используемых в серии "Здоровье для всех", №№ 1-8. – Женева: ВОЗ, 1984, - 42 с.

  5. Задачи по достижению здоровья для всех. Европейская политика здравоохранения, Европейское региональное бюро ВОЗ, Копенгаген, 1991.

  6. Здоровое питание. Профилактика болезней, связанных с недостаточным или неправильным питанием, в Европе. B.Isaksson, W. Szostak.Региональное бюро ВОЗ. Европейское дело № 27, Копенгаген, 1996.

  7. Здоровье –21. Глоссарий терминов. ВОЗ, Женева, 1998.

  8. Измерение различий в состоянии здоровья, обусловленных социально-экономическими факторами. Anton E.Kunst, Johan P. Mackenbach. Европейское бюро ВОЗ, 1996.

  9. К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний: приоритет - основные неинфекционные заболевания. Москва, 1994.

  10. Качество медицинской помощи (глоссарий), Россия - США, 1999.

  11. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. Р.Флетчер, С.Флетчер, Э.Вагнер. Пер.с англ. под ред. С.Е.Бащинского и С.Ю.Варшавского, Москва, Медиа Сфера, 1998.

  12. Конституция Российской Федерации, Москва, 1993.

  13. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. № 1202-р.

  14. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр, ВОЗ, Женева, 1995.

  15. Новое общественное здравоохранение: введение в современную науку. Т.Г.Тульчинский, Е.А.Варавикова, Иерусалим, 1999 г.

  16. "Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы". Постановление Министерства труда и социального развития и Минздрава России № 1/30 от 29.01.97 г.

  17. Окружающая среда и охрана здоровья. Европейская хартия и комментарии. Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 1990 (Региональные публикации, Европейская серия № 35).

  18. Основы менеджмента. М. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури. Пер. с англ., Москва, «Дело», 1992.

  19. Политика и стратегия профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в контексте реформ здравоохранения в России, Москва, 1997.

  20. Положение о социально-гигиеническом мониторинге. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2000 г. № 426.

  21. Принципы построения программы, мониторинг здоровья, методы оценки. Региональная стратегическая программа. Протокол. О.Ф.Калев, Э.Г.Волкова СИНДИ-Челябинск. Уралимпэкс, Челябинск,1996.

  22. Проблемы теории и практики здравоохранения в переходный период и пути их решения. Комаров Ю.М. НПО «Медсоцэкономинформ» Москва 1999 г.

  23. Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья. Под редакцией Р.Калима, М.А. Эльбатова, К.Л.Купера, ВОЗ, Женева, 1989.

  24. Развитие общественного здравоохранения в Европейском регионе. ВОЗ ЕРБ, Европейский региональный комитет, 48-ая сессия, Копенгаген, 1998.

  25. Руководство по профилактике в практическом здравоохранении. СИНДИ., Москва, 2000.

  26. Сборник Кодексов Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 01.09.1998 г.), Москва, 1998.

  27. Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан Российской Федерации, Москва, 1995.

  28. Сборник резолюций и решений Всемирной ассамблеи здравоохранения и Исполнительного комитета. – том 2, 1974-1984 гг. – Женева, ВОЗ, 1985 г., стр. XYI.

  29. Социальная философия. В.А. Демичев, В.Н.Демичева. Институт бизнеса и политики. Москва, 1998.

  30. Справочник по лечебному питанию. Б.Л.Смолянский, Ж.И. Абрамова, Санкт-Петербург, 1993.

  31. Терминологический словарь к теме «Профилактика ВИЧ-инфекции». В помощь лектору. Составители: А.В.Ляхович, А.С.Лозовская. Москва, 1991.

  32. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Принят Государственной Думой 12 марта 1999 г. и подписан Президентом Российской Федерации 30 марта 1999 года , № 521 ФЗ.

  33. Федеральный закон “Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан” от 22.07 93 г. № 5487-1.

  34. Формирование системы терминов и определений: общественное здоровье и организация здравоохранения. Жуковский Г.С., Мартынчик С.А., Худяков М.Б., Трапезин В.Е. – Здравоохранение. – 2000 г. - №8 – 35-41.

  35. Эпидемиология психических расстройств (стр.23). Руководство для врачей. Петраков Б.Д., Цыганков Б.Д.- Медицина. - Москва. – 1996.- 135 с.

  36. Agency for Toxic Substances and Disease Registry. Glossary of Terms. ATSDR Georgia, 1996.

  37. Community Programmes with Participants. Feuerstein, M.-T. London: Macmillan, 1990.

  38. Control of Environmental Hazards- Assessment and Мanagement of Environmental Health Hazards. Evaluations and recommendations of a Working Group. WHO/PEP. Geneva, WHO Publication, 1989, Series WHO/PEP/89.6.

  39. Effective Leadership. A modern guide to developing leadership skills. Adair, J. London: Pan Books Ltd.,1983.

  40. Health Promotion Glossary. Don Nutbeam (WHO Collaborating center). – Health Promotion International, Vol. 13, No.4, pp. 349-364.

  41. Last John M. A Dictionary of Epidemiology 2nd Ed. (Handbooks sponsored by the IEA&WHO Set) (IIIvs) 160 p/ 1988/24/95 (ISBN 0-19-505480-6); pap/ 13/95 (ISBN 0-19-505481-4). Oxfоrd U. Press.

  42. Joint Project on the Harmonization of Chemical Hazard/Risk Assessment Terminology. Survey on Key Generic Terms Used in Chеmical Hazard/Risk Assessment. IPCS/OECD. OMC, October 1996.

  43. People’s Needs for Nursing Care- A European Study. WHO Regional Office for Europe. Copenhagen: WHO/EURO, 1987.

  44. Quality Assurance in Health Care - A Provisional Guide to the Terminology with Equivalents in French, German and Russian. Third Joint Meeting Between WHO and National Medical Associations on HFA on Europe (Sofia, 1988). ICP/EXM 019/Inf. Doc./1. Copenhagen: WHO/EURO, 1988.

  45. Society for Risk Analysis. Glossary of Risk Analysis Terms. (Society for Risk Analysis, Revised March, 1997. URL: http: www.sra.org.).

  46. Terminology for European Health Policy Conference. “A glossary with equivalents in French, German and Russian”, WHO, Regional Office for Europe, Copenhagen, 1994.

  47. Training for the Multicultural Manager- A Practical and Cross- Cultural Approach to the Management of People. Casse, P. Washington, DC: SETAR, 1982.

Каталог: home -> 549

  • «Система профилактических мер и здоровье населения России»
  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • Список основных терминов и понятий.
  • Использованная литература