Богатырская тема в русской и советской музыке

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Богатырская тема в русской и советской музыке

Скачать 110.94 Kb.


Дата19.08.2017
Размер110.94 Kb.
ТипКонспект

Скачать 110.94 Kb.

Конспект открытого урока в 4 классе на тему:

«Богатырская тема в русской и советской музыке»

Составил:

Учитель музыки Ховятская С.В.

Тема: Богатырская тема в русской и советской музыке.

Форма урока: урок-беседа.

Тип урока: комбинированный.

Цель: Раскрытие образов героев - богатырей в каждой исторической эпохе с помощью музыки.

Задачи:

Обучающие:

  1. Учить анализировать образ богатыря-героя на примере музыкальных произведений.

  2. Учить создавать графическую партитуру «Богатырской» симфонии А.П. Бородина.

Развивающие:

  1. Создавать условия для познавательно-активной деятельности.

  2. Развивать музыкальное мышление, чувство ритма, воображение

Воспитательные:

  1. Создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных произведений.

  2. Формировать образ будущего героя - богатыря, защитника своей Родины.

Оборудование урока:

  1. фортепиано;

  2. магнитофон;

  3. карточки

Иллюстрации:

Портреты: А.П. Бородин, С.С. Прокофьев, В. Васнецов, А. Суворов.

Картины художников: В. Васнецов «Три богатыря»; Корин «А.Невский».

Фотографии детей-героев.



Музыкальный материал:

1 А.П. Бородин «Богатырская» симфония;

2. С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский;

3. М. Минков «Дорога добра»;

4. С. Никитин «Маленький трубач».

Методы:

1. словесный;

2. проблемно-поисковый;

3. наглядно-иллюстративный;

4. пластическое интонирование;

Формы работы:

- фронтальная;

- индивидуальная;

Ход урока:

1.Организационный момент: Звучит музыка Мусоргский «Богатырские ворота».

Слова учителя: «Здравствуйте, люди добрые! Сядьте на места, да послушайте. Собрались мы с Вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А расскажу я Вам о богатырях русских».

Так начинается былинный сказ вещего Баяна (показ картины) о подвигах русских богатырей. Свой былинный сказ начнём и мы с вами.



2. Актуализация знаний: Итак, сегодня на уроке мы будем знакомиться с «Богатырской темой в русской и советской музыке». Начнём наш путь с вопроса.

Вопрос: Ребята, назовите, пожалуйста, имена известных Вам богатырей?

Ответ: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Вольга Святославович.

Учитель: Предлагаю вместе составить словесный портрет этих богатырей.

Задание: Найдите листочек с заголовком «Характеристика богатырей».

Вам необходимо вставить пропущенные слова в предложение.



2.1. Работа с карточками.

Учитель: Начнем (учитель зачитывает текст и останавливается, ожидая продолжения текста учащимися)

1. Святогор. Богатырь великой силы, ростом выше леса стоячего, головой упирается в облако ходячее.

2. Добрыня Никитич. Он и статен и высок. Грамоте обучен. И в бою силён, и слово умное скажет.

3.Алёша Попович. Отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы недоставало – там смекалкой побеждал.



Вопрос: Ребята, какие главные качества характеризуют богатырей, найдите эти слова в тексте?

Ответ: Сила, стать, ум, смекалка, хитрость.

Учитель: Где могут проявиться эти качества?

Ответ: В бою, защищая других.

Вывод: Богатыри - это могучие люди, наделённые необыкновенным умом и смекалкой. Защитники своей земли.

3. Новый материал:

Учитель: «Богатырская тема» с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, кино. Это от того, ребята, что с древних времён со всех концов на Русь нападали враги, пытаясь завладеть нашими землями, поработить наш народ. И Образ богатыря родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины, в котором так нуждалась земля-матушка.

Русский художник, Виктор Михайлович Васнецов горячо любил родину и гордился ею. Всем известна картина «Три Богатыря» (учитель показывает).

Перед нами Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович.

Вопрос: Как ведут себя богатыри на картине?

Ответ: Зорко вглядываются вдаль богатыри и чутко прислушиваются, нет ли где ворога, не обижают ли где кого.

Учитель: Глядя на эту картину, мы понимают, что хотел сказать художник: со злом надо бороться! Крепко сидят в седле богатыри. И мы не сомневаемся, не сдобровать тем на кого они обрушат свой справедливый гнев.

Когда Васнецов завершил свою работу над картиной «Три богатыря», он говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина «звучала как музыка, пелась как былина, волновала, как родная песня». И получилось именно так.

Русский композитор Бородин А.П. написал симфонию, которая называется «Богатырской». Недаром А.П.Бородина называют богатырем русской музыки. Чтобы продолжить разговор о симфонии выясним…..

Вопрос: Что такое симфония? (написать на доске)

Ответ: многочастное произведение для симфонического оркестра.

Учитель: Мы послушаем с Вами фрагмент из 1 части.

Слушание фрагмента богатырской симфонии Бородина.

3.1. Новый материал (создание графической партитуры).

Вопрос: Есть ли сходство музыки с образом богатырей?

Ответ: Да

Вопрос: В чём оно заключается?

Ответ: Музыка наполнена могучей силой, звучит мужественно, сурово и мощно.

Учитель: «Богатырскую» симфонию можно не только слушать, но и показать пластическими движениями выразительность музыки.

Встали. Будьте внимательны.



Задание: Попробуем вместе (учитель и дети дирижируют).

Вопрос: Что вы почувствовали?

Ответ: Музыка жила во мне, переполняла, я чувствовал себя сильным.

Учитель: Те пластические движения, которые мы выполняли, попробуем изобразить графическими знаками. Они могут быть самыми разными, главное, эти знаки должны выражать (учитель показывает набор знаков - ученики выбирают) напасать графическую партитуру.

(учитель делает наброски, пропевая мелодию вместе с детьми).



Вывод: Мы научились создавать графическую партитуру.

Вопрос: Какую работу мы выполнили, слушая симфонию Бородина.

Ответ: Мы слушали, пластически интонировали и создавали графическую партитуру.

Учитель: Всё это помогло выразить сущность богатырской натуры. Силу, волю, мужество. Картина Васнецова и симфония Бородина связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины.

4. Богатыри разных времён.

Учитель: Перед нами портреты великих полководцев, народных героев, разных времён, горячо любивших свою Родину и служивших своему Отечеству: А. Суворов, А.Невский. Можно ли про них сказать, что они богатыри?

Чтобы ответить на этот вопрос, я расскажу вам о А. Суворове.

Глубоко дорог России этот человек, не только потому, что прославил историю Родины героическими победами, Но и потому, что проявил себя как настоящий защитник Отечества. Суворов обладал даром побеждать. Но этот дар он постоянно взращивал и приумножал, работая над образованием, воспитанием души и тела, тренировкой и закалкой на протяжении всей своей жизни. Маленький Саша в детстве был хилым и болезненным. Но, твёрдо пообещал своему отцу и себе окрепнуть физически. Он начал подолгу ходить пешком и ездить верхом в любую погоду. Приучил себя спать на сене, не носил теплой одежды и перчаток даже в сильные морозы. Ел самую простую пищу. Вставал на рассвете, обливался ледяной водой. Пил чай и принимался за учёбу, позже – за работу. Такой распорядок и привычки сохранил до конца своей жизни и не изменял им даже тогда, когда стал знаменитым полководцем. Суворов с пониманием и уважением относился к солдатам и был любим ими как родной отец. Через века до нас дошли его наставления: «Кто испуган, тот побеждён наполовину. Кто отважен и смело идёт прямо на неприятеля, тот одержал уже половину победы!».

Вопрос: Можно ли сказать, что А. Суворов. Настоящий богатырь?

Ответ: Да, потому что он так же как и богатыри сражался за свободу России, был народным героем.

Герой – это человек способный на поступок.

Учитель: Правильно.

Последуем примеру великого полководца, и сделаем гимнастику.



5. Ритмическая гимнастика:

Дружно встала – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо и ещё, через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу.



Учитель: Родным святым Суворов почитал князя А. Невского, посвятившего всю свою жизнь служению Отечеству.

Великий образ князя запечатлён в картине Корина «А. Невский» и в кантате

С. Прокофьева «А. Невский». Обратите внимание на взгляд князя.

Вопрос: Что он выражает?

Ответ: Взгляд смелый, напористый, решительный.

Вопрос: Какой жест князя выражает уверенность и героический настрой

А. Невского.



Ответ: Меч в руках князя.

Учитель: Да, ему принадлежат слова «Кто с мечом придёт, тот от этого меча и погибнет».

Кантата Прокофьева «А. Невский» посвящена событиям 13 века, борьбе с немецкими рыцарями.



Слушание музыки «Вставайте, люди русские».

Вопрос: О чём говорит название произведения?

Ответ: Призыв к бою.

Итак, слушаем.

Вопрос: Как может повлиять эта музыка на человека?

Ответ: Придать силы и уверенности.

Учитель: Значит, искусство может вдохновлять человека на поступок.

Именно этого добивался композитор. С. Прокофьев написал кантату незадолго до Великой Отечественной войны !1941-1945г. А во время войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио. Фильм «Александр Невский» созданный кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном показывали на фронтах солдатам Советской Армии.



Вопрос: Можно ли сказать, что А. Суворов и А. Невский настоящие богатыри?

Ответ: Да, потому что они так же как и богатыри сражались за свободу России. Во имя свободы и мира они совершали героические поступки.

Учитель: Правильно. Значит можно утверждать, что богатыри это герои, возможно не обладающие той могучей силой, как Илья Муромец, но обладающие огромной любовью к родной земле.

Вопрос: Что общего в музыке С. Прокофьева и А. Бородина?

Ответ: Сила, мощь, русского народа.

Учитель: А теперь, послушайте, ребята, «Балладу о маленьком человеке» Р. Рождественского.

На земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький

У него была служба маленькая и маленький очень портфель.

Но однажды прекрасным утром постучалась к нему война.

Автомат ему выдали маленький, сапоги ему выдали маленькие

И маленькую по размеру шинель.

А когда он упал, некрасиво, неправильно в атакующем крике вывернув рот,

то на всей земле не хватило бы мрамора,

Что бы вырубить парня в полный рост!

Учитель: Можно ли этого маленького человека, назвать богатырем, героем, патриотом своей земли?

Ответ: Да. Потому что он совершил подвиг, огромного значения. Подвиг с большой буквы.

Учитель: Маленький богатырь – какое интересное сочетание слов. Но ведь такие, действительно есть. Во все времена были свои герои. Песня, которую мы сегодня исполним вместе, тоже посвящена героям, точнее герою, достойному звания богатыря.

Исполнение песни «О маленьком Трубаче».

Вопрос: Что героического совершил маленький трубач (посмотрите текст песни).

Ответ: Заиграл на трубе, не растерялся и повёл за собой солдат в бой.

Учитель: Такие разные вы приходите в этот мир, и в ваших руках сделать этот мир лучше. Именно вы, дорогие ребята будущее нашей России.

В июле 2007 года Антон – ученик 4 класса из Гусь-Хрустального - купался в одном из прудов. Близко от Антона на автомобильных камерах плавали две девочки. Одна из них упала в воду и начала тонуть. Бабушка Антона Нина Ильинична, пришедшая присмотреть за внуком, стала звать на помощь, но взрослых поблизости не было. Антон кинулся спасать:


- Она уже была под водой, и мне пришлось несколько раз выталкивать ее на поверхность, - рассказал юный герой корреспонденту  из газеты.
В воде оказалась и 8-летняя Кристина, которой Антон помог забраться на автомобильную камеру. Тем временем бабушка уже откачивала спасенную Таню. Мальчик с бабушкой привели девчонок в чувство и доставили домой.

А осенью указом президента Антона наградили медалью за «спасение погибающих».

На месте этого мальчика мог быть каждый из Вас.

Когда-то богатырь Добрыня Никитич, собирая войско, произносил богатырские заповеди (найдите их на листке). Нам нужно вставить пропущенные слова в предложениях.

- Заповедь первая: Добро на земле творить; и не для себя – для людей жить.

- Заповедь вторая: Силу взрастить великую Богатырскую; и не гневом с врагом сражаться, а любовью ту силу направлять, чтобы вверх над приятелем держать.

- Заповедь третья: Мудрость иметь, чтобы рассудить, где зло, где добро. Чтоб невинного не погубить, чтоб виновного не озлобить, а исцелить, чтоб Добру силы прибавить.

Учитель: Какие верные слова «добру силы прибавить».

И хочется добавить: «когда ты смел и чист душой, то доброта всегда с тобой».



Вопрос: Что доброго вы можете совершить сейчас?

Ответ: помочь родителям, пожилым людям, перевести через дорогу, и т.д.

Исполним песню «Дорога Добра».

Заключение:

Учитель: Сегодня на уроке мы раскрыли богатырскую тему в музыке, в песне, в литературе, в картинах, на конкретных исторических фактах.

Домашнее задание. Вместе с родителями найти современные песни о героях.

Спасибо. Урок окончен. До свидания.



Каталог: pic -> File -> Metod kabinet
Metod kabinet -> Разработка открытого урока по обществознанию для 6 класса. «Потребности человека». Составила
File -> Экологические последствия эпохи великих географических открытий
File -> Современные образовательные технологии в воспитательной работе
File -> I План конспект урока тема " Галогены" 9 б класс
File -> Конспект урока Учитель: Волкова О. Н. Предмет: русский язык Класс: 6 Тема урока : «Описание природы» Вид урока: урок развития речи Тип урока: урок обобщение. Цель
File -> Информационные профессиограммы