Земли, леса и насаждения природоохранного назначения

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Земли, леса и насаждения природоохранного назначения

Скачать 485,72 Kb.


страница1/2
Дата28.08.2017
Размер485,72 Kb.

Скачать 485,72 Kb.

  1   2
Земли, леса и насаждения природоохранного назначения

Фаткуллина Диана Феликсовна, fatkullina@yahoo.com
В данной работе анализируются виды земель и неразрывно связанных с ними природных объектов (лесов, водоемов, насаждений) в таком порядке, в каком они указаны в ст.97 Земельного кодекса, а именно: земли водоохранных зон, запретных и нерестоохранных полос, лесов, выполняющих защитные функции, Противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений. При этом были использованы следующие источники: электронные энциклопедии, сайты сети Интернет, Интернет-версия СПС Гарант.

Водоохранная зона


Актуальность поддержания площади территорий, имеющих статус водоохранных зон, а также реализации требований, предусмотренных наличием этого статуса, заключается в важной роли, которую водоохранные зоны играют в поддержании качества вод водных объектов. Материалы прокурорских проверок показывают, что наиболее распространенными нарушениями водного и земельного законодательства являются незаконный отвод земельных участков в водоохранной зоне рек и водохранилищ, их нецелевое использование (захват земель) под строительство особняков, эллингов и других объектов. Прибрежные территории, играющие самую важную роль в сохранении водных экосистем, утрачивают свое значение, превращаясь в источники постоянного загрязнения водоемов. При этом грубо нарушаются права местных жителей, лишенных доступа к рекам, озерам из-за незаконно возведенных заборов. Органами исполнительной власти Волгоградской, Вологодской, Костромской, Саратовской, Тверской, Ульяновской областей, Чувашской Республики вообще не установлены минимальные размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос1.

В результате санитарное состояние водных объектов как первой (используемых для питьевого водоснабжения), так и второй (используемых для рекреации) категорий водопользования, остается неудовлетворительным: доля “нестандартных” проб составляет соответственно 29,25 и 26,22% по санитарно-химическим и 23,74 и 21,8% – по микробиологическим показателям, при этом наблюдается ухудшение качества воды по сравнению с 2001г. (за исключением водоемов II категории). Воды рек Волга, Дон, Кубань, Обь, Лена, Печора – основных источников водоснабжения – оцениваются как “загрязненные”, а их притоков – Ока, Кама, Томь, Иртыш, Тобол, Миас, Исеть, Тура, а также реки Урал – как “очень загрязненные”2.

По требованию прокуроров отменены или приведены в соответствие с федеральным законодательством незаконные нормативные акты органов исполнительной власти Ивановской, Ульяновской, Тверской областей, которыми изменялся установленный порядок разработки и утверждения проектов водоохранных зон, в то время как согласно ст. 65 Водного кодекса решение данного вопроса отнесено к компетенции Российской Федерации3. В рекомендациях парламентских слушаний "О Национальной программе водопользования Российской Федерации на долгосрочную перспективу", проходивших в г. Москва 18 марта 2003 года, было отмечено, что главными экологическими требованиями к водопользователям должны быть в том числе недопустимость сокращения водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов при реализации водопользования4.

Водоохранные зоны появились еще в советский период и являются важнейшим способом согласования интересов охраны водных и земельных ресурсов5. Установление водоохранных зон является мероприятием по регулированию и поддержанию благоприятного режима как поверхностных водоёмов и рек, так и подземных вод6.

Впервые водоохранная зона была выделена как зона водоохранных лесов на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 2 июля 1936. Она была расположена в основном в центральных районах, частично на западе и юге Европейской части СССР в бассейнах и по берегам крупных рек — Волги, Днепра, Дона, Урала, Западной Двины и др7. Совет Министров СССР и Советы Министров союзных республик издали целый ряд постановлений, регламентирующих отраслевые или региональные аспекты охраны природы и определяющих долгосрочные программы природоохранных мероприятий: «О мерах по прекращению загрязнения рек Волги и Дона» (31 декабря 1964), «О мерах по предотвращению загрязнения Каспийского моря» (23 сентября 1968), «О мерах по сохранению и рациональному использованию природных комплексов бассейна озера Байкал» (21 января 1969), «О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов рек Волги и Урала неочищенными сточными водами» (март 1972) и др8.

Согласно Водному кодексу 1972 г. (статьи 16 и 17), предусматривались прибрежные полосы (зоны) водоемов, приканальные полосы отвода, береговые полосы водных путей (бечевник), первые и вторые пояса санитарной охраны источников водоснабжения, другие полосы (зоны). Первоначально водоохранные зоны и их прибрежные защитные полосы приурочивались к малым рекам. Это можно проследить по постановлению Совета Министров РСФСР от 14 января 1981 г. "Об усилении охраны малых рек РСФСР от загрязнения, засорения и истощения и о рациональном использовании их водных ресурсов". Согласно другому постановлению Совета Министров РСФСР от 17 марта 1989 г. N 91 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах (полосах) рек, озер, водохранилищ в Российской Федерации" в состав водоохранных зон включались поймы рек, их надпойменные террасы, бровки и крутые склоны коренных берегов, а также балки и овраги, непосредственно впадающие в речную долину и озерную котловину. По установленным ограничениям и методикам отсчета данное Положение мало чем отличается от ныне действующего "Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах", утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1404. В то же время оно, в отличие от действующего Положения 1996 г., прямо запрещало замыв пойменных озер и стариц без согласования с компетентными водохозяйственными органами. Согласно указаниям Минводхоза РСФСР, Госагропрома РСФСР, Госагропрома Нечерноземной зоны РСФСР от 23 января 1990 г. по проектированию водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ в РСФСР границы таковых зон следовало совмещать с естественными и искусственными рубежами или препятствиями, перехватывающими поверхностный сток с вышележащих территорий. Речь здесь идет о бровках речных долин и балок, дорожно-транспортной сети, границах севооборотов и рабочих участков, опушках лесных массивов, мелиоративной сети и т.д. В действующем Положении 1996 г. подобной детализации нет, что представляется его недостатком9.

Примером установления обширных площадей водоохранных зон является Биттемское нефтяное месторождение (расположенное в Сургутском районе в 135 км к северо-западу от г. Сургут). Оно расположено в пределах озёрно-болотной равнины и поэтому изобилует водоохранными зонами10.

Запретные и нерестоохранные полосы


Правовой режим земель запретных и нерестоохранных полос предусматривает запреты и ограничения на виды хозяйственной деятельности, которые не соответствуют основному целевому назначению этих территорий. Анализ законодательства не дает четкого разграничения понятий запретных и нерестоохранных полос. Так, Правила охраны поверхностных вод (утв. Госкомприроды СССР 21 февраля 1991 г.) называют в системе мер по охране водного объекта организацию запретных лесных полос, защищающих нерестилища ценных видов рыб. Также п. 3.17 данных Правил устанавливает, что запретные полосы лесов, защищающие места нереста ценных видов рыб, создаются в целях охраны водотоков и водоемов от загрязнения и засорения продуктами эрозии почв и другими веществами, выносимыми неорганизованным поверхностным стоком с территории сельскохозяйственных угодий. Таким образом, происходит смешение двух этих терминов.

Автор данной работы рассматривает запретные полосы как земли водоохранных лесов, выполняющих преимущественно водорегулирующую и водоохранную функции и растущих у истоков и по берегам водоёмов, а также на водосборах.

По лесному законодательству в составе лесов первой группы существуют следующие категории защитности:


  1. запретные полосы лесов по берегам рек, озёр и др. водных объектов

  2. запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб.

Не вызывает сомнений то, что запретные полосы лесов входят в водоохранную зону. Однако неясно, существуют ли запретные и нерестоохранные полосы, иные чем приведенные выше запретные полосы лесов по берегам рек, озёр и др. водных объектов и запретные полосы лесов, защищающие места нереста ценных видов рыб. Если иных видов запретных полос не предусмотрено, то возникает вопрос: зачем законодателю понадобилось выделять запретные полосы лесов отдельно от лесов, выполняющих защитные функции. Ведь в данном случае они совпадают с категориями защитности лесов первой группы (см. ст. 56 Лесного кодекса РФ). Соответственно, п.2 ст.97 Земельного кодекса РФ (земли запретных и нерестоохранных полос) дублирует более широкий по смыслу п.3 той же статьи (земли лесов, выполняющих защитные функции).

Леса выполняют важные водо- и рыбоохранные, защитные функции, значима и их санитарно-гигиеническая, рекреационная роль, а климаторегулирующее значение покрытой лесами обширной территории России имеет глобальный характер.

С интенсивным развитием нефтегазодобычи леса Ханты-Мансийского автономного округа начали подвергаться разнообразным негативным антропогенным воздействиям. В лесном фонде Ханты-Мансийского округа пять категорий защитности: запретные полосы лесов по берегам рек, запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб, защитные полосы вдоль железных и шоссейных дорог, леса зелёных зон поселений и промышленных объектов и леса орехопромысловых зон11.

Площадь водоохранных лесов Ханты-мансийского автономного округа составляет 1 млн. 196,6 тыс. га с запасом древесины 171,02 млн. м3. Из них запретные полосы лесов по берегам рек и озёр занимают 1 млн. 136 тыс. га (запас 166 млн. м3), а запретные полосы лесов вдоль нерестовых рек — 395 тыс. га (запас 52 млн. м3)12. Водоохранные леса обеспечивают по сезонам года равномерный водный режим рек и предохраняют их от заиливания, регулируют сток воды с водосборов, переводят поверхностный сток во внутрипочвенный, увеличивают запасы подземных вод, защищают берега водоёмов от разрушения, способствуют накоплению аллювиального слоя в пойменных почвах, улучшают микроклимат в речных долинах, создают благоприятные условия для нереста рыб. В запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, допускаются только рубки ухода и санитарные рубки, в запретных полосах лесов по берегам рек, озёр и др. водных объектов возможно применение выборочных рубок.

В советский период на запретных полосах были запрещены рубки главного пользования и проводились лишь рубки ухода за лесом, санитарные рубки и вырубка перестойных насаждений13. В настоящее время действует Инструкция о порядке отнесения лесов к категориям защитности14 (с изменениями на 30 декабря 1993 года), утвержденная Приказом Государственного комитета СССР по лесу от 24.9.1979 № 157.
В соответствии со ст. 144 ВК РФ, запрещается сброс сточных и дренажных вод в водные объекты: содержащие природные лечебные ресурсы; отнесенные к особо охраняемым, а также: в зоны и округа санитарной охраны водозаборов; в первую и вторую зоны округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; в места туризма, спорта и массового отдыха населения; в места обитания ценных и занесенных в Красную книгу видов животных и растений.

Нерестоохранные полосы устанавливаются на рыбохозяйственных водоёмах. К последним относятся: моря, реки, озёра, водохранилища, имеющие важное рыбохозяйственное значение15. В РФ на основании эколого-рыбохозяйственной таксации выделяют 3 категории значимости водоёмов. В соответствии с п. 2.1.2 Правил охраны поверхностных вод (утв. Госкомприроды СССР 21 февраля 1991 г.), водоёмами высшей (особой) категории являются места расположения нерестилищ16, массового нагула и зимовки ценных промысловых рыб и других промысловых водных организмов; охранные зоны хозяйств любого типа для искусственного разведения и выращивания рыб, других водных животных и растений17, включая имеющих статус заказника или заповедника18. К первой категории относятся водоёмы, используемые ценными оксифильными (обладающими высокой чувствительностью к содержанию кислорода и качеству воды) видами рыб для естественного воспроизводства. Ко второй категории относят водные объекты, используемые для других рыбохозяйственных целей.

Реки Обь и Иртыш служат миграционными путями полупроходных рыб: осетра, нельмы, муксуна, пеляди, налима. Таёжные реки являются местами зимовки частиковых рыб: щуки, язя, окуня, ерша, плотвы, ельца. Пойма р. Обь весной вместе с системой соров (естесвенные пруды) не имеет равных в России по числу пресноводных водоёмов с благоприятными условиями для воспроизводства и нагула рыбы. Протоки, соединяющие мелководные соры, курьи, старицы и озёрно-речные системы с основным руслом р. Обь, также имеют большое рыбохозяйственное значение. По данным института Гидрорыбпроект, площадь более чем 25 тыс. озёр Ханты-Мансийского региона составляет 1,7 млн. га, из них не менее 50% пригодны для рыбохозяйственного использования19.

Наиболее перспективны с точки зрения рыбного хозяйства реки и озёра бассейна Балтийского моря, для которых характерны лососёвые рыбы (сиги чудской, волховский и др., ряпушка, снеток, балтийский лосось). Реки бассейнов Днепра и Волги располагают запасами лишь малоценной рыбы, имеющей только местное значение20.

Мероприятия по использованию рек в интересах других потребителей ухудшают условия существования рыбы21. Создание водохранилищ приводит к затоплению мест естественного нереста, сокращению высоты и повторяемости половодий на нижерасположенных участках рек, что также ухудшает условия нереста; сокращение речного стока в результате растущего водопотребления влечёт за собой сокращение биогенного стока (основы рыбопродуктивности) и осолонение приустьевых зон в морях, где происходит нагул рыбного стада. Резко ухудшаются условия нагула в замкнутых водоёмах при снижении их уровня вследствие изъятий стока в бассейнах (например, Каспийское море)22.

На реках, имеющих важное рыбохозяйственное значение, следует сохранять минимально допустимое половодье или обеспечивать специальные рыбохозяйственные попуски, имитирующие половодье (как это делается на Волге). Для нереста в пределах Нижней Волги был построен специальный вододелитель, с помощью которого затопление нерестилищ в пределах восточной части дельты достигается сравнительно небольшими расходами воды23.

При помощи мелиорации (очистка воды, борьба с заилением и зарастанием водоёмов, устройство в плотинах гидроузлов рыбопропускных сооружений, рыбоходов, рыбоподъёмников, снабжение водозаборных сооружений рыбозащитными устройствами) восстанавливаются и улучшаются естественные условия размножения и нагула рыбы, создаётся устойчивый водный режим на нерестилищах. Проход рыб на нерестилища обеспечивается расчисткой и углублением протоков, уничтожением завалов на реках24.

В соответствии со ст.111 ВК РФ, водоохранные зоны водных объектов, являющихся местами нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемыми территориями в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.



Места нереста ценных видов рыб могут быть установлены Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в качестве категории особо охраняемых водных объектов (ст.118 ВК РФ). Статья 118 ВК определяет особо охраняемые водные объекты как природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Особо охраняемые водные объекты полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности на основании решений соответствующих органов исполнительной власти по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

В местах нереста и зимовки ценных и особо охраняемых видов рыб (также как и в водные объекты, отнесенные к особо охраняемым) запрещается сброс сточных и дренажных вод (ст. 144 ВК РФ). В соответствии с п. 2.4 Правил охраны поверхностных вод, при сбросе возвратных (сточных) вод или при других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние рыбохозяйственных водотоков и водоемов, нормы качества воды в водных объектах или ее природных состав и свойства в случае превышения этих норм должны соблюдаться в пределах всего рыбохозяйственного участка, начиная с контрольного створа25, определяемого в каждом конкретном случае соответствующим госорганом, но не далее, чем в 500 м от места сброса сточных вод или расположения других источников примесей, влияющих на качество воды (мест добычи полезных ископаемых, производства работ на водном объекте и т.п.).

Запрещается сбрасывать в водные объекты возвратные (сточные) воды в пределах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, округов санитарной охраны курортов, в водные объекты, используемые для лечебных целей, в местах массового скопления рыб (нерестовые, нагульные участки, зимовальные ямы), на участках искусственного разведения и выращивания рыб и других водных животных и растений, а также в водные объекты или их участки, объявленные в установленном порядке заказниками или заповедниками (п. 3.2 Правил охраны поверхностных вод). Не допускается проведение дноуглубительных и дноочистительных работ и сброса грунта, мусора, строительных и других материалов в районах нерестилищ, нагульных площадей, зимовальных ям, участков, служащих миграционными путями рыб. Нерестилища осетровых и лососевых рыб должны ограждаться бонами. Пропуск судов и других плавучих средств должен производиться в обход нерестилищ (п. 3.6 Правил охраны поверхностных вод). Согласно п. 3.8 Правил, в верхнем и нижнем бьефах водохранилищ должен поддерживаться режим колебаний уровня воды, обеспечивающий благоприятные условия работы водозаборов, нереста, развития и ската молоди рыб, а также безопасность судоходства.

В Приложении 1 к Правилам охраны поверхностных вод установлены общие требования к составу и свойствам воды водотоков и водоемов в местах рыбохозяйственного водопользования, например, к температуре в зависимости от породы рыбы, присутствию определенных веществ, запахов и микроорганизмов.

Что касается определения ширины запретных и нерестоохранных полос, то Правила охраны поверхностных вод отсылают к специальному положению. Положение о водоохранных зонах26 в п.3 говорит о том, что минимальная ширина водоохранных зон водных объектов, для которых установлены запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых видов рыб, принимается равной ширине этих полос. Однако, ширина запретных полос никаким нормативным актом не установлена. Ширина же прибрежных защитных полос для участков водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовальные ямы, нагульные участки), устанавливается не менее 100 метров независимо от уклона и характера прилегающих земель (п.4 того же Положения).

Для иллюстрации, Правила промышленного рыболовства в бассейне Азовского моря27 распространяют свое действие на береговую охранную зону шириной 2 км от линии уреза воды моря и 1,5 км от линии уреза воды рек, заливов, лиманов, границ пойменных земель.



Постановление Совета Министров СССР N 1045 «О воспроизводстве и об охране рыбных запасов во внутренних водоемах СССР»28 (п.11) регулирует деятельность на территории, чувствительной для рыборазведения. Так, запрещается:

а) сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов;

б) производить без согласования с органами рыбоохраны обвалование и восстановление разрушенных валов на полойных участках, являющихся местами нереста рыбы;

в) устраивать завалы и сплошные заграждения рек, протоков и каналов, спускать из лиманов, ильменей и озер воду, за исключением тех случаев, когда по согласованию с органами рыбоохраны проводятся санитарные, гидротехнические или мелиоративные мероприятия;

г) использовать без согласования с органами рыбоохраны для сплава леса реки, являющиеся местами нереста лососевых и осетровых рыб;

д) оставлять на льду и затопляемых берегах рыбохозяйственных водоемов щепу, кору, опилки и прочие отходы, образующиеся при разделке древесины, при береговой сплотке и сплотке на льду, а также при постройке сооружений для сплава леса.

Лесосплавляющие организации обязаны регулярно проводить очистку рыбохозяйственных водоемов, используемых для сплава леса, от затонувшей древесины.

В случаях сплава леса в неокоренном виде лесосплавные организации обязаны очищать от коры и топляков дно водоемов в местах нереста лососевых и осетровых рыб и на подходах к ним по указанию органов рыбоохраны.

е) производить заготовку древесины (кроме заготовок в порядке рубок ухода за лесом, санитарных рубок и допускаемых в порядке, определяемом Советом Министров СССР, лесовосстановительных выборочных рубок) в запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, а также в находящихся на расстоянии менее трех километров от берега водоема лесах в районах расположения заводов и хозяйств по разведению осетровых и лососевых рыб;

ж) устраивать на реках, имеющих рыбохозяйственное значение, запани с ограждениями, занимающими более двух третей живого сечения реки.

По окончании сплава леса лесозаготовительные организации обязаны производить очистку рек от временных приспособлений, применявшихся при сплаве леса;

з) производить без разрешения органов рыбоохраны в рыбохозяйственных водоемах взрывные работы, за исключением проведения неотложных дноуглубительных работ для поддержания судоходства и лесосплава на обмелевших участках рек, работ по принудительному вскрытию сплавных рек и по предотвращению аварий.

О проведении взрывных работ в указанных случаях немедленно ставятся в известность органы рыбоохраны;

м) сбрасывать грунт, выбранный при проведении дноуглубительных и дноочистительных работ, в местах нерестилищ и зимовальных рыбных ям, а также производить в рыбохозяйственных водоемах мочку льна, конопли, мочала, кож и т.п.;

н) производить без согласования с органами рыбоохраны заготовку водной растительности в запретных для рыболовства зонах;

п) транспортировать, хранить и применять вблизи рыбохозяйственных водоемов средства защиты растений, стимуляторы их роста, минеральные удобрения и другие препараты, могущие причинить ущерб рыбным запасам и другим водным животным и растениям, без соблюдения установленных правил.

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых, реконструкции и расширении существующих предприятий, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных водоемах, а также при проведении различных видов работ на этих водоемах и в их прибрежных полосах (зонах) объединения, предприятия, учреждения и организации обязаны по согласованию с органами рыбоохраны предусматривать в проектах и сметах и осуществлять мероприятия по сохранению рыбных запасов, а при строительстве плотин - и мероприятия по полному использованию водохранилищ под рыбное хозяйство. (п. 13 Постановления Совета Министров СССР N 1045).

В Государственном докладе "О состоянии и использовании лесных ресурсов Российской Федерации в 2002 году"29  запретные полосы лесов описаны следующим образом:

Запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов – полосы леса шириной от 0.2 до 20 км, выделяемые по берегам рек и других водных объектов, в зависимости от протяженности реки и площади водоема. Выполняют водоохранную, противоэрозионную, противоабразионную, аккумулятивную и др. функции.

Запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб – прибрежные полосы леса, выделяемые по берегам рек, являющихся местом нереста ценных промысловых рыб, в целях создания благоприятных условий для сохранения полноводности рек и чистоты воды в них. Ширина полос устанавливается в зависимости от рыбохозяйственного значения водоема.

В соответствии с Государственным докладом "О состоянии и использовании лесных ресурсов Российской Федерации в 2002 году"30 , экологическая обстановка на водных объектах рыбохозяйственного значения в 2002 г. оставалась неблагоприятной. Под воздействием загрязненных сточных вод промышленных предприятий, объектов агропромышленного комплекса и других хозяйственных объектов при производстве различных видов работ на водных объектах, в том числе при нефтегазодобыче на шельфе морских акваторий, значительно ухудшаются условия обитания, воспроизводства водных биологических ресурсов.

Практически повсеместно тяжелые металлы обнаружены в воде, донных отложениях и различных органах и тканях рыб в количествах, превышающих допустимые нормы. Это наблюдается в волжских водохранилищах, Ладожском озере, озерах Кольского полуострова и в реках европейской части России. Пожары, а также рубка леса, привели к ухудшению условий воспроизводства лососевых рыб в долинах нерестовых рек Комсомольского и Ульчского районов. На Сахалине в результате хозяйственной деятельности загрязняются лососевые реки и заливы. В Приморском крае основная масса загрязняющих веществ поступает в заливы Амурский, Уссурийский и Петра Великого, в результате чего снижено рыбохозяйственное значение бухт Улисс, Диомид, Золотой Рог (содержание нефтепродуктов – до 50 ПДК). В результате загрязнения и повышения трофности морских акваторий Финского и Выборгского заливов и крупных озер сокращаются нерестилища и места нагула рыб бассейна Балтийского моря. Сточные воды предприятий г. Волгоград загрязняют места нереста осетровых рыб по правому берегу р. Волга. Низкая водность Волго-Ахтубинской поймы в осенне-зимний период и ранний ледостав привели к возникновению зимних заморов и гибели почти 3 тыс. т рыбы.

Рубка леса в водоохранных и лесоохранных зонах приводит к обмелению и промерзанию рек в зимнее время, а также увеличению мутности лососевых нерестовых рек Арсеньевка, Большая Уссурка, Павловка, Самарга, Кема, Пея, Кабанья, Большая Черемуховая.31

  1   2

  • Водоохранная зона
  • Запретные и нерестоохранные полосы