Зандукели Людмила Михайловна Люберцы год

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Зандукели Людмила Михайловна Люберцы год



страница1/6
Дата06.03.2017
Размер0,83 Mb.
ТипПояснительная записка


  1   2   3   4   5   6
Управление образованием

администрации муниципального образования

Люберецкий муниципальный район Московской области

муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»

муниципального образования

Люберецкий муниципальный район Московской области

РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ


Методическим советом Директор МУДО ДДЮТ

Протокол №_____ ______________ С.Н. Ионова

от «____»___________20__ г. «___» _______________20__ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА



«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Возраст детей: 10-16 лет

Срок реализации: 4 лет

Составитель:

педагог дополнительного образования детей

Зандукели Людмила Михайловна

Люберцы


  1. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа модифицирована на основе примерной программы и методических рекомендаций по учебной дисциплине «Музыкальная литература» для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств. Автор А.И. Лагутин. – М., 2002 г.

Программа «Музыкальная литература» имеет художественную направленность.В рамках образовательного процесса занятия по музыкальной литературе играют важнейшую роль, они являются одной из дисциплин, способствующих духовно-нравственному и музыкально-эстетическому воспитанию обучающихся. Благодаря этому предмету у детей формируется интерес и любовь к классической, народной и современной музыке, развиваются музыкальные способности детей, образное мышление, память, способность понимать художественную красоту музыкального произведения и связывать искусство с явлениями общественной жизни. Занятия по музыкальной литературе способствуют разностороннему музыкальному развитию обучающихся, повышению их интеллектуального уровня, приобщению к мировой музыкальной культуре. На протяжении всего курса обучения, обучающийся получает необходимые навыки слушания классической музыки, осваивают теоретическую базу и расширяют кругозор.

Актуальность данной программы не только в том, чтобы передать обучающимся сумму знаний, а в подготовке активных творческих слушателей-любителей музыки, в обеспечении условий для творческого самоопределения личности и творческой самореализации, в формировании у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, в интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирование у обучающихся художественного вкуса.Предмет музыкальной литературы воспитывает не только разносторонне развитого музыканта, но и готовит активного слушателя, знающего и понимающего классическую музыку.



Практическая значимость предмета «Музыкальная литература» заключается в тесной связи со всеми музыкальными предметами, а так же с художественной литературой, историей. Эти факторы обогащают музыкально-педагогический процесс и способствуют более гармоничному развитию музыкальных способностей обучающихся.

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что ключевыми понятиями являются: эпоха, в которой жили и творили композиторы, музыкальный стиль, характерный для данной эпохи, характер музыкального произведения, включающий средства музыкальной выразительности, которые создают данный образ. Богатство содержания и разнообразие жанров музыкальных произведений, знакомство с биографиями крупнейших композиторов-классиков помогает обучающимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни.

Изучение музыкальной литературы – составная часть единого и многогранного процесса музыкального воспитания и обучения. Курс музыкальной литературы представляет собой синтез знаний и умений, которые обеспечивают единый процесс воспитания и образования. Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих единству художественного и технического развития юных музыкантов.

Цель программы – воспитание активных слушателей и образованных любителей музыки, формирование общей и музыкальной культуры детей.

Задачи программы:

  • изучение выразительных возможностей музыки, музыкальных форм, жанров, стилей, отличительных особенностей музыкального языка того или иного композитора;

  • знакомство обучающихся с шедеврами мировой музыкальной культуры.

  • расширение музыкального кругозора детей;

  • развитие у детей эмоционального, но при этом осознанного восприятия музыкального произведения;

  • развитие музыкальной памяти, мышления, речи, внимания;

  • показ этических идеалов на лучших образцах музыкальных произведений;

  • воспитание музыкального вкуса и культуры речи;

  • воспитание умения работы в коллективе.


Срок реализации программы – 4 года

Возраст обучающихся – 10-16 лет

Предмет «Музыкальная литература» вводится в учебный план с 4 года обучения (дети от 10 до 16 лет) для обучающихся с 7-летним сроком обучения. Исходя из возрастных особенностей детей, таких как большая усидчивость, способность к обобщениям, владение навыками игры на фортепиано и пение, дети старшего возраста могут больше и дольше слушать музыку, участвовать в занятиях-концертах, занятиях - музыкальных гостиных, делать письменные творческие работы.


Форма и режим занятий

В соответствии с учебным планом, на предмет «Музыкальная литература» отводится 36 часов в год, из расчета - 1 час в неделю. Продолжительность занятий один академический час (45 мин.) По одному часу отводится на контрольные занятия.

Эффективность занятий музыкальной литературы определяется применением разнообразных методов обучения: словесных (объяснение, рассказ, беседа, опрос), наглядных (демонстрация музыки, наблюдение музыки по нотам, обращение к изобразительным средствам наглядности), практических (слуховой анализ, работа с нотным текстом, письменные работы, рефераты, творческие задания)

Формы проведения занятий могут быть разнообразными: занятие-лекция, диспуты, конференция, занятия-викторины, занятия в форме игры, сказки, путешествия и др.



Обучающиеся, которые зарекомендовывают себя как «сильные ученики» могут выступать в младших классах со своими рефератами, написанными на заинтересовавшие их темы.

Основной вид домашних заданий по музыкальной литературе – работа с записанными на занятиях лекциями, схемами, таблицами.



Формы и методы занятий можно легко варьировать. Теоретическую и практическую часть занятия можно менять, комбинировать. Домашние задания и опрос по пройденному материалу можно ставить на начало или конец занятия в зависимости от целей, задач и конструкций данного занятия.

Занятия проводятся с учетом здоровьесберегающих технологий.

Используются следующие современные образовательные технологии:



  1. Технология личностно–ориентированного обучения. Автор: И.С. Якиманская.

  2. Технология проблемного обучения. Авторы: М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин.

  3. Технология развивающего обучения. Авторы: Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

  4. Технология педагогического сотрудничества. Авторы: Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, И.П.Волков

  5. Технология игрового обучения. Авторы: Е. В. Калмыков, О. А. Степанова, Л. Н. Алексеева.

  6. Информационные технологии. Авторы: О. В. Рыбъякова, А. Апатова.


Прогнозируемый результат 1 года обучения

Должны знать

  • средства музыкальной выразительности;

  • инструменты симфонического и народного оркестра;

  • музыкальные жанры;

  • певческие голоса;

  • различные музыкальные формы.


Должны уметь

  • слушать музыкальные произведения до конца;

  • анализировать средства музыкальной выразительности;

  • различать инструменты симфонического и народного оркестра, печвеские голоса, музыкальные жанры;

  • найти слова, чтобы выразить свои впечатления от прослушанной музыки.


Личностный рост

  • применять знания, полученные на занятиях музыкальной литературы, связывая их со слуховыми впечатлениями;

  • иметь навык самостоятельной работы с конспектом или книгой;

  • уметь охарактеризовать содержание музыкального произведения;

  • самостоятельно готовить сообщения, доклады или презентации по предмету.


Прогнозируемый результат 2 года обучения

Должны знать

  • историю зарубежной музыки;

  • биографии зарубежных композиторов XVII-XIX в.;

  • жанры, формы, историю создания и содержание, пройденных произведений.


Должны уметь


Личностный рост

  • понимать историческую и социальную обусловленность музыки;

  • осознавать индивидуальные качества композиторского стиля;

  • иметь навык самостоятельной работы с конспектом или книгой;

  • уметь выразить свои впечатления от прослушанной музыки;

  • самостоятельно готовить сообщения, доклады или презентации по предмету.


Прогнозируемый результат 3 года обучения

Должны знать

  • историю русской музыки;

  • биографии русских композиторов XVII-XIX в.;

  • жанры, формы, историю создания и содержание, пройденных произведений.


Должны уметь

  • слушать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи;

  • с помощью конспекта рассказать биографии композиторов;

  • правильно строить фразы, чтобы выразить свои впечатления от прослушанной музыки.



Личностный рост

  • понимать историческую и социальную обусловленность музыки;

  • осознавать индивидуальные качества композиторского стиля;

  • иметь навык самостоятельной работы с конспектом или книгой;

  • уметь выразить свои впечатления от прослушанной музыки;

  • самостоятельно готовить сообщения, доклады или презентации по предмету.


Прогнозируемый результат 4 года обучения

Должны знать

  • историю русской музыкальной культуры ХХ века;

  • биографии композиторов этой эпохи;

  • жанры, формы, историю создания и содержание, пройденных произведений.


Должны уметь

  • анализировать музыкальное произведение;

  • различать в произведении черты конкретной эпохи и стиля;

  • грамотно излагать свои впечатления и мысли о музыке;

  • пересказать биографию композитора и суметь охарактеризовать его произведение.


Личностный рост

  • различать основные творческие методы и направления (классицизм, романтизм, реализм и т.д.);

  • уметь анализировать музыкальные произведения;

  • запоминать и узнавать на слух отдельные темы произведений;

  • владеть выразительной и грамотной речью;

  • иметь навык самостоятельной работы с конспектом или книгой;

  • уметь различать в произведении черты конкретной эпохи и стиля.


Система контроля знаний по программе

Постоянного внимания преподавателя требует процесс усвоения знаний. Закрепление учебного материала возможно в процессе его изложения в конце занятия (при повторении пройденного) и при самостоятельной работе дома.



  • Фронтальный опрос (проводится в устной или письменной форме;выявляет общий уровень подготовки и усвоения материала);

  • Поурочный опрос (Позволяет оценить уровень подготовки домашнего задания и закрепить материал прошлого занятия);

  • Беглый текущий опрос;

  • Музыкальная викторина;

  • Систематическая проверка домашнего задания;

  • Контрольные занятия в конце каждого полугодия, года (форма контрольных занятий различна в зависимости от объема, особенностей пройденного материала, а также от способностей и возраста детей (тесты, собеседования, сочинения, рефераты, викторины и т. д.).

Аттестация обучающихся осуществляется по текущему опросу, на творческих зачетах и контрольных занятиях.
Форма подведения итогов

Разработаны основные требования к организации контрольных занятий и итогового экзамена по курсу, примерное содержание контрольных тестов, образцы опорных конспектов.



Итоговый контроль осуществляется в конце 4-го года обучения. Предусмотрен экзамен по музыкальной литературе, который может проходить в устной форме (подготовка и ответы вопросов по билетам) и в письменном виде (итоговая письменная работа). Учитывая пройденный материал, педагог может добавить или исключить некоторые вопросы по своему усмотрению.

Вместо оценки нашей музыкальной студии используется понятие «уровень оценивания». Их обычно три: высокий, что соответствует оценке «5» по пятибальной шкале, средний – соответствует оценке «4» и достаточный – соответствует «3».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ





Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Беседы о здоровом образе жизни

2

2

0

3.

Музыка как один из видов искусства.

1

0,5

0,5

4.

Программно-изобразительная музыка.

1

0,5

0,5

5.

Средства музыкальной выразительности.

3

1

2

6.

Знакомство с музыкальными инструментами.

8

4

4

7.

История оркестра. Виды оркестра. Дирижер.

2

1

1

8.

Знакомство с певческими голосами.

2

1

1

9.

Музыкальные жанры.

3

1

2

10.

Музыкальные формы.

5

2

3

11.

Музыка в театре. Опера. Балет.

5

2

3

12.

Контрольное занятие.

2

1

1

13.

Итоговое занятие

1

0

1




ИТОГО:

36

16,5

19,5



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Вводное занятие. 1 ч.

Теория 0,5 часа.

Знакомство с группой. Планы на год. Учебные пособия, необходимые для занятий. Инструктаж по технике безопасности

Практика 0,5 часа.

Оформление рабочей тетради. Выполнение упражнений для мотивации на один из разделов музыкальной литературы.
2. Беседы о здоровом образе жизни. 2 ч.

Теория 2 час.

Твое здоровье. Наши привычки: вредные и полезные. Физическая культура младшего школьника. Нравственное здоровье человека. Польза классической музыки.


3. Музыка как один из видов искусства. 1 ч.

Теория 0,5 часа.

Музыка – всеобщий язык общения, инструмент познания, способ выражения мыслей и чувств. Роль музыки в духовно-нравственном развитии человека и общества. Музыка среди других видов искусств.



Практика 0,5 часа

Слушание музыкального материала. Примерный музыкальный материал: И.Бах – Ш. Гуно «Аве Мария», Л.Бетховен Симфония №9 (4 часть Тема радости), В.А. Моцарт. Реквием. 7 часть.


4. Программно-изобразительная музыка. 1 ч.

Теория 0,5 часа.

Вокальные и инструментальные произведения. Музыкальный образ. Звукоизобразительные возможности музыки.



Практика 0,5 часа

Слушание музыкального материала. Примерный музыкальный материал: М. Мусоргский «Картинки с выставки»: «Балет невылупившихся птенцов», Р.Шуман «Альбом для юношества», П.И.Чайковский «Детский альбом», А.К.Лядов «Кикимора», Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».


5. Средства музыкальной выразительности. 3 ч.

Теория 1 час.

Язык музыки. Его элементы. Мелодия. Особенности строения мелодий на примерах песен из детского репертуара. Понятия – «мотив», «фраза», «предложение», «период». Мелодия в вокальной музыке. Понятия – «музыкальная интонация», «речитатив», «кантилена». Ритм, размер, темп. Влияние ритма на характер музыкальных произведений. Ритм, размер, темп – главные выразительные средства в танцевальной и маршевой музыке.



Практика 2 часа

Слушание музыкального материала. Примерный музыкальный материал: песни из детского репертуара, Ф.Шуберт «Форель», С.В.Рахманинов «Вокализ». Мелодия в инструментальной музыке: К.В. Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей». Лад: Э.Григ «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер-Гюнт». Ритм, размер, темп: Р.Шуман «Солдатский марш» из цикла «Альбом для юношества», «Вальсы» Ф. Шуберта, Ф.Шопена. Гармония: Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Регистр, штрихи, динамика: Э.Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт».


6. Знакомство с музыкальными инструментами. Инструменты симфонического оркестра. 8 ч.

Теория 4 часа.

Струнная группа симфонического оркестра: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Деревянно-духовая группа симфонического оркестра: флейта, гобой, кларнет, фагот. Медно-духовая группа: труба, тромбон, валторна, туба. Ударные инструменты: литавры, тарелки, барабаны, челеста, колокола, ксилофон, кастаньеты и т.д. Фортепиано. Орган. Инструменты народного оркестра: гусли, гармонь, балалайка и т.д.

Практика 4 часа.

Слушание музыкального материала. Примерный музыкальный материал:

Н.Паганини «Каприсы» №9 или №24 (скрипка), С.С.Прокофьев «Улица просыпается» из балета «Ромео и Джульетта» (альт с фортепиано), П.И.Чайковский «Вариации на тему рококо» (виолончель), К.Сенс-Санс «Слон» из сюиты «Карнавал животных» (соло контрабаса),
К.В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей» (флейта), И.С.Бах «Страсти по Матфею» № 26 Ария тенора с гобоем, В.А.Моцарт Концерт для кларнета с оркестром (I часть), П.И.Чайковский «Китайский танец» из балета «Щелкунчик» (флейта, альт, фагот), В.А.Моцарт Концерт для валторны с оркестром, Дж.Верди «Марш» из оперы «Аида» (труба), Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (тема богатырей – валторны и тромбоны ), М.П.Мусоргский – М.Равель « Быдло» из цикла «Картинки с выставки» (туба), П.И.Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» (челеста), М.И.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» (2 тема – колокольчики), Б.Барток «Музыка для струнных, ударных и челесты» (III часть – глисандо литавр, ксилофон), И.С.Бах «Партиты» (любой номер – клавесин), пройденные произведения для фортепиано, И.С. Бах «Токката и фуга» d-moll, К. Дебюсси «Два танца для арфы и струнного оркестра», плясовые наигрыши Псковской области: «Барыня» (гусли), «Русский» (балалайка), «Трепак» (тальянка), «Камаринская» (скрипка, цимбалы, аккордеон).
7. История оркестра, виды оркестров. Дирижер. 2 ч.

Теория 1 час.

История создания симфонического оркестра. Оркестры: камерный, симфонический, народный, духовой.

Практика 1 час.

Музыкальный материал из предыдущих тем.


8. Знакомство с певческими голосами. 2 ч.

Теория 1 час.

Тембры человеческих голосов (детские, женские, мужские). Знаменитые певцы.



Практика 1 час.

Слушание музыкального материала. Примерный музыкальный материал: итальянские песни, романсы и оперные арии в исполнении Робертино Лоретти (дискант); А. Алябьев. «Соловей» (в исполнении Н. Обуховой) (лирико-колоратурное сопрано); ария Снегурочки из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» (сопрано лирическое); ариозо Татьяны «Пускай погибну я...» из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» (сопрано лирико-драматическое); хабанера Кармен из оперы Ж. Визе «Кармен» (меццо-сопрано); ария Леля из оперы «Снегурочка» (контральто); песни и романсы в исполнении С. Лемешева (лирический тенор); каватина Фигаро «Если захочет барин попрыгать…» из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро» (баритон); ария Игоря из оперы А. Бородина «Князь Игорь»; арии, романсы и песни в исполнении Ф. И. Шаляпина (бас).


Каталог: uploads -> 2000 -> 1948
2000 -> Рабочая программа учебного предмета (курса) «физическая культура»
2000 -> Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана «Химия 9»- м. Просвещение 2011 год. Программа
2000 -> Рабочая программа по биологии (базовый уровень) для обучающихся 7 А, Б, в классов
2000 -> Рабочая программа по технологии 5 8 класс 2014-2015 учебный год
2000 -> Рабочая программа учебного предмета История России. Всеобщая история. (базовый уровень) для 6А, 6 б класса
2000 -> Рабочая программа по литературе для 10 класса Егорова Фаина Николаевна учитель литературы г. Лыткарино 2014г
2000 -> Рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования
2000 -> Рабочая программа учебного предмета «Литература»
1948 -> Кислякова Анна Сергеевна, Макарова Виктория Викторовна, педагоги дополнительного образования Люберцы 2017 год
1948 -> Кислякова Анна Сергеевна, Макарова Виктория Викторовна, педагоги дополнительного образования Люберцы 2016 год
  1   2   3   4   5   6

  • «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
  • Цель программы
  • Срок реализации программы – 4 года Возраст обучающихся – 10-16 лет
  • Прогнозируемый результат 1 года обучения Должны знать
  • Прогнозируемый результат 2 года обучения Должны знать
  • Прогнозируемый результат 3 года обучения Должны знать
  • Прогнозируемый результат 4 года обучения Должны знать
  • Система контроля знаний по программе
  • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Вводное занятие. 1 ч.
  • 2. Беседы о здоровом образе жизни. 2 ч.
  • 3. Музыка как один из видов искусства. 1 ч.
  • 5. Средства музыкальной выразительности. 3 ч.
  • 6. Знакомство с музыкальными инструментами. Инструменты симфонического оркестра. 8 ч.
  • 7. История оркестра, виды оркестров. Дирижер. 2 ч.
  • 8. Знакомство с певческими голосами. 2 ч.