Заместитель Министра образования

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Заместитель Министра образования



страница1/8
Дата06.01.2017
Размер1,84 Mb.


  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Российской Федерации

__________________В.Д. Шадриков

"_05_" ___04_______ 2000г.

Регистрационный номер 299 тех/дс



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление подготовки дипломированного специалиста

653300 Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования

Квалификация выпускника - Инженер
Вводится с момента утверждения

Москва 2000 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования”

1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03. 2000 № 686.

1.2. Перечень основных образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:

150200 Автомобили и автомобильное хозяйство

150900 Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов

*240500 Эксплуатация судовых энергетических установок

*240600 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

*201300 Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования.

230100 Эксплуатация и обслуживание транспортных и технологических машин и оборудования (по отраслям)

*072900 Гидрография и навигационное обеспечение судоходства

*240200 Судовождение.

240300 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения

1.3. Квалификация выпускника - инженер



Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста “Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования” при очной форме обучения 5 лет.

(*) Для специальностей 240500 Эксплуатация судовых энергетических установок, 240600 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики, 201300 Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования, 072900 Гидрография и навигационное обеспечение судоходства, 240200 Судовождение - срок освоения основной образовательной программы подготовки 5,5 лет.


1.4. Квалификационная характеристика выпускника

1.4.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.


Объектами профессиональной деятельности выпускника по специальности:

- “Автомобили и автомобильное хозяйство” являются автомобили, предприятия и организации автотранспортного комплекса разных форм собственности, конструкторско-технологические и научные организации, автотранспортные и авторемонтные предприятия, автосервис, фирменные и дилерские центры автомобильных и ремонтных заводов, маркетинговые и транспортно-экспедиционные службы, система материально-технического обеспечения, оптовой и розничной торговли транспортной техникой, запасными частями, комплектующими изделиями и материалами, необходимыми в эксплуатации;

- “Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов” являются подъемно-транспортные машины морских и речных портов и заводов, их проектирование, конструирование, техническая эксплуатация и ремонт;

- “Эксплуатация судовых энергетических установок” являются суда морского, речного и рыбопромыслового флота, энергетические установки судов освоения шельфа и буровых платформ, плавучих дизельных и атомных электростанций, газо-турбокомпрессорные установки, судоремонтные предприятия;

- “Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики” являются суда морского, речного и рыбопромыслового флота, электроэнергетические установки судов освоения шельфа и буровых платформ, плавучие дизельные и атомные электростанции, автономные электроэнергетические установки и судоремонтные предприятия;

- “Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования” являются радиолокационные, радионавигационные и радиосвязные системы; системы и средства контроля и диагностики технического состояния эксплуатируемого оборудования; пилотажные и пилотажно-навигационные системы и приборы; системы комплексной обработки, отображения и регистрации радиотехнической информации; системы вождения и управления движением транспортного средства; системы предупреждения столкновений;

- “Эксплуатация и обслуживание транспортных и технологических машин и оборудования (по отраслям)” являются предприятия различного типа по предоставлению услуг по обслуживанию и ремонту данных машин; фирменные и дилерские центры, салоны, магазины по продаже машин, агрегатов, запасных частей; пункты, станции по заправке и продаже эксплуатационных материалов; выставочные комплексы, конструкторские и научные центры, рекламные и издательские службы данной технической направленности; организации, осуществляющие контроль за техническим состоянием согласно действующего законодательства; службы по освоению вторичных ресурсов;

- “Гидрография и навигационное обеспечение судоходства” являются морские акватории, технические средства их навигационно-гидрографического оборудования и технологических процессов гидрографических работ, выполняемых для обеспечения безопасности мореплавания, гидротехнического строительства, геологоразведки на шельфе, на море и других прикладных задач;

- “Судовождение” являются морские и речные суда и технические средства определения их места и управления ими как подвижными объектами с целью перевозки грузов, пассажиров, производства рыбного промысла.

- “Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения” являются планер, силовая установка, пилотажно-навигационные комплексы и оборудование, гидромеханические системы и другие функциональные системы летательных аппаратов; организация и управление деятельностью эксплуатационных авиапредприятий, в том числе организация летной эксплуатации воздушного транспорта, организации воздушного движения и аэронавигационного обеспечения полетов.


1.4.2. Виды профессиональной деятельности.
Выпускник по направлению подготовки “Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования” в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

  • эксплуатационно-технологическую и сервисную;

  • организационно-управленческую;

  • проектно-конструкторскую;

  • производственно-технологическую;

  • научно-исследовательскую.

Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.

Выпускники могут в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.


1.4.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Инженер по эксплуатации транспорта и транспортного оборудования в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих типов задач:

а). Эксплуатационно-технологическая и сервисная деятельность:

- эксплуатация транспорта и транспортного оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов;

- проведение испытаний и определение работоспособности установленного, эксплуатируемого и ремонтируемого транспорта и транспортного оборудования;

- выбор оборудования для замены в процессе эксплуатации транспорта, транспортного оборудования, их элементов и систем;

- руководство проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту транспорта, транспортного оборудования, их силовых и энергетических систем;

- организация безопасного ведения работ по монтажу и наладке транспорта и транспортного оборудования;

- проведение маркетингового анализа потребности в сервисных услугах при эксплуатации транспортных средств и оборудования различных форм собственности;

- организация работы с клиентурой.

- надзор за безопасной эксплуатацией транспорта и транспортного оборудования;

- разработка эксплуатационной документации;

- организация экспертиз и аудита при проведении сертификации производимых деталей, узлов, агрегатов и систем для транспорта и транспортного оборудования, услуг и работ по техническому обслуживанию и ремонту транспорта и транспортного оборудования;

- подготовка и разработка сертификационных и лицензионных документов;

б). Организационно-управленческая деятельность:



- организация работы коллектива исполнителей, выбор, обоснование, принятие и реализация управленческих решений;

- совершенствование организационно-управленческой структуры предприятий по эксплуатации, хранению, техническому обслуживанию, ремонту и сервису транспорта и транспортного оборудования;

- организация и совершенствование системы учета и документооборота;

- выбор и, при необходимости, разработка рациональных нормативов эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и хранения транспорта и оборудования;

- нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) при долгосрочном и краткосрочном планировании и определение рационального решения;

- оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества продукции и услуг;

- осуществление технического контроля и управления качеством изделий, продукции и услуг;

- совершенствование системы оплаты труда персонала;

- обучение и аттестация обслуживающего персонала и специалистов.

в). Проектно-конструкторская деятельность:

- формирование целей проекта (программы), решения задач, критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности;

- разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений;

- разработка проектов объектов профессиональной деятельности с учетом механико-техноло-гических, эстетических, экологических и экономических требований;

- участие в проектировании деталей, механизмов, машин, оборудования и агрегатов, энергетических установок и систем;

- использование информационных технологий при проектировании и разработке новых видов транспорта и транспортного оборудования, а также транспортных предприятий;

- разработка конструкторской и технологической документации для ремонта, модернизации и модификации транспорта и транспортного оборудования.

- участие в разработке проектов технических условий и требований, стандартов и технических описаний, нормативной документации для новых объектов профессиональной деятельности;

г). Производственно-технологическая деятельность:

- определение производственной программы по техническому обслуживанию, сервису, ремонту и другим услугам при эксплуатации транспорта или изготовлении оборудования;

- разработка и совершенствование технологических процессов и документации;

- эффективное использование материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологических процессов;

- организация и эффективное осуществление контроля качества запасных частей, комплектующих изделий и материалов, производственного контроля технологических процессов, качества продукции и услуг;

- обеспечение экологической безопасности эксплуатации, хранения, обслуживания, ремонта и сервиса транспорта и транспортного оборудования, безопасных условий труда персонала;

- внедрение эффективных инженерных решений в практику;

- монтаж и наладка транспортной техники и оборудования, авторский и инспекторский надзор;

- организация и осуществление технического контроля при эксплуатации транспорта и транспортного оборудования;

- производство транспорта и транспортного оборудования;

- организация и эффективное осуществление входного контроля качества сырья, производственного контроля полуфабрикатов и параметров технологических процессов, качества готовой продукции;

- проведение стандартных и сертификационных испытаний материалов, изделий и услуг;

- осуществление метрологической поверки основных средств измерений;

- эффективное использование материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологического процесса;

- разработка технической и технологической документации;

ж). Научно-исследовательская:

- участие в фундаментальных и прикладных исследованиях в области транспорта и транспортного оборудования;

- анализ состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности с использованием необходимых методов и средств исследований;

- создание теоретических моделей, позволяющих прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности;

- разработка планов, программ и методик проведения исследований объектов профессиональной деятельности;

- анализ, синтез и оптимизация процессов обеспечения качества испытаний, сертификации продукции с применением проблемно-ориентированных методов;

- информационный поиск и анализ информации по объектам исследований;

- техническое, организационное обеспечение и реализация исследований;

- анализ результатов исследований и разработка предложений по их внедрению;

- выполнение опытно-конструкторских разработок.

1.4.4. Квалификационные требования.


Для решения профессиональных задач инженер:

- руководствуется программно-целевыми методами управления производством и принятия решений;

- изучает и анализирует информацию, технические данные, показатели и результаты использования транспорта и транспортного оборудования, обобщает и систематизирует их, производит необходимые расчеты, используя современную электронно-вычислительную технику;

- составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, схемы и другую техническую документацию;

- составляет планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, рассчитывает производственные мощности, программы и загрузку оборудования;

- участвует в разработке технически обоснованных норм выработки, норм обслуживания оборудования;

- рассчитывает нормативы материальных затрат (нормы расхода запасных частей, материалов, энергии);

- разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности труда;

- подготавливает исходные данные для составления планов, смет, заявок на материалы, оборудование;

- участвует во внедрении разработанных технических решений и проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых изделий, объектов;

- осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины, состоянием и правильной эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом транспорта и технологического оборудования, их экологической и транспортной безопасностью;

- следит за соблюдением законов, установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;

- выполняет работы в области научно-технической деятельности по проектированию, информационному обеспечению, организации использования транспорта, эксплуатации и ремонта транспортных средств и их энергетических установок, транспортного оборудования, используя при необходимости средства вычислительной техники;

- разрабатывает нормативные документы, техническую документацию и предложения по реализации программ по использованию и обеспечению работоспособности транспорта и транспортных средств;

- проводит технико-экономический анализ, комплексно обосновывает принимаемые и реализуемые решения по использованию транспорта и транспортных средств;

- участвует в работах, связанных с испытаниями оборудования и внедрением его в эксплуатацию;

- организует работу по повышению научно-технических знаний работников, способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использованию передового опыта;

- рассчитывает экономическую эффективность проектируемых и эксплуатируемых изделий, технологических процессов и предоставляемых услуг;

- разрабатывает методы технического контроля и испытания продукции и услуг;

- участвует в составлении патентных и лицензионных заявок на изобретения и промышленные образцы;

- рассматривает рационализаторские предложения по совершенствованию технологии производства и эксплуатации, дает заключения о целесообразности их использования;

- участвует в проведении научных исследований и выполнении технических разработок;

- осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации;

- проектирует (при необходимости) средства испытания и контроля, оснастку, лабораторные макеты, контролирует их изготовление;

- принимает участие в стендовых, промышленных и эксплуатационных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий, материалов и оборудования;

- разрабатывает проектную и рабочую техническую документацию, оформляет научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;

- изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области транспорта и транспортных средств;

- подготавливает отзывы и заключения на техническую документацию, а также информационные обзоры и рецензии;

- консультирует по вопросам проектирования конкурентоспособной продукции, разработки и реализации прогрессивных технологических процессов;

- подготовлен к активной творческой профессиональной, социальной и общественной деятельности, обеспечивающей прогресс развития общества и конкретной отрасли;

- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;

- имеет представление о системе гражданской обороны, современном оружии и его поражающих факторах, устойчивости транспортных объектов и защите населения в условиях воздействия современного оружия;

- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- знает основы отечественной и мировой истории и культуры, а также имеет потребность в постоянном духовном, профессиональном и физическом самосовершенствовании;

- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

- умеет оценивать исторические и современные процессы общественной жизни страны, место и роль в ней своей профессиональной деятельности, проблемы и тенденции мирового развития;

- умеет диалектически мыслить, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

- умеет использовать хотя бы один иностранный язык в своей профессиональной деятельности, способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;

- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

- владеет знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;

- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно и логично оформить его результаты;

- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

- готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, умеет организовать работу исполнителей, знает основы педагогической деятельности;

- умеет работать с клиентурой, заказчиками и поставщиками;

- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности;

- имеет навыки коллективной, профессиональной и социальной деятельности, организаторской работы с людьми, умеет принимать профессиональные решения с учетом их социальных последствий.

Инженер должен знать:

- законы, постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;

- перспективы развития и особенности деятельности учреждения, организации, предприятия;

- принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств, материалов и их свойства;

- методы использования оборудования, правила и условия выполнения работ;

- основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам, изделиям и услугам;

- стандарты, технические условия и другие руководящие документы по разработке и оформлению технической документации;

- методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок;

- достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт в соответствующей выполняемой работе области знаний;

- специальную научно-техническую и патентную литературу по соответствующей области;

- порядок и методы проведения патентных исследований;

- основы изобретательства;

- методы исследований, проектирования и проведения экспериментальных работ;

- основы экономики, организации производства, труда и управления;

- основы трудового законодательства;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

- требования экологии по защите окружающей среды;

- этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде;

- основы педагогической деятельности

- принципы управления транспортом и транспортными средствами с учетом технических, финансовых и человеческих факторов.

Дополнительные требования к специальной подготовке инженера определяются высшим учебным заведением с учетом особенностей специализации.


1.5. Возможности продолжения образования выпускника
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста “Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования”, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

  1   2   3   4   5   6   7   8

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
  • 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА “Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования”
  • 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА