Закон для всех, соблюдение которого является обязательным. Познакомить с разделами Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Закон для всех, соблюдение которого является обязательным. Познакомить с разделами Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»

Скачать 364,42 Kb.


Дата11.10.2017
Размер364,42 Kb.

Скачать 364,42 Kb.

9 КЛАСС

Урок 1. Ответственность за нарушения правил дорожного движения.

Цель урока: добиться четкого понимания того, что ПДД - это закон для всех, соблюдение которого является обязательным. Познакомить с разделами Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».

Оборудование: Кодекс РФ «Об административных пра­вонарушениях».

Ход занятия:

Люди, нарушающие правила движения, могут оказаться не только жерт­вами дорожно-транспортных происшествий, но и их виновниками. Именно с этих позиций должен рассматриваться вопрос об ответственности граждан за нарушение норм безопасности движения.

За незначительные нарушения водитель получает предупреждение, за серьезные - штраф, но в любом случае во временном разрешении фиксируется определенное количество баллов за каждое нарушение ПДД. Нарушителя могут лишить права управления транспортным средством или привлечь к уголовной ответственности. Размер штрафа зависит от размера минимальной заработной платы.

Пешеходы и велосипедисты, нарушившие ПДД, могут быть привлечены к ответственности в административном по­рядке, достигшим 16 лет, применяется такая мера административного взыскания, как штраф (до 16 лет штраф может быть нало­жен на родителей).

Нарушение правил дорожного движения лицами, управляющими мопе­дами, велосипедами, непо­средственно участвующими в процессе дорожного движения, влечет наложение штрафа в размере двести рублей.

Закончить урок можно решением задач и разбором ДТП в городе (районе) с участием несовершеннолетних.


Статья 5.35 КоАП РФ. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних
Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Статья 12.29 КоАП РФ. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения
1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере двести рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя механического транспортного средства), -

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере двести рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, -

влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)




Урок 2. История автомототранспорта и принимаемые меры по обес­печению безопасности дорожного движения.

Цель урока: рассказать об истории развития автомототранспорта и мерах по обеспечению безопасности дорожного движения.

Оборудование: плакаты, рисунки, фотографии старинных и современных автомобилей, а также короткие рефераты учеников на тему: «Современные оте­чественные и зарубежные модели автомототранспорта», журналы «За рулем».

Ход занятия:

Изобретение пять-шесть тысяч лет тому назад колеса решило многие транспортные проблемы, стоявшие перед человечеством.

Но прошло время, и широко используемая на протяжении многих веков конная тяга перестала удовлетворять все нарастающие потребности в передви­жении. Идея использовать другие силы при движении зарождалась в умах наи­более пытливых и смелых ученых, механиков, занятых изобретательством.

Время от времени в разных- странах кто-нибудь создавал различные ме­ханические диковинки, прообразы современных велосипедов, удивляя своих сограждан. Случалось подобное и на земле Российской. В 1752 году крепост­ной Леонтий Шамшуренков сладил «самобеглую коляску». А четырьмя десяти­летиями позже выдающийся механик-самоучка Иван Кулибин создал свою трехколесную «самокатку».

Создателем в 1769 году первого парового автомобиля считается француз Николо-Жозеф Кюньо. Автомобиль с бензиновым двигателем (прототип со­временного) был построен в 1885-1886 гт. немецкими инженерами К. Бенцем и Г. Даймлером. Именно они официально признаны изобретателями автомобиля, хотя история упоминает имена и многих других создателей различных вполне работоспособных конструкций.

Сто лет назад в России на Нижегородской ярмарке был показан моторный экипаж Яковлева и Фрезе, с которого ведет начало история отечественного автомобиля. Немало достойных имен вписано в эту вековую историю. Среди них Борис Григорьевич Луцкой.

Он, будучи никому неизвестным студентом, усовершенствовал двигатель внутреннего сгорания Бенца и Даймлера, чем очень изумил всю профессуру и сразу же получил предложение из Германии занять должность инженера, весь­ма почетную по тем временам. По его проекту была построена легковая маши­на на двоих - колеса велосипедного типа, управление с помощью длинного ры­чага, идущего от передних колес. Водители называли такой рычаг «коровьим хвостом».

Позднее конструктор усовершенствовал «четырёхколёсную самокатку» и сменил «коровий хвост» на маленькую баранку. По проекту Луцкого был по­строен первый большегрузный автомобиль не только в- России, но и в мире. Машину он назвал «моторной телегой». Без преувеличения можно сказать, что Борис Луцкой произвёл подлинный переворот в отношении россиян к автомо­билю как к средству перевозки грузов. Правда, название, данное им своему творению, не прижилось. Почти одновременно с «моторной телегой» в русском лексиконе появилось слово «грузовоз», а несколько позже - грузовик. «Грузо­воз» мог поднять около 5 тонн груза, имел двигатель мощностью 13,5 лошади­ных сил и двигался со скоростью 8,5 км/ч.

После пожара 1904 года, уничтожившего все самоходные экипажи петер­бургского главпочтамта, построенные Петром Фрезе, обратились к Луцкому. И уже в середине 1905 года на улицах столицы появился первый жёлтый почто­вый фургон по его конструкции, а к концу 1906 года в автомобильном парке главпочтамта уже было 12 автофургонов и два грузовика.

После гражданской войны нашей стране досталось лишь 17 тыс. автомобилей зарубежного производства, многие из которых были неисправными. Появилась необходимость наладить производство отечественных автомобилей


АМО-Ф-15.

С тех пор наша автомобильная промышленность стала стремительно разви­ваться. На месте бывших кустарных мастерских АМО был сооружён автомо­бильный завод (позднее им. Лихачёва). В Ярославле на месте бывших ремонт­ных мастерских построили завод по выпуску грузовиков.

В 1932 году вошёл в строй один из крупнейших в Европе автомобилестрои­тельный завод в Горьком. Эти заводы заложили основу отечественного автомо­билестроения.

В годы Великой Отечественной войны за исключительно короткий срок на базе эвакуированных цехов ЗИСа в Ульяновске, Челябинске, Миассе и некото­рых других городах Урала были созданы новые предприятия, которые сразу же развернули производство автомобилей для фронта.

После войны на смену устаревшим моделям пришли более современные, экономичные, удобные и безопасные. В 1946 году вступил в строй завод по производству легковых автомобилей особо малого класса в Запорожье. Заводы в Минске, Кременчуге, Кутаиси стали выпускать мощные грузовики. В строй действующих предприятий вошли заводы в Ульяновске, автобусные заводы во Львове, в Ликино Московской области, легковых автомобилей в Тольятти, заводы грузовиков на реке Каме (выпускает КамАЗы). Кроме этих гигантских заводов действует ряд других, которые выпускают автомобильные, специальные машины и прицепы. Сегодня по количеству перевезенных грузов и пассажиров автомобиль-транспорт оставил далеко позади даже такой массовый вид транспорта, железнодорожный. Такое широкое использование автомобилей объясняется тем, что они могут доставлять пассажиров и грузы от начала перевозки до места назначения без пересадки и перегрузки.

Большой поток автомобилей на улицах и дорогах имеет и отрицательные последствия: двигаясь, они выбрасывают в воздух отработанные газы и создают ум, что вредно влияет на окружающую среду и здоровье человека. Конструкторы успешно работают над снижением шума от автомобилей и токсичности отработанных газов. Выпускаются машины с двигателями, работающими на сжиженном газе. Токсичность отработанных газов этих двигателей значительно ниже, чем у бензиновых. Предназначены такие автомобили для работы в черте Тольяттинских городов.

Скорости движения транспортных средств имеют очень большое значе­ние для обеспечения всё возрастающих объёмов перевозок грузов и пассажи­ров. Возрастание скоростей движения увеличивает пропускную способность улиц, способствует разгрузке их от транспортных потоков. Однако большое скопление машин и пешеходов не позволяет реализовать технические возмож­ности автомобилей по увеличению скорости.

Чтобы повысить скорость движения автомобилей, в городах совершенст­вуются дороги, строятся тоннели; подземные пешеходные переходы; потоки транспортных средств отводятся от жилых массивов; узкие улицы реконструи­руются, заменяются широкими магистралями.

Вопросами организации движения, его регулирования, контроля за точ­ным соблюдением правил дорожного движения в первую очередь занимается Государственная инспекция безопасности дорожного движения. В её составе действует специальная дорожно-патрульная служба, которая регулирует дви­жение транспортных средств и пешеходов на перекрёстках, патрулирует улицы и дороги. Госавтоинспекция присваивает гражданам квалификацию водителей по­сле успешно сданных экзаменов, проверяет техническое состояние транспорт­ных средств, организует пропаганду правил дорожного движения среди населе­ния, контролирует состояние улиц и дорог с целью обеспечения безопасности дорожного движения. На оживлённых магистралях организуются специальные посты ДПС, где вместе с сотрудниками ГИБДД несут патрульную службу об­щественные автоинспектора»

Обеспечение безопасности движения транспортных средств и пешеходов - общегосударственная задача. Ее решение зависит от многих условий, и вести эту работу должны не только взрослые (милиция и дружинники, педагоги и воспитатели), но и учащиеся.

Сейчас во многих школах, при клубах, домах детского творчества суще­ствуют отряды Юных инспекторов дорожного движения (ЮИД), а там, где их нет, они могут быть организованы при вашем участии.

ЮИДовцы участвуют в пропаганде правил дорожного движения в школе и по месту жительства, помогают младшим и престарелым в переходе улицы, следят, чтобы учащиеся не нарушали правил, с помощью учителя устраивают; игры по ПДД в младших классах и детских садах, оформляют кабинеты и угол­ки безопасности в школе, во внешкольных учреждениях, в детском саду, помогают в устройстве детской автоплощадки, проводят беседы, соревнования и викторины по ПДД, участвуют в районных (городских) слётах ЮИД и Всерос­сийском конкурсе «Безопасное колесо».




Урок 3. Правила дорожного движения и история их создания.

Цель урока: познакомить учащихся с историей создания ПДД, проверить знание действующих ПДД.

Оборудование: ПДД РФ.

Ход занятия:

Попытки ввести Правила езды по улицам и дорогам делались ещё тогда, когда безраздельно господствовали конные экипажи. В 1863 году в России был издан именной указ «сказанный разных чинов людям» царей Иоанна и Петр Алексеевичей: «Великим государям ведомо учинилось, - писалось в нём, - что многие учили ездить в санях на вожжах с бичами большими и, едучи по улице небрежно людей побивают». Указ категорически запрещал управление ло­шадьми с помощью вожжей. Тогда считали, что для того, чтобы кучер лучше видел дорогу, он должен управлять лошадью, сидя на ней верхом.

В 1730 году был издан новый указ: «Извозчикам и прочим всяких чинно ездить, имея лошадей взнузданными, со всяким опасением и осторожностью, смирно».

В 1742 году появился указ, в котором говорилось: «Ежели кто на лошади резво ездить будет; тех через полицейские команды ловить и лошадей отсылать на конюшню государыни».

В 1812 году были введены 'правила, которые устанавливали правостороннее движение, ограничение скорости, требование к техническому состоянию экипажей, введение им номерных знаков. Это были попытки организации движения экипажей. Систематических правил движения по дорогам тогда не было. Пешеходное движение было беспорядочным и неорганизованным. Когда появились паровые, а затем и бензиновые автомобили, последовали и новые попытки, как в России, так и за рубежом, обеспечить безопасность движения.

Некоторые из них у нас сейчас могут вызвать лишь улыбку. Так, и мер, в Англии впереди парового экипажа шёл человек с красным флагом и предупреждал встречных о приближении паровика, а заодно усмирял перепуганных извозчичьих лошадей. Во Франции скорость движения бензиновых автомобилей в населённых пунктах не должна была превышать скорости пешехода.

Германии владелец машины обязан был накануне заявить полиции, по какой роге поедет «бензиновая тележка». В ночное время езда на автомобиле вообще запрещалась. Если водителя в пути заставала ночь, он должен был остановиться и ждать утра.

В те времена автомобилей в России было очень мало, поэтому вопросы «безопасности ещё стояли не так остро. Но шли годы, увеличивалось количество автомобилей, мотоциклов, велосипедов, трамваев и других транспортных средств. Задача создания условий безопасности дорожного движения требовала своего решения.

В России уже в 1897 году городские думы Москвы и Петербурга уже рассматривали вопрос об установлении специальных правил для «автоматических экипажей», а три года спустя было утверждено «Обязательное постановление о «рядке пассажирского и грузового движения по городу С.-Петербургу на автомобилях». Этот документ состоял из 46 параграфов и устанавливал требования к водителям и автомобилям, порядок движения и правила стоянки. Так, разрешение на управление мог получить гражданин не моложе 21 года, грамотный и умеющий объясниться по-русски, при условии успешной сдачи экзамена вождению. Автомобили должны были быть зарегистрированы и иметь два мерных знака (спереди и сзади). Был предусмотрен ежегодный обязательный технический осмотр в период с 1 марта по 1 апреля. Предельная разрешённая скорость движения в Москве составляла 20 вёрст в час, а для автомобилей весом более 350 пудов - 12 вёрст в час. Параграф 41 этого постановления гласил: 'ели приближение автоматического экипажа будет вызывать беспокойство у лошадей, водитель должен убавить скорость и в случае надобности остановиться».

Первое упоминание о правилах движения мы находим в «Инструкции о пользовании автомобилями и мотоциклами и о порядке движения по г. Москве её окрестностям» в 1918 году. Два года спустя Правила движения были утверждены Декретом Совета Народных Комиссаров. Этот исторический документ положил начало развитию советского законодательства в области безопасности дорожного движения. Декрет включал основные требования к поведению водителей, а также правила регистрации и технического контроля механических транспортных средств. Была регламентирована скорость движения автомобилей: для легковых - 25 вёрст в час, для грузовых - 15 вёрст в час. При этом ночью скорость для всех автомобилей, кроме пожарных, ограничивалась ДО 10 вёрст в час.

Для облегчения движения стали применяться дорожные знаки, светофоры Н дорожная разметка. Первые 4 знака, указывающие на наличие опасности, с символами перекрёстка, железнодорожного переезда, извилистой дороги, не­ровностей на проезжей части были утверждены в 1909 году Парижской кон­венцией по автомобильному движению. Международная система дорожных таков дополнилась в 1926 году ещё двумя - «Неохраняемый железнодорож­ный переезд» и «Остановка обязательна». В 1931 году на очередной конферен­ции по дорожному движению в Женеве число знаков было увеличено до классифицированных по трём группам: предупреждающие, предписывающие указательные. Вспомнить, сколько групп знаков в настоящих правилах сколько знаков.

До второй мировой войны в различных странах мира действовали две новые системы дорожных знаков, одна из которых основана на применение символов, другая - на применении надписей. По окончании второй миро войны была предпринята попытка создать единую для всех стран мира систему дорожной сигнализации. В 1949 году в Женеве на очередной конференции по дорожному движению приняты Конвенция о дорожном движении и протокол о дорожных знаках.

Вплоть до 1940 года в нашей стране не было единых правил, и их разработка и утверждение относились к компетенции местных органов власти. 1940 году утвердили первые Типовые правила дорожного движения, на базе которых на местах стали создаваться более или менее единообразные правила.

Первые единые для всей страны Правила движения по улицам городов населённых пунктов и дорогам СССР введены в 1961 году (они базировались н конвенции 1949 года), затем были доработаны и просуществовали до1973 года потом их сменили Правила дорожного движения, основанные на конвенциях 1968 и 1971 годов. Со времени введения в 1973 году Правил в нашей стране произошли значительные изменения в практике организации дорожного движения, поэтому; они несколько раз претерпевали изменения и дополнения. Последние ПДД бы­ли введены в действие 1 июля 1994 года. Что же нового они несли?

Появилось предписание об обязательном применении ремней безопасно­сти и комплектации автомобилей аптечками и огнетушителями; обязанности пешеходов и водителей выделены в самостоятельные разделы. В один раздел объединены сигналы светофора и регулировщика, появился новый раздел «Приоритет маршрутных транспортных средств» "Преимущество (приоритет)" - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участниками движения, уточнены льготы для водите­лей-инвалидов; более детально регламентирован порядок движения транспорт­ных средств, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами; введены новые термины («Участник дорожного движения» "Участник дорожного движения" - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства, «Вы­нужденная остановка», «Недостаточная видимость» "Недостаточная видимость" - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки, «Тротуар» "Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном, «Пешеходный переход» "Пешеходный переход" - участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.16.1 и 5.16.2. и т.д.). Принципиально по-новому трактует­ся понятие «обгон». Теперь в качестве обгона рассматривается опережение транспортного средства, связанное с выездом с занимаемой полосы, а не только с выездом на встречную полосу.

Определённые изменения внесены в раздел «Скорость движения». В на­селённых пунктах для всех транспортных средств установлен единый предел скорости - 60 км/ч. Мотоциклистам разрешена скорость на дорогах вне насе­лённых пунктов 90 км/ч, включена норма скорости 110 км/ч на автомагистра­лях легковых, а также для грузовых автомобилей с разрешённой максимальной массой 3,5 т.

Стали более строгими требования к обеспечению безопасности при пере­возке людей в грузовых автомобилях. В приложение к Правилам вошёл пере­чень условий, касающихся технического состояния и комплектации, при кото­рых запрещается эксплуатация транспортных средств,

В оставшееся на уроке время повторить ПДД по вопросам предыдущих уроков, решить дорожные задачи или разобрать ДТП.




Урок 4. Перевозка грузов.

Цель урока: пользуясь ПДД, изучить правила перевозки грузов. Научить решать дорожные задачи.

Оборудование: плакаты по теме.

Ход занятия:

Самостоятельная работа.

Часть 1. Изучить раздел 23 ПДД, повторить раздел 24 и ответить на сле­дующие вопросы.

Какой груз по весу можно перевозить на транспортном средстве? Груз не должен превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.

Что должен сделать водитель, перевозящий груз, до начала движения? Обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.

При каких условиях допускается перевозка груза? Если груз не ограничи­вает обзор водителю; не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства; не закрывает внешние световые приборы и световоз­вращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой; не создаёт шума, не пылит, не за­грязняет дорогу и окружающую среду.

Что должен делать водитель, если размещение и состояние груза не удов­летворяет требованиям Правил? Обязан принять меры к устранению наруше­ний Правил либо прекратить дальнейшее движение.

Какой груз обозначают знаком «Крупногабаритный груз»? Выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня.

Как должен быть обозначен крупногабаритный груз в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости? Кроме знака «Крупногабаритный груз», фонарь или световозвращатели, спереди - белого цвета, сзади - красного.

Можно ли перевозить груз на велосипеде и мопеде? Можно, но при усло­вии, что груз не будет мешать управлению велосипедом или мопедом, высту­пать за его габариты (по длине и ширине) не более чем на 0,5 м. Ограничения в габаритах предметов, перевозимых на велосипеде (мопеде), связаны с тем, что он не занимает полностью полосу движения, а располагается у самого края проезжей части.

Поэтому большие габариты предметов увеличивают опасно наезда на велосипедиста проходящим транспортом, либо сам предмет может нанести повреждение пешеходу, находящемуся на тротуаре или обочине. Часть 2. Решение дорожных задач.



23. Перевозка грузов
23.1. Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.

23.2. Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.

23.3. Перевозка груза допускается при условии, что он:

не ограничивает водителю обзор;

не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;

не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;

не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.

Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение.



23.4. Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками "Крупногабаритный груз", а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета.

23.5. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями к транспортным средствам и правилами перевозки, установленными международными договорами Российской Федерации.



Урок 5. Предупредительные сигналы водителей.

Цель урока: дать понятие об осветительных приборах автомобилей и значении; показать значение предупредительных сигналов водителей как необ­ходимое условие безопасности дорожного движения.

Ход занятия:

На дороге мало хорошо видеть, не менее важно понимать и предвидеть, какой маневр (обгон, поворот, разворот, торможение) собирается предпринять другой водитель. Именно поэтому правила в обязательном порядке предписы­вают подавать сигналы предстоящего маневра, а инспектора ДПС строго следят за выполнением этого требования.

Рассмотрим ситуации, когда сигналы обязательны, и как их требования должны выполняться. Правила обязывают всех водителей, включая велосипе­дистов, перед любым маневром на дороге предупреждать об этом других уча­стников движения. У велосипеда световых сигналов нет, поэтому единственная возможность их подачи - только рука. Выполняемые сигналы должны быть не только своевременно поданы, но и понятны другим водителям. Если возникают сомнения - подавать сигнал ма­нёвра или нет, совет может быть только один - подать.

Другим важным правилом подачи предупредительных сигналов является их своевременное выполнение. У опытных водителей есть такое правило - сиг­нал о маневрировании должен подаваться за 5 сек. до начала его выполнения. А при плохой видимости это время увеличивается до 7-10 сек., так как велосипе­дисту не только затруднительно, но и опасно во время выполнения самого ма­нёвра подавать одной рукой ещё и сигнал, подача его должна быть прекращена непосредственно перед самым началом манёвра.

Подача сигнала не даёт водителю преимущества и не освобождает его от принятия необходимых мер предосторожности. Другими словами, подав сигнал маневра, необходимо ещё раз убедиться в том, что не являешься помехой дру­гому водителю.

Если бежишь по тротуару с оживлённым движением, обязательно стал­киваешься с идущими по пути или навстречу пешеходами. Автомобили на до­роге находятся в ещё худшем положении. Транспортные средства движутся с высокими скоростями, обладают значительной кинетической энергией, из-за чего их остановочный путь во много раз больше, чем у бегущего человека. По­этому все механические транспортные средства оборудуются световыми при­борами, Позволяющими заблаговременно предупредить других участников движения о своих намерениях повернуть налево, направо или остановиться. К внешним световым приборам относятся:



  • стоп-сигналы сзади машины;

  • габаритные огни спереди и сзади жёлтого или белого цвета;

  • световые указатели поворота: спереди жёлтого или белого цветов и сзади красного или жёлтого;

- противотуманные фары Жёлтого цвета спереди и противотуманные фонари красного цвета сзади;

  • фары ближнего и дальнего света - две спереди;

  • фонари заднего хода - сзади белого цвета;

  • фара-прожектор и фара-искатель на спецмашинах.

Понимать сигналы автомобилей обязан любой участник движения, в том числе пешеходы или велосипедисты.

«Язык» автомобилей достаточно прост, его легко понять. Рассмотрим ос­новные ситуации на дороге, когда транспортные средства подают предупреди­тельные сигналы.

Автомобиль остановился на неосвещаемом участке дороги, у него за­жглись габаритные или стояночные огни, обозначая его на проезжей части. Предупреждением, что идущий впереди автомобиль начинает тормозить или собирается остановиться, является включение фонарей красного цвета - стоп-сигналов. Они включаются автоматически, как только водитель начнёт нажимать на тормоза. Зажглись красные фонари на идущем впереди автобусе, сле­дующим за ним водителям тоже надо сбавить скорость или остановиться и столкновения не произойдёт. Автоматически включаются и фонари заднего вида.

Мигающие огни - это сигналы поворота и сигналы начала движения. Впереди используются указатели белого, а сзади красного или жёлтого цветов. Включённый левый указатель поворота говорит, что автомобиль будет повора­чивать налево или перестраиваться в левый ряд для опережения, обгона или выполнения маневра разворота. Включённый правый указатель поворота пре­дупреждает, что сейчас транспортное средство может повернуть направо, пере­строиться в правый ряд или остановиться. В случае неисправности указателя поворота автомобиля его водитель может показать направление движения ру­кой (как велосипедист).

А что означает, когда у приближающегося автомобиля начинает вклю­чаться и выключаться свет фар, в тёмное время суток: дальний свет фар пере­ключается на ближний? Так водитель предупреждает других участников дви­жения, чтобы они не предпринимали опасных манёвров. Например, при обгоне.

Пешеходы при переходе улицы должны внимательно следить за преду­предительными сигналами приближающихся транспортных средств.

Представьте себе, что сзади идущий автомобиль, догоняя вас, говорит че­ловеческим голосом: «Уступите дорогу» или «Внимание, будьте осторожны». Пока это фантазия некоторых конструкторов. Для предупреждения других уча­стников движения об опасности каждое транспортное средство снабжается звуковым сигналом. Но Правила разрешают их подачу лишь на загородных дорогах, а в населённых пунктах только для предупреждения дорожно-транспортного происшествия. Данное требование относится в той же мере и к велосипедистам, тем более что звуковой сигнал велосипеда, не имея большой силы, вряд ли будет услышан в салоне автомобиля. Звонок нужен лишь предупреждения других пешеходов или велосипедистов.

Почему в городах и населённых пунктах введено ограничение на подач звуковых сигналов? Вспомните кадры старых кинофильмов - хотя на улицах i мало транспорта, но какой неимоверный шум от резких, пронзительных клаксонов автомобилей! А это оказывает вредное влияние на здоровье людей. По этому и ввели ограничение на пользование звуковыми сигналами.

А как правильно нужно себя вести, если идущий сзади автомобиль пода звуковой сигнал? Его значение всегда однозначно - складывается опасная дорожная ситуация, а не просто «Я еду!» Обычно такой сигнал может быть подаваться если пешеход, ступая на проезжую часть, не смотрит в сторону движущегося автомобиля, или велосипедист занимает всю правую полосу движения. В таких ситуациях не надо пугаться и совершать необдуманные, поспешные действия. Нужно отказаться от планируемых манёвров. Пешеход должен воздержаться i перехода через дорогу, а велосипедист - вновь приблизиться к тротуару. При наличии обочины он, по возможности, должен съехать на неё и остановиться.Ведь неслучайно у водителей самым опасным велосипедистом считается тот кто либо пугается сигнала, либо никак на него не реагирует.

Контрольные вопросы.

Для чего транспортные средства оборудуются внешними световыми приборами?

Какие внешние световые приборы вы знаете? Их значение? Зачем нужен стоп-сигнал на автомобиле? Как велосипедист подаёт стоп-сигнал? Когда водитель применяет звуковой сигнал? Какие «ловушки» подстерегают пешехода, невнимательно следившего за предупредительными сигналами водителей?

Урок 6. Движение в тёмное время суток.

Цель урока: объяснить все возможные опасности при движении пешехо­дов, велосипедистов и автомобилей в тёмное время суток. Научить решать дорожные задачи.

Оборудование: плакаты.

Ход занятия:

Видеть и быть видимым - два самых важных принципа для того, кто идёт и едет по дороге в тёмное время суток. В этот период времени у пешеходов, водителей и велосипедистов риск погибнуть в дорожных трагедиях увеличивается в 10 раз, по сравнению со светлым временем. Ночная дорога опасна и полна неожиданностей. Малое количество автомобилей и пешеходов расхолаживает и располагает к быстрой езде. Главная же опасность ночной дороги - ограничен­ная видимость.



«Недостаточная видимость» - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки

Движение пешеходов в. тёмное время суток регламентируется теми же правилами, что и в светлое время (вспомнить): в населённых пунктах только по тротуарам и пешеходным дорожкам, за городом - по обочине, навстречу дви­жению, по возможности имея на одежде светоотражающий элемент. Переход через дорогу должен осуществляться по правилам и с особой осторожностью. Пропустив машину, не надо сразу двигаться вперёд, так как можно не заметить, % что грузовой или легковой автомобиль тянет за собой прицеп.

Допускается движение организованных пеших колонн (кроме детей) по проезжей части в тёмное время суток, но только когда сопровождающие с ле­вой стороны имеют включённые фонари спереди - белого цвета, сзади - крас­ного.

Для велосипедиста ночь - самая неблагоприятная пора. Малые габариты велосипеда, неяркая окраска делают его малозаметным на дороге. Если езда по городским освещенным улицам ещё как-то терпима, то за городом, где нет ста­ционарного освещения, ехать становится просто опасно. Неслучайно поэтому Правила обязывают велосипедиста включить спереди фару белого цвета, а сза­ди - фонарь красного цвета (или красный светоотражатель). Все остальные правила движения по ночной дороге формулируются так:



  • приборы освещения должны быть в исправном состоянии и их поверх­ность не загрязнена;

  • скорость движения велосипеда должна быть такой, чтобы затормозить в пределах видимости;

  • любая остановка или стоянка на неосвещённом участке дороги должна быть только за пределами проезжей части;

  • велосипедисты должны надевать по возможности одежду светлых тонов и прикреплять к ней светоотражающие элементы.

Контрольные вопросы.

Как следует двигаться организованной пешей колонной в тёмное время


суток?

Что такое ослепление и какого избежать? Что должен сделать водитель при ослеплении?

Какие вы знаете правила движения велосипедистов в тёмное время суток? Что означает термин «Недостаточная видимость»? Как должны вести себя пешеходы в тёмное время суток?
"Темное время суток" - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

на всех механических транспортных средствах и мопедах - фары дальнего или ближнего света, на велосипедах - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии);

на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах - габаритные огни.

19.2. Дальний свет должен быть переключен на ближний;

в населенных пунктах, если дорога освещена;

при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;

в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.



При ослеплении водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

19.3. При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

19.4. Противотуманные фары могут использоваться:

в условиях недостаточной видимости как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар;

в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;

вместо ближнего света фар в условиях, предусмотренных пунктом 19.5 Правил.



19.5. При движении в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства ближний свет фар должен быть включен:

на мотоциклах и мопедах;

при движении в организованной транспортной колонне;

на маршрутных транспортных средствах, движущихся по специально выделенной полосе навстречу основному потоку движения;

при организованной перевозке групп детей;

при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;

при буксировке механических транспортных средств (на буксирующем транспортном средстве);

при движении вне населенных пунктов.



19.6. Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. В населенных пунктах пользоваться такими фарами могут только водители транспортных средств, оборудованных в установленном порядке проблесковыми маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами, при выполнении неотложного служебного задания.

19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.

19.8. Опознавательный знак "Автопоезд" должен быть включен при движении автопоезда, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, и на время его остановки или стоянки.

19.9. Проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета должен быть включен на транспортных средствах, выполняющих строительные, ремонтные или уборочные работы на дороге при погрузке и транспортировке поврежденных, неисправных, а также иных транспортных средств в предусмотренных законом случаях, а также на транспортных средствах при перевозке тяжеловесных, крупногабаритных или опасных грузов в случаях, предусмотренных правилами перевозки этих грузов.

19.10. Звуковые сигналы могут применяться только:

для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов;

в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

19.11. Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала (или совместно с ним) может подаваться световой сигнал, который представляет собой в светлое время суток - периодическое кратковременное включение и выключение света фар, а в темное время суток - многократное переключение фар с ближнего на дальний свет.

Урок 7. Влияние погодных условий на безопасность дорожного дви­жения.

Цель урока: объяснить опасность движения на скользкой дороге в туман, дождь и грозу. Закрепить знания о дорожных знаках, предупреждающих о подобной опасности.

Оборудование: плакаты по теме.

Ход занятия:

Что означает термин «Недостаточная видимость»?



«Недостаточная видимость» - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки

Видимость на дороге играет важную роль в безопасности дорожного движения, так как более 90% информации, необходимой для управления велосипедом, человек получает через зрение. Туман - серьёзное препятствие обеспечения видимости. В европейской части страны в течение года насчитывается около 40 туманных дней. Из-за плохой видимости случается 1-1,5% все дорожных происшествий. Самый частый вид аварий в этих условиях - подобные столкновения транспортных средств. Причина в том, что туман, кроме ухудшения общей видимости на дороге, существенно снижает истинные расстояния и скорость движения транспорта. Так, дистанция до встречного автомобиля в тумане кажется больше, а скорость его меньше, чем на самом деле при длительной поездке в тумане устают глаза, снижается острота зрения. Е коварство проявляется и в том, что он способен изменять цвета. Так, жёлтый сигнал светофора кажется красным, а зелёный - жёлтым.

Всегда надо быть готовым остановить транспортное средство в пределах видимости; не выезжать на середину дороги, держаться как можно ближе краю проезжей части; избегать перестроений, опережений и обгонов. Таки действия в тумане опасны вдвойне. Если туман сгустился настолько, что види­мость стала менее 10м, то поездку необходимо прервать и сделать остановку.

Какой знак предупреждает о данной опасности? «Прочие опасно­сти!» предупреждает, что на лежащем впереди участке дороги могут поджидать различные опасности: часто образуется туман, рядом с дорогой крутой обрыв и т.д.

Какие световые приборы должны быть включены на транспортном сред­стве в условиях тумана?

Когда дорога становится скользкой, это сразу делает дорогу опасной. Значительно возрастает тормозной путь, любые резкие повороты руля или тор­можение могут привести к заносу автомобиля, а велосипедиста - даже к паде­нию. Вероятность оказаться в дорожном происшествии в 1,5 раза выше, чем на сухой дороге.

Скользкой считается дорога с низким коэффициентом сцепления колеса с покрытием. Величина эта зависит от многих факторов, например, от состояния дорожного покрытия, степени изношенности рисунка протектора шин и т.д. Так, для мокрого покрытия она в 2 раза меньше, чем для сухого. В то же время длина тормозного пути изменяется пропорционально величине данного коэф­фициента.

Какой знак предупреждает водителя: впереди - скользкий участок доро­ги? 1.15. «Скользкая дорога». Вне населённых пунктов устанавливается на рас­стоянии 150-300 м, а в населённых - за 50-100 м до начала опасного участка.

Из-за чего дорога может быть скользкой? Наиболее частая причина - Мокрая проезжая часть от прошедшего дождя или таяния снега. Водяная плёнка резко уменьшает контакт колеса с поверхностью дороги. Спутник мокрой про­езжей части - грязь. Она обычно разносится колёсами автомобилей на дорогу со строек, с полей и просёлков. Ещё одна причина - свежеуложенный асфальт. Выступивший на поверхность битум является той смазкой, которая ведёт себя так же, как плёнка воды или слой грязи. Иногда проходит несколько недель, пока этот вяжущий слой стирается колёсами.

Какие правила безопасной езды велосипедисту нужно соблюдать на скользкой дороге? Их несколько:

- скорость движения должна быть выбрана с учётом возможности вовре­мя остановиться в случае неожиданно возникшей опасности;


  • избегать резких торможений и поворотов руля;

  • действия должны быть плавными, а сама езда - равномерной;

- при заносе, возникшем во время движения на высокой скорости, необ­ходимо руль велосипеда повернуть на некоторый угол в сторону заноса и, как только занос прекратится, вновь вернуться к прямолинейному движению. В средней полосе дождь идёт каждый второй-третий день в году. В такой ситуации резко ухудшается видимость, увеличивается тормозной путь, появляются другие негативные факторы. Если едешь в городе или населённом пункте, то можно переждать ненастье. Но порой случается, что ехать надо. Наиболее опасным считается самый начальный период дождя. Первые его капли, смешиваясь с пылью, грязью, масляными каплями, образуют на поверхности дороги
тонкий слой плёнки - грязевой смеси, из-за чего сцепление колёс с дорогой резко уменьшается. Проходит не одна минута, прежде чем дождь смоет пыль и
грязь с поверхности дороги и коэффициент сцепления покрытия несколько повысится. Но и тогда велосипедиста подстерегает много опасностей. Одна из них - вода, попадая на тормозную накладку ручного тормоза, значительно снижает
его эффективность. Поэтому после проезда луж необходимо подсушить накладку, слегка притормаживая ручным тормозом на прямолинейном участке дороги.

Лужи - ещё одна опасность. Конечно, самое лучшее - объехать их по проезжей части или обочине, если этим не помешать транспорту и пешеходам. Но если выбора нет, то следует ехать с такой минимальной скоростью, при ко­торой возможно преодолеть сопротивление воды и не обрызгать пешеходов.

Самая опасная спутница дождя - гроза. Можно ли ехать на велосипеде в грозу? Практика показывает, что вероятность попадания молнии в велосипеди­ста очень мала — опасность такая же, как и для пешехода на открытой местно­сти. Но всё же лучше не рисковать и переждать грозу в каком-нибудь укрытии, ведь продолжительность её всегда меньше дождя.

Какие опасности подстерегают зимой? Их много. Но самые серьёзные - это образование колеи и сужение дороги из-за неубранного обычно снега у края проезжей части, а также значительное снижение сцепных качеств колеса с до­рогой. Вероятность аварии зимой в 3-4 раза выше, чем летом. Снежный накат или гололёд - серьёзное препятствие для транспорта, повышается вероятность «юза», и, самое главное, непредсказуемо увеличивается тормозной путь. Вот почему основными правилами движения по зимней дороге должна быть уме­ренная скорость, осторожность в выполнении манёвров, соблюдение безопас­ных боковых интервалов с другими транспортными средствами, отказ от резких торможений.

Основное правило для пешеходов в условиях тумана, дождя, гололёда -осторожность и ещё раз осторожность.

Урок 8. Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами.

Цель урока: Объяснить значение различных специальных сигналов, нау­чить пользоваться ими.

Оборудование: плакаты по теме.

Ход занятия:

Самостоятельная работа.

1. Отве­тить на вопросы:

Водители каких транспортных средств могут отступать от требований сигнала светофора? Оперативных и специальных служб с включённым про­блесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание: проведение спасательных работ, ликвидация пожаров, стихийных бедствий, оказание скорой медицинской помощи, доставка работников милиции к месту происшествия, сопровождение колонн автобусов.

Могут ли водители транспортных средств с проблесковым маячком сине­го цвета отступать от требований регулировщика? Нет.

Маячок какого цвета может быть дополнительно включён к проблеско­вому маячку синего цвета? Красного.

В каком случае водитель транспортных средств со специальным сигна­лом - маячком синего цвета - может воспользоваться приоритетом? Только ес­ли он включён.

Что обязан сделать водитель при приближении транспортных средств с включённым проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом? Уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда этих и сопровождаемых ими других транспортных средств, на которых должен быть включён ближний свет фар; Приближаясь к стоящему транспортному средству

включённым проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность остановиться в случае необходимости.-

Как должен вести себя пешеход, услышав н увидев специальный сигнал? освободить проезжую часть улицы или дороги и не сходить с тротуара, пока не едет специальная машина. Если движется колонна автомобилей, сопровождаемая автомобилем со специальным сигналом, то следует дождаться, когда эта колонна автомобилей проедет и только тогда переходить проезжую часть.

Могут ли водители транспортных средств с проблесковым маячком оранжевого или жёлтого цвета отступать от требований дорожных знаков и разметки? Могут при выполнении строительных, уборочных или ремонтных работ на дороге, но при условии обеспечения безопасности движения. Другие водители не должны препятствовать их работе.



Даёт ли преимущество в движении проблесковый маячок оранжевого или жёлтого цвета? Не даёт, а только служит для предупреждения других участни­ков движения об опасности.

  1. Решение дорожных задач.

Урок 9. Контрольная работа (экзамен) по правилам дорожного дви­жения.

Цель урока: проверить знания, полученные по всему курсу правил до­рожного движения.

Рекомендации к проведению урока.

Можно предложить учащимся письменную работу по вопросам и прове­рить полученные знания по практике.

  • Оборудование
  • Урок 2. История автомототранспорта и принимаемые меры по обес­печению безопасности дорожного движения. Цель урока
  • Урок 3.
  • "Преимущество (приоритет)"
  • "Участник дорожного движения"
  • "Недостаточная видимость"
  • Урок 4 . Перевозка грузов. Цель урока
  • Ход занятия: Самостоятельная работа.
  • 23. Перевозка грузов 23.1.
  • 23.2.
  • Урок 5. Предупредительные сигналы водителей. Цель урока
  • Урок 6.
  • «Недостаточная видимость»
  • "Темное время суток"
  • При ослеплении водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться. 19.3.
  • 19.7.
  • Урок 7 . Влияние погодных условий на безопасность дорожного дви­жения. Цель урока
  • Урок 8 . Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами. Цель урока
  • Урок 9 . Контрольная работа (экзамен) по правилам дорожного дви­жения. Цель урока
  • Рекомендации к проведению урока.