Задача сохранения и укрепления здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы является первостепенной в образовательном процессе

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Задача сохранения и укрепления здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы является первостепенной в образовательном процессе

Скачать 348,72 Kb.


страница1/2
Дата29.09.2018
Размер348,72 Kb.
ТипЗадача

Скачать 348,72 Kb.

  1   2
Здоровьеориентированная общеобразовательная школа
Веткова Надежда Александровна,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Рязани, директор
В приоритетных национальных проектах «Образование», «Здоровье», в долгосрочной программе по формированию здорового образа жизни «Здоровая Россия», в «Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации» целевая направленность современной школы связана не только с формированием ключевых компетенций выпускника, но и с проблемами сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни. Задача сохранения и укрепления здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы является первостепенной в образовательном процессе.

Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Эти факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение в здоровье. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.

Актуальная задача школы – сделать образование безвредным для здоровья учащихся из-за бурного развития информационных технологий, интенсифицирующих учебный процесс, и учебных нагрузок.

В ходе исследования социального заказа учащихся, родителей и местного сообщества на потребность формирования комплекса образовательных услуг, предоставляемых школой, проводился опрос. Приоритетными потребностями стали:

- потребности обучающихся: создание в школе комфортных условий для обучения;

- ожидания родителей: безопасность, здоровье, комфортность;

- потребности местного сообщества: сохранение и укрепление здоровья.

Исходя из диагностических данных о потребностях родителей и учащихся в образовательных услугах, педагогический коллектив школы выбрал модель школы – «Школа, содействующая здоровью», которая способна удовлетворить образовательные потребности всех субъектов образовательного процесса, т.к. образование является частью культуры нашей жизни и нашего здоровья.

Отношение к проблемам здоровьесберегающего подхода различных участников образовательного процесса исследуются в нашей школе более десяти лет. Педагогический коллектив один из первых в Рязанской области стал разрабатывать систему работы школы по формированию здорового образа жизни (опыт работы школы в этом направлении обобщен на региональном и федеральном уровнях).

Приоритетным направлением деятельности педагогического коллектива школы стало сохранение и укрепление здоровья учащихся, поэтому содержание и организация образования учащихся ориентированы на обучение и воспитание детей с учетом их индивидуального физического здоровья. Одновременно с образованием решаются задачи по оздоровлению детей, профилактике заболеваний, проблемы социальной адаптации и интеграции молодого поколения в современное общество.

Мы поняли, что одна из причин пассивного отношения человека к своему здоровью – недостаточный уровень объективной системы знаний о здоровье, поэтому тезис «Здоровье – через образование!» заслуживает серьезного осмысления и превращения его в доступную всем систему знаний о здоровье.

Для формирования культуры здоровья, для решения возникших проблем в нашем учебном заведении мною и командой администраторов разработана программа развития «Школа, содействующая здоровью». Её основная цель – обеспечить педагогов, учащихся, родителей необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье. Наше кредо: компетентный учитель – здоровый ученик.

Школьная модель является идеальным каналом для содействия здоровью. Опыт, накопленный школой, показал, что идея содействия здоровью проникает во все аспекты школьной жизни. Целостный подход к пониманию здоровья в школе привел к серьезным изменениям. Подготовка педагогов – одна из главных задач создания здоровьеориентированного образования в школе. Помогает в этом направлении постоянно действующий педагогический семинар по программе «Профессиональная деятельность и здоровье учителя». Актуальность этой программы заключается в новом подходе к теории, практике и организации сохранения здоровья педагога, от которого в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения. В программе рассматриваются вопросы оздоровления педагогов средствами физической культуры и восстановления здоровья средствами психологического воздействия; используются различные формы занятий: лекции. Коррекционные беседы, психодиагностика, релаксационные упражнения, тренинги. Занятия проводят специалисты: психологи, врачи, социологи, тренеры. В результате обучения педагоги защищают рефераты по темам семинара.

Классные руководители нашей школы – активные участники реализации программы развития «Школа, содействующая здоровью». В качестве ведущей задачи в деятельности классного руководителя школы стало формирование навыков здорового образа жизни, системное противодействие информации, наносящей вред здоровью, нравственному и физическому развитию детей. Основными направлениями в их деятельности по сохранению и укреплению здоровья стали учебно-воспитательная работа, диагностическая работа, профилактическая работа, коррекционная работа. С целью повышения квалификации классных руководителей в школе организованы семинары «Здоровье ученика – в руках учителя», «Использование биомеханического «Тренажёра Агашина» в учебно-воспитательном процессе».

Успешно решив проблему повышения уровня профессионального мастерства педагогов и их владения современными педагогическими здоровьесберегающими технологиями (12 учителей прошли ещё дополнительную подготовку на школах-семинарах Института возрастной физиологии РАО (г. Москва) и других вузов страны), в ходе реализации программы развития администрация школы предприняла следующие управленческие шаги: усовершенствовано ресурсное (материально-техническое, кадровое, научно-методическое) обеспечение воспитательно-образовательного процесса: в школьный Центр медико-психологической реабилитации подростков и в школьный Центр содействия укреплению здоровья приглашены специалисты: детский врач-психиатр ГОУ «РОПНД», логопед-дефектолог, врач-стоматолог, медицинская сестра; заместитель директора по учебной работе, курирующий оздоровительную работу; в штатное расписание школы введены дополнительные ставки: инструкторов по физической культуре, педагогов дополнительного образования; создан мини-тренажёрный зал для учащихся начальных классов; повысился уровень квалификации педагогических кадров школы и возросла творческая активность педагогов; пополнился библиотечный фонд.

В нашей школе интересно каждому ребенку. Из 770 учащихся 52% - школьники из микрорайонов других школ; школьники – участники и призёры городских и областных олимпиад и конкурсов различных уровней: 93 учащихся – победители интеллектуальных конкурсов; 285 человек – победители всероссийских, региональных, муниципальных проектов, конкурсов, смотров; 71% учащихся охвачены дополнительным образованием в школе; творческие коллективы Театра песни «Все звезды» и драматического театра «Синяя птица» - победители международных, всероссийских, региональных конкурсов, фестивалей; гордость школы – морской поисковый клуб «Гардемарины» - член Морской молодежной Лиги.

Реализации поставленной цели помогают новые структурные подразделения: совет по внедрению инновационных технологий; информационный совет; тьюторский совет; совет родителей по экспертизе инновационных технологий.

Создание новых структурных подразделений службы здоровья – одно из важных управленческих решений в создании модели «Школа, содействующая здоровью»:


  • центр медико-психологической реабилитации подростков (2000);

  • совет инструкторов физической культуры старшеклассников (2001);

  • спортсовет «Будь здоров!» (2002);

  • центр содействия укреплению здоровья (2006);

  • общественный совет «Спутник здоровья» (2006);

  • консультационный пункт врачей-специалимстов – родителей учащихся (2007);

  • консультационно-методический центр по самооздоровлению организма (2007).

Обновление содержания образования школы мы видим в здоровьеориентированном образовании, направленном на целостное развитие школьника.

После систематического тренинга учителей по вопросам формирования культуры здоровья в процессе по созданию здоровьесберегающей системы были вовлечены педагоги-лидеры, которые, основываясь на научные знания, выделили основное направление в своей самообразовательной деятельности – это научно-исследовательская работа по формированию здорового образа жизни участников образовательного процесса (опыт данной работы был представлен на городской методической выставке-презентации «Профессиональное партнёрство – ресурс развития муниципальной системы образования» (2006 г.) и опубликован в сборнике «Организация научно-исследовательской работы педагогов по формированию здорового образа жизни» (Рязань, 2007).



Научно-исследовательская работа организована по следующим видам деятельности:

1) сотрудничество с вузами с целью научного руководства в создании школьных проектов, программ, научно-практического консультирования, рецензирования научно-исследовательских работ педагогов, организации семинаров-практикумов;

2) использование творческого потенциала учителей (разработка и реализация авторских программ, школьных проектов, технологий, методик; организация временных исследовательских микрогрупп, мастер-классов; презентация опыта работы педагогов);

3) деятельность научного общества учащихся (НОУ) (составление детских проектов; подготовка рефератов; организация работы лекторских групп; участие в научно-практических конференциях).

Сегодня педагоги и школьники активно участвуют в научно-практических конференциях вузов страны, всероссийских форумах, конкурсах, имеют публикации исследовательских работ по проблемам ЗОЖ.

Школа, где берегут самое основное – здоровье подрастающего поколения, сотрудничает и воплощает в жизнь творческие проекты с Рязанским государственным университетом имени С.А.Есенина, Рязанским государственным медицинским университетом имени академика И.П.Павлова. Год от года расширяются координационные связи школы: организовано сотрудничество на основе договора с Институтом возрастной физиологии РАО (г.Москва), с ФГУ «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки РФ, с Российским государственным университетом физической культуры, спорта и туризма (г.Москва), министерством здравоохранения г. Рязани, ООО «Центр медицинской профилактики “Истоки здоровья” (г.Рязань), кабинетом здорового образа жизни РОККД.



Одним из основных результатов научно-исследовательской работы педагогов по формированию здорового образа жизни является обновление содержания образования:

  • под непосредственным руководством ученых города разработаны и успешно реализованы школьные проекты:

школьный проект «Колесо здоровья» (1-4 кл.). Автор проекта – Зинкина С.Ю., руководитель МО учителей начальных классов; научный руководитель проекта – Вискова В.И., кандидат биологических наук, доцент РГУ им. С.А.Есенина;

школьный проект «Мой радужный мир» (5-11 кл.). Автор проекта – Волкова С.В., педагог-психолог школы; научный руководитель проекта – Горохова Е.Н., кандидат психологических наук, доцент РГУ им. С.А.Есенина;

школьный проект «Безопасность и здоровье» (1-11 кл.). Автор проекта – Стрельцова О.И., зам. директора по воспитательной работе; научный руководитель проекта – Аджиева Е.М., кандидат педагогических наук, доцент РГУ им. С.А.Есенина;

  • изменён учебный план: введены новые курсы, носящие здоровьесберегающий характер, разработанные учителями школы под руководством ученых города:

    • учебные предметы: «Основы здоровья» (1-4 кл.); «Основы здорового образа жизни и профилактика употребления психоактивных веществ» (9-е кл.); «Конфликтология» (10-11 кл.); третий час физической культуры – «Плавание» (2-е кл.); «Лечебная физкультура» (3-4 кл.); «Оздоровление позвоночника и суставов» (5-7 кл.); «Волейбол» (8, 10-е кл.);

    • факультативные занятия по темам: «основы гигиены подростков» (7-8 кл.); «Здоровье и химия» (10-е кл.)»Здоровый образ жизни» (11-е кл.);

    • групповые занятия: «Психогимнастика» (5-6 кл.); «Основы рационального питания» (6-е кл.);

  • внедрён механизм управления оздоровительной работой в школе с учетом местных условий;

  • создан учебно-методический комплекс по пропаганде здорового образа жизни:

    • выделены по всем предметам разделы программ, способствующие формированию здорового образа жизни;

    • сформирован информационно-аналитический блок;

    • используется специальная учебно-методическая литература и оборудование во время проведения занятий по вопросам ЗОЖ;

    • членами администрации разработан и апробирован журнал «Сведения о функциональных отклонениях у учащихся 1-11-х классов» с соответствующими медицинскими рекомендациями в учебно-воспитательном процессе школы;

    • составлены сборники диктантов по русскому языку «Расти здоровым!» (для учащихся 1-4-х кл.), «Твоё здоровье – богатство страны!» (для учащихся 5-11-х кл.), по английскому языку (для учащихся 5-11 кл.);

    • разработаны методические рекомендации по проведению мониторинга резерва здоровья учащихся с использованием ИКТ.

Обновление содержания образования заставило внести изменения в действующие локальные акты школы (в 2008 г. 24 программы дополнительного образования прошли лицензирование и школе была выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности по программам дополнительного образования). Принят ряд новых документов:

- «Положение о единых требованиях по организации оздоровительной работы в школе»;

- «Положение о мониторинговой деятельности по контролю сохранения и развития здоровья учащихся»;

- «Положение о внутришкольном контроле по вопросам ЗОЖ»;

- «Положение и функциональные обязанности заместителя директора, курирующего оздоровительную деятельность»;

- «Положение о центре медико-психологической реабилитации подростков»;

- «Положение о центре содействия укреплению здоровья»;

- «Положение о консультационном пункте врачей-специалоистов – родителей учащихся»;

- «Положение о спортивно-интеллектуальной игре «Всё о здоровье»;

- «Положение о школьном конкурсе «Спортсмен года»;

- «Положение о проведении Дня здоровья».

Палитра формирования культуры здоровья во внеурочной деятельности разнообразна. Хотелось бы привести ряд фрагментов. В практику работы школы вошли такие спортивно-оздоровительные мероприятия, как:


  • ежедневная утренняя зарядка, подвижные перемены;

  • витаминотерапия, кислородный коктейль;

  • Неделя здоровья, Дни здоровья;

  • спортивно-интеллектуальные игры «Всё о здоровье», «Это страшное слово: пожар!»; спортивно-интеллектуальный марафон «Здоровые дети – здоровая страна»;

  • школьная спартакиада, военно-спортивная игра «Зарница»;

  • спортивные праздники в микрорайоне «Богатырская наша сила», «Масленица», «Весёлые старты»;

  • конкурсы «Спортсмен года», «Зимние игры на свежем воздухе»;

  • туристические слёты, походы по родному краю;

  • рыцарский турнир «Да, рыцари! Да, мушкетёры!».

В школе эффективно организован динамический режим: во время перемен школьники играют в лапту, городки, теннис, волейбол. С целью улучшения самочувствия и профилактики различных заболеваний на физкультпаузах, занятиях ОФК, утренней гимнастике используется биомеханический «Тренажёр Агашина», который приобретен с помощью спонсоров в количестве 200 штук для учеников начальных классов.

После уроков учащиеся с удовольствием занимаются в туристическом клубе «Рассвет», драматическом театре «Синяя птица», театре песни «Все звёзды», секциях волейбола, баскетбола и тенниса.

Взаимодействию родительского и педагогического сообщества способствуют занятия родительских университетов «Пусть ребенок растет здоровым» (1-4 кл.) и «Учимся беречь здоровье» (5-7 кл.), задачи которых – формирование у родителей учащихся ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих детей, осознание важности физического воспитания.

Программы родительских университетов охватывают весьма широкий круг вопросов: значение режима дня в жизни школьника, рационального питания, взаимоотношений в семье, стилей и методов воспитания, закаливания детей и многое другое. Занятия проводят учителя, психологи, социологи, медицинские работники. Практикум предполагает использование различных форм, таких, как круглый стол, конкурсы, интеллектуальные игры, тесты, просмотр и обсуждение кинофильмов, ролевые игры, составление различных программ, памяток, способствующих формированию культуры здоровья и позволяющих объединить усилия всех участников образовательного процесса, сделать родителей союзниками.

По итогам учебного года проводится общешкольная конференция педагогов, родителей, учащихся на тему «Этому мы можем научить…» (обмен опытом семейного воспитания, защита рефератов, выпуск стенгазет, брошюр, памяток).

Выбранное нами направление дает положительные результаты. По данным нашего опроса 82% учащихся идет в школу с хорошим настроением; находят эмоциональную поддержку и помощь 71,3% подростков, им помогают приобрести душевное равновесие друзья и приятели (75,3%), классные руководители (64,1%), родители (48,3%), учителя (58%), домашние животные (41,1%). Наше кредо: «Здоровый родитель, здоровый учитель – здоровый ученик».

Педколлективом разработаны новые подходы и формы, способствующие вовлечению родителей в здоровьеориентированное пространство школы.

Родители учащихся – это



  • управленцы (Совет школы, школьный Центр содействия укреплению здоровья, школьный Центр медико-психологической реабилитации подростков, Совет родителей по экспертизе инновационных технологий, Совет профилактики правонарушений);

  • консультанты (консультационный пункт врачей-специалистов – родителей учащихся школы; консультации специалистов – родителей учащихся – работников ГИБДД, МЧС; «Интервью по Вашей просьбе…» (опыт семейного воспитания); «Знакомьтесь: семья…»; спортивный семейный досуг);




  • инициаторы (публицистическое обозрение «Мода сезона – здоровье»; Трибуна общественного мнения на темы: «Конфликтные ситуации в семьях… Как их разрешить?», «У нас – семейные Дни здоровья… А у Вас?»; конкурс сочинений «Воскресный день в семье моей»; конкурс плакатов семьи «Да!», «Нет!»; лекторская группа «За здоровый образ жизни!»; телефон доверия);

  • участники (научно-практическая конференция по вопросам ЗОЖ (рефераты, доклады); родительские университеты «Пусть ребенок растет здоровым» (1-4 кл.) и «Учимся беречь здоровье» (5-7 кл.); Клубы семейного общения; группы здоровья (по использованию методики В.М.Гомозова «Оздоровление позвоночника и суставов»; спортивный фестиваль «Мама, папа, я – спортивная семья»; социологические исследования; спортивно-интеллектуальная игра «Всё о здоровье»);

  • организаторы (спортивные секции: настольный теннис, волейбол, футбол, ритмика, аэробика, шахматы; выпуск санбюллетеней; электронные семейные презентации; социальные мини-проекты: «Фотолетопись семьи», «Цветы на подоконнике»; акции «Мы выьираем здоровье…»; туристические слёты; походы по родному краю).

В школе под руководством ученых Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина проводилось исследование эффективности и практического применения методики инструктора по физической культуре В.М.Гомозова «Оздоровление позвоночника и суставов», позволяющей улучшить энергетику организма с помощью специальных психофизиологических и дыхательных упражнений. Занятия с учащимися, работниками школы, родителями, с жителями микрорайона проводит автор.

В рамках научно-исследовательской работы разработана система показателей для проведения оценки и анализа результатов занятий оздоровительной физической культуры (ОФК) по методике В.М.Гомозова «Оздоровление позвоночника и суставов».

В школе проведены исследования по системе показателей оценки состояния опорно-двигательного аппарата у учащихся и педагогов. Результаты научно-исследовательской работы опубликованы в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции «Физическое воспитание населения – реалии, проблемы и перспективы» (г.Рязань, 2007). Выпущено методическое пособие инструктора по физической культуре В.М.Гомозова «Оздоровление позвоночника и суставов» (г.Рязань, 2007).

Занятия, проводимые с учителями и учениками в школе, эффективны не только в плане устранения отдельных нарушений в работе опорно-двигательного аппарата, но и обретения чувства внутреннего успокоения, расслабления, отдыха, общего позитивного эмоционального настроя.

Педагоги школы уверены, что методику «Оздоровление позвоночника и суставов» необходимо использовать в качестве основы оздоровительной физической культуры для проведения третьего урока физической культуры, групп здоровья для учителей и родителей, утренней зарядки, физкультпауз во время проведения уроков, выполнения домашнего задания.

В результате работы научно-исследовательской группы (ученые РГУ им. С.А.Есенина, педагоги МОУ «Средняя школа № 19» г. Рязани по исследованию эффективности практического применения методики оздоровления позвоночника и суставов в школе действуют семинары с учителями школ г. Рязани по использованию новых здоровьеукрепляющих методик, открыт консультационно-методический центр по использованию данной методики и рекомендаций по защите организма от возникновения простудных заболеваний (консультации проводит автор методики В.М.Гомозов), организованы занятия группы здоровья «Надежда» (для педагогов школы) и клуба здоровья «Мечта» (для жителей микрорайона). Данная методика используется во многих образовательных учреждениях города и области.

Мы уверены, если в школе, содействующей здоровью, обновленный образовательный процесс строится на идеях укрепления здоровья детей, профилактики заболеваемости, рефлексивного управления и воспитания здорового образа жизни всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся и их родителей), то обеспечивается улучшение следующих показателей:


  • отношения к своему здоровью;

  • объективных статистических медицинских показателей (стабилизация, а не ухудшение здоровья);

  • степени сформированности здорового образа жизни в семье;

  • повышения мотивации учения, а следовательно, улучшения результатов всего образовательного процесса.

В школе разработана и внедрена система мониторинговой деятельности по контролю сохранения и развития здоровья учащихся:

  • мониторинг функциональных резервов здоровья школьников и основных факторов образа жизни, влияющих на состояние обучающихся;

  • мониторинг физической подготовленности учащихся;

  • комплексный мониторинг, позволяющий выявить различные отклонения в функционировании ряда систем организма или в нарушении психического здоровья ребенка.

Результаты мониторинговых исследований позволяют выделить параметры имеющегося состояния здоровья учащихся, наметить пути по сохранению и укреплению их здоровья, а также наряду с анализом успеваемости определить эффективность разных форм обучения. Это помогает скорректировать образовательный процесс в соответствии с возможностями учащихся.

В соответствии с реализацией программы развития школы проводится частичный, выборочный мониторинг состояния здоровья учащихся: оценивается заболеваемость учащихся во время периодов адаптации при переходе из детского сада в начальную школу, из начальной школы – в 5 класс, из основной школы – в 10 класс; анализ состояния здоровья учащихся, поступивших в первые классы и анализ состояния здоровья в различных параллелях за определенные промежутки времени обучения; отслеживается состояние здоровья выпускников.

В результате здоровьесберегающей деятельности в школе за последние три года отмечено снижение часто болеющих детей на 0,91%, количество детей с хроническими заболеваниями на 0,64% (табл. 1), а также уменьшение числа пропусков по болезни и. как следствие, увеличение индекса здоровья. Снижение заболеваемости произошло в основном за счет уменьшения количества ОРВИ (67 случаев в 2009-2010 уч.г., 85 – в 2008-2009 уч.г.), бронхитов (5 – в 2009-2010 уч.г., 8 – в 2008-2009 уч.г.). Возросло качество показателей психического развития (развитие основных свойств памяти, внимания, мышления), соответствующего возрастным нормам – 2,3%.

Таблица 1.



Статистика заболеваемости

№№

пп

Тип заболевания

Учебный год

2007/2008

2008/2009

2009/2010

1.

Часто болеющие

дети


7,8%

7,4%

6,89%

2.

Дети с хроническими заболеваниями

8,7%

8,3%

8,06%

В рамках договора о научно-техническом сотрудничестве под руководством специалистов ООО «Центр медицинской профилактики “Истоки здоровья”» педагоги школы проводят регулярные обследования функциональных резервов здоровья школьников и основных факторов образа жизни, влияющих на здоровье обучающихся. В ходе обследования была создана компьютерная база данных (паспорт здоровья), позволяющая всем категориям школьных специалистов иметь объективную информацию о текущем состоянии здоровья каждого школьника и принимать обоснованные решения как по работе с каждым школьником, так и в целом по классу или школе.



Данная система мониторинга здоровья позволяет более эффективно корректировать учебную нагрузку.

Каталог: documents -> doc
doc -> Социально-психологические детерминанты успешного приемного родительства
doc -> Апк: экономика, управление, 2015 г. №1, С. 3—15
doc -> Агропромышленный комплекс России в условиях санкций и необходимости обеспечения продовольственной безопасности
doc -> Апк №12 — 2016 г. Аграрная политика: проблемы и решения
doc -> Вступление в вто и сельское хозяйство России
doc -> Амирян Давид Сейранович исследование социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности и условий ее формирования в процессе вузовской подготовки специалистов: диссертация
doc -> Правила перевозок скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом I. Общие положения
doc -> Апк: экономика, управление, 2015 г. №6
doc -> 1 Изменение этнического состава населения России в межпереписной период
doc -> Соглашение по специальным защитным мерам
  1   2

  • Задача сохранения и укрепления здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы является первостепенной в образовательном процессе.
  • «Школа, содействующая здоровью»
  • Создание новых структурных подразделений службы здоровья
  • Обновление содержания образования школы
  • Научно-исследовательская работа
  • Принят ряд новых документов
  • Палитра формирования культуры здоровья во внеурочной деятельности разнообразна.
  • Программы родительских университетов
  • Педколлективом разработаны новые подходы и формы, способствующие вовлечению родителей в здоровьеориентированное пространство школы.
  • Статистика заболеваемости