В. М. Доброштан культурология

Главная страница
Контакты

    Главная страница


В. М. Доброштан культурология



страница1/5
Дата06.01.2017
Размер0,51 Mb.


  1   2   3   4   5

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию




Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»



В. М. ДОБРОШТАН
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие

(для студентов заочной формы обучения)

Санкт-Петербург

2007

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с программой изучения курса "Культурология" для высших учебных заведений.



В нем содержатся основные указания по изучению курса, тезисы установочных лекций, темы рефератов, вопросы для экзамена и библиографический список.

Составитель:

доктор культурологии, профессор В. М. Доброштан

© В. М. Доброштан


Введение

Культура принадлежит к числу социальных явлений, играющих значительную роль в развитии общества. Культура – неотъемлемый атрибут человеческого существования. Вот почему многие науки, в первую очередь гуманитарные, в той или иной степени обращены к исследованию культуры и мира человека. Языкознание и филология, история и философия, этнология и экономика, юриспруденция и этика, искусствознание и эстетика, психология и педагогика, антропология и теология изучают различные сферы культуры.

Специализация и дифференциация гуманитарных наук отражают потребность в тщательном и детальном знании социальной и культурной реальности. Однако "узкая глубина" нередко становится препятствием в понимании культурных процессов, ограничивает возможности познания. Каждая из наук дает частичное знание о культуре, не исчерпывает всего многообразия такого сложного явления как культура. Так возникает тенденция к интеграции со смежными науками, значительно расширяющая диапазон исследований.

Общую тенденцию к интеграции наук о культуре выражает культурология – наука, которая исследует сущность и структуру культуры, процессы ее возникновения и функционирования, национально-этническое своеобразие культур народов мира и отдельных регионов, ценности и творческие достижения человечества, становление духовного мира личности и возможности самореализации, механизмы и средства трансляции от поколения к поколению, сохранение культурного наследия как памяти человечества.

Программа курса культурологии соответствует Федеральному образовательному стандарту. В ней нашли отражение такие разделы, как история мировой культуры, история культуры России, теория культуры и др. Планы занятий предполагают знакомство студентов с огромными пластами мировой и отечественной культуры в широком диапазоне от видов и жанров художественной культуры до нравов и научных традиций цивилизаций. Базовый курс культурологии позволяет удовлетворить нравственные и художественные запросы студентов за счет выявления скрытой связи исторических и культурных процессов в жизни современной России.

Культурология тесно связана с другими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами, которые изучаются студентами. Так, культурология опирается на богатый материал, который имеется в курсе "Отечественной истории". Она дает основания для изучения курса "Педагогики и психологии". Некоторые проблемы развития культуры современного общества изучаются в курсах "Философии", "Политологии", "Социологии", "Экономической теории" и других дисциплин. В этом смысле культурология является интегральной дисциплиной, а знания, которые студент получает в ходе изучения курса, необходимы специалисту любой специальности.




ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ
Тема 1. Культура как общественное явление
Слово «культура» появилось свыше тысячи лет тому назад.

В переводе с латыни «cultura» означает «возделывать», «обрабатывать». Первоначально это слово применялось как агротехнический термин, т. е. обработка земли, возделывание почвы и т. п. Впоследствии данный термин стали применять в переносном смысле – применительно к воздействию на человека.

Слово «культура» в современном понимании стало употребляться в словарях с конца 18 века. В России этот термин впервые отражен в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова в 1846 г. До этого содержание слова «культура» передавалось словами «образованность», «просвещение».

Наиболее распространенные подходы

к объяснению культуры:


  1. Культура - это способ и содержание жизнедеятельности людей, отличающие ее от жизни растений и животных.

Отличия культуры от флоры и фауны: производство, хранение, распределение и потребление материальных и духовных ценностей; общественные институты; нормы и принципы жизнедеятельности; система общественных отношений и видов деятельности.

  1. Культура - это более высокий уровень развития общества.

Ее признаки: возникновение производства взамен присваивающего способа жизнедеятельности людей; смена полигамной семьи моногамной и обретение индивидом имени; появление государства и права; возникновение письменности и грамотности людей; организованное строительство жилищ, дорог, культовых и производственных зданий; становление морали и искусства; возникновение монотеистических религий; создание орудий и средств осуществления вооруженного насилия.

  1. Культура - это содержание жизни этнической общности или особого ее периода.

Ее признаки: наличие территории; государственность; национальный язык или диалект; естественный (для рода и племени) или осознанно формируемый (для нации и совокупности наций) способ жизнедеятельности; национальная психология; национальные верования; особенности быта; специфика нравственности; национальное искусство и др.

  1. Культура - это сфера искусства.

Искусство является одним из видов духовной культуры общества. Оно имеет свои способы и формы выражения. Искусство изучает специальная наука - эстетика. Специфика искусства выражается в художественно-образном воспроизведении жизни людей и природы.

Определение культуры:

Культураэто способ жизнедеятельности людей по производству и усвоению материальных и духовных ценностей, по созданию и совершенствованию системы общественных отношений.

Типология культуры.

В зависимости от выбранных оснований возможно выделение следующих типов (видов) культуры:



  1. Материальная и духовная культура (по двум основным видам деятельности человека).

  2. Политическая, экономическая, правовая, эстетическая, экологическая и др. (по содержанию профессиональной деятельности человека).

  3. Прогрессивная и реакционная культура (по влиянию культуры на общественное развитие).

  4. Религиозная и светская («нерелигиозная») культура (по связи культуры с религией).

  5. Самобытная (национальная, локальная) и мировая (общечеловеческая) культура.

  6. Доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная культура (по связи культуры с научно-техническим прогрессом).

  7. Исторические типы культуры (культуры, которые соответствуют основным историческим эпохам человечества: культура древних обществ – до 5 в. н.э., культура средних веков – 6-14 вв., культура Возрождения и Реформации – 15-16 вв., культура Нового Времени –17-19 вв., современная культура –20-21 вв.).

Понятие «культурный человек»


Культурный человекэто личность, усвоившая и умеющая использовать на практике систему знаний, умений, навыков, норм общения и социального опыта, присущих определенному общественному строю.

Понятие «культурный человек» может включать в себя следующие элементы:

Овладение личностью приемами и навыками профессиональной и социальной деятельности, которые присущи данному уровню развития общества (цивилизации).

Усвоение языка собственного народа и других народов.

Приобщение человека к духовным ценностям.

Получение навыков личного и делового общения (культура поведения).

Сохранение и укрепление собственного здоровья (правила гигиены, физическая культура).

Развитие мышления (знание приемов и способов мышления (законов логики), умение выразить свои мысли письменно или устно, чистота языка).


Тема 2. Возникновение культуры
5 млрд. лет существует Солнечная система; 4,6 млрд. лет назад сформировалась Земля; 3 млрд. лет назад зародилась жизнь на Земле; 14-15 млн. лет назад появились гоминиды; 350 тыс. лет назад начало формироваться общество. Современное общество, которое обладает таким признаком, как культура, существует 6-7 тыс. лет (2 тыс. лет новой эры и 4-5 тыс. лет до н. э.)

Материально-физические предпосылки возникновения культуры:

переход живой природы на более высокий уровень – возникновение приматов; появление прямохождения у приматов; перегруппировка анатомии прямоходящих приматов; формирование пяти основных систем чувствования; стадный (групповой) образ жизни; развитие головного мозга; формирование первой (знаковой) сигнальной системы.


Социальные предпосылки формирования культуры:


возникновение речи; изготовление орудий труда; формирование и развитие семьи от полигамной к моногамной основе; появление первых видов производства; приобретение человеком имени; создание искусственных сооружений, одежды, новых продуктов питания; появление письменности; возникновение религии, нравственности, искусства.

Первые очаги культуры:


  • Шумерская; аккадская; вавилонская; ассирийская и др. – 5-2 тыс. лет до н. э., в междуречье Тигра и Евфрата (Месопотамия)

  • Древнеегипетская - 4-2 тыс. лет до н. э.

  • Древнеиндийская – 11-6 века до н. э.

  • Древнекитайская – 9-4 века до н. э.

Виды праславянской культуры:


  • Культура «ямочно-гребенчатой» керамики (лесная полоса Европы) – конец 4-го тысячелетия до н. э. – славяне, кривичи, вятичи, древляне, дреговичи, северяне, радимичи, поляне.

  • Трипольская культура (Триполье под Киевом) – 3-2 тыс. лет до н. э. – уличи, поляне, волыняне, тиверцы, анты и др.

  • Лужицкая культура (обл. Лужица в Восточной Германии) – 13-4 вв. до н. э. – кривичи, дреговичи, северяне, радимичи.

  • Белогрудовская культура (лесостепная часть Приднепровья) – 11-8 вв. до н. э.

  • Киевская Русь – первое государство у восточных славян – 8-9 века н. э.

Способы становления культуры


  1. Выделение человеком себя из природы.

Формы данного способа: магические заклинания; почитание природы; появление мифов, обычаев, погребальных и иных ритуалов; культ усопших; ведение подсечного земледелия; каменные и медные орудия труда; поселения замкнутого, кругового типа; начала ремесел; натуральный обмен продуктами питания и одеждой и др.

  1. Осмысление человеком самого себя.

Формы данного способа: вариативность мышления, поведения и деятельности; пользование огнем и орудиями; возникновение и развитие внутренней и внешней речи; способность формировать абстрактные образы в сознании и закреплять их в понятиях; осмысление конечности своей жизни и постоянства природы, движения небесных тел, смен времени года и др.

  1. Социогенез (социализация) человека.

Формы социализации: устный и письменный языки; совместный образ жизни; формирование этнических, расовых и др. социальных общностей с нормами и правилами жизни; дифференциация и совершенствование видов жизнедеятельности; переход от многофункциональности к узкой специализации; разделение физического и умственного труда; социальное расслоение и др.

Памятники, как результат формирования культуры


Памятники материальной культуры:

орудия труда и оружие; продукты ремесла; предметы быта; жилища; ирригационные сооружения; захоронения и др.



Памятники духовной культуры:

изображения на скалах, земле, деревьях богов; культовые постройки; эпос, мифы, фольклор; письменные источники; языки и их диалекты и т. п.



Тема 3. Социальные функции культуры


  1. Функция освоения и преобразования мираизменение окружающего мира, которое вытекает из потребности человека в средствах существования

  2. Коммуникативная функция вытекает из потребности человека в общении.

Общение может иметь смысл: антропологический, социальный, психологический, идеальный, специальный (семейное, игровое, просветительное, производственное и др.)

Основа коммуникации – языки (естественные и искусственные) и знаковые системы.

Условия коммуникации: технические; психофизиологические; социально-культурные.

Типы общения: традиционный; функционально-ролевой; личностный.

  1. Сигнификативная (или знаковая) функция (signification - от англ.- значение, придавать значение ч.-л., semein – от греч. – знак).

Значения выражаются в: наглядных образах, звуках, условных знаках, жестах, словах, приветствиях, украшениях, ритуалах, предметах одежды и пр.

Выработка значений обусловлена:

а) отсутствием сильных инстинктивных побуждений, которые характерны для животных;

б) потребностью сообразовывать свое поведение и стремления с общественными интересами и требованиями;

в) стремлением создать универсальную систему обозначений;

г) необходимостью закрепления и передачи социального опыта.

В значениях сочетаются моменты: побудительные; познавательные; оценочные.



  1. Функция накопления и хранения информациизакрепление результатов жизнедеятельности для передачи и использования в будущем.

Инструменты хранения информации – естественная память и вещественные средства.

  1. Нормативная (регулятивная) функцияподдержание равновесия в социальной системе. Регулирование жизнедеятельности осуществляется с помощью нормы.

Роль норм в общественной жизни:

поддерживают устойчивость традиций, институтов и пр; определяют наиболее разумные способы деятельности; утверждают ценности и идеалы; рекомендуют или запрещают использование каких-либо знаний; служат символами социальной и культурной принадлежности.



Виды норм – технические нормы, агроприемы, юридические нормы (законы), моральные нормы, правила этикета, правила гигиены, правила общежития, грамматические правила, законы логики, ритуалы, обычаи, традиции и др.

Формирование норм: стихийный процесс; целенаправленный процесс; заимствование из другой культуры.

6. Аксиологическая (ценностная) функцияформирование ценностных потребностей и ориентаций. Ценность – это личностно окрашенное отношение к миру.

Функция эмоциональной разрядки – снятие психических напряжений, возникающих в процессе жизнедеятельности.

Причины возникновения напряжений:

культурные предписания не всегда соответствуют потребностям человека; появление противоречий между различными идеалами и нормами культуры (Не убий!); несовместимость различных видов деятельности; неудовлетворенность духовных и физических потребностей человека (нереализованные намерения); неразрешимость различных конфликтов и др.



Способы эмоциональной разрядки:

смех и плач (индивидуально); праздники, карнавалы, пиршества, игры, ритуалы, театрализованные представления и т. п.; усложнение вида деятельности сверх практической надобности; увлечение новыми (другими) видами деятельности (помимо основной) – политика, религия, искусство, спорт и пр.



Функция защитыподдержание равновесия между человеком и природой, предохранение людей от опасностей.

Средства защиты:

технические (материальные) средства - огонь, одежда, жилье, оружие, специальные защитные средства (скафандры), прививки, лекарства, очки, химические и биологические средства; социальные (общественные) средства; психологические средства.

Факторы, влияющие на формирование культурологических взглядов

  1. Мера ограничения человека от природы.

  2. Состояние действительной жизни людей.

  3. Постепенное усложнение условий жизни.

  4. Возрастание многообразия и богатства общественных отношений.



  1   2   3   4   5

  • «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
  • Введение
  • Понятие «культурный человек»
  • Социальные предпосылки формирования культуры
  • Первые очаги культуры
  • Виды праславянской культуры
  • Способы становления культуры
  • Памятники, как результат формирования культуры