Урока: «Кто что ест?»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Урока: «Кто что ест?»

Скачать 144,12 Kb.


Дата01.07.2018
Размер144,12 Kb.

Скачать 144,12 Kb.

Конспект урока

Аттестуемый педагог (ФИО) Лексина Светлана Николаевна

Предмет Окружающий мир (человек, природа, общество) Класс 3

Тема урока: «Кто что ест? »

Тип урока: “Изучение нового материала”.

Учебник: “Мир вокруг нас” , 3 класс 1 часть (авт. А.А. Плешаков).

Цель: ввести и раскрыть понятие “цепи питания”.

Задачи:

  1. Систематизировать и обогатить знания детей об экологических связях (между живой и неживой природой, между животными и растениями, между природой и человеком). Формировать у детей умение “читать схему”, расшифровывать модель.

  2. Развивать коммуникативные умения, навыки самооценки, речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание ее охранять.

Оборудование:

  • рабочая тетрадь (автор А.А. Плешаков к учебнику для 3 класса “Мир вокруг нас” 1 часть);

  • запись на доске домашнего задания;

  • видеофильм “Природные сообщества”;

  • листы со стрелками; скрепки;

  • 5 наборов по 4 картинки

  • презентация по теме урока






Этапы работы

Содержание этапа


1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)






Организационный момент.

Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.
Приветствие гостей
У.: Сегодня у нас на уроке гости. Давайте повернемся к ним и поздороваемся. Будем надеяться, что они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
Психологический настрой.
У.: Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

У вас на столах оценочные листочки. Сегодня вы сами будете себя оценивать. В конце каждого этапа вы будете закрашивать кружочки: зеленым - усвоил материал хорошо, настроение хорошее; желтым - что-то не понял; красным – усвоил материал плохо, настроение плохое.

Итак, оцените с каким же вы настроением пришли сегодня на урок. Как мы его начинаем? Закрасьте кружочек около цифры 1. Уберите листочки в сторону.

Сообщение темы урока и постановка проблемы.

( слайд 1)



У.: Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Кто по данному слайду определит тему нашего урока?

Дети: Мы будем говорить о том, кто как питается.

У.: Правильно! Если внимательно посмотреть на слайд, то видно, что все предметы соединены стрелочками в цепочку по способу питания. В экологии такие цепочки называются экологическими цепями, или цепями питания. Отсюда тема нашего урока “Кто что ест? Цепи питания”.

( слайд 2)

В конце урока нам надо ответить на вопрос: зачем человеку знания о цепях питания.

Если вы будете внимательно слушать и активно работать в течение урока, то получите хорошие оценки.




2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

2. Проверка домашнего задания.

Цель: повторить материал и подготовить учащихся к усвоению нового материала.

У.: Мы с вами знаем, что живая природа делится на несколько царств. Есть царства растений, животных, грибов, бактерий. О каком царстве мы говорили с вами на прошлом уроке? ( О царстве животных, разнообразном мире животных). Дома вы еще раз прочитали странички учебника об этом. Сейчас я хочу проверить как вы усвоили группы животных, с которыми мы знакомились. Предлагаю вам ответить на вопросы теста. Внимательно читайте вопрос и варианты ответов. Тот ответ, который вы считаете верным, обведите кружочком.

Тест по теме «Разнообразие животных» https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dFZnem0zTFphMVphWk44RVd0eUtsbVE6MQ

Самооценка (закрасить кружочек 2).

Мы не зря сейчас повторяли прошлый материал. Знания о животных помогут нам при составлении цепей питания.



3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Актуализация знаний.

У.: Чтобы проследить разные цепи питания, нужно попробовать их составить самим.

У.: Прежде давайте подумаем, на какие группы по способу питания можно разделить животных и чем они отличаются друг от друга. Как вы думаете, животные, которые питаются растительной пищей, как называются? ( Растительноядные)

У.: Правильно. Растительноядные животные питаются растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых. Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому еще называются плотоядными. Всеядные животные питаются растительной и животной пищей.

( слайд 4)



У.: Давайте закрепим наши знания и выполним задание в тетради № 1, с. 43.

У.: Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов ( мотивация) и заняться поисковой деятельностью. Все группы отправятся в разные места. Вот маршруты ученых-экологов.

( слайд 5)

У.: Где вам придется трудиться, решит жеребьевка.

От каждой группы приглашаю по одному человеку, и они вытаскивают карточку с названием места. Эти же ребята получают листы со стрелками и по 4 карточки с изображением растений и животных.



У.: А теперь послушайте задание. Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Карточки прикрепляются к листу со стрелками скрепками. Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу. Подумайте, все ли карточки вам понадобятся.

По сигналу ребята начинают работать в группах. Тем, кто закончил раньше, предлагаются загадки.

( слайд 6)

Все готовые цепи развешиваются на доске.

Представитель от каждой группы выходит и объясняет свою работу.

Например:

Д.: В лесу растет сосна. Под корой сосны живет жук–короед и ею питается. В свою очередь жук–короед является пищей для дятлов. У нас была лишняя картинка – коза. Это домашнее животное и в эту цепь питания не входит.

У.: Давайте проверим работу ребят.

( слайд 7)

Таким же образом объясняют свои цепи и другие группы.

Поле: рожь – мышь – змея (лишняя – рыба).

( слайд 8)

Огород: капуста – слизни – жаба (лишний – медведь).

( слайд 9)

Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка (лишняя – лиса).

( слайд 10)

Водоем: водоросли – карась – щука (лишний – заяц).

(слайд 11)

У.: Все цепи у нас на доске. Давайте понаблюдаем, из каких звеньев они состоят. Что есть на каждой таблице?

Д.: Растение. Животное растительноядное. Животное хищное, насекомоядное или всеядное.

Самооценка (закрасить кружочек 3).


4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

4. Первичное закрепление знаний. Цель: повторить звенья цепей питания

У.: А теперь, ребята, давайте познакомимся со статьей учебника и проверим себя. Дети открывают учебник с. 96–97 и про себя читают статью “Цепи питания”.

– Какие цепи питания приведены в учебнике?



Д.: Осина – заяц – волк. Дубы – лесные мыши – совы.

У.: В каком порядке расположены звенья в цепи питания?

Д.: I звено – растения;

II звено – растительноядные животные;

III звено – остальные животные.

(слайд 12)



Физминутка

Цель: избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения.
По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немного отдохнем

И домой пещком пойдем.



Решение экологических задач.

У.: Ребята, а теперь давайте подумаем, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено.

Обсудите этот вопрос в группах, опираясь на те цепи питания, которые вы составили. Посмотрите на свои цепочки.

Дети обсуждают этот вопрос, пытаясь объяснить примером. Например:

Д.: Если исчезнут божьи коровки, тогда яблонная тля погубит все яблони. Не будет яблок. Это плохо. И т.д.

У.: Правильно, ребята! Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь. В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить. Трое наших экологов побывали в Китае, и вот какое сообщение они нам оттуда привезли.

( слайд 13)

Трое детей читают стихотворение:

Хулиганы воробьишки –


Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай –
Поуменьшат урожай.

Вот китайцы подсчитали,


Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет –
Воробьев свести на нет.

Перебили всех подряд,


Ждут – каков же результат?
Поначалу, в самом деле
Закрома их пополнели,

А потом пришла беда –


Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.

Их в таком большом числе


Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна–то:

Им родители с полей


Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно –
Надо птиц вернуть обратно.

И пришлось им воробьев


Из чужих возить краев.
Если все сплеча рубить,
Можно дело загубить.

У.: Какая цепь питания в Китае была нарушена?

Д.: Пшеница – насекомые – воробьи.

У.: А еще один эколог вернулся с Таймыра. Это полуостров на севере России. Основное занятие жителей – оленеводство. Вот какая беда случилась здесь.

(слайд 14)



Д.: У нас на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолетов и истребили их множество. Через три года заметили: число больных оленей увеличилось в 15 раз! Волки-то были природными санитарами.

У.: Человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все взаимосвязано. Он – самое могущественное из живых существ и больше других вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.

А вот какую загадку подготовила для нас Катя:

Однажды англичане
Заметили в тумане –
Известно, что у англичан
На островах всегда туман, –
Но, несмотря на это,
Заметили, что летом
Растет пшеница гуще там,
Где проживает больше дам,
Почтенных старых леди,
Что больше всех на свете
Заботятся о кошках...

У.: Цепочку разглядишь не сразу.
На то наука есть и разум.

Какую же цепь питания поддерживают пожилые леди Англии?



Д.: Зерно – мыши – кот.

У.:

И вот загадка решена.


Ответ – у ловкого кота:
Мышей переловил давно,
А мыши что едят?
– Зерно.

Обобщение изученного.

У.: Давайте посмотрим видеофильм и обобщим то, о чем мы сегодня говорили.

Просмотр фрагмента видеофильма “Природные сообщества” (3 мин.).

– Так какое же звено в цепи питания первое?

Д.: Растение.

У.: А второе?

Д.: Растительноядное животное.

У.: Третье

Д.: Хищные, всеядные.

У.: В фильме говорилось, что есть еще конечное звено в цепи питания . Это грибы и бактерии. Более подробно мы поговорим об этом на следующих уроках.

У.: Кто может ответить на поставленный в начале урока вопрос: зачем человеку знания о цепях питания?

(слайд 15)



Д.: Для того, чтобы бережно относиться к природе, не вредить ей.

У.:

Теперь напишем резюме,


А это значит, братцы,
Что обговорено сейчас,
Мы подытожим вкратце.

( слайд 16)

Наука экология показывает нам,
Что в мире все завязано по четырем углам.
Растения, животные, земля и человек
Не могут друг без друга существовать вовек.

( слайд 17)

Земля вкруг Солнца вертится,
И жизнь идет по кругу,
А “стол” наш тем и держится,
Что мы “едим” друг друга.
Чтоб в мире не было беды,
Не рви больших кусков.
Ты – царь природы,

Но – один из четырех углов.


Самооценка (закрасить кружочек 4).

5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

6 Итог урока. Рефлексия.

У.: Кому понравился урок? Что именно понравилось? Что нового для себя узнали?

Мне тоже было приятно работать с вами, наблюдать за вашим тесным сотрудничеством в группах



Инструктаж домашнего задания.

У.: Дома еще раз прочитайте статью (с. 96–98). В рабочей тетради выполните задания № 3–4, с. 44–45.

На доске: д/з с. 96–98.; рабочая тетрадь № 3–4, с. 44–45.

Дети записывают задание в дневник. Затем убирают учебники, дневники, тетради

Самооценка (закрасить кружочек 5).

Оценки за урок.




Перечень используемых на данном уроке ЭОР


Название ресурса

Тип, вид ресурса





Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР





Авторский медиапродукт


Microsoft Office Power Point 2007

Презентация «Кто что ест? Цепи питания»






Фрагмент видеофильма “Природные сообщества” (3 мин.).


flash

мультимедиа




Видеофрагмент






Тест "Разнообразие животных"

сервис web 2.0

Тест с помощью форм Google

https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dFZnem0zTFphMVphWk44RVd0eUtsbVE6MQ