Урок анализ эпизода «сон обломова»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Урок анализ эпизода «сон обломова»

Скачать 406,95 Kb.


страница1/2
Дата26.05.2018
Размер406,95 Kb.

Скачать 406,95 Kb.

  1   2
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16»

ОТКРЫТЫЙ УРОК


АНАЛИЗ ЭПИЗОДА

«СОН ОБЛОМОВА»

Лингвистический анализ текста как средство вдумчивого читателя

10 КЛАСС



УЧИТЕЛЬ

ЧИНОВА ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВНА

Цели урока:

обучающая – показать образно-смысловую насыщенность эпизода «Сон Обломова»; выявить смысл названия; через изобразительные средства проследить формирование характера героя, уяснить роль символов; актуализировать навыки выявления авторской по­зиции в произведении И.А. Гончарова «Обломов»;

создать условия для подготовки к восприятию учащимися ключевого для романа понятия «обломовщина»;



развивающая – продолжить работу над развитием умения выделять главное в познавательном объекте, обобщать и систематизировать; развивать монологическую речь, умение аргументировать ответ; отметить современность романа;

воспитательная – осуществлять нравственное воспитание путём привития культуры труда; способствовать формированию представления уче­ников о всесторонне развитой личности с выявленной гражданской позицией.

Тип урока. Интегрированный урок с элементами семи­нарского занятия.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая

Метод: проблемно-развивающий

ОБОРУДОВАНИЕ

Текст романа И.А. Гончарова «Обломов», компьютерная презентация, схема, раздаточный материал, текст начала романа с нумерацией предложений

СЛАЙДЫ с литературоведческими терминами, репродукции картин фламандцев, портрет Гончарова, иллюстрация к роману «Обломов на диване»


Эпитет

Метафора

Олицетворение

Сравнение

Реминисценция

Градация

Перифраза

Перифраза

На доске даны значения слов.

Идиллия – ПЕРЕН. мирное, счастливое существование

Эдем – рай, место изобилия

Архетип – первосмысл

Прерогатива – исключительное право

Сакральный - священный

Таблица «Светлые и тёмные» стороны Обломова

Символы: сон, овраг, письмо, пирог



Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Все мы родом из детства»


Все мы родом из детства.

С. Экзюпери

Мой идеал теперь – хозяйка,

Мои желания – покой.

А.С. Пушкин


ХОД УРОКА
СЛАЙД «ПОРТРЕТ ГОНЧАРОВА»

УЧИТЕЛЬ

Сообщает тему и цели урока.



Смысл названия произведения

О чём говорит название произведения?


Имя главного героя, вынесенное в название, подчёркивает особенность его места в поэти­ческом мире произведения, подчёркивается тот инте­рес, который представляет именно его жизненная по­зиция для автора.
СЛАЙД « ИЛЛЮСТРАЦИЯ К РОМАНУ»
УЧИТЕЛЬ

Обломов. Кто он? Посредственная личность ничем не примечательной эпохи или исключительной человечности идиллический человек голубиной чистоты, в молчании которого можно расслышать всё: и резкое неприятие, и совестливый укор, и открытый вызов? Чистый флегматик или человек, страдающий от своего безволия? Глубже понять характер Обломова, его отношение к миру нам поможет эпизод «Сон Обломова».

В каких ранее изученных произведениях описы­ваются сны? Каковы были его функции?

А.С. Пушкин — «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»;

Сон — как выявление духовного состояния ге­роя, средство психологического анализа.


  1. Сон — как идиллия, мечта.

  2. Сон — как предвидение будущего.

Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?

  1. Сон — выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон — символ всей жизненной позиции героя, его ду­ховного сна. (на доске)

  2. Сон — показывает мечту героя, но её парадок­сальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне созда­ётся её подчёркнуто идиллический образ.

УЧИТЕЛЬ

Перечитаем начало эпизода. Выясним, какой образ создаётся автором и какими художественными средствами он пользуется для этой цели.


ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
УЧЕНИК ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧИТАЕТ ОТРЫВОК

СОН ОБЛОМОВА


(1)Где мы? (2)В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова?

(3) Что за чудный край!



(4)Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.

(5)Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? (6) Море, напри­мер? (7)Бог с ним! (8)Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. (9)Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, изму­ченному однообразием бесконечной картины.

(10)Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. (11)Птицы не щебе­чут вокруг; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.

(12)Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничто­жен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! (13)От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.

(14)Нет, бог с ним, с морем!..



(15)Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения чело­века. (16)Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя... (17)И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.

(18)Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.



УЧИТЕЛЬ

Проверяем домашнее задание, которое вы выполняли по группам. Каждая группа искала определённые художественные средства в приведённом отрывке и должна была определить их роль в тексте.

1-ая группа
1-ый УЧЕНИК 1-ой группы
Наша группа искала лексические повторы.

В тексте содержатся следующие лексические повторы: уго­лок (1, 18), море (4, 6, 13, 14), горы (4, 15), скалы (4, 17), пропа­сти (4, 15, 17), грандиозное (4, 5), дикое (4, 5), человек (8, 12, 15), в 17-ом предложении слово человек повторяется в форме множественного числа: людей. Они помогают выделить главное в тексте, акцентируют внимание читателей на то, что речь пойдёт о явлениях, предметах, которые вызывают у человека чувство тревоги, беспокойства.

Автор раз­ворачивает перед читателями грандиозную и устрашающую кар­тину моря, поэтому здесь несколько раз использовано слово море.


2-ой УЧЕНИК 1-ой группы

Слово море заменяется следующими описательными оборо­тами: необозримая пелена вод, бесконечная картина, широкая картина, бешеные раскаты валов. Такие обороты речи называ­ются перифразами.
СЛАЙД

Перифраза — это оборот речи, который состоит в замене сло­ва или имени описательным сочетанием, содержащим элемент характеристики описываемого предмета, явления или лица. Пе­рифразы помогают избежать повторов, в образной форме выра­жают оценку объекта и являются богатым резервом синоними­ческих средств языка.



Перифразы могут быть как общеупотребительными и общепонятными, так и контекстуальными, то есть
относящимися к данному лицу или предмету только в определенном контексте.

Здесь используются контекстуальные перифразы, так как в другом контексте они могут быть отнесены, например, к океану или озеру, а словосочетания бесконечная картина и широкая картина — к степи, к небу и т. д.

1-ый УЧЕНИК 2-ой группы

В тексте использован контекстуальный оценочный синоним слова море.

Это слово чудовище, то есть нечто страшное, враждебное человеку. Гончаров создает образ моря — громадного, ревущего и стонущего, вечно существующего чудовища: грандиозное, дикое, необозримая пелена вод, беско­нечная картина, рев, бешеные раскаты валов, мрачное и нераз­гаданное, стон, чудовище, зловещие голоса.

Интересен синтаксис. Прямой порядок слов в 12 предложении сменяет инверсия. Логическое ударение перемещается на слово «бессилен». Эмоционально выделяя это слово, автор даёт нам понять, что человек слаб в сравнении с природой.
2-ой УЧЕНИК 2-ой группы

Я бы хотел обратить внимание на звуковой образ моря в тексте. Он создается фонетическими средствами - аллитерацией и ассонансами.

Звуковой образ моря сложен: это то ревущее, то стонущее чудовище. Поэтому аллитерации тут чередуются и сочетаются с ассонансами. Например, в предложении 10 звуковой образ моря создается чередованием повторов согласных звуков [р], [в], [б], передающих рев и рокот, и аллитераций [с], [н], [ж] в сочетании с ассонансами [о], [у], которые создают впечатление стона, завы­вания.
1-ый УЧЕНИК 3-ей группы

В тексте я нашёл синонимы слов горы и пропасти.

Контекстуальные синонимы слов горы и пропасти когти и зубы дикого зверя. Такая контекстуальная синонимия создает образ дикой, угрюмой, враждебной человеку природы.

Рассматривая заданные предложения 15, 16, я обнаружил здесь аллитерации. Они используются не только для создания звукового образа, но и для передачи эмоциональ­ного впечатления, определенного восприятия дикой природы сла­бым человеком. Горы, пропасти, грозны, страшны, устремлен­ные, зверя — повторение звуков [р], [р'] одновременно и передает рычание зверя, и усиливает впечатление страха, угрозы, исхо­дящей от дикой природы.

2-ой УЧЕНИК 3-ей группы

Нашей группе надо было найти такие литературные тропы, которые использует И. А. Гончаров для создания образа дикой природы.

Я выписал разные фигуры речи:



  • эпитеты (в том числе и метафорические): необозримая
    (пелена вод), бесконечная (картина), бешеные (раскаты
    валов), мрачное и неразгаданное (содержание), зловещие
    (голоса), дикого (зверя) и пр.;

  • сравнения: безмолвные чайки, как осужденные, уныло
    носятся... и кружатся, Они (горы и пропасти) грозны,
    страшны, как выпущенные и устремленные на него ког­-
    ти и зубы дикого зверя...;

  • олицетворения: рев валов; валы твердят свою... песнь,
    в которой слышится стон и жалобы будто обреченного
    на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие
    голоса; вопли природы; небо... отступилось от людей.


1-ый УЧЕНИК 4-ой группы

Мы должны были вспомнить, что такое градация и привести примеры.

Градация — это фигура речи, основанная на постепенном воз­растании или убывании качества, свойства, значимости явления или предмета. Как правило, градация строится на нагнетании синонимов.

Примеры градации в тексте: море наводит грусть хочет­ся плакать сердце смущается робостью; ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчеза­ет в мелких подробностях широкой картины.


2-ой УЧЕНИК 4-ой группы

Я нашёл все перифразы, заменяющие в этом тексте наименование «Обломовка».

Обломовка — благословенный уголок земли чудный край мирный уголок. Этот край оценивается с точки зрения обломов­цев и главного героя, который тоже к ним принадлежит. Обломовцы не просто любят свою деревню, но даже считают ее идеалом жизни. Так же думает и Илья Ильич Обломов, поэтому во сне он с умилением и радостью видит чудный край.

1-ый УЧЕНИК 5-ой группы

Нашей задачей было найти примеры антонимов.
С какой целью они используются здесь?

Здесь есть контекстуальные антонимы: благословенный уго­лок грандиозное, дикое и угрюмое, а также лексические анто­нимы: мирный (уголок) — грозны (горы и пропасти).

Антонимы — это слова одной части речи с противоположными лексическими значениями. В этом тексте они используются для того, чтобы подчеркнуть основное противопоставление: мир Обломовки — дикая природа.



2-ой УЧЕНИК 5-ой группы

Моим заданием было проанализировать композицию текста. Обратить внимание на начало и конец отрывка. Как они соотносятся?


Весь текст можно разделить на три основные части:

1) два первых абзаца (чудный уголок);

2) с 5-го по 17-е предложения — картина дикой природы;

3) последний абзац (мирный уголок). Большую среднюю часть также можно подразделить на более мелкие, связанные с главными образами текста: человеком, мо­рем, горами и пропастями.



Композиция текста основана на противопоставлении и гра­дации. Чудный край противопоставляется дикой природе; ей же противопоставляется человек. Изображение самой дикой природы основано на градации —усилении впечатления чего-то безгра­ничного, страшного, враждебного человеку. Состояние человека перед лицом дикой природы также передается при помощи гра­дации: сначала говорится, что человеку становится грустно при виде моря, и постепенно доходит до утверждения, что он совсем исчезает на фоне величественной картины, даже небо отступи­лось от людей. Этим усиливается впечатление одиночества, нич­тожности и беспомощности человека перед лицом дикой природы.

Начало и конец отрывка как бы замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнуть благословенность того мира, в котором живут обломовцы.

УЧИТЕЛЬ

Почему Гончаров для противопоставления мирному уголку (Обломовке) выбирает море, горы, пропасти?

УЧЕНИК

Море, горы и пропасти — это излюбленные образы романти­ческой литературы, связанные в романтизме с такими понятия­ми, как вечная неуспокоенность, борьба, постоянное стремление к свободе, к преодолению обыденности. Противопоставляя эти образы мирному уголку, Гончаров усиливает впечатление от 06ломовки как от замкнутого, тихого, благословенного мира, где царствует покой, и одновременно как бы подчеркивает свою ли­тературную позицию: отказ от романтизма как метода, изобра­жающего нечто необычное, исключительное, далекое от обыкно­венной жизни.


РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ

УЧИТЕЛЬ
В девятой главе романа перед нами предстает мир дет­ства Обломова, идиллический мир, «ограниченный основны­ми, немногочисленными реалиями жизни: любовь, рожде­ние, смерть, брак, труд, еда и питье... но все эти основные реальности жизни даны в идиллии, в смягченном и до изве­стной степени сублимированном» (М. М. Бахтин), то есть утонченном, одухотворенном, виде.

Перенесёмся в блаженную Обломовку с её русским привольем, где царят патриархальная любовь, покой и бездеятельность. «Отчего я такой?» на этот вопрос попытаемся дать ответ, обращаясь к детству Обломова. Кто рассказывает нам сон и каков тон повествования?



УЧЕНИК

Сон передаёт повествователь. Он словно находится вне изображаемого мира Обломовки. За сказанным угадываются определённые оценки и отношения к тому, что видит герой.


УЧИТЕЛЬ

— Как автор изображает Обломовку, «благословенный край»? Какими средствами создаётся идилличность об­раза Обломовки?



СЛОВАРЬ

ИДИЛЛИЯ – ПЕРЕН. мирное, счастливое существование


    • Отметить особенности изображения пространства и времени в эпизоде «Сон Обломова»

      • Найдите описание течения времени в Обломовке. Отметьте его особенности, изобразите схематически.

      • Объясните символическое значение образов письма и оврага.


Учащиеся по указанию учителя фиксируют в тетрадях те черты характера, которые сформировала в Обломове старая Обломовка.

Работа в тетрадях

Черты характера Обломова, сформированные Обломовкой

Положительные

Спокойствие

Простодушие

Умиротворение

Любознательный

Мечтательность

Доброта


Отрицательные

Наивность

Бездеятельность

Пассивное отношение к жизни

Косность взглядов

Суеверность

Ограниченность

Боязнь перемен

Невозможность и нежелание развития


УЧЕНИК

Чтобы показать идилличность Обломовки, Гончаров использует средства устного народ­ного творчества.

Мы находим особую пространственно-временную организацию, характерную для русской народной сказки.

«Всё сулит покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть.



Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг.

По указанию календаря в марте наступит весна. Зима выдержит характер до указанной поры тепла. В ноябре начинается снег и мороз. Лето особенно упоительно в том краю. Потом настанет пора обрядов, пиров, наконец, свадьба; на этом и сосредоточивался весь пафос жизни.

Потом начинались повторения: рождение детей, обряды, пиры, пока похороны не изменят декорации; но ненадолго: одни лица уступают другим, дети становятся юношами и вместе с тем женихами, женятся, производят себе подобных – и так жизнь по этой программе тянется беспрерывной однообразной тканью, незаметно обрываясь у самой могилы». Смерть в Обломовке воспринимается как естественный переход одной разновидности сна в другой — вечный сон.

Сонное царство Обломовки мы изобразили в виде замкнутого круга, замкнутым кругом нам представилась жизнь Обломова в Петербурге на Гороховой. В этом есть определенная закономерность.


СЛАЙД




  1   2

  • Тип урока.
  • Метод
  • Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение Реминисценция Градация Перифраза
  • Домашнее задание.
  • Мои желания – покой. А.С. Пушкин ХОД УРОКА СЛАЙД «ПОРТРЕТ ГОНЧАРОВА
  • О чём говорит название произведения
  • СЛАЙД « ИЛЛЮСТРАЦИЯ К РОМАНУ»
  • УЧИТЕЛЬ
  • УЧИТЕЛЬ Почему Гончаров для противопоставления мирному уголку (Обломовке) выбирает море, горы, пропасти УЧЕНИК
  • РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ УЧИТЕЛЬ
  • УЧЕНИК
  • Отметить особенности изображения пространства и времени в эпизоде «Сон Обломова»
  • Работа в тетрадях Черты характера Обломова, сформированные Обломовкой