Урочная деятельность Урок географии. Атмосфера Земли

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Урочная деятельность Урок географии. Атмосфера Земли



страница1/8
Дата08.03.2017
Размер5,83 Mb.


  1   2   3   4   5   6   7   8
Содержание стр.
Глава 1.Урочная деятельность…………..……………………………3

  • Урок географии. Атмосфера Земли ………………………………....4

  • Интегрированный урок по экологии и географии «Влияние окружающей среды Томской области на здоровье населения»…..10

  • Интегрированный урок: естествознание и история по теме «Чудо планета - Земля» ……………………………………………………..22

  • Повышение качества знаний на уроках биологии и географии с использованием ИКТ ……………………………………………….28

  • Экологическое образование в школе ……………………………….31

  • Методика использования исследовательской деятельности в преподавании экологии в школе ……………………………………34


Глава 2. Проектная и научно-исследовательская деятельность обучающихся…37

  • «Человек на Земле» VIII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов 2010 – 2011 г.……38

  • Абрамович Наталья, ученица 8 класса Зоркальцевской школы, «Ароматерапия»……………………………………………………39

  • Шумилова Татьяна, ученица 9 класса Зоркальцевской школы, «Влияние комнатных растений и процесса ухаживания за ними на психологическое здоровье».…………………………………..…..42

  • Косицина Аня, ученица 5 класса Зоркальцевской школы, «Паспортизация растений кабинета биологии………………..….45


Глава 3. Образовательные программы по экологии……………..….46

  • Модифицированная программа «Природа и человек» экологической направленности, индивидуального развития ребенка ..............................................................................................46

  • Программа экологической направленности «Наш мир»………………………………………………………………….51


Глава 4. Внеурочная деятельность……………………………………..54

  • «Сказка об одиноком можжевельнике»………………………...54

  • Праздник «Картошкин день»…………………………………...….64

  • Методическая разработка «Красная книга – зона тревоги»……..72

  • Творческий отчет о проделанной работе в рамках Региональной экологической акции «Сохраним мир птиц»…………………….80

  • Внеклассное мероприятие КВН «Птицы - наши друзья»……….84

  • Кабинет биологии МОУ «Зоркальцевская СОШ» Томского

Района……………………………………………………………88
  • Учебно-опытный участок МОУ «Зоркальцевская СОШ» Томского района………………………………………………………………100



Глава 5. Детские работы………………………………………………..106

  • Областной конкурс «Сохранение биологического
    разнообразия»………………………………………………….…..106

  • Областной конкурс «Знай и люби свой край»…………………..132

  • Областная викторина «Окружающий мир»…………………….147

  • «Бесценный дар Земли»………………………………………...163

  • Экологические сказки …………………………………………….168

  • Наше творчество…………………………………..…………...170


«Учитель… Профессии прекрасней нет на свете»………………….172
Глава 1.Урочная деятельность.
При организации урока учитываю три основных компонента развития познавательного интереса: эмоциональный, интеллектуальный, волевой этапы урока. В основе преподавания предмета использую проблемное изложение, используя частично-поисковый метод, эвристический метод.

Как средство активизации деятельности учащихся применяю игровые технологии. В процессе игры у ребенка есть возможность реализовать свои потенциальные возможности.

Один из важных методов обучения экологии являются - наблюдения и эксперимент. Эти методы работы формируют у школьников такие приемы мышления - как анализ, синтез, сравнение и обобщение.

На основе наблюдения учащиеся овладевают практическими умениями, проводить измерение, работать с микроскопом, готовить микропрепараты, определять названия растений и животных, их систематическое положение, составляют коллекции.

Эксперимент приучает школьников к аккуратности, точности, развивает мышление, пробуждает интерес к предмету.

Использую технологии РКМЧП: учу детей самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Провожу проблемные, проектные и исследовательские уроки, которые направлены на развитие у обучающихся исследовательских, информационных и коммуникативных компетенций.

Современные технологии РКМЧП можно использовать в экологии школьного образования для развития самостоятельности, творчества и креативности обучающихся.

Использование современных технологий позволяет более эффективно формировать экологическую культуру и мировоззрение, и подходить к решению экологических проблем на основе практических знаний.

Мы должны научиться жить в гармонии с природой и научить этому нашей детей. Равнодушию не должно быть места.

Я считаю, что наше время востребует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Моя задача, как педагога – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие экологические проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.

  Традиционные уроки я провожу в форме лекций, семинаров, зачётов, практических и лабораторных работ.

Диагностику результатов учебного процесса на уроке осуществляемого количественной оценкой знаний. Только систематическая работа учителя, направленная на развитие логического мышления учащихся, обязательно принесёт плоды в нашей работе.

Как и многие учёные - практики, я пришла к осознанию необходимости такой организации обучения, которая бы учитывала прежде всего индивидуальные особенности учащихся. Одним из путей решения поставленной проблемы - дифференцированное обучение. Традиционный урок, как правило, ведущая роль отводит учителю, а это не даёт возможности раскрываться каждому ученику на уроке. Поэтому я чаще обращаюсь в своей практике к нетрадиционным урокам. Для того, чтобы школьники не потеряли интерес к предмету, я активно планирую и использую различные методы активного обучения в дидактических играх и игровых моментах, при изучении нового материала и при обобщении изученного на уроке.

Составляем кроссворды, ребусы, загадки, шарады, экологические рассказы и сказки.

Познавательный интерес - это одно из личностных качеств обучающихся, черта их характера, проявляющегося в виде активности, любознательности. Важным стимулом познавательного интереса, связанны с содержанием обучения, является выполнение учеником творческих заданий.

Это и небольшие сообщения, и рефераты, и доклады жизни и деятельности учёных по, изготовление дидактических пособий своими руками. Всё это позволяет создать благоприятные условия для самообразования и профессиональной ориентации.

Популярный ныне метод тестирования, как одну из форм подготовки к ЕГЭ, регулярно использую на своих уроках. После изучения темы провожу тест, с перечнем вопросов, объединённых одной единой темой урока, направленных на выявление качества имеющихся знаний.


Урок географии. Атмосфера Земли (6 класс).

Червонец Ольга Леонидовна, учитель биологии и географии


Тема урока: «Атмосфера: состав, строение, значение, температура».

Цель урока: Сформировать представление об атмосфере и ее значении на Земле, о строении и температуре атмосферы.

Оборудование: учебник 6 кл., КМ-школа, интерактивная доска.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1.Оргмомент. I. Организационный этап.

Учитель: Дети, я рада, что вы пришли на урок географии, чтобы узнать что-то новое из этой сложной, но очень интересной и занимательной науки.

Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

Слайд № 1

2.Изучение нового материала. Изучение нового материала начинается со стихотворения, без сообщения темы урока.

Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило,

Да притом не видно было?

Ни сложить, не развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?!



  • Ребята, как вы считаете, существует ли одеяло, которое укрывает всю Землю? (ответы учеников, ученики могут аргументировать свою точку зрения)

  • Как оно называется? (ответы учеников)

  • Молодцы, оно действительно называется атмосфера.

  • Так что же мы будем сегодня изучать? Какова тема нашего урока? (ответы учеников)

Слайд №2 с темой урока.

Тема урока «Атмосфера: состав, строение, значение, температура». Запишем тему урока в наши дневники исследователей.

Поскольку мы ученые-исследователи и всегда знакомимся с новыми терминами и понятиями, предлагаю вам обратиться к электронной энциклопедии и послушать небольшое сообщение об атмосфере.

Видео фрагмент №1

«Атмосфера – составная часть планеты».



  • Что вы узнали об атмосфере? (ответы учеников)

  • А что же это за оболочка?

Слайд №4 Определение атмосферы

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. (запись).

Итак, вы прослушали сообщение об Атмосфере, тогда возникает вопрос «Какой же состав воздуха имеет атмосфера и каково ее строение?» Давайте разберемся!


  • И первое с чего начнем – это состав Атмосферы.

  • Напомните мне, пожалуйста, что такое Атмосфера?

Видео фрагмент №2

  • А если это воздушная оболочка земли, предположите, из чего она будет состоять? (ответы учеников)

Слайд №4 Состав атмосферы

Атмосферный воздух - всегда вокруг нас: заполняет все трещины, щели.содержиться в почве, растворен в воде. Но мы не замечаем его: он бесцветен, не имеет вкуса, запаха. Но без него мы не можем жить.

Длительное время считали, что воздух - это однородное вещество. Лишь во

второй половине XVΙΙΙ в. установили, то воздух - это смесь газов.



Слайд №5 Строение атмосферы

С высотой изменяется состав, давление, влажность воздуха. Благодаря этому атмосфера имеет слоистое строение.

1)Тропосфера содержит 80% всего атмосферного воздуха, 90% водяного пара. Именно в ней содержаться облака и выпадают осадки. Верхняя граница тропосферы - 18 км .

2) Стратосфера содержит минимум водяного пара. Воздух холодній и разряжен. Верхняя граница- 50- 55 км.



Слайд № 6. Верхнии слои атмосферы

Температура понижается от 0 до 90◦

мезосфера 80-85 км ионосфера

термосфепа 800 км

экзосфера

Значение атмосферы:

1. Источник воздуха;


  1. Предохраняет Землю от метеоритов.

Влияние человека на воздух атмосферы.

- Атмосферный воздух — наибольшее богатство, которое мы не всегда должным образом оцениваем, важна часть окружающей среды, в которой мы живем. А как же человек к нему относится? С развитием промышленности транспорта возникла проблема охраны воздуха от загрязнения. В связи с выделением при сгорании топлива огромного количества углекислого газа изменяется газовый состав воздуха. Ежегодно в атмосферу поступает намного больше углекислого газа, чем его могут поглотить все растения Земли.

Решить проблему охраны воздуха можно, устранив причины его загрязнения. Хотелось бы, чтобы люди помнили о значении атмосферы и бережливо относились к ней.

Слайд №7 Изменение температуры с высотой


  • Правило №1: солнечные лучи нагревают не атмосферу, а поверхность Земли.

  • Правило №2: при подъеме над поверхностью Земли температура воздуха в тропосфере понижается на 6 °С на каждом километре подъема.


Слайд № 8 зависимость температуры от географической широты

Правило №3: количество тепла и света на Земле убывает от экватора к полюсам.

Амплитуда температур - разность самой высокой и самой низкой температур в течение определенного промежутка времени.

А = t °С max - t °С min

Практическая работа.

Тема: “Построение графиков изменения температур”

Цель:

  1. Отработка умений и навыков построения графиков.

  2. Использование графиков при анализе и сравнении.

Ход работы

  1. Чертим график.

  2. По горизонтали отмечаем время измерения температуры.

  3. По вертикали отмечаем температуру (Т - С°).

  4. Вычисляем амплитуду температуры по формуле.

  5. Вычисляем среднюю температуру.

  6. Соединяем точки.

  7. Сделать вывод. Совпадут ли графики хода температур воздуха для разных городов? Объяснить почему?

Закрепление.

Показ слайдов на закрепление темы.

Вот и подошел к концу наш урок.

Что нового вы узнали на уроке?

Действительно ли можно назвать атмосферу – прозрачным покрывалом нашей планеты? (ответы учеников).

Догадайтесь, о каком слое атмосферы идет речь?

Слой снегов, дождей, ветров –

Атмосферы слой живой,

Восемнадцать километров

Этот самый нижний слой.

Есть здесь все, но в большой мере –

Кислород, азот, озон,

В малых долях – йод и гелий,

Водород, неон, аргон.

(тропосфера)



-Ребята, а что нам говорят эти цифры

- 2000 - 3000 км (толщина атмосферы)

- 78% (содержание азота в воздухе)

- 21% (содержание кислорода в воздухе)

- 17 – 20 км (толщина тропосферы над экватором)

- 50 – 55 км (верхняя граница атмосферы)



VI. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаже его выполнения.

И так, все успешно справились со своей работой, заслуживают премию в оценочном эквиваленте.

Перед объявлением оценок, дайте самооценку деятельности на уроке и полученным результатам.

На этом этапе подводится итог урока: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся.

Целесообразно дать дифференцированные задания, учитывая интересы учеников, склонности, желания. Подробно, но сжато проинструктировать выполнение домашнего задания.

Комментирование и выставление оценок.

Домашнее задание: § 31-32+ записи, раб. тетрадь тема «Атмосфера: строение, значение, изучение» стр.152 задания 1-3, стр.155 задания 1,5. Для желающих учеников Творческое задание «Мы рисуем атмосферу». Ребята представляют свои рисунки по теме «Атмосфера». Рисунки можно представить как на листах бумаги, так и на компьютере.
Для получения обратной связи был использован приём незаконченных предложений:


  • Получил удовольствие от того, как…

  • Испытываю радость от того, что…

  • Мне интересно было узнать, что…

  • Лично мне это нужно, так как я…

  • После урока я хочу разобраться в…

  • Дома я хочу попробовать свои силы…

Дети, мне было приятно работать с вами. Надеюсь, что, и ваше настроение не испортилось от нашего общения. С каким настроением вы покидаете урок? (показ мордашек).

Спасибо. До свидания.



Приложение 1

Парниковый эффект

В последнее время ученые-метеорологи бьют в набат: похоже на то, что атмосфера Земли разогревается значительно быстрее, чем когда-либо в прошлом. Это предопределено деятельностью человека, который, во-первых, подогревает атмосферу путем сжигания большого количества угля, нефти, газа, а также работы атомных электростанций. Во-вторых, и это главнее всего, сжигание органического топлива, а также уничтожение лесов приводит к накоплению в атмосфере количества углекислого газа. За последние 120 лет содержание этого газа в воздухе увеличилось на 17%. В земной атмосфере углекислый газ действует как стекло в теплице или парнике: он свободно пропускает к поверхности Земли солнечные лучи, но удерживает тепло разогретой Солнцем поверхности Земли. Это вызывает разогревание атмосферы, известное под названием парникового эффекта. По подсчетам ученых, в ближайшие десятилетия среднегодовая температура на Земле за счет парникового эффекта может увеличиться на 1,5-2 °С. Если человечество не снизит темпы загрязнения атмосферы и глобальная температура будет в дальнейшем расти, как это имеет место в течение последних 20 лет, то очень быстро климат станет теплее, чем когда-либо на Земле за последний миллион лет. Это вызовет активное ускорение глобального экологического кризиса.



Приложение 2

Кислотные дожди

Окиси серы и азота, что выбрасываются в атмосферу в результате работы тепловых электростанций и автомобильных двигателей, сообщаются с атмосферной влагой и образуют мелкие капельки серной и азотной кислот, которые переносятся ветрами в виде кислотного тумана и выпадают на землю кислотными дождями. Эти дожди крайне вредно действуют на окружающую среду:

• снижается урожайность большинства сельскохозяйственных культур в результате повреждения листьев кислотами;

• вымываются из почвы кальций, калий и магний, который вызывает деградацию фауны и флоры;

• погибают леса (особенно чувствительные к кислотным дождям кедр, бук);

• отравляется вода озер и прудов, где погибает рыба, исчезают насекомые;

• исчезают водоплавающие птицы и животные, которые питаются насекомыми;

• погибают леса в горных районах (таких, как Карпаты), что вызывает горные сдвиги и селевые потоки;

• ускоряется разрушение памятников архитектуры и жилых домов, особенно тех, которые украшены мрамором и известняком;

• увеличивается количество заболеваний людей (раздражение глаз, болезни дыхательных путей и тому подобно



Приложение 3

Табачный дым

Есть еще один вид загрязнения воздуха, что в сотни тысяч раз превышает загрязнение любого металлургического или химического комбината, однако люди сознательно вдыхают такой воздух. Речь идет о курении. Человек, который жжет сигарету, вдыхает воздух, загрязнение которого в 384 тысячи

Ученые говорят, что вдыхать табачный дым в четыре разы вреднее, чем газы непосредственно из выхлопной трубы автомобиля. В табачном дыме, кроме легкого наркотика — никотина, содержится целый «букет» (около 200) особенно ядовитых веществ, таких, как угарный газ, вещества, которые влекут рак легких и много других.

Приложение №4
Описание изготовления модели барометра:


  1. Обрезать воздушный шарик, надеть его на пол-литровую банку с широким горлышком и закрепить резинкой.

  2. Сделать из соломинки стрелку, заострив её конец (или использовать трубочку для сока). Закрепить клейкой лентой один конец соломинки на середине шарика, накрывающего банку. Стрелка должна располагаться строго по горизонтали.

  3. Поставить кусок картона рядом с банкой таким образом, чтобы внешний конец стрелки едва прикасался к нему, и отметить положение её кончика – эта отметка будет соответствовать атмосферному давлению в тот день, когда вы сделали барометр.

  4. Нарисовать шкалу вдоль этой линии. Приклеить этот кусок картона клейкой лентой к банке, следя за положением стрелки.

Дальнейшие наблюдения: при повышении атмосферного давление поверхность шарика будет как бы вдавлена в сосуд, и стрелка поднимется вверх по шкале; когда атмосферное давление будет падать, то на поверхность шарика будет давить воздух из сосуда и стрелка опуститься по шкале.

Интегрированный урок по экологии и географии

«Влияние окружающей среды Томской области на здоровье населения»
Червонец Ольга Леонидовна, учитель биологии

Тип урока: изучения нового материала

Форма проведения: урок – конференция

Цель: сформировать представление о влиянии окружающей среды Томской области на здоровье населения, раскрыть пути решения экологических проблем, углубить знания о влиянии экологических условий на жизнь и здоровье человека.

Задачи:

1. Образовательные – сформировать знания о компонентах природы, о мониторинге;

2. Развивающие – продолжить совершенствование умений работать над докладом и выступать с сообщением, изучать дополнительную литературу;

3. Воспитательные – воспитание экологического сознания.



Оборудование: физическая карта Томской области, статистический материал, учебник «География Томской области, атласы Тоской области, иллюстрации (Прил.1,2,3,4).

Ход урока

I. Организационный момент: взаимное приветствие, проверка готовности класса к уроку (2 мин.).

II. Подготовительный этап:

За неделю до проведения урока учитель дает задание учащимся – приготовить сообщения по темам:



  1. Загрязнение воздуха Томской области (см. приложение 1);

  2. Загрязнения вод Томской области (см. приложение 2);

  3. Состояние лесных и земельных ресурсов Томской области (см. приложение 3);

  4. Состояние флоры и фауны Томской области (см. приложение 4);

  5. Способы защиты воздуха (см. приложение 1);

  6. Влияние загрязнений на здоровье населения Томской области (см.приложение 5).

Оформление на доске:

Эпиграф урока:

«Аэродромы, пирсы и перроны

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды ».

(Р. Рождественский)

Выбросы в атмосферу

Перенос и рассеивание

загрязняющих веществ
Осаждение загрязняющих Поступление загрязняющих

веществ на водную веществ в


организм

и земную поверхность человека

Поступление в сельхозпродукцию,

загрязнение водной среды


На плакатах – высказывания известных людей России:

- «Все прекрасное на Земле – от Солнца, все хорошее – от Человека»;

- «Защищая природу – мы защищаем Родину».

(М. Пришвин).

Задача, поставленная перед учащимися: активно участвовать в конференции, записывать на уроке ответы на вопросы.


III. Этап изучение нового материала (30 мин.)

Учитель:

- Экологическая проблема в России одна из важнейших проблем. Экологическая ситуация во многих районах очень острая. Загрязнение воды, воздуха, почвы стало причиной болезней людей. Сегодня мы прослушаем сообщения о загрязнениях в нашей Томской области.

- Почему возникли экологические проблемы? Причины разные. Заслушивается доклад о загрязнении воздуха Томской области:

1. Сообщение ученика - (Прил. 1)

На основании услышанного проводится беседа о загрязнении воздуха, совместно делается вывод, что является загрязнением – сжигание угля, нефти, газа, промышленные предприятия, автомобильный транспорт.

Задается вопрос к классу, - какие способы защиты вам известны?

- высокие заводские трубы, выбрасывающие дым выше уровня застоя воздуха;

- электрические фильтры для обеспыливания и установки для удаления серы из дыма;

- регулирование выхлопов автотранспорта;

- озеленение.

Учитель: - Загрязняется не только воздух, но и воды, рек, озер, подземные воды Томской области:

2. Сообщение ученика - (Прил. 2).

Далее также обсуждение вопроса с классом, после чего продолжается обсуждение следующих тем:



3. Состояние лесных и земельных ресурсов Томской области - (Прил. 3);

4. Состояние флоры и фауны Томской области - (Прил. 4);

5. Способы защиты воздуха - (Прил. 1);

6. Влияние загрязнений на здоровье населения Томской области - (см. приложение 5).

“Мозговой штурм”

Учитель: Когда вы увидели воочию во что можно превратить “кусочек” природы. Я уверена, что вам никогда не захочется разрушать муравейники или гнезда, рвать цветы ради своего удовольствия. Вы будете бережнее относиться к природе?

Учащиеся: Да!

Пояснения: Зажигаем свечу.

Учитель: Глядя на огонь, попробуйте придумать ассоциации со словом экология.

Ассоциации:

Чистота, природа, заводы, охрана, загрязнение, жизнь, защита, катастрофа, СХК.



Учитель: А кто знает, что означает экология? Когда этот термин был введен? Какие экологические проблемы существуют в Томской области (или родного края)? И что является источниками загрязнения?

Экологические проблемы Томской области:

      • Вырубка леса.

      • Загрязнение атмосферы.

      • Увеличение количества отходов.

      • Неэффективное использование природных ресурсов.

      • Падение рождаемости.

      • Увеличение уровня заболеваемости, в частности раком.

Источники загрязнения:

      • Районы нефтедобычи.

      • Падение отделяющих ракетоносителей.

      • Воздействие СХК.

      • Места захоронения радиоактивных отходов.

      • Отходы промышленных предприятий.

      • Нерациональное использование лесов.

IV. Закрепление материала (10 мин.)

Подводятся итоги урока, ученики высказывают свое мнение о проведении урока, проводится тестовая письменная работа на вопросы, поставленные в начале урока:

1. Что обозначает понятие мониторинг?

а) описание местности;

б) многократные наблюдения;

в) обязательные многократные и регулярные наблюдения.

2. Какие загрязнения окружающей среды, влияющие на здоровье человека известны вам?

а) химическое загрязнение;

б) токсичность и радиация;

в) все ответы верны.

3. Перечислите способы защиты воздуха:

а) озеленение;

б) высокие заводские трубы;

в) фильтрация и т. п.

После написания теста ребята обмениваются своими работами и проверяют их. Учитель аргументирует и выставляет оценки.

Учитель: Проблемы, которые были сегодня рассмотрены, касаются каждого жителя нашей Томской области – будь это взрослый человек или школьник. Какую помощь в решении этих проблем, могут оказать юные граждане нашей страны.

Учащиеся: Во-первых, мы должны повышать свой уровень экологического образования. Не загрязнять окружающую среду бытовыми отходами, не сжигать мусор, листву. Помнить: чистый воздух – залог здоровья. Заниматься озеленением нашей местности. Требовать экологической гласности от должностных лиц. Равнодушие в проблемах экологии гибельно для всех нас. Чистого воздуха, ясного неба над головой, цветущих улиц и зеленых скверов всем нам.

Учитель: Мы «улучшаем» природу, забыв, что сами нуждаемся в улучшении. Не природа требует дальнейшего преобразования – человечество нуждается в новых устоях жизни. Я обращаюсь к ВАМ, ко всем жителям нашего края, потому что в сложившейся обстановке только общими усилиями мы можем отвести от себя беду.

И в итоге урока учитель раздает ученикам таблички с нарисованными на них изображением мимики (веселое лицо и грустное) и задает ребятам вопросы:

- понравился ли им урок? И перечисляет этапы, а ребята должны поднять табличку.

V. Домашнее задание (3 мин.)

Учитель: Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного. Для того, чтобы наш урок не прошел бесследно, дома подумайте и сделайте следующие задания по выбору:


    1. Напишите сочинение: “Я люблю свой край, потому что…”.

    2. Сочините стихи о нашем крае и как вы видите его будущее.

    3. Нарисуйте эмблему эколога.

    4. Составьте кроссворд.

    5. Интересные фотографии нашей местности.

Литература

1. Атлас Томской области//под. ред. Евсеева Н.С. – М., 1998.


2. Евсеева Н.С. География Томской области (Природные условия и ресурсы.). Томск: ТГУ, 2001 - 223 с.

3. Обзор: экологическое состояние, использование природных ресурсов, охрана окружающей среды Томской области в 1995 г. Томск, 1996 - 178 с.

4. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2001 – 490с.

5. Преподавание географии в Томской области в 8 классе: Методическое пособие/ Под общ. ред. Н.Н. Зинченко. – Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2007. – 76 с.

6. Седых В.Н. Леса Западной Сибири и нефтяной комплекс. – М.: Экология, 1996 г. – Вып. № 1 - 36 с.

7. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Учебное пособие для студентов экономических вузов. Под общей ред. проф., д-ра геогр. н. В.Г. Глушковой – М.: Московский Лицей, 2003 – 114 с.

8. Экологический атлас России/ Издательство ЗАО «Карта». М.: 2002 – 128 с.

Приложение 1

Загрязнение воздуха Томской области. Способы защиты воздуха.

Выбросы вредных веществ в атмосферу Томской области (без учета г. Северска) ежегодно поступают от 1202 предприятий. Общее количество источников выбросов — 116721. Анализ литературы, по уровню загрязнения атмосферного воздуха показывает, что выбросы окиси углерода и углеводородов являются основными.



По территории Томской области антропогенная нагрузка на атмосферный воздух распределена неравномерно, и наибольшее загрязнение отмечается в местах размещения предприятий нефтегазодобывающей отрасли: в Каргасокском, Парабельском, Александровском районах. В населенных пунктах области загрязнение воздушной среды обусловлено функционированием промышленных предприятий, жилищно-коммунальных комплексов и автотранспорта. Основная масса выбросов по Томской области приходится на Каргасокский, Парабельский, Александровский районы и Томск. За последние пять лет суммарный объем зарегистрированных выбросов практически достиг уровня начала 90-х гг. прошлого века. Всего за 2005 г. в атмосферу области было выброшено 402,8 тыс. т загрязняющих веществ от стационарных источников и автотранспорта.

Рис. 1. Доля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по отраслям производства.

В городе нет специальных магистралей, обладающих высокой пропускной способностью, поэтому основные потоки автотранспортной техники пропускаются по районам жилой застройки. В настоящее время для снижения нагрузки автотранспорта на окружающую среду и здоровье людей в Томске ведется работа по переводу транспорта на газомоторное топливо, расширили Комсомольский проспект, построен новый коммунальный мост и транспортная развязка у КПП г. Северска. Детские площадки переносятся за пределы влияния автотранспорта. На 1 января 2006 г. на сжатый газ в целом по области переведено 1890 единиц автотранспортных средств, в том числе за 2005 г. — 150 единиц. Дополнительно введено 2 автозаправочные станции для заправки автомобилей газомоторным топливом. Экологическая эффективность перевода автомобилей на газомоторное топливо составляет 36 %. Уменьшение суммарного выброса автомобилей, оборудованных газобаллонной аппаратурой, по сравнению с бензиновыми, в 2005 г. составило более 1 тыс. т. Значительного снижения вредного влияния автотранспорта на окружающую среду следует ожидать от разработки более рациональных схем движения автотранспорта внутри города и выведения его транзитных потоков за пределы населенных пунктов, внедрения систем благоустройства и озеленении улиц с интенсивным автомобильным движением.



Приложение 2

Загрязнение вод Томской области
Поверхностные водоемы (реки и озера) Томской области — пресные, в основном, естественного происхождения, занимают около 2,5 % всей площади. На территории области насчитывается 18100 рек общей протяженностью 95 тыс. км, 112900 озер площадью водного зеркала 4451 км2, более 1,5 тыс. болот, включая болота площадью в сотни тысяч квадратных километров, более 170 прудов и водохранилищ. На территории Томской области разведано 30 месторождений пресных подземных вод и 1 — минеральных.

Объем сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты составил 11,94 млн м3, что на 4,93 млн м3 меньше, чем в 2004 г. Это объясняется прекращением сброса в болота загрязненных стоков ООО «Стрежевойтеплоэне ргоснабжение» (улучшение технологии очистки сточных вод на очистных сооружениях и перевод их в категорию нормативно-очищенные), сокращением сброса сточных вод на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства. Полностью в 2005 г. прекращен сброс в оз. Киргисак загрязненных сточных вод г. Асино и подачи их на очистные сооружения. С недостаточно очищенными и неочищенными сточными водами в ПВО Томской области поступает значительное количество загрязняющих веществ, среди которых преобладают неорганические соли. В меньших, но все-таки значительных количествах в реки, озера и болота сбрасываются взвешенные вещества и органические соединения. В структуре отдельно идентифицируемых веществ, как и в предыдущие годы, преобладают сульфаты, хлориды, магний, кальций, нитраты, азот аммонийный, железо, кремний и некоторые другие вещества.

В результате естественного и антропогенного загрязнения поверхностных вод водоемы Томской области соответствуют 3—4-му классам качества вод: «загрязненная» и «умеренно загрязненная»:

— р. Обь, с. Александровское. Индекс загрязняющих веществ (УКИЗВ) в 2005 г. составил 2,85 (в 2004 г. —2,64), что соответствует 3Б классу качества — очень загрязненная вода.

— р. Обь, г. Колпашево (2 створа — выше города и ниже). Качество воды выше города сохранилось на уровне прошлого года. В 2004 и 2005 гг. УКИЗВ — 1,21 — 1,21, что соответствует 2-му классу качества — слабо загрязненная вода. Качество воды ниже города улучшилось, величина УКИЗВ в створе реки ниже города составила 1,71, в 2004 г. —2,08, что соответствует 2 классу качества — слабо загрязненная вода.

— р. Томь, г. Томск (2 створа, выше города и ниже). Качество воды в реке осталось на уровне прошлого года. Величина УКИЗВ в 2005 г. в створе выше города составила 2,54 (в 2004 г. — 2,43), что продолжает соответствовать 3А классу качества — весьма загрязненная вода. Величина УКИЗВ в 2005 г. в створе ниже города составила 2,17 (в 2004 г. — 2,43), что продолжает соответствовать 3А классу качества — весьма загрязненная. В 2005 г. в створе выше города наблюдалось «неустойчивое» загрязнение азотом нитритным, азотом аммонийным, легкоокисляемой органикой (по БПК5); «устойчивое» загрязнение фенолами, «характерное» — нефтепродуктами и железом. В створе ниже города наблюдалось «неустойчивое» загрязнение азотом аммонийным, азотом нитритным, фенолом; «устойчивое» загрязнение легкоокисляемой органикой (по БПК5); «характерное» — железом и нефтепродуктами. Уровень загрязненности этими ингредиентами различен. По нитритному азоту, фенолам, нефтепродуктам наблюдался средний уровень загрязненности; по БПК5 — низкий уровень в двух створах. В створе выше города в 2005 г. наблюдалась высокая загрязненность по азоту аммонийному.

— р. Томь, с. Козюлино. Качество воды практически не изменилось. УКИЗВ в 2005 г. составил 1,48 (в 2004 г. — 1,23), что продолжает соответствовать 2-му классу качества — слабо загрязненная вода. В 2005 г. Наблюдалось «характерное» загрязнение вод нефтепродуктами, легкоокисляемой органикой (по БПК5); «устойчивое» загрязнение железом общим. Уровень загрязненности по БПК5 — низкий.

— р. Ушайка, г. Томск. Величина ИЗВ в 2005 г. составила 3,23, что соответствует 3Б классу качества — очень загрязненная вода. По сравнению с прошлым годом вода р. Ушайка улучшилась. УКИЗВ в 2004 г. — 3,54, что соответствует 3Б классу качества — очень загрязненная вода. По сравнению с прошлым годом, состав воды в р. Ушайке на прежнем уровне. В 2005 г. наблюдалось «характерное» загрязнение вод нефтепродуктами, легкоокисляемой органикой (по БПК5), азотом нитритным, азотом аммонийным; «устойчивое» загрязнение фенолами; железом общим; «неустойчивое» загрязнение, снижение кислорода. Уровень загрязненности по нефтепродуктам, фенолам, азоту нитритному, азоту аммонийному, железу общему, оценивается как средний; по азоту аммонийному, БПК5, снижению кислорода — как низкий.



Приложение 3

Состояние лесных и земельных ресурсов Тоской области

Проблема использования лесосырьевых ресурсов в Томской области связана с тем, что лишь 55 % площади лесов области представляет интерес для эксплуатации. Леса значительно истощены в результате интенсивного использования в течение последнего пятидесятилетия. Освоение расчетной лесосеки составляет 6,0 %. В лесном фонде Томской области рубки ухода в молодняках проводятся преимущественно на площадях лесных культур, созданных после лесоустройства, чтобы не допустить их зарастания лиственными породами. В результате проведения рубок ухода в молодняках мягколиственного хозяйства, под пологом которых числились лесные культуры кедра, переведено в хвойное хозяйство 0,2 тыс. га.


  1   2   3   4   5   6   7   8