Ученые записки "Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании". Выпуск 18

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Ученые записки "Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании". Выпуск 18



страница1/15
Дата15.04.2018
Размер4.02 Mb.
ТипУченые записки


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

.45392457.00080-01 99 01



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ


УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора ИИО РАО по НР

_____________ /Л.П. Мартиросян/

«___»_____________2009 г.



РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ




Ученые записки

"Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании". Выпуск 18

.45392457.00080-01 99 01

Листов 252

Разработчики:


Роберт И.В.

Антонова О.А.

Брескин В.

Булавенко О.А.

Волков П.Д.

Гамзаева Е.Г.

Грушко Т.Ю.

Деева О.А.,

Евдокимова Н.А.

Ежова Г.Л.

Злобин В.И.,

Иващенко М.В.

Кайнов В.М.,

Кобяков А.Г.


Латышев В.Л.

Козей С.

Козей С.

Копейкина О.В.

Кравцова А.Ю.,

Малыженков В.И.

Мансурова Т.В.

Маслов В.Г.

Митин А.И.

Мороз В.В.

Никонова Н.В.

Никонова Н.В.

Новиков В.Н.,

Павлов И.В.

Поляков В.П.

Пузикова И.Г.

Садовин Н.Л.

Степанов В.Л.

Степанова Л.Г.

Тарабрин О.А.

Тарабрин О.А.

Шаров Д.А.

Щепакина Т.Е.

Москва 2009



Развитие теоретической базы информатизации непрерывного образования
Современное состояние российских и международных научных исследований
в области информатизации образования


Т.Ю. Грушко

В последние десятилетия наблюдается бурное и устойчивое развитие технологий, которые оказывают огромное влияние на все сферы жизни современного мирового сообщества. Особенно это касается информационных технологий, которые, благодаря стремительному развитию компьютерной техники и телекоммуникаций, открыли перед человечеством невиданные ранее способы общения, получения знаний, доступа к информации, обработки и анализа огромных массивов данных, возможности моделирования различных процессов и явлений. Современные информационные технологии оказали сильное влияние на весь образовательный процесс, открыв перед студентами и учителями новые возможности повышения качества и эффективности образовательного процесса.

Современный уровень развития мирового сообщества характеризуется стремительно развивающимся процессом информатизации, более глубокой интеграцией между информационными, коммуникационными технологиями и научно-производственными сферами. Интеллектуализация всех видов человеческой деятельности требует готовности к использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности, что влечет за собой повышение требований к уровню обучения и преподавания. В своих работах И.В. Роберт определяет информатизацию общества как глобальный социальный процесс, «особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, обработка, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена».

В связи с этим, одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является процесс информатизации современного образования: внедрение средств ИКТ в предметные области, в профессиональную деятельность учителей и в организацию учебно-воспитательного процесса. Анализ современных исследований позволил определить средства ИКТ как программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие: операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче, продуцированию информации; доступ к информационным ресурсам компьютерных сетей.

Современный этап информатизации образования требует формирования у студентов и учеников:

• системы знаний фундаментальных концепций, принципов и базовых понятий ИКТ;

• умений использовать технологии для решения задач, реализации идей и повышения производительности труда;

• навыков в области использования информационных и коммуникационных технологий для исследования, структурирования и анализа информации, образования и самообразования;

• понимания социально-этических проблем современных ИКТ.

Информатизация образования должна выполнять следующие функции:

• технологическую, предполагающую переход от традиционных технологий преподавания, обучения к новым информационным технологиям осуществления этих процессов;

• коммуникационную, предполагающую расширение возможностей установления профессиональных контактов и обмена информацией как внутри образовательного учреждения, так и с внешней средой.

Современному обществу нужны образованные, способные к сотрудничеству, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия.

Анализ российских и зарубежных исследований, нормативных и методических документов, материалов международных и российских конференций по проблемам информатизации современного образования позволяет сделать вывод, что традиционная модель школьного образования не отвечает современным требованиям, которые ставит общество перед выпускниками общеобразовательных школ. Поэтому и в российской, и в зарубежной школе идет поиск и апробация новых инновационных моделей образования.

Проведенный анализ опубликованных к данному моменту научных исследований позволяет утверждать, что на сегодняшний день существуют следующие направления информатизации образования:

• развитие теории и технологии образования на базе средств ИКТ;

• совершенствование информационно-методического обеспечения и содержания обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования;

• разработка образовательных стандартов использования и применения ИКТ в различных образовательных областях;

• реализация возможностей ресурсов ИКТ как среды непрерывного образования;

• создание электронных образовательных ресурсов;

• совершенствование механизмов управления системой образования средствами ИКТ;

• совершенствование подготовки кадров информатизации образования;

• автоматизация процессов информационно-методического обеспечения образовательного процесса;

• развитие структуры и содержания образовательных программ повышения квалификации кадров в области применения ИКТ;

• защита интеллектуальной собственности, реализованной в электронном виде.

Вместе с тем, проведенный анализ позволяет утверждать, что в современных российских исследованиях не уделяется должного внимания разработке структуры и содержания системы непрерывного образования в международных школах и школах международного бакалавриата.

Структура непрерывного образования в школах международного бакалавриата сходна с российской, однако содержание и технологии обучения во многом отличаются от российских стандартов. Все вышеизложенное определяет необходимость выявления особенностей российской педагогической науки в условиях использования информационных и коммуникационных технологий, пересмотра парадигмы учебного взаимодействия между участниками образовательного процесса, совершенствования или модификации принципов обучения. Информатизация образования приводит к необходимости освоения новых видов информационно-коммуникационной деятельности всех участников образовательного процесса – именно поэтому непрерывное повышение квалификации учителя становится неотъемлемым элементом профессии.

Теперь приведем результаты анализа исследований международных программ ИКТ в сфере образования (на примере программ правительства Великобритании, IBO, ECIS).

С 2000 г. DfES (Department for Education and Skills), Becta (British Educational and Technology Agency), ECIS (European Council of International Schools) и IBO (International Baccalaureate Organization) проводят исследования для анализа достижений в использовании ИКТ в системе непрерывного образования. DfES совместно с Becta были разработаны исследовательские проекты (ImpaCT2, NGfL, Pathfinder, ICT and Home – School Links, Young People and ICT, Computers for Teachers) для оценки результатов использования ИКТ. C 1999 г. ECIS и IBO проводят ежегодные международные конференции по исследованию результатов использования ИКТ и апробации инновационных технологий образования и ресурсов.

Не приводя здесь подробного описания исследовательских проектов и материалов конференций, остановимся лишь на основных направлениях исследовательской деятельности:

• развитие теории и технологии дифференцированого образования на базе средств ИКТ на различных ступенях обучения (ImpaCT2, BETT);

• разработка сетевых технологий для школьной и внешкольной деятельности (ImpaCT2, NGfL, ICT and Home – School Links и др.);

• разработка технологий использования интегрированных проектов на базе ИКТ в различных образовательных областях (IBO, ECIS и др.);

• создание электронных образовательных ресурсов для совершенствования подготовки кадров информатизации образования (Computers for Teachers, IBO curriculum online center, ECIS Teachers support material и др.);

• разработка технологий обучения с использованием видеоконференций.

Как видно из приведенного выше исследования основных направлений российской и международной образовательной системы, цели и задачи едины. Однако проблема состоит в том, что в современных российских научных исследованиях преобладает рассмотрение использования ИКТ в традиционных моделях образования, тогда как международные подходы делают акцент на частных технологических подходах, а не на фундаментальных концепциях, принципах ИКТ.

Отсюда возникает необходимость согласования российских и международных программ в области информатизации образования.
Учреждения и программы, поддерживающие профессиональное образование в Польше

Славомир Козей

Бюро Координации Образования Кадров

Бюро Координации Образования Кадров (BKKK) появилось в декабре 1989 г. в рамках Министерства народного образования (где действовало до октября 1990 г.). В 1990 г. оно стало частью «Фонда сотрудничества».

Главной задачей BKKK является координация международных программ в области профессионального образования и совершенствования, а также других проектов, касающихся проблематики, связанной с профессиональным образованием и рынком труда. Деятельность, ведущаяся ВККК, поддерживает новаторство в польском образовании, служит идентификации проблем образования и обучения, требований рынка труда в условиях хозяйственных перемен и реформирования системы образования. Начинания, реализуемые и координирующиеся ВККК, финансируются из средств европейского союза, билатеральной помощи и государственного бюджета. В 1990–2002 гг. ВККК реализовало следующие программы:

• программа помощи Польше в области профессионального образования (VET) – Phare 90 (1990–95 гг.);

• установление центров обучения иностранным языкам (FLT) – Phare 90 (1992–94 гг.);

• совершенствование образования в Польше (UPET) – Phare 91 (1991–95 гг.);

• модернизация профессионального образования (MOVE) – Phare 92 (1993–96 гг.);

• внедрение модернизированных программ обучения в профессиональное образование (IMPROVE) – Phare 94 (1995–97 гг.);

• программа Management Box – Counterpart/Funds (1994–96 гг.);

• программа Европейского союза Леонардо да Винчи (первый этап в 1995–99 гг.);

• программа Fiesta II – Management Box – Phare (1996–98 гг.);

• региональная программа обеспечения качества (PRAQ III) – мультилатеральная программа Европейской Комиссии (1996–2000 гг.);

• специальная программа подготовки к Европейскому социальному фонду Phare (1999–2000 гг.).

На данный момент деятельность ВККК заключается в следующем:

• участие в программе Европейского Союза Леонардо да Винчи (вторая фаза 2002–06 гг.);

• участие в программе учебных визитов в рамках сотрудничества с Европейским центром развития профессионального образования Cedefop;

• участие в программе Национальной обсерватории профессионального образования и обучения, и проекты, связанные с ней в сотрудничестве с Европейским фондом образования и с Cedefop;

• создание нового отделения Европейского фонда беженцев;

• проведение Форума профессионального консультирования;

• участие в программах билатерального сотрудничества с Японией и Норвегией в области образования;

• публикация периодических изданий «Вестник европейского образования в Польше», «Отчет национальной обсерватории профессионального образования».

Программа Европейского Союза Леонардо да Винчи 2000–2006

С марта 1998 г. Польша участвует в программе Леонардо да Винчи. Программа содействует развитию образования и профессионального обучения на всех уровнях в отдельных странах, а также сотрудничеству между ними в этой области. Целью данной программы является приспособление системы профессионального образования к требованиям рынка труда в объединенной Европе и улучшение ситуации на рынке труда в отдельных странах. Это станет возможным благодаря более эффективной профессиональной подготовке и увеличению шансов трудоустройства выпускников школ разных типов. Для государств Европейского Союза это означает усиление конкурентоспособности в промышленности по отношению к другим регионам мира, развитие информационного общества, усиление общественных и экономических связей. В ситуации, когда рынок труда, согласно объединенным соглашениям, открыт, речь идет уже не только о совершенствовании национальных систем образования, но также о принятии стандартов, позволяющих взаимно признавать свидетельства и дипломы стран – членов Евросоюза.

Сегодня программа концентрируется на достижении трех целей:

• совершенствование системы начального образования и профессионального обучения на всех уровнях, создающее возможность переквалификации согласно требованиям рынка труда;

• улучшение качества и увеличение доступности непрерывного и профессионального образования, создающего возможность совершенствования мастерства и получения квалификаций в течение всей жизни;

• расширение влияния профессионального образования на новаторские процессы, усиливающие развитие конкурентоспособности, и формирующие предпринимательство для увеличения возможностей трудоустройства.

В рамках программы Леонардо да Винчи учреждение или организация ищет заграничных партнеров, которые заинтересованы в сотрудничестве, а потом выставляет свою идею на конкурс проектов. Если проект будет утвержден, он получает дотацию. Проекты оценивают национальные и союзные эксперты. Сумма дотации для авторов проектов зависит от типа проекта и условий контракта, заключенного Национальным агентством программы или Европейской Комиссией.

В настоящее время программа доступна государствам Европейского Союза и государствам EFTA (Норвегия, Исландия, Лихтенштейн), государствам, дружественным с Европейским Союзом из центральной Европы и Кипра, Мальты и Турции. Швейцария участвует в программе как «тихий партнер», используя для участия свои фонды.

Программа адресована общественным и частным организациям, участвующим в профессиональном образовании и обучении, а именно:

• центрам учреждений профессионального обучения, центрам обучения и образовательным учреждениям на всех уровнях, в том числе высшим школам;

• предприятиям, в особенности малым и средним и ремесленной промышленности, или негосударственного или частного сектора, в том числе учреждениям, занятым в профессиональном обучении;

• профессиональным организациям, в том числе промышленным палатам, торговым палатам и т.п.;

• организациям публичных партнеров, органам местного и регионального самоуправления;

• общественным организациям, негосударственным организациям, организациям волонтеров (частные лица не могут самостоятельно выдвигать проекты).

Программа создает возможность реализации разнообразной деятельности в рамках следующих типов проектов:

• Проекты обмена и стажировки поддерживают международную мобильность лиц, принимающих участие в профессиональном обучении. Они концентрируются, прежде всего, на организации профессионального обучения. Главной предпосылкой проектов такого типа является объединение теории с практикой, и, следовательно, усиление связи между миром образования и труда. Можно получить дополнительное финансирование стажировки для учащихся профессиональных школ (стажировка от 3 недель до 9 месяцев), студентов (стажировка от 3 месяцев до 12 месяцев), молодых работников и выпускников (стажировка от 2 до 12 месяцев), а также спонсирование обмена опытом для учителей и руководителей курсов, профессиональных консультантов, руководителей обмена кадрами, организаторов курсов, для лекторов и учителей иностранных языков (время действия от 1 до 6 недель).

• Пилотируемые проекты, целью которых является улучшение качества образования и профессионального обучения, а также профессионального консультирования. Поддерживается, главным образом, создание образовательных продуктов, вводящих инновационные методы обучения с использованием современных технологий. Специфической отдельной группой пилотируемых проектов являются так называемые тематические акции, затрагивающие проблематику, особенно поддерживаемую Европейским Союзом. Особая поддержка предусмотрена для проектов, целью которых является улучшение качества систем образования и профессионального обучения, противостояние дискриминации, увеличение сознания межкультурных различий и проектов, учитывающих образовательные потребности лиц и работников, перемещающихся из одной страны в другую.

• Лингвистические проекты, целью которых является поддержка обучения иностранным языкам и знакомство с европейскими культурами. Они охватывают как развитие методики обучения (в том числе также новаторские образовательные проекты, приспособленные к потребностям разных областей) и оценки достижений в приобретении языковой компетенции, так и процедуры исследования языковых нужд. Подчеркивается значение проектов, касающихся менее популярных европейских языков.

• Программа Леонардо да Винчи поддерживает также создание международной сети учреждений, образующих инфраструктуру распространения знаний и опыта на европейском уровне. Такие сети должны реализовывать три задачи: сбор знаний в определенной области профессионального обучения на региональном или отраслевом уровне; определение тенденций и требований и увеличение пользы от предпринимаемых инициатив в области профессионального обучения; распространение результатов работ, предпринимаемых международной сетью учреждений с целью поддержки новаторства и международного сотрудничества. Поддерживаются проекты с участием учреждений, имеющих разнородный профессиональный опыт, например, политических и институциональных децидентов, которые могут гарантировать прочность данного партнерства.

• Исследования и анализы, которые охватывают создание сборников, исследовательских работ, разработок и анализов, касающихся тем профессионального образования и обучения. Важными являются всякого рода проекты, служащие широко понимаемому обмену информацией.

В Польше программу реализует Бюро координации образования кадров «Фонда сотрудничества», при котором было создано Государственное агентство программы Леонардо да Винчи.

Польская государственная обсерватория профессионального образования

Польская государственная обсерватория профессионального образования была создана в 1996 г. по инициативе Европейского фонда образования (ETF) в Турине, который содействует деятельности Европейской Комиссии в области профессионального образования. Главной целью деятельности государственной обсерватории является сбор и анализ данных о системе профессионального образования, нуждах образования и рынка труда.

К главным задачам обсерватории относятся:

• анализ системы профессионального образования, а также его тенденций и направлений путей развития,

• определение нужд и национальных приоритетов в области профессионального образования,

• реализация исследовательских проектов, порученных ETF и инициированных самостоятельно, вытекающих из государственных нужд в области проблематики профессионального образования, рынка труда и подготовки Польши к интеграции с Европейским Союзом,

• мониторинг международного сотрудничества, ведущегося в области образования и профессионального обучения,

• создание и развитие сети учреждений, экспертов и социальных партнеров, сотрудничающих с целью развития профессионального образования на общегосударственном, общенациональном и локальном уровнях,

• сотрудничество с Национальным центром ресурсов профессионального консультирования,

• поддержка сотрудничества с международными организациями, связанными с профессиональным образованием, и обмен информацией о реформе системы образования.

Ежегодно государственная обсерватория публикует отчет о состоянии профессионального образования, который представляет собой полную картину системы профессионального образования и ее развития в контексте перемен, происходящих в Польше.

CEDEFOP

CEDEFOP – это сокращенное название французской организации Centre Europeen pour le Developpment de la Formation Professionelle, созданной распоряжением совета Европейского Экономического Сообщества (EEC-№ 337/75) 10 февраля 1975 г. Официальное и употребляемое сейчас повсеместно английское название этого учреждения – European Centre for the Development of Vocational Training (www.cedefop.eu.int). В переводе на русский язык это учреждение можно назвать Европейским центром развития профессионального обучения.

1 мая 2004 г. Республика Польша стала полноправным членом Европейского Союза. В этот же день закончилось наше членство в другом учреждении ЕС, занимающемся профессиональным образованием, т.е. в European Training Foundation в Турине, задачей которого была подготовка стран, претендующих на сотрудничество в области широко понимаемого профессионального образования. С 1 мая 2004 г. Польша становится формальным членом Cedefop.

Cedefop, располагающийся в греческом городе Салоники (Thessaloniki) насчитывает около 120 сотрудников и распоряжается бюджетом в почти 17 млн евро. Согласно уставным записям Cedefop является европейским агентством характера non-profit, помогающим политикам, сотрудникам Европейской Комиссии, государствам членам ЕС и социальным партнерам сделать наиболее удачный выбор и принимать наилучшие решения, касающиеся профессионального образования.

Среди многих сфер деятельности Cedefop особого внимания заслуживают:

• Организация учебных визитов, начиная с 1985 г.

• Функционирование с 1998 г. Европейской деревни обучения (European Training Village – www.trainingvillage.gr), т.е. интерактивной интернет-сети, служащей для пересылки и обмена информацией, организации виртуальных конференций, регистрации учащихся в список e-mail адресов. Она насчитывает почти 38 тыс. зарегистрированных пользователей. В 2002 г. зарегистрировано почти 14 млн виртуальных посещений. Это учреждение уже хорошо знакомо польским пользователям – из нашей страны зарегистрировано 450 субъектов (для сравнения с Великобританией, Германией и Испанией, в каждой из этих стран зарегистрировалось около 4 тыс. пользователей). Деятельность ETV охватывает пять главных областей: «Новости ETV», «Обмен мнениями», «Проекты и сети», «Молодежь в ETV» и «Источники информации». Пользователи ETV обязаны зарегистрироваться, причем регистрация является бесплатной, но доступ к информации о пользователях отсутствует – это должно служить лучшему функционированию сети.

• Издание три раза в год европейского журнала «Профессиональное обучение» (European Journal «Vocational Training»), публикующего статьи высокого качества с результатами исследований, касающихся оговариваемой проблематики, на английском, французском, немецком и испанском языках. В 2003 г. журнал насчитывал почти 2300 подписчиков (980 в немецком варианте, 682 в английском, 376 во французском и 251 в испанском).

• Создание ReferNet, или европейской сети информации и экспертиз (the European network of reference and expertise). ReferNet, согласно положениям устава, является структурированной, децентрализованной системой сбора и распространения информации. Эта система предназначена для реализации четырех основных задач:

1. Документация и распространение – сбор информации и обновление существующих баз данных и источников информации. С этой задачей связаны рекламные действия в виде конференций и семинаров, организуемых Cedefop.

2. Сбор и анализ информации – доставка актуальной информации, касающейся профессионального образования и систем обучения, а также результатов анализов в этой области.

3. Обмен опытом субъектов, ведущих исследования. Полученные результаты будут характеризоваться большей прозрачностью, что, в свою очередь, позволит эффективнее их использовать как на европейском, так и на государственном уровне. За соответствующее функционирование ReferNet в союзных государствах будут отвечать национальный консорциум, созданный из представителей учреждений, занимающихся профессиональным образованием. Каждый консорциум в данном государстве будет подчинен учреждению, играющему роль координатора, ответственного за состав и структуру консорциума и за соответствующее выполнение поставленных задач. Консорциумы в союзных государствах финансируются Cedefop, причем размер дотации зависит от численности населения данного государства. Польша, как государство средней величины, может рассчитывать на дотацию в сумме нескольких десятков тысяч евро ежегодно.

4. Создание системы управления знаниями (Knowledge Management System – KMS) в области профессионального образования, целью которой будет анализ определенной тематики как в масштабах государства, так и в масштабах всех союзных государств.

Для облегчения доступа к нужной информации были выделены 11 ведущих тем:

• общий политический контекст – предпосылки формирования общества, основанного на знаниях;

• создание политических рамок – цели, предпосылки, механизмы, приоритеты;

• институциональная структура – доступ к предложению образования;

• профессиональное обучение в формальной системе;

• непрерывное профессиональное образование;

• повышение профессиональной квалификации учителей и преподавателей, занимающихся профессиональным обучением;

• развитие мастерства и компетенции и инновационная педагогика;

• сравнимость квалификации и мобильность сотрудников;

• консультирование в области обучения, карьеры и личного роста;

• спонсирование – инвестиции в человеческие ресурсы;

• европейский и международный масштаб – создание пространства для обучения в течение всей жизни.

Учреждением, контролирующим деятельность Cedefop, является управляющий совет (Management Board), состоящий из представителей правительств (министерств образования), работодателей и нуждающихся в работе (профсоюзов). Таким образом, каждое государство Евросоюза делегирует в совет по три своих представителя. Кроме того, в состав входят представители Европейской Комиссии, а также европейских профсоюзных организаций. Совет собирается два раза в год в целях обсуждения планов работы, принятия приоритетов деятельности, бюджета и решения текущих вопросов.



Каталог: rto files ofernio
rto files ofernio -> Сборник упражнений по грамматике немецкого языка для учащихся основной средней школы
rto files ofernio -> Функциональное назначение продукта, область применения, его ограничения
rto files ofernio -> 1. Функциональное назначение электронного учебно-методического пособия «Библиографическая культура научного труда», область применения, ее ограничения
rto files ofernio -> Рекламно-техническое описание
rto files ofernio -> Аннотация
rto files ofernio -> Методические рекомендации по созданию школьных электронных библиотек Методические рекомендации разработаны по заказу
rto files ofernio -> Биография Гоголя (на этой странице Вы можете узнать различные интересные моменты из жизни Гоголя.)
rto files ofernio -> Рекламно-техническое описание
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

  • Ученые записки "Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании". Выпуск 18
  • Развитие теоретической базы информатизации непрерывного образования
  • Учреждения и программы, поддерживающие профессиональное образование в Польше Славомир Козей Бюро Координации Образования Кадров
  • Программа Европейского Союза Леонардо да Винчи 2000–2006
  • Польская государственная обсерватория профессионального образования