Учебное пособие Пенза 2015 удк ббк рецензент

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Учебное пособие Пенза 2015 удк ббк рецензент



страница1/14
Дата19.06.2018
Размер3,09 Mb.
ТипУчебное пособие


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



А. В. Карпушкин


КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Учебное пособие

Пенза 2015

УДК

ББК
Рецензент:



Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие / сост. к.ю.н., доцент кафедры ГПД А. В. Карпушкин. – Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2015.

Раскрываются основные темы курса «Конституционное право Российской Федерации» по программе юридических вузов на основе новейшего законодательства, выделяются главные положения Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, относящихся к предмету отрасли конституционного права. Призвано оказать помощь студентам при подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.

Работа подготовлена на кафедре Государственно-правовых дисциплин в соответствии с учебными планами Пензенского государственного университета и предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция».

УДК


ББК

Составитель: кандидат юридических наук, доцент кафедры

государственно-правовых дисциплин ПГУ

А. В. Карпушкин

Содержание

Предисловие…………………………………………………………………….……….7
Тема 1. Общая характеристика конституционного

права Российской Федерации……………………………………………………….….9

1. Понятие, предмет и метод конституционного права………………….….…...9

2. Конституционно-правовые нормы и институты……………………………..14

3. Конституционно-правовые отношения, их субъекты………………………..18

4. Источники (формы) конституционного права Российской Федерации……19

5. Ответственность в конституционном праве………………………………….26



Тема 2. Исторические этапы становления и развития

конституционного права в России……………………………………………………30

1. Дореволюционное конституционное (государственное) право……………..30

2. Конституционное право в условиях тоталитарного социализма…………....34

3. Становление демократического конституционного права…………………..37



Тема 3. Общая характеристика Конституции

Российской Федерации…………………………………………………………………45

1. Виды конституций………………………………………………………………45

2. Сущность и структура Конституции Российской Федерации……………….49

3. Юридические свойства Конституции………………………………………….50

4. Реализация Конституции………………………………………………………..54

5. Толкование Конституции……………………………………………………….56



Тема 4. Основы конституционного строя России……………………………….….60

1. Понятие основ конституционного строя………………………………………60

2. Конституционные характеристики Российского государства……………….60

3. Политические основы конституционного строя России……………….……..64

4. Экономические и социальные основы конституционного

строя России…………………………………………………………………..……65

5. Духовные основы конституционного строя…………………………………...67

6. Конституционные основы организации государственной

власти и местного самоуправления………………………………………………..67

Тема 5. Правовые статусы человека в Российской Федерации………...................73

1. Понятие гражданства, двойное гражданство…………………………………..73

2. Приобретение и прекращение гражданства.…………………………………...74

3. Правовое положение иностранных граждан и апатридов…………………….78

4. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев…………….……80

5. Право на политическое убежище………………………………………………86



Тема 6. Конституционные права, свободы и обязанности

человека и гражданина……………………………………………………………...…91

1. Природа и классификация прав и свобод. Поколения прав человека………91

2. Международно-правовое закрепление прав и свобод человека…….……....95

3. Конституционные обязанности человека и гражданина………………….….96

4. Ограничения прав и свобод……………………………………………….……98

Тема 7. Личные права и свободы человека………………………………………..112

1. Общая характеристика личных прав и свобод………………………………112

2. Основные личные права и свободы……………………………………….….110

Тема 8. Политические права и свободы человека………………………..………121

1. Общая характеристика политических прав и свобод………………….……121

2. Основные политические права и свободы……………………….…………..121

Тема 9. Экономические, социальные и культурные

права человека…………………………………………………………………....……130

1. Общая характеристика экономических, социальных

и культурных прав……………………………………………………….……….130

2. Основные экономические, социальные и культурные права……….……...131



Тема 10. Конституционные гарантии прав и свобод……………………….…….138

1. Понятие конституционных гарантий прав и свобод………………....….….138

2. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина…………….....…...136

3. Конституционные гарантии правосудия……………………………......……143



Тема 11. Федеративное устройство России…………………………………..…….148

1. Общая характеристика форм государственного устройства……….....….…148

2. Принципы российского федерализма…………………………………...……150

3. Конституционно-правовой статус Российской Федерации………….….…..151

4. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации…….152

5. Разграничение предметов ведения и полномочий

Российской Федерации и ее субъектов…………………………………………155

Тема 12. Организация государственной власти в

Российской Федерации………………………………………………………………163

1. Общая характеристика организации и деятельности

государственной власти в России………………………………………………163

2. Горизонтальное и вертикальное разделение и единство власти ….………164

3. Понятие и классификация органов государственной власти……………..165

4. Органы государственной власти с особым статусом…………………...…166



Тема 13. Избирательная система Российской Федерации…………………..…174

1. Понятие избирательной системы и избирательного права………………..174

2. Принципы избирательного права России…………………………………..175

3. Проведение выборов. Избирательный процесс…………………………….177

4. Референдум……………………………………………………………………179

Тема 14. Президент Российской Федерации………………………………………187

1. Правовой статус Президента РФ…………………………………………….187

2. Порядок избрания и прекращения полномочий

Президента РФ. Ответственность Президента РФ……………………………188

3. Компетенция Президента РФ………………………………………………...191

4. Акты Президента РФ………………………………………………………….194



Тема 15. Федеральное собрание Российской Федерации………………………..199

1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации……………..199

2. Совет Федерации………………………………………………………...……201

3. Государственная Дума………………………………………………………..204

4. Парламентарии………………………………………………………………..207

5. Компетенция Федерального Собрания……………………………….……..214

6. Законодательный процесс………………………………………….………...216

Тема 16. Правительство Российской Федерации………………………...............225

1. Правительство РФ в системе органов государственной власти…….…….225

2. Состав, порядок формирования и отставки Правительства РФ…………..227

3. Полномочия Правительства РФ……………………………………………..229

4. Организация деятельности Правительства РФ…………………………….234

5. Акты Правительства РФ……………………………………………….…….236



Тема 17. Судебная власть в Российской Федерации………………...…………240

1. Организация и функции судебной власти…………………………………240

2. Конституционные принципы правосудия…………………………………241

3. Конституционно-правовой статус судей…………………………………..244

4. Конституционный Суд Российской Федерации…………………………..249

5. Верховный Суд Российской Федерации…………………………....……...252



Тема 18. Органы государственной власти субъектов Российской……….…261

1. Конституционные основы организации государственной

власти субъектов РФ…………………………………………………...………261

2. Органы законодательной власти субъектов РФ…………………………..263

3. Органы исполнительной власти субъектов РФ……………….…………..266

Тема 19. Местное самоуправление в Российской Федерации………..............273

1. Понятие и принципы местного самоуправления…………………………273

2. Система и органы местного самоуправления……………………………..274

3. Компетенция местного самоуправления ………………………………….279

4. Взаимоотношения местного самоуправления и государства……………284

Предисловие
Конституционное право является ведущей отраслью права и ядром правовой системы России – из него произрастают все отрасли российского права. Соответственно, освоение основополагающих принципов, закрепленных в конституционном праве, создает необходимую базу для усвоения других юридических дисциплин. Изучение конституционного права имеет повышенную важность, так как оно позволяет понять основы взаимоотношений человека и государства, а также устройство и механизм самой государственной власти.

Программа учебной дисциплины «Конституционное право Российской Федерации» состоит из общетеоретических вопросов науки конституционного права, таких как понятие, предмет, источники конституционного права, конституционно-правовые нормы и отношения, и другое. В особенной части раскрывается содержание таких вопросов, как основы конституционного строя, правовой статус личности, государственное устройство России, то есть рассматриваются положения самой Конституции. Такая структура позволяет системно и полно изложить основы дисциплины конституционного права России.

Учебное пособие призвано помочь студентам сформировать представления о конституционном праве, ориентироваться в действующем законодательстве, приобрести навыки понимания норм конституционного права, правильно использовать научную и справочную литературу.

Для успешной подготовки к семинарским занятиям, зачету и экзамену важно овладеть основными понятиями, уяснить содержание основ конституционного строя, место конституционного права в системе права Российской Федерации, сущность Конституции России, взаимоотношений государства и личности.

Рекомендованная литература не означает, что этим ее список исчерпывается. Необходимо использовать и другие учебники, статьи, монографии, тем более что литература постоянно пополняется и обновляется. Важнейшая часть подготовки юриста – изучение нормативных актов. Они названы в конце каждой темы, поэтому при подготовке к занятиям необходимо внимательно прочитать относящиеся к проблеме акты. Работая с рекомендованной литературой, следует помнить, что источники отражают идеи своего времени, несут на себе его отпечаток и могут давать различную оценку положениям, закрепленным в Конституции 1993 года. Даже поправки в саму Конституцию (которых в последнее время становится все больше) могут иметь различный характер и разными исследователями восприниматься неоднозначно. Поэтому любой нормативный акт или учебник должен подвергаться анализу через призму 1 и 2 глав Конституции РФ, которые воплощают ее суть и остались неизменными с момента принятия Конституции.

В учебном пособии использовались некоторые заимствования из трудов М. В. Баглая, С. А. Авакьяна, В. Е. Чиркина, Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина, Н. И. Матузова, А. В. Малько, Л. П. Рассказова и других авторов, что позволило обеспечить учет научных наработок крупных ученых-конституционалистов и теоретиков права современности.



Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Понятие, предмет и метод конституционного права
Конституционное право – одна из отраслей системы российского права. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой комплекс внутренне согласованных юридических норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Российское конституционное право характеризуется двойственным подходом к регулированию общественных отношений: для некоторых из них (например, труд, собственность и др.) это установление основ, так как подробнее такие вопросы регулируются иными отраслями права, для других отношений (полномочия главы государства, законодательный процесс и др.) – это подробное регулирование. В любом случае, конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в сфере правового статуса человека, его взаимоотношений с государством, а также устройства и функционирования самого государства и органов государственной власти. Следовательно, конституционное право занимает ведущее место в системе права России. Обусловлено это тем, что нормы конституционного права являются исходными в оформлении конституционного строя России, роли государства, закреплении статуса человека.

Таким образом, конституционное право Российской Федерации – это ведущая отраслью российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях систему государственной власти.

Это определение вытекает из современной концепции соотношения человека и государства. Как следует из Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Таким образом, Конституция Российской Федерации воспроизводит главный постулат прогрессивной конституционной теории, в соответствии с которой именно человек, а не государство является первейшей ценностью, то есть государство существует для человека, а не человек для государства (как было в тоталитарный советский период). Следовательно, роль государства должна сводиться только к организации публичной жизни и охране прав человека от посягательств, но не к регулированию частной жизни индивидов. Государство должно существовать для обслуживания интересов людей, а значит и все его органы учреждаются и функционируют для этих целей. При этом следует избегать распространенной ошибки по отожествлению России как страны и России как государства. Часть 2 статьи 1 Конституции закрепляет, что наименование Российская Федерация и Россия равнозначны. Это касается наименования только государства. Поэтому для избегания подмены понятий следует учитывать, что когда используют наименование «Российская Федерация» речь идет о государстве, когда говорят «Россия» речь может идти как о государстве, так и о стране России. Государство – это не вся страна, а только один из общественных институтов, наделенный публичной властью.

Но ограничивая роль государства следует помнить, что права и свободы человека тоже не могут быть безграничны, иначе они перерастут во вседозволенность. Для защиты прав других лиц государство вынуждено ограничивать права, либо налагать определенные обязанности. В то же время чрезмерное или неоправданное ограничение прав ведет к усилению этатизма и как следствие перерождению государства из слуги общества в его хозяина, который на первое место ставит служение своим интересам, а не интересам человека и общества. Поэтому нахождение баланса власти и свободы – важнейшая проблема и суть конституционного права.

Понимание того, что личный интерес стоит выше общественного и тем более, государственного не должно приводить к абсолютизации частного интереса, так как полное игнорирование интереса публичного сделает впоследствии невозможным реализацию и прав самого индивида. Ведь человек не сможет процветать в хаосе и вынужден соглашаться на ограничение части своих свобод в пользу общего блага, но только до тех пор пока это необходимо для сохранения его личного. Соответственно государственный интерес даже не третьестепенен (после личного и общественного). На самом деле он должен обеспечиваться только если направлен на благо (может не сразу очевидное) человека. Государственного интереса как самоценности не должно быть вообще, ведь он всегда промежуточное звено на пути к главной цели – блага индивидов. К примеру, гражданин России в случае агрессии обязан защищать Отечество, а не государство (ст. 59 Конституции). Роль государства – организационная (централизованная концентрация ресурсов, мобилизация, поддержание дисциплины и пр., без чего индивиды не смогут отстоять свободу), то есть оно средство, а не цель победы.

Предметом конституционного права, как и других отраслей права, являются определенные общественные отношения, урегулированные правовыми нормами. В литературе под предметом конституционного права принято понимать наиболее важные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: экономической, социальной, политической и др. Вместе с тем все эти базовые отношения можно свести к двум основным сферам, которые и будут составлять предмет конституционного права: отношения по поводу охраны прав и свобод человека и устройство российского государства и государственной власти. Все остальные отношения, складывающиеся в сфере основ конституционного строя, конституционных прав и обязанностей человека, взаимоотношений федерации и ее субъектов, гарантий местного самоуправления и др., либо являются частью этих двух, либо непосредственно из них вытекают.

Что касается основ общественного устройства (которые многими авторами, например, Авакьяном, Чиркиным и др. относятся к предмету конституционного права), то они не должны быть его предметом. Это следует из того, что если государство демократическое и правовое (как закреплено статьей 1 Конституции России), то оно не может устанавливать правовое регулирование общественного развития. Общество стоит над государством, развивается на основе саморегуляции, фундаментом которой является признание свободы и инициативы граждан. Закрепление на конституционном уровне того, что Россия, к примеру, социальное государство (статья 7 Конституции) или светское государство (статья 14 Конституции) является лишь конституционными характеристиками самого государства, а не всего общества. Государство не имеет права определять общую идеологию (статья 13 Конституции) или принципы гражданского общества, которое не может формироваться «сверху». Напротив, Конституция устанавливает ограничения для самого государства на вмешательство в свободу выбора людьми жизненных идеалов и путей устройства собственной жизни, как индивидуально, так и через объединения.

Наряду с предметом правового регулирования важнейшим критерием разграничения отраслей права является метод правового регулирования, под которым понимается совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения. То есть, если предмет позволяет определить сферу правового регулирования, то метод – средства этого регулирования. Как вам известно из курса теории права, предмет определяет метод. Конституционное право является отраслью публичного права, поэтому в нем преобладают императивные методы, предписывающие поступать только определенным образом. К ним можно отнести обязывающие (например, Правительство РФ обязано слагать свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ) и запрещающие (запрет на установление государственной или обязательной идеологии). Диспозитивный метод, позволяющий субъектам действовать по своему усмотрению (к примеру, право Президента РФ председательствовать на заседаниях Правительства РФ или возможность граждан пользоваться судебной защитой) не является основным.

Поскольку конституционно-правовые отношения публично-политические, методы конституционного права имеют особенности своего проявления.

Во-первых, это сочетание методов общих установлений для одних и подробного регулирования для других общественных отношений. Одна из задач конституционного права – установление общих основ существования государственно-личностных отношений. Решение этой задачи возможно методом принятия норм общего характера, которые в дальнейшем детализируются в одних случаях в отраслевом праве (гражданском, уголовно-процессуальном, трудовом и др.), в других случаях в конституционном праве (полномочия главы государства, законодательный процесс и др.).

Во-вторых, применяется метод установления правовых статусов. Конституционно-правовые нормы закрепляют статусы органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов конституционного права (к примеру, Конституция и Федеральный конституционный закон определяют место Правительства России в системе государственной власти, его компетенцию, ответственность).

В-третьих, достаточно тесное переплетение материального и процессуального начал. Конституционное право строится на принципе неразрывности материальных норм, закрепляющих правовое положение, компетенцию участников конституционно-правовых отношений, и процессуальных норм, определяющих процедуру их деятельности, то есть реализации их компетенции. К примеру, у Государственной Думы существуют материальные полномочия и для каждого из них есть своя процедура осуществления.

В-четвертых, наличие собственного, особого вида правового воздействия на нарушителей конституционных предписаний – конституционно-правовой ответственности, обеспечивающей действие норм данной отрасли права и отличающейся от иных видов юридической ответственности (административной, уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной). Этот вопрос будет рассмотрен подробнее позже.

2. Конституционно-правовые нормы и институты
Конституционно-правовая норма, как и любая другая норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, рассчитанное на многократное применение, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Нормы конституционного права, с одной стороны, обладают общими признаками, присущими всем правовым нормам, с другой – имеют свои особенности. От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:

1) источниками основополагающих конституционных норм (Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе федерации, уставы иных субъектов Российской Федерации, Федеральные конституционные законы);

2) предметом правового регулирования (отношения между человеком и государством, властеотношения различных уровней), охватывающим более широкую сферу общественных отношений, чем другие отрасли права, регулирующие отдельные сегменты отношений (трудовые, жилищные, семейные и др. отношения);илищные, семейные и др. раслях права (трудовые. еотношения)й, а не только отдельный сегментавовым нормам, с другой - имеют на

3) особым механизмом реализации некоторых конституционных норм, который связан не с возникновением правоотношений, а с особого вида отношением общего характера или состояния (состояние субъекта в составе федерации, состояние гражданства);

4) в конституционном праве больше чем в других отраслях общерегулятивных норм: норм-принципов, норм-деклараций, норм-целей и др. (например, провозглашение России правовым, социальным, демократическим государством);

5) учредительным характером предписаний, содержащихся в ряде конституционных норм. Эти нормы первичны, они закрепляют исходные положения и основы государственного устройства, определяют саму систему органов государственной власти, их компетенцию в сфере правотворчества и др.;

6) особенностями структуры. Для некоторых конституционных норм не характерна классическая трехчленная структура нормы (к примеру, норма части 1 статьи 1 Конституции «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» состоит только из диспозиции, в ней отсутствует гипотеза и санкция).

Конституционно-правовые нормы разнообразны, в связи с чем для рассмотрения их видов целесообразно классифицировать эти нормы по различным основаниям.

1) По содержанию: одни конституционные нормы могут быть связаны с основами конституционного строя, другие – с правовым статусом человека, третьи – с федеративным устройством государства, четвертые – с организацией и деятельностью органов государственной власти.

2) По юридической силе: юридическая сила нормы зависит от того, в каком нормативном акте она закреплена, а от этого в свою очередь зависит порядок взаимодействия норм между собой, их соотношение и возможность изменения. Нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, имеют высшую юридическую силу, и никакие другие не могут им противоречить, нормы Федеральных конституционных законов обладают большей юридической силой, чем нормы Федеральных законов и т. д. Причем в самой Конституции Российской Федерации ее нормы также имеют свою иерархию. Согласно части 2 статьи 16 Конституции никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя. Так вносимые в Конституцию поправки создают новые конституционные нормы, обладающие высшей юридической силой (увеличение срока полномочий депутатов Государственной Думы и главы государства, изменение порядка формирования Совета Федерации и др.), но они не могут вступать в противоречие с нормами первой главы Конституции (к примеру, не могут упразднять республику или устанавливать государственную идеологию).

3) По действию в пространстве: конституционные нормы различаются на нормы, действующие на всей территории России (нормы Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, федеральных подзаконных актов), на территории субъектов Российской Федерации (нормы конституций (уставов) субъектов федерации, законов субъектов федерации), в границах территории муниципалитетов (к примеру, нормы уставов муниципальных образований).

4) По действию во времени: нормы делятся на постоянные (содержатся в нормативных актах, не ограниченных по времени действия) и временные (например Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения на определенной территории).

5) По характеру предписаний: конституционные нормы делятся на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы закрепляют право совершать определенные действия по своему усмотрению (например, статья 46 Конституции предусматривает возможность обжаловать решения и действия (бездействия) органов государственной власти в суд). Обязывающие – предписывают совершать определенные действия (платить налоги, заботиться о детях и нетрудоспособных родителях и др.). Запрещающие – предписывают воздерживаться от определенных действий (к примеру, статья 118 Конституции запрещает создавать чрезвычайные суды).

6) По степени определенности предписаний: различают императивные и диспозитивные нормы. Императивные – однозначно определяют вариант поведения, не оставляя субъекту никакой свободы выбора. Они могут быть как обязывающие, так и запрещающие (например, статья 116 Конституции обязывает Правительство РФ сложить свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ, или статья 61 Конституции запрещает высылку за пределы Российской Федерации или выдачу другому государству гражданина России). Диспозитивные – предусматривают возможность выбора варианта действия из предложенных самой нормой вариантов. Субъект не может уклониться от совершения действий, но он выбирает в рамках правовой нормы наиболее для него приемлемое (например, согласно части 3 статьи 117 Конституции в случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу).

7) По назначению в механизме правового регулирования: конституционные нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы регулируют общественные отношения материального мира (закрепляют права и обязанности различных субъектов конституционно-правовых отношений, их ответственность). Эти нормы являются первичными и их больше, чем процессуальных. Процессуальные нормы материальных отношений не регулируют. Они регулируют процедуру (процесс) реализации материальных норм. Как уже отмечалось, в конституционном праве нет специализированной процессуальной отрасли (в отличие от уголовного или гражданского права), нормы которой устанавливали бы общий, единообразный порядок реализации материальных норм. При реализации своей компетенции разные органы государственной власти соблюдают собственную систему процедурных правил. Так процедура принятие закона (регулируется Регламентами палат Федерального Собрания), совершенно иная, чем процедура конституционного судопроизводства.

Определенный правовой результат достигается действием, как правило, не одной правовой нормы, а группой конституционно-правовых норм. Совокупность родственных норм, регулирующих схожие отношения, образует конституционно-правовые институты (институт парламента, институт гражданства, институт выборов и др.). Институт может объединять нормы, имеющие разную юридическую силу, императивные и диспозитивные, материальные и процессуальные, обязывающие и запрещающие и т. д. Здесь необходимо подчеркнуть, что главным критерием объединения норм в институты является однородность регулируемых отношений, а не похожесть правовых норм.

3. Конституционно-правовые отношения, их субъекты
Назначением конституционно-правовых норм является регулирование общественных отношений. Но в сферу конституционно-правового регулирования попадают не все отношения, а только та их часть, которая составляет предмет конституционного права. Следовательно, это отношения связанные, во-первых, с основами правового статуса личности и, во-вторых, с устройством российского государства, принципами организации, механизмами деятельности и самой системой органов государственной власти и местного самоуправления в России.

Бывают общие конституционно-правовоые отношения – так называемые правовые состояния. Они существуют объективно, вне зависимости от конкретных действий субъектов (например, состояние гражданства).

Так же выделяют конкретные конституционно-правовоые отношения. Они возникают только при совершении определенных действий субъектов. Их структура является классической: субъекты (кто вступают в отношения), а также их субъективные права и юридические обязанности, объект (то по поводу чего субъекты вступают в отношения), конституционно-правовая норма, регулирующая отношение (только при ее наличии отношение становится правоотношением), юридический факт (основание возникновения, изменения или прекращения правоотношения).

Отношения могут быть постоянные и временные. Срок постоянных отношений не определен, но они могут прекратить существование в определенных условиях (к примеру, смерть гражданина прекращает его гражданство). Временные отношения возникают в результате реализации конкретных норм. С выполнением правообязанности они прекращаются (например, отношение между избирателем и членом избирательной комиссии прекращаются с момента выдачи избирателю бюллетеня).

Субъектами любых, в том числе конституционно-правовых отношений являются те лица, органы, образования, которые могут быть участниками (сторонами) правоотношений (общественных отношений, урегулированных нормой права).

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк: граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды), общественные объединения, Российская Федерация, ее субъекты, органы государственной власти, местного самоуправления и др. Специфическим субъектом, характерным только для конституционно-правовых отношений, является многонациональный народ России. Народ выступает в качестве субъекта отношений при проведении выборов и референдума.



4. Источники (формы) конституционного права Российской Федерации
Нормы конституционного права представляют собой единство содержания и формы. Под содержанием права следует понимать совокупность юридических правил поведения. Форма права – это способ внешнего выражения юридических правил (норм права).

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий «источник права» и «форма права». Согласно первой – эти понятия тождественны. Согласно второй – понятие «источник права» более широкое, чем «форма права». Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как всякого основания или начала, исходной точки чего-либо, то вторая точка зрения более точная. Согласно ей источники права можно рассматривать в широком смысле (естественное право, правовые теории, доктрины, правосознание) и в узком смысле – как позитивное (писаное) право, представляющее собой лишь часть источников права.

Таким образом, источники конституционного права образуют две основные сферы: естественное и позитивное право. Естественное право включает совокупность прав и свобод, исторически признанных человечеством, как принадлежащие каждому от рождения. Они не даруются государством и соответственно не могут им забираться. Эти права принадлежат каждому, независимо от того закреплены они в Конституции и законах или нет. Значение естественного права в том, что в случае прихода к власти антидемократических сил, для них не составит труда изменить Конституцию и позитивное право. И только естественное право в состоянии показать неправомерность изменения позитивного права в сторону ограничения существующих прав и свобод. Естественное право должно быть фундаментом, первоосновой позитивному праву. Поэтому если закон противоречит естественному праву, он ничтожен.

Позитивное право – это право закрепленное в нормативно-правовых актах, то есть это юридические формы выражения правовых норм. В этом смысле источник и форма права понимаются как синонимы.

Выделяют четыре основные формы права: нормативный акт, правовой обычай, нормативный договор, юридический прецедент.

Нормативные акты – это правовые акты, исходящие от государства и содержащие нормы права. Нормативные акты являются самыми многочисленными источниками конституционного права и подразделяются на законы и подзаконные акты.

К законам относятся:

1. Конституция РФ – главный источник конституционного права, имеющий высшую юридическую силу. Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. То есть она предопределяет содержание других источников конституционного права, которые призваны развивать ее нормы.

2. Федеральные конституционные законы (ФКЗ) – это законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации», ФКЗ «О чрезвычайном положении» и др.). Таких вопросов можно насчитать 15, но не по всем приняты соответствующие законы (к примеру, нет ФКЗ о созыве Конституционного Собрания). Это не означает, что ФКЗ может быть только 15. Дело в том, что, к примеру, изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации осуществляется на основании ФКЗ, следовательно, каждое такое изменение (теоретически их может быть сколько угодно) влечет принятие ФКЗ. Поэтому пятнадцатью ограничено не количество ФКЗ, а только сфер отношений, регулируемых этими законами.

Так же необходимо иметь в виду, что ФКЗ, во-первых, не могут противоречить Конституции, во-вторых, не являются составной частью Конституции, в-третьих, не могут изменять Конституцию. Для внесения поправок к Конституции существует специальный закон о поправках к Конституции РФ.

3. Федеральные законы – акты, которые не могут противоречить Конституции и ФКЗ, то есть это следующий по юридической силе вид источников. Не все федеральные законы являются источниками конституционного права, а только те из них, которые имеют конституционно-правовое содержание. То есть, если закон регулирует отношения, входящие в предмет конституционного права, то он будет источником (ФЗ «О выборах президента Российской Федерации», ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», ФЗ «О беженцах» и др.). Если закон регулирует иные сферы общественных отношений (семейные, трудовые, жилищные и др.), то источником конституционного права он не будет.

4. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации – это основные законы субъектов федерации, устанавливающие систему государственной власти субъекта федерации их компетенцию и др. Они не должны противоречить федеральной Конституции.

5. Законы субъектов Российской Федерации – принимаются парламентами субъектов федерации, по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов, по вопросам ведения самого субъекта РФ, не должны противоречить федеральным законам и являются источниками конституционного права, если имеют конституционно-правовое содержание (например, Закон Пензенской области «О выборах губернатора Пензенской области» от 2012 г.).

Следующая группа нормативных актов – это подзаконные акты. Они принимаются на основе и во исполнение законов, не могут противоречить законам, то есть вторичны по отношению к ним.

К подзаконным актам относятся:

1. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Многие акты Президента содержат нормы конституционного права. Как правило, Указами Президента РФ утверждаются положения об органах исполнительной власти или о порядке разрешения каких-либо вопросов (к примеру, о порядке предоставления политического убежища).

2. Постановления Правительства Российской Федерации, федеральных министерств. Не все акты Правительства являются источниками конституционного права, а только те из них, которые регулируют отношения в сфере этой отрасли права. В большинстве случаев они представляют собой детализацию законов, имеющих конституционно-правовое содержание.

3. Акты глав субъектов Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эти акты составляют незначительный сегмент источников конституционного права, так как многие положения структуры и организации органов государственной власти субъектов РФ определены конституциями (уставами) и законодательством этих субъектов РФ. Однако те акты, которые все-же регулируют названные вопросы, относятся к источникам конституционного права.

4. Нормативные акты местного самоуправления и, прежде всего уставы муниципальных образований. Конечно, по объему этот круг источников гораздо скромнее в сравнении с вышеназванными источниками, однако он существует и должен учитываться.

5. Как отдельный вид источников в этой группе следует назвать регламенты Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ. Регламенты принимаются каждым из этих органов самостоятельно и регулируют круг вопросов, связанных с организацией их работы. Это нормативные акты с внутренней сферой применения.

Следующий вид источников – это нормативный договор. Среди договоров выделяют внутригосударственные договоры (меду Российской Федерацией и ее субъектами и между самими субъектами РФ) и международные договоры Российской Федерации.

Чрезвычайную важность имеют международные договоры как источники конституционного права. Дело в том, что согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Из этой формулировки 15 статьи Конституции следует, что международные договоры, подписанные и ратифицированные Россией, в иерархии нормативных актов стоят выше любых законов Российской Федерации. Ни один закон не может противоречить международным договорам России, а если все-же принимается закон (даже если это Федеральный конституционный закон) противоречащий такому договору, применению подлежит международный договор.

Приоритет не только международных договоров России, но и общепризнанных принципов и норм международного права, имеет огромное значение потому, что это теоретически является дополнительной гарантией прав и свобод человека. Это должно сдерживать государственную власть от намерений изменить национальное законодательство в сторону сокращения или отмены закрепленных в законодательстве прав и свобод. Конституционное признание примата международных норм (которые государство не может отменить в одностороннем порядке) делает такие античеловеческие законы неправовыми и юридически ничтожными (выполняя по сути ту же функцию, что и естественное право). То есть, какие бы законы не принимались, они не должны сужать тот объем прав и свобод человека, который является общепризнанным мировым сообществом.

Что же касается правового обычая, то это правило поведения произрастающее «снизу», сложившееся исторически и вошедшее в привычку. Обычай становится правовым, если он санкционирован государством. При этом санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуального закрепления его в законе. В противном случае источником права становится нормативный акт, воспроизводящий в своих статьях требования обычая. Большое распространение имеет в гражданском праве, в конституционном же выражен слабее и характерен не для всех стран. Наиболее значительное место обычай занимает в странах англосаксонского права. Так, в Великобритании многие ведущие государственные институты функционируют на основе не писанных текстов, а сложившихся, иногда в течение столетий, обычаев. В России в силу отсутствия конституционной традиции и преемственности правовой обычай не сформирован. Однако, как теоретически возможный источник права его необходимо учитывать.



Юридический прецедент – это решение по конкретному судебному или административному делу, ставшее образцом для решения аналогичных дел в будущем. Административный прецедент в России не является официально признанным источником права. Что касается судебного прецедента, то как источник конституционного права многими авторами выделяются (с чем можно согласиться) решения Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ толкует Конституцию, разрешает споры о компетенции между органами власти, устанавливает соответствие Конституции нормативных актов и др. Хотя с формальной точки зрения Конституционный Суд РФ не является правотворческим органом, его акты имеют принципиальное значение для понимания сути конституционно-правовых норм и развития соответствующих общественных отношений. Причем иногда это не только интерпретация существующих норм конституционного права, но и создание новых норм, без которых в последствии применение имеющихся норм становится затруднительным. К примеру, в ст. 136 Конституции РФ закреплено, что поправки к главам с 3 по 8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ. Однако, было неясно, какой это должен быть акт. По запросу Государственной Думы в постановлении от 1995 г. Конституционный Суд РФ определил, что этот акт получает наименование «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации», чем по существу, Конституционный Суд РФ ввел новый вид законов.
5. Ответственность в конституционном праве
По своей природе конституционно-правовая ответственность отличается от иных видов юридической ответственности. Отличительной чертой является то, что конституционно-правовая ответственность не имеет ни репрессивного, ни материального характера. На человека, если он не должностное лицо эта ответственность не распространяется. Даже если гражданин нарушает нормы Конституции, он будет нести ответственность по другим отраслям права. К примеру, за уклонение от выполнения конституционной обязанности по уплате налогов, гражданина могут привлечь к административной или уголовной ответственности. То есть, от неправомерных действий граждан Конституция защищена отраслевым законодательством, содержащим охранительные нормы, а также деятельностью специально созданных органов власти именуемых правоохранительными.

Адресатами же конституционно-правовой ответственности выступают только государство, его органы и должностные лица и смысл этой ответственности не покарать виновного или предупредить правонарушение, а не допустить концентрацию власти и как следствие злоупотребление ею. Учитывая специфику данного вида ответственности нет и специализированных органов, налагающих эту ответственность. В этой сфере задействован весь механизм государственной власти, а не только Конституционный Суд Российской Федерации, являющийся органом конституционного контроля. Так Президент может отправить Правительство России в отставку, распустить Государственную думу. Совет Федерации может отрешить Президента от должности и т. д. То есть эта ответственность, по сути, регулятор политических отношений, механизм сдержек и противовесов между ветвями власти. Следовательно, главное предназначение этой ответственности – сохранение равновесия властных полномочий между различными органами власти и недопущение установления режима личной власти. Чрезвычайная важность механизма конституционно-правовой ответственности становится очевидной в свете событий в ряде стран, когда при неработающем механизме ответственности власти в правовом поле, народ свергает коррумпированную власть революционным путем. Либо, как в ряде авторитарных или тоталитарных стран в результате концентрации власти в одних руках происходит подавление свобод, инакомыслия и как следствие деградация общества. Первый вариант является крайне нежелательным, а второй пагубным и цивилизационно тупиковым. Соответственно конституционно-правовая ответственность призвана не допускать ни того, ни другого, сохраняя конституционный порядок.


Контрольные вопросы

1. Дайте понятие конституционного права Российской федерации.

2. Какова роль государства в жизни человека?

3. Что является предметом конституционного права?

4. Назовите особенности и виды конституционно-правовых норм.

5. Что такое конституционно-правовой институт?

6. Назовите и охарактеризуйте виды конституционно-правовых отношений.

7. Перечислите источники конституционного права.

8. Каково предназначение ответственности в конституционном праве?
Темы рефератов

1. Конституционное право в системе российского права.

2. Постановления Конституционного Суда РФ как источник конституционного права.

3. Субъекты конституционно-правовых отношений.

4. Конституционно-правовая ответственность Президента РФ.
Литература

1. Конституция Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г.). Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие в 2 т. – 4-е изд., перераб. и доп. / С. А. Авакьян. – М. Норма: ИНФРА-М, 2011. – Т. 1 864 с.

3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. - 9-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2011. - 767 с.

4. Баглай, М. В., Туманов, В. А. Малая энциклопедия конституционного права / М. В. Баглай, В. А. Туманов. – М., 1998.

5. Богданова, Н. А. Система науки конституционного права / Н. А. Богданова. – М.: ЮРЛИТ, 2001. – 280 с.

6. Комкова, Г. Н. Конституционное право России. Учебник / Г. Н. Комкова. – М. Юристъ, 2005. – 399 с.

7. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Липчанская М. А. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2013. – 464 с.

8. Конституционное право России / Под редакцией Б. С. Эбзеева. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 671 с.

9. Козлова, Е. И., Кутафин, О. Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М. Юристъ, 2001. – 520 с.

10. Кутафин, О. Е. Источники конституционного права Российской Федерации / О. Е. Кутафин. – М.: ЮРЛИТ, 2002. – 348 с.

11. Кутафин, О. Е. Предмет конституционного права / О. Е. Кутафин. М.: ЮРЛИТ, 2001. – 443 с.

12. Комментарий к Конституции Российской Федерации под. ред. В.Д. Зорькина и Л.В. Лазарева. – М.: «Эксмо», 2010.

13. Хабриева, Т. Я. Теория современной конституции / Т. Я. Хабриева. – М.: Норма, 2005. – 319 с.

14. Чиркин, В. Е. Конституционное право России: Учебник. 4-е изд. Перераб. и доп. / В. Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2006. 447 с.

15. Кутафин, О. Е. Российский конституционализм / Кутафин О. Е. М.: Норма, 2008.

16. Грушаков, А. Кодификация в информационном обществе / Грушаков // Закон и право. 2009. № 3.

17. Удалов, Д., Шагиева, Р. Конституционный закон как источник (форма выражения) процессуального права: проблемы теории и практики / Удалов, Шагиева // Закон и право. 2009. № 4.

18. Машаров Е. Конституционно-процессуальные нормы и отношения / Маршаков // Закон и право. 2009. № 4.


Каталог: files -> dep gpd.pnzgu.ru
files -> Рабочая программа учебного курса «Литература» для 5 класса на 2015-2016 учебный год срок реализации: 1 год
files -> Курс «Риторика и стилистика»
files -> «Аристотель об этике»
files -> Реферат Сравнение взглядов на модель государства у Платона и Аристотеля
files -> Методический материал для медсестры процедурного кабинета
dep gpd.pnzgu.ru -> Методические рекомендации по подготовке и изучению курса пенза ииц пгу 2012
dep gpd.pnzgu.ru -> Учебно-методическое пособие пенза, 2014 г. Рецензент доктор юридических наук, профессор, судья Пензенского областного суда
dep gpd.pnzgu.ru -> Методические рекомендации «Философия права»
dep gpd.pnzgu.ru -> Федеральное агентсво по образованию
dep gpd.pnzgu.ru -> Методические указания Пенза 2011 удк ббк рецензент
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

  • Конституционное право Российской Федерации
  • Содержание Предисловие…………………………………………………………………….……….7 Тема 1 . Общая характеристика конституционного
  • Тема 2 . Исторические этапы становления и развития конституционного права в России……………………………………………………30
  • Тема 3 . Общая характеристика Конституции Российской Федерации…………………………………………………………………45
  • Тема 4 . Основы конституционного строя России……………………………….….60
  • Тема 5 . Правовые статусы человека в Российской Федерации………...................73
  • Тема 6 . Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина……………………………………………………………...…91
  • Тема 7 . Личные права и свободы человека………………………………………..112
  • Тема 8 . Политические права и свободы человека………………………..………121
  • Тема 9 . Экономические, социальные и культурные права человека…………………………………………………………………....……130
  • Тема 10 . Конституционные гарантии прав и свобод……………………….…….138
  • Тема 11 . Федеративное устройство России…………………………………..…….148
  • Тема 12 . Организация государственной власти в Российской Федерации………………………………………………………………163
  • Тема 13 . Избирательная система Российской Федерации…………………..…174
  • Тема 14 . Президент Российской Федерации………………………………………187
  • Тема 15 . Федеральное собрание Российской Федерации………………………..199
  • Тема 16 . Правительство Российской Федерации………………………...............225
  • Тема 17 . Судебная власть в Российской Федерации………………...…………240
  • Тема 18 . Органы государственной власти субъектов Российской……….…261
  • Тема 19 . Местное самоуправление в Российской Федерации………..............273
  • Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Понятие, предмет и метод конституционного права
  • 2. Конституционно-правовые нормы и институты
  • 3. Конституционно-правовые отношения, их субъекты
  • 4. Источники (формы) конституционного права Российской Федерации
  • 5. Ответственность в конституционном праве