Учебно-тематический план  Содержание учебного предмета

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Учебно-тематический план  Содержание учебного предмета

Скачать 209,12 Kb.


Дата23.09.2018
Размер209,12 Kb.

Скачать 209,12 Kb.





СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………….3

Учебно-тематический план ………………………….5

Содержание учебного предмета .................................6

Рекомендации по оснащению учебного процесса …8

 Список литературы …………………………………..10




Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/10-o.doc) , учебного плана МОБУ «Липовская ООШ» на 2015 -2016 учебный год в соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к учебнику. М.А.Бойцова, Р.М.Шукурова Всеобщая история. «История средних веков». 12- е издание М.: «ТИД « Русское слово» Программа курса охватывает период с IVв. по XV вв., от переноса столицы Римской империи в Константинополь до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.

Рабочая программа составлена по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет обратить внимание на основные проблемы Средневековья, на особенности развития каждого региона, проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает в себя историю Европы, Азии, Африки, но особое внимание уделяется развитию Западной Европы. Там, где это возможно, прослеживается связь истории зарубежных стран с историей России.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, предусматривает 4 повторительно-обобщающих урока, которые проводятся по усмотрению учителя. Она рассчитана на 28 учебных часа из расчета 2 учебных часа в неделю.

Изучение данного курса на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:



  • формирование у учащихся целостного представления об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

  • освоение знаний об экономическом, социальном, политическом и культурном развитии основ­ных регионов Европы и мира, выявление общих закономерностей и различий;

  • ознакомление учащихся с наиболее яркими личностями средневековья, их ролью в истории и культуре;

  • освоение знаний о возникновении и развитии идей и институтов, вошедших в жизнь совре­менного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); обращение при этом особого внимания истории мировых религий (христианство и ис­лам);

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками, исторической информации;

  • формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма и уважения к традициям и культуре народов мира.

Задача курса - показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам понять события давно ушедших веков, с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностямразвития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, но основное внимание уделено истории Европы.

Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме      350 часов, в 6 классе по 2 часа в неделю (68 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.

Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков – 28 часов и истории России – 40 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.

В рабочей программе увеличено количество уроков на прохождение темы, связанных с историей и деятельностью князей. На 2-х уроках по изучению нового материала, выделено время для проведения проверки знаний дат и понятий (10-15 минут).

Предполагаемые результаты

Предметные результаты изучения истории учащимися включают:


  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Метапредметные результаты

-способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;



  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками,

Личностные результаты

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,



- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Учащиеся должны владеть:

  • способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); -

  • чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.


Учебно-тематический план






Наименование разделов и тем


Общее

количество

часов


Количество

учебных

часов


Количество

часов на контрольные, практические, лабораторные работы





История Средних веков













Введение










Раздел 1

Раннее Средневековье

8

7

1

Раздел II

Вершина Средневековья

14

12

2

Раздел III

Мир за пределами Европы

6

5

1



















ИТОГО

28

24

4


Содержание учебного предмета
ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ: ЕВРОПА И ОСТАЛЬНОЙ МИР» (28 ЧАСОВ)

Введение (1 час)

РАЗДЕЛ I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (8 ЧАСОВ)

Тема 1. Византийская империя (2 часа)

Основные понятия и термины: Ромейская империя, Великий Шелковый путь, икона, алтарь, мозаика, крестово-купольный храм, трансепт неф, базилика, приход, епископ, митрополит, патриарх, паства, миряне, церковный собор, монастырь.

Персоналии Константин I, Юстиниан I.

Тема 2. Великое переселение народов. Мир ислама (2 часа)

Основные понятия и термины: Великое переселение народов, Коран, ислам, хиджра, Кааба, мусульманин, хадж, мечеть, минарет, мулла, медресе, каллиграфия, халиф, халифат, эмир, эмират, джихад.

Персоналии: Аттила, Аларих, Одоакр, Теодорих, Мухаммад.

Тема 3. Франская империя (2 часа)

Основные понятия и термины: майордом, помазанник Божий, «Салическая правда», графство, маркграфство.

Персоналии: Хлодвиг, Карл Мартелл, Пипин Короткий, Карл великий, Лев IIIЮ Алкуин.

Тема 4. Северная Европа (1 час)

Основные понятия и термины: викинги, конунг, путь «из варяг в греки», саги, драккары.

Персоналии: Эрик Рыжий, Харальд Суровый, Альфред, Вильгельм завоеватель.

Повторительно-обобщающий урок (1час)

РАЗДЕЛ II. ВЕРШИНА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (14 ЧАСОВ)

Тема 1. Средневековые сословия (3 часа)

Основные понятия и термины: сословие, феод, феодал, феодализм, сеньор, сюзерен, вассал, феодальная лестница, подати, оброк, барщина, десятин, община, натуральное хозяйство, рыцарь, замок, турнир.

Тема 2. Императоры и Римская церковь. Крестовые походы (3 часа)

Основные понятия и термины: королевский домен, Священная Римская империя, клюнийское движение, крестовый поход, обет, рыцарский орден, римско-католическая церковь, греко-православная церковь, Реконкиста.

Персоналии: Гуго Капет, Оттон I, Григорий VII, Генрих IV, Саладин, Фридрих I Барбаросса, Ричард I Львиное Сердце, Филипп II, Алексей I Комнин.

Тема 3. Средневековые города. (3часа)

Основные понятия и термины: комунны, привелегии, Ганза, ярмарка, меняла, банк, ремесленник, цех, ратуша, городской совет, гильдия, патрициат, романский стиль, готический стиль, портал, витраж, монастырская школа, скрипторий, «семь свободных искусств», университет, диспут.

Тема 4. Образование сословных монархий. Позднее Средневековье (4 часа)

Основные понятия и термины: ересь, секта, инквизиция, централизация, сословное собрание, парламент, товарное хозяйство, «Авиньонское пленение», «Великая схизма»

Персоналии: Иннокентий III, Франциск Ассизский, Доминик Гусман, Фома Аквинский, Людовик IX, Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный, Филипп IV Красивый, Бонифаций VIII, Уот Тайлер, Эдуард III, Жанна д’ Арк, Людовик XI, Кирилл и Мефодий.

Повторительно-обобщающий урок (1 час)

РАЗДЕЛ III. МИР ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЕВРОПЫ (6 ЧАСОВ)

Тема I Неевропейские общества (5 часов)

Основные понятия и термины: хан, раджа, султан, сёгун, самураи, индуизм, буддизм, синтоизм.

Персоналии: Марко Поло, Чингисхан, Бату, Тамерлан.

Обобщающий и заключительный урок. (1 час)

В курсе изучения истории Средних веков учащиеся развивают следующие умения:

- образно воссоздать исторические явления, события;

- выявлять в исторических явлениях существенные признаки;

- сравнивать однотипные исторические явления, находить в них общее и особенное;

- самостоятельно анализировать различные исторические источники;

- давать характеристики историческим явлениям, событиям, деятелям, используя информацию, полученную из разных источников;

- обобщать знания, полученные из различных источников, делать выводы, подтверждать их примерами;

- соотносить год с веком, определять начало и конец столетия, тысячелетия, решать несложные хронологические задачи;

- Работать с исторической картой; читать ее и анализировать, локализовать на карте исторические факты, устанавливать связь между историческими событиями, извлекать дополнительную информацию;

- составлять различные таблицы и работать сними;

- работать со справочной и дополнительной литературой, словарями, таблицами, энциклопедиями.

Рекомендации по оснащению учебного процесса

История средних веков.

Обязательная для прочтения литература.

Книга для чтения по истории средних веков. Под ред. С. Д. Сказкина, ч. I, II, III.

Тысяча и одна ночь. Арабские сказки (детские издания).

Песнь о Роланде.

Баллады о Робине Гуде.

Р. Стивенсон. Черная стрела.

Скотт В. Ричард Львиное Сердце.

A. Левандовский. Жанна д' Арк.

Рекомендуемая литература.

A. Дюма. Робин Гуд.

М. Твен. Янки при дворе короля Артура.

A. Каждан. У стен Царьграда.

B. Смирнова - Ракитина. Повесть об Авиценне.

Воскобойников В. Великий врачеватель Авиценна. М., 1972.

Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре. М., 1978.

М. Заборов. Крестоносцы и их походы на Восток. Б. Бродский. Каменные страницы истории.

З. Выгодская. Необыкновенные приключения испанского солдата

Сервантеса, автора «Дон-Кихота».

В. Майнк. Удивительные приключения Марко Поло.

М. Сервантес. Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский (детские

издания).

Л.В.Волкова, О.С. Томановская. Индия борется; Португальцы в Индии.

М. Твен. Принц и нищий.

B. Дитякин. Леонардо да Винчи.

П. Мериме. Хроника времен Карла IX.

Э. Мурани-Ковач. Флорентийский волшебник.

Ж. Санд. Мастера мозаики.

C. Цвейг. Совесть против Насилия.

А. Дюма. Королева Марго

А. Дюма. Графиня де Монсоро

Справочная (дополнительная) литература.

Хрестоматия по истории средних веков. (любое издание)

Детская энциклопедия. Из истории человеческого общества (т. 7, изд. 1961 г., или т. 8, изд.1968 г.)

Энциклопедия для детей. Издательство «Аванта +» (история, литература, искусство, религия).

Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах. Раннее средневековье. М., 1999

Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах. Позднее средневековье. М., 1999

Детская библия.

Юному художнику. Книга для чтения по истории искусства.


Список литературы
ПРОГРАММА: Бойцов М.А., Петрова Н.Г. «История Средних веков: Европа и остальной мир». М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2000

УМК

УЧЕБНИК: Бойцов М.А., Шукуров Р.М. История Средних веков: Европа и остальной мир. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: Манданова Е.С. Тематический контроль по истории средних веков. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2006

Петрова Н.Г. История Средних веков. Книга для учителя. Учебно-методические материалы. 6 класс. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2006

Петрова Н.Г. Рабочая тетрадь по истории. Средних веков. 6 класс. . М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2006

Агафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс. К учебнику М.А. Бойцова и Р.М. Шукурова "История Средних веков".. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2006



Кирилл и Мефодий — Уроки истории Средних веков (CD), 2005

http://www.prosv.ru/ebooks/Vedushkin_Istoria_6kl_Metod/index.html

http://www.prosv.ru/ebooks/vedushkin_istoriya_6/

  • Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета
  • М.А.Бойцова, Р.М.Шукурова Всеобщая история. «История средних веков».
  • Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане
  • Предполагаемые результаты Предметные результаты
  • Метапредметные результаты
  • Личностные результаты
  • Учебно-тематический план
  • Наименование разделов и тем Общее количество часов
  • Содержание учебного предмета ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ: ЕВРОПА И ОСТАЛЬНОЙ МИР» (28 ЧАСОВ) Введение (1 час) РАЗДЕЛ I
  • Тема 2. Великое переселение народов. Мир ислама (2 часа)
  • Тема 3. Франская империя (2 часа)
  • Тема 4. Северная Европа (1 час)
  • Повторительно-обобщающий урок (1час) РАЗДЕЛ II . ВЕРШИНА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (14 ЧАСОВ) Тема 1. Средневековые сословия (3 часа)
  • Тема 2. Императоры и Римская церковь. Крестовые походы (3 часа)
  • Тема 3. Средневековые города. (3часа)
  • Тема 4. Образование сословных монархий. Позднее Средневековье (4 часа)
  • Повторительно-обобщающий урок (1 час) РАЗДЕЛ III . МИР ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЕВРОПЫ (6 ЧАСОВ) Тема I Неевропейские общества (5 часов)
  • Обобщающий и заключительный урок. (1 час) В курсе изучения истории Средних веков учащиеся развивают следующие умения
  • Рекомендации по оснащению учебного процесса