Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов >45. 06. 01 Языкознание и литературоведение

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов >45. 06. 01 Языкознание и литературоведение

Скачать 295,52 Kb.


Дата06.01.2017
Размер295,52 Kb.

Скачать 295,52 Kb.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал ТюмГУ в г. Тобольске

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор филиала

_______________________ /Е.А. Короткова/

__________ _____________ 2014 г.



История развития литературы тюркоязычных народов

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов

45.06.01 Языкознание и литературоведение

(Литература народов Российской Федерации (татарская литература))

очной и заочной форм обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы__________________ / Г.М. Талипова /
Рассмотрено на заседании кафедры филологического образования филиала «ТюмГУ» в г.Тобольске «___» ___________2014 г. протокол №___

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем ____ стр.

Зав. кафедрой ____________________/ Т.Ю. Никитина /

«______»___________ 2014 г.


«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________/ Н.В. Вертянкина /

«______»_____________2015 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Заведующий библиотекой

филиала «ТюмГУ» в г. Тобольске____________________/ Л.Н. Осипова /

«______»_____________2015 г.


«СОГЛАСОВАНО»:

Начальник научного отдела ___________________/ Е.В. Клименко /

«______»_____________2015 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал ТюмГУ в г. Тобольске

Кафедра филологического образования



ТАЛИПОВА Г.М.

История развития литературы тюркоязычных народов

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов

45.06.01 Языкознание и литературоведение

(Литература народов Российской Федерации (татарская литература))

очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

Филиал в г. Тобольске

2014


Талипова Г.М. История развития литературы тюркоязычных народов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение (Литература народов Российской Федерации (татарская литература)), очной и заочной формы обучения. Тобольск: Филиал «ТюмГУ» в г. Тобольске, 2014. - 14 с.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ОПОП ВО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: История развития литературы тюркоязычных народов [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru ., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой филологического образования. Утверждено директором филиала «Тюменского государственного университета»


в г. Тобольске.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР Никитина Т.Ю., канд. филол. наук,

зав. кафедрой

филологического образования

© Тюменский государственный университет, 2014.

© Талипова Г.М., 2014.



1. Пояснительная записка, которая содержит:

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины:

Цель изучения дисциплины: формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний об идейно-эстетическом богатстве, национальной особенности, воспитательной ценности литературных произведений представителей тюркоязычных народов.

Задачи дисциплины:

  • сформировать у аспирантов представление об истории, закономерностях и особенностях развития тюркоязычных литератур;

  • раскрыть содержание и художественную специфику жанров тюркоязычных литератур;

  • подготовить аспирантов к применению полученных знаний при осуществлении конкретно-исторического исследования.

Учебная дисциплина включает лекционные и практические занятия, самостоятельную работу аспиранта.

Аспирант, изучивший данную дисциплину готов к решению профессиональных задач в сфере высшего образования и саморазвитию, реализации компетентностного подхода, формированию способности применять знания и умения для успешной педагогической деятельности, а также научно-исследовательской работы.

Изучение дисциплины учитывает индивидуальные образовательные потребности аспирантов и ориентирует их на значимость развития культуры личности в педагогической деятельности и необходимость развития специфических качеств личности, обеспечивающих успешную профессиональную адаптацию, собственное профессиональное и личностное развитие.
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «История развития литературы тюркоязычных народов» относится к Б1.В.ДВ.1– Дисциплины по выбору, вариативной части учебного плана.

Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки и способы деятельности и установки, сформированные в процессе получения высшего профильного образования по соответствующей специальности (направлению подготовки).

Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами





п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

История татарской литературы и критики

+

+


























1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:



  • способность демонстрировать углубленное знание и понимание основных закономерностей и этапов развития татарской литературы, понимание роли национальной традиции в контексте отечественного и мирового литературного процесса (ПК 19)

  • способность к самостоятельному филологическому исследованию татарской литературы, владение современными методами и методологией анализа художественного текста и литературного процесса (ПК 20)

  • способность демонстрировать углубленные знания в сфере методики и методологии обучения татарской литературе (ПК 21)

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:



  • знать: основные принципы периодизации тюркоязычных литератур; важнейшие теоретико-методологические подходы к изучению литературы тюркоязычных народов;

  • уметь: анализировать художественные произведения; свободно ориентироваться в дискуссионных вопросах литературы тюркоязычных народов; излагать в устной и письменной форме результаты своего исследования и аргументированно отстаивать свою точку зрения в дискуссии;

владеть навыками: выявлять, анализировать и интерпетировать различные источники, свободно ориентироваться в дискусионных проблемах об истории и направлениях тюркской литературы, излагать в устной и письменной форме результаты своего исследованния и аргументированно отстаивать свою точку зрения в дискусии.
2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 3. Форма промежуточной аттестации – зачет, реферат. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 академических часов, из них 76 часов выделены на самостоятельную работу.
3. Тематический план
Таблица 3



Тема


Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак

тивной форме, в часах



Формы контроля

Лекции *

Семинарские (практические) занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Введение в курс «История развития литературы тюркоязычных народов»

2







2




Реферат, конспкетирование, чтение текстов

2

Тюркский литературный мир: сходство и своеобразие.

2







2

2

Реферат, конспкетирование, чтение текстов

3

Башкирская литература

2

4

8

14




Реферат, конспкетирование, чтение текстов

4

Чувашская литература

2




10

12




Реферат, конспкетирование, чтение текстов

5

Кыргызская литература

2

2

6

10




Реферат, конспкетирование, чтение текстов

6

Узбекская литература

2




8

10




Реферат, конспкетирование, чтение текстов

7

Казахская литература

2

4

6

12




Реферат, конспкетирование, чтение текстов

8

Каракалпакская литература







10

10




Реферат, конспкетирование, чтение текстов

9

Литература тюркоязычных народов Кавказа (балкарская, карачаевская, ногайская и т.д.)

2

6

14

22

2

Реферат, конспкетирование, чтение текстов

10

Литературный мир тюркоязычных народов Алтая и Сибири







14

14

2

Реферат, конспкетирование, чтение текстов




Всего

16

16

76

108

6







Итого

16

16

76

108

6






4. Содержание дисциплины

Тема 1. Введение в курс «Литература родственных народов»

Цели и задачи курса.

Этапы развития тюркоязычных литератур. Территориальный, региональный и этнолингвиститеский принципы классификации национальных литератур.

Тема 2. Тюркский литературный мир: сходство и своеобразие

Общее и частное в развитие национальных литератур.

Уртак рухи һәм әдәби культура ядкарьләре. Фольклор тюркоязычных народов. Дастаны «Алпамыш», «Идегәй», «Китабы дәдәм Коркод», «Гер-оглы» - наследие тюркоязычных народов.

Общетюркская письменная литература.Руническая письменность. Орхоно-Енисейские письменные памятники.

Тюркоязычные литературы в контексте русской и мирвой литератур.

Тема 3. Башкирская литература

Духовное наследие башкирского народа: мифология, фольклор, литература. Башкирские кубаиры (“Урал-батыр”), “Бүре нәселе буыны”, “Акбүзат”, “Урал таулары ничек барлыкка килгән”, “Башкортларның барлыкка килүе” и др. легенды

Развитие письменной башкирской литературы.

Творчество поэта и народного героя башкирского народа С.Юлаева.

Деятельность первых поэтов-просветителей Мирсалиха Бикчурина, Мухамметсалим Уметбаева.

Башкирская литература 20 века. Творчество С.Кудаш, Г.Гомар, Г.Халиди, Г.Набиуллина, М.Бахтизина.

Особенности творчества Зайнап Биишевой.

Деятельность поэта, писателя и драматурга Мустая Карима.

Современное состояние башкирской литературы.

Тема 4. Чувашская литература

Религиозный характер чувашская письменнай литературы 1-й половины XIX в

Просветительская деятельность ученого и литератора С.М.Михайлова (1821–1861гг.). Разнообразные жанровые формы в творчестве С.Михайлова: очерк, повесть, рассказ, новелла, шyт, хайла, тэрленчэк («О музыке чуваш», 1852; «Хитрая кошка»; «Разговор на постоялом дворе», 1859 и др.).

Чувашская письменная литература начала 70-х гг. XIX в. Творчество выдающегося чувашского просветителя И.Я. Яковлева (1848–1930 гг.). Открытие им Симбирской чувашской школы (1868 г.), составление алфавита, издание букваря, книг для чтения, учебников, открытие десятков сельских школ и т.д.

Реформаторское творчество М. Сеспеля, определившего пути развития чувашской поэзии. Граждански активная личность лирического героя в поэзии Сеспеля. Поэмное мышление в произведениях П. Хузангая, включающих в себя широкий охват действительности («Сегодняшняя поэма», «Землеустройство»). Проза начала 20-х гг. Борьба нового со старым, изображение психологии людей, движение за распространение книжной грамотности, культуры нашли отражение в произведениях И. Мучи, Д. Исаева, В.Рзая и др. Развитие жанра драматургии (пьесы Г. Тал-Мрзы, И. Максимова-Кошкинского, П. Осипова, С. Хуммы).

Тема 5. Кыргызская литература

Богатая традиция устной поэзии киргизов: «бекбекей», «секетбай», «кюйген», кошок. Пословицы, поговорки и эпос, отразивший постоянные войны с калмыками и китайцами. (Поэмы «Семетей», «Сейтек», «Эртоштук» и др.). Эпос Манас, насчитывающий более миллиона строк.

Творчество Аалы Токомбаева (р. 1904) Приход Октября, опубликованное в первом номере киргизской газеты «Эркин-Тоо» («Свободные горы»), повесть Касымалы Баялинова Аджар, поэтические произведения Касыма Тыныетанова, Джоомарта Бокомбаева, Мукая Элебаева. Деятели новой киргизской литературы.

Единение с русской литературой. Переводых киргизской литературы на русский язык и русской литературы на киргизский.

Стихи Аалы Токомбаева, роман Кысымалы Баялинова «На берегах Иссык-Куля», поэтический сборник «Мой дом» Алыкула Осмонова, по общему признанию, «киргизского Есенина», романа «Среди гор» Тугель-бая Сыдыкбекова – классика киргизской прозы, драмы «Совесть не прощает» Токтоболота Абдумомунова, романа «Фронт» Узак-бая Абдукаимова, повесть «Белый верблюжонок» Шукурбека Бейтеналиева, избранные стихи Джоомарта Бокомбаева, Темиркула Уметалиева, Кубанычбека Маликова, Наснодина Байтемирова и тд. в переводе на русский язык.

Тема 6. Узбекская литература

Устное народное творчество, в течение многих веков отражавшее стремление узбекского народа к лучшей жизни, к освобождению от гнета феодалов — ханов, беков, - ишанов и мулл. Народные поэты – бахши - призывающие к борьбе против поработителей и угнетателей народных масс. Сатирические новеллы Насреддина Афанди, разоблачающие ханов и баев. Народ в произведениях узбекского фольклора. Древние произведения узбекского фольклора - эпических поэмы «Кёр-оглы» и поэму «Алпамыш».

«Алпамыш» - поэма о мужестве, отваге, храбрости и ненависти к врагам.

Творчество народных поэтов Джуман Халмурадова, прозванный народом «буль-буль» (соловей), Юлдаш Маматкулова, известного под именем Юлдаш-шаир, Джасак Халмухамедова, известный под именем Джасак-бахши, Кичик-бурана.

Памятники древней узбекской литературы. Произведения религиозно-дидактического характера, созданные религиозно-мистической литературной школой Ахмеда Яссави (ум. в 1166), основоположника яссавийского суфизма, одного из течений мусульманского мистицизма.

Тема 7. Казахская литература

Устная поэтическая традиция казахского народа.

Древний эпос «Коркыт-Ата» и «Огузнаме».

Первое крупное литературное произведение - поэма «Кутатгу билик» («Благодатное знание»). Основная идея поэмы.

Произведения дервишских поэтов и писателей, наиболее известный из них - проповедник ислама Ходжа Ахмет Яссауи, автор сборника стихов религиозно-мистического содержания «Диван-и-Хикмет» («Книга премудрости»).

Казахская письменная литература, выдающиеся казахские просветители, такие как Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин и Абай Кунанбаев.

Расцвета казахской литературы в н. 20 века.

Творчество казахского народного поэта-акына Жамбыла Жабаева, певшего под аккомпанемент домбры в стиле толгау.

Родоначальниками казахской советской литературы - поэты Сакен Сейфуллин, Баймагамбет Изтолин, Ильяс Джансугуров, писатели Мухтар Ауэзов, Сабит Муканов, Беимбет Майлин.

События Великой Отечественной войны в казахской: поэма Аманжолова «Сказание о смерти поэта» (1944), повествующая о подвиге погибшего под Москвой поэта Абдуллы Джумагалиева, стихи Токмагамбетова, Жарокова, Орманова и др.

Развитие казахской литературы на современном этапе.

Тема 8. Литература тюркоязычных народов Кавказа (балкарская, карачаевская, ногайская)

Традиции народных поэтов (ашугов) в тюркоязычной литературе народов Северного Кавказа.

Развитие балкарской литературы: деятельность просветителя К.Мечиева. (“Яралы таулар”, “Аучы анасы”, “Иске сакля”).

Литературное наследие К.Кулиева. Философская лирика поэта (“Васыять”, поэмасы, “Кеше. Кош. Агач.”). Прозведения автобиографическогохарактера.

Творчество Х.Байрамуковой. Деятельность автора в жанре рассказа, исторических песен и т.д

Суюн Капаев – ногайский поэт и писатель (“Дала уянды”, “Тау чишмәсе”). Рус әдәбияты дөньясы белән бәйләнешләр.

Современное состояние тюркоязычной литературы народов Северного Кавказа и Дагестана.
5. Практические занятия

Тема 1-2. Творчество Мустая Карима (башкирская литература)


  1. Жанровое многообразие башкирского фольклора (“Бүре нәселе буыны”, “Акбүзат”, “Башкортларның барлыкка килүе” и т.д.);

  2. Формирование башкирской письменной литературы;

  3. Творчество башкирского поэта, писателя и драматурга Мустая Карима;

  4. Автобиографический характер прозы М.Карима (“Безнең өйнең яме”, “Өч таган”, “Озын-озын балачак” и др.);

  5. Особенности драматургии М.Карима (“Кыз урлау”, “Ай тотылган төндә”, “Туй дәвам итә” и т.д.);

  6. Современное состояние башкирской литературы.

Тема 3-4. Творчество Мухтара Ауэзова (казахская литература)

  1. Казахский фольклор, творчество казахских акынов;

  2. Формирование казахской письменной литературы;

  3. Абай Кунанбаев – основоположник казахской просветительской литературы;

  4. Формирование и развитие казахской прозы, творчество М. Ауэзова;

  5. Современное состояное казахской литературы.

Тема 5. Творчество Чингиза Айтматова (кыргызская литература)

  1. Кыргызский фольклор, героический эпос киргизского народа – “манас”.

  2. Формирование и развитие письменной киргизской литературы. Особенности жанров санат и насият.

  3. Особенности творчества Чингиза Айтматова;

  4. Лиризм, связь с народным творчеством в произведениях автора;

  5. Прошлое и настоящее киргизского народа в лирике Ч.Айтматова;

  6. Современное состояное киргизской литературы.

Тема: 6. Творчество Расула Гамзатова (аварская литература)

  1. Расул Гамзатов – аварский поэт;

  2. Система образов и языковое богатство лирики Р.Гамзатова;

  3. Тематическое богатство прозы Расула Гамзатова;

  4. Особенности развития литературы народов Северного Кавказа на современном этапе.

Тема 7-8. Творчество Кайсын Кулиева (балкарская литература)

  1. Традиции народных поэтов (ашугов) тюркоязычных народов Кавказа;

  2. Творчество пота Кайсын Кулиева;

  3. Философская лирика К.Кулиева;

  4. Любовная лирика К.Кулиева.


6. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум) – не предусмотрен.
7. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы аспирантов.

Таблица 3 .





Модули и темы

Виды СР

Объем часов

1

2

3

4

1

Введение в курс «История развития литературы тюркоязычных народов»

Самостоятельное изучение темы




2

Тюркский литературный мир: сходство и своеобразие.

Самостоятельное изучение темы




3

Башкирская литература

Подготовка доклада

Изучение научной литературы по теме



8

4

Чувашская литература

Изучение научной литературы по теме

10

5

Кыргызская литература

Подготовка доклада

Изучение научной литературы по теме



6

6

Узбекская литература

Подготовка доклада

Изучение научной литературы по теме



8

7

Казахская литература

Конспектирование статей
Самостоятельное изучение темы

6

8

Каракалпакская литература

Подготовка доклада

10

9

Литература тюркоязычных народов Кавказа (балкарская, карачаевская, ногайская и т.д.)

Конспектирование статей


14

10

Литературный мир тюркоязычных народов Алтая и Сибири

Подготовка доклада

Изучение научной литературы по теме



14




итого

Выполнение реферата

76


8. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
Примерные темы рефератов:

  1. Тюркский литературный мир: сходство и своеобразие

  2. Башкирская литература

  3. Чувашская литература

  4. Кыргызская литература

  5. Узбекская литература

  6. Казахская литература

  7. Каракалпакская литература

  8. Литература тюркоязычных народов Кавказа (балкарская, карачаевская, ногайская и т.д.)

  9. Литературный мир тюркоязычных народов Алтая и Сибири


Примерный перечень вопросов для проведения зачета:

  1. Тюркский литературный мир: сходство и различие.

  2. Общетюрксие письменные памятники.

  3. Влияние восточных традиций и ислама на развитие тюркоязычных литератур.

  4. Фольклорные традиции в национальных литературах.

  5. УНТ тюркоязычных народов.

  6. Особенности развития узбекской литературы.

  7. Формирование и развитие казахской литературы.

  8. Литературное наследие киргизского народа.

  9. Развитие литературы тюркоязычных народов Северного Кавказа и Дагестана (на выбор)

Изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку и конспектирование научно-исследовательской литературы по тематическим блокам.


Список статей для конспектирования:

  • Дементьев В.В. Кавказская тетрадь: [О К.Кулиеве, Р.Гамзатове, А.Кешокове]. – М., 1989. – 124 с.

  • Огнев В.Ф. Расул Гамзатов. – М., 1964. – 86 с.

  • Рассадин С.Б. Кайсын Кулиев: Литературный портрет. – М., 1974. – 64 с.


Список литературы и источников для обязательного прочтения.

Айтматов Ч. Собрание сочинений: в 3-х т. – М.: «Молодая гвардия», 1982.

Айтматов Ч. Буранный полустанок. И дольше века длится день: Роман. – М.: «Молодая гвардия», 1981. – 116 с.

Айтматов Ч. Повести. – М.: «Художественная литература», 1989. – 176 с.

Антология кабардинской поэзии. – М.: “Гослитиздат”, 1957. – 174 с.

Антопольский Л.Б. У очага поэзии: Очерк творчества Р.Гамзатова. – М., 1972. – 74 с.

Ауэзов М. Красавица в трауре: Повести, рассказы, очерки. – М.: “Художественная литература”, 1989. – 243 с.

Байрамукова Х. Кайсын Кулиев: очерк творчества. – М., 1975. – 48 с.

День падающих с неба блинов. Волшебные сказки. – Ташкент, «Ёш гвардия», 1968. – 154 с.

Карим М. Годам вослед. Стихи и поэмы. – М.: «Современный писатель», 1971. – 98 с.

Карим М. Долгое-долгое детство. – М.: «Детская литература», 1989. – 246 с.

Карим М. Трагедии. – М.: «Современный писатель», 1983. – 121 с.

Кулиев К. Собрание сочинений: в 3-х т. – М.: «Художественная литература», 1987. – 245 с.

Кулиев К. Стихотворения, поэма. – М.: «Современный писатель», 1979. – 132 с.


9. Образовательные технологии.

При обучении дисциплине используются следующие образовательные технологии:

- Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения – направлена на организацию учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей аспиранта.

- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – направлены на расширение рамок образовательного процесса, повышая его практическую направленность, интенсификацию самостоятельной работы аспирантов и повышению познавательной активности.


10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).
10.1. Основная литература:

  1. Методическое пособие для аспирантов / сост. Г.М. Талипова. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2012. – 164 с.

  2. Талипова Г.М., Фаизова Л.Х. История татарской литературы и критики: учебно-методическое пособие для аспирантов. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2013. – 116 с.

  3. Сайфулина Ф.С., Талипова Г.М. Традиции суфийской литературы в произведении “Душевная благодать” поэта средневековья Хувайды. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менднелеева, 2011. – 200 с.

  4. Талипова Г.М. Тобольский поэт Амдами и его книга наставлений “Насихатнамэ”. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менднелеева, 2013. – 160 с.

10.2. Дополнительная литература:

  1. Абай. Стихотворения и поэмы. – М.-Л.: “Советский писатель”, 1966. – 112 с.

  2. Айтматов Ч. Собрание сочинений: в 3-х т. – М.: «Молодая гвардия», 1982. – 248 с.

  3. Алпамыш: узбекский народный эпос. – Л.: «Советский писатель», 1982. – 264 с.

  4. Антопольский Л.Б. У очага поэзии: очерк творчества Р.Гамзатова. – М., 1972. – 184 с.

  5. Ауэзов М. Красавица в трауре: повести, рассказы, очерки. – М.: “Художественная литература”, 1989. – 246 с.

  6. Гамзатов Р. Мой Дагестан. – М.: «Известия», 1977. – 106 с.

  7. Госманов М. Каурый каләм эзеннән. – Казан: Тат. кит. нәшр., 1994. – 208 с.

  8. Дементьев В.В. Кавказская тетрадь: [О К.Кулиеве, Р.Гамзатове, А.Кешокове]. – Москва, 1989. – 186 с.

  9. Карим М. Деревенские адвокаты (повести). – М.: «Современник», 1989. – 206 с.

  10. Карим М. Трагедии. – М.: «Современный писатель», 1983. – 137 с.

  11. Кулиев К. Была зима: Роман. – М.: «Современник», 1987. – 164 с.

  12. Кулиев К. Запоздалое раскаяние: Роман и повести. – М.: «Современный писатель», 1986. – 143 с.

  13. Кулиев К. Посол эмира: Трилогия. – М.: «Художественная литература», 1989. – 286 с.


10.3 Периодические издания

«Огни Казани»

«Магариф»

«Мирас»
10.4. Интернет-ресурсы



  1. Татарская электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http:/kitap.net.ru/

  2. Таткнигофонд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http:/www. tatknigafund.ru

  3. Журнал «Магариф» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http:/magarif-uku.ru

  4. http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-filologiya/1/a11-1.php

  5. http://tvory.br.com.ua


11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).

На занятиях преподаватель пользуется электронными изданиями, проводит практические занятия с использованием слайд-презентаций, аудио- материалов (через Интернет), информационных (справочных) систем, организует взаимодействие с обучающимися посредством электронной почты, компьютерное тестирование.


12. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Для обеспечения данной дисциплины используется материально-техническая база, соответствующая действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающая проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта:

-аудитории для лекционных и практических занятий,

-мультимедийные лекционные аудитории,

-компьютерные классы, пригодные для тестирования аспирантов в режиме on-lineи off-line.

-компьютерные классы с выходом в Интернет и в локальную сеть университета.


13. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Методические указания к выполнению заданий самостоятельной работы
Задания для самостоятельной работы аспиранта носят как содержательно-аналитический, так и практико ориентированный характер, что требует умений осуществлять отбор материала, выделение главного, логического построения и переноса теоретических знаний на решение практических задач различного характера.

Самостоятельная работа аспиранта включает:



  • индивидуальные консультации с преподавателем в течение семестра, собеседование по текущим практическим заданиям;

  • подготовку к практическим занятиям, углубленное изучение отдельных тем и вопросов курса;

  • выполнение самостоятельных заданий;

  • подготовку к зачету.

Проверка и оценивание заданий для самостоятельной работы осуществляется преподавателем на практических занятиях и на индивидуальных консультациях.

Методические указания по выполнению рефератов
Реферат представляет собой доклад на определенную тему, краткое изложение (обзор) содержания научной работы или книги. Это одна из начальных форм представления результатов научного исследования в письменном виде.

Рекомендации по его оформлению:



  1. Объем реферата определяет сам референт. Оптимальным считается объем от 15 до 18 машинописных страниц.

  2. Реферат должен иметь титульный лист, оглавление и краткий список использованной литературы, который размещается на последней странице рукописи реферата (от 6 до 10 источников).

  3. Реферат должен быть написан простым, ясным языком, без претензий на «наукообразность». Следует избегать бездумного списывания, сложных грамматических оборотов, непривычных терминов и символов. Если такие термины и символы приводятся, то необходимо разъяснять их значение при первом упоминании в тексте.

  4. Обычно темы рефератов студенты выбирают самостоятельно или по рекомендации преподавателя.

  5. Алгоритм написания реферата включает следующие элементы:

  • выбор темы реферата;

  • описание и сравнение основных понятий, приводимых в реферате по сходству и контрасту с другими понятиями (синонимы и антонимы);

  • перечисление методов, с помощью которых предполагается в дальнейшем провести исследование по теме реферата;

  • описание примеров из жизни, литературы, телевидения и кино, которые раскрывают или подтверждают высказанные в реферате положения;

  • выводы по теме исследования.

  1. Значительно выигрывает реферат в том случае, если он завершается заключением или краткими выводами (обычно 3-4 вывода) по рассматриваемой проблеме. Здесь референт показывает свою эрудицию, умение анализировать и обобщать информацию. На последней странице реферата автор ставит свою подпись и дату завершения работы.

Примеры библиографических описаний

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Пер. с англ.; Отв.ред. М.С. Мацковский. – СПб.: Лениздат, 1992. – 400 с.

  2. Гуткин Н.И. Психологические проблемы взаимодействия учителя с подростком // Воросы психологи. – 1984. - № 2. – С. 99-106


Дополнения и изменения к рабочей программе на 201__ / 201__ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ______________________________________ «__» _______________201 г.
Заведующий кафедрой___________________/___________________/

Роспись Ф.И.О.