Учебно-методический комплекс по дисциплине «информационные технологии»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Учебно-методический комплекс по дисциплине «информационные технологии»

Скачать 212,74 Kb.


Дата19.08.2017
Размер212,74 Kb.

Скачать 212,74 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Утверждено на заседании кафедры

информатики и ито

Протокол № 1 от ”30”АВГУСТА 2011г
Зав. кафедрой___________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


по дисциплине

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

(ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ)
для специальности

«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»


Форма отчетности: зачет.

курс 3 семестр 6

УМК составил

доц. Егизарьянц А.А.
2011 год

Ленинградская



АННОТАЦИЯ

В данном курсе изучаются такие разделы как:

ИТ конечного пользователя. Технология обработки данных; технологический процесс обработки и защиты данных. Графическое изображение технологического процесса, меню, схемы данных, схемы взаимодействия программ. Применение ИТ на рабочем месте пользователя. АРМ, электронный офис.

Сетевые ИТ: электронная почта, телеконференции, доска объявлений. Авторские информационные технологии; гипертекстовые и мультимедийные ИТ.

Интеграция ИТ. Распределенные системы обработки данных; технологии "клиент-сервер"; информационные хранилища

Системы электронного документооборота; геоинформационные системы; глобальные системы.

Видеоконференции и системы групповой работы; корпоративные информационные системы.

Сфера применения новых информационных технологий (ИТ) на базе компьютерной техники и развитых средств коммуникаций в преподавании иностранных языков обширна.



Задачи дисциплины - создание у студентов упорядоченной системы знаний о перспективных информационных технологиях обработки финансово-экономической информации, технологиях проектирования, создания, анализа и сопровождения профессионально-ориентированных информационных систем. Студент должен иметь представления о концептуальных основах изучаемых информационных технологий и оценивать ИТ в контексте их существования и тех проблем, которые они призваны решать.
Итоговый контроль проводится в форме зачета.
1. Пояснительная записка

Цель и задачи дисциплины


Программа и методические рекомендации по дисциплине «Информационные технологии» предназначены для студентов заочного обучения факультета иностранных языков.

Сфера применения новых информационных технологий (ИТ) на базе компьютерной техники и развитых средств коммуникаций в экономике очень обширна и включает различные аспекты, начиная от обеспечения простейших функций служебной переписки до системного анализа и поддержки принятия управленческих решений в преподавании иностранных языков.

Широкая информатизация всех сфер жизнедеятельности общества принципиально изменяет роль информации и информационных технологий в социальном и экономическом развитии страны.

Лишь современные информационные технологии позволяют практически мгновенно подключаться к любым электронным массивам, получать всю необходимую информацию и использовать ее для анализа прогнозирования, принятия решении в сфере бизнеса коммерции, маркетинга.

Информатизация в области управления экономическими процессами, предусматривает прежде всего повышение производительности труда работников, а также повышения квалификации и профессиональной грамотности специалистов, занятых управленческой деятельностью.
Целью дисциплины является формирование у студентов системы знаний в области теории и практики применения информационных технологий в предметной области и способности выполнять работы по развитию возможностей профессионально-ориентированных информационных систем на всех стадиях жизненного цикла.

Задачи дисциплины - создание у студентов упорядоченной системы знаний о перспективных информационных технологиях обработки финансово-экономической информации, технологиях проектирования, создания, анализа и сопровождения профессионально-ориентированных информационных систем. Студент должен иметь представления о концептуальных основах изучаемых информационных технологий и оценивать ИТ в контексте их существования и тех проблем, которые они призваны решать.
В результате изучения дисциплины студенты должны

знать:


  • виды и классификацию информационных технологий;

  • стандарты пользовательского интерфейса информационных технологий;

  • информационные технологии конечного пользователя;

  • сетевые информационные технологии;

  • технологии открытых систем;

  • Интернет технологии;

  • технологии «клиент-сервер»;

  • интегрированные информационные технологии;

  • системы электронного документооборота;

  • корпоративные информационные системы;

уметь:

  • оценивать современные ИТ в контексте их существования и тех проблем, которые они призваны решать;

  • использовать критерии оценки эффективности информационных технологий;

  • использовать современные Web-технологии для публикации данных в Интернет.

Особенностью данной учебной программы данного курса является обучение студентов использованию ПК как эффективного технического средства обучения, как составной частью новых информационных технологий, а также формирование компьютерного взгляда на предмет, позволяющего найти рациональное применение ПК в процессе работы.
Форма контроля – зачет.

Учебно-материальная база курса включает нормативные документы высшего профессионального образования, нормативные документы в области информации, информатизации и защиты информации, сборники лекций и другую учебно-методическую литературу, специализированные компьютерные классы и технические средства обучения.

2. Тематический план учебной дисциплины



№ п/п

Раздел, тема

Всего часов

В т.ч. аудиторных, час

СРС

Всего аудит.

Из них

Лекц

Практ.

Лаб.

1

Понятие информационной технологии. Эволюция информационных технологий; их роль в развитии экономики и общества; свойства ИТ. Понятие платформы.

8

2

2

0

0

6

2

Классификация ИТ. Предметная и информационная технология. Обеспечивающая и функциональная ИТ. Понятие распределенной функциональной ИТ. Объектно-ориентированные ИТ.

8

2

2

0

0

6

3

Пользовательский интерфейс и его виды. Стандарты пользовательского интерфейса ИТ, критерии оценки ИТ.

8

2




0

2

6

4

ИТ конечного пользователя. Технология обработки данных; технологический процесс обработки и защиты данных. Графическое изображение технологического процесса, меню, схемы данных, схемы взаимодействия программ. Применение ИТ на рабочем месте пользователя. АРМ, электронный офис.

6







0

0

6

5

Технологии открытых систем.

8

0




0

0

8

6

Сетевые ИТ: электронная почта, телеконференции, доска объявлений. Авторские информационные технологии; гипертекстовые и мультимедийные ИТ.

8







0




8

7

Интеграция ИТ. Распределенные системы обработки данных; технологии "клиент-сервер"; информационные хранилища

10

2




0

2

8

8

Системы электронного документооборота; геоинформационные системы; глобальные системы.

6

0




0

0

6

9

Видеоконференции и системы групповой работы; корпоративные информационные системы. Понятие технологизации социального пространства.

8

0




0

0

8

 

Итого:

72

8

4

0

4

64

3. Содержание учебной дисциплины

3.1. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

Лекция 1. Введение. Понятие информационной технологии


Предмет и содержание дисциплины. Понятие информационной технологии. Эволюция информационных технологий; их роль в развитии экономики и общества; свойства информационных технологий. Понятие платформы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Дайте понятие информационной технологии.

  1. Какие этапы эволюции информационных технологий Вы знаете?

  1. Назовите свойства информационных технологий.

  2. Дайте понятие платформы.

Литература: 1-3, 6,11, 12.

Лекция 2. Информационные технологии конечного пользователя. Технология обработки данных


Технология обработки данных; технологический процесс обработки и защиты данных; графическое изображение технологического процесса, меню, схемы данных, схемы взаимодействия программ, применение информационных технологий на рабочем месте пользователя, автоматизированное рабочее место, электронный офис.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Описать технологический процесс обработки данных в пакетном режиме.

  2. Описать технологический процесс обработки данных в диалоговом режиме.

  3. Какие существуют методы защиты информации?

  4. Перечислите известные Вам средства защиты информации.

  5. Каковы возможности аппаратных методов защиты информации?

  6. Насколько, по Вашему мнению, широки возможности программных методов защиты информации.

  7. Дать понятие автоматизированного рабочего места, указать его информационное и методическое обеспечение, а также языковые, технические и программные средства.

  8. Что называется электронным офисом.

  9. Назовите основные задачи, присущие электронному офису.

Литература: 3, 6, 9-11, 13-16.

Сетевые информационные технологии: электронная почта, телеконференции, доска объявлений; авторские информационные технологии; гипертекстовые и мультимедийные информационные технологии. Web-технологии.



Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Какие службы Интернета Вы знаете?

  2. Дать понятие протоколов входящей и исходящей электронной почты.

  3. Каков порядок работы с электронной почтой?

  4. Что такое электронная почта, основанная на WWW и порядок работы с ней?

  5. Какова структура сообщений электронной почты?

  6. Каковы базовые и дополнительные функции современных почтовых программ?

  7. Что такое гипертекстовые технологии?

  8. Какие виды данных обрабатывают информационные технологии, используемые в средствах мультимедиа?

  9. Дать понятие Web-технологии.

  10. Что представляет собой язык разметки гипертекста HTML?

  11. Что такое статический и динамический HTML-документ.

  12. Охарактеризуйте XML – как способ логического представления данных.

Литература: 5, 8, 13, 17-19, 21.


3.2. Содержание лабораторных работ

лабораторная работа № 1


Тема: Пользовательский интерфейс

Цель работы: Изучить виды пользовательских интерфейсов, провести их сравнительный анализ.

Рекомендации к самостоятельной работе:

Ознакомиться с дополнительными материалами:

([12], гл.2)


  • http://msdn.microsoft.com/library/en-us/dnanchor/html/anch_win32com.asp

  • http://msdn.microsoft.com/library/default.asp?url=/library/en-us/vcmfc98/html/mfchm.asp

\\192.168.100.253\kaf_inf\elibfol\IT Zaiceva\index.htm

Содержание:

  • Виды пользовательского интерфейса.

  • Стандарты пользовательского интерфейса ИТ;

  • Критерии оценки информационных технологий.

Форма представления отчета: краткий конспект по СРС


лабораторная работа № 2


Тема: Системы электронного документооборота.

Цель работы: Изучение систем для электронного документооборота. Подготовка документов в MS Word/

Рекомендации к самостоятельной работе:

Выполнить задания по теме [11, №3 с.27, №4 с.35, №2 с.41, №5 с.42.]

[17, 18, 20].

Содержание:


  • Форматирование документов,

  • Списки, редактор формул, создание и форматирование таблиц;

  • Использование графики;

  • Разработка внешнего вида страниц.

Форма представления отчета:

Предоставить преподавателю, задания, выполненные на ПК.



4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

4.1. Список рекомендуемой литературы в библиотеке АГПУ с указанием места хранения.
УДК 518 ББK 32.97 а.з. И-74 (Абонемент)

Информатика: Базовый курс/Под. ред. С.В. Симонович.-Санкт - Петербург: Питер, 2002. -640C.




УДК 518 ББK 32.97 а.з. И-74 (Читальный зал)

Информатика: Базовый курс/Под. ред. С.В. Симонович.-Санкт - Петербург: Питер, 2002. -640C.




УДК 518 ББK 32.81 а.з. И-74 (Абонемент)

Информатика: практикум по технологии работы на компьютере. Под. ред. Н.В. Макаровой. Изд. 3-е, перераб. и доп.-Москва: Финансы и статистика, 2001. -256C.




УДК 518 ББK 32.81 а.з. И-74 (Читальный зал)

Информатика: практикум по технологии работы на компьютере. Под. ред. Н.В. Макаровой. Изд. 3-е, перераб. и доп.-Москва: Финансы и статистика, 2001. -256C.




УДК 6Ф7 ББK 32.81 а.з. М-74 (Абонемент)

Могилев А.В. и др.

Информатика: учеб. пособие для пед. вузов./ Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К.-Москва: АСАDEMIA, 1999. -816C.


УДК 6Ф7 ББK 32.81 а.з. М-74 (Техфак)

Могилев А.В. и др.

Информатика: учеб. пособие для пед. вузов./ Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К.-Москва: АСАDEMIA, 1999. -816C.


УДК 6Ф7 ББK 32.81 а.з. М-74 (Читальный зал)

Могилев А.В. и др.

Информатика: учеб. пособие для пед. вузов./ Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К.-Москва: АСАDEMIA, 1999. -816C.


УДК 518 ББK 32.81 а.з. И-74 (Читальный зал)

Информатика: практикум по технологии работы на компьютере. Под. ред. Н.В. Макаровой. Изд. 3-е, перераб. и доп.-Москва: Финансы и статистика, 2001. -768C.



УДК 518 ББK 32.81 а.з. О-76 (Читальный зал)

Острейковский В.А.

Информатика: учеб. для техн. направлений и спец. вузов.-Москва: Высш. шк., 1999. -512C.

4.2. Рекомендации для подготовки к лабораторным работам

Рекомендации к самостоятельной работе:
Рекомендации к ЛР №1
Рекомендации к самостоятельной работе:
Ознакомиться с дополнительными материалами:

([12], гл.2)



  • http://msdn.microsoft.com/library/en-us/dnanchor/html/anch_win32com.asp

  • http://msdn.microsoft.com/library/default.asp?url=/library/en-us/vcmfc98/html/mfchm.asp

\\192.168.100.253\kaf_inf\elibfol\IT Zaiceva\index.htm

Трудоемкость –2 час



Рекомендации к ЛР №2

Рекомендации к самостоятельной работе:

    • ознакомление с содержанием литературы по теме лабораторной работы.

Выполнить задания по теме [11, №3 с.27, №4 с.35, №2 с.41, №5 с.42.]

[17, 18, 20].


Трудоемкость – 2 час
4.3. СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА СРС.



Тема для СРС



Задания

Кол-во

часов

Тема: ИТ конечного пользователя. Технология обработки данных; технологический процесс обработки и защиты данных. Графическое изображение технологического процесса, меню, схемы данных, схемы взаимодействия программ. Применение ИТ на рабочем месте пользователя. АРМ, электронный офис.


Изучить литературу:

[2], [4[.[6].[7].[12]



10

Тема: Сетевые ИТ: электронная почта, телеконференции, доска объявлений. Авторские информационные технологии; гипертекстовые и мультимедийные ИТ.


Изучить литературу:


1], [2[.[6].[7].[12].[17]


12

Тема: Интеграция ИТ. Распределенные системы обработки данных; технологии "клиент-сервер"; информационные хранилища

Изучить литературу:

[2], [5[.[6].[ 8].[12].[19]


12

Тема: Системы электронного документооборота; геоинформационные системы; глобальные системы.

Изучить литературу:


[3], [4[.[5].[7].[11].[18]


12

Тема: Видеоконференции и системы групповой работы; корпоративные информационные системы.

Изучить литературу


[2], [3[.[6].[7].[12].[15]


12

Всего часов:




58

5. Вопросы к зачету


  1. Понятое информационной технологии.

  2. Классификация информационных технологий.

  3. Сетевые информационные технологии: электронная почта.

  4. Сетевые информационные технологии: теле­конференции

  5. Сетевые информационные технологии: доска объявлений.

  6. Авторские информационные тех­нологии.

  7. Мультимедийные информационные технологии.

  8. Обеспечивающие и функцио­нальные информационные технологии.

  9. Понятие распределенной функциональной информационной технологии

  10. Объектно-ориентированные информационные технологии.

  11. Стандарты поль­зовательского интерфейса информационных технологий.

  12. Крите­рии оценки информационных технологий.

  13. Автомати­зированное рабочее место.

  14. Электронный офис.

  15. . Распределенные сис­темы обработки данных; технологии "клиент-сервер".

  16. Информа­ционные хранилища; системы электронного документооборота.

  17. Пользова­тельский интерфейс и его виды.

  18. Технологический процесс обработки и защиты данных.



6. Примерная тематика рефератов


  1. Эволюция информационных технологий; их роль в развитии экономики и общества;

  2. Стандарты пользовательского интерфейса информационных технологий.

  3. Технология обработки данных и ее виды.

  4. Технологический процесс обработки и защиты данных.

  5. Графическое изображение технологического процесса.

  6. Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя, автоматизированное рабочее место.

  7. Электронный офис.

  8. Сетевые информационные технологии: электронная почта, телеконференции, доска объявлений; авторские информационные технологии.

  9. Гипертекстовые и мультимедийные информационные технологии.

  10. Технологии открытых систем.

  11. Технологии «клиент-сервер».

  12. Технология распределенных баз данных (Distributed Database).

  13. Технология тиражирования данных (Data Replication).

  14. Технология оперативной обработки транзакции (OLTP –технология) и интерактивная аналитическая обработка (OLAP –технология).

  15. Информационные хранилища данных (Data Warehouse).

  16. Системы электронного документооборота.

  17. Геоинформационные системы. Глобальные системы. Видеоконференции и системы групповой работы.


6.Требования к зачёту
Для получения зачёта по курсу студент должен посетить лекционные занятия, выполнить задания к лабораторным работам. Студенты, пропустившие занятия пишут реферат и отвечают на вопросы к зачету.
8. Литература (основная)

  1. Автоматизированные информационные технологии в экономике. Семенов М.И., Трубилин И.Т. и др., Финансы и статистика,1999 – 416 стр.

  2. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. проф. Г.А.Титоренко.- М.: ЮНИТИ, 2003. – 399с.

  3. Автоматизированные информационные технологии. Учебное пособие/ под ред. В.Б. Либермана, А.И. Никифорова. 2-е изд. - М.: Финансовая академия, 2002

  4. Бажин И. И. Информационные системы менеджмента. - М, ГУ-ВШЭ, 2000 – 688с.

  5. Бумфрей Ф. и др. XML. Новые перспективы WWW. Пер. с англ. – М.:ДМК, 2000

  6. Гайдамакин Н.А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных: Вводный курс: Учебное пособие. - М.: Гелиос АРВ. – 2002

  7. Грабауров В.А. Информационные технологии для менеджеров. – М.: Финансы и статистика, 2001

  8. Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник. – М.: Форум: Инфра-М, 2005 – 416с.

  9. Дж. Байенс. Разработка баз данных для Web. Изд-во: Эком, 2001.

  10. Зайцева О.Б. Информационные технологии. Часть 1. «МS Excel». Лабораторный практикум. – Армавир, АГПУ, 2007. – 77 с.

  11. Зайцева О.Б. Деркач Д.В. Программное обеспечение ЭВМ. Часть 2. «МS Word». Лабораторный практикум. – Армавир, АГПУ, 2007. – 49с.

  12. Информационные системы в экономике /Под ред. В.В. Дика. - М.: Финансы и статистика. - 1996

  13. Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. Г.А.Титоренко.- 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003- 439с.

  14. Информационные технологии управления: Учебное пособие / Под. ред. Ю.М. Черкасова. - М. ИНФРА-М, 2001

  15. Карминский A.M., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. - М.: Финансы и статистика. – 1997

  16. Козлов В.А. Открытые информационные системы. – М.: Финансы и статистика, 1999

  17. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник- Издательство Михайлова В.А., СПб, 2001

  18. Корнеев И.К., Машурцев В. А. Информационные технологии в управлении. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 158с.

  19. Мельников В.В. Защита информации в компьютерных системах -М.: Финансы и статистика. - 1997

  20. Мещеряков Е.В., Хомоненко А.Д. Публикация баз данных в Интернете. – СПб.: БХВ-Петербург, 2001

  21. Попов В.Б. Основы компьютерных технологий: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002

  22. Саймон А.Р. Стратегические технологии баз данных: менеджмент на 2000 год: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1999

  23. Трахтенгерц Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений. М.: Синтег.-1998

  24. Фролов А.В., Фролов Г.В. Создание Web-приложений: Практическое руководство. – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2001


9. Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности под ред. проф. Г.А. Титоренко. – М.: Финстатинформ, 1997.

  2. Баронов В.В., Калянов Г.Н., Попов Ю.Н., Титовский И.Н. Информационные технологии управления предприятием. М.: Компания Ай Ти, 2004. – 328с.

  3. Введение в информационный бизнес под ред. В.П. Тихомирова, А.Хорошилова. – М.: Финансы и статистика, 1996.

  4. Вендров А.M. CASE- технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1998

  5. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.-480 с.

  6. Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 1997.

  7. Костров А.В. Основы информационного менеджмента. – М.:Финансы и статистика, 2001. 336 с.

  8. Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов (2-я редакция) – М., Экономика, 2000

  9. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. – М.: Финансы и статистика, 1997.

  10. Пройдаков Э.М., Теплицкий Л.А. Англо-русский словарь терминов и сокращений по ВТ, Интернет и программированию. – М.: СК Пресс, 1998. – 288 с.

  11. Робсон М., Уллах Ф. “Практическое руководство по реинжинирингу”, М., Юникс, 1997

  12. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 1998.

  13. Тельнов Ю.Ф. Интеллектуальные информационные системы в экономике. М.: СИНТЕГ, 1999. –214с.

  14. Хэлворсон М., Янг М. Эффективная работа с Microsoft Office 95. - СПб: Питер, 1996.

  15. Экономическая информатика./ Под ред. Конюховского П.В. и Колесова В.Н.. – СПб : Питер, 2000.-560с.

  • Цель и задачи дисциплины
  • Лекция 1. Введение. Понятие информационной технологии
  • Лекция 2. Информационные технологии конечного пользователя. Технология обработки данных
  • 3.2. Содержание лабораторных работ лабораторная работа № 1
  • 6. Примерная тематика рефератов