Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 9 класс: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 9 класс: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006

Скачать 319,8 Kb.


Дата08.03.2018
Размер319,8 Kb.

Скачать 319,8 Kb.





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №29 имени Д.Б. Мурачева города Белгорода»

«Согласовано»

Руководитель МО

_______________Степанова Г.Ю.

Протокол №____от «____»________________2013 г.




«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №29 им. Д.Б. Мурачева г. Белгород

______________Рогожина Э.Г.

«___»_____________2013 г.



«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №29 им. Д.Б. Мурачева

________________Галеева Е.В.

Приказ №____от «___»______2013 г.



Рабочая программа

Осьмаковой Виктории Игоревны

по учебному курсу «Православная культура»

9 класс

рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от

«____»___________ 2013 г.

2013-2014 год

Содержание рабочей программы.

1. Титульный лист;

2. Пояснительная записка;

3. Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план);

4. Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

5. Формы и средства контроля;

6. Перечень учебно-методических средств обучения.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской Программы «Православная культура» для основной школы



Автор: Рыжова Т.В., главный редактор АНО «Инфофонд» кандидат педагогических наук

Учебник: Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 9 класс: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура» в 9 классе / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.



Литература для учителя: Руководство по поурочному планированию при организации изучения предмета «Православная культура» в 9 классе / Рыжова Т.В. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

Мультимедийное приложение к методическим рекомендациям для учителя «Православная культура» в 9 классе / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

В 9-м классе программа учебного предмета «Православная культура предусматривает глубокое изучение содержательных линий:

• Православный образ жизни;

• Художественная культура православия.

Это обусловлено тем, что в 9 классе учащиеся в состоянии на достаточно серьезном уровне изучать храмовую архитектуру и внутренне убранство православного храма. В этом им на помощь придут знания, полученные из курсов «Изобразительное искусство», «История» и «Черчение. Кроме того, эти вопросы тесно переплетаются с содержанием учебной программы предмета Мировая художественная культура», изучение которого начинается в 9 классе.

Учащиеся к 9-му классу уже имеют достаточные знания о содержании Библии, православных праздниках, церковнославянском языке и богослужебных книгах, поэтому они готовы к глубокому осмыслению того, что происходит в православном храме (богослужений, таинств и обрядов). При этом для раскрытия смысла богослужения, таинств и обрядов авторы первоначально знакомят учащихся с Символом Веры, основными заповедями Ветхого и Нового Заветов. Это не только способствует наиболее эмоциональному восприятию учащимися духовного содержания и красоты действий, совершаемых в православном храме, но и помогает учащимся понять смысл основ самобытной русской нравственности, духовности и морали, а также развивает интерес к изучению курса «Православная культура.

Вместе с тем курс 9-го класса является обобщающе-повторительным, т. к.:



  • при изучении содержательной линии Православный образ жизни учащиеся повторяют и обобщают на осмысленном уровне имеющиеся у них знания из содержательных линий «Православная христианская картина Мира», «История Православной религии и культуры», «Письменная культура православия», «Нравственная культура православия»

  • при изучении содержательной линии «Художественная культура православия» учащиеся не только повторяют на более осознанном уровне имеющиеся у них знания из содержательных линий «История православной религии и культуры» и «Православие — традиционная религия русского народа, но и существенно расширяют их.


Основная цель изучения материалов УМК «Православная культура» 9 класс

  • формирование у учащихся осознанного понимания основ православной веры, нравственной и духовной оценки поведения людей на основе канонов православной веры, знание истории и стилей храмовой архитектуры, а также основных памятников храмовой архитектуры различных русских городов.

  • способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:
    формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России.

  • способствовать развитию понимания ценности человеческой личности, взаимосвязи прав и обязанностей ее в семейной и общественной жизни;

  • способствовать формированию навыков социального взаимодействия в современном российском обществе, умений и качеств сотрудничества, партнерства, толерантности, способствующих укреплению социального единства российского общества;

Программный материал рассчитан на 35 часов



  • Контрольные работы – 5

  • Тестирование – после каждой темы

  • Урок защиты рефератов – 3 ч

Аттестация по учебному предмету «Православная культура» может быть различной по форме: устной, письменной, программированной, в виде тестового контроля. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады и др.


Календарно-тематическое планирование





Тема урока

Общее кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Дата

Домашнее задание

Страницы учебника

Теоретические понятия и

персоналии


планируемая

фактическая




ГЛАВА 7 «ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОГО ХРАМА»


6 ч.
















1

Понятие христианского храма. Библия о возникновении христианских храмов: скиния Завета. Храм Соломона. Второй Иерусалимский храм.




1 урок







Стр. 5-7

Праотцы – Адам, Ной, Авраам, жертвенник,

10 заповедей



2

Происхождение внешнего вида христианского храма. Базилика. Время гонения на христиан. Катакомбы - тайные христианские храмы.




1 урок







Стр. 9-12

Стр. 22-24



Крипта, капелла, катакомбы

3

Стили христианского храмостроения.





1 урок







Параграф №7,3

Стр.28-40



Барокко, Готика, Рококо,

Классицизм



4

Единство внутреннего устройства и символизм форм христианских храмов.





1 урок







Параграф №7,4

Стр.41-44



Солея, амвон, антиминс, притвор

5

Компьютерный тестирование знаний по теме «История христианского храма»





1 урок













6

Контрольная работа по теме «История христианского храма»




1 урок
















ГЛАВА 8 «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ»


15 ч.
















7

Православный храм: истоки и самобытность. Деревянное храмовое зодчество Руси. Каменные храмы Древней Руси.




1 урок







Глава 8

Параграф №8.1

Стр.47-59


Закомара, четверик, лемех, плинфа, клеть.

8

Роль православных храмов на Руси. Кому посвящались храмы на Руси.




1 урок







Параграф №8.2

Стр. 60-77



Патриарх, Священный Синод, Святители, Пророки

9

Внутреннее устройство православного храма. Иконостас православного храма и Библия.




1 урок







Параграф №8.3

Стр.78-95



Хоругвь, аналой, рака, неф, иконостас, алтарь

10

Контрольная работа по теме «Православный храм»




1 урок













11

Защита рефератов по теме «Православный храм»




1 урок







Дополнительная литература




12

Символ Веры – основные положения православия. Богослужения: понятия, особенности богослужений во время праздников и постов, молебны.




1 урок







Параграф №8.4

Стр.96-118




Символ веры, Вселенский Собор, Понтий Пилат, Святая Троица

13

Книги Священного Писания и церковных богослужений и церковнославянский язык. Смысл молитвы , молитвы Пресвятой Богородице и Молитва Господня




1 урок






Параграф №8.5

Стр.119-126




Священное Писание

Пророки Ветхого Завета, Святой Дух, Пресвятая Троица



14

Урок контроля знаний по основам православной веры, нравственности и духовности и по основным молитвам.




1 урок













15

Обычаи и обряды Русской Православной Церкви.




1 урок







Параграф №8.6

Стр.127-134




Лампада, елей, крестное знамение, просфора, литургия

16

Понятия о таинствах Православной Церкви. Таинства крещения и миропомазания. Таинство причащения.




1 урок







Параграф №8.7

Стр135-140




Символ Веры, Евхаристия, Царские Врата

17

Таинства покаяния и елеосвящения.

Таинства священства и брака






1 урок







Параграф №8.7

Стр. 140-142



Исповедь, елей

18

Правила поведения в православном храме




1 урок







Параграф №8.8

Стр.143-145




Богослужение, икона, крестное знамение

19

Колокольные звоны.





1 урок







Параграф №8.9

Стр.146-154




Колокольные мастера

20

Урок компьютерного тестирования по основам православной веры




1 урок













21

Урок защиты рефератов по основам православной веры





1 урок







Дополнительная литература







ГЛАВА 9 «ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО РУСИ»


14 ч.
















22

Храмовое зодчество Руси.

Собор Святой Софии в Киеве.







1 урок







Глава 9

Параграф №9.1

Стр.157-162


Ярослав Мудрый, Христос Пантократор, Смальта

23

Софийский собор в Новгороде и его роль в едином храмостроительном замысле города.




1 урок







Параграф №9.2

Стр.163-169




Лопатка, Абсида, хоры, паникадило

24

Единый храмостроительный замысел Новгорода: Николо – Дворищенский собор, собор Антониева монастыря, Георгиевский собор Юрьева монастыря.




1 урок







Параграф №9.2

Стр.169-173







25

Зодчество Владимиро-Суздальской земли.




1 урок







Параграф №9.3

Стр.174-178




Дарохранительница

Святой Георгий Победоносец



26

Истоки и своеобразие шатрового храмового зодчества. Шатровые храмы Руси.




1 урок







Параграф №9.4

Стр.179-188




Звонница, шатер, пилястра ,подклет,

Кокошник


27

Успенский и Благовещенский соборы Московского Кремля.




1 урок







Параграф №9.5

Стр.189-202




Марко Руффо

Бон Фрязин

Дионисий


28

История строительства и освящения храма Христа Спасителя. История уничтожения и восстановления храма.




1 урок







Параграф №9.6

Стр.203-210




Горельеф, Барельеф

К. А. Тон

А.Л. Витберг


29

Исаакиевский и Казанский соборы Санкт – Петербурга.




1 урок







Параграф №9.7

Стр211-216




Ампир, Святой Исаакий Далматский

30

Обобщение и систематизация знаний по теме «Храмы Санкт-Петербурга»




1 урок













31

Защита рефератов по теме «Храмовое зодчество Руси»




1 урок







Дополнительная литература




32

33


Итоговая контрольная работа за курс 9-го класса




2 урока













34

35


Итоговая контрольная работа за курс основной школы




2 урока













Содержание программы основной школы по православной культуре

9 КЛАСС



(программа рассчитана на 35 часов)

ГЛАВА 7 «ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОГО ХРАМА»

Параграф 7.1. «Из истории возникновения христианских храмов»

Библия о происхождении храма и формировании его внешнего вида и внутреннего оформления, скиния, храм Соломона, Второй Иерусалимский храм.



Параграф 7.2. «Происхождение внешнего вида христианского храма»

Гонения на христиан, проведение тайных богослужений. Икосы, катакомбы, кубикулы, крипты, капеллы. Прекращение гонения на христиан в начале IV века, базилика — особенности архитектуры, связь формы базилики с библейской историей.



Параграф 7.3. «Стили христианского храмостроения»

Византийский стиль храмостроения. Пантеон в Риме. Типы византийского храмостроения. Собор Святой Софии в Константинополе: история создания, архитектура, значение собора для Византийской империи. Периоды истории развития византийской храмовой архитектуры. Крестово-купольная конструкция. Русско-византийский стиль храмостроения. Романский, готический стили храмостроения. Стили Возрождения, барокко, рококо, классицизма, ампира в храмостроениии.



Параграф 7.4. «Единство внутреннего устройства и символизм форм христианских храмов»

Притвор, алтарь, святой престол, алтарная преграда, солея, амвон. Священные предметы святого Престола: антиминс, дарохранительница, напрестольное Евангелие, напрестольный крест. Символическое значение различных форм христианских храмов.



ГЛАВА 8 «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ»

Параграф 8.1. «Истоки и самобытность русского храмового зодчества»

Влияние византийского зодчества на древнерусское храмостроение. Собор Святой Софии в Константинополе — образец для русских храмостроителей Руси X-XI веков. Формы православного храма и их символическое значение. Многоглавие православных храмов на Руси и их символическое значение. Деревянное храмовое зодчество Руси: столповые и клетские храмы. Каменное храмовое зодчество, крестово-купольная конструкция. Формы крестов на куполах православных храмов и их символическое значение. Назначение русских православных храмов.



Параграф 8.2. «Кому посвящались и какое значение имели храмы на Руси»

Роль православных храмов на Руси. Типы православных храмов — ставропигиальные, кафедральные, приходские, кладбищенские. Храмы, освященные в честь Иисуса Христа. Храмы, освященные в честь православных праздниаков — двунадесятых и великих. Значение святых в православии, сонмы православных святых, храмы, освященные в честь святых. Храмы, освященные в честь особо чтимых на Руси икон.



Параграф 8.3. «Внутреннее устройство православного храма» Притвор православного храма, его функции и художественное оформление. Колокольня. Средняя часть храма, ее функции и художественное оформление,

символический смысл внутреннего убранства средней части. Купол, его символическое значение и художественное оформление. Паруса, символическое значение изображений апостолов-евангелистов в парусах. Аналое, праздничная икона, хоругвь, канунник, паникадило, кафедра, рака со святыми мощами. Иконостас, ярусы иконостаса, Царские и боковые врата иконостаса. Солея, амвон, клиросы. Алтарь православного храма — его символическое значение, священные предметы алтаря и их функциональное и символическое значение, священные предметы священного престола и их символическое значение.



Параграф 8.4. «О Символе Веры, основных заповедях и богослужении»

Содержание Символа Веры, объяснение смысла его членов. Десять заповедей Ветхого Завета и их объяснение. Заповеди Блаженства и объяснение их смысла. Православное богослужение, суточный, недельный, годовой круги богослужений. Литургия, Всенощное бдение, молебны. Панихида.



Параграф 8.5. «О церковнославянском языке и молитвах»

Оригинальные языки книг Священного Писания. Кирилло-мефодиевская традиция перевода книг Священного Писания и создание славянской письменности. Церковнославянский язык как инструмент передачи смысла текста и богатства речи Священного Писания. Возвышенность и мелодичность церковнославянского языка. Молитвы, их смысл. Сравнительный анализ смыслового содержания, мелодичности строя и особенностей чтения текстов основных православных молитв на старославянском, церковнославянском и современном русском языках.



Параграф 8.6. «Обычаи и обряды Русской Православной Церкви»

Обряд как внешний знак благоговения, выражающий православную веру. Порядок совершения и символический смысл обрядовых действий, совершаемых каждым православным человеком: крестное знамение, поклоны, зажигание свечи. Порядок совершения и символический смысл обрядовых действий, совершаемых священником: напутственные молитвы, освящение воды и пиши, крестные ходы.



Параграф 8.7. «Основные таинства Православной Церкви»

Определения понятия «таинство» в православии. Символический смысл и порядок совершения семи основных таинств в Русской Православной Церкви: крещения, миропомазания, причащения, покаяния, елеосвящения, священства и брака.



Параграф 8.8. «Правила поведения в православном храме»

Требования к одежде приходящего в православный храм, порядок совершения православным человеком действий при подходе к храму и при вхождении в храм, правила поведения человека внутри православного храма и во время проведения богослужения.



Параграф 8.9. «Колокольные звоны»

Колокол как единственный музыкальный инструмент православного храма. История появления колоколов на Руси. Значение колокола в общественной жизни

Руси. Русские колокольные мастера и их творения. Виды колокольных звонов православных русских храмов и их назначение. Использование колокольных звонов в произведениях знаменитых русских композиторов. Возрождение колокольного дела и колокольной музыки в современной России.

ГЛАВА 9 «ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО РУСИ»

Параграф 9.1. «Собор Святой Софии в Киеве»

История возведения Киевского Софийского собора. Особенности архитектуры и богатство внутреннего убранства храма Значение собора для русской православной культуры и для политической и общественной жизни Киевской Руси.



Параграф 9.2. «Единый храмостроительный замысел Новгорода»

История возведения Новгородского Софийского собора. Особенности архитектуры и богатство внутреннего убранства храма Значение собора для русской православной культуры и для политической и общественной жизни Киевской Руси. Архитектурные особенности Новгородской школы храмостроения.



Параграф 9.3. «Зодчество Владимиро-Суздалъскоп земли»

Архитектурные особенности Владимиро-Суздальской школы храмостроения. Владимирский Успенский собор — главный храм новой столицы Киевской Руси. Особенности архитектуры и богатство внутреннего убранства Владимирского Успенского собора



Параграф 9.4. «Шатровое зодчество уникальный стиль русского храмостроения»

История создания и развития русского шатрового зодчества. История возведения церкви Вознесения в Коломенском, особенности архитектуры первой шатровой церкви на Руси. Споры ученых о происхождении русского шатрового зодчества. Шатровые храмы Руси, особенности архитектуры и внутреннего убранства храма Решение Патриарха Никона о запрете строительства на Руси шатровых храмов.



Параграф 9.5. «Храмы Московского Кремля »

Грандиозное храмостроительство в Московском Кремле во времена правления князя Ивана Ш. Строительство Успенского собора Московского Кремля — Первопрестольного храма Всея Руси, архитектура и внутреннее

убранство храма. Благовещенский собор Московского Кремля

Параграф 9,6. «Храм Христа Спасителя»

История строительства храма Христа Спасителя в Российской империи, художественное оформление и архитектура храма, богатство его внутреннего убранства. Значение храма Христа Спасителя для истории Российской империи. Уничтожение храма большевиками в 1931 году. Возрождение храма Христа Спасителя в 90-е годы XX века. История строительства, архитектурное решение и художественное оформление возрожденного храма.



Параграф 9.7. «Храмы Санкт-Петербурга»

Строительство Исаакиевского собора как главного храма новой столицы Российской империи, архитектура и оформление внутреннего убранства храма. Казанский собор; история возведения, архитектурное решение и внутреннее убранство.




Формы и средства контроля

  1. Контрольная работа

  2. Реферат

  3. Тестирование

  4. Создание мультимедийных продуктов (презентаций, публикаций, кроссвордов)


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.



Список литературы и рекомендуемые сайты.

Официальные информационные ресурсы: mon.gov.ru - сайт Министерства образования РФ, www.patriarchia.ru - официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви, blagovest.bel.ru - официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии, www.beluno.ru – официальный сайт департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, www.ipkps.bsu.edu.ru - сайт Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, www.bpdsmn.orthodoxy.ru – сайт Белгородской Православной Духовной семинарии с миссионерской направленностью, kuraev.ru – официальный сайт диакона, профессора Московской духовной академии Андрея Кураева, www.pravoslavie.ru - информационно-образовательный православный портал.

Православные библиотеки: kraevs.ru, eleon.orthodox.ru (библиотека православного христианина, книги; аудиотека; видеотека), ni-ka.com.ua, www.manna-lib.com (библиотека духовной поэзии), dimulik2009.narod2.ru (Апологетика; Догматика; Риторика; Священное Писание; Сравнительное богословие; Жития Святых), svn.wen.ru, www.slavoslovie.ru (библиотека христианских текстов), e-c-r.pravoverie.ru (собрание записей радиопередачи по православию), www.obibl.com, skrigal.orthodox.ru (библиотека православного христианина).

Православные мультимедиа-ресурсы: pravmedia.com, www.rushill07.narod.ru/ Электронная библиотека, Православная медиа-библиотека www.altarnik.okis.ru, biblion.narod.ru, www.predanie.ru/ Видео архив; Музыкальный архив; Форум; mp3 архив; Обзоры сайтов, собрание цифровых изображений Православных книг www.isographoteka.ru

  • Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 9 класс: Экспериментальное учебное пособие / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О.Н. Кобец. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.- 260 с.

  • Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 9 класс» [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

  • Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней образования/А.В. Бородина.- М.: ОПК, 2007.- 187 с.

  • Воскобойников В.М. Энциклопедический православный словарь/ В.М. Воскобойников.- М.: Издательство ЭКСМО, 2005. - 544

  • Кошмина И.В. Основы русской православной культуры: Учеб. пособие для уч-ся сред. и старш. шк. возраст/ И.В. Кошмина.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 с.

  • Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогики: По трудам схимандрита Иоанна Маслова/ Н.В. Маслов.- М.: Самшит-издат, 2006. - 504 с.

  • Мацукевич А.А. Преподобный Серафим Саровский: Иллюстрированное жизнеописание великого российского Старца, преподобного Серафима, Саровского Чудотворца/ А.А. Мацукевич.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 208 с.

  • Православная энциклопедия: Русская православная церковь /Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 - М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2000. - 656 с.

  • Альманах «Памятники Отечества». — М., 1994. — Т4 12.

  • Антонов Н. Р. Храм Божий /1 Вестник Ленинградской духовной академии. — Л.: Ленинградская духовная академия,

  • Библейская Энциклопедия. — М.: Российское Библейское общество, 1998.

  • Библейская энциклопедия. — М.: , Центурион, АГIС, 1991. — Т. 1—2.

  • Библия 1499 г.

  • . Библия в русской живописи. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003.

  • Музей Библии; Издательский отдел Московского Патриархата,1999.

  • Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Издание Московской Патриархии, 1989.

  • Бусева-давыдова И. Л. древнерусское зодчество /1 Каменное зодчество древней Руси. — М.: «детская литература», 1989. — С. 99—101.

  • . Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля:

  • Святыни и древности: Подробный историко-культурньий путеводитель. — М.: Наука, 1997.

  • . Вагнер Г. К., Владьишевская Т. Ф. Искусство древней Руси. — М.: Искусство, 1993.

  • Великанова О. Колокола России 1/ Правда. — 1986. — 12 ноября.

Примерные экзаменационные вопросы для проведения итоговой аттестации выпускников IX класса общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2010-2011 учебном году по предмету

«Православная культура»
1.Основные особенности русской культуры.

2.Священное Писание и Священное Предание. Книги Ветхого и Нового Завета, их краткая характеристика.

3.Библия о сотворении мира и грехопадении. Религиозный смысл библейских рассказов.

4.Библейская история от всемирного потопа до египетского плена.

5.Исход народа Израилева из Египта. Заповеди Моисея, их религиозно-философский смысл.

6.Давид и Соломон. Период I Храма. Пророки Ветхого Завета.

7.Библия о Рождестве Христовом. Первые годы земной жизни Иисуса Христа.

8.Библия о чудесах Иисуса Христа. Основы учения Иисуса Христа.

9.Новозаветные притчи, их религиозно-философский смысл.

10.Тайная Вечеря. Окончание земной жизни Иисуса Христа.

11.Евангелие о Воскресении Христовом.

12.Деяния апостолов после Вознесения Господня.

13.Символ Веры: понятие и сущность.

14.Заповеди Блаженства, их религиозно-философский смысл.

15.Обычаи и обряды Русской Православной Церкви.

16.Таинства Православной Церкви.

17.Крещение Руси и его значение

18.Расцвет культуры в XI веке. Первые русские святые

19.Создание славянской письменности. Кирилл и Мефодий.

20.Начала книгописания на Руси. Основные книги Древней Руси.

21.Житие как жанр древнерусской литературы (на примере жития одного из святых по выбору).

22.«Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы.

23.Поучение Владимира Мономаха.

24.Повесть и сказание как жанры древнерусской литературы.

25.Основы иконографии православной церкви. Описание одной из икон (по выбору)

26.Знаменитые русские иконописцы: основные вехи творческого пути

27.Русская духовная музыка. Колокольные звоны.

28.Христианский храм: история возникновения.

29.Основные стили христианского храмостроения. Особенности русского храмового зодчества.

30.Внутреннее и внешнее устройство православного храма.

31.Основные правила поведения в храме.

32.Характеристика храмов Древней Руси: Софийский собор в Киеве.

33.Киево-Печерский монастырь - центр образования и духовного просвещения Киевской Руси.

34.Образ мира в храмовой архитектуре Новгородской земли

35.Зодчество Владимиро-Суздальской земли.

36.Храмы Московского Кремля. Храм Христа Спасителя.

37.Храмы Санкт-Петербурга (на примере одного из них).

Примерные экзаменационные задания
1.1 В русском языке существует огромное количество фразеологизмов: один в поле не воин, два сапога пара, семь бед – один ответ. Немало в русском языке и библейских фразеологизмов.

Из фразеологизмов, представленных ниже, пропали местоимения. Попробуйте отыскать их среди этих местоимений: сия, сам, аз, своих, все, меня, всякое, сего.


своя ….…… не познаша тайна …….… велика есть
врачу, исцелися ……….. ……… даяние благо
да минует …….. чаша сия не от мира ….…….
малая закваска квасит …….. тесто Мне отмщенье и …..… воздам
1.2 Попробуйте определить разряд местоимений (личное, определительное, указательное, вопросительное, притяжательное, возвратное, неопределенное, относительное, отрицательное, количественное):

местоимения

Разряд

сия




сам




аз




своих




все




меня




всякое




сего



1.3 В русском языке много заимствованных библейских слов. Определите исконное и заимствованное слово и распределите их по колонкам:



слово, серафим, икона, ангел, воскресение, прокуратор, легион, пасха, Господь


исконное

греческое

древнееврейское

латинское










1.4 Для слов в столбце из списка подберите их первоначальное значение

Посланник, вестник; Пылающие, горящие, сжигающие; воинское соединение в римской армии; управитель; переход; Рисунок, образ, изображение; Дающий благо; возгорание, воспламенение

1.5 Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения терминов гимнографии. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Допускается добавлять предлоги, изменять слова по падежам и т.д.


1. молитвенное, раскрывать, песнопение, праздник, краткое, сущность, прославление, или, святой

2. название песнопения, песнь канона, служащего связью, между, другие тропари, начинающего, каждая, библейские песни


1.6 Расположите в нужной последовательности слои иконы, написанной согласно традиционной византийской и древнерусской технике. Найдите правильное определение для каждого из подчеркнутых терминов.


Паволока

Левкас

Доска

Олифа

Красочный слой















Плёнкообразующее вещество на основе растительных масел, подвергнутых термической обработке. Внешний, защитный слой иконы ______________


Ткань, наклеиваемая на иконную доску. Служит для лучшего сцепления доски со следующим слоем ______________
Грунт (подкладка под красочный слой), представляющий собой меловой или гипсовый (алебастровый) порошок, размешанный на животном или рыбьем клею. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску ___________________

1.7 Напишите о престольном празднике одного из православных храмов вашего города (поселения) по следующему плану:



Ожидание, Приготовление, Канун празднования, Праздничное торжество, Воспоминания