Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 «Опасные ситуации природного характера и защита от них»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 «Опасные ситуации природного характера и защита от них»



страница1/5
Дата28.08.2017
Размер1 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс


  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
СД.Ф.6 «Опасные ситуации природного характера и защита от них»

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ



050104 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» со специализацией

Очная / Заочная форма обучения

Утверждено на заседании кафедры БЖД и ОМЗ

Факультета «ФК и БЖД»

протокол №11 от «03» марта 2008 г.

Зав. кафедрой БЖД ОМЗ

_____________И.А. Мещерова

Раздел 1. Программа учебной дисциплины


1.1 Автор программы:

Канаев Алексей Алексеевич - старший преподаватель кафедры безопасности

жизнедеятельности и основ медицинских знаний.


1.2 Рецензенты:

Богданов Николай Николаевичметодист городского информационно- методического центра г. Мурманска;

Кобелев Вячеслав Алексеевич – доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинский знаний.
1.3. Пояснительная записка

Безопасность человека и среды его обитания становится важнейшей характеристикой качества жизни и состояния экономики. Первостепенное значения приобретает необходимость изучения риска для человека и общества со стороны экономических и социальных структур, путей его предотвращения, а также создания права человека на безопасные его условия.

Сложившийся уровень безопасности определяется величиной риска, как от возможных катастроф природного характера, так и от протекающих негативных процессов со стороны

различных факторов и явлений на человека и окружающую его среду, которые приводят к

различным травмам и гибели людей. Знание причин возникновения и характер ЧС, заблаговременное принятие мер защиты, решительные и грамотные действия населения в случае реальной угрозы позволяет в значительной мере снизить все виды потерь.

Усиленное воздействие хозяйственной деятельности человека на среду обитания нарушает динамическое равновесие между природой и обществом. Особенность современного этапа состоит в резком нарастании социально - демографических проблем общества на фоне слабой изучаемости закономерностей развития природы и нарастания разнообразных экстремальных явлений.

Все люди поступают так, как они были научены, в полном соответствии с теми нравственными ориентирами и ценностями, которые усвоили еще в юные годы.

В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку студентов по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.



Цель преподавания дисциплины – дать студентам, будущим учителям ОБЖ, систему знаний, раскрыть силы природы, стихийные проявления, которые вызывают чрезвычайные ситуации: бедствия, разрушение, гибель людей. Сущность необходимых знаний о возможных стихийных явлений в стране и зарубежом, их особенностях, правилам поведения и мерой защиты.

Задачи дисциплины:

  1. Раскрыть содержание законодательных и нормативно- правовых актов РФ.

  2. Ознакомить студентов с организацией системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного происхождения.

  3. Изучить общие характеристики различных ЧС, их последствия.

  4. Сформировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающей природной среды.

  5. Ознакомить студентов с видами ЧС природного характера, особенностями их возникновения и проявления, выработать алгоритм безопасного поведения и способов защиты.

  6. Подготовить к участию в работах по ликвидации последствий стихийных бедствий и оказанию первой медицинской помощи.

  7. Подготовить студентов к рациональным, эффективным, психологически и морально обоснованным действиям в ЧС природного характера.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать:

  1. Требования законов Российской Федерации « Об образовании», «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

  2. Определения и основные характеристики чрезвычайных ситуаций;

  3. Организацию и порядок деятельности аварийно - спасательных формирований по защите и спасанию населения в чрезвычайных ситуаций природного характера;

  4. Возможные чрезвычайные ситуации природного характера, встречающиеся в повседневной жизни, в том числе на территории Мурманской области;

  5. Основные поражающие факторы и способы защиты от них;

  6. Средства индивидуальной и коллективной защиты и правила пользования ими.


Уметь:

  1. Оперировать соответствующим понятийным аппаратом.

  2. Организовать и методически правильно проводить занятия по безопасности жизнедеятельности.

  3. Прогнозировать и анализировать собственную деятельность с целью её совершенствования и повышения своей квалификации;

  4. Составлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера;

  5. Применять в своей будущей практической деятельности полученные знания в обеспечении безопасной жизнедеятельности человека в опасных чрезвычайных ситуациях;

  6. Документировать важные процессы и события в указанной сфере при повседневном функционировании, возникновения угроз через дневник «ЧС».


1.4. Извлечение из ГОС ВПО.

Опасные ситуации природного характера и защита от них

Понятие опасной и чрезвычайной ситуации природного характера. Классификация опасных природных явлений: геофизические, геологические, гидрологические, метеорологические. Инфекционные заболевания людей, эпидемии, пандемии. Инфекционные заболевания животных и растений.

Способы, средства и методы коллективной и индивидуальной защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения. Алгоритм безопасного поведения. Организация помощи и эвакуация населении.

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы


№№

п/п


Шифр и наименование

специальности



Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового

контроля


(форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

лекции

ПР/СМ

Сам.

работа


1.

050104

Безопасность жизнедеятельности

(дневная форма обучения)


2

3,4


160


80

40

40

80


Зачет

2.

050104

Безопасность жизнедеятельности

(заочная форма обучения)


2

3,4



160

14

6

8

146

Зачет


1.6 Содержание дисциплины

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий


п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Дневная / заочная форма обучения



Всего

ауд.


ЛК

ПР/СМ

Сам. раб.

1.

Законы и другие нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности природного характера

4/

2/

2/

4/8

2.

Характеристика и классификация ЧС природного характера

4/

2/

2/

4/8

3.

Геофизические ЧС

Землетрясения



4/

2/

2/

4/8

3.1

Извержения вулканов.


4/2

2/

2/2

4/8

4.

Геологические ЧС

Оползни, обвалы, осыпи



4/2

2/2

2/

4/8

4.1

Сели


4/

2/

2/

4/8

4.2

Лавины

4/2

2/2

2/

6/8

5.

Природные пожары.

Лесные, степные, торфяные



4/2

2/2

2/

6/8

6.

Способы и методы защиты от ЧС природного характера

4/

2/

2/

4/6

7.

Гидросферные ЧС на суше

Наводнения, заторы, зажоры



4/2

2/

2/2

4/8

8.

Ветровые ЧС

Бури, ураганы, смерчи



6/2

4/

2/2

4/8

8.2

Затяжные ливни, засуха, жара, холод.

4/

2/

2/

4/8

9.

9.1



Морские гидросферные опасные явления

Цунами



4/

2/

2/

4/8

9.2

Тропические тайфуны, сильное волнения и колебания моря.


6/

2/

4/

4/8

10.

10.1


Биологические опасные явления.

Массовые заболевания людей



4/2

2/

2/2

4/8

10.2

Массовые заболевания животных


4/

2/

2/

4/8

10.3

Заболевания и поражения вредителями растений

4/

2/

2/

4/6

11.

Экономические аспекты последствий ЧС природного характера

4/

2/

2/

4/6

12.

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера, характерные для Кольского полуострова

4/

2/

2/

4/8

Итого:

80/14

40/6

40/8

80/146


1.6.2 Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Законы и другие нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности природного характера

Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы РФ, положения, направленые на обеспечение безопасности граждан. Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан в области защиты от ЧС природного характера.



Раздел 2. Геофизические (эндогенные) (ЧС)

Тема 2.1 Землетрясения

Определение. Виды опасностей (ЧС) этого типа. Примеры наиболее крупных землетрясений в мире и России. Частота проявления землетрясений в течение года и дня. Землетрясения и их характеристика. Происхождение землетрясений, причины их возникновения и последствия. Основные понятия: гипоцентр, эпицентр очага землетрясения, толчки (главный, форшоки, афтершоки), энергия (магнитуда) сейсмических волн. Классификация землетрясений по глубине очага и источнику образования. Механизм межплитовых землетрясений. Предвестники землетрясений. Последствия землетрясений и меры по снижению ущерба и потерь от землетрясений. Поведение населения в зоне землетрясения. Эвакуация населения при землетрясении. Аварийно-спасательные работы (первоочередные действия и меры безопасности). Действия населения при заблаговременном оповещении о землетрясении. Действия населения при внезапном землетрясении. Способы, средства и методы коллективной и индивидуальной защиты при землетрясениях.


3.2 Извержения вулканов

Основные понятия: вулкан, вулканическая деятельность, тефра, кратер, жерло, магма, лава, лавовый и грязевые потоки. Наиболее крупные действующие вулканы и их география.

Причины извержения вулканов и их последствия. Классификация вулканов и их характеристика. Механизм возникновения вулканической деятельности. Предвестники извержения вулканов. Поражающие факторы вулканической деятельности и их воздействия на людей. Опасные явле­ния, сопровождающие извержение вулканов. Действия населения при угрозе извержения вулканов, меры безопасности.
Раздел 4. Геологические (экзогенные) ЧС

Тема 4.1 Оползни, обвалы, осыпи

Определение: оползни, обвалы и осыпи. Происхождение, причины возникновения, их характеристика и последствия. Виды опасностей (ЧС) этого типа: склоновые процессы, изменение рельефа поверхности почвы и береговых линий. Классификация по месту возникновения, по мощности и механизму оползневого процесса. Основные поражающие факторы. Причины возникновения. Прогнозирование и меры по снижению потерь и ущерба от обвалов и оползней. Действия населения при угрозе схода оползней, селей, обвалов.


Тема 4.2 Сели

Понятия. Классификация селей. Селевой поток, причины и условия возникновения их характеристика и последствия. Типы селей по составу и по механизму зарождения, по причине возникновения. Прогнозирование и меры по снижению потерь и ущерба от селевых потоков. Поражающие факторы. Меры предупреждения и защиты населения от селевых потоков. Степень селеопасности для городов России. Селезащитные сооружения. Правила поведения человека при угрозе и схода селя.


Тема 4.3 Лавины

Определение. Причины. Классификации по природе формирования. Формирование лавин и лавинообразующие факторы. Основные характеристики лавины. Типы лавин по характеру поверхности скольжения. Специфические поражающие факторы. Личные действия при различных ситуациях: при заблаговременном предупреждении, при неожиданном сходе лавины, при сносе лавиной, при погружении в снег. Поражающая способность снежных лавин. Организация и проведение аварийно-спасательных работ при сходе снежных лавин..


Раздел 5. Природные пожары

5.1 Лесные, степные, торфяные

Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Виды лесных пожаров, их причины и последствия. Классификация: по природным объектам загорания, по производству противопожарных работ. Первичные и вторичные поражающие факторы лесных пожаров и их специфика. Особенности пожаров в зависимости от скорости распространения огня и рельефа местности. Степные и полевые пожары, их особенности, причины и последствия. Торфяные пожары и их особенности. Организация тушения лесных пожаров. Способы и технические средства тушения лесных пожаров. Действия по профилактике и тушению природных пожаров. Меры безопасности и рекомендации в зоне лесных, торфяных пожаров, помощь пострадавшим.


Раздел 6. Способы и методы защиты в опасных ситуациях природного характера

Права, обязанности и ответственность граждан при ЧС. Оповещение населения при угрозе природных ЧС. Способы, средства и методы коллективной и индивидуальной защиты в условиях ЧС природного происхождения. Прогнозирование природных ЧС. Организация помощи и эвакуации населения.



Раздел 7. Гидрологические (ЧС) на суше

Тема 7.1 Наводнения. Заторы, зажоры, половодья

Наводнения и их характеристика. Причины и типы наводнений по степени интенсивности. Особенности рек России и их классификация по условиям формирования стока и угрозе возникновения наводнений. Материальный ущерб и масштабы последствий наводнений. Действия населения при угрозе и во время наводнения. Эвакуация и спасательные работы в зоне наводнения. Несчастный случай на воде, оказание помощи утопающему.

Заторы и зажоры на реках, условия их возникновения. Меры по их предотвращению и ликвидации. Особенности затор и зажоров на реках Мурманской области. Ранний ледостав. Низкий уровень воды в реках. Прогнозирование и меры по снижению потерь.
Раздел 8. Ветровые (метеорологические) ЧС

Тема 8.1 Бури, ураганы, смерчи

Атмосфера, состав, строение и основные атмосферные процессы. Типы воздушных масс, атмосферные фронты, циклон, антициклон. Погода и климат. Основные типы ветров (бризы, муссоны, пассаты, фен, бора, суховеи, бури, ураганы, смерчи (торнадо), шквалы). Скорость ветра, определение. Силы ветра (шкала Бофорта). Бури, ураганы, смерчи и их характеристика. Происхождение бурь, ураганов, смерчей, причины их возникновения. Меры по обеспечению безопасности при угрозе бурь, ураганов и смерчей. Снежные бури. Штормовое предупреждение. Действия населения при штормовом предупреждении и во время стихии.


Тема 8.2 Аномальные (агрометеорологические) метеоявления.

Затяжные ливни, засуха, жара, холод, метели

Опасные стихийные бедствия этого вида: сильные дожди, снегопады, снежные заносы, гололед, крупный град, заморозки в вегетационный сезон, сильная жара, засуха, холода, метели. Количественные характеристики отнесение их к стихийным бедствиям ( количество осадков за определенное время, экстремальная температура, территория охвата, время действия). Поражающие факторы аномальных метеоявлений и их действие на человека. Меры предупреждения и защиты населения. Правила поведения человека при различных аномальных метеоявлениях.


Раздел 9. Морские (гидросферные) ЧС

Тема 9.1 Цунами

Цунами и их характеристика. Происхождение цунами, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от последствий цунами. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами. Международная и российская службы предупреждения цунами.


Тема 9.2 Тропические тайфуны, сильное волнение и колебание моря

Мировой океан, динамика морской воды, ее физические свойства. Тропические циклоны (строение, фронты и секторы, зарождение, развитие, окклюзия). Поведение населения во время стихии. Сильное волнение моря (5 и более баллов). Элементы морской волны (подошва, гребень, крутизна, высота, длина, склоны, скорость и период). Типы волн (ветровые, рябь, зыбь, прибой, цунами). Опасности шторма для судов, портов, прибрежных населенных пунктов. Меры предосторожности при нахождения судна в море и купании в нем.


Раздел 10. Биологические ЧС

Тема 10.1 Массовые заболевания людей

Понятие об инфекционных заболеваниях и их роль в негативных последствиях массовых заболеваниях. Классификация инфекционных заболеваний. Эпидемический, пандемический процесс передачи возбудителей болезни. Основные пути передачи и их характеристика. Восприимчивость. Иммунитет. Противоэпидемические (противоэпизоотические) и санитарно-гигиенические мероприятия. Организация и проведение режимных карантинных мероприятий. Понятия: обсервация, карантин. Действия населения в условиях возможного (в результате применения бактериологического оружия) биологического заражения


Тема 10.2 Массовые заболевания животных

Инфекционные заболевания животных. Эпизоотии, энзоотии, панзоотии. Классификация инфекционных болезней животных. Профилактика и действие населения по снижению потерь. Меры предосторожности для населения и меры ограничения жизнедеятельности вблизи скотомогильников вредителей.



Каталог: umu-umk -> ЕФКиБЖД -> 050104.65%20Безопасность%20жизнедеятельности
050104.65%20Безопасность%20жизнедеятельности -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 20 «Обеспечение безопасности образовательного учреждения»
050104.65%20Безопасность%20жизнедеятельности -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 10 «Пожарная безопасность»
050104.65%20Безопасность%20жизнедеятельности -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Безопасный отдых и туризм
050104.65%20Безопасность%20жизнедеятельности -> Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) сд. Р. 2 (для офо, зфо), сд. Р. 5
050104.65%20Безопасность%20жизнедеятельности -> Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 05, Ен. Ф. 08, Ен. Ф. 07, Ен. Ф. 01 Биология с основами экологии
050104.65%20Безопасность%20жизнедеятельности -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 13 Основы обороны государства и военной службы
050104.65%20Безопасность%20жизнедеятельности -> Учебно-методический комплекс дисциплины шифр дисциплины
050104.65%20Безопасность%20жизнедеятельности -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 2 Основы национальной безопасности
050104.65%20Безопасность%20жизнедеятельности -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности опд
  1   2   3   4   5

  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.6 «Опасные ситуации природного характера и защита от них»
  • 050104 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» со специализацией
  • Программа учебной дисциплины 1.1 Автор программы: Канаев Алексей Алексеевич
  • 1.2 Рецензенты: Богданов Николай Николаевич
  • 1.3. Пояснительная записка
  • 1.4. Извлечение из ГОС ВПО. Опасные ситуации природного характера и защита от них
  • 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы
  • 1.6 Содержание дисциплины 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий
  • 1.6.2 Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Законы и другие нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности природного характера
  • Раздел 2. Геофизические (эндогенные) (ЧС) Тема 2.1 Землетрясения
  • Раздел 4. Геологические (экзогенные) ЧС Тема 4.1 Оползни, обвалы, осыпи
  • Раздел 5. Природные пожары 5.1 Лесные, степные, торфяные
  • Раздел 6. Способы и методы защиты в опасных ситуациях природного характера
  • Раздел 7. Гидрологические (ЧС) на суше Тема 7.1 Наводнения. Заторы, зажоры, половодья
  • Раздел 8. Ветровые (метеорологические) ЧС Тема 8.1 Бури, ураганы, смерчи
  • Тема 8.2 Аномальные (агрометеорологические) метеоявления. Затяжные ливни, засуха, жара, холод, метели
  • Раздел 9. Морские (гидросферные) ЧС Тема 9.1 Цунами
  • Тема 9.2 Тропические тайфуны, сильное волнение и колебание моря
  • Раздел 10. Биологические ЧС Тема 10.1 Массовые заболевания людей
  • Тема 10.2 Массовые заболевания животных