Учебно-методический комплекс дисциплины сд 25 «Нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения» 050715. 00

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Учебно-методический комплекс дисциплины сд 25 «Нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения» 050715. 00



страница1/3
Дата13.11.2017
Размер0,8 Mb.


  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД 25 «Нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения»

050715.00 «Логопедия»,

050717.00 «Специальная дошкольная педагогика и психология» (ОФО, ЗФО)

050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп.спец.Специальная психология

050716 Специальная психология (ОФО, ЗФО)

________________________________________________________________



Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина


Раздел 1. Программа учебной дисциплины.
1.1. Автор программы: Кривошеева Наталья Ивановна, доцент кафедры специальной педагогика и психологии.
1.2. Рецензенты:

К.п.н., доцент кафедры СПиСП Кузьмичева Т.В., к.п.н., доцент РГСУ г. Мурманска Лопинцева Л.А.



1.3. Пояснительная записка

Цель данной дисциплины – ознакомление студентов с методологией и практикой применения различных нетрадиционных методов в работе с детьми с нарушениями интеллекта.

Задачи учебного курса вытекают из специфики самого учебного предмета и из конечной цели подготовки специалиста – всесторонне развитого педагога-психолога, учителя-логопеда, владеющего психологическими и педагогическими знаниями, умениями и навыками, готового реализовывать их в практической работе.

Курс ««Нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта» ориентирован на решение следующих задач:

- обеспечить студентов теоретической подготовкой по вопросам применения нетрадиционных методов в коррекционной педагогике;

- познакомить студентов с современными нетрадиционными методами, используемыми в работе с умственно отсталыми детьми;

- сформировать у студентов умения и навыки работы с нетрадиционными методами работы.

К моменту изучения курса студентами усвоено содержание следующих дисциплин: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Специальная психология», «Общая психология», «Возрастная психология», «Специальная педагогика», «Психолого-педагогическая диагностика», «Основы генетики», «Патопсихология» и др.

Данный курс закладывает теоретическую базу для закрепления знаний студентов по ряду специальных дисциплин: общей, возрастной, специальной психологии, специальной педагогике, психолого-педагогической диагностике.

Содержание и структура курса отражают модель подготовки учителя-логопеда, специального дошкольного педагога-психолога и реализуют связи с дисциплинами общего и специального психологического цикла.

Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В лекциях раскрываются методологические и теоретические основы нетрадиционных методов в работе с детьми с нарушениями интеллекта, рассматривается специфика использования методов психологической коррекции детей и подростков с различными интеллектуальными нарушениями.

На семинарах систематизируются полученные теоретические знания, отрабатываются технологии коррекционной работы с детьми и подростками с нарушениями развития, в том числе и на базе специализированных учреждений для умственно отсталых детей.

Внеаудиторная работа студентов предполагает самостоятельное изучение теоретического материала по разделам, подготовку реферативных сообщений по темам, выполнение различных заданий и тестовых материалов.

В процессе обучения студенты овладевают теоретическими знаниями об основных нетрадиционных методах, используемых в коррекционной педагогике: теоретических основах артпедагогики и арттерапии, использовании методов арттерапии в работе с умственно отсталыми детьми, о компьютерных технологиях в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение интеллекта,

В результате изучения курса «Нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения» студенты должны знать:

-современные подходы к организации и методическому обеспечению коррекционного процесса;

- основные нетрадиционные методы и технологии коррекционной помощи детям, имеющим нарушение интеллекта.

-специфику применения нетрадиционных методов при нарушении интеллекта



Студенты должны уметь:

- выбирать нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми, имеющими нарушении интеллекта;

- адаптировать методики и технологии к возрастным особенностям умственно отсталого ребенка;

При составлении программы использовались материалы научно-методических разработок Е.А.Медведевой, И.Ю.Левченко, М.И. Чистяковой, И.В.Дубровиной и других.


1.4. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОСТ ВПО специальности (направления), включающие требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка)
Не предусмотрено (НРК)
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

виды учебной работы (в часах)

вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

Сам. работа

1.

050715.00 «Логопедия»

5

10

50

22

10

12

28

Зачет

2.

050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп. спец. «Специальная психология»


5

10

50

20

10

10

30

Зачёт

3.

050717.00 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

5

10

50

22

10

12

28

Зачёт

4.

050716 «Специальная психология»


4

8

50

24

12

12

26

Зачёт

5.

050717.00 «Специальная дошкольная педагогика и психология» (ЗФО)

3


5

50

10

6

4

40

Зачёт

6.

050716 «Специальная психология» (ЗФО)


4

7

50

8

4

4

42

Зачёт


1.6. Содержание дисциплины.
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Вариант 1 – 050715.00 «Логопедия», 050717.00 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

Вариант 2 – 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп. спец. «Специальная психология»

Вариант 3 – 050716 «Специальная психология»

Вариант 4 – 050716 «Специальная психология» (ЗФО)

Вариант 5 – 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» (ЗФО)



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


Сам. Раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/ СМ

Сам. Раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/ СМ

Сам. Раб.

1

Методы обучения и методы воспитания. Специфика

использования традиционных методов обучения и воспитания.



3

1

2

4

2


1

1

4

4

2

2

2

2

Артпедагогика в специальном образовании. Формирование основ художественной культуры у детей с интеллектуальными нарушениями через различные виды художественной

4

2

2

4

4

2

2

6

4

2

2

4

3

Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям, имеющим нарушения интеллекта. Виды арттерапии.

4

2

2

6

4

2

2

6

4

2

2

6

4

Психокоррекционные технологии для умственно отсталых детей

4

2

2

6

4

2

2

6

4

2

2

6

5

Компьютерные технологии в коррекционном обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

4

2

2

4



4

2

2

4

4

2

2

4

6

Место компьютерных технологий в учебном процессе. Интерактивные компьютерные средства обучения.

3

1

2

4

2

1

1

4

4

2

2

4




Итого

22

10

12

28

20

10

10

30

24

12

12

26




№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


Сам. Раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/ СМ

Сам. Раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/ СМ

Сам. Раб.

1

Методы обучения и методы воспитания. Специфика

использования традиционных методов обучения и воспитания.



2

2




5

2

2




7













2

Артпедагогика в специальном образовании. Формирование основ художественной культуры у детей с интеллектуальными нарушениями через различные виды художественной деятельности

2

2




7

2

2




7













3

Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям, имеющим нарушения интеллекта.

2

2




7

2




2

7













4

Психокоррекционные технологии для умственно отсталых детей.

2




2

7

2




2

7













5

Компьютерные технологии в коррекционном обучении детей с интеллектуальными нарушениями

2




2

7










7













6

Место компьютерных технологий в учебном процессе. Интерактивные компьютерные средства обучения.










7










7
















Итого

10

6

4

40

8

4

4

42
















      1. Содержание разделов дисциплины


Тема: «Методы обучения и методы воспитания. Специфика использования традиционных методов обучения и воспитания»

Понятие «методы», «приемы». Условия, определяющие выбор тех или иных методов обучения и воспитания. Классификация групп методов обучения, выделенных К.Ю. Бабанским, целесообразность использования каждой группы методов в разные возрастные периоды. Методы воспитания, выделенные Т.А. Ильиной.


Тема: «Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям, имеющим нарушения интеллекта»

Виды арттерапии и их коррекционное воздействие: музыкотерапия (вокалотерапия, инструментальная терапия), имаготерапия (куклотерапия, психодрама), изотерапия, хромотерапия, библиотерапия (сказкотерапия), кинезитерапия (танцетерапия, хореотерапия, ритмика, психогимнастика), зоотерапия, … Особенности применения арттерапевтических методик в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников VIII вида, дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. Применение методов арттерапии в работе учителя-дефектолога и педагога-психолога с глубоко умственно отсталыми детьми.


Тема: «Артпедагогика в специальном образовании»

Положение об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка. Психолого-педагогические особенности умственно-отсталого ребенка (М.С.Певзнер, С.Я.Рубинштейн, Л.С.Выгодский, В.Г.Петрова, Ж.И.Шиф, С.Д.Забрамная). Классификация олигофрений (М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев).

Формирование основ художественной культуры детей с интеллектуальными

нарушениями в разных видах художественной деятельности. Художественно-речевая деятельность, театрализованно-игровая, музыкальная, изобразительная, художественн-ручной труд и детский дизайн.


Тема: «Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям, имеющим нарушение интеллекта»

Психокоррекция в дефектологии. Взаимосвязь психокоррекции с психотерапией. Арттерапия в системе психокоррекционных методик. Организационные формы арттерапии. Механизм и сущность воздействия искусства на ребенка, имеющего нарушения интеллекта. Организационные формы арттерапии. Роль педагога-психолога и учителя-дефектолога в применении арттерапевтических методик в работе с умственно отсталыми детьми в разные возрастные периоды.


  1   2   3

  • (ФГБОУ ВПО МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД 25 «Нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения»
  • Раздел 1. Программа учебной дисциплины. 1.1. Автор программы
  • 1.3. Пояснительная записка
  • 1.4. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОСТ ВПО
  • 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
  • 1.6. Содержание дисциплины.
  • Содержание разделов дисциплины Тема: «Методы обучения и методы воспитания. Специфика использования традиционных методов обучения и воспитания»
  • Тема: «Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям, имеющим нарушения интеллекта »
  • Тема: « Артпедагогика в специальном образовании»
  • Тема: «Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям, имеющим нарушение интеллекта»