Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 6 «технический дизайн и эргономика»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 6 «технический дизайн и эргономика»

Скачать 491,95 Kb.


страница1/3
Дата04.11.2017
Размер491,95 Kb.

Скачать 491,95 Kb.

  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ДС.Ф.6 «ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН И ЭРГОНОМИКА»

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)

050501 «Профессиональное обучение (дизайн)»

(код и наименование специальности)

Утверждено на заседании кафедры Изобразительного искусства и дизайна

факультета ХОТиД

(протокол № 2 от 14 сентября 2010 г.)
Зав. кафедрой Ашутова Т.В.

______________________________


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Автор программы: Репина А. С.

(старший преподаватель ТиД)


1.2 Рецензенты: Сергеева И. А.

(кандидат педагогический наук, доцент)



Стаценко Е.Р.

(кандидат педагогических наук, зав. кафедры ТиД. МГПУ)




1.3. Пояснительная записка:

Целью данного курса является формирование необходимых знаний по эргономике в техническом дизайне и применение этих знаний на практике.

Основные задачи курса «Технический дизайн и эргономика»

1. Понимать основные тенденции и основные направления в области компьютерных технологий, развития науки и техники, основные экологические проблемы общества.



2. Уметь устанавливать человеческие факторы в системе «человек-машина», владеть способами эргономического анализа.

3. Владеть комплексом упражнений, направленных против переутомления пользователя.

4. Проектирование рабочего места с учетом антропометрических данных.


Место курса в общей системе подготовки специалиста

Проблемы эстетической организации среды, а также удобства технических средств приобрели в настоящее время особую актуальность. От степени влияния организации пространства и от уровня технического прогресса зависит повышение качества работы человека. Такая дисциплина как эргономика выявляет возможности и закономерности создания оптимальных условий для разных видов труда и обеспечения необходимых удобств человеку.

Научная дисциплина эргономика является комплексной наукой. Она возникла на стыке технических наук, психологии, физиологии, гигиены, анатомии, биомеханики, антропологии, биофизики и др.

Сфера приложения эргономики разнообразна — она охватывает практически все виды техники. Основные ее принципы распространяются не только на орудия труда, но и на весь ассортимент промышленных изделий, на бытовые предметы.

Не вдаваясь подробно в разделы эргономики, условно можно выделить 3 характерных соответствия между личными особенностями человека и качеством промышленных изделий в процессе их изготовления: антропометрическое, психофизиологическое и эстетическое.

Антропометрическое соответствие изделий характеризуется пропорциями, выбранными параметрами конструкции с точки зрения анатомических особенностей человеческого тела — размера, массы, физической силы, возможностями движения с учетом рабочего положения, и пользования изделием в эксплуатации.

Физиологическое соответствие изделий определяется особенностями обоняния, слуха, осязания (тактильной), температурной, болевой чувствительностью и обоняния человека.

Изучение функций человеческого организма дает возможность правильно учесть требования, которые определяют оптимальные условия различных психофизических процессов, происходящих во время труда и отдыха.

Эстетическое соответствие изде­лий — это эмоциональное удовлетворе­ние человека от зрительного восприя­тия с точки зрения эстетики (гармонич­ность, пропорции, цвет, масштабность) при полном соответствии изделия функ­циональному назначению.

В условиях производства трудящийся человек впервые рассматривает­ся как личность, всестороннее развитие которой является не­обходимым фактором общест­венного прогресса. Повышение роли человеческого фактора обусловливает необходи­мость создания благоприятных условий для людей на производ­стве и в быту.


В процессе изучения спецкурса «Технический дизайн и эргономика» студенты должны знать:

• Понятия технократического мышления, культура, техническая цивилизация.

• Предмет эргономика

• Человеческие факторы деятельности



• Система «человек-машина».

уметь:

  • Определять виды функциональных состояний человека.

  • Измерять антропометрические данные по характерным точкам.

  • Владеть комплексом упражнений, направленных против переутомления пользователя.

  • Разрабатывать рабочее место с учетом антропометрических особенностей


1.4. Извлечение из ГОС ВПО специальности, включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля




Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР

ЛБ

СР

1.

050501 педагог профессионального обучения (дизайн)

4

7

120

60

26

20

14

60




2.

050501 педагог профессионального обучения (дизайн)

4

8

120

60

20

20

20

60

Зачет




Итого:







240

120

46

40

34

120





1.6. Содержание дисциплины
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование темы

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

СР

4-й курс, 7-й семестр

1.

Технический дизайн и эргономика в мире техники

14

14







14

2.

Методы эргономического анализа

46

12

20

14

46

2.1

Эмпирические методы

12

12







12

2.2

Опросные методы

20




20




20

2.3

Экспериментальные методы

14







14

14

Итого за семестр:

60

26

20

14

60

4-й курс, 8-й семестр

3.

Диагностика и коррекция неблагоприятных функциональных состояний пользователя


60


20


20


20


60

3.1


Функциональные состояния человека

10

10







10

3.2

Диагностика утомления

10

10







10

3.3

Коррекция функциональных состояний

12




12




12

3.4

Рабочая поза и утомление

10







10

10

3.5

Эргономические требования к проектированию рабочих мест

18




8

10

18

Итого за семестр:

60

20

20

20

60

Общее количество часов:

120

46

40

34

120


1.6.2. Содержание разделов дисциплины

Тема № 1. Эргономика в мире техники.

В процессе изучения темы студенты должны понять предмет «эргономика» и сопутствующие науки, этику проектирования и человеческие факторы.



Для этих областей эргономического знания характерны определённые уточнения предмета и проявление таких специфических понятий как система «человек-машина», пользовательский интерфейс.

Тема № 2. Методы эргономического анализа.

Студенты должны усвоить понятия: наблюдение, самонаблюдение, интервью, опрос, эксперимент, факторная модель, экстремальный эксперимент. Методы, используемые специально по человеческим факторам, разнообразны. Нам важно научить студентов тем методам, которые могут быть оперативно использованы каждым инженером или дизайнером для улучшения потребительских средств создаваемого программного обеспечения или программных средств. Эти методы различаются по достигаемой с их помощью цели. Это аналитические и проектировочные, лабораторные, объективные и субъективные методы, и эмпирические и экспериментальные.



Тема № 3. Диагностика и коррекция неблагоприятных функциональных

состояний пользователя.

Предметная область, обеспечиваемая в эргономике как функциональное состояние, включает в себя понятия: активизация, монотония, утомление, напряжённость, стресс.

Студенты должны изучить в этой теме методы диагностики и исследования функциональных состояний. Наиболее подверженные утомлению психофизиологические функции пользователя включают в себя сокращение скорости восприятия, рост числа ошибок, ухудшение глазодвигательной координации, боль в глазах и спине, колебания производительности и ухудшение самочувствия. Студенты должны освоить комплекс упражнений, позволяющих корректировать функциональное состояние пользователя.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения


п/п


Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма

самостоятельной

работы


Кол-

во

часов



1

ВАР


Форма контроля

выполнения

самостоятельной

работы




1.

Эргономика в мире техники

вопросы для

самостоятельного

изучения


14

выполнение тестов

2.

Методы эргономического анализа

вопросы для

самостоятельного

изучения


46

Защита рефератов, сообщений

2.1.

Эмпирические методы




14




2.2.

Опросные методы




16




2.3.

Экспериментальные методы




16




3.

Диагностика и коррекция

неблагоприятных

функциональных состояний

пользователя



конспекты по данной теме


60

обсуждение и проверка конспектов


3.1.

Функциональные состояния

человека


самообследование


10



Защита практических работ по проектированию рабочих мест

3..2.

Диагностика утомления

самообследование

12

3..3.

Коррекция функциональных

состояний



самообследование

10

3.4.

Рабочая поза и утомление

самообследование

12

3..5.

Эргономические требования к проектированию рабочих мест

самообследование

16










120




1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Опросные методы.

План:

1. Опросные методы. Интервью (индивидуальное, групповое). Анкеты. Тестирование (валидность, надёжность).

2. Экспериментальные методы: факторная и регрессивная модели.



Задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:

1. Перечислите формы опросных методик, отличающихся друг от друга.

2. Как обеспечить психологический контакт интервьюера с респондентом?

3. Что такое парафраз?

4. Определить понятие «валидность текста».

5. Определить понятие «надёжность текста».


Основная литература

1. Общая психодиагностика (Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В., М., 1987.)

2. Жуков Ю.М., Петровская А.А., Растянников П. В.Диагностика и развитие компетентности в общении, МГУ, 1990.

3. Гипперрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание. М., МГУ, 1983.



ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Экспериментальные методы.

План:

1. Экспериментальные методы: факторная и регрессивная модели.

2. Микроподход и макроподход.
Задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:

1. Что такое экспериментальный метод исследования, как он применяется в эргономике?

2. Опишите что такое экстремальный эксперимент?

3. Чем микроподход к изучаемому объекту отличается от макроподхода?


Основная литература

1. Гостеданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., МГУ, 1982

2. Куприян А.И. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М., Наука, 1981.

3. Налимов В.В. Теория эксперимента. М., Наука, 1971.

4. Моргунов Е.В. Человеческий фактор в компьютерных системах. М., 1994. (электронный носитель)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Коррекция функциональных состояний.

План:


  1. Использование теории утомления при проектировании трудовых процессов

  2. Характеристика эмоциональных состояний оператора


Задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:

  1. Охарактеризуйте этапы развития функционального состояния человека на кривой работоспособности.

  2. Определите этапы развития стресса.

Основная литература

1. Зинченко В.П., Леонова А.Б., Психометрика утомления. М., МГУ, 1997.

2. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., ТГУ, 1981.

3. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М., МГУ, 1982.

4. Моргунов Е.В. Человеческий фактор в компьютерных системах. М., 1994. (электронный носитель)

5. Эргономика / Под ред. проф. В.В. Адамчука. М., 1999.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Рабочая поза и утомление

План:


  1. Рабочая поза и утомление.

  2. Борьба со зрительным утомлением.

Задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:

          1. Какие основные группы показателей используются для диагностики утомления?

          2. Чем отличается перерыв в работе от паузы?

          3. Производственное утомление, его виды и причины.

          4. Приведите пример комплекса упражнений, направленных против переутомления пользователя.

Основная литература

1. Зинченко В.П., Леонова А.Б., Психометрика утомления. М, МГУ, 1997.



2. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., ТГУ, 1981.

3. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М., МГУ, 1982.

4. Эргономика / Под ред. проф. В.В. Адамчука. М., 1999.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

  1   2   3

  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДС.Ф.6 «ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН И ЭРГОНОМИКА»
  • РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. Структура программы учебной дисциплины 1.1 Авто р программы: Репина А. С.
  • 1.2 Рецензенты: Сергеева И. А.
  • 1.3. Пояснительная записка: Целью данного курса
  • Основные задачи курса «Технический дизайн и эргономика»
  • Место курса в общей системе подготовки специалиста
  • 1.4. Извлечение из ГОС ВПО
  • Итого: 240 120
  • 1.6. Содержание дисциплины
  • Итого за семестр: 60 20 20 20
  • Тема
  • ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 Тема
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 Тема
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5