Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 6 Общее страноведение

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 6 Общее страноведение



страница1/11
Дата04.11.2017
Размер1,88 Mb.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

      1. ДС.6 ОБЩЕЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ


050103 География (Социальная география Скандинавских стран и туризм)

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании

кафедры географии и экологии

естественно-географического факультета

(протокол № 8 от 18.03.2008 г.)

Зав. кафедрой ______________

/А.В. Николаев/

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Автор программы: к.и.н., доцент кафедры географии и экологии Фридкин В.Н.


1.2 Рецензенты:

- д.г.н., профессор каф. географии и экологии Денисов В.В.;

- к.и.н. Гайнутдинова Т.Г.
1.3 Пояснительная записка:
Данный УМК составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии» и «география», которые являются основой для объективной оценки уровня подготовки выпускников, независимо от формы получения образования.

При подготовке учебно-методического комплекса использованы труды отечественных и зарубежных специалистов, учтены современные научные направления в данной области знаний и методические материалы, способствующие усвоению дисциплины.

Промежуточные формы контроля – письменные контрольные работы, коллоквиумы, доклады, тестирование, написание и защита рефератов, которые оцениваются по пятибалльной системе. Итоговая форма контроля - зачет.
1.3.1 Роль и место курса «Общее страноведение» в подготовке специалистов. Связь с другими дисциплинами.
Страноведение – традиционная географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран и их районов, систематизирующая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социально-политической организации. Оно составляет не только главный потенциал учебной географии, но, кроме того, через страноведение географическая наука вводится общепризнанным элементом в сокровищницу национальной культуры.

По уровню развития этой дисциплины можно судить, насколько проявляются в системе географических наук интегративные идеи, способные сохранить целостность этой системы. Периоды раздробленности географического знания всегда отрицательно сказывались на состоянии комплексного исследования, как собственной страны, так и зарубежных регионов и стран. Как показывает история, крупные страноведы всегда требовали от географии сохранения её методологического единства и глубокого философского осмысления полученных знаний.

Развитие страноведения как самостоятельного научного направления обусловлено рядом причин теоретического и практического характера. Было бы ошибочным полагать, что географо-страноведческие знания необходимы только узкому кругу специалистов, профессионально занимающихся этими проблемами. История и география всегда определяют жизнь всего общества и касаются каждого отдельного гражданина, который живет и работает в определенном коллективе и по существующим законам.

Страноведение – вовсе не вчерашний день географии, не только романтический период её истории, время открытия новых земель, их заселения и освоения. Страноведение органично вписывается в современный этап развития географии как фундаментальной науки, оставаясь одним из важнейших звеньев всей системы географических наук. Страноведение находится на магистральном пути развития географии, что подтверждается фразой Н.Н.Баранского: «основным объектом изучения в географии является страна и район во всём их своеобразии – природном, хозяйственном, культурном, политическом. Характеристика стран и районов – главное содержание географических работ». Именно такой широкий и комплексный подход характеризует страноведческое изучение любой территории – от континента до небольшой по площади местности.

Для развития страноведения в мире, и в России, в частности, имеются огромные потребности и перспективы. Необходимо по-новому, с учётом современных и возникающих задач и проблем улучшить степень комплексной страноведческой изученности территории, природных зон и всех регионов России. Современный уровень изученности не соответствует новым задачам хозяйственного, социального и экологического развития в условиях глубинных социально-экономических реформ. Комплексное страноведение может помочь повышению эффективности природопользования и хозяйствования, созданию эффективной экономики, улучшению условий жизни и здоровья населения. Не утратила своего значения и задача изучения географии мирового развития, для чего необходимо предметное знание географического своеобразия всех регионов и стран.

Комплексное страноведение не имеет права быть сухим и беспристрастным набором самых разнообразных сведений о той или иной территории. Используя методы и материалы различных наук, и, прежде всего географических, образность искусства и литературы, страноведение должно дать максимально полное и выразительное представление о тех или иных территориях. Комплексное страноведение должно отражать подлинную жизнь, тенденции и перспективы развития макрорегионов мира, стран и районов, городов и сельской местности.

Судьбы и перспективы комплексного страноведения неотделимы от развития всех географических наук. Но теория страноведения явно отстаёт от прогресса методологического арсенала других «собратьев» в семье географических наук. В мировой и отечественной научной и учебной литературе всё ещё очень мало работ по теории, практике и методике страноведения, что значительно обедняет арсенал профессиональных географов и преподавателей географии.

Дисциплина «Общее страноведение» является комплексной наукой, играет важную роль в подготовке современного квалифицированного географа и страноведа. Изучение данной дисциплины позволит будущим географам получить систематические знания по страноведению, а именно способствует получению информации о природно-климатических условиях, истории, государственном устройстве, экономике, культуре и традициях, об особенностях менталитета различных стран и регионов.


1.3.2 Цели и задачи учебного курса.
Изучение курса «Общее страноведение» предусматривает достижение следующих целей:

  • сформировать представления о важнейших принципах, законах, категориях страноведения, его основных проблемах и ценностях;

  • выработать у будущих географов первичных навыков страноведческого мышления, усвоения ими географо-страноведческой терминологии и понятийного аппарата, значительная часть которого до сих пор сохраняет своё значение;

  • развивать у студентов самостоятельного мышления, повышать их географо-страноведческую культуру, формировать умения учитывать опыт прошлых эпох при решении актуальных проблем.

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:

1. научить студентов:


  • определять место дисциплины «Страноведение» как отрасли географической науки в системе географических знаний, конкретизировать предмет её изучения; раскрыть актуальность её изучения в современных условиях;

  • оперировать базовыми понятиями и категориями науки, понимать процессы, закономерности и связи, происходящие в современном мире,

  • составлять страноведческие характеристики государств различных регионов,

  • анализировать разные проблемные ситуации;

  • разбираться в основных блоках страноведческой программы: территории, географическом положении, природе, населении и культуре, расселении, инфраструктуре и др.;

  • отбирать необходимый материал для написания рефератов и других видов работ;

  • ориентироваться в теоретической и фактографической литературе по курсу, сформировать навыки эффективного поиска и анализа этой литературы;

2. формировать:

  • навыки составления комплексной историко-этнографической и географо-страноведческой характеристики отдельных регионов и государств мира;

  • навыки сравнения и типологии в страноведении;

3. дать представление:

  • о геополитической и геоэкономической картине современного мира;

  • о характере современных межэтнических и этнокультурных процессов в разных государствах и частях света;

  • об основных методологических подходах страноведческого анализа

  1. ознакомить студентов:

  • с новыми данными, имеющимися точками зрения, новыми тенденциями в рамках читаемого курса;

  • с историей развития данной науки и вкладе в науку выдающихся учёных – страноведов, географов, экономистов и др.;

  • с возможностями применения моделирования в географии и страноведении;

  1. развивать интерес и уважение к истории и культуре других стран, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своей страны и всего человечества;

  2. показать:

  • возможности использования полученных знаний в школьных курсах географии, в воспитательной работе со школьниками;

  • специфику и особенности территориальной структуры хозяйства в страноведении;

  1. способствовать развитию в студентах политически зрелой личности, готовой жить в условиях свободы и демократии, реально и компетентно участвующей в общественной жизни страны.


1.3.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Общее страноведение»

студенты должны:



  1. знать:

  • объект, предмет и метод курса, его понятийно - категориальный аппарат;

  • историю развития страноведения как науки, основные идеи и концепции учёных-страноведов;

  • историю становления государственности стран мира;

  • особенности социально-экономических моделей ведущих стран мира;

  • основные элементы страноведческой характеристики (географическое положение, территория, природа, инфраструктура, расселение и т.д.) и уметь их характеризовать

  • основные факторы, определяющие развитие государств, каналы взаимосвязи государственно-правовых явлений с географическим и геополитическим положением, экономикой, моралью, идеологией, религией;

  • страноведческое содержание учебной географии;

  1. уметь:

    1. ориентироваться в основных персоналиях;

    2. анализировать теоретическую и специальную литературу по страноведению, определяя принадлежность ее авторов к одной из научных школ и направлений;

    3. самостоятельно составлять доклады и рефераты, содержащие материал географо-страноведческого характера;

    4. читать и сопоставлять тематические карты данного региона;

    5. проводить сопряженный анализ тематических карт и статистических таблиц для получения новой информации;

    6. анализировать информацию о современных процессах в основных странах мира, полученную из различных источников (СМИ, Интернет и т.д.);

    7. применять страноведческие знания в школьной географии;

  2. понимать значение и роль историко-географической информации в процессе формирования мировоззрения человека как гражданина РФ и члена мирового сообщества;

  3. овладеть:

        • навыками географической и историко-страноведческой грамотности и осознать равновеликое и бесценное значение культуры всех без исключения народов мира;

        • умениями использовать математические методы и модели в географии и страноведении;

  1. уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по страноведческой проблематике, свободно оперировать географическими и страноведческими понятиями и категориями.



    1. Извлечение из ГОС ВПО

    2. Курс относится к дисциплинам предметной подготовки. «Общее страноведение» в программе подготовки специалистов имеет большую познавательную, развивающую и воспитательную ценность. Базируясь на принципах научного исследования, он обеспечивает познание мира, формирует научное мировоззрение; способствует теоретическому обобщению и глубокому осмыслению историко-географических фактов.


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоем

кость


Всего ауд

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

СР

1.

050103 География (Социальная география Скандинавских стран и туризм)


3

5

50

30

20

10

-

20

экзамен
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДС.6 ОБЩЕЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ
  • РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. Автор программы
  • 1.3.1 Роль и место курса «Общее страноведение» в подготовке специалистов. Связь с другими дисциплинами.
  • 1.3.2 Цели и задачи учебного курса. Изучение курса « Общее страноведение » предусматривает достижение следующих целей : сформировать
  • 1.3.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины: В результате изучения учебной дисциплины « Общее страноведение » студенты должны
  • Извлечение из ГОС ВПО Курс относится к дисциплинам предметной подготовки
  • 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы