Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 2, Дс. Ф. 2 Организация и проведение спортивных походов и путешествий

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 2, Дс. Ф. 2 Организация и проведение спортивных походов и путешествий



страница1/11
Дата04.07.2017
Размер2,63 Mb.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ДС.2 , ДС.Ф.2

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СПОРТИВНЫХ

ПОХОДОВ И ПУТЕШЕСТВИЙ

Основная образовательная программа подготовки

специалиста по специальности

050720.65 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

со специализацией

«СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»

(ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)

Утверждено на заседании кафедры

физической культуры, спорта и

безопасности жизнедеятельности

факультета ЕФКиБЖД

(протокол № 4 от 27 декабря 2012 г.)
Зав. кафедрой

_______________ О.Г. Киевская


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

    1. Авторы программы: ст. преподаватель кафедры ФКСиБЖД

Чунин А.И.

    1. Рецензенты: зав.кафедрой ФКСиБЖД МГГУ, доцент,

канд.пед.наук О.Г. Киевская,

доцент, канд.пед.наук , директор Мурманского област-

ного краеведческого музея В.П.Сапрыкин.

1.3 Пояснительная записка

Цель: освоение технологии профессиональной деятельности педагога по физической культуре на основе дисциплины специализации «Организация и проведение спортивных походов и путешествий».

Задачи


    • формирование комплекса знаний, умений и навыков в области туризма и спортивного ориентирования;

    • формирование профессиональных умений педагога по физической культуре в процессе обучения знаниям и практическим навыкам по туризму;

    • формирование умений и навыков научно-методической деятельности в туризме;

    • формирование способности к принятию решений в экстремальных ситуациях в туризме;

    • формирование физических и психических качеств на занятиях по туризму, необходимых будущему педагогу по физической культуре.


Место курса в общей системе подготовки специалиста

Общая характеристика подготовки по специальности и требования к уровню профессиональной подготовки специалистов определена в Государственном образовательном Стандарте высшего профессионального образования.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать:

  • роль туризма как эффективного средства физической культуры и спорта;

  • дидактические закономерности в туризме;

  • методику подготовки спортсменов в туризме;

  • методы организации и проведения научно-исследовательской работы.

Студент должен уметь:

    • пользоваться технологией обучения различных категорий людей двигательным действиям, развития физических качеств в процессе занятий туризмом;

    • планировать и проводить основные виды физкультурно-оздоровительных мероприятий туристской направленности с детьми дошкольного возраста, взрослыми детьми с учетом санитарно-гигиенических, климатических, региональных и национальных условий;

    • организовывать и проводить соревнования по туризму и ориентированию для детей, подростков и взрослых;

    • оказывать первую помощь при травмах в процессе выполнения физических упражнений на занятиях по туризму;

    • организовать и провести многодневный поход в зимнее время на Кольском полуострове с детьми среднего и старшего среднего возраста. Владеть основами техники при передвижении по сложному рельефу;

    • иметь целостное представление о предмете «Организация и проведение спортивных походов и путешествий» как научно-методической дисциплины и его места в обеспечении формирования общей и физической культуры личности;

    • владеть знаниями о теоретических основах «Организация и проведение спортивных походов и путешествий»;

    • иметь практические навыки туристско-экскурсионной работы с различным контингентом занимающихся;

    • знать специфику преподавания предмета с использованием различных предметов, методов, средств обучения в условиях Кольского Севера;

    • владеть умениями работы на развитие, обучение и воспитание субъектов образовательного процесса в различных группах населения посредством приобщения личности к освоению ценностей физической культуры и спорта.

При подготовке учебно- методического комплекса были использованы программы учебных дисциплин по специализации 033113 «Спортивно – оздоровительный туризм», разработанные старшим преподавателем кафедры ТиМФВиС Архиповым И.В.
1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (на­правления), включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов

(выписка прилагается).

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы

(для всех специально­стей, на которых читается данная дисциплина)

№ п/п

Шифр и наименование

специальности



Курс



семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо­емкость

Всего аудит

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. работа

1

050720 «Физическая культура» (ОФО)

3

5

364

10

4

6

-

306




3

6
















4

7

12

4

8

-

зачет

4

8
















5

9

18

4

14

-




5

10

18

6

12

-

экзамен

3

6

8

2

6

-




4

7

6

2

4

-




4

8

8

2

6

-




5

9

8

2

6

-




5

10

10

2

8

-






1.6 Содержание дисциплины

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)

Примерное распределение учебного времени

п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего аудит.

ЛК

ПР

Сам.

1

Организация и проведение спортивных походов и путешествий.

58

18

40

306

1.1.

Правила организации и проведения СПиП.

-

-

-

12

1.2.

Организация, подготовка и проведение СПиП.

4

2

2

12

1.3.

Снаряжение.

6

2

4

10

1.4.

Питание.

2

-

2

12

1.5.

Топография и ориентирование на местности.

8

-

8

20

1.6.

Стратегия похода.

2

2

-

10

1.7.

Тактика похода.

2

2

-

10

1.8.

Техника движения и преодоления препятствий.

8

2

6

30

1.9.

Привалы и ночлеги.

-

-

-

20

1.10.

Причины травматизма и анализ несчастных случаев.

2

2

-

20

1.11.

Обеспечение безопасности похода, страховка и самостраховка, преодоление водных преград (переправы).

8

-

8

20

1.12.

Медицинское обеспечение и доврачебная медицинская помощь. Врачебный контроль.

4

2

2

30

1.13.

Вопросы выживания в экстремальных условиях.

6

2

4

40

1.14.

Организация и проведение поисково-спасательных работ и транспортировка пострадавшего.

6

-

6

40

1.15.

Руководитель похода, его ответственность и обязанности.

1

1

-

10

1.16.

Отчет о походе.

1

1

-

10


1.6.2 Содержание разделов дисциплины

1.1. Правила организации и проведе­ния СП и П.

Правила проведения соревнований турист­ских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров. Кодекс пу­тешественника. Контроль маршрутно-квалификационными комиссиями (МКК) этих правил. Общие положения. Формирование туристской группы. Требования к ее участ­никам и руководителю. Определение кате­гории сложности туристского похода. Пра­ва и обязанности руководителя и участни­ка похода. Разбор случаев нарушения ту­ристами «Правил». Маршрутная книжка и маршрутный лист, порядок их заполнения. Присвоение спортивных званий и разрядов. Действующие нормативы, порядок присво­ения.



1.2. Организация, подготовка и про­ведение СП, УТП и П.

Определение целей похода; выбор района, времени маршрута в зависимости от подготовки и туристского опыта груп­пы. Психологические аспекты подбора группы. Распределение обязанностей. Сбор сведений о районе. Разработка маршрута, графика движения, материального обеспе­чения и сметы. Особенности разработки аварийных вариантов. Обеспечение снаря­жением, медаптечкой и продуктами пита­ния. Особенности подготовки, объем предпоходных тренировок, требования по обес­печению безопасности, специальный набор продуктов, снаряжения и медикаментов, использование забросок, планирование цикла акклиматизации, обязательность схоженности и психологической совместимо­сти участников, дублирование руководства и обеспечение надежной связи, необходи­мость медицинского контроля участников похода. Оформление путевых документов, утверждение маршрута в МКК и сообще­ние в ПСС и МКК о выходе и завершении похода. Особенности подготовки учебно-тренировочного похода как мероприятия учебного и спортивного. Требования к учебно-тренировочному походу: повышен­ная надежность организации мероприятия (четкость, слаженность, образцовость); по­вышение требования к организации без­опасности; взаимная подстраховка учебно-спортивных групп и их взаимодействие, по­стоянное сочетание обучения и спортивно­го прохождения. Организация выездной МКК.



1.3. Снаряжение.

Основные общие требования к снаряже­нию: малый вес и объем, хорошая тепло­изоляция, прочность, непромокаемость, удобство пользования, эргономичность, гигиеничность, надежность в работе. Глав­ные эксплуатационные качества. Выбор сна­ряжения в зависимости от характера марш­рута. Пути совершенствования всех видов снаряжения. Изготовление самодельного снаряжения. Основные требования к изго­товлению и использованию самодельного снаряжения. Испытание самоделок. Под­гонка снаряжения, укладка и носка. Ремонт, ремонтный набор, уход за снаряжением и его хранение. Демонстрация снаряжения и приемов его использования. Средства свя­зи. Организация обмена технической ин­формацией по новым образцам снаряже­ния. Основные виды снаряжения: группо­вое, личное, бивачное и специальное (для обеспечения страховки и самостраховки, основное, характерное для каждого вида туризма и типа препятствия).



1.4. Питание.

Значение правильной организации пита­ния в походе. Оценка энергозатрат. Назна­чение питания. Основные характеристики суточного питания: калорийность, пищевая ценность. Состав пищевых продуктов: бел­ки, жиры, углеводы, витамины. Их соотно­шение в суточном рационе в зависимости от условий похода. Режим питания. Нормы закладки основных продуктов. Требование к разнообразию питания в походе и к весу продуктов. Совместимость продуктов. Со­ставление меню и раскладка продуктов. Учет их расхода. Способы термообработки пищи. Достоинства и недостатки каждого из них. Сбережение продуктов в пути. Раз­личные способы расфасовки продуктов, их преимущества и недостатки. Водно-солевой режим, простейшие способы очистки и обеззараживания воды. Особенности пита­ния в условиях низких температур, на боль­ших высотах, в пещерах. Использование сублимированных продуктов и продуктов собственного изготовления, высококало­рийных питательных смесей. Приемы при­готовления пищи из сублиматов. Основы выпечки мучных изделий. Возможность по­полнения пищевых запасов в пути, в том числе охотой, рыбной ловлей, сбором ди­корастущих растений. «НЗ» продуктов и «карманное питание.



1.5. Топография и ориентирование на местности.

Значение топографии и ориентирования для туристов. Карты, используемые в спортивных походах. План, схема, кроки местности. Основные условные обозначе­ния. Чтение карты и составление схемы маршрута.

Изучение местности по карте. Оценка характера пути и факторов проходимости местности (наличие дорожной и гидрографическской сети, наличие и характер пе­реправ, растительность, грунты, крутизна склонов). Выбор и описание по карте оп­тимального пути, определение характерис­тик рек. Использование мелкомасштабных карт и гляциологических схем в горах. Гла­зомерная съемка. Возможности определе­ния перевалов и прокладывание маршру­тов по фотографическим материалам, кар­там, картосхемам, без карты. Развитие на­выков чтения, запоминания и привязки к местности картосхем, зарисовок и фото­снимков.

Компас. Ориентирование карты, спосо­бы определения точки стояния. Ориенти­рование на местности с помощью карты, компаса и местных предметов. Определе­ние сторон горизонта по местным пред­метам, часам и Солнцу. Азимут. Подготов­ка данных для движения по азимуту. Истинный (географический) и магнитный ме­ридианы, истинный и магнитный азимут. Склонение. Упрощенная формула опреде­ления магнитного азимута. Оформление данных для движения по азимуту в виде таблицы и схемы. Движение по азимуту днем (ночью) и в условиях ограниченной видимости. Способы выдерживания задан­ного направления движения. Место руко­водителя группы или участника, ведущего группу по азимуту. Обход препятствий.

Выбор тактики ориентирования и огра­ничивающих ориентиров. Особенности ориентирования по мелкомасштабным и устаревшим картам. Выбор ориентиров по карте и местности. Надежные и вероятные привязки, ориентирование по совокупнос­ти признаков. Особенности движения с картой и компасом по лесистой местнос­ти, в тумане и темноте. Восстановление ориентировки в случае ее потери. Ориен­тирование в горном походе. Непрерывное наблюдение за маршрутом всеми участни­ками, привязка к местным предметам в от­дельные моменты видимости, использова­ние двух точек наблюдения. Роль разведки и восхождений на обзорные точки. Состав­ление кроков и схем перевалов, условное обозначение.

Особенности ориентирования в высоко­горье в сложных метеоусловиях (туман, снегопад, темнота). Особенности ориенти­рования зимой в тундровой местности, а также в ледовых районах.



1.6. Стратегия спортивного похода. УТП, П.

Понятия «стратегия» похода. Особенно­сти стратегии походов различной категории сложности. Важнейшая задача - безопас­ное проведение похода. Зависимость стра­тегии прохождения маршрута от целей пу­тешествия, района, времени года, сложно­сти маршрута, подготовленности и схоженности группы, материального обеспечения, условий и возможности обеспечения без­опасности. Стратегические схемы построения маршрутов: линейный, кольцевой, радиаль­ный, смешанный. Их возможности, преиму­щества и недостатки. Логическое построе­ние маршрута (норма радиальных выходов, распределение на маршруте естественных препятствий, нарастание сложности, высо­ты и пр.).

Важность в сложных походах стартовой высоты основной части маршрута, макси­мальных высот перевалов, длительность пре­бывания на максимальных и средних высо­тах, высотного опыта участников. Оценка участков сложного маршрута с позиции вре­мени на прохождение и пути на конкрет­ном рельефе. Особенности акклиматизации. Составление календарного плана похода: учет ходовых и весовых норм, периода ак­климатизации, запаса времени на неблаго­приятную погоду, запасные и аварийные ва­рианты маршрута. Использование для заб­роски на маршрут и выхода с него авиа­ции, вьючного транспорта, переносных средств сплава. Выбор снаряжения и соста­ва набора продуктов. Особенности стратегии учебно-тренировочного похода, вытека­ющие из учебной направленности. Особен­ности стратегии спортивных туров. Основ­ные стратегические приемы заложены при разработке маршрута и обкатаны в процес­се работы. Основная стратегическая задача -безопасное прохождение тура при макси­мально возможном удовлетворении ожида­ний туристов. Четкое исполнение графика движения, ритма движения и распорядка дня. Стратегия экспедиций, ее особенность с учетом сочетания исследовательских и спортивных целей. Роль руководителя экс­педиции и руководителя группы. Составле­ние стратегических планов спортивных и учебно-тренировочных походов.

1.7. Тактика похода СП, УТП, П.

Понятие «тактика» похода. Планирование дневного перехода: график движения, рас­порядок дня, выбор места бивака. Органи­зация дневных переходов в различных ус­ловиях местности и погоды с учетом физи­ческого и морального состояния участников. Подведение итогов дня и выработка плана действий на следующий день. Корректиров­ка графика и маршрута движения с учетом реальной обстановки. Выбор времени суток для движения в зависимости от метеоусло­вий. Планирование и уточнение плана пре­одоления сложного участка: оценка обста­новки и характера препятствия, выбор бе­зопасного и рационального пути движения, определение порядка движения, мер стра­ховки и самостраховки, а также возможных действий в экстремальных ситуациях. Нали­чие факторов, обязывающих отказаться от преодоления препятствия. Обязанности на­правляющего и замыкающего. Место руко­водителя.

Особенности тактики учебно-трениро­вочного похода. Учебная направленность работы в учебно-тренировочном походе. Роль руководителя и роль инструктора. Ра­бота дежурного руководителя.

1.8. Техника движения и преодоле­ния препятствий.

Значение техники преодоления препят­ствий в обеспечении безопасности похода. Особенности техники пешеходного туризма.

Техника постановки ступней и ног в це­лом, выбора ритма и темпа ходьбы на боль­шие расстояния, при подъемах и спусках при движении по тропам. Техника передвижения по болотам. Устройство передвижной гати, болотных лыж, организация страховки.

Особенности организации переправ в зависимости от региона, времени года, времени суток, конкретных погодных ус­ловий, удаленности от источников питания рек. Выбор места времени и способа, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Меры обеспечения безопасности при переправах. Переправы вброд (с шестом, шеренгой, в кругу), по воде, над водой (по камням, кладке, снежному мосту). Устрой­ство навесных переправ. Переправы с ка­раваном. Техника подъема и спуска пост­радавшего. Переправы с применением пе­реносных средств сплава.

Особенности техники лыжного туризма. Наиболее рациональные способы движения на лыжах с рюкзаком по пересеченной местности. Тропление лыжни в зависимос­ти от характера рельефа, погоды, снежно­го покрова, физического состояния участ­ника. Движение с нартами (санками). От­работка основных приёмов и совершен­ствования навыков подъемов и спусков, поворотов и торможений на лыжах с рюк­заком на средних и крутых склонах горной местности. Использование тормозящих приспособлений. Остановка предумышлен­ным падением. Самозадержание при паде­нии. Особенности рубки ступеней. Лавины, их виды. Опасность подрезания склона. Опасность движения по V-образным доли­нам, кулуарам и местам их выхода, жело­бам и открытым крутым склонам. Особая опасность «снежных досок» и мокрых грун­товых лавин. Специфические приемы стра­ховки и самостраховки на снегу. Необхо­димость максимальной гибкости в приме­нении техники и тактики при преодолении снежно-фирновых склонов.

Особенности техники передвижения в горах. Технические приемы передвижения по травянистым склонам при подъеме, спуске, траверсе склона. Постановка ступ­ней и ног. Положение туловища. Особенно­сти применения ледоруба. Самозадержание при срыве. Технические приемы преодоле­ния осыпей при подъеме, спуске, траверсе в зависимости от вида и крутизны. Основ­ные правила передвижения по осыпным склонам и моренам. Общие правила пере­движения по скалам. Свободное и искусст­венное лазанье. Стиль и техника. Преодоле­ние специальных форм скального рельефа: стен и наклонных плит, гребней скал, вне­шних углов, внутренних углов, расщелин, каминов, карнизов, пробок в расщелинах и каминах. Страховка и самостраховка на скалах. Техника использования снаряжения. Характерные особенности движения по льду: возможность создания искусственных точек опоры (ступеней) и применения крючьевой страховки на специальных формах ледового рельефа: гребнях, стенах, разры­вах и трещинах (в том числе бергшрундах, рантклюфтах и пр.), сбросах, кулуарах, же­лобах, карнизах, снежно-ледовых мостах, каминах, при обходе сираков. Передвиже­ние по комбинированному рельефу. Осо­бенности страховочных мероприятий на леднике. Особенности передвижения по снегу и фирну и характерные опасности.

1.9. Привалы и ночлеги.

Назначение привалов, их периодичность и продолжительность в зависимости от протяженности дневного перехода, рель­ефа и характера местности, снежного по­крова, погоды, температуры, направления и силы ветра, физического и морального состояния участников. Факторы, влияющие на выбор места бивака. Методы организа­ции работ при разбивке бивака в зависи­мости от погоды, наличия светлого вре­мени и состояния участников. Меры пре­досторожности и безопасности во время бивачных работ и отдыха в палатке с печ­кой или под заслоном, при сушке одеж­ды, приготовлении пищи на костре или примусах и др. Внешний вид бивака. Со­хранение природы: недопущение порубки живых деревьев и устройств настила из лапника, кроме экстремальных условий, например, утрата палатки и т. д. Снятие с бивака. Типы и виды костров, применение их в зависимости от условий и назначения. Разжигание костра в сложных метео­условиях. Ночлег в лесу с заслоном и кос­тром «нодья». Устройство заслона из под­ручных средств, а также с использовани­ем полиэтилена или полотнища. Различные виды костра «нодья» и поддержание его равномерного горения. Меры предосто­рожности. Требование к месту ночлега с точки зрения безопасности и комфорта. Защита от насекомых и змей. Хранение снаряжения и топлива. Особенности но­чевок на берегах равнинных и горных рек, больших открытых водоемов. Ночлег и этика поведения в населенном пункте. Особые требования к месту бивака в гор­ной местности (безопасность, возможные изменения направления ветра и колебания температуры в ночное и утреннее время). Установка палатки в неудобных местах (на скальной или ледовой полках, в бергшрун-де, в стесненных условиях). Размещение людей и груза для быстрой эвакуации в сложных метеоусловиях и при аварийной ситуации. Ветрозащитная стенка. Ночлег в снежной пещере. Выбор площадки, кон­струкция, устройство и размещение. Слу­чаи необходимости ночлега в пещере при наличии палаток. Вынужденная холодная ночевка. Максимально полезное использо­вание имеющегося снаряжения, естествен­ных укрытий.



1.10. Анализ несчастных случаев.

На основе несчастных случаев в спортив­ном туризме. Объективные и субъективные причины. Поражающие факторы. Действия руководителя и участников, приведшие к несчастному случаю. Тактические и техни­ческие ошибки в том числе.

Плохая физическая и морально-волевая подготовка, недисциплинированность руко­водителя и участников, недостаточный опыт и авторитет руководителя, слабое знание района и условий проведения похода, пе­реоценка своих возможностей, резкое из­менение метеорологических условий, недо­статочный контроль и самоконтроль при низких температурах и сильном ветре, пло­хо подготовленное снаряжение, незнание приемов оказания первой помощи при травмах и заболеваниях и т.д.

Анализ данных о случаях травматизма и несчастных случаях в различных видах ту­ризма по категориям сложности походов, районам и времени.

Реальная авария - следствие сочетания влияния нескольких неблагоприятных фак­торов при решающей роли некоторых из них. Примеры. Необходимость системати­ческого статистического анализа данных.

1.11. Обеспечение безопасности. Страховка и самостраховка.

Безопас­ность по каждому виду туризма - основ­ное требование к походам. Опасности яв­ные и мнимые. Возрастание роли неблагоп­риятных факторов с увеличением сложно­сти похода. Причины, вызывающие аварии: зависящие от самого человека, от его про­махов и заблуждений (недостаточная дис­циплина, пренебрежение правилами путе­шествий, низкое общественное сознание, незнание или неправильное применение приемов техники передвижения и страховки, границ применения этих приемов, так­тические ошибки и недостаточный такти­ческий опыт, индивидуальная предраспо­ложенность к авариям в зависимости от уровня психологической, физической под­готовки и состояния здоровья участников); непосредственно не зависящие от воли че­ловека и создающие объективные условия для аварий (маршрут как источник опас­ности, нехватка или отсутствие снаряже­ния).

Примеры накопленного опыта обеспече­ния безопасности в походах по каждому виду туризма. Основные принципы органи­зации страховки. Значение страховки и са­мостраховки в походе. Комплектование страховочного снаряжения в зависимости от нитки маршрута, сезона и района путе­шествия.

Специальные узлы, особенность и область применения. Виды страховки: одновремен­ная, попеременная, групповая, самострахов­ка. Способы страховки: статические и дина­мические. Их достоинства и недостатки. Преимущество и распространенность ком­бинированной страховки. Самостраховка на месте и в движении. Выбор и подготовка мест страховки и самостраховки. Необходи­мость учета направления рывка и взаимно­го расположения точек страховки и само­страховки. Верхняя и нижняя страховка. Область применения и пределы эффектив­ности приемов и средств страховки на раз­личных формах горного рельефа. Особен­ности страховки при движении на травяных, осыпных, скальных и ледовых склонах. Ра­бота связок. Двойки и тройки. Возможности и особенности работы. Порядок передвиже­ния. Перила. Движение связок вдоль перил.

Требования к месту страховки и страху­ющим. Распределение обязанностей меж­ду страхующими, правила их поведения. Приемы страховки. Поведение попавших в воду.

Организация страховки на водном марш­руте. Страховка с берега, с воды. Виды стра­ховки, живец, страховочное судно, ко­раблик и т.д. Меры предупреждения опас­ности и обеспечения безопасности при проведении походов и экспедиций. Необ­ходимость комплекса защитных мероприятий организационного, технического, вос­питательного и учебного характера. Коллек­тивная выработка решений в сложных и эк­стремальных ситуациях и ответственность каждого за всех. Право руководителя на окончательное решение.



1.12. Медицинское обеспечение похо­да и доврачебная медицинская помощь в походе. Врачебный контроль и самоконтроль.

Особенности медицинского обеспечения похода. Комплекс мер. Необходимость и недостаточность каждого мероприятия в отдельности. Противопоказания к сложным походам и пребыванию на высоте, необ­ходимость физкультурно-диспансерного обследования перед походом. Усиленная предсезонная физическая подготовка. Орга­низация медицинского самообслуживания в группе. Обязанности участника, ответ­ственного за медобслуживание. Обучение ответственного и всех участников группы методам диагностики травм и болезней. Личная гигиена туриста в походе. Уход за телом. Закаливание организма. Другие меры профилактики. Гигиенические требо­вания к обуви, одежде, снаряжению. Пра­вильный режим работы и отдыха в похо­дах. Массаж и самомассаж, их значение при больших физических и психических нагрузках. Основные приемы массажа и самомассажа. Подготовка к сеансу. Поря­док массирования конечностей, спины, поясницы, груди и живота, шеи и головы. Физиологические особенности организма в высокогорье. Гипоксия как определяющая особенность воздействия горного комплек­са. Горная болезнь, особенность ее прояв­ления, средства предупреждения. Меха­низм воздействия многоступенчатой актив­ной акклиматизации. Механизм воздей­ствия витаминизации, пищевого фактора, фармакологических препаратов.

Гипотермия: причины, признаки и пер­вая помощь.

Психотерапия. Организация индивиду­ального медицинского наблюдения, конт­роля и самоконтроля в период акклимати­зации и похода. Комплектование медицин­ской аптечки с учетом особенностей конк­ретного маршрута. Применение специаль­ных медикаментозных средств. Меры про­тив обморожения и переохлаждения орга­низма, их признаки. Особенности поведе­ния человека под землей. Длительность пребывания, физические и психологические факторы. Первая медицинская доврачебная помощь в походе, значение своевременно­го оказания Причины, признаки, первая помощь (лечение при кровопотере, асфик­сии, травматическом шоке, поражении молнией, ожогах, снежной слепоте, обмо­рожениях, охлаждениях (замерзаниях), закрытых и открытых повреждениях чере­па, переломах, повреждениях позвоночни­ка, живота, таза, ранениях внутренних ор­ганов, растяжениях, разрывах связок, вы­вихах, ранах, солнечных и тепловых уда­рах, горной болезни, острой сердечно-со­судистой недостаточности, воспалении лег­ких и ангине, острых гастритах, отравле­ниях, укусах ядовитых змей и насекомых, кишечных расстройствах, острых хирурги­ческих заболеваниях органов брюшной по­лости). Проведение искусственного дыха­ния способами «рот-рот» и «рот-нос».

Остановка кровотечения жгутом. Наружный массаж сердца. Техника подкожного вспрыскивания (инъекции) лекарственных препаратов. Организация транспортировки пострадавшего на длительные расстояния.

1.13. Вопросы выживания в экстре­мальных условиях.

Возможные экстремальные ситуации в походах и их характеристика: болезнь уча­стника, отставание участника, дисгармония взаимоотношений в группе, утрата (выход из строя) важного общественного или лич­ного снаряжения или продуктов питания, потеря ориентировки, отставание от запла­нированного графика движения, жесткие условия погоды, физическое и моральное перенапряжение участников и др.

Пути и способы выхода из создавшихся напряженных и конфликтных ситуаций. Так­тические приемы и различные варианты действия группы в зависимости от харак­тера ситуации. Ответственность руководи­теля (ситуативного лидера) и участников, решительность и настойчивость их дей­ствий в борьбе за сохранение жизни всех членов группы.

Действие участника, отставшего от груп­пы. Условия, в которых участник может остаться один. Умение преодолеть чувства безысходности и отчаяния. Действия с це­лью отыскания группы. Выполнение осмыс­ленной и полезной работы. Устройство ук­рытий и организация отдыха. Добывание пищи, разведение костра. Способы выживания в сложной аварийной обстановке под землей. Организация жизни при ограни­ченном наборе снаряжения и продуктов питания. Проведение лагерей робинзонов и школ выживания.



1.14. Организация и проведение по­исково-спасательных работ и транспор­тировка пострадавшего.

Организация спасательного дела в Рос­сии. Государственная поисково-спасатель­ная служба МЧС России. Дислокация служб и отрядов. Региональные спасслужбы. Об­щественные поисково-спасательные отряды, их аттестация. Муниципальные спасатель­ные службы. Другие спасательные форми­рования России. Единая государственная система обеспечения безопасности в чрез­вычайных ситуациях.

Организация поисковых групп и спаса­тельных отрядов. Тактика поисково-спаса­тельных работ. Составление плана взаимо­действия спасателей. Спасательные работы с помощью подручных средств. Переноска пострадавшего с помощью подсобных средств. Транспортировка пострадавшего по крутым отвесам и склонам. Способы подъема провалившегося в трещину. По­исково-спасательные работы в лавинах. Необходимость немедленной помощи по­павшим в лавину. Соблюдение правил пе­ред выходом поисковой группы на лави­ноопасный участок. Организация поисковых работ отставших от группы.

1.15. Руководитель похода, его ответ­ственность,

права и обязанности

Добровольное подчинение туристов выбранному руководителю - основа отно­шений в туристской группе. «Правила про­ведения соревнований туристских спортив­ных походов» как основной закон, регла­ментирующий аспекты руководства в туриз­ме. Роль руководителя группы на всех эта­пах подготовки и проведения похода. Принципы управления группой, зависи­мость метода управления от опыта участ­ников и руководителя. Моральная, адми­нистративная и юридическая ответствен­ность руководителя и участников группы. Взаимоотношения с местными властями, лесной охраной, рыбнадзором, охотничь­ей инспекцией. Знание их прав и полно­мочий, знание собственных прав. Практика разборов аварий и несчастных случаев.



1.16. Отчет о походе. Назначение и роль отчета о походе. Походный днев­ник

Основные разделы отчета. Приложения к нему. Требования к оформлению отчета. Ха­рактерные недостатки отчетов. Классифика­ция и хранение отчетов. Современные мето­ды оформления отчетов, использования ком­пьютерных технологий. Дискеты, CD-диски, интернет-сайты, WEB-странички и библиоте­ки в интернете.


1.6.3 Темы для самостоятельного изучения

п/п


Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов


Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Организация и проведение спортивных походов и путешествий.

Кодекс путешественника. Правила организации и проведения походов. Спортивная классификация по туризму. Оформление путевых документов. Пути совершенствования всех видов снаряжения, самодеятельное снаряжение.

Приемы активизации занятий. Упаковка и переноска продуктов. Использование мелкомасштабных карт в горах. Способы контроля эффективности обучения в ориентировании. Стратегические схемы построения маршрутов. Особенности стратегии учебного похода


Контрольные работы

306

Проверка конспектов


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному ма­териалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)
Раздел 1. Организация и проведение спортивных походов и

путешествий.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  • (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДС.2 , ДС.Ф.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СПОРТИВНЫХ
  • РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины Авторы программы
  • 1.3 Пояснительная записка Цель
  • Место курса в общей системе подготовки специалиста
  • Требования к уровню освоения содержания дисциплины
  • 1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (на­правления), включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов
  • (выписка прилагается). 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специально­стей, на которых читается данная дисциплина)
  • 1.6 Содержание дисциплины 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах) Примерное распределение учебного времени
  • 1.6.2 Содержание разделов дисциплины 1.1. Правила организации и проведе­ния СП и П.
  • 1.2. Организация, подготовка и про­ведение СП, УТП и П.
  • 1.5. Топография и ориентирование на местности.
  • 1.6. Стратегия спортивного похода. УТП, П.
  • 1.7. Тактика похода СП, УТП, П.
  • 1.8. Техника движения и преодоле­ния препятствий.
  • 1.10. Анализ несчастных случаев.
  • 1.11. Обеспечение безопасности. Страховка и самостраховка.
  • 1.12. Медицинское обеспечение похо­да и доврачебная медицинская помощь в походе. Врачебный контроль и самоконтроль.
  • 1.13. Вопросы выживания в экстре­мальных условиях.
  • 1.14. Организация и проведение по­исково-спасательных работ и транспор­тировка пострадавшего.
  • 1.15. Руководитель похода, его ответ­ственность, права и обязанности
  • 1.16. Отчет о походе. Назначение и роль отчета о походе. Походный днев­ник
  • 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения
  • 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
  • Раздел 1. Организация и проведение спортивных походов и путешествий.