Учебные материалы

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Учебные материалы

Скачать 194,9 Kb.


Дата30.08.2017
Размер194,9 Kb.

Скачать 194,9 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Факультет экономики и управления

Кафедра управления персоналом

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для студентов заочной ускоренной формы обучения
по дисциплине Коммуникации в управлении

наименование дисциплины (модуля)
для направления подготовки 38.03.03 (080400.62) Управление персоналом

код и наименование направления подготовки (специальности)

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) 144 часа 4 з.е.




Виды занятий

Распределение по семестрам

в часах


Всего часов

3

семестр


----

семестр


----

семестр


1

2

3

4

5

Общая трудоемкость

144







144

Аудиторные занятия, в т.ч.:

10







10

лекционные (ЛК)

4







4

практические (семинарские) (ПЗ, СЗ)

6







6

лабораторные (ЛР)













Самостоятельная работа студентов (СРС)

98







98

Форма промежуточного контроля в семестре*

экзамен







36

Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП)













Краткое содержание курса

1. Философские и специально-научные подходы к проблеме коммуникаций

Общество как коммуникативный процесс. Социальные нормы как системы взаимных ожиданий и регуляторы взаимодействий. Факторы актуальности изучения коммуникаций в XX в.: специализация научной и практической деятельности, углубление межкультурных контактов. Значимость изучения коммуникаций в управлении. Специфика коммуникационной культуры России. Понятие коммуника­ции. Основные парадигмы изучения коммуникации: информационный и интерактивный подходы.

Коммуникации в сократовских диалогах— исходный пункт изучения. Технологии «управлен­ческой коммуникации» эпохи Возрождения (Макиавелли). Философско-экзистенциальная парадигма изучения коммуникации (Кьеркегор, Гуссерль, Хайдеггер, Сартр). Уровни коммуникации в теории экзистенциальной коммуникации Ясперса. Понимание коммуникации в социальных науках. Модель социального действия Т.Парсонса. Понимание коммуникаций в теории интеракционизма. Коммуни­кации в транзактном анализе.

2. Информационно-инструментальная парадигма изучения коммуникации

История становления информационного подхода в теории коммуникации. Модели коммуника­ции Шеннона-Уивера, Лассуэлла, Уэстли-Маклина.

Алгоритм информационного поиска. Информация в структуре управленческого цикла. Ключевые вопросы теории информации. Понятие информации. Классификация информационных по­токов. Характеристики информации. Требования, предъявляемые к управленческой информации. Ал­горитм информационного поиска. Факторы эффективности использования информации. Технология внедрения технических информационных систем.

3. Синтетические модели коммуникации

Коммуникационный процесс как передача информации: поправки, типологии, структура, управление. Особенности передачи информации в социальных системах. Схема передачи и воспри­ятия сообщения. Вербальная и невербальная передача сообщения. Коммуникационный процесс как интеракции: типология взаимодействий. Кооперации и конкуренция. Коммуникации как взаимное восприятие. Теория каузальной атрибуции. Эффекты восприятия. Синтетические коммуникационные модели. Модель ИСКП. Модель Ю.Воронцова. Структура управленческой информации. Функции обратной связи в модели управленческой информации.



4. Понимание коммуникаций в различных школах управления

Принципы управления и построения коммуникаций в классической школе: принципы иерархии, разделения труда, единоначалия, штабной организации (Тейлор, Файоль, Гьюлик, Урвик). Понимание коммуникаций в школе человеческих отношений. Групповые нормы и групповые ценности. Критика ос­новных принципов классической школы. Принцип диапазона контроля. Делегирование ответственности и мотивация деятельности. Феномены «дивергенции целей», «группового конфликта», «межгрупповой конкуренции». Значение коммуникации в школе социальных систем. Основные принципы связи в орга­низации: коммуникация, принятие решений, баланс. Концепция «принятого авторитета» и принципы по­строения формальных связей Ч.Барнарда. Г.Саймон о коммуникационных барьерах и неформальных коммуникациях. Построение коммуникаций в различных школах управления: сравнительный анализ.

5. Коммуникации в организациях

Управление деятельностью как управление смыслами. Способы задания смыслов деятельности: формальные и неформальные коммуникации. Коммуникационная функция администратора— передача информации об условиях труда. Коммуникационная задача лидера— задание общих смыслов деятельности через неформальную коммуникацию. Коммуникационные потоки в организации: классификация и характеристики. Прямая и обратная связь в организации. Факторы поведения человека в организации. Коммуникационные навыки руководителя. Принципы постановки целей деятельности. Умение и технологии координации целей индивида и целей организации (поддержание баланса). Владение навыками делового разговора, беседы; организации «мозгового штурма», «круглого стола», «деловой игры». Технологии проведения дискуссии, полемики, диспута, торгов, переговоров.

6. Управление формальными коммуникациями в организации

Построение формальных коммуникационных и информационных потоков в организации. Оргструктура и формальные коммуникации. Основные этапы оргпроектирования. Регламенты как нор­мативная основа формальных коммуникаций. Регламентирование в статике и в динамике. Состав регламентов управленческого труда в организации. Информационное обеспечение формальных коммуникаций. Первичное и вторичное информационное обеспечение процессов регламентации. Цель проектирования информационного обеспечения — оптимизация документооборота. Основные этапы и технологии анализа и проектирования информационного обеспечения. Документограмма. Мар­шрутная схема движения документа. Схема документооборота. Схема информационных потоков. Регуляция коммуникационных потоков и организация коммуникаций для решения текущих задач. Формальные коммуникации в органах государственной власти. Основные направления нормативно-правовой регламентации государственно-служебных отношений: возникновение, изменение, прекра­щение государственно-служебных отношений и пр. Основные регламентирующие акты.

7. Управление неформальными коммуникациями в организации

Анализ неформальных коммуникаций в организации. Метод социометрии. Социометрическая организация группы. Метод сетевого анализа. Радиальные и взаимосвязанные цепи. Этапы анализа цепей. Коммуникационные роли. Методики определения показателей межличностных отношений в группе. Управление неформальными коммуникациями. Стратегии поведения лидера.

Внутренний маркетинг. Использование слухов в целях организации. Специфика неформальных коммуникаций в органах государственного управления. Ме­тоды формирования продуктивной рабочей среды. Формирование рабочих групп. Создание творческой атмосферы. Формирование гибкости в трудовом коллективе. Создание открытых коммуникаци­онных каналов. Повышение качества жизни трудового коллектива в органах власти.



8. Внешние коммуникации организации

Внешняя среда организации. Среда прямого и косвенного воздействия. Стратегический маркетинг как метод анализа и прогнозирования внешней среды. Позиционирование как связующее звено между внешним и внутренним маркетингом. Метод «быстрого сканирования среды». Внешние коммуникации организации. Маркетинговые коммуникации: основные цели и средства. Реклама. Коммерческая пропаганда. Стимулирование сбыта. Прямые продажи. Коммуникации PR: цели, функции, направления. Основные направления и новые под­ходы деятельности PR в органах власти. Примерная структура отдела PR в органах государственного управления.



Форма текущего контроля – реферат

Для студентов заочного отделения по дисциплине «Коммуникации в управлении» предусматривается в 3 семестре выполнение реферата.



Выбор варианта темы реферата осуществляется в соответствии с фамилией и именем по таблице.
Вариант темы реферата





Первая буква фамилии

А, Л, Х

Б, Н, Ц

В, М, Ч

Г, О, Ш

Д, П,Щ

Е, Р, Э

Ж, С

З, Т, Ю

И, У, Я

К,Ф




Вариант реферата

Первая буква имени


А, Л, Х

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Б, Н, Ц

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

В, М, Ч

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Г, О, Ш

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Д, П

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Е, Р, Э

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ж, С

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

З, Т, Ю

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

И, У, Я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

К,Ф

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20


ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

по дисциплине «Коммуникации в управлении»


  1. Понятие коммуникации и основные парадигмы ее изучения.

  2. Философско-экзистенциальная парадигма изучения коммуникации.

  3. Понимание коммуникации в социальных науках.

  4. История становления информационного подхода в теории коммуникации.

  5. Информационно-коммуникационная модель управления.

  6. Коммуникационный процесс как передача информации: поправки, типологии, структура, управление.

  7. Коммуникационный процесс как интеракции: типология взаимодействий.

  8. Коммуникации как взаимное восприятие.

  9. Синтетические коммуникационные модели.

  10. Принципы построения коммуникаций в «школе научного управления».

  11. Понимание коммуникаций в «школе человеческих отношений».

  12. Значение коммуникации в «школе социальных систем».

  13. Принципы построения коммуникаций: сравнительный анализ.

  14. Управление деятельностью как управление смыслами.

  15. Управление коммуникационными потоками в организации.

  16. Коммуникационные навыки руководителя.

  17. Построение формальных коммуникационных и информационных потоков в организации.

  18. Информационное обеспечение формальных коммуникаций.

  19. Регуляция коммуникационных потоков и организация коммуникаций для решения текущих задач.

  20. Управление неформальными коммуникациями в организации.





Оформление реферата необходимо осуществлять согласно МИ 4.2-5/47-01-2013 Общие требования к построению и оформлению учебной текстовой документации

Основные элементы структуры реферата:

Основными элементами структуры являются:



  • титульный лист;

  • содержание;

  • введение;

  • основная часть;

  • заключение;

  • список использованных источников;

  • приложения.

Титульный лист


Реферат начинается с титульного листа. Переносы слов в надписях титульного листа не допускаются. Титульный лист реферата оформляется аналогично титульному листу контрольной работы.

Содержание


Содержание включают в общее количество листов документа. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

Содержание также должно быть напечатано шрифтом TimesNewRoman 16 пт, без абзацного отступа, выравнивание – по центру, точка в конце не ставиться, междустрочный интервал – одинарный. Номера страниц должны быть выровнены по правой границе поля. Заполнитель между названием наименования, включенного в содержание, и номером страницы — точки.

Заголовки одного уровня вложения должны быть выровнены по одной вертикальной границе. Заголовки нижнего уровня печатаются с отступом вправо по отношению к заголовкам верхнего уровня.

Если в документе одно приложение, то в содержании указывается слово «Приложение», если приложений несколько, то – «Приложения». (См. МИ 4.2-5/47-01-2013).


Введение


Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата.

Основная часть


Должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. При необходимости текст основной части делится на разделы и подразделы. Заголовка «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ» в содержании реферата быть не должно.

Обязательным для реферата является логическая связь между разделами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение материала необходимо вести от третьего лица.

Заключение


В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел автор реферата в результате его выполнения. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников.



Форма промежуточного контроля - экзамен

Перечень примерных вопросов для подготовки к экзамену


  1. Общество как коммуникативный процесс.

  2. Алгоритм информационного поиска.

  3. Значимость изучения коммуникаций в управлении.

  4. Понятие коммуникации и основные парадигмы ее изучения

  5. Философско-экзистенциальная парадигма изучения коммуникации.

  6. Понимание коммуникаций в социальных науках.

  7. Понятие коммуникаций в социальных системах.

  8. Коммуникационный процесс как взаимное восприятие.

  9. Синтетические коммуникационные модели

  10. Управление деятельностью как управление смыслами.

  11. Коммуникационные потоки в организации.

  12. Коммуникационные навыки руководителя.

  13. Управление деятельностью - как коммуникативный процесс.

  14. Неформальные коммуникации в организации

  15. Формальные коммуникации в организации

  16. Место и роль технических коммуникаций в организации

  17. Горизонтальные и вертикальные коммуникации в организации

  18. Связи с общественностью внутри организации.

  19. Интегрированные маркетинговые коммуникации.

  20. Коммуникационная составляющая деятельности по связям с общественностью.

  21. Методы изучения целевой аудитории.

  22. Коммуникация как способ формирования социокультурных связей.

  23. Значимость изучения коммуникаций в управлении.

  24. Информационное обеспечение формальных коммуникаций.

  25. Регуляция коммуникационных потоков и организация коммуникаций для решения текущих задач.

  26. Формальные коммуникации в органах государственной власти.

  27. Управление неформальными коммуникациями.

  28. Создание продуктивной рабочей среды в органах государственного и муниципального управления.

  29. Внешняя среда организации.

  30. Внешние коммуникации организации.

  31. Коммуникации «Паблик рилейшнз» в органах государственной власти.



Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература


  1. Бакулев Г. П.  Массовая коммуникация. Западные теории и концепции : учеб. пособие / Г.П. Бакулев - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 2010. - 192с.

  2. Волкова А.И. Психология общения / А. И. Волкова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 446с.

  3. Гойхман О. Я. Речевая коммуникация: учебник / О. Я. Гойхман, Т.М. Надеина - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2008. - 272с.

  4. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / под ред. В.Н. Ярцевой. - 4-е изд. - Москва: Либроком, 2009. - 112с.

  5. Гостенина В.И.Социология массовой коммуникации : учеб. пособие / В.И. Гостенина, А.Г. Киселев - Москва: Инфра-М, 2009. - 352с.

  6. Гулевич О.А. Психология коммуникации: учеб. пособие / О.А. Гулевич - Москва: НОУ ВПО МПСИ, 2008. - 384с.

  7. Казарян И.Р. Коммуникации в системе управления : учеб. пособие / И.Р. Казарян, С.П. Морозов - Чита : ЧитГУ, 2011. - 151с.

  8. Кондратьев Э.В. Связи с общественностью: учебное пособие для высшей школы / Э.В. Кондратьев, Р.Н. Абрамов; под общ. ред. С.Д. Резника. Москва: Академический Проект, 2007. – 432 с.

  9. Корпоративный менеджмент: учебное пособие для студентов вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге, В.И. Шеин. - Москва: Омега-Л, 2010. - 784 с.

  10. Лукашенко М.А. PR: теория и практика / Д.Е. Баранов, Е.В. Демко, М.А. Лукашенко. – Москва: Маркет ДС, 2008. – 328 с.

  11. Основы теории коммуникации : учебник / под ред. М.А. Василика. - Москва: Гардарики, 2007. - 615с.

  12. Павлова В.С. PR-коммуникация: теория и практика: учебное пособие / В.С. Павлова, Е.П. Топоркова, Н.В. Дегтярева. – Чита: ЧитГУ, 2010. – 146с.


Дополнительная литература


  1. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник для студентов вузов / В.Р. Веснин. - Москва: Проспект, 2012. - 616 с.

  2. Герчиков В.И. Управление персоналом. Работник - самый эффективный ресурс компании: учебное пособие для студентов вузов / В.И. Герчиков. - Москва: ИНФРА-М, 2011. - 282 с.

  3. Захаров Н.Л. Управление настроем персонала в организации: учеб. пособие для студентов вузов / Н.Л. Захаров, Б.Т. Пономаренко, М.Б. Перфильева. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 287 с.

  4. Караяни А.Г.Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учеб. пособие / А.Г. Караяни, В.Л. Цветков. - Москва: Юнити-Дана, 2009. - 247с.

  5. Коццолино Мауро. Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак / Коццолино Мауро. - Харьков: Гуманитарный центр, 2009. - 248с.

  6. Максимова Л.В. Управление персоналом: основы теории и деловой практикум: учеб. пособие для вузов / Л.В. Максимова. - Москва: Альфа-М : ИНФРА-М, 2012. - 256 с.

  7. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г.Г. Почепцов. – Москва: Рефл-бук; Ваклер, 2000.

  8. Психология массовой коммуникации: учебник / под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. - Москва: Гардарики, 2009. - 254с.

  9. Основы межкультурной коммуникации : практикум / под ред. Л.Г. Викуловой. - Москва: АСТ: АСТ МОСКВА: Восток-Запад, 2008. - 288с.

  10. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / С. Иванова, Д. Болдогоев, Э. Борчанинова. - Москва : Альпина Паблишерз, 2009. - 280 с.


Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы


  1. Корпоративный менеджмент: [Электронный ресурс]. - URL : http://www.cfin.ru

  2. Работа с персоналом: журнал [Электронный ресурс]. - URL : http://www.hr-journal.ru

  3. Технологии корпоративного управления: портал [Электронный ресурс]. - URL : http://www.iteam.ru

  4. Human Resource Management: [Электронный ресурс]. - URL : http://www.hrm.ru

  5. Human Technologies: [Электронный ресурс]. - URL : http://www.ht.ru

Ведущий преподаватель Н.А. Александрова к.полит.н., доцент кафедры управления персоналом


Заведующий кафедрой Казарян И.Р.

к.полит.н., доцент





  • Основные элементы структуры реферата
  • Титульный лист
  • Содержание
  • Введение
  • Основная часть
  • Заключение