Учебные материалы для студентов заочной формы обучения

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Учебные материалы для студентов заочной формы обучения



страница1/2
Дата01.09.2017
Размер0,6 Mb.


  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Факультет юридический

Кафедра государственного и муниципального права

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для студентов заочной формы обучения
по дисциплине

Муниципальное право

для направления подготовки (специальности) 40.03.01 юриспруденция

код и наименование направления подготовки (специальности)

Общая трудоемкость дисциплины (модуля)




Виды занятий

Распределение по семестрам

в часах


Всего часов

8

семестр


----

семестр


----

семестр


1

2

3

4

5

Общая трудоемкость

144










Аудиторные занятия, в т.ч.:













лекционные (ЛК)

6










практические (семинарские) (ПЗ, СЗ)

8










лабораторные (ЛР)













Самостоятельная работа студентов (СРС)

94










Форма промежуточного контроля в семестре*

36 экз










Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП)

-










1 Краткое содержание курса
Перечень изучаемых тем, разделов дисциплины (модуля).

Муниципальное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Теоретические и исторические основы местного самоуправления. Местное самоуправление в зарубежных странах. Понятие местного самоуправления. Гарантии местного самоуправления. Правовые основы местного самоуправления. Территориальные основы местного самоуправления. Формы непосредственного осуществления местного самоуправления. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Организационные основы местного самоуправления. Представительный орган. Глава муниципального образования и местная администрация. Муниципальная служба. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Экономические основы местного самоуправления. Финансовые основы местного самоуправления. Компетенция местного самоуправления. Особенности организации местного самоуправления. Межмуниципальное сотрудничество.


2 Форма текущего контроля - контрольная работа и реферат
2.1 Рекомендации по определению варианта, методические рекомендации по выполнению заданий. задания для выполнения контрольной работы.
2.1.1 Методические рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы.
В соответствии с государственным образовательным стандартом и учебным планом студенты заочного обучения выполняют домашнюю контрольную работу по дисциплине.

Контрольная работа является одним из основных видов самостоятельной учебной работы студентов заочной формы обучения и служит формой контроля за освоением студентом учебного материала по дисциплине, уровнем его знаний, умений и навыков. Вопросы и задания контрольной работы разрабатываются профессорско-преподавательским составом кафедры государственного и муниципального права.

Работа над контрольным заданием позволяет систематизировать, закрепить и расширить знания по учебной дисциплине, повысить не только теоретическую, но и практическую подготовку студентов.

Номер варианта контрольной работы должен соответствовать последней цифре номера зачетной книжки студента.

Поиск учебной, научной литературы и нормативного материала для выполнения контрольной работы осуществляется студентами самостоятельно. Выполненная контрольная работа должна быть предоставлена на кафедру государственного и муниципального права преподавателю, ведущему дисциплину, в начале сессии. Проверку и рецензирование контрольных работ осуществляют преподаватели кафедры.

При получении отрицательного отзыва на выполненную контрольную работу студент оповещается об этом и ему возвращается контрольная работа. При этом студенту необходимо доработать частично или переработать полностью задания контрольной работы с учетом замечаний, отмеченных преподавателем.

После этого выполненное задание контрольной работы необходимо вновь передать преподавателю для проверки вместе с предыдущим вариантом контрольной работы и замечаниями рецензента.

Студенты заочного отделения вправе обращаться за консультациями к преподавателям кафедры государственного и муниципального права по любым вопросам, связанным с подготовкой и выполнением заданий контрольной работы.

Процесс написания контрольной работы начинается с ознакомления студента с содержанием предложенных теоретических вопросов. Далее студент самостоятельно определяет круг источников исследования и временные рамки. Целесообразно делать выписки из нормативных актов, книг, статей.

Студент самостоятельно изучает нормативные правовые акты, изданную литературу по дисциплине, периодические издания и включает ее в список литературы, используемый им при подготовке контрольной работы.

Студенту необходимо творчески осмыслить изученную литературу и изложить содержание контрольной работы самостоятельно. При предварительной проработке вопросов обязательно должны быть использованы конспекты установочных лекций, а также, при необходимости, материалы практической деятельности правоохранительных органов и судов.

При выполнении контрольной работы не допускается дословное переписывание литературы, излагать материал необходимо четко, своими словами. При использовании литературных материалов ссылки на источники обязательны. Цитаты должны оформляться соответствующим образом (подстрочные постраничные примечания – ссылки на использованные источники). Заимствование чужого текста без ссылок расценивается как недобросовестность студента.



Обязательно использование научной литературы (статей из научных журналов) опубликованных не позднее трех лет к моменту написания контрольной работы.

Раскрывая содержание нормативного материала, необходимо давать точные и конкретные ссылки на соответствующие нормативные акты: указать его название, как и когда он принят, где опубликован. При этом важно обращаться непосредственно к самим нормативным актам, а не воспроизводить их положения на основании учебной или популярной литературы.


Оформление контрольной работы.
В каждом варианте контрольной работы студентам предлагается раскрыть два теоретических вопроса. Структура работы должна соответствовать последовательности этих вопросов. В конце каждого теоретического вопроса необходимо сделать вывод.

Студент самостоятельно составляет план контрольной работы, который должен включать в себя рассматриваемые теоретические вопросы с разбивкой на подвопросы а так же список используемой литературы.

Контрольная работы должна быть вычитана и отредактирована. Она печатается на принтере на одной стороне стандартного листа формата А-4. Объем контрольной работы составляет 13 - 15 листов. Приложения в общий объем не входят. Допускается представлять таблицы на листах формата не более А-4.

Текст следует печатать через полтора интервала, соблюдая требования делопроизводства, шрифт 14, интервал 1,5. При этом важно соблюдать следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм. Абзац должен быть равен 1,25 см.

Титульный лист следует оформить по образцу (см. Приложение 1). Он должен отражать название учебного заведения, фамилию, имя и отчество исполнителя, должность, научное звание и научную степень преподавателя, обозначение характера работы (контрольная), номер зачетной книжки, а также место и год написания контрольной работы.
Ссылки на литературные источники.
При упоминании автора учебника, монографии в контрольной работе следует указать его инициалы и фамилию. Например, как отмечает М. В. Баглай; по теории О.Е. Кутафина и т.д. В сноске (ссылке), сначала указывается фамилия, а затем инициалы автора (Баглай М.В., Кутафин О.Е. и т.д.).

При использовании книги, статьи в первый раз в сноске указываются все выходные данные о ней (фамилия и инициалы автора, название, место издания, издательство, год издания, страница). При последующем упоминании того же произведения в сноске достаточно указать фамилию автора, инициалы и страницу источника. Например: Баглай М.В. Указанная работа, с. 10.

При использовании журнальной статьи в сноске указывается фамилия и инициалы автора, название статьи, название журнала, год, номер, страница, на которой находится данный текст.
Ссылка на нормативные правовые акты.
При первом упоминании о документе, правовом акте (кроме Конституции Российской Федерации) в тексте или сноске указывается его полное наименование, в сноске обязательно указывается источник официального опубликования текста нормативного акта. Например: Данный порядок изложен в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

При последующем упоминании того же нормативного правового акта можно использовать его как краткое название. Например: В соответствии со ст. 1 Закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Однако обязательно следует назвать статьи или пункты акта, имеющие отношение к проблеме. Ведомственные нормативные акты приводятся по официальным изданиям соответствующих учреждений.



Оформление библиографии.
Вся использованная студентом учебная и научная литература, а также нормативные акты и иные правовые документы должны быть изложены в библиографическом списке, который помещается на последней странице контрольной работы.

Библиография оформляется в соответствии с ГОСТом 7.1–2003. Библиографическое описание. Библиографическая запись. Общие требования и правила составления и ГОСТом 7.82–2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов.

Библиографию целесообразно сгруппировать по разделам:

1. Нормативные правовые акты (по их юридической силе, алфавиту и дате издания).

2. Учебная литература (в алфавитном порядке)

3. Научная литература (в алфавитном порядке).

4. Материалы практики (судебной, административной и др.)

5. Архивные документы и иные источники (справочные и информационные)

Пример оформления библиографического списка приведен ниже.

Нумерация библиографического списка – сквозная.


Оформление списка нормативных правовых актов.
В списке литературы указывается полное название правового документа, законодательного акта, дата его принятия, номер, а также название год и номер официального печатного источника, где опубликован данный правовой акт.

Нормативные акты описываются в следующем порядке:

Конституция Российской Федерации.

Международные договоры России.

Федеральные Конституционные законы Российской Федерации.

Федеральные законы Российской Федерации.

Указы Президента Российской Федерации.

Постановления Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации.

Акты государственных органов, органов местного самоуправления.

Постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации указываются в разделе «Материалы практики».

Пример оформления списка использованных источников (Приложение 2).

! Обратите внимание на все сокращения и знаки препинания!
2.1.2 Варианты контрольных работ по дисциплине

Вариант № 0.

1. Муниципальное право как отрасль права.

А) Понятие муниципального права как отрасли, ее предмет и метод, нормы муниципального права и их особенности.

Б) Система законодательства о местном самоуправлении.

В) Субъекты муниципальных правоотношений.

Задача № 1

Выступая на заседании поселкового совета по поводу проекта устава поселка, один из депутатов предложил основное внимание в будущем уставе уделить вопросам структуры органов местного самоуправления поселка, порядку их формирования и компетенции, статусу депутатов и муниципальных служащих. Наряду с этим финансово-экономические вопросы не включать в устав, поскольку в поселке практически отсутствует своя муниципальная собственность, собственных доходов нет, а бюджет поселка полностью зависит от дотаций района. Остальные депутаты согласились с ним.

Может ли быть принято предложение депутата? Какие вопросы должны быть обязательно отражены в уставе муниципального образования? Составьте схему «Порядок принятия устава муниципального образования».

Задача № 2

Познакомьтесь со структурой исполнительного органа местного самоуправления (местной администрации) муниципального образования, в котором в живете. Составьте перечень видов структурных подразделений местной администрации, укажите их особенности.
Вариант № 1.

1. Муниципальная служба.

А) Понятие муниципальной службы и муниципального служащего.

Б) Права и обязанности муниципальных служащих.

В) Порядок поступления на муниципальную службу.

Задача № 1

При обсуждении проекта закона об административно-территориальном устройстве области депутат областной думы внес предложение, чтобы муниципальными образованиями считать только городские и сельские поселения, а в районах области должно существовать государственное управление.

Соответствует ли предложение депутата действующему законодательству?

Задача № 2

При заключении договора аренды помещений магазина, находящегося в городской муниципальной собственности, по требованию городского комитета по управлению имуществом в договор было внесено условие о том, что арендатор обязуется сохранить в прежнем объеме торговлю в данном магазине молочными и хлебобулочными изделиями. Однако спустя полгода в магазине продавали только ликероводочную продукцию. На поступившее из администрации предупреждение арендатор заявил, что предусмотренное в договоре условие является незаконным, ограничивающим его право на свободную торговлю. В случае досрочного расторжения с ним договора аренды он намерен в судебном порядке требовать от администрации города возмещения причиненных ему убытков, а также морального ущерба.

Прокомментируйте данную ситуацию с позиций действующего законодательства.
Вариант № 2.

1. Предметы ведения местного самоуправления.

А) Понятие «предмет ведения местного самоуправления».

Б) Полномочия органов местного самоуправления по предметам их ведения.

В) Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Задача № 1

Первую сессию вновь избранного районного совета, состоявшуюся через месяц после выборов, открыл глава районной администрации. Он зачитал депутатам положения устава района о том, что полномочия председателя районного совета исполняет глава администрации района, поэтому председатель районного совета из числа депутатов не избирается. Кроме того, глава администрации заявил депутатам, что поскольку он так же, как и депутаты, избирался на свою должность населением района на основе всеобщих равных прямых выборов тайным голосованием, то он участвует в работе представительного органа наравне с депутатами, обладая теми же правами, что и они. Депутаты согласились с предложенным главой администрации района вариантом организации работы представительного органа.

Прокомментируйте данную ситуацию с точки зрения соответствия действующему законодательству.

Задача № 2

Районный совет принял постановление «О введении целевого сбора с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, на содержание милиции» в размере 2% от 12-кратной минимальной месячной оплаты труда для физических лиц и в размере 1% от годового фонда заработной платы — для юридических лиц.

Законно ли данное постановление районного совета? Что такое местные налоги и сборы? Какие виды налогов относятся к местным?
Вариант № 3.

1. Правовые акты местного самоуправления.

А) Понятие и виды правовых актов местного самоуправления.

Б) Устав муниципального образования: значение, содержание, порядок принятия, изменения, государственной регистрации.

В) Ненормативные акты органов местного самоуправления.

Задача № 1

Заполните сравнительную таблицу


Признаки для сравнения


Глава администрации избирается населением и руководит местной администрацией на принципах единоначалия

Глава администрации занимает должность по контракту с представительным органом местного самоуправления

Преимущества







Недостатки






Задача № 2

Что такое народная правотворческая инициатива и чем она отличается от обращений граждан в органы местного самоуправления? Каков порядок внесения и рассмотрения народной правотворческой инициативы? Как рассматриваются письменные и устные обращения граждан в органы местного самоуправления? Чем отличаются друг от друга предложения, заявления, жалобы?
Вариант № 4.

1. Территориальные основы местного самоуправления. Виды муниципальных образований.

А) Территория муниципального образования.

Б) Виды муниципальных образований.

В) Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях, городах-наукоградах и приграничных территориях.

Задача № 1

Городской муниципальный совет принял постановление об утверждении правил торговли на территории города, в котором установил, что графики работы всех магазинов в городе устанавливаются их руководителями по согласованию с начальником управления торговли администрации, а руководители наиболее крупных универмагов, универсамов, торговых домов, независимо от формы собственности, утверждаются главой городской администрации.

Прокомментируйте данное постановление городского совета.

Задача № 2

Приведите 2 примера муниципальных правоотношений, определите элементы правоотношений (субъекты, объект, содержание). Назовите основные виды субъектов муниципальных правоотношений.


Вариант № 5.

1. Представительные органы местного самоуправления.

А) Понятие, место и роль представительных органов в системе органов местного самоуправления.

Б) Полномочия и правовые акты представительных органов местного самоуправления.

В) Статус депутатов представительных органов местного самоуправления.

Задача № 1

Жители села Масловка провели сход, на котором приняли решение о сборе средств на строительство нового моста через речку. Сельская администрация отказалась выполнять решение схода на том основании, что установление местных налогов и сборов входит в исключительную компетенцию сельского совета.

Как должен быть решен данный вопрос?

Задача № 2

Городской муниципальный совет утвердил правила бытового обслуживания населения города, которыми определил режим работы предприятий, занятых оказанием бытовых услуг, а также расценки за эти услуги. В постановлении городского совета отмечалось, что эти правила обязательны для всех предприятий бытового обслуживания населения, расположенных на территории города.

Законно ли данное постановление городского совета?
Вариант № 6.

1. Глава муниципального образования и местная администрация.

А) Глава муниципального образования: порядок формирования и полномочия.

Б) Понятие и структура местной администрации.

В) Полномочия местной администрации (на примере устава конкретного муниципального образования).

Задача № 1

Что входит в систему территориального общественного самоуправления? В каком порядке образуются органы территориального общественного самоуправления населения? Каковы формы их деятельности и полномочия? За счет каких источников формируются финансовые средства органов территориального общественного самоуправления? В каких случаях они могут наделяться правами юридического лица?

Задача № 2

На должность заместителя главы сельской администрации был назначен по совместительству Кобылкин — директор ЗАО «Рассвет», занимающегося производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Мотивируя данное назначение, глава администрации на сессии сельсовета отметил, что Кобылкин имеет большой опыт в организации производства, налаженные связи с поставщиками и потребителями продукции в других регионах, поэтому его деятельность в качестве заместителя главы администрации будет способствовать укреплению экономического потенциала села в целом.

Однако депутаты посчитали данное назначение неправомерным и отменили постановление главы сельской администрации. Глава администрации обратился в суд.

Как должен быть решен данный вопрос?
Вариант № 7.

1. Экономические основы местного самоуправления.

А) Понятие экономических основ местного самоуправления.

Б) Виды имущества, находящегося в муниципальной собственности.

В) Муниципальные унитарные предприятия.

Задача № 1

Расскажите, что общего имеется у муниципального права с конституционным и административным правом. В чем отличие муниципального права от названных отраслей? Заполните сравнительную таблицу:


Элементы для сравнения

Муниципальное право


Конституционное право

Административное право

Понятие отрасли права







Предмет







Основные институты







Субъекты







Метод







Источники








Задача № 2

Устав Андреевского сельсовета был принят на местном референдуме и направлен для государственной регистрации в управление юстиции области. Однако управление юстиции в регистрации устава сельсовета отказало, ссылаясь на несоответствие отдельных его положений федеральному и областному законодательству. На своем очередном заседании депутаты сельсовета привели устав в соответствие с законодательством и вновь направили его на регистрацию.

Может ли управление юстиции зарегистрировать данный устав?
Вариант № 8.

1. Финансовые основы местного самоуправления.

А) Понятие и основные параметры местного бюджета.

Б) Доходы и расходы местного бюджета.

В) Бюджетный процесс.

Задача № 1

Глава сельской администрации своим распоряжением закрыл малое предприятие «Лана» из-за систематической неуплаты налогов в местный бюджет и направил свое распоряжение в районную администрацию для исключения предприятия из реестра юридических лиц.

Как должна поступить районная администрация, получив такое распоряжение главы сельской администрации?

Задача № 2

Жители некоторых населенных пунктов Лесного района решили войти в состав Степного района, поскольку эти населенные пункты были расположены в непосредственной близости от границы Степного района. Многие из жителей работали в районном центре — поселке Степное, а сами эти населенные пункты по профилю хозяйственной деятельности были тесно связаны с близлежащими поселениями Степного района. Однако глава местного самоуправления Лесного района заявил о своем категорическом несогласии с изменением границ территории района.

Каков порядок изменения территорий муниципальных образований? Возможен ли переход части населенных пунктов из одного района в другой в указанной ситуации?
Вариант № 9.

1. Формы непосредственного осуществления местного самоуправления.

А) Понятие и разновидности форм непосредственного осуществления местного самоуправления.

Б) Местный референдум и муниципальные выборы.

В) Иные формы непосредственного осуществления местного самоуправления (любые три формы по выбору обучаемого).

Задача № 1

В целях заключения договора о сотрудничестве в развитии сельскохозяйственного производства района с зарубежными партнерами в заграничную командировку были направлены заместитель главы и начальник управления сельского хозяйства районной администрации. Вместе с ними поехал директор частной фирмы “Колос”, который и оплатил все командировочные расходы работников администрации, а также выдал им средства в иностранной валюте на представительские расходы.

Проанализируйте данную ситуацию на предмет соответствия законодательству.

Задача № 2

Уставом сельсовета была предусмотрена следующая структура представительного органа местного самоуправления: в состав сельского совета входят семь депутатов, шесть из которых избираются по одномандатным округам, а седьмой, являющийся главой муниципального образования и председателем сельского совета, избирается по округу, территорией которого является вся территория сельсовета. Один из кандидатов в депутаты сельсовета, баллотирующийся по обычному одномандатному округу, посчитал такой порядок выборов сельсовета не соответствующим законодательству и обратился за разъяснениями к юрисконсульту районной администрации.

От имени юрисконсульта районной администрации подготовьте ответ кандидату в депутаты сельского совета.
2.2 Рекомендации по определению варианта, методические рекомендации по написанию реферата, примерная тематика рефератов.
2.2.1 Методические указания по написанию реферата.
В случае невыполнения учебного плана по указанию преподавателя студентом осуществляется подготовка реферата. Тематика реферата определяется преподавателем с учетом примерной тематики рефератов.

«Реферат (от лат. refero – сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.» (Советский энциклопедический словарь, с. 1122).

Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста.

Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные.

Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию.

Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике.

Различают следующие виды рефератов.

Обзорные - созданные на основе нескольких первоисточников (не меньше 6 первоисточников);

Монографические - созданные на основе одного первоисточника.

Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

Репродуктивные рефераты бывают двух видов реферат-конспект и реферат-резюме.

Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом.

Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную структуру. Рекомендуется соблюдать следующие требования к структуре реферата.

Введение. Обосновать выбор темы реферата, дать краткую характеристику жанра первоисточников (исследование, монография, статья, рецензия, учебник и т.д.). Раскрыть цели и задачи авторов каждого из первоисточников.

Во введении объясняется:

почему выбрана такая тема, чем она важна (личное отношение к теме (проблеме), чем она актуальна (отношение современного общества к этой теме (проблеме), какую культурную или научную ценность представляет (с точки зрения исследователей, ученых);

какая литература использована: исследования, научно-популярная литература, учебная, кто авторы... (Клише: “Материалом для написания реферата послужили ...”)

из чего состоит реферат (введение, кол-во глав, заключение, приложения. Клише: “Во введении показана идея (цель) реферата. Глава 1 посвящена.., во 2 главе ... В заключении сформулированы основные выводы...”)

Основная часть. Передать содержание первоисточников в соответствии с темой реферата. Если в реферате поднимается несколько проблем, - можно расположить материал основной части в нескольких главах, присвоив им названия. Указать, какие пути решения проблем предлагают авторы первоисточников. Отметить различные точки зрения на проблемы.

Основная часть реферата состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Каждый из разделов рассматривает какую-либо из сторон основной темы. Утверждения позиций подкрепляются доказательствами, взятыми из литературы (цитирование, указание цифр, фактов, определения)

Если доказательства заимствованы у автора используемой литературы - это оформляется как ссылка на источник и имеет порядковый номер.

Ссылки оформляются внизу текста под чертой, где указываются порядковый номер ссылки и данные книги или статьи. В конце каждого раздела основной части обязательно формулируется вывод. (Клише: “Таким образом,.. Можно сделать заключение, что... В итоге можно прийти к выводу... ”)



Заключение. Сделать собственные выводы по проблемам, оценить актуальность поднимаемых в первоисточниках проблем, высказать согласие или несогласие с позицией авторов первоисточников.

В заключении (очень кратко) формулируются общие выводы по основной теме, перспективы развития исследования, собственный взгляд на решение проблемы и на позиции авторов используемой литературы, о своем согласии или несогласии с ними.



Список использованных источников составляется в алфавитном порядке в конце реферата по определенным правилам (см. Приложение 2).

Реферат состоит из следующих частей:

титульный лист (Приложение 1);

оглавление (содержание), которое включает номера страниц каждого раздела реферата (образец содержания содержится в приложении 3);

введение;

основная часть, состоящая из глав и параграфов;

заключение;

список использованных источников.

В реферате используются речевые клише, характерные для данного жанра научного стиля речи: Автор останавливается на вопросе… Он анализирует… Оценивая, автор отмечает…Далее автор рассматривает… При этом он отмечает… Самым серьезным последствием этого является… Отсюда автор делает вывод, что… Задача, по мнению автора, заключается в том, чтобы… Автор рассматривает…
Оформление реферата.
Реферат печатается на принтере на одной стороне стандартного листа формата А-4. Объем реферата составляет 13 - 15 листов.

Текст следует печатать через полтора интервала, соблюдая требования делопроизводства, шрифт 14, интервал 1,5. При этом важно соблюдать следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм. Абзац должен быть равен 1,25 см.

Титульный лист следует оформить по образцу (см. Приложение 1).

Ссылки на литературные источники, ссылка на нормативные правовые акты, оформление библиографии, оформление списка нормативных правовых актов осуществляется как при написание курсовой работы (см. п. 2.1.1).
Критерии оценки реферата.
Общие критерии:

1. Глубина и полнота раскрытия темы.

2. Логичность, связность.

3. Точность передачи содержания первоисточников.

4. Соблюдение требований к структуре реферата.

5. Соблюдение требований к оформлению реферата.

Введение:

1. Обоснование выбора темы, ее актуальности.

2. Точность краткой характеристики жанра первоисточников.

3. Точность формулировки целей и задач авторов первоисточников.

Основная часть:

1. Структурирование материала по главам.

2. Выделение в тексте основных понятий и терминов, их правильное толкование.

3. Наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

Заключение:

1. Точность выводов.



2. Наличие собственного мнения по проблемам, поднимаемым в первоисточниках.

Оценка «отлично» ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы;

Оценка «хорошо» ставится, если основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы;

Оценка «удовлетворительно» ставится, если имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод;

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
2.2.2 Примерная тематика рефератов.


  1. Предпосылки становления муниципального права Российской Федерации.

  2. Предмет и метод муниципального права Российской Федерации.

  3. Источники муниципального права Российской Федерации.

  4. Основные этапы развития муниципального права Российской Федерации.

  5. Основные проблемы развития науки муниципального права в современный период.

  6. Сущность и природа местного самоуправления.

  7. Принципы и функции местного самоуправления.

  8. Территориальная организация местного самоуправления.

  9. Законодательное регулирование местного самоуправления.

  10. Особенности организационных форм местного самоуправления в городах.

  11. Понятие местного самоуправления.

  12. Принципы местного самоуправления.

  13. Система отношений государства и органов местного самоуправления.

  14. Характеристика, структура и основные положения Европейской хартии местного самоуправления.

  15. Правовое регулирование местного самоуправления.

  16. Уставы муниципальных образований: содержание, значение, порядок регистрации.

  17. Выборные органы местного самоуправления: виды, структура, компетенция.

  18. Представительные органы местного самоуправления.

  19. Организационные формы деятельности представительных органов местного самоуправления.

  1   2

  • УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ для студентов заочной формы обучения
  • 2 Форма текущего контроля - контрольная работа и реферат
  • 2.1.1 Методические рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы.
  • Обязательно использование научной литературы (статей из научных журналов) опубликованных не позднее трех лет к моменту написания контрольной работы.
  • Оформление контрольной работы.
  • Ссылки на литературные источники.
  • Ссылка на нормативные правовые акты.
  • Оформление библиографии.
  • Оформление списка нормативных правовых актов.
  • (Приложение 2).
  • 2.2 Рекомендации по определению варианта, методические рекомендации по написанию реферата, примерная тематика рефератов. 2.2.1 Методические указания по написанию реферата.
  • Список использованных источников
  • (Приложение 1);
  • Критерии оценки реферата.
  • 2.2.2 Примерная тематика рефератов.