Учебная программа по предмету «русский язык»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Учебная программа по предмету «русский язык»



страница1/19
Дата24.03.2017
Размер3,82 Mb.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ Ы. АЛТЫНСАРИНА



УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
по общеобразовательным предметам

для экспериментального 12 класса по переходу на 12-летнее образование

(пробный вариант)

Астана 2014

Учебные программы по предметам по общеобразовательным предметам для экспериментального 12 класса по переходу на 12-летнее образование (пробный вариант). – Астана: НАО им. Ы. Алтынсарина, 2014. – 195 с.

© Национальная академия образования

им. Ы. Алтынсарина, 2014


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

(для школ с русским языком обучения)
Авторы: Булатбаева К.Н., Шакенова М.Т., Измайлова М.А.,

Бейсембекова М.У.


Пояснительная записка
Учебная программа по русскому языку для 12 класса является логическим завершением непрерывного школьного курса русского языка.

Цель обучения предмету – развитие функционально грамотной личности, владеющей русским языком, умеющей находить, понимать, обрабатывать, передавать информацию на русском языке, общаться и добиваться успеха в процессе коммуникации, готовой к активной социально-производственной деятельности в современном мире.

Достижение указанной цели осуществляется путем совершенствования рече-коммуникативной компетенции обучающихся – навыков слушания, говорения, чтения и письма, умений контактирования с окружающими в разных ситуациях по установленным правилам общения, что полностью соответствует требованиям современного языкового образования. При этом грамотное оперирование средствами языковой системы (языковая компетенция) является базой для совершенствования умений и навыков.



Задачи обучения предмету:

  • использование воспитательного потенциала русского языка с целью формирования патриотизма, гражданственности, активной гражданской позиции;

  • формирование сознательного отношения к языку как средству общения и источнику знаний, представления о языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации согласно правилам русского речевого этикета;

  • формирование и совершенствование знаний об особенностях построения текстов разных функционально-смысловых типов, жанровой и стилистической организации;

  • формирование и совершенствование умений анализировать, трансформировать, корректировать, продуцировать разнотипные, разностилевые и разножанровые письменные тексты;

  • развитие умений и навыков создания устных монологических высказываний с разной степенью развернутости с учетом функциональных разновидностей языка и речевых жанров;

  • совершенствование ораторского мастерства и умений делового общения, ведения дискуссии, в том числе в условиях полиязычной и межкультурной коммуникации;

  • развитие навыков соблюдения норм литературного языка и речевого поведения в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической, пунктуационной, орфоэпической и стилистической грамотности;

  • совершенствование информационных навыков (библиографический поиск, извлечение необходимой информации из различных источников, ее переработка, систематизация, передача разными способами и др.).

Пререквизиты. При обучении русскому языка в рамках данной программы требуются знания не только по языковым предметам («Русский язык», «Казахский язык», «Иностранный язык»), но и по другим школьным дисциплинам.

Связь с предметом «Русская литература» проявляется при знакомстве с темами «Литература», «Жизнь замечательных людей», а также при изучении текстов художественного стиля в рамках других речевых тем.

Интеграция с предметами «Человек и общество», «История», «Социология» осуществляется при изучении микротем темы «Культура и общество»: «Культура и менталитет», «Институт семьи в современном обществе», «Жизнь замечательных людей», «Мир профессий»; а также темы «Наука и этика».

Знания по предметам «География», «Начальная военная подготовка и основы безопасности жизнедеятельности» необходимы при изучении микротем темы «Окружающий мир»: «Чудеса света», «Экотуризм», «Глобальные проблемы человечества».

При анализе темы раздела «Жизненные ценности»: «Наука и этика», «Здоровый образ жизни» – требуются знания по предмету «Биология».

С образовательной областью «Искусство» прослеживается связь при изучении микротем «Классическое искусство и поп-арт», «Литература», «Скульптура и живопись», «Театр и кино», «Музыка и танцы».

Возможна интеграция с предметами «Физика», «Информатика», «Технология» при рассмотрении текстов по микротемам «Технологии для всех», «Изобретения и энергия будущего», а также при формировании умений обрабатывать, систематизировать, сохранять и транслировать информацию путем использования новейших информационных технологий.

Постреквизиты. Применение рече-коммуникативных навыков, формируемых в 12 классе (рече-коммуникативная компетенция), необходимо при поступлении в вузы и колледжи, а также для эффективного профессионального обучения, успешной социализации и адаптации в трудовой деятельности и жизни в условиях межкультурной коммуникации (межкультурная компетенция); знания в области языка (языковая компетенция) понадобятся учащимся, выбравшим специальности филологического профиля.

Содержание учебного предмета «Русский язык» определяется в соответствии с целью, задачами обучения, возрастными особенностями обучающихся. Данная программа направлена на достижение целей и задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, функционально-коммуникативного и деятельностного подходов к обучению русскому языку, что обеспечивает развитие функциональной грамотности обучающихся, их орфографической и пунктуационной зоркости, позволяет формировать навыки и умения профессиональной устной и письменной речи, обеспечивает возможность актуализировать знания о русском языке в процессе формирования практической речевой деятельности обучающихся.

В 12 классе осуществляется практико- и профильно-ориентированное обучение русскому языку на текстовой основе. В основу содержания учебной программы положен текстоцентрический подход к изучению русского языка, когда все языковые явления рассматриваются с точки зрения их функционирования в тексте. Основными темами курса являются «Культура и общество», «Окружающий мир», «Жизненные ценности», «Культура и искусство. Досуг», «Образование и наука».

В 11 классе велась работа по развитию умений распознавать тексты разных типов, стилей, жанров, производить комплексный анализ данных текстов, осуществлять стилистическую трансформацию и корректировку текстов. В 12 классе необходимо продолжить работу по совершенствованию навыков работы с текстом, а также обучать учащихся продуцировать разнотипные, разностилевые и разножанровые тексты. При этом каждый раздел сопровождается повторением, обобщением и углублением языковых тем (фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис) в аспекте функционирования в тексте разноуровневых единиц языка, совершенствованием навыков лингвистического анализа текста и повышением уровня грамотности обучающихся.

При составлении учебной программы также учтена профилизация, определяющая отбор предлагаемого для изучения речевого и языкового материала. Профильно-ориентированное обучение предусматривает работу по анализу и созданию монологических высказываний разных жанров научного и официально-делового, художественного и публицистического стилей, диалогических высказываний с учетом ситуации делового общения, что способствует углубленному изучению вопросов и расширению лексического минимума, необходимого учащемуся в его будущей профессиональной деятельности.

Содержание программы структурировано следующим образом: определены цели обучения через развитие и совершенствование рече-коммуникативных навыков: слушание, говорение, чтение, письмо в рамках каждой темы. С целью совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности разделы дополнены «Корректировочной работой по ортологии и орфографии», «Корректировочной работой по синтаксису и пунктуации», материал которых дается параллельно с изучаемыми темами: усиливается практическая направленность курса, активизируется применение знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и навыков на теоретической основе.

В 12 классе обобщаются знания о функционировании языковых единиц в текстах различных типов, стилей, жанров с учетом этнокультурного компонента (сведения о национально-культурной специфике русского языка, о культуре русского, казахского и других народов, проживающих на территории Казахстана).

На каждом занятии в рамках корректировочной работы предполагается орфографический и пунктуационный анализ текстов, совершенствование культуры речи и культуры общения.

Объем учебной нагрузки

12 класс – 68 ч. (2 ч. в неделю). В связи с внедрением кредитной технологии в 12 классе отводится 68 ч. на проведение практических занятий, 22 ч. – на самостоятельную работу обучающихся.


Базовое содержание учебного предмета

(Всего – 68 ч.)


Слушание и говорение

СГ 1 Понимание содержания сообщения: понимать основную и детальную информацию сообщения, оценивая явления и факты, интерпретируя их.

СГ 2 Определение основной мысли: определять в устном сообщении основную мысль на основе структуры / композиционных особенностей.

СГ 3 Пересказывание прослушанного материала: пересказывать, сохраняя структуру, стиль и жанр исходного текста, его выразительные средства.

СГ 4 Прогнозирование событий: прогнозировать по началу, финалу и отрывкам прослушанного текста развитие сюжета и наиболее вероятное завершение сообщения.

СГ 5 Соблюдение речевых норм: использовать выразительные средства для усиления эффекта воздействия речи в соответствии с речевыми нормами.

СГ 6 Участие в диалоге: участвовать в диалоге в соответствии с позицией

«говорящий / слушающий» и сменой позиций; уметь преобразовывать монолог в диалог и наоборот.

СГ 7 Оценивание прослушанного материала: оценивать звучащую речь с точки зрения нормативности речи и структуры, логики изложения материала, использования экспрессивно-выразительных средств.

СГ 8 Построение собственного высказывания на заданную тему: самостоятельно строить оригинальное устное высказывание на заданную тему, которое включает не менее 3-х микротем, на основе аудиовизуального материала.


Чтение

Ч 1 Понимание информации: понимать тексты разных типов, жанров и стилей.

Ч 2 Выявление структурных частей текста и определение основной мысли: выявлять композиционные особенности и основную мысль текстов разных типов, стилей и жанров.

Ч 3 Понимание применения языковых единиц в тексте: распознавать в тексте стилистические фигуры, различные формы выражения скрытого значения (подтекст).

Ч 4 Формулирование вопросов: формулировать идеи, интерпретировать и логически строить предположения на основе доказательств и аргументов.

Ч 5 Распознавание типов и стилей текстов: распознавать особенности текстов разных типов, стилей и жанров.

Ч 6 Виды чтения: использовать разные виды чтения в соответствии с коммуникативными задачами читающего.

Ч 7 Извлечение информации из различных источников: извлекать необходимую информацию из учебника, словарей, справочников, интернет-ресурсов, СМИ, учебно-справочной литературы, мультимодальных текстов и других источников.

Ч 8 Сравнительный анализ текстов: сравнивать структурные, языковые и стилистические особенности текстов различных жанров, представленных в широком социальном и культурном контекстах.
Письмо

П 1 Различение типов текстов и создание собственных текстов разных типов: различать признаки текстов разных типов и создавать соответствующие тексты

П 2 Различение стилей и создание собственных текстов соответствующих стилей: различать стили языка по их стилевым чертам и языковым особенностям (художественный, публицистический, научный, официально-деловой, разговорный) и создавать тексты разных стилей.

П 3 Составление плана: составлять развернутый и цитатный план, систематизируя материал по теме высказывания.

П 4 Построение текста по разным видам композиции: писать разножанровые тексты с учетом особенностей композиции.

П 5 Изложение содержания прослушанного, прочитанного и аудиовизуального материала: письменно излагать содержание прослушанного, прочитанного и аудиовизуального материала с собственными комментариями.

П 6 Написание текстов в разных жанрах на основе собственного мнения: писать разножанровые тексты на свободную тему, оценивая явления и факты, давая им собственную интерпретацию.

П 7 Сравнение текстов: сравнивать тексты различных типов, стилей и жанров.

П 8 Корректирование и редактирование текстов: корректировать, редактировать свои и чужие тексты различных типов, стилей и жанров с использованием справочного материала.

П 9 Написание текстов с использованием различных форм представления информации: создавать тексты, используя различные формы представления информации (аудио, видео и др.).

П 10 Творческое письмо: писать творческие работы из 400-500 слов (сочинения, эссе по широкому кругу тем), интерпретируя материал, раскрывая тему глубоко и убедительно, используя доказательства (с опорой на соответствующий литературный и другой материал), выражая свой эмоциональный настрой.

П 11 Соблюдение грамматических норм: соблюдать морфологические (различные формы самостоятельных и служебных частей речи) и синтаксические нормы литературного языка.

П 12 Соблюдение орфографических и пунктуационных норм: писать простые и сложные предложения, тексты, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.
Содержание занятий
1. Культура и общество – 12 ч. (из них 1 ч. – изложение, 1 ч. – контрольный диктант).

Микротемы: Культура и менталитет. Языковая картина мира. Межкультурное общение. Речевой этикет. Институт семьи в современном обществе. Жизнь замечательных людей. Мир профессий.

Работа по совершенствованию рече-коммуникативной компетенции: СГ 1, СГ 2, СГ 3, СГ 5; Ч 1, Ч2, Ч 3; П 5, П 10, П 11, П 12. Обогащение словарного запаса в рамках темы. Освоение стилистических оттенков в использовании тематической лексики. Анализ стилистического функционирования синонимических синтаксических конструкций в текстах. Совершенствование стилистических навыков в рамках темы. Совершенствование коммуникативной компетенции при обсуждении актуальных вопросов в рамках темы. Работа по соблюдению правил общения в официальной и неофициальной обстановках общения (с учетом ситуации и статуса собеседника).



Корректировочная работа по орфографии и ортологии

Орфографический анализ текстов. Работа с орфографическим и орфоэпическим словарями, словарем трудностей русской речи.



Корректировочная работа по синтаксису и пунктуации

Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетания. Цельные словосочетания. Виды подчинительной связи в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания. Принципы русской пунктуации в примерах. Пунктуационный анализ текстов.



Самостоятельная работа обучающихся (4 ч.): написание рефератов и подготовка докладов по 2-3 темам раздела; разработка статьи к научно-практической конференции по темам «Языковая картина мира», «Межкультурное общение»; создание слайдов, составление тестовых заданий, придумывание ребусов, кроссвордов по 2-3 темам раздела; подготовка к дискуссии (подбор аргументов в защиту своей позиции) по проблемным вопросам темы; подготовка к написанию сочинений в форме эссе.
2. Окружающий мир – 6 ч. (из них 1 ч. – сочинение).

Микротемы: Чудеса света. Экотуризм. Глобальные проблемы человечества.

Работа по совершенствованию рече-коммуникативной компетенции: СГ 5, СГ 7, СГ 8; Ч 4; П 3, П 4, П 9, П 11, П 12. Обогащение словарного запаса в рамках темы. Освоение стилистических оттенков в использовании тематической лексики. Анализ стилистического функционирования синонимических синтаксических конструкций в текстах. Совершенствование стилистических навыков в рамках темы. Совершенствование коммуникативной компетенции при обсуждении актуальных вопросов в рамках темы. Работа по соблюдению правил общения в официальной и неофициальной обстановках общения (с учетом ситуации и статуса собеседника).
Корректировочная работа по орфографии и ортологии

Орфографический анализ текстов. Произношение некоторых грамматических форм. Нормы согласования в сочетаниях с несклоняемыми существительными и аббревиатурами. Работа с орфографическим и орфоэпическим словарями, словарем трудностей русской речи.



Корректировочная работа по синтаксису и пунктуации

Предложение, его грамматическая основа. Порядок слов в предложении. Неполные предложения. Простое осложненное предложение. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные предложения. Вводные и вставные конструкции. Разряды вводных слов по значению. Прямая и косвенная речь. Цитаты. Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный анализ текстов. Тире между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении. Пунктуация в предложениях с однородными членами предложения, с обособленными членами. Сравнительные обороты. Обороты с союзом как. Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения. Пунктуация в предложениях с вводными и вставными конструкциями, обращением. Знаки препинания при передаче чужой речи. Способы цитирования. Употребление кавычек.



Самостоятельная работа обучающихся (3 ч.): подготовка докладов по 2-3 темам раздела; создание слайдов, составление тестовых заданий, придумывание ребусов, кроссвордов по 2-3 темам раздела; подготовка к написанию сочинений в форме путевой заметки.
3. Жизненные ценности – 14 ч. (из них 1 ч. – сочинение, 1 ч. – тестирование).

Микротемы: Сохранение жизни на Земле. Духовность. Самосовершенствование. Здоровый образ жизни. Будущее человечества.

Работа по совершенствованию рече-коммуникативной компетенции: СГ 3, СГ 4, СГ 5, СГ 7, СГ 8; Ч 4, Ч 5, Ч 7, Ч 8; П 3, П 4, П 5, П 6, П 9, П 10, П 11, П 12. Обогащение словарного запаса в рамках темы. Освоение стилистических оттенков в использовании тематической лексики. Анализ стилистического функционирования синонимических синтаксических конструкций в текстах. Совершенствование стилистических навыков в рамках темы. Совершенствование коммуникативной компетенции при обсуждении актуальных вопросов в рамках темы. Работа по соблюдению правил общения в официальной и неофициальной обстановках общения (с учетом ситуации и статуса собеседника).



Корректировочная работа по орфографии и ортологии

Трудности в употреблении предложно-падежных форм. Орфографический анализ текстов. Работа с орфографическим и орфоэпическим словарями, словарем трудностей русской речи.



Корректировочная работа по синтаксису и пунктуации

Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Понятие о видах сложного предложения. Сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения: средства связи, строение, значение, типология. Синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений разных типов. Знаки препинания в сложном предложении. Пунктуационный анализ текстов.



Самостоятельная работа обучающихся (4 ч.): написание рефератов по 2-3 темам раздела; разработка мини-проекта по темам «Самосовершенствование», «Будущее человечества»; создание слайдов, составление тестовых заданий по 2-3 темам раздела; подготовка к дискуссии (подбор аргументов в защиту своей позиции по проблемным вопросам темы); подготовка к написанию сочинений в публицистическом стиле и эссе.
4. Культура и искусство. Досуг – 20 ч. (из них 1 ч. – сочинение, 1 ч. – изложение).

Микротемы: Классическое искусство и поп-арт. Скульптура и живопись. Литература. Театр и кино. Музыка и танцы. Свободное время как показатель развития общества. Увлечения современной молодежи. Буккроссинг – новое увлечение молодежи.

Работа по совершенствованию рече-коммуникативной компетенции: СГ 5, СГ 6, СГ 7, СГ 8; Ч 2, Ч 3, Ч 5, Ч 7, Ч 8; П 1, П 2, П 4, П 7, П 8, П 9, П 11, П 12. Обогащение словарного запаса в рамках темы. Освоение стилистических оттенков в использовании тематической лексики. Анализ стилистического функционирования синонимических синтаксических конструкций в текстах. Совершенствование стилистических навыков в рамках темы. Совершенствование коммуникативной компетенции при обсуждении актуальных вопросов в рамках темы. Работа по соблюдению правил общения в официальной и неофициальной обстановках общения (с учетом ситуации и статуса собеседника).

Корректировочная работа по орфографии и ортологии

Трудные случаи образования и произношения глагольных форм. Ошибки в употреблении причастий и деепричастий. Редактирование и орфографический анализ текстов. Работа с орфографическим и орфоэпическим словарями, словарем трудностей русской речи.



Корректировочная работа по синтаксису и пунктуации

Сложное предложение с разными видами связи. Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь в сложных предложениях, средства связи предикативных частей. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Сложное предложение с сочинением и подчинением. Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненных предложений. Пунктуация в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Знаки препинания при стечении союзов в сложном предложении. Пунктуационный анализ текстов.



Самостоятельная работа обучающихся (6 ч.): написание рефератов и подготовка докладов по 2-3 темам раздела; разработка мини-проекта по темам «Классическое искусство и поп-арт», «Литература»; создание слайдов, составление тестовых заданий, придумывание ребусов, кроссвордов по 2-3 темам раздела; подготовка к дискуссии (подбор аргументов в защиту своей позиции) по проблемным вопросам темы; подготовка к написанию сочинений в художественном стиле и эссе.
5. Наука и образование – 16 ч. (из них 1 ч. – изложение;
1 ч. – диктант).


Микротемы: Наука и этика. Технологии для всех. Изобретения и энергия будущего. Глобальные тенденции образования.

Работа по совершенствованию рече-коммуникативной компетенции: СГ 4, СГ 5, СГ 6, СГ 7, СГ 8; Ч 2, Ч 3, Ч 4, Ч 6, Ч 7; П 3, П 5, П 9, П 10, П 11, П 12. Обогащение словарного запаса в рамках темы. Освоение стилистических оттенков в использовании тематической лексики. Анализ стилистического функционирования синонимических синтаксических конструкций в текстах. Совершенствование стилистических навыков в рамках темы. Совершенствование коммуникативной компетенции при обсуждении актуальных вопросов в рамках темы. Работа по соблюдению правил общения в официальной и неофициальной обстановках общения (с учетом ситуации и статуса собеседника).



Корректировочная работа по орфографии и ортологии

Трудные случаи написания слов, связанные с омонимией служебных и самостоятельных частей речи. Развитие орфографической зоркости. Исправление ошибок в текстах, написанных школьниками. Трудные случаи произношения наречий и употребления служебных частей речи. Работа с орфографическим и орфоэпическим словарями, словарем трудностей русской речи.



Корректировочная работа по синтаксису и пунктуации

Повторение и систематизация изученного в 12 классе. Синтаксис словосочетания и простого, простого обособленного, сложного предложений. Синтаксический разбор простого и сложного предложений. Пунктуация в простом обособленном и сложном предложениях. Понятие Нерегламентированная пунктуация и авторские знаки. Пунктуация как средство создания эзопова языка. Оформление эпиграфа. Пунктуационный анализ текстов.



Самостоятельная работа обучающихся (5 ч.): написание рефератов и подготовка докладов по 2-3 темам раздела; разработка статьи к научно-практической конференции по темам «Наука и этика»; создание слайдов, составление тестовых заданий, придумывание ребусов, кроссвордов по 2-3 темам раздела; подготовка к дискуссии (подбор аргументов в защиту своей позиции) по проблемным вопросам темы; подготовка к написанию сочинений в форме эссе.

Контроль знаний (всего):

8 ч.







Диктант

2 ч.




Сочинение

3 ч.




Изложение

2 ч.




Тестирование

1 ч.


Требования к уровню подготовки обучающихся
Знание

  • сложное синтаксическое целое, текст, его характеристики, структурные и стилистические особенности;

  • типы речи (повествование, рассуждение, описание);

  • параметры текстов различных речевых жанров и особенности их создания;

  • стили речи, их стилевые черты, языковые маркеры, стилистические ресурсы языковых средств различных уровней;

  • основные жанры книжных стилей;

  • нормы русского литературного языка (орфоэпические, словообразовательные, морфологические, нормы управления);

  • стереотипы речевого поведения и особенности речевого этикета в полиэтническом Казахстане;

  • фонетическую систему русского языка, соотношение звуков и букв, алфавит;

  • лексическую систему (прямое и переносное значение слова, однозначные и многозначные слова; антонимические, синонимические, паронимические, омонимические отношения в лексике и фразеологии; стилистические различия слов и фразеологизмов синонимического ряда; устаревшие и новые слова, заимствованные слова);

  • морфемную структуру слова, морфологические и неморфологические способы русского словообразования;

  • особенности морфологии русского языка (типология частей речи, отличия знаменательных и служебных частей речи; семантические, морфологические и синтаксические особенности частей речи; особенности словоизменения склоняемых и спрягаемых слов; способы различения омонимичных частей речи);

  • возможности синонимики некоторых грамматических конструкций (замена причастных оборотов сложноподчиненными предложениями);

  • особенности словосочетания, простого и сложного;

  • характеристики главных и второстепенных членов предложения;

  • специфику неполных предложений;

  • особенности однородных и обособленных членов предложения;

  • обращения, вводные и вставочные конструкции;

  • отличие прямой речи от диалога, особенности косвенной речи;

  • структурные и семантические особенности сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений;

  • особенности сложных предложений с разными видами связи;

  • орфографические и пунктуационные правила.


Понимание

  • употреблять слова с учетом их лексического значения, происхождения, стилистических характеристик; уместно использовать в речи исконно русские и заимствованные слова;

  • произносить слова в соответствии с нормами литературного языка, использовать орфоэпические словари;

  • использовать в речи простые, осложненные и сложные предложения с разными видами связи;

  • характеризовать звуки в слове (ударные и безударные гласные; звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные);

  • толковать лексическое значение слова в контексте, употреблять слова в свойственном им значении; подбирать к слову антонимы и синонимы, находить в тексте многозначные слова, омонимы, паронимы, а также диалектные, профессиональные и устаревшие слова; извлекать информацию из толковых, аспектных (словари омонимов, паронимов, синонимов, антонимов), этимологических и словарей иностранных слов;

  • определять морфемы в слове и способы образования слов, использовать словарь морфем и словообразовательные словари;

  • распознавать части речи, называть их постоянные и непостоянные признаки, правильно образовывать формы слов; использовать грамматические словари и словари трудностей;

  • создавать словосочетания, предложения различных структур; находить и характеризовать синтаксические единицы в конкретном тексте; строить модели словосочетаний и предложений.

  • использовать модели словосочетаний и предложений, строить их схемы;

  • подбирать слова, соответствующие определенной словообразовательной модели.


Применение

  • стилистически правильно применять тематическую лексику;

  • составлять словосочетания и предложения на основе сочетаемостных возможностей слов;

  • производить синтаксический и пунктуационный анализы простого предложения, простого осложненного и сложного предложений;

  • устанавливать принадлежность текста к тому или иному функциональному стилю по совокупности стилевых черт и языковых средств;

  • давать орфографический и пунктуационный комментарий к текстам (находить в слове орфограммы, обозначать графически условия их выбора; объяснять постановку знаков препинания в предложении, правильно интонировать их); использовать орфографические словари и справочники по пунктуации;

  • владеть технологиями анализа языковых явлений и создания текстов разных стилей и жанров, включенных в содержание предмета;

  • строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, уметь устанавливать, поддерживать и завершать общение; правильно использовать контактоустанавливающие средства;

  • соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;

  • демонстрировать высокую культуру речевой коммуникации, соблюдение этических норм, принципов и постулатов общения;

  • принимать участие в дискуссиях, спорах, дебатах;

  • ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;

  • применять полученные знания и умения в учебно-практической, научно-исследовательской деятельности;

  • осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников;

  • использовать технические устройства передачи информации, проявляя речевую культуру (тексты SMS, электронная почта и др.).

– соблюдать правила общения в официальной и неофициальной обстановках общения с учетом статуса собеседника, типа взаимоотношения с ним.

  • отбирать в процессе общения языковые и паралингвистические средства (лексические, грамматические, тон, темп речи), адекватные ситуации общения.


Анализ

  • производить фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический анализы языковых единиц в контексте;

  • производить орфографический и пунктуационный анализ текста

  • объяснять постановку знаков препинания в тексте и правильно расставлять их в продуктивной речи;

  • производить стилистическую трансформацию текстов;

  • производить комплексный анализ текста;

  • редактировать письменные работы учащихся, исправляя грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки;

  • анализировать и редактировать тексты разных стилей и жанров;

  • производить правку текста, выстраивая логическую структуру текста;

  • определять структуру словосочетания и предложения, выделять словосочетания из предложений;

  • находить в предложении главные и второстепенные члены предложения, определять их типы;

  • отличать простые предложения от сложных;

  • различать виды сложных предложений;

  • определять виды и средства связи в предложении и тексте;

  • давать характеристику текстов с учетом его основных параметров;

  • вычленять сложное синтаксическое целое, тему, микротему, основную мысль;

– определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели.
Синтез

– продуцировать тексты разных стилей и жанров (реферат, доклад, научная статья, рецензия, эссе, автобиография, характеристика, резюме, аннотация, интервью);



  • перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.

– формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис.
Оценка

  • оценивать содержание и логику построения текста (на основе анализируемых текстов);

  • оценивать соответствие выводов имеющимся данным (на основе анализируемых текстов).

  • проявлять инициативу, готовность и способность к самообразованию, самореализации;

  • осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

  • правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, давая ей оценку;

  • адекватно воспринимать устную и письменную речь;

  • учитывать особенности национальной культуры, в том числе национального речевого этикета, в поликультурном обществе).

Приложение
Список орфограмм для повторения при организации

корректировочной работы
Орфография, орфограмма. Принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, традиционный, смыслоразличительный. Морфологический характер русского правописания.

Орфографические словари.

Трудные случаи правописания заглавных букв. Гласные после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов разных частей речи. Буквы Е и Э в заимствованных словах. Употребление разделительных Ъ и Ь в русских и заимствованных словах. Грамматическая функция мягкого знака: правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи. Обозначение мягкости согласных на письме.

Правописание гласных в корне: проверяемые и непроверяемые безударные гласные, чередующиеся гласные. Правописание согласных в корне: проверяемые и непроверяемые звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные.

Правила переноса слов. Международные словообразовательные элементы. Правописание приставок. Гласные Ы и И после приставок. Правописание сложных слов (слитное и дефисное написание разных частей речи, слов с пол- и полу-).  Соединительные гласные О и Е.

Правописание суффиксов и падежных окончаний имен существительных и прилагательных. Написание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание местоимений. Слитное, дефисное и раздельное написание существительных и прилагательных, местоимений. Падежные формы количественных и порядковых числительных. Правописание суффиксов и личных окончаний глаголов. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Написание Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий.

Слитное, дефисное, раздельное написание наречий; правила написания суффиксов наречий. Правописание слов категории состояния.

Правописание предлогов, союзов и частиц. Сложные случаи написания производных служебных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Различение частиц НЕ и НИ. Трудные случаи написания слов, связанные с омонимией служебных и самостоятельных частей речи.



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»
Авторы: Абылкасымова А.Е., Кучер Т.П., Корчевский В.Е.,

Жумагулова З.А., Рабинович Б.В., Туяков Е.А.


Пояснительная записка
Математика в 12 классе – интегрированный учебный предмет, обеспечивающий преемственность и перспективность в обучении учащихся различным разделам математики между уровнями общего среднего и высшего образования.

Содержание учебного предмета «Математика» 12-го экспериментального класса включает изучение алгебры и начал анализа, геометрии, элементов теории вероятности, что отражает единство математики как науки.

Алгебра – раздел математики, являющийся обобщением и расширением арифметики с помощью использования букв, за которыми скрываются числа.

Математический анализ – это совокупность разделов математики, посвящённых исследованию функций и их обобщений методами дифференциального и интегрального исчисления.

Геометрия – раздел математики, изучающий пространственные структуры, отношения и их обобщения.

Теория вероятностей – раздел математики, изучающий закономерности случайных явлений: случайные события, случайные величины, их свойства и операции над ними.

Математика моделирует количественные связи между объектами окружающего мира и её изучение направлено на развитие интеллекта обучающихся, умений логически рассуждать, проводить доказательства, использовать математические знания при решении практических задач, на развитие навыков математической и практической деятельности, которые необходимы при овладении многими профессиями.

Реализация программы предусматривает увеличение активных форм работы, вовлечение учащихся в коммуникативную, исследовательскую, практическую деятельность, использование информационных технологий.



Цели обучения: формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования природных явлений и процессов, понимания значимости математики для общественного прогресса; освоение учащимися математики для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения образования в будущей профессиональной деятельности.

Задачи обучения:

  • развитие математического языка учащихся; умения пользоваться разнообразными языковыми средствами устной и письменной коммуникации для решения учебных и жизненных задач;

  • развитие математического мышления и интуиции, алгоритмической культуры, математических способностей;

  • расширение представления учащихся о сферах применения математики; усвоение новых подходов к решению задач по математике; формирование умения обосновывать выбранный способ решения в сравнении с альтернативными;

  • развитие умений использования математических знаний в практической деятельности; ориентироваться в потоке поступающей информации;

  • воспитание личности средствами математики: ознакомление с историей развития математики, эволюцией математических идей, достижений общечеловеческой культуры;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • развитие навыков самостоятельной работы, умений самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию при помощи реальных объектов и информационных технологий; самооценки при выполнении индивидуальных заданий и работе в группе; предоставление учащимся возможности самостоятельного конструирования задач по данной теме, их решения, презентации на занятиях;

  • развитие способности к самообразованию и самовоспитанию;

  • овладение основами проектной деятельности и графическими средствами отображения информации;

  • воспитание высокой культуры человеческого общения через вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную, практическую, исследовательскую деятельность; учить слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус, работать в группе, объективно оценивать результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей.

Базовое содержание курса математики для 12 класса состоит из трёх частей.

Содержание первой части данного курса – «Повторение курсов алгебры и начал анализа и геометрии 11 класса» – ориентировано на обеспечение актуализации знаний и умений, полученных при изучении алгебры и начал анализа, геометрии в 11 классе и является основой формирования новых математических знаний и умений в 12 классе.



Задачи обучения математике на данном этапе – совершенствование умений:

  • преобразования иррациональных выражений;

  • решения иррациональных неравенств;

  • решения степенно-показательных уравнений и неравенств;

  • решения логарифмических уравнений и неравенств, содержащих переменную в основании логарифма;

  • нахождения производных элементарных функций, сложной функции;

  • составления уравнения касательной и нормали к графику функции;

  • использования первой производной для исследования функции: нахождения промежутков монотонности функции, точек экстремума функции и экстремумов функции;

  • использования второй производной для нахождения промежутков вогнутости, выпуклости функции и точек перегиба графика функции;

  • использования производной для нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на числовом промежутке;

  • применение производной функции для исследования функции и построения её графика;

  • применения производной функции при решении практических задач;

  • применения свойств круглых тел;

  • применения устойчивых пространственных представлений и пространственного воображения;

  • применения формально-логических рассуждений при изучении свойств пространственных фигур;

  • изображения пространственных фигур;

  • решения геометрических задач на вычисление и на доказательство;

  • применения алгебры, начал анализа и тригонометрии при решении геометрических задач;

  • применения геометрических методов для решения задач практического содержания.

Содержание второй части данного курса математики состоит из пяти глав. Оно направлено на изучение интеграла, на систематизацию знаний об уравнениях и неравенствах, системах уравнений и неравенств, на расширение знаний по теории вероятностей, на углубление знаний о ранее изученных геометрических фигурах с использованием как синтетических, так и аналитических методов изучения свойств пространственных геометрических фигур.

Задачи обучения на данном этапе:

формирование понятий:

  • первообразная функции;

  • интегрирование функции;

  • неопределённый интеграл;

  • криволинейная трапеция;

  • определённый интеграл;

  • усечённый конус;

  • касательная плоскость к цилиндру, конусу, шару;

  • многогранник, вписанный в цилиндр, конус, шар;

  • многогранник, описанный около цилиндра, конуса, шара;

  • шаровой сектор, шаровой сегмент, шаровой слой;

  • выпуклый многогранник;

  • правильный многогранник;

ознакомление с понятиями:

  • цилиндрическая поверхность;

  • коническая поверхность;

  • эллипс;

  • сечение круглого тела плоскостью;

  • октаэдр, додекаэдр, икосаэдр;

  • зависимые события,

  • независимые события,

  • условная вероятность,

  • случайная величина,

  • дискретная случайная величина;

  • распределение случайной величины;

  • непрерывная случайная величина;

  • точность вероятности;

  • отклонение;

  • математическое ожидание;

  • дисперсия,

формирование знаний:

  • основного свойства первообразной функции;

  • правил нахождения первообразных;

  • алгоритма нахождения площади криволинейной трапеции;

  • формулы Ньютона-Лейбница;

  • нахождения объёма тела с помощью определенного интеграла;

  • свойств прямого кругового цилиндра;

  • свойств прямого кругового конуса;

  • свойств усечённого конуса;

  • свойств касательной плоскости к цилиндру, конусу, сфере;

  • формул для нахождения объёмов цилиндра, конуса, усечённого конуса, шара и его частей;

  • формул для нахождения площадей поверхности цилиндра, конуса, усечённого конуса;

  • формул для нахождения площади сферы и её частей;

  • свойств правильных многогранников;

  • о способах нахождения объёмов октаэдра, додекаэдра, икосаэдра;

  • формул для вычисления вероятности произведения событий;

  • формулы нахождения отклонения;

  • формул математического ожидания и дисперсии;

формирование умений:

  • нахождения первообразной функции;

  • нахождения неопределённого интеграла элементарных функций;

  • нахождения определённого интеграла;

  • непосредственного интегрирования;

  • интегрирования способом замены переменной;

  • интегрирования по частям;

  • использования определённого интеграла для нахождения площади плоской фигуры;

  • использования определённого интеграла для нахождения объёма тела вращения;

  • решения уравнений и неравенств, содержащих переменные под знаком модуля;

  • решения систем с двумя-тремя переменными;

  • решение уравнений и неравенств с параметрами;

  • нахождения объёмов цилиндра, конуса, усечённого конуса, шара и его частей;

  • нахождения площадей поверхности цилиндра, конуса, усечённого конуса;

  • нахождения площади сферы и её частей;

  • нахождения метрических характеристик многогранников, вписанных в цилиндр, конус, усечённый конус, шар;

  • нахождения метрических характеристик многогранников, описанных около цилиндра, конуса, шара;

  • нахождения уравнения сферы в прямоугольной декартовой системе координат;

  • построения изображений осевого сечения и сечения плоскостью, параллельной основанию цилиндра, конуса, усечённого конуса;

  • построения изображения сферы, её экватора и полюсов;

  • построения изображений многогранников, вписанных в цилиндр, конус, усечённый конус, шар;

  • построения изображений многогранников, описанных около цилиндра, конуса, усечённого конуса, шара;

  • построения изображений цилиндра, конуса, усечённого конуса, вписанных в шар и описанных около шара;

  • решения задач на комбинации многогранников и круглых тел;

  • решения задач на свойства правильных многогранников;

  • нахождения отклонения, математического ожидания и дисперсии.

Содержание третьей части «Повторение курса математики 7-12 классов» направлено на актуализацию знаний и умений, полученных при изучении алгебры и начал анализа, геометриив 7-12 классах, и ориентировано на подготовку обучаемых к итоговой аттестации, обеспечение условий для дальнейшего изучения математики и других предметов естественно-математического цикла при получении специальности в высшей школе.

Задачи обучения на данном этапе – совершенствование умений и навыков:



  • преобразования рациональных, тригонометрических, иррациональных выражений,

  • преобразование выражений, содержащих корни, степени и логарифмы,

  • решения рациональных и иррациональных уравнений и неравенств;

  • решения степенно-показательных уравнений и неравенств и их систем;

  • решения логарифмических уравнений и неравенств, содержащих переменную в основании логарифма;

  • нахождения первой и второй производных элементарных функций, сложной функции;

  • вычисления приближённых значений функции в точке;

  • составления уравнения касательной и нормали к графику функции;

  • использования первой производной для исследования функции: нахождения промежутков монотонности функции, точек экстремума функции и экстремумов функции;

  • использования второй производной для нахождения промежутков вогнутости, выпуклости функции и точек перегиба графика функции;

  • использования производной для нахождения наибольшего и наименьшего значения функции;

  • применения производной функции для исследования функции и построения её графика;

  • решения системы уравнений с двумя-тремя переменными;

  • решения уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля;

  • применения производной функции при решении практических задач;

  • нахождения первообразной функции;

  • нахождения определённого интеграла;

  • нахождения площади плоской фигуры с помощью определёного интеграла;

  • нахождения объема тела с помощью определёного интеграла;

  • применения интеграла при решении практических задач;

  • решения планиметрических задач на равенство и подобие плоских фигур;

  • решения задач на метрические свойства плоских фигур (теорема Пифагора, теоремы синусов и косинусов, задачи на нахождение длин, углов и площадей);

  • решения позиционных и метрических задач в пространстве;

  • решения задач на вычисление площадей поверхностей и объёмов тел.

В процессе обучения математике осуществляются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами:

«Русским языком»:

– обогащение словарного запаса терминологией алгебры и начал математического анализа, геометрии, элементов теории вероятностей и математической статистики;

– развитие математической речи в процессе обоснования утверждений, доказательства теорем, формулирования выводов и пр.;

«Физикой»:


  • ориентация на физический смысл величин при решении текстовых задач;

«Информатикой»:

  • использование навыков работы с компьютером – решение задач с помощью надстроек в электронных таблицах; решение уравнений с использованием электронных таблиц, набор математических формул и вычисления по ним, настройка параметров графического объекта и пр. – при построении графиков функций.

Объём учебной нагрузки по предмету «Математика» в 12 классе составляет 4 часа в неделю, всего 136 часов.
Базовое содержание учебного предмета
Повторение курсов алгебры и начала анализа, геометрии 11 класса – 12 ч

Преобразование выражений. Решение иррациональных, степенно-показательных неравенств, логарифмических уравнений и неравенств, содержащих переменную в основании логарифма.

Нахождение первой и второй производных сложной функции. Нахождение уравнения касательной, проведённой к графику функции. Использование производной при нахождении промежутков монотонности функции, точек экстремума, точек перегиба, промежутков вогнутости и выпуклости. Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на числовом промежутке.

Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Задачи на метрические соотношения в призмах, пирамидах и их сечениях плоскостью. Векторно-координатный метод решения геометрических задач.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

  • УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» (для школ с русским языком обучения) Авторы
  • Задачи обучения предмету
  • Базовое содержание учебного предмета
  • 2. Окружающий мир – 6 ч. ( из них 1 ч. – сочинение).
  • 3. Жизненные ценности – 14 ч. ( из них 1 ч. – сочинение, 1 ч. – тестирование).
  • 4. Культура и и скусство. Досуг – 20 ч. ( из них 1 ч. – сочинение, 1 ч. – изложение).
  • 5. Наука и образование – 16 ч. ( из них 1 ч. – изложение; 1 ч. – диктант).
  • Требования к уровню подготовки обучаю щихся Знание
  • УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» Авторы
  • Базовое содержание учебного предмета Повторение курсов алгебры и начала анализа, геометрии 11 класса – 12 ч