Учебная программа для магистрантов специальности i-23 80 08 «Психология труда, инженерная психология, эргономика»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Учебная программа для магистрантов специальности i-23 80 08 «Психология труда, инженерная психология, эргономика»

Скачать 136,88 Kb.


Дата04.11.2017
Размер136,88 Kb.

Скачать 136,88 Kb.




Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

и социальным вопросам

___________А.А. Хмыль

« » __________2012 г.
Регистрационный №
Эргономическое проектирование систем «человек – машина – среда»
Учебная программа для магистрантов специальности

I-23 80 08 «Психология труда, инженерная психология, эргономика»


Кафедра инженерной психологии и эргономики

Очное обучение Заочное обучение


Семестр 2 Семестр 2

Лекции 28 час. Лекции 10 час.

Практические (семинарские) занятия Практические (семинарские) занятия

18 час. 4 час.

Экзамен 2-й семестр Экзамен 2-й семестр

Контрольная работа 2-й семестр

Всего аудиторных часов Всего аудиторных часов

по дисциплине 46 по дисциплине 14

Самостоятельная работа 96 час. Самостоятельная работа 128 час.

Всего часов Всего часов

по дисциплине142 по дисциплине 142


2012

Учебная программа составлена в соответствии с типовым учебным планом специальности I-23 80 08 «Психология труда, инженерная психология, эргономика», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь ___ ____ 20__г., регистрационный № ТД – ___/тип и учебным планом специальности I-23 80 08 «Психология труда, инженерная психология, эргономика», утвержденным решением Совета БГУИР, протокол №10 от 29.06.2012г.


Составитель:

И.Г. Шупейко, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры инженерной психологии и эргономики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры инженерной психологии и эргономики

протокол № __ от _____ 2012г.


Заведующий кафедрой К.Д. Яшин
СОГЛАСОВАНО

Начальник УПНКВК______________Д.В.Лихачевский


« ___ » ___________ 2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель преподавания дисциплины. Программа дисциплины «Эргономическое проектирование систем «человек – машина – среда» разработана для магистрантов специальности

I 23 80 08 «Психология труда, инженерная психология, эргономика»

Целью изучения данной дисциплины является формирование у магистрантов системы знаний об особенностях человека – пользователя технических средств и важнейшего компонента систем «человек – машина» (СЧМ), как субъекта операторской деятельности по приему, переработке хранению и использованию информации для того, чтобы применить их при проектировании, производстве и эксплуатации современных технических и программных средств, реализующих информационные технологии.

Задачи изучения дисциплины.

Основными задачами дисциплины являются:

- изучение истории подходов к проектированию техники;

-формирование представлений об эргономике как практико-ориентированной науке;

- изучение специфики, особенностей и процесса функционирования СЧМ;

- изучение особенностей человека, как субъекта операторской деятельности в СЧМ;

- изучение принципов, методов и методик анализа и проектирования СЧМ, удовлетворяющих требованиям эргономичности.

Программа рассчитана на 142 учебных часа. Распределение часов по видам занятий:

а) для дневного обучения: лекций - 28 часов, практических занятий -- 18 часов, самостоятельная работа – 96 часов.

б) для заочного обучения: лекций - 10 часов, практических занятий –

4 часа, самостоятельная работа – 128 часов.

В результате освоения дисциплины магистрант должен:



знать:

- предмет, объект, цели, задачи и историю развития инженерной психологии и эргономики;

- методологические основы анализа, проектирования и эксплуатации СЧМ;

- психологические особенности человека как субъекта труда и информационного взаимодействия в СЧМ;

- устройства и режимы диалога, вопросы компьютерного представления и визуализации информации, критерии оценки диалоговых систем;

уметь:

- проектировать средства информационного взаимодействия для СЧМ;

- проводить инженерно-психологическую оценку и экспертизу СЧМ на различных этапах ее проектирования, производства и эксплуатации;

- построить и описать взаимодействие с компьютерной средой в заданной проблемной области;



иметь представление:

- о тенденциях развития пользовательских интерфейсов новых компьютерных технологий и методах повышения полезности разрабатываемых и используемых программных средств и систем.

Распределение учебных часов по семестрам:



а) дневное обучение:

2 семестр: лекции - 28 часов, практические занятия – 18 часов, самостоятельная работа – 96 часов.



б) заочное обучение:

2 семестр: лекции - 10 часов, практические занятия – 4 часа, самостоятельная работа – 128 часов.



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Название тем лекционных занятий, их содержание, объем в часах


№ п/п

Название темы

Содержание

Объем в часах

Дневная. форма обучения

Заочная форма обучения

1

2

3

4

5

1

Введение

История развития подходов к проектированию техники. Предмет и задачи эргономики.

1

0,5

2

Тема 1.

Системы “человек-машина” (СЧМ).




Структура и особенности функционирования системы «человек-машина». Классификационные критерии и виды СЧМ. Общие свойства и параметры описания функционирования СЧМ.

1

0,5

3

Тема 2.

Специфика и структура деятельности оператора



Оператор в системе "человек - машина". Особенности операторской деятельности. Структура деятельности человека-оператора.

1

0,5

4

Тема 3.

Прием информации оператором




Психофизиологическая характеристика процесса приёма информации. Энергетические и информационные характеристики зрительного анализатора. Пространственные и временные характеристики зрительного анализатора. Характеристики слухового анализатора. Восприятие речевых сообщений и взаимодействие анализаторов.

4

1

5

Тема 4.

Хранение и переработка информации человеком-операто-ром



Роль памяти в деятельности человека-оператора. Особенности оперативной памяти. Факторы, влияющие на продуктивность оперативной памяти. Оперативное мышление: особенности, структура, функции. Учет особенностей оперативного мышления при проектировании СЧМ.

2

1

9

6


Тема 5.

Управляющие действия оператора



Рабочие движения человека-оператора. Связь восприятия и движения. Антропометрические характеристики.

2

0,5

7

Тема 6.

Место и роль эргономического проектирования в процессе проектирования систем СЧМС



Структура процесса проектирования систем Виды проектирования, обеспечивающие процесс системного проектирования, их особенности, цели и задачи. Виды работ, выполняемые в процессе эргономического проектирования СЧМС. Этапы эргономического проектирования.


2

0.5

1

2

3

4

5

8

Тема 7.

Проектирование средств отображения информации




Классификация и общие инженерно-психологические требования к средствам отображения информации. Инженерно-психологические требования к отдельным видам зрительной индикации. Кодирование информации. Инженерно-психологические требования к акустическим индикаторам. Перспективные средства отображения информации. Построение систем отображения

4

1,5

9

Тема 8.

Проектирование органов управления




Классификация и общие инженерно-психологические требования к органам управления. Инженерно-психологические требования к отдельным типам органов управления. Инженерно-психологические принципы настроения систем ввода и информации. Совместное расположение индикаторов и органов управления.

4

1,5

10

Тема 9.

Цели, задачи и организация проведения эргономической экспертизы.




Общие понятия об инженерно-психологической оценке и эргономической экспертизе. Объекты экспертизы и методы ее проведения. Оценка соответствия техники инженерно психологическим и эргономическим требованиям. Экономическая оценка систем "человек - машина". Нормативно-техническое обеспечение работ по эргономической экспертизе.


2

1

11

Тема 10.

Проблема человеко-компьютер-ного взаимодействия




Человеко-компьютерное взаимодействие. Эргономический анализ пользовательских интерфейсов. Психологический комфорт оператора и пределы психических нагрузок при взаимодействии с компьютером.

2

1

12

Тема 11.

Проектирование пользовательского интерфейса




Разработка информационных моделей и интерфейсов; показатели качества информационных моделей; стандарты дисплеев, безопасность работы с ними; интерфейсы интерактивного взаимодействия; приборные интерфейсы; интерфейсы информационных систем.



3

1




ИТОГО:




28

10



2. Перечень тем практических занятий, их содержание и объем в часах

п/п



Название темы



Содержание



Объем в часах

Дневная форма обучения

Заочная форма обучения

1

Определение полного объема и состава задач контроля и управления для СЧМ.


Определение полного объема и состава задач контроля и управления для СЧМ.


4

0,5

2

Определение необходимого и достаточного объема и состава информации о состоянии управляемого объекта для СЧМ.


Определение необходимого и достаточного объема и состава информации для СЧМ.


4

1

3

Разработка алгоритмов контроля и алгоритмов управления при проектировании СЧМ.

Разработка алгоритмов контроля и управления

2

0,5

4

Разработка информационной модели при проектировании интерфейса пользователя

Разработка информационной модели

2

0,5

6

Изучение нормативно-технических документов по инженерно-психологическому проектированию.


Изучение нормативно-технических документов по инженерно-психологическому проектированию.


4

0,5

7

Эргономическая экспертиза инженерных решений

Проведение эргономической экспертизы образца технического изделия

2

1




ИТОГО:




18

4

3. Перечень тем лабораторных занятий,

их наименование и объем в часах

Лабораторные работы не предусмотрены учебным планом



4. Реферат

Реферат не предусмотрен учебным планом


5. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

(для заочной формы обучения)

Цель контрольной работы – отработка умений самостоятельного эргономического

проектирования системы «человек – техника – среда».

Варианты заданий на контрольную работу определяются преподавателем.

Методические материалы для выполнения задания содержатся в учебно-методическом пособии Шупейко И.Г. «Теория и практика инженерно-психологического проектирования и экспертизы. Учебно-методическое пособие – Минск: БГУИР, 2010 -126 с.».

Контрольная работа представляется в напечатанном виде (шрифт 14 , интервал 1) на листах формата А4, включает в себя титульный лист, оглавление, основное содержание и список использованных литературных источников.


6. Литература
6.1.Основная
1. Вайнштейн Л.А. Эргономика. Учебное пособие – Минск: ГИУСТ БГУ, 2010 – 325 с.

2. Душков Б.А. и др. Основы инженерной психологии.- М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 576 с.

3. Душков Б.А. и др. Психология труда, профессиональной и организационной деятельности/Под ред. Б.А. Душкова – 3-е изд.- М.: Академический Проект: Фонд “Мир”, 2005 – 848 с.

4. Основы инженерной психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1986 . – 445 с.

5. Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова.- М.: Машиностроение, 1982. – 368 с.

6. Логунова О.С. и др. Человеко-машинное взаимодействие: теория и практика: Учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 285с.

7. Шупейко И.Г. Теория и практика инженерно-психологического проектирования и экспертизы. Учебно-методическое пособие – Минск: БГУИР, 2010 -126 с.

8. Шупейко И.Г. Эргономическое проектирование систем «человек - компьютер – среда». Курсовое проектирование: учеб.-метод. пособие/И.Г. Шупейко.- Минск : БГУИР, 2012.-92 с.

9. Государственные стандарты системы «человек-машина».

10. Международный стандарт ISO 9241-11 «Эргономические требования к офисной работе с визуальными дисплейными терминалами (VDTs)-части 1-17.


6.2. Дополнительная


  1. Войненко, В. М., Мунипов В. М. Эргономические принципы конструирования/В.М. Войненко, В.М. Мунипов. – Киев : Тэхника, 1988. – 119 с.

  2. Галактионов А. И. Основы инженерно-психологического проектирования АСУ ТП./А.И. Галактионов.- М., 1978 - 234 с.

  3. Гаррет, Дж. Веб-дизайн: книга Джесса Гаррета. Элементы опыта взаимодействия/Дж. Гаррет; пер. с англ.– СПб : Символ-Плюс, 2008.– 192 с.

  4. Гайкович А.И. Основы теории проектирования сложных технических систем. - СПб: МОАИНТЕХ, 2001. – 432 с.

  5. Демарко, Т. Человеческий фактор. Успешные проекты и команд/Т. Демарко, Т. Листер; пер. с англ.. – М. : Символ-Плюс, 2009 –259 с.

  6. Душков, Б.А., Инженерно-психологические основы конструкторской деятельности / Б.А.Душков, Б.А. Смирнов, В.А. Терехов. – М.: Высшая школа, 1990. – 271 с.

  7. Инженерная психология в применении к проектированию оборудования. Пер. с англ. / Под ред. Б. Ф. Ломова и В. И. Петрова. М., 1971.

  8. Калиновский, А.И. Юзабилити: как сделать сайт удобным/А.И. Калиновский.– Минск : Новое знание, 2005.– 220 с.

  9. Круг, С. Веб-дизайн: книга Стива Круга или «не заставляйте меня думать!»/ С. Круг; пер. с англ.– СПб : Символ-Плюс, 2005.– 200 с.

  10. Купер, А., Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия/А, Купер, Р. Рейман., Д. Кронин; пер. с англ. – М. : Символ-Плюс, 2009 – 688 с.

  11. Шибанов, Т.П. Количественная оценка деятельности человека в системах «человек – техника» / Т.П.Шибанов. – М.: Машиностроение, 1983. – 263 с.

  12. Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди.. Эргономика – комплексная научно-техническая дисциплина. Том 1 - М.: Мир, 1991 – 599 с.

  13. Человеческий фактор. Эргономические основы проектирования рабочих мест / под ред. Г. Салвенди. Том 5. – М.: Мир, 2001. – 390 с.

  14. Человеческий фактор. Эргономика в автоматизированных системах / под ред Г. Салвенди. Том 6. – М.: Мир, 2001. – 522 с.


7. ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ,

НАГЛЯДНЫХ И ДРУГИХ ПОСОБИЙ, МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ И МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

7.1. Лекции-презентации по дисциплине «Эргономическое проектирование систем «человек – машина – среда»».



7.2. Учебно-методический стенд «Теория и практика инженерно-психологического проектирования и экспертизы».

  • Эргономическое проектирование систем «человек – машина – среда»
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель преподавания дисциплины.
  • Задачи изучения дисциплины.
  • СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Название тем лекционных занятий, их содержание, объем в часах
  • 2. Перечень тем практических занятий, их содержание и объем в часах
  • 3. Перечень тем лабораторных занятий, их наименование и объем в часах
  • 7. ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ, НАГЛЯДНЫХ И ДРУГИХ ПОСОБИЙ, МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ И МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ