Теоцентризм средневековой философии

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Теоцентризм средневековой философии

Скачать 49,23 Kb.


Дата16.01.2017
Размер49,23 Kb.

Скачать 49,23 Kb.



ТЕОЦЕНТРИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Патристика……………………………………………………………………...4

2.Схоластика……………………………………………………………………....8

Список литературы………………………………………………………………16

В центре средневековой философии и всей культуры находился Бог и его отношения с человеком. Эта особенность религиозного мировоззрения называется теоцентризмом. На смену античному политеизму приходит монотеизм (единобожие). У древних греческих философов формируется абстрактное, философское понимание Божественного Начала. Платону оно представляется как Единое или Высшее Благо; Аристотелю — как Высшая Разумность или Перводвигатель. Христианская философия в этом вопросе делает шаг назад, так как во многом птропоморфизирует (очеловечивает) Бога, наделяет его личностными качествами. На первый план теперь выходит всемогущество Бога или его воля, и даже любовь, на которую прямо указывает Библия («Бог есть любовь»), остается в тени.

Для греков боги были природными существами. Как правило, они не противопоставлялись космосу или физису. Христианские же теологи активную силу (т.е. Бога) выносят из природной сферы. Христианская онтология предполагает одно начало — Бога (идеалистический монизм). Природа, согласно средневековой теологии, только участвует в бытии, но подлинным бытием не обладает.

Познание Бога и приобщение к жизни вечной в Боге для человека является высшей целью. На ее достижение и должны быть направлены все духовные усилия. Познание природы в определенной мере возможно и с помощью разума. Но природа сама по себе христианских теологов и философов почти не интересует, разве что как сфера естественных символов, способствующих осмыслению божественного закона. Таким образом, идея Откровения находится в основе христианской теории познания.1

В средневековой философии выделяют 2 основные вехи: патристика и схоластика.



1. Патристика

Христианство борется с враждебным окружением как внешними, так и внутренними врагами. Внешние враги — варвары (языческие племена). Внутренние враги - течения, которые переняли язычество с разными признаками христианства. Претендовали на роль учений. Патристика (от лат. pater — отец) — это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства. В истории патристики выделяют несколько этапов: апологетика (II—III вв.), классическая патристика (II—X вв.) и заключительный этап.

Одним из таких учений был гностицизм. Гностицизм дуалистическое объяснение мира: борьба света и тьмы, добра и зла, имеющее универсальное космическое явление. Зло происходит от материи, добро — от бога. Таким образом, существует как бы два бога: Бог и враждебный ему творец — Демиург — творец мира.

Манихейство основатель — персидский мыслитель Мани (216-270 г). Свет и тьма, двойное начало одновременно божественного и дьявольского происхождения.

Патристика разделилась на западную, где писали труды на латинском языке, и восточную, где произведения создавали на греческом языке. К наиболее известным относят труды Климента Александрийского, Григория Нисского, Августина Блаженного, Иоанна Златоуста.

Тит Флавий Климент (Климент Александрийский) (ок. 150 — ок. 219) был одним из крупнейших представителей апологетики.

Со времени создания его трудов четко обозначилась линия на союз с «эллинской философией», которая, по его мнению, была ближе к христианству, чем иудаизм. Климент обнаруживал в философии те стороны, которые могли быть использованы богословами. В философии, указывал он, особо полезным является способ рационального доказательства. В религии же единственным путем к Богу до сих пор служит вера. Но одна вера оказывается не всегда надежной. Она будет сильнее, если будет дополнена

2.Схоластика

Схоластика (школа)направлена на христианское учение.

Цель: поиск рациональных путей истинности доказательства всего того, что провозглашает вера.

Задача: упорядочить и сделать доступной для необразованных людей данную догматическую конструкцию. Отсюда следует не поиск истины, а поиск способов изложения и доказательства этой истины посредством истины. Эта задача была по плечу только философии.

Представители схоластики:

Пьер Абеляр (1079-1142г), Иоанн Росцелин (1050-1110г) и ключевая фигура Фома Аквинский (1225-1274г): ”Сумма теологий”, ”Сумма против язычников”. Суть: задача науки — объяснение закономерностей мира (философия). Над философией находится богословие (наука о Боге), мышлением сюда проникнуть нельзя, это сверхъестественные истины как божественное откровение (учение), которое содержится только в вере. Поэтому философия должна служить вере — теологии тем, что религиозные истины представлены в категориях разума, и если их опровергать как ложные аргументы, то это будет выпад против веры.

Схоластика явилась продолжением патристики, но таким продолжением, которое возникло еще в период патристики, на основе соответствующих учений и постепенно с IV в. стало доминировать в культуре Средних веков. Сам переход обычно связывается с именем Северина Боэция (480—524).

В трудах С. Боэция, как и у неоплатоника III в. Порфирия, оказалась четко обозначенной та проблема «универсалий», которая позднее пройдет в качестве ведущей в проблематике всей истории схоластики. Он поставил также вопрос о различении в каждой вещи «существования» и «сущности». Известен, помимо прочего, своим произведением, написанным в заключении, в ожидании смерти, — «Утешение философией». Боэций ввел в литературный оборот почти в том же значении, в каком они сейчас употребляются, термины «субстанция», «эссенция», «акциденция», «атрибут», «дефиниция»



Список литературы:
1. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Просвещение, 2008. - 504 с.

2. Асмус В.Ф. История античной философии. - М.: Мысль, 1965. - 732 с.

3. Богомолов А.С. Античная философия. - М.: Мысль, 1985. - 593 с.

4. Гаджиев К.С. Философия. - М.: Зерцало, 2008. - 690 с.

5. Ерыгин А.Н. Восток - Запад - Россия. Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 403 с.

6. Западная философия: от истоков до наших дней. -С-Пб.: Питер, 2004. - 1192 с.

7. История западной философии. / Под ред. Б. Рассела. - М.: Юность, 2003. - 390 с.

8. Комаров С.А. Философия. - М.: ИНФРА, 2009. - 238 с.



9. Панарин А.С. Философия: Учебник. - 2-е, переработанное и дополненное. - М.: ТК Велби, 2008. - 440 с.



1 Аблеев С.Р. История мировой философии. – М., 2005



  • 1. Патристика
  • 2.Схоластика
  • Список литературы