Тематический план изучения учебного предмета «Православная культура»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Тематический план изучения учебного предмета «Православная культура»



Дата03.10.2017
Размер0,6 Mb.




Пояснительная записка

Календарно - тематический план изучения учебного предмета «Православная культура» разработан для реализации рабочей программы учебного предмета «Православная культура» для 5-9 классов (составитель:Клишина О.А.) в 8 классе в 2014-2015 учебном году.

В соответствии с авторской программой в 8 классе изменений нет. Базисный учебный план отводит на изучение православной культуры в 8 классе 34 часа. Согласно учебному плану МОУ Глуховская СОШ на 2014-2015 учебный год календарно - тематический план также рассчитан на 34 часа 1 час в неделю, 34 учебные недели).

В связи с тем, что компьютерные диски пришли в негодность, компьютерный контроль знаний заменён на контрольное тестирование на бумажных носителях.

В связи с выпадением урока на каникулярный день 31.03 уроки 28 и 29 объединены и проводятся 14.04.

В течение года, возможны изменения объёма количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, днями здоровья, сроками проведения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.



Календарно-тематическое планирование

8 класс (35 часов, 1 час в неделю)

Общая тема года - «Жанры древнерусской литературы».


урока




Тема урока


Тип урока


Практические контрольные


Оборудование наглядность


Основные понятия и персоналии темы


Домашнее

задание


Дата проведения

по плану


Дата проведения фактически





1 четверть

1



Зарождение и развитие в древнерусской литературе жанра повести.

Входящее контрольное тестирование

0 тип


(вводное занятие)


практик

Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран



«Повесть временных лет», Владимирская икона Божией Матери,

Иисус Христос,

Хан Ахмат,

Дмитрий Донской,

Д. С. Лихачев

§ 5.3.


стр. 199-202

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 5.3.


02.09.






2



Стояние на Угре: историческое событие и чудо, с ним связанное.

1 тип

(изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности)


практик

Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран



Золотая орда, Владимирская икона Божией Матери,

князь Иван III,

хан Ахмат,

Иисус Христос



§ 5.3.

стр. 199-210

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 5.3.


09.09.






3



Отображение событий в «Повести о стоянии на Угре».

2 тип


(закрепление знаний и способов деятельности)

практик

Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран



Печенеги,

Царь Ахмат,

Король Казимир,

князь Мстислав,

княгиня Софья,

Пресвятая Богородица



§ 5.3.

стр. 199-210

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 5.3.



16.09.






4




«Повесть о битве на реке Калке».

2 тип


(закрепление знаний и способов деятельности)

практик

Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран



Монголо-татары,

Печенеги,

князь Мстислав Галицкий,

Иисус Христос,

Пресвятая Богородица


§ 5.3.

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 5.3. «Дополнительная хрестоматия»


23.09.






5




«Повесть о Темир - Аксаке».

3 тип

(комплексное применение знаний и способов деятельности)


практик

Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран



Князь Василий I Дмитриевич, хан Тохтамыш, хан Темир-Аксак (Тамерлан), митрополит Киевский и всея Руси Киприян

§ 5.3.

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 5.3.

«Специальная хрестоматия»



30.09.






6



Куликовская битва: историческое событие и его отражение в Летописной повести о Куликовской битве.

4 тип


(обобщение и систематизация знаний и способов деятельности)

практик

Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран



Праздник Успения Богородицы, Дмитрий Донской,

Хан Мамай,

Георгий Победоносец


§ 5.3.

CD диск: тренеров. Тесты и упр. к § 5.3.



РЕФЕРАТЫ

слова Владимира выучить



07.10.






7



Обобщение и систематизация знаний по теме «Повесть как жанр древнерусской литературы».

4 тип


(обобщение и систематизация знаний и способов деятельности)

практик

Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран


Все термины и персоналии к § 5.3.




§ 5.3

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 5.3.

РЕФЕРАТЫ


14.10.






8



Защита рефератов по теме «Повесть как жанр древнерусской литературы».

3 тип

(комплексное применение знаний и способов деятельности)


практик


Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран


Все термины и персоналии к § 5.3.

Темы рефератов


§ 5.3.

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 5.3.


21.10.






9


Зарождение и развитие в древнерусской литературе жанра сказания. Христианские подвиги князей Михаила Черниговского и Василько Ростовского – исторические события и их отражение в сказаниях.

0 тип


(вводное занятие)

практик

Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран



Сказание,

Святой мученик князь Михаил Черниговский, Святой мученик князь Василько Ростовский



§ 5.4.

стр. 211-213

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 5.4.


08.11.







2 четверть

10



История создания «Сказания об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора».

Самостоятельная работа

1 тип

(изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности)




практик


Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран

Карточки-задания № 1


Святой мученик князь Михаил Черниговский,

Хан Батый,

Боярин Феодор,

Евангелие,

Пресвятая Троица,

Волхвы


§ 5.4.

стр. 211-223

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 5.4.


11.11






11



«Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора».

1 тип

(изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности)



практик

Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран


Хан Батый,

Боярин Феодор, волхвы,

Пресвятая Троица



§ 5.4.

CD диск: тренировочные тесты и упр. к § 5.4., наизусть отрывок «И вот такой обычай был у хана Батыя…»



18.11






12



«Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери».

2 тип

(закрепление знаний и способов деятельности)


практик

Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран


Пресвятая Богородица,

святой благоверный князь Андрей Боголюбский


§5.4.

CD диск: тренировочные тесты и упр. к § 5.4. , выучить наизусть с.216



РЕФЕРАТЫ

25.11






13



Нашествие Едыгея и оборона Москвы: историческое событие и чудо Владимирской иконы Богородицы, связанное с ним.

2 тип

(закрепление знаний и способов деятельности)


практик


Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран


Князь Василий I,

Хан Едыгей, Успенский собор во Владимире


§ 5.4.

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 5.4.

РЕФЕРАТЫ


02.12






14



Обобщение и систематизация знаний по теме «Сказание как жанр древнерусской литературы».

4 тип


(обобщение и систематизация знаний и способов деятельности)

практик


Учебник, CD диск, ПК, проектор, экран

Тренировочные тесты и упр.

к § 5.4.

Все термины и персоналии к § 5.4.



§ 5.4.

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 5.4.

РЕФЕРАТЫ


09.12






15



Защита рефератов по теме «Сказание как жанр древнерусской литературы».

3 тип

(комплексное применение знаний и способов деятельности)


практик


Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран


Все термины и персоналии к § 5.4.

Темы рефератов


§ 5.4.

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 5.4.


16.12






16



Зарождение и развитие в древнерусской литературе поучительного жанра. «Поучение Владимира Мономаха».

0 тип

(вводное занятие)

1 тип

(изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности)



практик

Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран



Заповеди Ветхого и Нового Завета; «Изборник» Святослава 1076года; Лаврентьевская летопись

§ 5.5.

стр. 224-229

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 5.5.




23.12








3 четверть

17



Домострой и «Изборник» Святослава 1076 года, их роль в установлении православных нравственных устоев.

1 тип

(изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности)



практик

Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран



Домострой,

«Изборник»,

Поучение,

Азбука, Константин Великий, Монастырь,

Икона


§ 5.5.

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 5.5.

РЕФЕРАТЫ


13.01






18



Обобщение и систематизация

знаний по теме «Древнерусская литература об установлении духовных устоев на Руси».

Самостоятельная работа


2 тип

(закрепление знаний и способов деятельности)


контроль


Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран



Карточки-задания № 2

Все термины и персоналии к § 5.5.




§ 5.5.

CD диск: тренировочные тесты и упр.

РЕФЕРАТЫ


20.01






19



Защита рефератов по теме

«Древнерусская литература об установлении духовных устоев на Руси».


3 тип

(комплексное применение знаний и способов деятельности)



практик

Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран, рефераты


Все термины и персоналии к § 5.5.

Темы рефератов


§ 5.5.

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 5.5.


27.01






20



Контрольная работа по главе «Многообразие жанров древнерусской литературы».

5 тип

(проверка и оценка знаний и способов деятельности)



контроль

Карточки с вопросами для контрольной работы № 1

Контрольные тетради


Все термины и персоналии гл. 5




§ 5.5.

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 5.5.


03.02







21

Защита рефератов по произведениям древнерусской литературы жанров «Слова» и жития.



3 тип

(комплексное применение знаний и способов деятельности)


практик


Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран, рефераты


Все термины и персоналии

§ 5.1., 5.2.

Темы рефератов



§ 5.1., 5.2.

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 5.1., 5.2.


10.02






22



Контрольная работа по теме: « Произведения древнерусской литературы « Слова» и жития».


5 тип

(проверка и оценка знаний и способов деятельности)


контроль


Карточки с вопросами для контрольной работы № 2

Контрольные тетради


Все термины и персоналии

§ 5.3., 5.4., 5.5.

Темы рефератов



Гл. 5 § 5.3., 5.4.,5.5.

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к Гл. 5; § 5.3., 5.4.,5.5.


17.02






23



Защита рефератов по произведениям древнерусской литературы жанров повести, сказания и поучения.

3 тип

(комплексное применение знаний и способов деятельности


практик

Учебник, Диск

ПК, проектор, экран, реферат


Все термины и персоналии гл. 5



Гл. 5

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к гл. 5


24.02






24



Контрольная работа по теме: « Произведения древнерусской литературы жанров повести, сказания, поучения»


5 тип

(проверка и оценка знаний и способов деятельности)


контроль



Карточки с вопросами для контрольной работы № 3

Контрольные тетради



Все термины и персоналии гл. 5



03.03






25



Экскурсия в храм Беседа о поучительной литературе






Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран

Все термины и персоналии гл. 5



Гл. 5

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к гл. 5


10.03








26



Исторические события,

о которых повествует автор «Словао полку Игореве».


1 тип

(изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности)



практик




Половцы,

князь Игорь,

князь Святослав, Всеволод,

Владимир Мономах,

Хан Кобяк


§ 6.1.

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 6.1.CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 6.1.


17.03










4 четверть

27




«Слово о полку Игореве».

2 тип


(закрепление знаний и способов деятельности)


практик

Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран




Все термины и персоналии § 6.1.

Половцы,

князь Игорь,

князь Святослав, Всеволод,

Владимир Мономах,

Хан Кобяк



§ 6.1.

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 6.1.


07.04






28



Систематизация и обобщение знаний учащихся.
Самостоятельная работа


4 тип

(обобщение и систематизация знаний и способов деятельности)



контроль

Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран



Карточки-задания № 3

Половцы,

князь Игорь,

князь Святослав, Всеволод,

Владимир Мономах,

Хан Кобяк


§ 6.1.

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 6.1.


14.04






29



Самоконтроль и коррекция знаний учащихся по теме «Слово о полку Игореве».

4 тип

(обобщение и систематизация знаний и способов деятельности)



контроль

Учебник, CD диск

ПК,


Тренировочные тесты и упр.

к § 6.1.

Половцы, князь Игорь,

князь Святослав, Всеволод,

Владимир Мономах,

Хан Кобяк Все термины и персоналии § 6.1.



§ 6.1.

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 6.1.


14.04






30



Контрольная работа по теме «Слово о полку Игореве» - древнейший исторический документ Руси».

5 тип

(проверка и оценка знаний и способов деятельности)


контроль


Карточки с вопросами для контрольной работы № 4

Контрольные тетради


Все термины и персоналии § 6.1.



§ 6.1.

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 6.1.


21.04






31



Открытие и изучение «Слова о полку Игореве».

1 тип

(изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности)


практик

Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран


Граф А. И. Мусин-Пушкин, императрица Екатерина II



§ 6.2.

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 6.2.


28.04






32


Воспевание Русской земли автором «Слова о полку Игореве» и обязательные для этого жанра древнерусской литературы фольклорные традиции песен и плачей.

2 тип

(закрепление знаний и способов деятельности)



практик

Учебник, CD диск

ПК, проектор, экран



Половцы, князь Игорь,

князь Святослав, Всеволод, Владимир Мономах,

Хан Кобяк


§ 6.3.

стр. 253-257

CD диск: тренировочные тесты и упр.

к § 6.3.


05.05






33


Контрольная работа по теме «Воспевание образа Русской земли и яркое обличение губительности княжеских раздоров для целостности русского государства автором «Слова».

5 тип

(проверка и оценка знаний и способов деятельности)


контроль


Карточки с вопросами для контрольной работы № 5

Контрольные тетради


Все термины и персоналии гл. 6



Гл. 6

CD диск: тренировочные тесты и упр. к гл.6



12.05






34



Контрольная работа за курс 8 класса

5 тип

(проверка и оценка знаний и способов деятельности)



контроль



Карточки с вопросами для контр. раб. № 6

Все термины и персоналии гл. 6






19.05







Формы и средства контроля
Входящее тестирование (Урок №1)
1 вариант


  1. Перечислите имена 12 апостолов.




  1. Кто и почему первым поклонился родившемуся Младенцу Иисусу?



  1. В каком городе родился Иисус Христос?




  1. Перечислите названия известных вам притч Иисуса.



2 вариант
1. Перечислите имена известных вам пророков Ветхого Завета.
2. Кто возвестил Богородице Благую весть и в чем заключался смысл этой вести?
3. Какая звезда указала путь волхвам к Младенцу Иисусу?
4. Перечислите известные вам случаи исцеления людей Иисусом, описанные в Евангелии.

Защита рефератов №1 по теме: « Повесть как жанр древнерусской литературы» ( Урок №8)
Примерные темы рефератов


  1. « Повесть о Куликовской битве» как пример вставной летописной повести. Её отличительные черты от « Повести временных лет»

  2. Связь « Повести о Куликовской битве» с « Житием Преподобного Сергия Радонежского».

  3. Отражение автором православного мировоззрения русских людей в « Повести о битве на реке Калке».

  4. Описание чудесной защиты русских войск Владимирской иконы Божией Матери авторами

« Повести о стоянии на Угре» т « Повести о Темир- Аксаке». Связь с православным

мировоззрением русского человека.



  1. Отражение взглядов русских православных людей на роль человека во всемирной истории в « Повести о Темир- Аксаке»

  2. Черты эпического стиля в древнерусских повестях.


Самостоятельная работа №1 по теме: « Сказания об убиении в Орде Михаила Черниговского и его боярина Феодора» ( Урок №10)

Примерные задания самостоятельной работы

1 вариант

2 вариант

  1. Какого русского святого князь Василько Ростовский считал своим небесным покровителем?

  2. В чем заключался христианский подвиг, совершенный князем Михаилом Черниговским и его боярином Феодором?

  3. Расскажите об обряде, который, согласно тексту «Сказания», должны были совершать в Орде все русские князья при получении ярлыка на княжение.

  1. Кем был составлен первый вариант «Сказания об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора»?

  2. Чей христианский подвиг повторил князь Михаил Черниговский?

  3. Как и почему, согласно тексту «Сказания», князь Михаил Черниговский и его боярин Феодор приняли решение добровольно поехать в Орду для исполнения мученического христианского подвига?

Защита рефератов №2 по теме: « Сказания как жанр древнерусской литературы»»

( Урок №15)

Примерные темы рефератов:



  1. Общие и отличительные черты сказания и других жанров древнерусской литературы ( на примере « Сказания об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора»)

  2. Выявление в « Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери» общей для всех жанров черты древнерусской литературы – подчеркивания божественной природы описываемых событий и чудес.

  3. Образ новых мучеников за христианскую веру( на примере « Сказания об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора»)

  4. Хронология чудес Владимирской иконы Божией Матери в произведениях древнерусской литературы различных жанров.

Самостоятельная работа №2 по теме: « Древнерусская литература об установлении духовных устоев на Руси»

( Урок №18)


Примерные задания самостоятельной работы

1 вариант

2 вариант

  1. Что в x веке явилось определяющим фактором при формировании русского национального характера и самосознания?

  2. Что, согласно тексту Домостроя, произойдет с детьми, не послушными отцу или матери?

  3. Что, согласно народным православным представлениям, включалось в понятие красоты?

  1. Какими «тремя добрыми делами», согласно «Поучению Владимира Мономаха», следует побеждать своих врагов?

  2. Что явилось мостиком, соединившим в России культуру народную и аристократическую?

  3. На какие периоды разделяется аристократическая православная эстетическая программа? Каким векам они соответствуют?

Защита рефератов №3 по теме: «Древнерусская литература об установлении духовных устоев на Руси»

( Урок №19)

Примерные темы рефератов:

  1. Новые нравственные начала христианского образа жизни в « Поучении Владимира Мономаха». Библейские заповеди, лежащие в его основе.

  2. Поучения детям в « Изборнике» Святослава и Домострое. Библейские заповеди, лежащие в их основе.



Контрольная работа №1 по теме: « Многообразие жанров древнерусской литературы»

( Урок «20)


  1. вариант.

    1. Из какого произведения древнерусской литературы взят следующий отрывок: «Тогда-то и свершилось преславное чудо Пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали»?

    2. Как переводит на русский язык автор «Повести о Темир-Аксаке» имя этого завоевателя?

    3. Какие требования к образу жизни православного русского человека устанавливаются в «Изборнике» Святослава 1076года?

    4. Перечислите известные вам произведения древнерусской литературы, названия которых начинаются словами «Повесть о...». Для каждого произведения укажите главных героев.

    5. Перечислите отличительные черты «княжеского» периода православной эстетической программы.

    6. Перечислите отличительные черты древнерусской литературы, выделенные академиком Д. С. Лихачевым.



  1. вариант:

    1. Из какого произведения древнерусской литературы взят следующий отрывок: «Вот так за грехи наши Бог посеял недоумение в нас, и погибло бесчисленное множество людей. И был вопль, и плач, и печаль по городам и селам. Татары же повернули от реки Днепр, и никто не знает, откуда они пришли и куда подевались: Бог ведает, откуда пришли на нас за грехи наши»?

    2. В каком произведении древнерусской литературы описывается событие, определившее юридический конец татаро-монгольского ига?

  2. Какое наказание, согласно Домострою, ждет детей, не слушающихся отца или мать? На слова какого ветхозаветного пророка ссылается автор?

  3. Перечислите известные вам произведения древнерусской литературы, названия
    которых начинаются словами «Сказание о...». Для каждого произведения
    укажите главных героев.


  4. Перечислите отличительные черты ««царского» периода православной
    эстетической программы.


  5. Что, согласно народным православным представлениям, входило в понятие
    красоты.



Защита рефератов №4 по теме: « Произведения древнерусской литературы «Слово» и житие»

( Урок №21)

Примерные темы:

    1. « Слово о Законе и Благодати» как образец хвалебно- философской речи о смысле существования

православной Руси.

    1. Прослеживание автором в « Слове о Законе и Благодати» всей библейской истории и связь этих событий

с Крещением Киевской Руси святым равноапостольным князем Владимиром.

Контрольная работа №2 по теме: « Произведения древнерусской литературы «Слово» и житие»

( Урок 22)

  1. вариант:

    1. Какой период всемирной истории л почему митрополит Иларион назвал Благодатью?

    2. Из какого произведения древнерусской литературы приведена цитата: «Похвала государю нашему Владимиру, им мы крещены были; молитва Ногу от всей земли нашей. Господи, благослови. Отче!»?

    3. Перечислите героев Библии и библейские события, которые упоминаются в «Жития великого князя Александра Невского».

    4. Перечислите чудеса, явленные Преподобному Сергию Радонежскому, описанные в «Житии Преподобного Сергия Радонежского».

    5. О чем рассказывается в «Задонщине»? В каких других произведениях древнерусской литературы рассказывается об этих событиях?



  1. вариант:

    1. С каким историческим лицом сравнил князя Владимира Красное Солнышко митрополит Иларион, покатав новое место Руси в мировой истории и подчеркнув ее величие?

    2. Из какого произведения древнерусской литературы приведена цитата: «Наполнил же Бог землю Александра богатством и славою и продлил Бог дни его»»?

  2. Перечислите героев Библии и библейские события, которые упоминаются в
    «Слове о Законе и Благодати».


  3. Перечислите подвиги Преполобного Сергия Радонежского, описанные в «Житии Преподобного Сергия Радонежского».

  4. О чем рассказывается в «Проложном Житии святой Ольги». В каких других
    произведениях древнерусской литературы упоминаются эти события жизни
    святой княгини?




Защита рефератов № 5 по теме: «Произведения древнерусской литературы жанров повести, сказания и поучения»

( Урок №23)

Примерные темы рефератов

1. « Повесть о Куликовской битве» как пример вставной летописной повести. Её отличительные черты от « Повести временных лет»

2.Связь « Повести о Куликовской битве» с « Житием Преподобного Сергия Радонежского».

3.Отражение автором православного мировоззрения русских людей в « Повести о битве на реке Калке».




  1. Образ новых мучеников за христианскую веру( на примере « Сказания об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора»)

  2. Хронология чудес Владимирской иконы Божией Матери в произведениях древнерусской литературы различных жанров.


Контрольная работа №3 по теме:

«Произведения древнерусской литературы жанров повести, сказания и поучения»

( Урок №24)


  1. вариант:

    1. О чем рассказывает «Повесть о Куликовской битве»? И каких других произведениях древнерусской литературы упоминаются эти события?

    2. О каком историческом событии и как рассказывает автор «Повести о стоянии на Угре»?

    3. Чем отличаются чудеса Владимирской иконы Божией Матери, описанные в «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери», от чудес иконы, описанных в других известных вам произведениях древнерусской литературы?

    4. Как и в связи с чем упоминаются в «Сказании о нашествии Едыгея» события, описанные в «Повести о стоянии на Угре»?

    5. Перечислите советы князя Владимира Мономаха о том, как честно и достойно прожить жизнь.

  2. вариант:

    1. Какое чудо Владимирской иконы Божией Матери описано в «Повести о Темир- Аксаке»? В каких других произведениях древнерусской литературы рассказывается о чудесах Владимирской иконы Божией Матери?

    2. О каком историческом событии и как рассказывает автор «Повести о битве на реке Калке»?

    3. Чем отличается христианский подвиг совершенный князем Михаилом Черниговским, от христианского подвига, совершенного князем Александром Невским?

    4. Как и в связи с чем упоминаются герои «Сказания о Борисе и Глебе» в «Повести о стоянии на Угре»?

    5. Перечислите правила отношения детей к родителям, устанавливаемые Домостроем,


Самостоятельная работа №3 на тему: «Слово о полку Игореве»

( Урок №28)


Примерные задания самостоятельной работы

1 вариант

2 вариант

  1. С какими птицами автор «Слова о полку Игореве» сравниваем войско князя Игоря, подчеркивая низменность цели их похода?

  2. Что, по мнению автора «Слова», искали в этом походе русские дружинники для себя и для князя?

  3. За что великий князь Святослав укоряет князей Игоря и Всеволода в «Слове»?

  1. Какими средствами автор «Слова о полку Игореве» передаст князю просьбу Русской земли отказаться от этого похода?

  2. Что, по мнению автора «Слова», разбудил князь Игорь своим несвоевременным и ненужным походом на половцев?

  3. К кому и куда поехал князь Игорь с благодарностью за свое чудесное избавление из плена?


Контрольная работа №4 по теме

«Слово о полку Игореве» - древнейший исторический документ Руси».

( урок №30)


  1. вариант:

    1. О чем автор «Слова о полку Игореве говорит: «Солнце ему тьмой путь заступало; ночь стонами груды птиц разбудила; свист звериный встал»?

    2. Как в «Слове о полку Игореве» прослеживается единая тема смысла человеческой жизни во всемирной истории, характерная для всей древнерусской литературы.

    3. К каким князьям обращается автор «Слова о полку Игореве» с призывом объединиться для помощи князю Игорю?

    4. Каковы были отношения между князем Игорем и ханом Кончаком в действительности?

    5. Восстановите текст призыва автора «Слова о полку Игореве». «Вступите ж, ... , в ... стремена за ... сего ..., за землю ..., за ... Игоревы, буйного ... ».



  1. вариант:

    1. Какими словами автор «Слова о полку Игореве» подчеркнул, что причиной похода послужила горячность и молодость князя?

    2. Как в «Слове о полку Игореве» прослеживается традиция фольклорных народных плачей о христианской Русской земле, характерная для этого жанра древнерусской литературы.

    3. Какого князя как виновника раздора на земле Русской постоянно упоминает автор «Слова о полку Игореве»?

    4. Что известно о дальнейшей судьбе князя Всеволода?

    5. Восстановите текст призыва автора «Слова о полку Игореве'». «Здравы .... князья и ..., борясь за ... против ... поганых! ... слава и ... ! Аминь».

Контрольная работа №5 по параграфу «Воспевание образа Русской земли и яркое обличение губительности княжеских раздоров для целостности русского государства автором «Слова»

( Урок №33)


  1. вариант:

    1. Как автор «Слова о полку Игореве» подчеркивает обширность пространства Русской земли? Как это связано с усилением описания в «Слове» величия и могущества русских князей?

    2. Какие слова автора «Слова о полку Игореве») показывают, что дружина князя идет в бой на половцев не за Новгород-Северское княжество, а за всю Русскую землю?

    3. Докажите, что «Слово о полку Игореве» является страстным патриотическим воззванием к объединению всех русских княжеств.



  1. вариант:

    1. Как автор «Слова о полку Игореве» создает живой образ Русской земли, активно участвующей в жизни русских князей? Почему Русская земля является главным героем «Слова»?

    2. Какие слова автора «Слова о полку Игореве» показывают великую цель, ради которой он предлагает князьям объединиться?

    3. Как автор «Слова о полку Игореве» подчеркивает неразрывную историческую связь славянских племен и русского народа? Какие уроки из истории предлагает извлечь русским князьям автор?



Итоговая контрольная работа №6 за курс 8 класса

( Урок № 34)
1 вариант:

  1. Перечислите отличительные черты древнерусской повести. Что вы знаете об истории развития этого жанра на Руси?

  2. О каком чуде, совершенном главной христианской святыней Руси — Владимирской иконой Божией Матери, говорится в «Повести о Темир-Аксаке»?

  3. Какой христианский подвиг совершил князь Михаил Черниговский? Когда и почему сформировался на Руси этот новый для русского религиозного сознания идеал?

  4. Как в «Сказании о нашествии Едыгея» автор описывает время правления князя Василия Дмитриевича?

  5. Как описывает автор «Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери» историю выбора князем Андреем Боголюбским иконы Богородицы, которую он взял с собой в новую столицу?

  6. О каких словах библейского царя Давида упоминает автор «Сказания о нашествии Едыгея» при описании чувств жителей осажденной Москвы?

  7. Как передает автор «Слова о полку Игореве» свое отношение к русским князьям, о которых он рассказывает?

  8. Как, согласно Домострою, должны относиться дети к родителям? Что их ждет за невыполнение правил, предписанных Домостроем?


2 вариант:

  1. Перечислите отличительные черты древнерусского сказания.

  2. О каком чуде, совершенном главной христианской святыней Руси — Владимирской иконой Божией Матери, говорится в «Повести о стоянии на Угре»?

  3. Что объединяет авторов «Повести о битве на реке Калке» и «Сказания о нашествии Едыгея» в оценке причин татаро-монгольского нашествия на Русь? Как в этой оценке отражается мировоззрение русских людей того времени?

  4. Как в «Повести о Куликовской битве» автор описывает помощь Небесного воинства русским дружинам? Каких святых он называет?

  5. Как в «Сказании о нашествии Едыгея» автор описывает вероломную политику ханов Орды, которые подогревают княжескую междоусобицу?

  6. О каких словах Иисуса Христа вспоминает боярин Феодор во время отказа князя Михаила Черниговского поклониться идолам в Орде?

  7. Как «Слово о полку Игореве» отражает высокий уровень культуры Руси того времени и богатство русского литературного языка?

  8. Какие правила достойной жизни содержатся в «Поучении Владимира Мономаха»?