Тема опыта

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Тема опыта



страница1/8
Дата15.02.2017
Размер1,82 Mb.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Данченко Татьяна Евгеньевна, Новикова Ирина Васильевна

Иностранный язык
Тема опыта: «Контрольно-оценочная деятельность учителя иностранного языка как необходимое условие управления качеством иноязычного образования»

Авторы опыта: Данченко Татьяна Евгеньевна, Новикова Ирина Васильевна, учителя английского языка МБОУ «Лицей № 9» г. Белгорода.

Рецензенты:

Белогорцева И.Е., заместитель проректора по научно-исследовательской и инновационной деятельности- начальник научно-исследовательского управления БГИИК, кандидат педагогических наук.

Ефанова В.В., старший методист ресурсно-методического центра иноязычного образования ОГАОУ ДПО БелИРО.
Раздел I.

Информация об опыте

    1. Условия возникновения, становления опыта

Авторы данного опыта преподают английский язык в МБОУ «Лицей № 9 города Белгорода», который расположен в самом центре города и является одним из старейших образовательных учреждений Белгородской области. Его уникальное здание является памятником архитектуры начала 20 века. Учебный процесс в лицее строится на разумном сочетании инноваций и проверенных временем методик преподавания. Цель деятельности лицея состоит в обеспечении качественного лицейского образования как образования повышенного уровня, отвечающего запросам обучающихся и общества.

Лицей реализует образовательные программы базового и профильного уровней образования и углубленного изучения отдельных предметов. В связи с этим, авторами опыта была выявлена проблема оценивания знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся, а в соответствии с ФГОС универсальных учебных действий (УУД) учащихся с целью дальнейшего совершенствования практики оценивания и повышения качества и эффективности уроков иностранного языка.

Результаты предварительной диагностики и анализ уроков иностранного языка 2-4 классов показали, что в период реализации положений ФГОС, учителям иностранного языка необходимо научиться выявлять, измерять и оценивать уровень сформированности у обучающихся УУД, что в настоящее время является одними из центральных в практике учителя.

Авторы опыта применили в своей деятельности таксономические диагностики уровня усвоения учебного материала согласно образовательной технологии Б. Блума (Приложение №1). Авторы опыта разделили цели образования на три области: когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).

В результате первичной диагностики было выявлено, что в начальной школе преобладают «нулевой», «первый» и «второй» уровни усвоения учебного материала.

Нулевой уровень - учащийся способен понимать и осмысленно воспринимать новую для него информацию. Этот уровень нельзя называть уровнем усвоения учебного материала по изучаемой теме. Этот уровень получил название уровень Понимание.

Первый уровень - это узнавание изучаемых объектов и процессов при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними, например, выделение изучаемого объекта из ряда предъявленных различных объектов. Условно деятельность первого уровня называют Опознанием или Узнаванием, а знания, лежащие в ее основе, - Знания-знакомства.

Второй уровень - это воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. Примеры: воспроизведение информации по памяти; решение типовых задач (по усвоенному ранее образцу). Деятельность второго уровня условно называют Воспроизведением, а знания, лежащие в ее основе, - Знания-копии.

Третий уровень - учащийся способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для обсуждения известных объектов и применения ее в разнообразных нетиповых (реальных) ситуациях. При этом учащийся способен генерировать субъективно новую (новую для него) информацию об изучаемых объектах и действиях с ними. Примеры: решение нетиповых задач, выбор подходящего алгоритма из набора ранее изученных алгоритмов для решения конкретной задачи. Деятельность третьего уровня условно называют Применением, а знания, лежащие в ее основе, - Знания-умения.

Четвертый уровень - это такой уровень владения учебным материалом темы, при котором учащийся способен создавать объективно новую информацию (ранее неизвестную никому). Четвертый уровень условно называют Творческим.


Таким образом, для решения данной проблемы авторы поставили перед собой задачу освоения третьего и четвертого уровней и обратились к использованию системы контрольно-оценочных технологий в целях совершенствования практики оценивания и повышения качества и эффективности уроков иностранного языка.


1.2. Актуальность опыта

Как показывает анализ литературы и практический опыт преподавания, одним из возможных способов решения задачи формирования контрольно-оценочной деятельности учителя, является такая организация учебного иноязычного процесса, в основе которой лежит формирование способов управления качеством иноязычного образования. Эта проблема становится особенно актуальной в рамках перехода школы на ФГОС [6]. В основу работы положены основные нормативные документы, которые регламентируют контрольно-оценочную деятельность учителя и, которые каждый учитель обязан знать, и умело применять на практике.

Авторами были выявлены противоречия, обусловившие актуальность данного опыта:

- между требованиями, предъявляемыми ФГОС (формирование УУД) и сложившейся многолетней контрольно-оценочной системой образовательного процесса;

- между сочетанием форм и методов контроля и разработкой объективной системы оценивания обучающихся.

Решением возникших противоречий авторы считают использование системы методов контроля учащихся и учета психологических аспектов оценочной деятельности учителя.

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании системы контрольно-оценочной деятельности учителя иностранного языка как необходимого условия управления качеством иноязычного образования.

1.4. Длительность работы над опытом.

Работа по разрешению противоречий разделена на три этапа:

I этап – начальный (2011-2012 уч. год)

II этап – основной (2012-2013 уч. год)

III этап – заключительный (2013 -2014 уч. год)

На начальном этапе была выявлена проблема, систематизирован и подобран диагностический материал и выявлен уровень уровня усвоения учебного материала обучающимися.

На основном этапе проводилась апробация контрольно-оценочной системы в целях повышения качества иноязычного образования.

На заключительном этапе была проведена диагностика, которая доказала эффективность использования данной системы для формирования качества иноязычного образования в образовательном учреждении.

1.5. Диапазон опыта охватывает единую систему «урок иностранного языка – внеурочная деятельность».

1.6. Теоретическая база опыта

Повышение качества является одной из приоритетных задач образования, в том числе и иноязычного. Именно иноязычное образование становится не только неотъемлемой частью жизни человека в современном многонациональном, мультикультурном и многоязычном обществе, но и способствует развитию личности, формированию ее культуры, дальнейшему самообразованию с помощью иностранного языка в разных областях знаний.

Для достижения этой цели оценивание качества результатов учащихся представлено в новых ФГОС в виде формирующего и суммирующего оценивания. Современный учебный процесс – это совместная деятельность учащихся, учителей и родителей, где каждый заинтересован в достижении учебных результатов и их объективной оценке.

Одна из первых систем оценивания учащихся в России была предложена М. В. Ломоносовым в 18 веке, который предложил критерии, включающие в себя все, что учеником сделано или упущено, усвоено или не совсем:

ВИ - все исполнено;
НУ - не знал урока;
НЧУ - не знал части урока;
ЗУНТ - знал урок не твердо;
НЗ - не знал задачи;
ВИЗ - все исполнил с избытком

Пятибалльная оценочная система, принятая в нашей стране, не имеет серьезных альтернатив ни в педагогическом сознании, ни в педагогической практике, но имеет схожу интерпретацию оценочных значений:



Оценка__Описание__Сокращённое_описание__Процент'>Оценка

Описание

Сокращённое описание

Процент

5

Отлично

отл

выше 93%

4

Хорошо

хор

85%–92%

3

Удовлетворительно

уд

77%–84%

2

Неудовлетворительно

неуд

<76%

В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы. Согласно толковым словарям русского языка, слова оценка и отметка не являются синонимами. Оценка — это мнение о ценности, уровне или качестве чего-либо;

Отметка — это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика. Согласно нормативному документу:

Оценка - развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося.

Оценить — значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленными перед ними в процессе обучения. Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося.

Отметка — это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах. Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний.

Контроль — процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами.

Обращение к оцениванию качества обусловлено рядом причин. Соединяя элементы философской теории конструктивизма (М.А. Чошанов), культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского, концепцию Mastery Learning Б. Блума, формирующее оценивание отвечает современной парадигме образования, проведению оценивания качества, заявленного в ФГОС, и служит средством управления качеством образовательных результатов [19].

Анализ зарубежных и отечественных исследований по этому вопросу (B. Bloom, T.J. Crooks, Cowie & Bell, G. Gipps, E.M. Furtak, S. McManus, M.A. Primo, L. Shepard, R. Stiggins, И.С. Фишман, Г.Б. Голуб и др.) позволяет сделать вывод, что формирующее оценивание способствует получению обратной связи «ребенок – учитель» для определения успешности достижения целей обучения и содействия в формировании результата при переходе на новый уровень развития.

Процесс оценивания организуется так, чтобы целенаправленно формировать результат на всем протяжении обучения в рамках специально созданных условий, когда оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности и становятся очевидными усилия, приложенные учащимися к конструированию нового знания.

На современном этапе образовательного процесса наблюдается плавный переход от обучения с доминирующим участием педагога и пассивным участием учащегося к модели с опосредованным участием учителя и активной самостоятельной работой ученика, что способствует формированию у учащегося мотивации к обучению, подводя его к главной цели – умению рефлексировать и самообучаться, умению учиться.

М.А. Пинская подчеркивает, что оценивание: 1) центрировано на ученике; 2) направляется учителем; 3) разносторонне результативно; 4) формирует учебный процесс; 5) определено контекстом (то есть должно соответствовать определенным характеристикам и нуждам учителя, учеников и изучаемых дисциплин; то, что хорошо работает в одном классе, не обязательно подойдет для другого); 6) непрерывно; 7) коренится в качественном образовании.

Обобщая теоретические исследования, выделяют ряд специфических особенностей оценивания:

– постоянный сбор информации для оценки на протяжении каждого урока;

– оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, которые невозможно учесть при итоговой оценке;

– использование накопительной системы оценок (портфолио);

– использование проектов, практических и творческих работ (наряду со стандартизированными письменными или устными работами), наблюдений, самоанализа и т. п.;

– критериальность (результаты в соответствии с целями);

– оценивание динамики образовательных достижений;

– ясные, четкие, заранее известные критерии (могут вырабатываться учителем и учащимися совместно);

– включенность учащегося в оценочную деятельность;

– гибкость (возможность адаптации методик оценки к различным формам обучения и потребностям учащихся); акцент на качество, а не количество работ учащихся; обеспечение обратной связи, которая ведет к повышению мотивации; поощрения в форме рекомендаций, советов, указаний, подсказок, а не выставления отметок; табу на сравнение учащихся между собой, но предоставление возможности взаимооценок; стимуляция диалогов, которые ведут к поиску правильных ответов, а не лекции и предоставление учащимся информации;

– предпочтение групповых и парных (коллективных) видов работ, интегративных уроков, многообразных методов формирования коммуникативной компетенции во всем ее многообразии, а значит аутентичных материалов.

Существуют определенные принципы современного предметного оценивания качества образования:

– прогностичность (оценивание ориентируется на «зону ближайшего развития»);

– коллегиальность и согласованность (организуются диалог, выявление, согласование интересов, критериев и норм деятельности всех лиц, заинтересованных в образовательном процессе);

– адекватность (предусматривает участие заинтересованных лиц в формулировке критериев оценивания, соответствующих исследуемому оцениванию);

– комплексность, вариативность и гибкость (подразумевает использование разнообразных групповых и индивидуальных форм оценки для максимального охвата и включенности субъектов в оценочные процедуры);

– систематичность и цикличность (предполагают осуществление оценочных процедур на различных этапах целостного образовательного процесса – от проектирования до реализации конкретного занятия – модуля);

– открытость и гласность (предусматривают открытые каналы получения информации об изменяющейся ситуации, необходимой для принятия корректировочных решений по повышению качества образовательных услуг);

– динамизм предполагает единство качества процесса (деятельности) и качества результата.

Наибольшую сложность представляет оценивание младших школьников. Г. А. Цукерман в книге “Оценка без отметки” пишет, что хотя “мышление и эмоции принадлежат к разным областям психологической науки, мы имеем дело не с учебником о младших школьниках, а с живыми детьми, которых надо…не разучивать быть добрыми и великодушными”. Один из лучших российских психологов - Л.С. Выготский – сформулировал главный принцип психологической жизни человека, работающий и в сфере оценивания: принцип единства эмоций и интеллекта. Младшие школьники хотят быть положительно оцененными на каждом уроке, им необходимо видеть собственный прогресс и просто получить похвалу учителя.

Традиционное тестирование и формальная оценочная система (выставление оценок) не являются идеальными для младших школьников. Оценки могут негативно повлиять на их самооценку, мотивацию и отношение к изучению английского языка. Младшим школьникам нужна специальная система оценивания, которая будет учитывать их способность к творчеству, любовь к играм, пению и другой учебной деятельности. Такая система должна быть позитивной и направленной на ученика.

Таким образом, правильно организованные контрольно-оценочные мероприятия необходимы для всех участников учебного процесса:



  • учителя должны видеть эффективность и положительную результативность применяемых педагогических технологий (Приложение № 2);

  • учащиеся должны уметь анализировать и применять на практике свои достижения и умения (Приложение № 3);

  • родители должны контролировать учебный процесс своего ребёнка.

Можно сказать, что оценивание – это измерение деятельности ученика разными способами, диагностика его проблем и успехов, сделанных в доброжелательной форме[15].

Авторы новых БУП предлагают отталкиваться от психологических особенностей школьников и необходимости формирования у учеников мотивации к изучению иностранного языка, а процесс оценивания является одним из наиболее эффективных факторов, влияющих на дальнейшее успешное обучение.

В работах А. Мейли и М. Лагуточкиной [20, 21] даётся определение понятия оценивания учащихся начальной школы, как процесса «длительного, регулярного и вариативного». Согласно идеям ученых, целями оценивания являются:

- создать положительное впечатление от процедуры оценивания и мотивировать к дальнейшему успешному обучению;

- оценить правильность использования языка и определить, что младший школьник знает и может сделать;

- создать положительную мотивацию к изучению языка в будущем.



Функции оценивания в начальной школе подразделяются на следующие виды:

- корректирование и закрепление изученного;

- обеспечение, как учителей, так и детей сведениями о том, что необходимо улучшить и готов ли класс продолжить дальнейшее изучение;

- оценивание методов, используемых учителем и изменение некоторых аспектов, относящихся к выставлению оценок;

- выставление оценок учащимся.

Все участники учебного процесса должны оценивать свою деятельность или деятельность друг друга: учителя через наблюдение, задания и др.; дети - через самооценку или групповую оценку; родители через беседу с учителями и детьми; администрация через посещение уроков и ознакомление с детскими работами [20].

У младших школьников оцениванию подлежит прежде всего содержательная сторона языка, а не грамотность его использования. Оценивание традиционных языковых умений (аудирование, чтение, говорение, письмо) также как и грамматики, лексики и произношения следует производить интегрировано с другими задачами. Оценивая учащихся, необходимо использовать многообразие оценочных инструментов и подходов. Учитель должен быть достаточно квалифицирован, чтобы умело сочетать все виды оценивания [21] эффективными способами.

1.7. Новизна опыта.

Новизной в опыте выступает комбинирование системы контроля и оценивания учащихся для управления качеством иноязычного образования.
Раздел II.

Технология описания опыта

Работая над проблемой опыта, авторы поставили цель – создать систему контрольно-оценочной деятельности учителя иностранного языка для эффективного управления качеством иноязычного образования.

Место, роль и функции системы оценки достижения требований к образовательным результатам, ее особенности определяются основными подходами к пониманию и формированию стандартов общего образования.


Стандартизация образовательных программ

Стандарт 2004

Стандарт II поколения

обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников

Требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые определяются на основе общественного договора между личностью, обществом и государством и подразумевают тем самым распределение ответственности за достигаемые результаты между всеми участниками договора.

Направление системы оценки

освоение выпускниками начальной школы обязательного минимума содержания ООП

оценка результатов деятельности по реализации и освоения ООП

К основным результатам начального общего образования стандарт относит:

• формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

• воспитание основ умения учитьсяспособности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

• индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обязательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Система оценки перерастает узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования.

Предлагаемая система оценки должна с необходимостью включать в себя как внешнюю оценку1, так и внутреннюю оценку2, построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе.

Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Еще одна особенность предлагаемой системы оценки — уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксирования допущенных ошибок и недочетов, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить:

• комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

• использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

• оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

• оценка динамики образовательных достижений учащихся;

• сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

• использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях (Приложение № 4);

• уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;

• использование накопительной системы оценивания (Портфолио) (Приложение № 5), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

• использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты (Приложение № 6); практические работы, творческие работы (Приложение № 7), самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;

• использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Авторы используют разнообразные приемы и виды деятельности в системе контроля и оценки деятельности обучающихся:

1. Самопроверка, исправление ошибок, выяснение причины собственных ошибок. Используя справочник Т. В. Шкляровой провести работу над ошибками.

2. Предупреждение ошибок через тренировочные упражнения.

3. Свобода выбора. Учащиеся выполняют разноуровневые задания, пользуясь Листом самоанализа и самооценки (Приложение № 8);

4. Сверка собственной работы с образцом учителя или с работой одноклассника.

5. Комментированное письмо.

6. Работа в парах, группе. Самопроверка, самооценка; взаимопроверка, взаимооценка. Проверка работы учителем.

7. Работа ассистентов учителя. Широко используется на уроках при устном опросе домашнего задания. После ответа ученик оценивает свой ответ, затем ответ оценивает ассистент. Если ученик не согласен с оценкой ассистента, он отвечает учителю.

8. Безотметочное ( вербальное) оценивание обучающихся (Приложение № 12).

Ученик должен сознавать и понимать, какие знания и умения он освоил, а над какими надо еще поработать. Для этого используются тестовые (Приложение № 9), диагностические работы, основанные на стандарте с элементами заданий повышенной сложности.

У каждого учащегося в дневнике «Мои достижения по английскому языку» имеются памятки по требованиям к оценке знаний и темы для проверки.

Результаты учебной деятельности по итогам года отражаются в Портфолио учеников и в Портфолио учителя. По итогам внеурочной воспитательной деятельности создаются видеоролики по годам (Приложение № 10).

Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является Портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Использование Портфолио показывает, что его можно отнести к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).

Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность

В Портфолио учеников начальной школы целесообразно включать следующие материалы.

1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе учебных занятий. Обязательной составляющей Портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Примерами такого рода работ могут быть: диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии, мини-проекты, творческие работы и т. п.;

Оценка как отдельных составляющих Портфолио ведется на критериальной основе. Критерии оценки отдельных составляющих Портфолио могут быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.

Поэтому в текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих Портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником с оценками типа:

• «зачет/незачет» («удовлетворительно/неудовлетворительно») — т. е. оценки, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;

• «хорошо», «отлично» — оценки, свидетельствующие об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

Использование рейтинговой системы контроля знаний как средства успешного усвоения дисциплины позволяет значительно повысить эффективность, как деятельности педагога, так и самих учащихся за счет целого ряда факторов. Рейтинговая система — система накопительного типа, в которой индивидуальный коэффициент обучаемого (рейтинг) определяется по результатам всех видов занятий и вариантов контроля. Рейтинг — это индивидуальный суммарный индекс ученика, устанавливаемый на каждом этапе текущего, рубежного и итогового контроля знаний. Основа рейтинговой системы — деятельностный подход к организации учебной работы учащихся. Учитель составляет рейтинг–план (правила, по которым рейтинговая оценка по дисциплине будет вычисляться в течение полугода). Этот рейтинг–план доводится до сведения учеников и каждому выдается на руки (Приложение № 11)



В систему оценивания обучающихся уже на начальном этапе обучения учитель должен вводить тестовую компетенцию. Отметка учителя ученику во многом зависит от типа языкового теста.

Функция/тип тестирования

Прогнозирующее тестирование

Текущее тестирование

Итоговое тестирование

Определение уровня

Admission test







Сортировка по группам

Placement test







Диагностика проблем

Diagnostic test







Анализ способностей

Aptitude test







Мониторинг




Progress
test




Оценка достижений







Achievement test

Достигнутый уровень







Proficiency test

Из таблицы видно, что существуют языковые тесты для определения исходного уровня владения языком у учащихся (Admission test). Есть тесты для того, чтобы распределить учащихся по учебным группам для более эффективной работы с ними (Placement test). Используются тесты для диагностирования и прогнозирования возможных трудностей (Diagnostic test). В ряде случаев необходимо выявить языковые способности учащихся, влияющие на успешность обучения (Aptitude test). В учебном процессе часто применяется тестирование текущих учебных достижение учащихся (Progress test). По окончании образовательного курса иностранного языка проводят оценку достижений, то есть знаний учащимися пройденного содержания обучения (Achievement test). Наконец, для выявления достигнутого учеником уровня овладения иностранным языком организуется тестирование коммуникативной компетенции в целом (Proficiency test).

Учительская отметка с присущей ей долей субъективности и одновременно большим воспитывающим воздействием на учащихся наиболее целесообразна в ходе тестирования текущих достижений учащихся.

Европейской ассоциацией экспертов в области языкового тестирования разработаны уровни владения иностранными языками. Эта шкала содержит шесть уровней: A1, A2, B1 (пороговый уровень), B2 (уровень, превышающий пороговый), C1 и C2. Таким образом, охватывается диапазон от базового до практически совершенного уровня владения иностранным языком. Эти уровни владения языком приняты за основу в Общих европейских компетенциях (Common European Framework).

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего (полного) среднего образования Единый государственный экзамен по английскому языку в целом должен соответствовать «пороговому уровню» овладения иностранным (английским) языком (B1). Для учащихся классов и школ с углубленным изучением иностранного языка предусмотрены тестовые задания, превышающие пороговый уровень (B2).

Современные серии учебников английского языка используют аналогичную шкалу уровней английского языка, которая тоже состоит из шести уровней: Beginner (Starter = Basic), Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate и Advanced. На эту шкалу ориентируются сегодня практически все учителя английского языка, использующие современные учебно-методические комплекты и реализующие коммуникативный подход к обучению.



Раздел III

Результативность опыта

Для определения результативности использовались следующие методы:



  • диагностика уровня усвоения учебного материала по Б. Блуму;

  • качество знаний и успеваемости по английскому языку во 2-4 класах;

  • результаты участия обучающихся 4-х классов в итоговых аттестациях.


1 . Диаграмма роста пяти уровней усвоения учебного материала по Б. Блуму во 2-4 классах



2. Таблица качества знаний и успеваемости по английскому языку


Учебный год

Классы

Количество обучающихся

Количество обучающихся на «5» и «4»

Качество знаний

%


Успеваемость по предмету

2012-2013

2,3,4

390

370

95%

100%

2013-

2014


3,4,5

390

385

98%

100%

2014-2015 (1четверть)

4,5,6

390

390

100%

100%



2. Таблица результатов итоговой аттестации 4-х классов за 2013-2014 учебные годы


Учебный год

Классы

Количество обучающихся

Качество знаний

%


Успеваемость по предмету

2013-2014

4а,в,г

39

95%

100%

Проведенное исследование и полученные данные показали положительную динамику роста уровней усвоения учебного материала, качества знаний и успеваемости по английскому языку, что является признаком качества иноязычного образования обучающихся в образовательном учреждении.
Библиографический список:



Варшавер О., Оценка без отметки. Сборник // М.: ЦГЛ. - 2005.



Вязова О.В., Организационный рейтинг системы оценки знаний учителя, журнал «Информация и образование» - 2001г. № 4;



Герасимова Н. «Оценка знаний должна воспитывать», журнал «воспитание школьников» - 2003г. № 6



Григорьев Д.В., Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для уителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-020549-8



Данилов Д.Д., Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)



Ковалева Г.С., О.Б. Логинова Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. ФГОС второго поколения. – М. : Просвещение, 2009. 



Ковалева Г.С., Логинова О.Б., Планируемые результаты начального общего образования – М. : Просвещение, 2009. 



Пинская М.А., Формирующее оценивание: оценивание в классе: практическое руководство для учителя. М.: Логос, 2010. 264 с.



Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-023809-0.



Поляков О. Г. Контроль в обучении иностранным языкам / О. Г. Поляков // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А. А. Миролюбова. — Обнинск: Титул, 2010, с. 382–407.



Приказ Министерства образования РФ «О проведении эксперимента по ведению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов ВУЗов» от 11.07.2002г.;



Семёнова Н.В. Раннее обучение иностранным языкам в школе// Первое сентября, Английский язык. - 2004.-№ 32.



Стул Т. Новый взгляд на обучение чтению// Первое сентября, Английский язык. - 2004. - №36.



Хасан Б.И., Эльконин Б.Д., Нежнов П.Г.. Мониторинг индивидуального прогресса учащихся – новый подход к диагностике достижений.



Хлебников В. А., Система оценки учебных достижений учащихся // Педагогика, № 10. -2006.



Чошанов, М. А. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации // Директор школы. 2000. № 4. С. 56–62; Guskey, T. R. Closing the achievement gap: Revisiting Benjamin S. Bloom’s learning for mastery // Journal of Advanced Academics. 2007. Vol. 19 (1). Pp. 8–31



Цукерман Г. Оценка без отметки. - Москва, Эксперимент, 1999



Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение,2011.- 159 с.: ил.- ISBN 978-5-09-024005-5.



Bloom, B.S., (Ed.). 1956. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman.



How to Teach Young Learners Effectively. - The British Council, 2001.



Maley A. Assessing Young Learners. - Oxford, 2003.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ

1. Приложение №1- Пять уровней усвоения учебного материала по Б. Блуму.

2. Приложение №2 - Памятка учителю по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности учителя.

3. Приложение №3 - Памятка по стимулирующему оцениванию знаний учащихся.

4. Приложение №4 - Рекомендации по использованию и интерпретации. результатов выполнения экзаменационных работ для проведения в 2015 году основного государственного экзамена (ОГЭ).

5. Приложение № 5 - Портфолио учащегося по английскому языку.

6. Приложение № 6 - Пример критериального оценивания проектов учащихся

по английскому языку в старших классах.

7. Приложение № 7 - Творческие работы учащихся.

8. Приложение № 8 - Лист самоанализа и самооценки учащегося.

9. Приложение № 9 - Итоговые тесты для учащихся по английскому языку.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Курсовая работа Архивы на современном этапе
2014 -> Из доклада рабочей группы
2014 -> Пояснительная записка к рабочей программе по биологии в 10 классе
2014 -> Реферат курса лекций по основному богословию
2014 -> Программа по истории класс: 11 Количество часов: всего за год
2014 -> Қрдсм «Оңтүстік Қазақстан мемлекеттік фармацевтика академиясы» шжқ рмк
2014 -> Рефератов по курсу
2014 -> «агора-2014» Мои научные достижения за учебный год
  1   2   3   4   5   6   7   8

  • Авторы опыта: Данченко Татьяна Евгеньевна , Новикова Ирина Васильевна
  • Ефанова В.В.
  • Условия возникновения, становления опыта
  • психологических аспектов оценочной деятельности учителя.
  • Длительность работы над опытом.
  • Диапазон опыта
  • Оценка Описание Сокращённое описание Процент
  • Оценка
  • Новизна опыта.
  • Раздел III Результативность опыта
  • 1 . Диаграмма роста пяти уровней усвоения учебного материала по Б. Блуму во 2-4 классах
  • 2. Таблица качества знаний и успеваемости по английскому языку
  • 2. Таблица результатов итоговой аттестации 4-х классов за 2013-2014 учебные годы
  • Библиографический список
  • - Памятка учителю по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности учителя.