Тема №15. Человек и общество

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Тема №15. Человек и общество

Скачать 97,96 Kb.


Дата08.04.2018
Размер97,96 Kb.

Скачать 97,96 Kb.

Тема № 15.

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
План:

1. Проблема человека в истории философии.

2. Понятие «человек». Биологическое и социальное в человеке. Природа и

сущность человека.

3. Понятие индивид, индивидуальность, личность. Структура личности.

Личность в медицинском познании. Становление личности врача.

4. Личность и социальные ценности. Смысл человеческого бытия.

5. Проблема свободы и ответственности.

6. Философские основы медицинской антропологии.
Основные понятия: человек, природа человека, сущность человека, панбиологизм, пансоцологизм, коэволюция, индивид, индивидуальность, личность, ценность, свобода.
Методические рекомендации

Термин «Философская антропология» - употребляется в широком смысле, давно утвердившемся, как в зарубежной, так и отечественной философской литературе. В частности, «антропология» означает учение о человеке, а «философская антропология», соответственно, - философское учение о человеке, или философия человека.


Вопрос № 1.

Проблема человека в истории философии.
1. Первые представления о человеке возникают задолго до появления самой философии. В антропогонических мифах раскрывается понимание природы и смысла бытия человека.

2. Первые философские учения о человеке возникают в государствах Древнего Востока. Необходимо показать как решается проблема человека:

- в древнеиндийской философии (Веды, Упанишады);

- в брахманизме и буддизме;

- в философии Древнего Китая (учение Конфуция, школа даосизма);

3. Проблема человека в Древней Греции (космоцентризм) раскрывается в учениях Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля.

Необходимо изложить суть учений каждого из вышеперечисленных мыслителей.

4. Средневековая христианская концепция человека (теоцентризм) представлена Августином Блаженным, Фомой Аквинским.

Необходимо показать как решается проблема человека теологами.

5. Своё представление о человеке складывается в антропоцентрицеской философии Нового времени, в немецкой классической философии. Необходимо раскрыть сущность концепции Т.Гоббса, Р. Декарта, Ж.Ламетри, Ж.Руссо, И.Канта, Л.Фейербаха.

6. Антропологическая проблема в русской философии решалась в двух

направлениях:

а) материалистическом учении революционных демократов – В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г. Чернышевского;

б) учениях религиозных философов – Ф.М.Достоевского, В.С.Соловьева, Н.А. Бердяева.


Вопрос № 2.

Понятие «человек». Биологическое и социальное в человеке.

Природа и сущность человека.
1. При подготовке данного вопроса необходимо:

- руководствуясь философским словарём, дать определение понятию «человек»;

- охарактеризовать составляющие человеческой целостности - биологическое и социальное:

- изложить сущность теории антропосоциогенеза, представленной Геккелем, Гексли, Фохтом и др.;

- проанализировать трудовую теорию в марксистском варианте, а также новые подходы к трудовой теории авторами, которых являются Леонтьев А.Н., Дробницкий О.Г.;

- рассмотреть концепцию Поршнева Б.Ф., сделавшего попытку преодолеть ряд затруднений, возникших в рамках классической трудовой теории антропосоциогенеза.

2. Проблема соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека рассматривается через два подхода: пансоциологизм и панбиологизм.

Необходимо изложить сущность каждого.

В рамках современной социобиологии возникает теория коэволюции, которая рассматривает процесс развития человека как коэволюцию генов и культуры.

Необходимо изложить сущность коэволюционной теории (Уилсон, Ламзден).

3. Решение проблемы соотношения биологического и социального ставит вопрос о природе и сущности человека. Необходимо:

- раскрыть понятия «природа человека», «сущность человека»;

Проблема сущности человека находится в центре философской антропологии. В рамках последней сложились и существуют два подхода: социально-деятельностной сущности человека и экзистенциальной дихотономии. Необходимо:

- дать характеристику вышеуказанным подходам, выразить своё отношение.

- показать как решается вопрос о статусе человека в мире, выразить свою точку зрения.
Вопрос № 3

Понятие индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Личность в медицинском познании. Становление личности врача.


  1. Для подготовки вопроса необходимо:

- проработать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»;

- определить структуру личности.

2. В философии, социологии, психологии и медицине рассматриваются

различные типы личности, классифицируемые по различным основаниям. Необходимо дать характеристику типологиям личности.

3. Главной в теории личности в медицине выступает проблема личности как объекта медицинского анализа и влияния. Эта проблема требует решения множества вопросов, рассматриваемых исследователями в различных аспектах:

• уточнение самого понятия личности в теоретической и клинической медицине как объекта исследования и субъекта деятельности;

• установление детерминации и дифференциации личности больного (факторов и причин ее разрушения);

• выяснение нормы и патологии в анализе личности больного, программирование ее коррекции с учетом заболеваний и особенностей самой личности;

• адаптация и реабилитация личности с учетом слома ее структур (рациональной, эмоциональной и волевой).

Клиническая медицина ставит следующие задачи:

• личность соматического больного, ее классификация и характеристика типов;

• генотип, его психофизиологические свойства;

• сопутствующие личности отклонения и патологии при различных заболеваниях больных терапевтического, хирургического, онкологического и др. профилей.

Данный вопрос предполагает рассмотрение теории Н.К.Кольцова о генетических особенностях влечения к власти, С.Н.Давиденкова «парадокса нервно-психической эволюции человека», В.Ф.Сержантова «содержание чувства «Я».

4. Рассмотреть проблему становления личности врача можно подготовив эссе.

Вопрос № 4.

Личность и социальные ценности. Смысл человеческого бытия.
1. Каждый человек живет в определенной системе ценностей. Ценность выражает способ существования личности. Вопрос о взаимосвязи социальных ценностей и социализации личности необходимо подготовить, руководствуясь следующими пунктами:

- определить понятие и природу ценностей;

- рассмотреть типы теорий ценностей: натуралистический психологизм, аксиологический трансцендентализм, персоналистический онтологизм, социологическую концепцию ценностей;

- охарактеризовать социальные ценности и процесс социализации личности, способы и принципы классификации и иерархии ценностей, ценности-средства, специфические ценности, влияние рыночных ценностей на социализацию личности.

2. Философская антропология не может обойти вопрос о смысле и цели жизни. Разные философские учения отвечают на него по-разному.

Необходимо:

- раскрыть позицию представителей материализма;

- охарактеризовать философию экзистенциального направления (религиозного, атеистического);

- изложить теорию В.В.Шаронова, дать классификацию тенденций в обретении смысла жизни.

3. В медицине выделяют ряд аспектов смысла жизни: психогенный, саногенный, танатогенный, этический.

Необходимо:

- дать характеристику указанных аспектов, а также способов и методов коррекции нарушений в психике, сознании человека.


Вопрос № 5.

Проблема свободы и ответственности.
1. Свобода – это одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, заключающаяся в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. В истории философской мысли это понятие прошло длительную эволюцию – от «отрицательной» трактовки (свобода «от») до «положительной» (свобода «для»). Философия свободы человека была предметом размышлений И.Канта, Г.Гегеля, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, Ж.-П. Сартра, К.Ясперса, Н.Бердяева, В.Соловьева.

2. В русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятием «воля» и «вольница». Понятие «свобода воли» означает возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности. В истории и философии и богословской мысли понятие свобода воли связывалось с вменяемостью человека, с его ответственностью за свои деяния, с исполнением своего долга и осознанием предназначения.

Утвердительный, отрицательный или ограничительный ответы на вопрос о возможности свободы воли предопределен выбором той или иной мировоззренческой системы.

Воля – это сознательное устремление человека к осуществлению своей цели, которая представляет для него определенную ценность. Волевой акт имеет характер духовного явления, коренящегося в структуре личности. Воля противоположна импульсивным стремлениям и влечениям, а в ряде ситуаций (в случаях самоубийства) – витальным потребностям человека. Понятие воли относят к зрелой личности, полностью отдающей себе отчет в своих действиях и поступках.

В истории философии воля трактовалась: во-первых, как следствие природной или сверхприродной детерминации, предопределенности (Бог, Абсолют), во-вторых, как самополагающая сила, определяющая весь жизненный процесс человека (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше). В русском языке термин «воля» идентичен понятию свободы, дозволенности.

3. Реализация свободы немыслима без осознания необходимости – философской категории, выражающей объективные связи материального мира.

В понимании соотношения свободы и необходимости выделяют такие философские учения, как фатализм и волюнтаризм. Необходимо дать характеристику фатализма и волюнтаризма.

Марксистская формула: «Свобода есть осознанная необходимость» не устарела и сегодня. Необходимо дать анализ марксистскому пониманию свободы.

Необходимо рассмотреть современные подходы к пониманию свободы: теорию Э.Фромма, теорию В.Франкла.
Вопрос № 6

Философские основы медицинской антропологии
1. Для студентов медицинского вуза важно вникнуть в проблему «Философские основы медицинской антропологии».

Медицинская антропология сравнительно новая развивающаяся научная дисциплина, имеющая свою историю и перспективу с учетом тенденции антропологизации научного знания и развития медицины.

Необходимо изложить взгляды медиков, антропологов, психологов на предмет медицинской антропологии.

2. Медико - антропологический анализ предполагает необходимость комплексного исследования как соматического, так и психического с использованием различных методов.

Необходимо:

- изложить теорию Х.Шиппергеса, разделяющего медантропологию на компенсирующую и конституирующую;

- рассмотреть вопрос о взаимодействии научно-технического прогресса и молекулярной биологии;

- обозначить проблемы философской и биомедицинской антропологии в области клонирования.

3. Медицинская антропология в своих исследованиях развивает общую теорию информации. Необходимо изложить суть теории.

4. В медицинской антропологии большое признание получает синергетика. Необходимо определить сущность теории самоорганизации сложных систем.

5. Одним из ключевых понятий медантропологии становится понятие качества жизни. Определите данную категорию.

Вопросы для самопроверки:
1. Основные исторические этапы философского осмысления проблемы человека.

2. Основные проблемы соотношения биологического и социального в человеке.

3. Понятие «личность». Отличие понятия «личность» от понятия «индивид».

4. В чем заключаются современные научные концепции о сущности и природе человека.

5. Чем отличаются понятия личности в философии, психологии и

медицине.

6. По каким основаниям классифицируется личность.

7. В чем состоит специфика становления и развития личности врача.



Темы докладов и рефератов:
1. Проблема человека в истории философии.

2. Философские версии места человека во вселенной.

3. Специфика понимания личности в разных типах культур.

4. Личность, свобода и ответственность.

5. Врач как личность.

6. Особенности современной медицинской антропологии.


Основная литература:
1. Кармин А.С., Бернадский Г.Г. Философия. Учебник для вузов. 2-ое изд. – С.П.б: Питер, 2010.

2. Лавриненко В.Н., Философия: учебник. – 4-е изд. Перераб. и доп. – М.: Юнити – Дана, 2012.

3. Марков Б. Философия: учебник для вузов. – С.П.б.: Питер, 2009.

4. Спиркин А.Г. Философия: учеб. – 3-е изд. Перераб. и доп. – М.: «Юрайт», 2012.

5. Философия: учебное пособие для вузов / отв. ред. В.П. Кохановский. – Изд. 20-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Дополнительная литература:
1. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 2004, гл. 18-19.

2. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек. Энциклопедический словарь.

М., 1999

3. Гохман И.И. Антропология медицины. М., 1989

4. Краткий философский словарь / А.П.Алексеев, Г.Г. Васильев и др.; под ред. А.П. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2005. – 496 с.

5. Силуянова И.В. Биоэтика в России. М., 2004, гл. 6.

6. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА – М, 1998. – 576 с.

7. Фромм Э. Духовная сущность человека.//Философские науки, 1990, № 8-



8.Фромм Э. «Иметь или быть», Мир философии: книга для чтения. В 2-х ч. Ч.2. – М.: Политиздат, 1991., с. 61-70.

9. Шевченко Ю.Л. Философия медицины. ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 471с.

  • Методические рекомендации
  • Вопрос № 1. Проблема человека в истории философии.
  • Вопрос № 2. Понятие «человек». Биологическое и социальное в человеке. Природа и сущность человека.
  • Вопрос № 3 Понятие индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Личность в медицинском познании. Становление личности врача.
  • Вопрос № 4. Личность и социальные ценности. Смысл человеческого бытия.
  • Вопрос № 5. Проблема свободы и ответственности.
  • Вопрос № 6 Философские основы медицинской антропологии
  • Вопросы для самопроверки
  • Темы докладов и рефератов
  • Дополнительная литература