Тема 1 Организация бухгалтерского учета в учреждениях, содержащихся за счет республиканского и местного бюджетов

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Тема 1 Организация бухгалтерского учета в учреждениях, содержащихся за счет республиканского и местного бюджетов



страница1/4
Дата16.02.2018
Размер0,5 Mb.


  1   2   3   4
Тема 1 Организация бухгалтерского учета в учреждениях, содержащихся за счет республиканского и местного бюджетов.
1 Задачи и организация бухгалтерского учета в учреждениях, содержащихся за счет республиканского и местного бюджетов.

Бюджетный учет выполняет функции особой информационно – технической системы, обеспечивающей непрерывность и устойчивость функционирования государственной экономики

К бюджетным относятся организации, основная деятельность которых полностью финансируется за счет средств бюджета на основе планов финансирования бюджетных программ. Обязательным условием является финансирование расходов по бюджетным программам и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных учреждений

Особенности бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях определяются:



  • Бюджетным кодексом о бюджетном устройстве и бюджетном процессе - Правилами исполнения республиканского и местных бюджетов, утвержденных постановлением Правительства Республики

  • Инструкцией по бухгалтерскому учету в государственных учреждениях, утвержденной приказом Департамента казначейства Министерства финансов Республики Казахстан

  • Правилами составления и представления отчетности государственными учреждениями, утвержденными приказом министра финансов Республики Казахстан

  • другими нормативными документами, содержащими указания по учету и отражению в балансе операций учреждений, состоящих на бюджете.

Бухгалтерский учет исполнения бюджета, или бюджетный учет, - одна из важнейших частей единой системы хозяйственного учета. Он дает необходимые сведения о ходе и результатах исполнения бюджета, служит средством контроля за исполнением бюджета - за поступлением доходов, за выполнением расходной части бюджета и использованием государственных средств по целевому назначению.

К особенностям бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях относят:



  • организацию учета в разрезе специфик бюджетной классификации;

  • контроль исполнения планов финансирования расходов;

  • выделение в учете кассовых и фактических расходов;

  • переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

  • отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (образование, здравоохранение).

Хорошо поставленный учет позволяет не только выявить скрытые резервы, обнаружить нарушение режима экономии плановой и финансово бюджетной дисциплины, но и предупреждать и вовремя устранять возможные потери и необоснованные затраты.

Совершенствование бухгалтерского учета, усиление его контрольных функций за финансовой и хозяйственной деятельностью учреждения – основа укрепления финансово-бюджетной дисциплины.

Осуществляя сплошное и непрерывное отражение всех операций, связанных с исполнением планов финансирования расходов по бюджету, бухгалтерский учет позволяет не только систематически сопоставлять их с утвержденными нормативами и ассигнованиями расходов по спецификам, но и устанавливать причины отклонений фактических расходов от утвержденных нормативов, выявлять наиболее целесообразные нормы расходов и повышать уровень бюджетного планирования в целом.

Используя информацию бухгалтерского учета, руководители учреждений могут оперативно принимать меры по устранению просчетов и отклонений от утвержденных нормативов в ходе хозяйственной и финансовой деятельности. С помощью бухгалтерского учета в каждом учреждении устанавливается систематическое наблюдение за сохранностью средств, контроль за их рациональным использованием.

По данным бухгалтерского учета можно вскрыть факты бесхозяйственности, расточительства, излишеств в использовании бюджетных средств, принять меры к сбережению живого и овеществленного труда.

2 Формы учета, применяемые в бюджетных учреждениях.

Организация синтетического и аналитического учета.

Учетные регистры, применяемые в бюджетных учреждениях.

Все хозяйственные операции, проводимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Эти первичные документы служат основанием для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Первичный документ должен быть составлен на момент совершения операции, а если это не представляется возможным непосредственно после ее окончания. Поступившие в бухгалтерию первичные учетные документы обязательно подвергаются проверке как по форме (полнота и правильность их оформления, заполнения реквизитов), так и по содержанию (законность документируемых операций, логическая увязка отдельных показателей).

Записи в первичных учетных документах производятся способом, обеспечивающим сохранность записей: чернилами, шариковой ручкой, при помощи пишущих машин и средств автоматизации.

В первичных учетных документах (как в текстовой части, так и в цифровых данных) подчистки и не оговоренные исправления не допускаются.

С лицами, предусмотренными действующим законодательством, ответственными за хранение денежных средств и товарно-материальных ценностей, заключаются в обязательном порядке письменные договора о полной индивидуальной материальной ответственности. Получение материальных ценностей осуществляется лицом, полномочия которого подтверждаются доверенностью. Материально ответственные лица представляют первичные учетные документы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей при реестре сдачи документов форма 422 (заполняется отдельно по приходным и расходным документам), составленном в двух экземплярах. После проведенной в присутствии материально ответственного лица проверки правильности оформления первичных документов один экземпляр реестра с подписью бухгалтерского работника возвращается материально ответственному лицу, второй остается в делах бухгалтерской службы.

Аналитический учет ведется в регистрах бухгалтерского учета (на карточках, накопительных ведомостях, книгах и т.п.)

Проверенные и принятые к учету документы систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются мемориальными ордерами - накопительными ведомостями.

Организации, содержащиеся за счет республиканского и местных бюджетов, осуществляют бухгалтерский учет по мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета.

Отличительной особенностью такой системы от журнально-ордерной системы является формирование мемориальных ордеров по ограниченному перечню счетов. Для определения оборотов по счетам, не входящим в этот перечень, необходимо вести по ним дополнительный аналитический учет, что увеличивает общую трудоемкость учета. Еще одна особенность данной формы учета - одновременное отражение в мемориальных ордерах и дебетовых, и кредитовых оборотов счетов. Положительной стороной такого построения мемориального ордера можно считать то, что все хозяйственные операции по одному участку учета группируются в одной ведомости, а недостатком -отсутствие единообразия и четкого правила разноски мемориальных ордеров в итоговую накопительную ведомость-книгу «Журнал-Главная».

Существуют следующие мемориальные ордера:



  • мемориальный ордер № 1 – накопительная ведомость по кассовым операциям, форма 381;

  • мемориальный ордер № 2 - накопительная ведомость по движению средств на бюджетных счетах, форма 381;

  • мемориальный ордер № 3 - накопительная ведомость по движению средств на специальных и валютных счетах, форма 381;

  • мемориальный ордер № 5 - свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям, форма 405;

  • мемориальный ордер № 6 - накопительная ведомость по расчетам с организациями, форма 408;

  • мемориальный ордер № 7 - накопительная ведомость по расчетам в порядке авансовых платежей, форма 408;

  • мемориальный ордер № 8 - накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами, форма 386;

  • мемориальный ордер № 9 - накопительная ведомость по выбытию и перемещению активов, форма 438;

  • мемориальный ордер № 10 - накопительная ведомость по выбытию и перемещению малоценных и быстроизнашивающихся предметов, форма 438;

  • мемориальный ордер № 11 - свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания, форма 398;

  • мемориальный ордер № 12 - свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания, форма 411;

  • мемориальный ордер № 13 - накопительная ведомость по расходу материалов, форма 396;

  • мемориальный ордер № 14 - накопительная ведомость начисления доходов от реализации платных услуг, форма 409;

  • мемориальный ордер № 15 - свод ведомостей по расчетам с родителями за содержание детей, форма 406.

По остальным операциям и по операциям «Сторно» составляются отдельные мемориальные ордера форма 274, которые нумеруются, начиная с 16, за каждый месяц в отдельности.

Отдельные мемориальные ордера составляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня (по получении первичного документа), как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция субсчетов в мемориальном ордере записывается в зависимости от характера операций по дебету одного субсчета и кредиту другого субсчета или дебету одного субсчета и кредиту нескольких субсчетов, или, наоборот, по кредиту одного субсчета и дебету нескольких субсчетов.

Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером или его заместителем.

Все мемориальные ордера регистрируются в книге «Журнал-Главная», форма 308.

Книга «Журнал-Главная» (форма 308) открывается записями сумм остатков на начало года в соответствии с заключительным балансом за истекший год; учет в ней ведется по субсчетам, определенным Планом счетов для ведения операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников.

При составлении мемориальных ордеров - накопительных ведомостей записи в книгу «Журнал-Главная» заносятся один раз в месяц. Сумма мемориального ордера записывается сначала в графу «Сумма по ордеру», а затем в дебет и кредит соответствующих субсчетов. Сумма оборотов за месяц по всем субсчетам как по дебету, так и по кредиту должна быть равна итогу графы «Сумма по ордеру». Второй строкой после оборотов за месяц выводится остаток на начало следующего месяца по каждому субсчету.



  1   2   3   4

  • 2 Формы учета, применяемые в бюджетных учреждениях. Организация синтетического и аналитического учета. Учетные регистры, применяемые в бюджетных учреждениях.