Технология публичного выступления

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Технология публичного выступления

Скачать 181,06 Kb.


Дата21.05.2018
Размер181,06 Kb.

Скачать 181,06 Kb.

ТЕХНОЛОГИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Забери у меня все, чем я обладаю. Но оставь мою речь. И скоро я обрету все, что имел. (Д.Уэбстер)
«Умен ты или глуп, велик ты или мал, Не знаем мы, пока ты слова не сказал».
(Саади, персидский мыслитель и поэт XIII века)
«Гул затих. Я вышел на подмостки …» (Б.Пастернак)
Речь нуждается в захватывающем начале и убедительной концовке. Задачей хорошего оратора является максимальное сближение этих двух вещей.
Г.К.Честертон (1874-1936), писатель
«От плохого начала и конец бывает плохим». (Еврипид)
«Тот, кто хорошо начал, может считать
свое дело выполненным наполовину».
(Гораций)
Для успешной деятельности важно уметь «правильно» говорить. Правильность, корректность речи важна, если вы хотите, чтобы вас услышали и поняли. Прочитайте советы и сделайте выводы для себя.

СЕКРЕТЫ ЗЛАТОУСТА: КАК УБЕДИТЬ ДРУГИХ СЛОВАМИ


Семен Резник

В процессе подготовки и проведения публичного выступления выделяются три основных этапа:

1. Подготовка к выступлению

2. Непосредственно выступление.

3. Критический самоанализ выступления.

ПОДГОТОВКА К ВЫСТУПЛЕНИЮ

Подготовка к выступлению включает постановку цели, продумывание и выбор темы, сбор необходимого материала, написание текста, репетицию выступления.
Цель. Выступающий должен отчетливо представить себе, какова его цель, какое воздействие он собирается оказать на слушателей. Всякое выступление должно иметь стержневую идею (основной тезис), которую необходимо ясно сформулировать перед аудиторией с самого начала, но конкретная цель, как правило, не формулируется. К ее пониманию оратор подводит аудиторию ходом своих рассуждений.
Четко поставленная цель позволяет оратору точно сформулировать и поставить задачи, ясно представить себе, что должны от него узнать слушатели, в чем убедиться и что сделать.

Стержневая идея имеет огромное значение, так как является связующим звеном для отдельных положений речи руководителя. Выступление может иметь и несколько стержневых идей, но не более трех. Уяснить стержневую идею своего доклада, сформулировать цель, поставить задачи для решения этой цели – это значит подобрать и скомпоновать собственные мысли, выработать и оформить собственные убеждения.


Сформулировать основной тезис - значит, ответить себе на два вопроса: зачем говорить (это вопрос о цели выступления) и о чем говорить (это вопрос о средствах достижения цели). Основной тезис выступления должен:
· утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

· быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

· пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

Что касается аудитории, то при подготовке публичного выступления необходимо выполнить, по крайней мере, три требования:

· учесть интеллектуальный уровень слушателей;

· пробудить и поддержать интерес к теме выступления;


· учесть количество слушателей: чем их больше, тем более простым должно быть выступление.
Значительное место в достижении поставленных задач занимает умение мысленно поставить себя на место слушателей; понимать, как доклад воспринимается со стороны.
При подготовке к выступлению стоит заранее ознакомиться с помещением, где предстоит выступать. Важно заблаговременно предупредить людей о времени проведения и теме доклада или дискуссии.
Тема. Выбор темы определяется потребностями деятельности и запросами коллектива, а также склонностями оратора. Основное требование к формулировке темы – соответствие содержанию выступления, ясность, выразительность, лаконичность.
План. План выступления может быть простым и сложным. В простом дается последовательный перечень вопросов, подлежащих рассмотрению. Сложный план, включающий основные разделы (вступление, основная часть, заключение), а также пункты и подпункты, на которые подразделяются основные разделы, более удобен. По существу, сложный план представляет собой совокупность планов отдельных вопросов темы.

Любой план должен быть логичным. Это позволит избежать двух ошибок: пропуска чего-либо существенного для раскрытия темы; включения в доклад вопросов, к теме не относящихся. Все взаимосвязанные подпункты должны обеспечить раскрытие вопроса в соответствии с точно определенными целями.


В центральной части доклада приведите доказательства и сравнения, которые произведут впечатление на слушателей. Завершать выступление следует высказываниями признанных авторитетов, афоризмами, но, прежде всего, необходимо сказать о достоверных данных и результатах, которые легко проверяются и подтверждают ваше мнение. Неплохо приберечь один-два особо веских аргумента и пустить их в ход в заключении.
Подбор материала. Существенным моментом подготовки к публичному выступлению является подбор материала в соответствии с предварительно разработанным планом.
Собранный и отобранный материал позволяет приступить к тестовому оформлению выступления.

Хорошая подготовка к выступлению в значительной


мере определяет его успех, но не гарантирует его!
ТЕКСТ ДОКЛАДА
Публичная речь, как показывает практика, может готовиться с помощью ряда методов.
Написание текста речи и его освоение
Данный метод используется при подготовке речей сугубо официального характера. Здесь необходимо быть предельно точным.
Для такого выступления готовится полный текст. Далее наступает период «освоения», когда текст читается про себя или полушепотом вслух. Это необходимо для того, чтобы «почувствовать текст»: ведь то, что хорошо написано, не всегда хорошо читается и тем более не всегда хорошо воспринимается.
Есть еще один важный момент. Освоенный текст позволяет в процессе выступления замечать состояние и реакцию слушателей. Текст, читаемый однообразным, отчужденным голосом, воспринимается плохо.
Написание текста речи и чтение без освоения
Данный метод никогда не используется людьми, ответственно относящимися к своим выступлениям. Не попытаться освоить текст даже в течение короткого промежутка времени – значит заранее рисковать своим выступлением, своим авторитетом.
Написание текста речи и его заучивание
Этот метод используется очень редко, поскольку требует много времени. Но все же некоторые ораторы отдают ему предпочтение. Эффективным средством заучивания текста является выделение «опорных точек», установление логики их развития и обеспечение перехода от одной опорной точки к другой.
Разработка тезисов и их освоение
Составление тезисов можно рассматривать как определение опорных точек. Для использования тезисов как логической и организованной системы мыслей, идей, предложений необходим известный опыт. Нужно научиться составлять не только тезисы, но и уметь излагать их в устной речи. Стремиться к тому, чтобы слова в речи не заслонили, не спрятали мыслей, содержащихся в тезисах. Важно также умело переходить от одного тезиса к другому как при их подготовке, так и в ходе выступления.
Освоение тезисов включает не только их прочтение про себя или вслух до выступления. Желательно наметить логические переходы от одного тезиса к другому. Если этого не сделать, то выступление будет напоминать сбор отдельных словесных «секций». Хорошим подспорьем для увязки тезисов в единое целое является план выступления с перечнем основным вопросов, подкрепленных тезисами и логическими переходами между ними.
Трафаретный метод

В практике руководства часто встречаются сходные ситуации, которым посвящена публичная речь руководителя.


Для таких случаев некоторые ораторы имеют сборники собственных выступлений, где находятся трафареты соответствующих выступлений. Таким образом, быстро получается «каркас речи». Задача в том, чтобы с учетом особенностей момента и новой информации «оживить» трафарет. Это экономичный способ, где используется «прошлый труд».
Репетирование
Как только сложится общая концепция выступления, начинайте выражать идеи вслух. Проговаривание идей вслух помогает решить, какие из них следует включить в окончательный вариант выступления, а какие нет. Важно заранее отрепетировать свое выступление еще и потому, чтобы чувствовать себя уверенным: вы освоили содержание речи. Представьте себе зрительно все мероприятие.
Для успешности репетиции, найдите кого-то (1-2 слушателя – сотрудники или домочадцы), кто бы вас послушал, используйте возможности аудио и видеотехники. Запишите свою речь на магнитофон, чтобы послушать звучание своего голоса со стороны. Отшлифуйте фразы, предложения, параграфы, выделяя голосом смысловые акценты. Самостоятельно и критически оцените свое выступление, послушайте отзывы слушающих вас. Записывайте свои и чужие комментарии, как положительные, так и отрицательные.
Проведите генеральную репетицию своей речи перед зеркалом, в ходе которой понаблюдайте за своей осанкой и жестикуляцией.
Во время репетиции обратите внимание на формальную сторону своего будущего выступления:
· паузы во время выступления
Молчание может быть более красноречивым, чем обилие слов, а вовремя сделанная пауза весьма эффективна, так как можно придать своему утверждению значимость, если сделать небольшую паузу до и после него. Рамка тишины вокруг предложения в кавычках или скобках выделяет его из всей остальной речи.
Паузы заставляют говорить медленнее, если ваша речь по природе тороплива. Они дают возможность вам вдохнуть и осмотреться. Пауза позволяет прочно завладеть аудиторией, так как иногда гипнотизирует ее, обещая сообщить нечто невероятно интересное.
Пауза нужна для того, чтобы вдохнуть воздух, как бы «перезаряться» перед продолжением речи, дать возможность своему мозгу подготовить то, что будет сказано, а слушателю – осознать уже сказанное.
Делать паузы в речи считается признаком хорошего тона. Они производят впечатление, что собеседнику представляется возможность следить за реакцией партнера на сказанное. Научившись правильно пользоваться паузами в речи, вы значительно усовершенствуйте свой имидж.
Умение держать паузу, ничем ее не заполняя – признак большой уверенности в себе, эквивалент умению просто сидеть и молчать. Люди видят, что вы делаете паузы для того, чтобы думать, и это придает вам дополнительный авторитет (Ф.Дэвис).
· краткость речи
Краткость считается основным качеством хорошей речи. Если оратор долго читает свою речь, он теряет слушателей. У современной аудитории диапазон внимания очень короток, слушатели устают от долгого сидения, испытывают неудобства и начинают ерзать на месте.

Помните: за 9-10 минут можно сказать очень много. Если речь оказывается слишком длинной, то лучше сократите текст, а не увеличивайте время выступления.


· слишком быстрая речь
Говоря о темпе речи, помните о двух ее показателях – скорость слуха и скорость восприятия у аудитории (Л.Браун). Аудирование имеет скорость слуха от 130 до 170 слов в минуту. Чтобы вас понимали, не следует превышать этот порог.
Скорость восприятия характеризует способность слушателей воспринимать и понимать то, что вы произносите со своей скоростью речи.
Иначе говоря, очень важным является умение оценить способность ваших слушателей ясно понимать и воспринимать смысл предлагаемого вами материала
· как избавиться от «э-э»
Выяснение причины появления «э-э» - это общепринятая, но и неприятная привычка. Авторы называют два действия, которые помогут избавиться от нее:
1 действие – остро осознать свой недостаток;
2 действие – выяснить его причину: вы сомневаетесь или не уверены?
Это маленькая уловка, которая дает время привести свои мысли в порядок. Способами избавления от «дурной» привычки могут быть такие:
· соединяя слова текста, заранее определите, что вы хотите сказать;
· замените «э-э» простым молчанием.

МИКРОФОН ВКЛЮЧЕН


Успех выступления зависит от того, как вы его начали. Нередко оно более запоминается слушателям, и первые фразы должны быть наиболее тщательно подготовлены и отработаны, в них необходимо четко сформулировать стержневую идею.
Вступление имеет собственную структуру, которая включает так называемый «зацеп»; название темы выступления; цель выступления; переход к основной части.
«Зацеп» – это важная составляющая вступления, призванная обеспечить привлечение внимания слушателей. Имеются разные способы «зацепа», каждый из которых используется, исходя из конкретных условий выступления. Наиболее распространенными являются следующие:
· краткое изложение интересного, поучительного факта, случая, события. Но если последующая речь выступающего окажется слабее, то в памяти слушателей останется только сам «зацеп»;
· подчеркивание общего интереса к проблеме. Этот способ позволяет использовать общий интерес, общее неравнодушие к проблеме или вопросу;
· «веселое начало». При этом способе используется юмор, шутка, смешной факт;
· «град вопросов». Выступающий за короткий промежуток времени четко формулирует вопросы, выделяя один или несколько, которым посвящается выступление;
· изложение цитаты из официальных документов, работ ученых, писателей, выражающих существо вопроса;
· выделение парадокса, аномалии, несоответствия. Это озадачивает аудиторию и позволяет выделить то, что является важным;
· резкое заострение проблемы позволяет «задействовать» слушателей, приобщить их к содержанию заявления;
· сопоставление предлагает предельно краткое изложение существа выступления предыдущего оратора и выделение на этом фоне своего взгляда;
· «поворот на 180 градусов» предлагает отработанное «повернутое вступление». Выступающий кратко отмечает, что у него была такая-то позиция, но такие-то факты заставили ее изменить;
· «вопрос ребром» дает возможность сразу же задать вопрос, на который оратор даст ответ в своем выступлении;
· «наглядная картинка» с использованием фрагментов из документального фильма или слайда. Это очень эффективный «зацеп», так как отличается наглядностью и выразительностью неречевых средств;
· «разыгрывание мизансцены» при наличии актерских талантов;
· «напрасные усилия», когда перечисляются меры, которые были приняты для решения вопроса, отмечая их нулевую или незначительную результативность. Это создает необходимый фон для восприятия последующих аргументов;
· «способ самокритики», когда на ее фоне создается позитивный фон для предложений.
Основная часть содержит всестороннее обоснование, раскрытие главного тезиса. Существуют различные варианты построения системы аргументации основной мысли:
· проблемное изложение (формулирование темы как проблемы: выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);
· хронологическое изложение;
· изложение от причин к следствию;
· индуктивное изложение (от частного к общему);
· дедуктивное изложение (от общего к частному).
В основной части желательно разместить особые доказательства и сравнения, которые произведут соответствующее впечатление на слушателей.
Заключение речи – очень важная по значимости ее часть. Способы заключения также разнообразны, как и способы «зацепа» во вступлении, но они не предваряют, а подытоживают выступление. Нужно не только умело «войти в речь», но и «выйти из нее». Три основных способа активного заключения, которые используются в публичной речи, следующие:
1. Обзор сказанного. Позволяет в кратких формулировках изложить главные мысли основной части речи.
2. Выводы и предложения, вытекающие из выступления. Выводы – это не только «сгустки мысли», но и качественно новые итоги выступления.
3. Акцент на важнейшем вопросе из всех затронутых в выступлении.
Если недостатки вступления можно компенсировать хорошей основной частью, то неудачное заключение таким и останется.
ВЫСТУПЛЕНИЕ – ЭТО ИСКУССТВО
Особенности голоса человека, речевое дыхание, артикуляция звуков, дикция, логическая пауза и логическое ударение, интонация, учет размера аудитории, использование микрофона – вот ключевые моменты, на которые следует обратить внимание.
Голос выступающего – это «зеркало его души». Хорошо звучащий голос способен тонизировать нервную систему слушателей, придавать уверенность, а плохо звучащий – наоборот. Как свидетельствуют специалисты, если внешность оратора со временем прощается, то к звучанию голоса слушатели более критичны, не всегда даже осознавая это.
Кроме голоса для характеристики речи важны также дикция, темп и ритм. Под дикцией понимается отчетливое произнесение каждого отдельного звука и звуковых сочетаний. Ясная дикция избавляет слушателей от необходимости длительного напряжения, двусмысленного понимания и позволяет сосредоточиться на содержании речи.
Темп речи – скорость, быстрота, с которой оратор произносит слова, фразы и весь текст в целом. Скорость речи зависит от индивидуальных особенностей выступающего, его темперамента, от жанра выступления и содержания речи, а также от условий, в которых читается лекция, от особенностей аудитории. Нельзя говорить быстрее, чем люди думают, перерабатывают информацию. Поэтому выступление может быть изложено в разном темпе в различных по уровню аудиториях (например, по образованию, возрасту, профессии).

Следует ориентироваться на дикторов, передающих последние новости, или на чтецов-декламаторов. Для практического эксперимента можно замерить темп речи. Надо отсчитать из любого текста 300 слов и прочесть их вслух, зафиксировав время. Темп речи при докладе должен быть около 100 слов в минуту, при оживленной дискуссии допускается до 120 слов. Когда возникает необходимость успокоить аудиторию, то следует говорить подчеркнуто медленно.


Ритм речи заключается в чередовании отрезков речи, различающихся длительностью звучания, а так же в чередовании звучащей речи и пауз. Назначение паузы – возможность для слушателей эмоциональной интерпретации текста, раскрытия психологического движения мысли.
Существуют специальные слова и приемы, призванные организовать плавность речи и последовательность мысли. Это вводные слова, замечания по ходу выступления, которые должны сопровождаться соответствующей интонацией и паузами, определяющими верность взятого в разговоре тона.
Для воздействия на другого человека возникает проблема поиска наиболее точного, емкого, зримого слова. Выразительность, образность, эмоциональность языка всегда составляют отличительные качества хорошего публичного выступления и свидетельствуют о мастерстве выступающего. Речь, рассчитанная на живое восприятие, может иметь разную эмоциональную окрашенность.
Важным средством достижения речевой выразительности служат: эпитеты – яркие художественные определения; метафоры – свернутое, неявное сравнение; аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия; одно из самых действенных средств – ирония.
Необходимо иметь в виду, что длинные цитаты утомляют слушателей. Лучше использовать короткие афоризмы, которые хорошо усваиваются слушателями. Не следует бояться пауз в выступлении, лучше остановиться и осторожно перевести дыхание, чем сбиться с заданного темпа. Во время выступления адресуйте каждую фразу. Внимательно следите за реакцией слушателей, старайтесь почувствовать степень контакта с ними.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – это утверждение справедливо и для выступлений. Наглядные пособия хороши в той степени, в которой они усиливают содержание выступления. Тщательно подобранные видео презентации, слайды, рисунки, схемы, графики, иллюстрации или плакаты могут сделать выступление более понятным и интересным. Кроме того, наглядный материал может стать «скелетом» выступления, помогая докладчику не сбиваться с порядки изложения. Однако плохо подготовленный наглядный материал будет только раздражать слушателей и мешать выступлению (например, если плакат написан мелким, трудно читаемым шрифтом).
К числу важнейших речевых умений, над приобретением и совершенствованием которых следует постоянно работать, могут быть отнесены:
· умение организовывать речь – способность упорядочить ее содержание до выступления (в виде письменного или устного плана), а также вносить коррективы в содержание перед началом или в процессе выступления.
· умение вести монолог требует особых усилий от начинающего оратора, так как он ориентирован на диалог. Вести диалог, особенно обыденный, гораздо проще и легче, чем произносить монолог.
· умение правильно строить фразы базируется, прежде всего. на знании и соблюдении языковых норм, стиле речи, ситуациях.
Овладение языковыми средствами речевой выразительности обусловливает умение индивидуализировать речь, делать ее непохожей на речь других людей.
Существенно и умение оратора использовать стилистические ресурсы, переходить от информации к размышлению, интонационно разнообразить речь, подкрепляя сказанное выразительными жестами.
Важное место среди многообразных свойств и качеств личности (убежденность, эрудиция, нравственность, широта кругозора, принципиальность, методическое мастерство) принадлежит культуре мышления выступающего.
К числу моментов, характеризующих современный способ мышления и позволяющих говорить о высокой культуре оратора, относятся следующие:
· стремление к постоянному расширению, углублению и обновлению своих знаний;
· сознательное ограничение получаемых знаний, отбор информации;
· системный анализ факторов;
· умение сосредоточиться на конкретном вопросе;
· сочетание научного и художественного видения явлений;
· интеллектуальная терпимость;
· обладание чувством юмора.
Творческий момент ораторского искусства это умение перестраиваться по ходу выступления. Например, разумно сокращать подготовленное выступление, если сокращено его время.
Этика выступления – это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения. Говоря об этике, нельзя забывать о роли жестов при выступлении. Когда человек ставит перед собой задачу воздействовать на людей, жест не может оставаться случайным, непроизвольным аккомпанементом слова, ораторский жест призван усиливать речь, помогать убеждать. Каждый со временем находит свой жест. Специально этого делать не следует, но контролировать свои жесты необходимо.
Существует ряд приемов, помогающих овладеть невнимательной, слишком шумной аудиторией. Так, например, некоторые ораторы делают паузы. Примером может служить подчеркнутая пауза после риторического вопроса или какого-нибудь очень сильного утверждения. Тогда слушатель чувствует себя вовлеченным в обсуждение и включается в обдумывание.
Когда выступающий говорит медленно, с паузами, он чувствует себя уверенно и успокаивающе действует на аудиторию. Пауза дает возможность перевести дух, набрать воздух в легкие и обдумать последующие слова. Слушатели также имеют возможность поразмышлять над только что сказанным.
Пауза нужна и после каждой законченной мысли (предложения). Но в некоторых случаях высказывание может потребовать риторической паузы в неожиданном месте. Оратор должен сознательно сделать паузу с тем, чтобы понаблюдать, как восприняты его слова. Можно также использовать ее, чтобы восстановить контакт с аудиторией, посмотреть записи или подготовить наглядный материал. Пауза может оказаться полезной в том случае если грозит опасность потерять «нить», и оратор мысленно «прокручивает» сказанное. Как правило, ход мыслей при этом восстанавливается.
А вот стоять ли выступающему за трибуной, ходить ли по сцене или даже по всему залу, сидеть за столом президиума – зависит от особенностей аудитории, традиций, конкретности обстановки.
Отдельно необходимо сказать об использовании юмора. Хорошая шутка или анекдот могут украсить выступление, снять напряжение, помочь передохнуть аудитории. Но смешно должно быть абсолютно всем, шутка не должна никого обидеть.

КРИТИЧЕСКИЙ САМОАНАЛИЗ


Чтобы осмыслить положительные и отрицательные стороны своего выступления, устранить в будущем недостатки, промахи, недоработки, необходим критический самоанализ его качества.
Оценку можно дать по схеме, представляющей собой систему вопросов, отражающих совокупность требований, предъявляемых к выступлению. Схема может быть более или менее детализированной, но во всех вариантах в ней должны учитываться главные особенности выступления, определяющие его эффективность.
Вот пример:
1. Какое количество слушателей и каков возрастной, профессиональный, образовательный состав аудитории?
2. Как было организовано оповещение, каковы были формы приглашения слушателей и подготовленность помещения?
3. Заинтересовало ли выступление аудиторию?
4. Было ли удачным выступление?
5. В какой мере содержанием выступления была исчерпана названная тема?
6. Как было построено выступление, его последовательность и логичность?
7. Какие вопросы следовало бы опустить или сократить, а какие, наоборот, развернуть шире, исходя из характера аудитории?
8. Была ли связь излагавшегося материала с жизненной практикой слушателей?
9. Удачно ли сочетались в выступлении рассуждения и живые примеры, фактический материал и выводы из него? Какое место занимали ссылки на авторитетные мнения, цитаты, цифры?
10. Ясны ли слушателям общие выводы?
11. Удачно ли было заключение?
12. Какова степень убедительности всего хода изложения?
13. Как достигался эмоциональный контакт, связь с аудиторией?
14. Какова степень использования наглядных пособий и технических средств?
15. Производит ли впечатление внешний вид выступающего?
16. Поведение оратора, манера держать себя?
17. Какова общая оценка качества выступления?