Тартынских В. В., канд пед наук, доцент кафедры русского языка гуу

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Тартынских В. В., канд пед наук, доцент кафедры русского языка гуу

Скачать 453,73 Kb.


страница1/2
Дата23.11.2017
Размер453,73 Kb.

Скачать 453,73 Kb.

  1   2
Тартынских В.В., канд. пед. наук,

доцент кафедры русского языка ГУУ.

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку и литературе самостоятельно (в помощь ученику)

При подготовке к экзаменам в форме ЕГЭ по русскому языку и литературе необходимо особое внимание уделить заданиям, связанным с речевой культурой, лексической и грамматической стилистикой, речеведением, так как ошибки в этой части ЕГЭ прочно удерживают печальное лидерство из года в год. Предложенные материалы помогут вам повторить некоторые теоретические вопросы и успешно выполнить задания на закрепление материала (к некоторым из них имеются ключи). Для начала выполните небольшую проверочную работу и проверьте ответы по ключу.

Проверочная работа

А-1. В каком слове неверное ударение

1) обеспечение,2) порты на реке,3) дело возбуждено, 4) квартал
А-2. Какие слова можно сочетать со словом представить

А) отчёт Б) паспорт В) возможность Г) справку

1) А и Г 2) Б, В, Г 3)В и Г 4) А, Б, Г
А-3. В каком примере есть ошибка

1) сражение под Бородином

2) рядом с городом Ковровом

3) Сергеем Аксаковым

4) Чарльзом Дарвиным
А-4. Правильное продолжение предложения

Знакомясь с новой книгой,


  1. она сначала может показаться неинтересной

  2. видишь, что это огромный труд

  3. выясняется, что её тема шире

  4. возникает желание прочитать её

А-12.В каком варианте указаны все цифры, где пишется нн



Здесь есть хорошая гости(1 ) ица, особе(2 )о знаменитая цыплятами, тушё(3 )ыми в

пря(4 )остях.

1)1, 2, 3 2) 2 3) 2, 3 4) 1,4


А- 13.В каком ряду во всех словах пропущена буква о

1) р..стки, бл..г..творный, прик..снуться, пл..вцы

2) пор..сль, избирательная к..мпания, ист..лк..вание, р..сли

3) вып..лзти, ...реол, пл..т..ядный, непр..м..каемый плащ

4) возр..ст, ...реал, зар..сли, пор..вняться с ним
А-14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква

1) пр..пятствовие, пр..дирчивый, пр..дельный, пр..одолеть

2) и..подлобья, неи..бывный, ни..падать, и..подтишка

3) предп..лагать, дост..верно, пр..фашистский, пр..образ

4) в..ющийся, ад..ютант, кон..юнктура, медал..он
А-15.В каком ряду пропущена буква а

1) дыш..щий, (они) выскоч..т

2) плач..щий, (они) науч..т

3) служ..щий, (они) скач..т

4) реж..щий, (они) выдерж..т

А-16.В каком ряду пропущена е в суффиксе

1) кусоч..к, бессмысл..ца, беш..нство

2) тон..нький, брат..ц, горош..к

3) луж..ца, перв..нство, больш..нство

4) медл..нный, отроч..ство, умн..ца

Ключ: А-1-4); А-2-4); А-3-4); А-4-2); А-12-3); А-13-3); А-14-3); А-15-1); А-16-2).

Начнём с лексического значения слова. К однозначным словам относятся слова с одним значением («сентябрь» - девятый месяц года). Полисемия — это способность слова иметь одновременно несколько значений. Многозначные слова могут изменять значения в зависимости от контекста. Многозначные слова обладают следую­щими типами значений:



-основное (первичное) — значение, характеризующееся наибольшей частотностью и минимальной зависимостью от контекста;

-неосновное (вторичное) значение, характеризующееся мень­шей частотностью и зависимостью от контекста;

-переносное (образное) значение. Выделяют следующие способы переноса значения:

1). Метафора перенос названия с одного предмета на другой на основании какого-либо сходства их признаков. Сходство предме­тов может быть по следующим признакам: по форме (кольцо на пальце - кольцо дыма), по цвету (золотой браслетзолотые руки), по функции и другим признакам. Метафора часто возникает в результате переноса качеств, свойств, действий неодушевленных предметов на одушевленные (золотой человек).

2). Метонимия – это троп, основанный не на сравнении, а на отождествлении («читаю Гоголя» вместо « читаю произведения Гоголя»).
Слово может быть рассмотрено с разных точек зрения, например:


1.Слово с точки зрения значения


- однозначное (жёлоб, кровать, ноябрь);
-многозначное (поля тетради, поля шляпы, поля ржи).


2. Слово с экспрессивно-стилистической точки зрения

-стилистически нейтральная лексика (время, дом, ходить);
-книжные слова (в том числе термины) (гипотеза, уповать, апробация, недосягаемый, диалектика);
-официальные слова (вышеупомянутый, в целях, неявка, нижеподписавшиеся);
-разговорные слова (грязнуля, глупить, вещица);
-просторечные слова (завсегда, дылда, кажись, сварганить).


3. Слово с точки зрения устаревания или новизны

-архаизмы (живот – жизнь, вседневно - всегда);

-историзмы (кольчуга, гусар, бурмистр);

-неологизмы (луноход, федерал, прозападный).

4. Слово с точки зрения происхождения


-исконно русская лексика (дочь, береза, вести);

-заимствованная лексика (шоппинг, аудит);

-старославянизмы (бремя, влачить, врата, благословение).




5. Слово с точки зрения употребления

-общеупотребительная лексика (дом, читать);

-диалектная (областная) лексика («баз»-двор, «сбочь»-сбоку, «зараз»-сейчас);

-профессионализмы (аттик-архитект., на-гора-шахт., крéдит-бухгалт.)

-жаргонизмы ( «банан»-неудовлетворительная оценка – из сленга учеников).


ОСНОВНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ






Понятие

Определение

Примеры

1.

Синонимы

близкие или тождественные по значению слова

везде– всюду; построить – воздвигнуть

2.

Антонимы

слова, противоположные по значению

родной-чужой;

много-мало



3.

Оксюморон

выражение, образованное соединением контрастных понятий

горькое счастье;

красноречивое молчание



4.

Омонимы

совпадающие по звучанию (или написанию) слова, различные по значению

три (числительное) – три (глагол);

молод – молот



5.

Паронимы

однокоренные, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях слова

существо – сущность;

представить-предоставить



6.

Фразеологизмы

лексически неделимые устойчивые сочетания слов

проливать свет;

камень преткновения



7.

Плеоназм

употребление в речи близких по смыслу и поэтому излишних слов

главная суть, ценные сокровища

8.

Тавтология

повторное обозначение другим словом уже названного понятия

спросить вопрос; возобновить вновь

* Распространенными стилистическими ошибками являются смешение паронимов, тавтология, плеоназм.



Потренируйтесь, выполняя задания. В случае затруднения пользуйтесь словарями.

Задание 1 ЕГЭ.

В каком значении употреблено в предложениях многозначное слово знак?

Молчание-знак согласия.

1. Предмет, которым обозначается, выражается что-нибудь.

2. Внешнее обнаружение, признак чего-нибудь.

3. Жест, движение, которым сигнализируют, сообщают что-нибудь.

4.Метка, которой что- то выражается.

Ключ: 2.


Задание 2 ЕГЭ.

Значение какого слова определено неверно?

1) Мансарда - жилое помещение на чердаке под скатом крыши.

2) Галантный – изысканно-вежливый, любезный.

3) Пенаты – родной дом, родной кров.

4) Оратор - работник радио или телевидения, читающий текст перед микрофоном.

Ключ: 4.

Задание 3 ЕГЭ.

Каково лексическое значение устаревшего слова ВЕРСТА? Укажите номер правильного ответа.

1) старинная мера длины, равная 1,06 км

2) старинная мера длины, равная 150 м

3) старинная мера длины, равная 0,711 м

4) старинная мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательным пальцами.

Ключ: 1.


Задание 4 ЕГЭ.

В каком случае выделенное слово употреблено в переносном значении?

1) ЗОЛОТОЙ медальон

2) ДЕРЕВЯННЫЙ дом

3) ГИПСОВЫЙ бюст

4) ЖЕЛЕЗНАЯ воля

Задание 5 ЕГЭ.

Лексическое значение какого слова сфор­мулировано неправильно?

1) комплекс — совокупность, сочетание чего-нибудь.

2) портупея — ремень для ношения оружия или полевой сумки

3) фарватер — путь для безопасного прохо­да судов» обычно огражденный сигнальны­ми знаками

4) монография — большая по объему книга

Ключ: 4.

Задание 6 .

Укажите, в каких предложениях выделенные курсивом слова с переносным значением.

1) а) С недавнего времени по Москве-реке стали ходить речные трамваи.

б) Трамвай с литерой «А» москвичи называют ласково Аннушкой.

2) а) Около нашего дома поставлены леса из досок: скоро начнется окраска наружных стен. б)Трехэтажный дом окружен металлическими лесами: надстраивается четвертый этаж.

3) а) В последнюю многоснежную зиму московским дворникам было много работы.

б) Шел дождь, и у всех на ветровых стеклах в автомашинах были включены двор­ники.

4) а) Ребята, посещающие тир, стреляют с большим успехом.

б) Девушки стреляли глазами по сторонам.

Задание 7.

Составьте с данными словами предложения, употребляя союзы: или, то есть, например, а именно, особенно. Объясните, пользуясь толковым словарем, какое значение имеют указанные союзы.



Образец. Протокол. —Председатель собрания взял протокол, то есть документ с записью всего происходившего на собрании.

Заметка, статья, сражение, бечева, велодром, малиновка, ме­тель, рабовладелец, пурга, фельетон, набросок, окоп, хамелеон, осина, пациент, пелерина, равнина, реплика.

Задание 8.

Определите смысловую разницу словосочета­ний. Составьте с одним из словосочетаний каждого ряда предложения.

Большой мальчик — большой дом — большой ученый; больной ученик — больной вопрос; черный карандаш — черные дни; белый парус — белый гриб.

Синонимы - это слова, значения которых очень близки или полностью совпадают.

Слово может иметь синонимы, говоря упрощенно, трех разрядов: синонимы смысловые (изба — хата — вигвам; ветер – ураган); синонимы полные (абсолютные) (везде – всюду, орфография – правописание); синонимы стилистические (быть убитым в бою - пасть в бою, построить — воздвигнуть, развитие — прогресс).

Задание 1 ЕГЭ.

К каком ряду не все слова являются синонимами?

1) бранить, журить, ругать

2) опасаться, робеть, трусить

3) возражать, протестовать, осуждать

4) бродить, блуждать, слоняться.

Задание 2 ЕГЭ

Выпишите лишнее слово в синонимическом ряду:

1) выполнить, реализовать, привести, осуществить.

2) храбрый, веселый, отважный, бесстрашный.

3) мысли, думы, размышления, чувства.


4) красно, багряно, пурпурно, ярко

Задание 3 ЕГЭ.

В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?


1) сорвать маску, вывести на чистую воду, вывести в люди

2) вставлять палки в колеса, перебегать дорогу, портить обедню

3) втирать очки, водить за нос, морочить голову

4) тянуть лямку, гнуть спину, проливать пот



Задание 4 ЕГЭ.

К выделенным словам подберите синонимы.

Образец: смелый поступок = отважный


^


1. Могучее государство. Известный актер.

2. Беспокоить родителей. Часто путешествовать. Неожиданно заболеть. Греметь вдали.

3. Искренне сожалеть. Искусно сделать. Иногда уезжать. Неуверенно отвечать.

4. Безлюдный берег. Душистый цветок. Безграничный простор. Грустный мотив.

Задание 5.

Объясните значение синонимов близкий - недалекий в тексте.

Один из дореволюционных публицистов (журналистов) писал в газете статьи, адресован­ные к своим единомышленникам, под общим заголовком «Письма к близким». Представители прогрессивного лагеря называли эти статьи так: «Письма к недалёким». В чём здесь острота?

Задание 6.

Объясните разницу в оттенках значений и сти­листической окраске вводных слов. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.

1) Прим…ная травы с юга поплыл ветерок с утра может быть бороздивший Азовское море. 2) Знать еще горела тихим треп…тным светом та крох…тная звездочка под которой родился Григорий. 3) Противник завтра пожалуй продвинется сюда. 4) Лопахину видно очень хотелось попробовать варе…ых раков. 5) Фосф…рически блес(т?)нули мокрые иглы сосен,— казалось сильнее при свете за­пахла хвоя жестче дохнула холодом мокрая земля.

6) Вскоре из горницы вышла Варя. Она наверное то (же) не спала в это утро. 7) «Снарядов-то к…деты видать (не) жалеют!» — сказал один из командиров подъезжая к Григорию.

8) Мы с тобой кажется земл…ки?

Задание 7.

Какими смысловыми оттенками различаются близкие по смыслу глаголы, вводящие прямую речь? При выполне­нии задания пользуйтесь толковым словарем. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.

1) Мне жалко старушку сиделку, я прошу ее лечь, уснуть... Она, как мать, заботл…во, ласково попр..вляет подушку и тихо отвечает одно и то(же): «Сынок, помолчи. Доктор тебе не велел разго­варивать». 2) Скл…нившись, у постели стояла Маруся. «Ну-ка, дай­те ваш пульс,—сказала она и через минуту сообщила:—Девяност… два. Ого! Славно. Температура то(же) понизилась». 3) «Ну, как себя чувствуем?» - спросила она, и мне стало приятно от тихой лас­ки в ее голосе. 4) «Каждое лето потом я работала здесь, в санатории,— словно бы (не)хотя, вяло заговорила она,— работала все так(же) са­нитаркой, а зимой училась в техникуме.

Задание 8.

Прочитайте предложение, укажите слова со значением «смотреть, глядеть». Какими от­тенками значения они различаются? Вставьте пропущенные запятые.

Капитон окинул спокойным взором свой истасканный и оборванный сюртук свои заплатанные панталоны с особенным вниманием осмотрел он свои дырявые сапоги особенно тот о носок которого так щеголевато опиралась его правая ножка и снова уставился на дворецкого.

Паронимы — слова близкие, но не тождественные по звучанию и значению (существо – сущность, подпись - роспись). Паронимы в предложении выполняют одинаковые синтаксические функции. Смешение паронимов является одной из самых распространенных стилистических ошибок. Например, часто путают слова представить и предоставить, адресат и адресант, занять и одолжить, туристский и туристический.

Задание 1 ЕГЭ.

Укажите, в каком случае выделенные слова являются паронимами.

1) ИНФОРМИРОВАТЬ о приезде - ОПОВЕСТИТЬ заблаговременно

2) ЗАВОД часов - тракторный ЗАВОД

3) УБЫТОЧНОЕ предприятие - ПРИБЫЛЬНОЕ дело

4) НАДЕТЬ костюм - ОДЕТЬ ребёнка

Ключ: 4.


Задание 2 ЕГЭ.

В каком предложении слово ОДЕТЬ употреблено неправильно?

1) Снег одел все горы и дороги в округе.

2) Мать обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу.

4) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти работу.

Ключ: 3.

Задание 3 ЕГЭ.

В каком предложении вместо слова искусственный нужно употребить слово

искусный?

1) Искусственный пловец и на море не утонет.

2) В десятимесячном возрасте ребенка пере­вели на искусственное вскармливание.

3) Любовь была не настоящая, искусственная, но мне казалось тогда, что она настоя­щая.

4) Пострадавшему пришлось сделать искусственное дыхание.

Задание 4 ЕГЭ.

В каком предложении слово злой употреблено неправильно?

1) В его поступках был злой умысел.

2) Николай был вовсе не злой человек.

3) Дарья является злой прогульщицей.

4) По полю пронёсся злой ветер, который растрепал колосья и пригнул их к земле.

Ключ: 3.


Задание 5 ЕГЭ.

В каком предложении слово нетерпимый употреблено неправильно?

1) Нетерпимый холод заставил туристов остановиться в ближайшей деревне.

2) Нетерпимый ко всякой лжи, брат не простил другу этого поступка.

3) Он слыл нетерпимым человеком и не считался ни с чьим мнением.

4) Создалось нетерпимое положение.

Ключ: 1.

Задание 6 ЕГЭ.

В каком предложении вместо слова представить нужно употребить слово предоставить?

1) Этот дом представляет собой нечто похожее на замок.

2) А вам необходимо представить свидетельство о рождении.

3) Вам нужно срочно представить отчёт в бухгалтерию..

4) Я представлю вам возможность самостоятельно решать эти вопросы.

Ключ: 4.


Задание 7.

В каком примере вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) Мама одела малыша на прогулку.

2) Я одел свою младшую сестрёнку.

3) Сначала мы оденем ребёнка, а потом оденемся сами.

4) Одеть очки бабушка не смогла: от волнения руки не слушались её.

Ключ: 4.

Задание 8.

Выберите правильный вариант, консультиру­ясь с толковым словарем русского языка.

1.Письмо дошло до (адресата, адресанта) вовремя. 2. В короткий срок удалось

( освоить, усвоить) многие темы . 3. Этот учитель всегда проявляет ( внимательность, внимание) к детям. 4. На участке значи­тельная часть почвы (каменная, каменистая).

5. Я (оцениваю, расцениваю) ваше выступление как клевету. 6. В моей жизни это было самое (па­мятное, памятливое) событие. 7. Пока шло рас­следование, злоумышленник надеялся, что его ( по­ступок, проступок) останется безнаказанным. 8.В жаркий день приятно погулять по (тенистым, теневым) аллеям. 9. В реке (отображались, отражались) прибрежные деревья и кустарники. 10. ( Надев, Одев) очки, бабушка села вязать носки.

Задание 9.

Выберите предложение, соответствующее нормам литературного языка.

1. Уплатить за проезд по железной дороге 2. Оп­латить за проезд по железной дороге.

3. Оплатить проезд. 4. Заплатить долги.. 5. Оплатить счет. 6. Про­шу представить мне отпуск. 7. Прошу предоставить мне отпуск. 8. Ему предоставлена возможность. 9.Рецензия о статье. 10.Отзыв на реферат.11.Отзыв о диссертации.

Ключ:1,3, 4,5,7,8,10,11.

Антонимы — это слова, противопоставленные по значению (прав­да - ложь). Антонимы относятся с одной части речи и объеди­няются в пары по контрасту. В антонимические отношения вступают слова, характеризующие следующие признаки:

- качество (родной — чужой, густой — редкий),

- пространственные и временные отношения (большой - малень­кий, ранний - поздний);

- количественное значение (многие - немногие, единственный - многочисленный).


Антонимы создают оксюморон — стилистический прием образной речи, состоящий в создании нового понятия соединением контраст­ных по значению слов (горькое счастье, живой труп, сладкая скорбь, красноречивое молчание).

Задание 1 ЕГЭ.

В какой паре между выделенными словами возникают смысловые отношения, отличающиеся от смысловых отношений в остальных парах?

1). ЗРЕЛЫЙ плод - СПЕЛЫЙ персик

2). КРАСНЫЙ флаг – АЛЫЙ закат

3). ДОКУЧАТЬ вопросами - ДОСАЖДАТЬ советами

4). БОЛЬШОЙ словарь - МАЛЕНЬКАЯ книга

Ключ : в 4) приведены антонимы в отличие от синонимов в остальных парах.

Задание 2.


Выпишите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:



1) суровый климат


а) благоприятный


б) холодный


в) мрачный


2) богатый опыт


а) миниатюрный


б) убогий


в) скудный


3) полный ответ


а) пустой


б) частичный


в) исчерпывающий


Задание 3 .

К выделенным словам подберите антонимы.



1. Вредный совет. 2. Откровенный человек. 3. Большой город. 4. Начать посевную кампанию. 5. Свежий хлеб. 6. Выиграть партию. 7. Обвинять кого-либо.

Задание 4 ЕГЭ.

Укажите, какие из выделенных слов являются антонимами.


  1. недовольно ВОРЧАТЬ - постоянно БРЮЗЖАТЬ

  2. громкий ПЛАЧ - не ПЛАЧЬ по пустякам

  1. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ протокол - ДИПЛОМАТИЧНЫЙ ответ

  1. ЛЮБОВЬ к женщине - НЕНАВИСТЬ к врагу

Задание 5 ЕГЭ.

Какая пара фразеологизмов не является антонимами?

1) кот наплакал, сколько душе угодно

2) взять себя в руки, заваривать кашу

3) выеденного яйца не стоит, цены нет

4) воспрянуть духом, повесить голову

Ключ: 2)

Задание 6.

1). Дано 6 слов и словосочетаний. Подберите к ним антонимы, из первых букв которых образуется название столицы государства. Ответ оформите в таблице.


Данные слова

Антонимы

Название столицы









Старость, маленький (дом), тьма, одиночный (труд), сухой (климат), отступление войск.



2). Дано 11 слов и словосочетаний. Подберите к ним антонимы, из первых букв которых образуется слово, которое называет одну из важнейших задач, страстно желанную для челове­чества.

Данные слова

Антонимы

Название задачи










Отцветать, пассивный (человек), остановить (мотор), осуждение, стеснительный (человек), отрицать, холодный (день), разногласие, охладить (железо), ложь, искусственный.

Ключ:1) молодость – огромный – свет – коллективный – влажный - атака

(Москва); 2) расцветать-активный-запустить-одобрение-развязный-утверждать-жаркий-единогласие-накалить-истина-естественный (разоружение).

Задание 7.

Допишите незаконченные сложносочиненные предложения. Какой смысловой оттенок предложению придает каж­дый из разделительных союзов?

1).То дятел стучал по дереву, то .... 2) Не то это был звук реак­тивного самолета, не то .... 3) Или занимайтесь делом, или .... 4) То ли мне показалось, то ли.... 5) Или остановите движение колонны, или … . 6) Либо река делает крутой поворот вправо, либо ....

Задание 8.

Подумайте, какое значение могут иметь противоречивые соче­тания слов.

1).Безликие личности. 2) Беспощадная любовь. 3) Бедный богач. 4) Тупое остроумие.

5) Крупные мело­чи. 6) Красноречивое молчание. 7) Звонкая тишина. 8) Активный бездельник. 9) Устное письмо. 10)Грешный ангел.

Задание 9.

Объясните сочетание противоречивых по значению слов в литературных произведениях, воспоминаниях.

1) Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса—

Люблю я пышное природы увяданье.

(А. С. Пушкин)

2) Погружаясь в холодный кипяток Нарзана, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвраща­лись. (Лермонтов. «Княжна Мери»). 3) Я имела горькую сладость проститься с Пушки­ным. (Из письма Екатерины Карамзиной сыну Андрею о прощании с умирающим Пушкиным. Г. Гессен).

Ключ:1)Пышное увяданье - листья разных оттенков делают осень очень красивой.2)Холодный кипяток - в воде нарзана много пузырьков, как в кипятке.3)Горькая сладость-горе при виде умирающего поэта и счастье общения с великим Пушкиным.

Омонимия – это совпадение в звучании и написании слов, различных по значению.

Выделяют также следующие смежные с омонимией стилистические явления.

- омоформы слова, совпадающие только в какой-нибудь одной грамматической форме: три (числительное в именительном падеже) - три (глагол в повелительном наклонении единст­венного числа второго лица);



- омофоны — слова, которые звучат одинаково, но не совпадают на письме (луглук, молодмолот);

- омографы — слова, которые совпадают только на письме, но отличаются произношением. Как правило, они различаются ударением (сóрок — сорóк).

Задание 1 ЕГЭ.

Укажите, в каком случае выделенные слова являются омонимами.


  1. ПРЕДСТАВИТЬ отчёт - ПРЕДОСТАВИТЬ слово

  2. МОЛОДОЙ человек - СТАРАЯ женщина

  3. большая РАДОСТЬ - всеобщее ЛИКОВАНИЕ

  4. жареный ЛУК - ЛУК со стрелами

Задание 2.

Определить, какими частями речи и какими их формами могут быть приведенные слова.

Дуло, чай, гладь.

Задание 3.

Составить словосочетания с данными ниже словами.

Стих (стихотворение) и стих (от стихать); лаком (от лак) и лаком (от лакомый), стекло (сущ.) и стекло (от стекать), три, трём (числ.) и три, трём (формы гл. тереть).

Задание 4.

Расставить в данных словах ударения.

Сорок сорок, сорок сорок; дорога дорога, дорога дорога;

пугало пугало, пугало пугало; плачу да плачу, плачу да плачу.

Задание 5.

Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова? Как называется это явление омонимии?

Прим..рять — прим..рять, ст..рожил — ст..рожил, изморо..ь — изморо..ь, плач(ь?) — плач(ь?), впереме..ку — впереме..ку, пр..зрение — пр..зрение, с..деть — с..деть.

Задание 6.

Найдите звучащие одинаково слова (омофоны) в выраже­ниях-каламбурах:

1) Актер Несчастливцев смотрит на деньги в шка­тулке помещицы Гурмыжской и говорит: «Злато, злато! Сколько через тебя зла-то!».

(А. Н. Островский)

2) Молодому писателю:


— Нельзя хвалиться только тем,

Что у тебя избыток тем,

Произведенья знаем те мы,

Где лучшие погибли темы.

(С. Шевцов)


3) Об одном из писателей:

— Сработав том большой, как дом,

Он заблудился в доме том.

(А.Жаров)

4) Область рифм — моя стихия,

И легко пишу стихи я.

(Д.Минаев)

5) Ценят золото по весу,

А по шалостям - повесу. (Д.Минаев)

6) Вас в детстве слишком нежили,

Как мы, в нужде вы не жили,

И при хорошем старосте

В имении до старости,

Забот не зная, прожили,

Но средств своих не прожили.
(Д.Минаев)

Задание 7.

Отгадайте загадки, в основе которых лежит омонимия.
1. В бою рубят, а после боя развлекают.

2.У каких быков нет ни рогов, ни хвостов?

3.Какие кошки не ловят мышей?

4.В каком гнезде не бывает птиц?

5.Что можно разбить, получив за это благодарность?

6.Оружие, фрукты, камни-самоцветы,

Одно название – разные предметы.

7. Какое крыло никогда не летает?

Ключ:1.Шашки.

2.Опоры моста.

3. Приспособления для альпинистов.

4. Гнездо слов.

5. Цветник, лагерь.

6. Гранаты.

7. Крыло здания.


Задание 8.

Узнайте предметы, обозначаемые омонимами, по некоторым признакам этих предметов.

А. 1) Какие баки могут быть густыми, а ка­кие — пустыми? 2) Ка­кой наушник вызывает удовольствие, какой — омерзе­ние?3) Какой тур может быть плавным, а какой должен быть назван диким?

Б. 1) Какое слово-омоним обозначает звук и его изображение на бумаге или другом материале и дипломатическое обращение одного правительства к другому?, 2) Какое слово-омоним ( глагол) употребляют, когда гово­рят, что лошадь доставляет на вокзал тяжелый груз и человеку во всем благоприятствует удача? 3) Какое слово-омоним обозначает стаю птиц и казацкое посе­ление? 4) Какое слово-омоним обозначает место стоянки машин и большой сад с аллеями, цветниками? 5) Какое слово-омоним обозначает пшеничный хлеб в виде кольца и рулевое колесо автомобиля?

Ключ: А.1)бакенбарды и сосуды; 2)прибор и доносчик; 3) тур танца и горный козёл. Б.1)нота; 2)везёт; 3) станица; 4)парк; 5) баранка.

Фразеологизмыэто лексически неделимые устойчивые сочетания, имеющие целостное значение, которое часто можно выразить одним словом: кот наплакал (мало), за тридевять земель (далеко), без году неделя (недавно).

Каждый компонент фразеологизма воспроизводится в определенной грамматической форме, которую нельзя произвольно изменять. Например, сочетание «бить баклуши» невозможно использовать в единственном числе («бить баклушу»); сочетание «играть роль» подменять сочетанием «иметь роль» (вместо «иметь значение»).

Фразеологические обороты с абсолютной семантической спаянностью частей называются идиомами.

Задание 1 ЕГЭ.

Какое выражение не является фразеологизмом?

1) ни рыба ни мясо

2) ни два ни полтора

3) ни сном ни духом

4) ни вчера, ни сегодня

Задание 2 ЕГЭ.

В каком предложении нет фразеологиче­ского оборота?

1) Сам я стараюсь держаться с ними не на дружеской ноге, а в пределах служебного приличия,

2) Он объявил им, что ноги его не будет в этом доме.

3) Девочка сидела на диване, поджав ноги.

4) Можно было подумать, что еще нога не ступала в этих диких местах.

Задание 3 ЕГЭ.

Какой фразеологический оборот имеет значение «наиболее уязвимое место»?

1) авгиевы конюшни

2) вавилонское столпотворение

3) ахиллесова пята

4) филькина грамота.

Задание 4.

Определите значения фразеологического оборота, выберите правильный ответ.

1) СТРОИТЬ ЗАМКИ НА ПЕСКЕ: а) основы­ваться на ненадежных данных; б) заниматься строительством; в) предвидеть.

2) НИЧТОЖЕ СУМНЯШЕСЯ: а) не колеблясь; б) сломя голову; в) очень медленно.

3) ПОД СУРДИНКУ: а) вместе с кем-либо; б) под музыку; в) тайком.

4) КЛАСТЬ ПОД СУКНО: а) без продвижения (о просьбе, деловой бумаге); б) уделять при­стальное внимание чему-либо; в) надеяться на что-либо.

5) КРОКОДИЛОВЫ СЛЕЗЫ: а) сильно плакать; б) лицемерная жалость; в) слезы крокодила.

6) РАЗДЕЛАТЬ ПОД ОРЕХ: а) украсить; б) сто­лярничать; в) сильно ругать, распекать.

7) В ЧУЖОМ ПИРУ ПОХМЕЛЬЕ: а) неприят­ность из-за других; б) радость у соседей;

в) участвовать в чем-либо.

8) ИЗ ЛЮБВИ К ИСКУССТВУ: а) ради самого занятия, без корыстных целей; б) быть цени­телем прекрасного; в) преследовать корыст­ные цели.

Задание 5.

Объясните значение и сообщите данные о происхождении приведенных ниже идиом. Составьте предложения с эти­ми идиомами.

Идиомы: 1) Турусы на колесах. 2) Оказаться в цей­тноте. 3) Играть первую скрипку.

4) Тянуть канитель. 5) Позолотить пилюлю. 6) От доски до доски. 7) Заку­лисные разговоры. 8) Умыть руки. 9) Вывести на чистую воду.10) Ариаднина нить.

11) Геркулесовы столпы. 12) Ахил­лесова пята. 13) Гордиев узел. 14) Дамоклов меч.

15) Крокодиловы слезы. 16) Медвежья услуга. 17) На седьмом небе. 18) Пальма первенства. 19) Пиррова победа.20) Поднять на щит. 21) Прокру­стово ложе. 22) Пришел, увидел, победил! 23) Свинью подложить. 24) Сизифов труд. 25) Яблоко раздора.

Задание 6.

Замените данные идиомы словами-синонимами. При затруд­нении обратитесь к фразеологическому словарю.

1) Остаться с носом. 2) Тянуть канитель. 3) Куда глаза глядят. 4) Почить на лаврах.

5) Семи пядей во лбу. 6) Держать нос по ветру. 7) Рукой подать. 8) Положить в долгий ящик.

Задание 7.

Рассмотрите в следующих предложениях груп­пы выделенных слов и укажите, какие внешние грамматические признаки, способствующие обособлению, у них имеются. Установите, что же препятствует их обособлению.

1)Вася согласился скрепя сердце. 2) Ушел не солоно хлебавши. 3) Он работал не покладая рук. 4) Испуганные девочки бежали сломя голову. 5) Видно было, что он примчался сюда не переводя духа.

Задание 8.

Найдите ошибки, допущенные в данных пред­ложениях. Запишите исправленный вариант.



  1. Мечик навзничь упал на землю и уткнулся лицом в ладони. 2) Я стараюсь учиться

во весь дух. 3) Школьники во все лопатки спешили на урок. 4) Я потерял сознание, упав в обморок, и лишился чувств. 5) Друзья остались друг с другом наедине.

6) Мы поднялись рано чем свет. 7) Я работаю аккуратно со дня на день. 8) Ученик растерял карандаши все как один. 9) Ушла лиса не солоно хлебав.

Устаревшие слова - это слова, которые вышли из активного употребления в языке. Среди них есть историзмы - слова, представляющие собой названия исчезнувших предметов, явлений, понятий (кольчуга, гусар, нэпман), и есть архаизмыназвания существующих вещей, явлений, по каким-либо причинам вытесненные другими словами, имеющие синонимы в современном языке (вседневно – всегда, очи – глаза, дабы – чтобы, лобзать – целовать).

В языке существуют также новые слова, которые еще не стали привычными (повседневными) наименованиями предметов, явлений (неологизмы). Например, «рыночник», «читабельный», «лунодром» и т. п.

Задание 1 ЕГЭ.

В каком ряду есть устаревшее слово?

1) верить, побежать, асфальт, перстень

2) накануне, ненастье, автор, деревенька

3) конкуренция, десятка, вертеть, ход

4) ковры, гнать, сейчас, перст

Задание 2 ЕГЭ.

В каком ряду есть устаревшее слово?

1)батон, вера, соглашение, суфле

2)атмосфера, деятель, учиться, сухарь

3)рассказ, соревнование, вприкуску, ремонт

4)обои, покрывало, раёк, нехватка

Ключ: 4-раёк- 1) в старину: ящик с передвижными картинками, показ которых сопровождался комическими прибаутками; 2) театральная галёрка (разг., устар.).

Задание 3 ЕГЭ.

В каком предложении есть новое слово (неологизм)?

1) В музее хранилась кольчуга древнерусского воина.

2) Всё украшало кабинет философа в осьмнадцать лет (А. Пушкин).

3) Наверху располагалась огромная библиотека.

4) Были мы люди, а стали людьё (О. Мандельштам).

Задание 4.

Прочитайте отрывок из романа А. Н. Толстого «Петр Первый». Обра­тите внимание на выделенные слова. Что они обозначают?

В приказе, в низких палатах, угар от печей, вонь, немете­ные полы. За длинными столами, локоть к локтю, писцы цара­пают перьями. За малыми столами—премудрые крючки— подьячие, от каждого за версту тянет постным пирогом,—ли­стают тетради, ползают пальцами по челобитным... По повыту, мимо столов, похаживает дьяк-повытчик, в очках на рябом носу...

Ключ: приказ-учреждение в России 16-17 веков; подьячий-канцелярист; челобитная- письменная просьба; повыт – канцелярия; повытчик-служащий в канцелярии.

Задание 5.

Выпишите из текста устаревшие слова и выражения.

Свирепые ветры дули прямо по протяжению улицы, порывом коих скоро воздымается бурная река. Она мгновенно мелким дождем прыщет в воздухе, и выше растет, и быстрее мчится. Между тем в людях мертвое молчание; конопать и двойные рамы не допускают слышать дальних отголосков, а вблизи ни одного звука ежедневного человеческого; ни одна лодка не появилась, чтобы воскресить упадшую надежду. Первая — гауптвахта какая-то, сорванная с места, пронеслась к Кашину мосту, который тоже был сломлен и опрокинут; лошадь с дрожками долго боролась со смертию, наконец уступила напору и увлечена была из виду вон; потом поплыли беспрерывно связи, отломки от строений,

дрова, бревна и доски — от судов ли разбитых, от домов ли разрушен­ных различить было невозможно. Вид стеснен был противустоящими домами.

А. Грибоедов «Частные случаи петербургского наводнения»

Речевая избыточность может принимать форму плео­назма. Плеоназмом называется употребление в речи близких по смыслу и поэтому излишних слов (главная суть, повседневная обы­денность, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, ценные сокровища, темный мрак).

Разновидностью плеоназма является тавтология — повторное обозначение другими словами уже названного понятия (спросить вопрос, возобновить вновь, писатель пишет).

Задание 1.

Найдите примеры речевой избыточности.

1. Долгие и продолжительные аплодисменты. 2. Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями рук. 3. Это был первый дебют начинающей актрисы.4.Тренер тренирует молодых спорт­сменов. 5. В июне месяце мы едем на экскурсию. 6.Я очень люблю рыбную уху.7. Во дворе стояла поленница дров. 8. Это новый прейскурант цен.

Задание 2.

Найдите и устраните ошибки, связанные с речевой избыточностью.

1) Вдруг она оробела и испугалась. 2) Девушка отдалась своим чувствам и переживаниям. 3) Потом они стали анализировать и обсуждать свое положе­ние. 4) В этой работе не увидишь, не обнаружишь ника­ких дельных мыслей. 5) Рабочие строят, создают пре­красные дома. 6) Я видел эту сцену своими собствен­ными глазами. 7)Вопросы были очень различны и весьма разнообразны. 8) Образцы деловых бумаг вывешены для обозрения и ознакомления. 9) А. Н. Островский в своих пьесах критиковал и обличал темное царство. 10) Молодой человек рисуется и щеголяет своей напуск­ной разочарованностью. 11) В интересной и заниматель­ной форме надо обобщать, суммировать результаты на­блюдений. 12) В работе не было оригинальности, своеоб­разия. 13. Оперативники быстро и оперативно открыли входную дверь. 14. Я очень люблю рыбную уху.

Задание 3.

Устраните случаи плеоназма в данных ниже предложениях. Раскройте значение заимствованных слов.

А. 1) Был проведен анкетный опрос. 2) Пушкин дает биографию жизни Владимира Дубровского. 3) Герой повести предавался нереальным фантазиям. 4) Отдельные элементы в работе хороши. 5) К елке купили пол­ный комплект игрушек. 6) Решение

базировалось на твердом основании. 7) Чтец исполнил отдельные фраг­менты из поэмы «Полтава». 8) Эта задача имеет различ­ные варианты решения. 9) Спектакль идет с полным аншлагом. 10) Зал заполнили старые ветераны Великой Отечественной войны.

Задание 4.

Устраните случаи плеоназма в данных ниже предложениях.

1) Кутузов заранее предвидел, что французские войска будут в Москве голодать.

2) Человек мечтает о лучшей жизни в будущем. 3) Доклад был немного бедноват мыслями. 4) Смотря на эту картину в кино, я несколько раз совсем умирала. 5) На экзамене совсем не было тем о творчестве Гоголя. 6) Я возвратил обратно взятую в библиотеке книгу. 7) Нам необходимо совер­шенно искоренить дурную привычку подсказки при ответе товарища. 8) Имею большой возраст преклонных лет. 9) В автошколу принимаются лица от 18лет и выше. 10) По­вторяю вам еще раз. 11) Эта работа проводилась сти­хийно, определенной системы не было. 12) Уже видна немного желтоватая листва. 13) Сергеев промахнулся мимо шайбы.

Задание 5.

Укажите неоправданные случаи тавтологии в данных ниже текстах, устраните их.

А. 1) Мы должны к 13 часам выполнить работу полностью. 2) Мой брат завтра получает первую трудо­вую получку. 3) Пугачев сидел с близкими приближен­ными. 4) Автор полно изобразил образ Герасима. 5) При разговоре с Маниловым. Чичиков говорит о покупке мертвых душ. 6) Илья Васильевич направился в направлении к военному плацу.

7) Игрушки были освещены светом разных электрических ламп. 8) Рабо­чие объединились в единое целое. 9) В век открытий и изобретений было открыто электричество. 10) Этот приём работы был приемлем. 11) Проступок был выяснен с полной ясностью. 12) Портрет обрамлен рамкой.

Б. 1) Учитель рассказывает интересный рассказ. 2) Случился непредвиденный случай.

3) Письмо надо было вручить в собственные руки. 4) Позвольте мне начать рассказ сначала. 5) В библиотеке была большая картотека с карточками. 6) Мой дядя служил на воен­ной службе. 7) Рязанцы послали послов к татарам. 8) Поезд приближался ближе.

9) Учительница при опросе спрашивала четырех учеников. 10) Писатели, писавшие о крепостном праве, раскрыли тяжелое поло­жение крестьян. 11) Чтец прочитал поэму Маяковского «Хорошо». 12) Организация «Молодая гвардия» была организована в Краснодоне. 13) Проделанная работа оценена высоко.

Выразительные средства языка.



Аллегория — иносказание, выражение чего-либо отвлеченного, какой-то идеи в конкретном образе. Повадился кувшин по воду ходитьтам ему и голову сложить.

Гипербола — образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Целого быка съел бы я сейчас!

Метафора—использование слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства явлений или признаков. Горит костер рябины красной.

Метонимия это троп, основанный не на сравнении, а на отожествлении. Читаю Канта.

Литота — образное выражение, содержащее непомерное пре­уменьшение. В доме нет ни крошки хлеба. Мальчик с пальчик.

Олицетворение — троп, состоящий в перенесении свойств чело­века на неодушевленные предметы. Чайка плачет над морем.

Перифраза – замена слова или оборота словосочетанием, в котором указаны признаки неназванного предмета. Царь зверей (о льве). Автор«Маскарада»(о М.Ю.Лермонтове).

Сравнение — сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них с помощью другого. Лицо брата было белое, как только что выпавший снег.

Эпитет — образное определение. Голубоглазые озера. Лохматые тучи.

Фигуры речи



Анафора- единоначалие. Где тот дом? Где мать, любимая тобою?

Антитеза — оборот, в котором сопоставляют противоположные понятия. Корень ученья горек ,но плод его сладок.

Градация — такое расположение слов, при котором каждое по­следующее содержит усиливающее значение. Бежал, летел, мчался к вам!

Инверсия — обратный порядок слов. Тебе верю я.

Параллелизм — одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них членов предложения. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт.

Риторическое обращение — обращение, призванное выражать от­ношение автора к тому или иному объекту. Счастье! Кто не мечтал о нём!

Риторический вопрос — вопрос, который ставится не с целью по­лучения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Где он только не бывал?!

Парцелляция (сегментация) – это выделение в самостоятельные звенья тех или иных членов предложения, подчеркнутых интонацией, глубокой паузой. Сидим. Ждём приказа.

Эпифора- повтор слова или сочетания в конце отрезка речи. Летели пули. Убивали пули.

Задание1.

Какой приём использован в предложении?

Уста, как роза, алеют.



  1. метафора

  2. сравнение

  3. метонимия

  4. гипербола

Задание 2.

Какой приём использован в предложении?

«О чем ты поёшь, берёзка белая?»


  1. метафора

  2. метонимия

  3. олицетворение

  4. гипербола

Задание 3.

Выражение отвлеченного понятия или идеи при помощи конкретного образа – это…



  1. аллегория

  2. ирония

  3. гипербола

  4. олицетворение

Задание 4.

Троп, с помощью которого признак качества, свойства предмета усиливается, - это …



  1. гипербола

  2. литота

  3. сравнение

  4. аллегория

Задание 5.

Какой прием использован в предложении?

Театр рукоплескал.

1) метафора

2) метонимия

3) гипербола

4) сравнение

Задание 6.

Какой приём использован в предложении?

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

1)метонимия

2)ирония


3)сравнение

4)аллегория

Задание 7.

Группировка определений по нарастанию или ослаблению эмоционально-смысловой значимости – это…



  1. парцелляция

  2. градация

  3. повтор

  4. инверсия

Задание 8.

Какой прием использован в предложении?

Он был королём экрана.

1) метафора

2) метонимия

3) гипербола

4) сравнение
Текст-от лат.textum-ткань, связь, соединение. Текст-это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство, грамматическая связь между частями, цельность, законченность. При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются, а при цепной связи повторяются ключевые слова или идёт замена его синонимом.Типы речи: повествование (сообщение, цепь событий),описание(словесная картина),рассуждение(тезис, доказательства, вывод).

Примером такого типа речи может служить текст:

«Управление-это высший вид человеческой деятельности. Труд управленца предъявляет повышенные требования к нервно-психологической сфере: препятствия, конфликты-всё это входит как составная часть в его работу. Эмоциональная зрелость проявляется во всём: в уравновешенности характера, в благоразумии, в надёжности. В умении тактично, но твёрдо потребовать от каждого выполнения поставленной задачи. Управление-это наука искусство вместе. Всё управление-это умение быть честным.»

Но в чистом виде типы речи почти не встречаются. Например, несколько типов речи есть в тексте:

«Форма денег менялась постоянно. Деньгами были шкуры, раковины, камни. На Каролинских островах человек, получивший плату за проданную корову, должен был катить перед собой тяжёлый камень, что было не легче коровы, которую он тащил за верёвку на продажу. По другой причине не подошли на роль денег морские ракушки - уж слишком доступны они были. Попытка римского императора Калигулы пополнить свою казну такими деньгами не удалась, поскольку раковины не имели никакой ценности: они были везде, и каждый мог набрать их сколько угодно. В результате эволюции победили деньги в виде монет и купюр.»

  1   2