Сухорукова Екатерина Николаевна 2014 год г. Ангарск Программное содержание

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Сухорукова Екатерина Николаевна 2014 год г. Ангарск Программное содержание

Скачать 141,88 Kb.


Дата01.09.2017
Размер141,88 Kb.

Скачать 141,88 Kb.

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 2 г. Ангарск

«Библиотечно-библиографические и информационные знания учащимся»

Программа библиотечных уроков

1-9 классы

Срок реализации программы: 1 год
Возрастная категория учащихся:

7 – 16-17 лет


Автор-составитель:

заведующая библиотекой:

Сухорукова Екатерина Николаевна

2014 год


г. Ангарск

Программное содержание



1. Пояснительная записка 3

1.1. Введение 3

1.2. Актуальность программы 3

1.3. Нормативно-правовое обеспечение программы. 3

1.4. Цели и задачи программы 4

1.5. Направления деятельности библиотеки 4

1.6. Основные функции библиотечно-информационного центра школьной библиотеки 4

2. Этапы разработки и реализации программы 6

2.1. Основные принципы 6

2.2. Методы, практикуемые в организации работы 6

3. Формы и методы реализации программы 7

3.1. Управленческая деятельность по информационному обеспечению 7

3.3. Основные требования к уровню подготовки учащихся. 7

4. Организационно-методическое обеспечение 8

5. Средства контроля 9

6. Список литературы 10




1. Пояснительная записка

1.1. Введение

Велика роль книги в воспитании учащихся. Разнообразны виды и формы работы с книгой, но все они подчинены общей цели – развитию у школьников навыков чтения. Важно пробудить интерес к чтению книг с первых дней пребывания учащихся в школе. Планируемая работа направлена на расширение и углубление интересов детей, умение работать с книгой, также на решение проблемы обогащения познавательной деятельности.

Данная программа позволяет также достичь воспитательных результатов с детьми во внеурочной познавательной деятельности.

Познавательная деятельность является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности. Она организована в форме библиотечных уроков.



1.2. Актуальность программы

Программа развития школьной библиотеки составлена на основе федерального компонента государственного стандарта. Дает примерное распределение учебных часов и последовательность изучения тем с учетом возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации образовательного процесса.

Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретенных в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. В связке «Образовательная система — Школа — Школьная библиотека» школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития.

1.3. Нормативно-правовое обеспечение программы.





  1. Федеральная программа развития образования.

  2. Национальная стратегия «Наша новая школа».

  3. «Закон об образовании РФ».

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт.

  5. Концепция развития библиотечного дела в РФ до 2015 г.

  6. Закон РФ "О библиотечном деле".

  7. Закон РФ "Об информации".


1.4. Цели и задачи программы



Цель программы.

Формирование начальных знаний, умений и навыков по работе с книгой, приобщение учащихся к библиотеке и систематическому чтению.



Задачи программы.

Образовательная: расширение кругозора;

Воспитательная: воспитание любви к книге, к чтению

Развивающие: развитие познавательных интересов, любознательность; развитие читательских интересов.

1.5. Направления деятельности библиотеки





  1. Работа с учащимися:

  • Уроки культуры чтения;

  • Библиографические уроки;

  • Информационные и прочие обзоры литературы;

  • Доклады о навыках работы с книгой.

  1. Поддержка общешкольных мероприятий:

  • Предметные недели;

  • День Знаний;

  • День Матери;

  • День Земли и др.;

  • Общественные акции;

  • Оформление школьных газет и стендов.

  1. Работа с педагогами и родителями:

  • Выступления на заседаниях;

  • Обзоры новинок художественной, научной, учебной литературы;

  • Отчеты о работе и планировании деятельности библиотеки;

  • Выступления на родительских собраниях;

  • Индивидуальная работа с педагогами.

  1. Пополнение банка педагогической информации.

  2. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из библиотечно-информационного центра школьной библиотеки.

  3. Создание условий учащимся, педагогам, родителям для чтения литературы.



1.6. Основные функции библиотечно-информационного центра школьной библиотеки



Образовательная – поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе.

Информационная – предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.

Культурная – организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.
1.7. Место реализации: ОГСКОУ «Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска.
1.8. Срок реализации программы: 1 год.
1.9. Возрастная категория учащихся: 7 – 16-17 лет.

2. Этапы разработки и реализации программы

2.1. Основные принципы

1. Принцип системности - этот принцип обеспечивает взаимность всех элементов работы, а также наличие системообразующего элемента, которым является в нашей работе личностный подход.

2. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации работы.

Фронтальные формы работы:

– участие в школьных, районных и городских мероприятиях;

– проблемно-тематические семинары;

– тематические педсоветы.

Групповые формы работы:

– посещение и анализ открытых уроков и мероприятий;

– заседания методических объединений классных руководителей;

– заседания координационного совета;

– работа творческих групп;

– обмен опытом.

Индивидуальные формы работы:

– работа отдельных педагогов по теме;

– подготовка педагогами конспектов уроков по теме;

– творческие отчёты отдельных педагогов дополнительного образования;

– взаимопосещение занятий;

– помощь отдельным педагогам в овладении диагностическими методиками;

– консультации педагогов.



2.2. Методы, практикуемые в организации работы

1. Теоретические:

– изучение специальной и психолого-педагогической литературы;

– анализ;

– сравнение;

– обобщение и т. д.

2. Эмпирические:

– тесты;


– анализ и моделирование ситуаций;

– деловые, ролевые, организационно-деятельностные игры;

– тренинги;

– дискуссии;

– лекции;

– беседы;

– анкетирование и т. д.

3. Формы и методы реализации программы

3.1. Управленческая деятельность по информационному обеспечению

1. Создание банка данных:

– разработок уроков;

– лекций и бесед для родителей;

– бесед для учащихся;

– внеклассных мероприятий.

2. Информирование участников образовательного процесса о федеральных, региональных документах.

3. Сбор текущей информации:

– о результатах тестов, срезов знаний;

– о посещениях уроков, занятий, внеклассных мероприятий.

4. Сбор аналитической информации:

– о ходе работы по программе;

о результатах выполнения программы.

5. Функционирование проблемных семинаров, практикумов.

6. Работа школьных методических объединений.

7. Консультационные совещания.

8. Проведение контрольных срезов, тестов.

9. Систематическое оформление информационного стенда.


3.2. Методы и формы работы по реализации поставленных задач:


  • словесные методы: беседы, индивидуальные собеседования;

  • работа с литературой;

  • наглядно-иллюстративные методы: работа с кино- видеоматериалами, фотоматериалами, плакатами, интернет – обозреватель;

  • практические методы: игровое моделирование, конкурсы, праздники.

Методы наглядной агитации

  • Оформление стендов;

  • Составление буклетов, брошюр, листовок, памяток;

  • Издание стенгазет;

  • Конкурсы рисунков;

  • Просмотр видеосюжетов.

Программа предполагает групповые занятия и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

3.3. Основные требования к уровню подготовки учащихся.

В результате обучения учащиеся должны знать:



  • знания о роли и пользе книги;

  • знания об источниках информации, информацию о детских писателях;

  • знать правила пользования библиотекой;

  • знать правила обращения с книгами.

Учащиеся должны уметь:

  • умение ориентироваться в библиотеке;

  • умение самостоятельно выбирать книгу;

  • умение бережно обращаться с книгами.

Программа рассчитана на 40 часов, для учащихся 1-9-х классов, с учетом возрастных особенностей.

4. Организационно-методическое обеспечение



Учебно-тематический план на год обучения


Класс

Разделы и темы

Всего часов

В том числе

теория

практика

1

«Давайте познакомимся!» - экскурсия в библиотечно-информационный центр. Правила и умения обращаться с книгой

5

5

-

2

«Её Величество Книга». Знакомство со структурой книги.

5

5

-

3

«Остров периодики». Газеты и журналы для детей. Справочная литература.

5

4

1

4

Твои первые энциклопедии, словари и справочники.

5

2

3

5

Древние книги.

Тест «История появления основных источников информации».



4

2

2

6

Библиотеки России. Крупнейшие книжные центры.

4

2

2

7

Выбор книг. Библиографические указатели.

4

2

2

8

Методы самостоятельной работы с книгой. Как писать отзыв о прочитанной книге. Памятка для учащихся

4

2

2

9

Каталоги - ключ к фондам библиотеки. Картотеки (экскурсия).

4

1

3




ИТОГО

40

25

15


Содержание программы
1 класс. «Давайте познакомимся!» - экскурсия в библиотечно-информа-ционный центр. Правила и умения обращаться с книгой. Знакомство с библиотечно-информационным центром, формирование интереса к книге. Экскурсия по библиотечно-информационному центру. Термины «библиотечно-информационный центр», «абонемент», «информационный зал», «читатель», «библиотекарь». Знакомство с книжными выставками, тематическими полками, картотеками, периодической печатью. Основные правила пользования библиотечно-информационным центром.

2 класс. «Её Величество Книга». Знакомство со структурой книги. Роль и назначение библиотеки. Первое знакомство со структурой книги. Обложка, титульный лист, предисловие, аннотация, содержание, оглавление,  иллюстрация, их значение в выборе и чтении. Правила и умения общаться с книгой.

3 класс «Остров периодики». Газеты и журналы для детей. Справочная литература. Разнообразие детских журналов. Структура журналов. Оформление журналов.
 Просмотр имеющихся в читальном зале периодических изданий для начальных классов: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Простоквашино»  и др. Обучение умению пользоваться справочной литературой. Расширение понятий о видах справочной литературы. Привитие навыков пользования ими. Типы справочных изданий. Энциклопедии универсальные «Что такое? Кто такой?» и отраслевые (историческая, географическая, биологическая и др.). Принципы использования справочного аппарата энциклопедий. Словари, их структура и принципы работы с ними.

4 класс. Твои первые энциклопедии, словари и справочники. Представление о словаре, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели.

5 класс. Древние книги. Тест «История появления основных источников информации». Мысли людей, записанные в виде рисунков, иероглифов, букв, незримыми нитями привязаны к месту и времени своего возникновения. Они стали доступны для нас благодаря тому материалу, который донёс их до нашего времени. От материала зависела и форма книги. Разные народы использовали доступный для них писчий материал.

6 класс. Библиотеки России. Крупнейшие книжные центры. Библиотека – центр по сбору и хранению информации. Крупнейшие книжные центры. Обучение самостоятельному поиску информации.

7 класс. Выбор книг. Библиографические указатели. Расстановка фонда в библиотеке. Обучение самостоятельному поиску информации. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат. Алфавитный и систематический каталоги: когда следует к ним обращаться.

8 класс. Методы самостоятельной работы с книгой. Как писать отзыв о прочитанной книге. Памятка для учащихся. Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка использованной литературы. Как составить конспект. Как составить план, тезисы, список литературы. Как писать отзыв о прочитанной книге.

9 класс. Каталоги - ключ к фондам библиотеки. Картотеки (экскурсия). Каталоги, картотеки.  Понятие и особенности алфавитного и систематического каталогов. Художественная литература для старших подростков.

5. Средства контроля





  • тестирование;

  • анкетирование;

  • поисковая работа;

  • самостоятельная работа;

  • письменные работы (реферат, отзыв, ведение дневника, рецензия);

  • составление плана, тезисов, списков литературы.



6. Список литературы





  1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2009.

  2. Антипова, В.Б. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие/ В.Б. Антипова. - М.: Издательство «Глобус», 2009.

  3. Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы / М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.

  4. В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников / авт. - сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.

  5. Годовой круг в школьной библиотеке: сезонные забавы, беседы, праздничные программы / авт. – сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.

  6. Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11 класс/Сост. Е.В. Илдаркина. – 3-е изд., стер.- М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.

  7. Илдаркина, Е.В. Мастер – классы для школьных библиотекарей / Е.В. Илдаркина,- 2-е изд., стереотипное. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.

  8. Информационные компетенции младших школьников: библиотечно-библиогра-фические уроки / авт. – сост. М.А. Багаева. – Волгоград: Учитель, 2011.

  9. Кузнецова, Н.И., Мещерякова, М.И., Арзамасцева, И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. – М.: «Баллас», «С – Инфо», 1995.

  10. Лавренова, Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – С-П.: «Паритет», 2002.

  11. Мастер-классы для школьных библиотекарей. Вып. 2. Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия/Авт.-сост.  Е.В. Илдаркина. – М.: Издательство «Глобус»,  2009.

  12. Мастер – классы для школьных библиотекарей. Вып. 3: методические рекомендации, мероприятия по направлениям воспитания, библиотечно-библиографические олимпиады/Авт.-сост.  Е.В. Илдаркина, В.Б. Антипова. – М.: Издательство «Глобус»,  2010.

  13. Основы информационной грамотности школьника: программа, занятия с учащимися 5-6 классов / авт.-сост. И.Б. Горшкова, Л.Н. Захарова, Г.В. Ежкова.- Волгоград: Учитель, 2011.

  14. Павлов, И.П. Про твою книгу: Научно-популярная литература / рис. и  макет Б. Буракова. – Л.: Дет. лит. 1991.

  15. Подросток в библиотеке: взрослеем вместе с книгой: дискуссионные видеосалоны, тематические дни / авт.-сост. Т.М. Плохотник. – Волгоград: Учитель, 2011.

  16. Праздничный весёлый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт. – сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007.

  17. Прохоренко, И.Ф. Литературные викторины для младших школьников / И.Ф. Прохоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.


  • 1. Пояснительная записка 1.1. Введение
  • 1.2. Актуальность программы
  • 1.3. Нормативно-правовое обеспечение программы.
  • 1.4. Цели и задачи программы
  • 1.5. Направления деятельности библиотеки
  • 1.6. Основные функции библиотечно-информационного центра школьной библиотеки
  • 2. Этапы разработки и реализации программы 2.1. Основные принципы
  • 2.2. Методы, практикуемые в организации работы
  • 3. Формы и методы реализации программы 3.1. Управленческая деятельность по информационному обеспечению
  • 3.3. Основные требования к уровню подготовки учащихся.
  • 4. Организационно-методическое обеспечение