Состав рабочей программы дисциплины

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Состав рабочей программы дисциплины



Дата21.09.2017
Размер1,19 Mb.



Обучающиеся Академии по образовательной программе, реализуемой с применением дистанционных технологий, вправе использовать результаты интеллектуальной деятельности (РИД), включенные в состав такой программы, для целей освоения образовательной программы и подготовки к промежуточной и итоговой государственной аттестации. Обучающиеся по соответствующей программе не вправе распространять указанные РИД, а также использовать их в целях получения дохода.

Пункт 6.8 Положения об интеллектуальной собственности ФГБОУ ВПО РАНХиГС.



СОСТАВ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ




Наименование раздела

1

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

2

Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.

3

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.

4

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий.

5

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).

6

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю), использование БРС.

7

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) (согласовывается с информационно-библиотечным управлением).

8

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля).

9

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

10

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).

11

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).



  1. Результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с результатами освоения образовательной программы.


Цели и задачи дисциплины
Цели дисциплины: Основной целью образования по дисциплине «Введение в политическую теорию» является формирование у студентов базовых знаний в области политической науки, а также первичных навыков анализа политических институтов и процессов.

Задачи дисциплины: В соответствии с указанной целью, дисциплина включает в себя как общий обзор дисциплины, так и углубленное рассмотрение отдельных ее проблем – таких, как политические режимы, институциональный дизайн, политическое участие и поведение, политические партии и электоральная политика и др.
Требования к результатам освоения дисциплины
В процессе изучения дисциплины у студентов формируются следующие компетенции:


Общепрофессиональные компетенции

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

ОПК-1: Владением базовыми и специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области политических наук

Знать: основные факторы социально-политического развития общества и государства, предмет политологии, основные политологические принципы и категории, основные концепции политики, власти, соотношения политики и права, политики и морали.


Уметь: ориентироваться в социально-политических процессах на разных уровнях; использовать политологические знания в практической деятельности, для решения социально-политических и практических задач; понимать характерные особенности современного этапа развития политологии

Владеть: навыками политологического анализа тенденций развития социально-политических и политико-правовых аспектов развития современного общества.

Профессиональные компетенции

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

ПК-1: Владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами сбора и обработки данных

Знать: методы сбора и обработки данных.

Уметь: использовать навыки научных исследований политических процессов и отношений.

Владеть: навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами сбора и обработки данных.

ПК-2: Владением навыками участия в исследовательском процессе, способностью готовить научные тексты для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях

Знать: методологию подготовки научного текста и доклада;

Уметь: готовить научные тексты для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях;

Владеть: навыками участия в исследовательском процессе.

ПК-3: Владением методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок, составления библиографических обзоров, рефератов, разделов научно-аналитических отчетов по результатам научно-теоретической и эмпирической исследовательской работы

Знать: основные приемы социологического, политологического и политико-психологического анализа.

Уметь: составлять библиографические обзоры, рефераты, научно-теоретические отчеты по результатам исследовательской работы.

Владеть основными методики социологического, политологического и политико-психологического анализа для аналитических разработок, составления библиографических обзоров, рефератов, разделов научно-аналитических отчетов по результатам научно-теоретической и эмпирической исследовательской работы.

В результате освоения дисциплины студент должен:



знать:

  • место и роль политики в мире; объект и предмет политической науки; основные понятия и категории, основные теоретические концепции и подходы современной политической науки;

уметь:

  • производить самостоятельный научный поиск по политической проблематике, применять полученные знания к анализу политических явлений;

владеть:

  • навыками работы с информацией по политической тематике; основными методами политических исследований.



При освоении программы дисциплины принимаем, что уровни сформированности компетенций определяются:

«Знать» - базовый уровень;

«Уметь» - средний уровень,

«Владеть» - высокий уровень

Матрица формирования компетенций в процессе освоения дисциплины (модуля) ООП


Темы,
разделы
дисциплины


Количество
часов


Компетенции

ОПК-1


ПК-1


ПК-2

ПК-3

Примечания

Политика и власть

16

+

+

+







Государство

16




+










Заинтересованные группы и партии

16

+




+







Выборы и избирательные системы

8




+

+

+




Институциональный дизайн государственной власти

8




+

+







Исполнительная власть и законодательная власть

16

+

+










Невыборные власти

8




+

+

+




Политические режимы

16

+













Неинституциональные политические акторы

8

+




+

+




Политическая культура

16

+




+







Политические изменения

16

+













Итого

144


















  1. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.


Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Введение в политическую науку» относится к базовой части Б.1 и является обязательной. Преподавание дисциплины «Введение в политическую науку» создаёт необходимые предпосылки для освоения программ таких дисциплин, как «Политическая теория», «Сравнительная политология», «Мировая политика и международные отношения», «Политический анализ и прогнозирование», «Государственная политика и управление», «Теория общественного выбора», «Политические коммуникации», «Политика и религия», «Политические системы зарубежных стран», «Теории демократии и республиканизма», «Политические режимы», «Политические партии и выборы», «Теории и методы политических преобразований», «Политический процесс в незападных странах». Дисциплина читается в 1 семестре.


  1. Объем дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц / 180 часов.

Объем дисциплины и виды учебной работы.




Вид работы

Трудоемкость

(в академических часах)



Общая трудоемкость

180

Аудиторная работа

72

Лекции

36

Семинары и практические занятия

36

Самостоятельная работа

72

Контроль самостоятельной работы

к/р

Вид текущего контроля

Устный опрос, доклад, деловая игра, тестирование,

Вид промежуточного контроля

36 Экзамен(эссе)




  1. Содержание дисциплины (модуля).


Учебно-тематический план дисциплины (модуля) с указанием часов


п/п


Наименование раздела (темы)

Всего часов

семестр

контактная работа обучающихся с преподавателем (час.)

Самостоятельная работа (час.)

Формы контроля

Лекции

Практ. зан.

Лаб.зан.

Всего

В интерактивной форме

Всего

В интерактивной форме

Всего

В интерактивной форме

1

Политика и власть

16

1

4




4

1







8

УО

2

Государство

16

1

4

1

4

2







8

УО

3

Заинтересованные группы и партии

16

1

4

1

4

2







8

КР

4

Выборы и избирательные системы

8

1

2




2

2




1

4

УО

5

Институциональный дизайн государственной власти

8

1

2




2

1




1

4

Т

6

Исполнительная власть и законодательная власть

16

1

4




4

2







8

УО

7

Невыборные власти

8

1

2




2










4

УО

8

Политические режимы

16

1

4




4

2







8

Д

9

Неинституциональные политические акторы

8

1

2




2

2







4

УО

10

Политическая культура

16

1

4




4

2







8

Деловая игра

11

Политические изменения

16

1

4




4

2







8

УО




Итоговый контроль:

36

























36




Итого:

180




36

2

36

18







72

36

Применяемые на занятиях формы интерактивной работы: - просмотр и анализ видеоматериалов.
Содержание дисциплины

Тема 1. Политика и власть

Что такое политика? Этимология слова «политика». Древнегреческий полис. Становление и развитие представлений о политике. Значения слова «политика» в современных языках. Границы политического. Политическое и общественное. Соотношение понятий «субъект политики» и «политический актор». Политика как политический строй (polity), как государственное управление (policy) и как сфера общественной жизни (politics). Современные концепции политики.

Политология как наука о политике. Повседневное и научное знание о политике. Политика как наука и политика как искусство. Политика и мораль. Критерии научного знания. Теоретический и эмпирический уровни научного политологического знания. Генезис и институциализация современной политической науки. Основные методы и подходы современной политологии. Политика и политология как профессии.

Соотношение политики и власти. Многозначность понятия власти. Неполитическая власть, политическая власть, государственная власть. Власть и влияние. Источники политической власти: сила, богатство, знания. Методы властвования: принуждение, стимулирование, убеждение. Авторитет как основа легитимности власти. Легитимность – признание власти обществом. Типы легитимности. Власть легитимная и нелегитимная.


Тема 2. Государство

Государство – доминирующий актор современной политики. Различия между государством и страной, государством и правительством. Государственный суверенитет: основные концепции и историческая динамика. Государство и насилие. Метафора оседлого бандита. Общественные блага и экстерналии. Проблема коллективного действия, социальные дилеммы, коррупция.

Понятие политической системы. Государство как ядро политической системы.

Этимология слова «государство» в европейских языках. Теории происхождения государства. Исторические типы государства. Империя. Современное национальное государство и этапы его развития. Нация. Субнациональные и наднациональные политические сообщества. Государство в контексте глобализации.

Границы компетенции государства. Правовое государство. Минимальное государство, государство развития, социальное государство, тоталитарное государство. Анархистская и либертарианская критика государства. Эффективность государственного управления. Сильные и слабые государства. Несостоятельные государства.

Государство и гражданское общество как две стороны одной медали. Государство, общество, личность. Соотношение гражданского и массового общества. Структура гражданского общества. Ценности гражданского общества и права человека.


Тема 3. Заинтересованные группы и партии

Понятие социального института. Институт как общественное установление (institution) и как организация, учреждение (institute). Институциональный подход в политологии. Политические институты как акторы политики. Институциализация как стандартизация процедур и рутинизация практик. Функции и значение политического института.

Институты опосредования между государством и гражданским обществом. Заинтересованные группы, общественные движения и политические партии: сходства и различия. Функции заинтересованных групп. Классификации заинтересованных групп. Клиентелы. Группы давления. Лоббизм. Каналы и ресурсы политического влияния заинтересованных групп. Системы представительства интересов: плюралистическая, неокорпоративистская, управляемая. Неправительственные организации. Церковь как заинтересованная группа. Бизнес как заинтересованная группа. «Захват государства» и «захват бизнеса» как крайности взаимодействия бизнеса и государства. Модели представительства интересов бизнеса во власти.

Необходимость партий для функционирования демократии. Происхождение партий и партийных систем. Теория социальных размежеваний С.М. Липсета и С. Роккана. Функции партий. Цели партий. Организационные модели партий: кадровые (элитные), массовые, «всеядные» (catch all parties), картельные. Отношение партий к государству и к гражданскому обществу: историческая динамика и современное состояние. Правящие и оппозиционные партии, парламентские и непарламентские партии. Феномен «партии власти». Коллективные и селективные стимулы к членству в партии. «Железный закон олигархии» и пределы его применимости. Закон нелинейного различия взглядов в партийных организациях (закон Мэя). Партийные фракции. Факторы и критерии партийной институционализации.

Классификации партийных систем. Преимущества и недостатки различных типов партийных систем. Теорема медианного избирателя. Понятие об антисистемных партиях. «Лево-правый континуум» и иные пространственные модели межпартийной конкуренции. Индексы измерения партийных систем: фрагментация, электоральная неустойчивость. Будущее политических партий.
Тема 4. Выборы и избирательные системы

Функции и значение выборов. Выборы и референдумы. Парадокс Кондорсе и теорема Эрроу. Проблема манипулирования при голосовании. Правила голосования и их свойства. Электоральные исследования. Критерии оценки выборов. Проблема фальсификаций.

Избирательная система как политический институт. Избирательная система: широкое и узкое понимание термина. Прямые и непрямые выборы. Измерения избирательных систем. Системы большинства. Пропорциональные системы. Смешанные системы. Формулы перевода итогов голосования в результаты выборов при пропорциональных системах.

Политические последствия избирательных систем. Механические и психологические эффекты. Плюсы и минусы различных видов избирательных систем. Электоральная инженерия и ее пределы. Джерримендеринг.


Тема 5. Институциональный дизайн государственной власти

Государство как политический институт. Понятие формы правления. Конституционализм и конституции. Неконституционное правление. Монархии и республики. Принцип разделения властей: история и современные модели. Разделение властей по вертикали и по горизонтали. Взаимодействие между исполнительной и законодательной ветвями власти. Президентские системы. Парламентские системы. Смешанные системы.

Формы государственно-территориального устройства. Отношения центр-периферия. Унитарные государства, их виды и тенденции развития. Понятие автономии. Региональные государства. Федерализм. Тенденции развития федераций. Конгруэнтные и неконгруэнтные, симметричные и несимметричные федерации. Конфедерации и другие формы межгосударственных образований. Региональное измерение политики. Местное управление.

Тема 6. Исполнительная власть и законодательная власть

Функции исполнительной власти. Граница между исполнительной властью и бюрократией. Властные полномочия главы государства в зависимости от формы правления.

Институциональные характеристики президенциализма. Система сдержек и противовесов. «Опасности» и достоинства президентской системы. Институциональные характеристики президентско-парламентской и премьер-президентской систем. Плюсы и минусы смешанных систем.

Исполнительная власть в парламентских системах. Вотум недоверия. Политическая роль премьер-министра. Достоинства и недостатки парламентаризма. Вестминстерская и консенсусная модели демократии. Президенциализация политики

Функции и классификация парламентов. Принцип представительства. Индексы представительности парламента. Взаимоотношения парламентариев с избирателями. Социальный состав парламентов. Оптимальная численность парламентов. Формы парламентского контроля над исполнительной властью. Модели парламентского поведения. Проблема логроллинга.

Организационная структура парламентов. Бикамерализм: история и теория. Руководящие органы парламентов. Парламентские комитеты и комиссии

Политическая структура парламентов. Парламентское большинство и оппозиция. Парламентские фракции. Коалиционная политика в парламентах. Модели формирования парламентских коалиций.
Тема 7. Невыборные власти

Веберовская концепция бюрократии. Функции бюрократии. Бюрократия и политика. Виды бюрократии: карьерная, политическая, клиентарная. Организация административного аппарата. Административное рекрутирование. Эффективность бюрократии и проблема принципала – агента. «Эффект Томаса Беккета». Контроль над бюрократией.

Место судебной власти в системе разделения властей. Зависимые суды, независимые суды, судебный надзор. Политическая роль судебной власти. Организация и механизмы формирования судебной власти.

Специфика силовых органов как политических институтов. Военные перевороты и их мотивы. Полицейское государство. Армия, полиция, спецслужбы как заинтересованные группы. Гражданский контроль над силовиками.

СМИ как институт гражданского общества и институт государства. Политические функции масс-медиа. Интернет и политика.
Тема 8. Политические режимы

Многозначность понятия «политический режим». Проблема классификации политических режимов. Недостатки дихотомической (демократия – недемократия) и трехчленной (тоталитаризм – авторитаризм – демократия) классификаций. Типология политических режимов Х. Линца – А. Степана. Типология Г. Алмонда – Дж. Пауэлла. Типология Г. Голосова – Ж. Блонделя.

Тоталитаризм – устаревшее понятие? Характеристики авторитаризма. Иные недемократические режимы. Военные режимы, их особенности и разновидности. Популистские режимы, режимы личной власти. Диктатура и чрезвычайное положение. Революционные режимы.

Переходные (гибридные) режимы: демократия «с прилагательными» («нелиберальная», «управляемая», «делегативная», «суверенная»), демократура, диктабланда, электоральный авторитаризм и т.д. Попытки классификации переходных режимов. Типология Л. Даймонда (электоральные демократии, спорные режимы, соревновательные авторитарные режимы, гегемонистские электоральные авторитарные режимы, политически закрытые авторитарные режимы).

Демократия – многообразие определений. Прямая, плебисцитарная и представительная демократии. Античная демократия. Становление, развитие и распространение классической либеральной демократии. Избирательное право. Модели демократии: протективная, развивающая, марксистская, элитарная, плюралистическая, легальная, партиципаторная. Современное понимание демократии. Полиархия, ее критерии и принципы. Консоциативная демократия. Социальные и экономические условия демократии. Консолидация демократии. Количественные характеристики демократии.
Тема 9. Неинституциональные политические акторы

Элита и масса. Классические и современные теории элит. Воспроизводство и смена элит. Элиты закрытые и открытые. Социальный состав и ценностные ориентации политических элит. Феномен политического лидерства. Функции лидерства. Типология лидеров. Лидерские стили.

Личность в политике. Политическое поведение, его мотивация и формы. Понятие политического участия. Формы политического участия. Политическая мобилизация. Активизм и абсентеизм. Социально-экономические основания политического активизма. Сети как альтернатива иерархическим взаимоотношениям в политике. Виды и характеристики политических сетей. Политический протест. Организованные и стихийные формы протеста. Толпа. Прямое действие: демонстрации, забастовки, голодовки, бойкоты. Экстремальные формы политической активности. Понятие относительной депривации. Политическое насилие. Кризисы политического участия и пути их разрешения.

Электоральное поведение. Экспрессивные и рациональные теории электорального поведения. Воронка причинности. Электоральная мобилизация: политическая и административная составляющие. Эмпирические закономерности электорального поведения: закон Тингстена, эффекты honeymoon, mid-term и counter-honeymoon elections, экономический электоральный цикл.


Тема 10. Политическая культура

Политическая культура – остаточное понятие? Становление и теоретические предпосылки концепций политической культуры. Концепция Г. Алмонда и С. Вербы. Патриархальная, подданическая и активистская политическая культура. Уровни политической культуры. Современное состояние исследований политических культур. Переход от материальных ценностей к постматериальным. Политические субкультуры. Незападные политические культуры. Политическая социализация. Агенты социализации.

Происхождение понятия идеологии и его современные интерпретации. Идеология и политическая мифология, идеология и религия, идеология и наука. Основные черты и функции идеологии. Идеологическая нетерпимость и толерантность. Идеологический спектр. Пришел ли конец идеологии?

Либерализм и его основные принципы. Либерализм в современном мире. Либертарианство. Социализм и коммунизм: ключевые идеи. Социал-демократия. Идеология консерватизма. Консервативные ценности. Традиционализм. Неоконсерватизм. Национализм как идеология. Этническое и гражданское понимание нации. Соотношение национализма и патриотизма. Фашизм и неофашизм. Анархизм: классика и современность. Коммунитаризм. Идеологии религиозного фундаментализма. Экологизм (энвайронментализм).



Тема 11. Политические изменения

Политическое изменение и политическое развитие. Проблема социального прогресса. Эволюционные и революционные изменения. Соотношение понятий «политическое развитие» и «политическая модернизация». Понятие современности (модерна). Традиционные и современные общества. Модернизация экономическая, политическая, социальная, культурная. Типы модернизации: органическая (первичная, эндогенная) и догоняющая (вторичная, экзогенная). Агенты модернизации.

Частичная модернизация. Проблема неравномерности развития при модернизации. Страны третьего мира. Критика теорий модернизации и их современное состояние. Модернизация и вестернизация. Существуют ли альтернативы модернизации?

Составляющие политической модернизации. Модернизация и демократизация. «Волны» демократизации. Структурные и процедурные факторы демократизации. Транзитология как учение о переходах к демократии. Фазы и модели демократического транзита. Выборы как ключевое звено процесса демократизации. Политические акторы в процессе перехода к демократии. Институциональный выбор при демократизации. Критика транзитологической парадигмы. Крушение демократии.

Революция как пик социальных и политических изменений. Идея революции в истории и современные исследования революций. Когда происходят революции? J-кривая Дэвиса.

Модернизация через революцию. Другие типы политических изменений – реформа, переворот.



  1. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).

Распределение часов внеаудиторной самостоятельной работы студента при изучении дисциплины



п/п



Наименование темы или раздела дисциплины (модуля)

Трудоемкость, час.

Список рекомендуемой литературы

Вопросы для самопроверки

Основная

Дополнительная

1

Политика и власть

8

№№ 1, 2,

№№ 7, 21

1. Какие смыслы вкладываются в понятие «политика»?

2. Что изучает современная политология?

3. Чем отличаются качественные методы исследования от количественных?

5. Дайте определения понятиям «концептуализация» и «операционализация».

6. Назовите имена известных вам политологов, внесших существенный вклад в развитие политической науки.

7. Что вы понимаете под политической властью?

8. Какие три типа легитимности выделил М. Вебер?

9. Приведите примеры несовпадения легитимности и эффективности власти.



2

Государство

8

№№ 1, 2,

№ 14

1. В чем отличие государства от других социальных и политических институтов?

2. Что означает понятие «суверенитет»?

3. Для чего необходимо государство?

4. Изложите известные вам теории происхождения государства.

5. Что такое национальное государство?

6. По вашему мнению, может ли в будущем произойти отмирание государства?

7. Раскройте понятие гражданского общества.


3

Заинтересованные группы и партии

8

№№ 1, 2,

№№ 11, 18

1. Что означает понятие «политический институт»?

2. Что понимается под заинтересованными группами?

3. Какие социальные размежевания выделяют С.М. Липсет и С. Роккан? К появлению каких партий они привели?

4. Приведите примеры и опишите основные черты кадровых партий, массовых партий, «всеядных» партий, картельных партий.

5. В чем заключается особенность американских политических партий?

6. Каким образом Дж. Сартори развил и дополнил классификацию партийных систем, основанную на количественном критерии?

7. Приведите примеры стран с однопартийной, двухпартий­ной, многопартийной системами.


4

Выборы и избирательные системы

4

№№ 1, 2,

№ 20

1. В чем состоит различие между выборами и референдумом?

2. Сравните основные достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

3. Какова взаимосвязь избирательных и партийных систем?

4. Как «закон Дюверже» был уточнен и переформулирован позднейшими исследователями (Д. Рэ, У. Райкер, Дж. Сартори)?

5. Каковы, на ваш взгляд, возможности и пределы электоральной инженерии


5

Институциональный дизайн государственной власти

4

№№ 1, 2,

№ 13

1. Есть ли конституция у Великобритании? Обоснуйте ответ.

2. Назовите известные вам формы правления и охарактеризуйте их.

3. Опишите взаимоотношения между высшими органами государственной власти согласно модели М. Шугарта и Дж. Кэри.

4. Раскройте понятие федерализма.

5. Приведите примеры существующих унитарных и федеративных государств.


6

Исполнительная власть и законодательная власть

8

№№ 1, 2,

№№ 9, 15, 17

1. Опишите институциональные характеристики президентской системы.

2. В чем Х. Линц усматривает опасности президенциализма?

3. Назовите достоинства и недостатки смешанных систем.

4. Как можно охарактеризовать систему разделения властей при парламентской системе?

5. Охарактеризуйте вестминстерскую и консенсусную модели демократии.

6. Как классифицируются парламенты по их отношению к исполнительной власти?

7. Какова организационная и политическая структура парламентов?


7

Невыборные власти

4

№№ 1, 2,

№ 4

1. Каковы основные характеристики бюрократической организации по М. Веберу?

2. В чем заключаются сильные и слабые стороны бюрократии?

3. Какую роль в политике может играть судебная власть?

4. Какова политическая роль армии и других силовых структур?

5. Каковы место и роль масс-медиа в политике?


8

Политические режимы

8

№№ 1, 2,

№№ 10, 12, 17

1. На каких критериях основывается типология политических режимов Х. Линца и А. Степана?

2. Назовите основные черты авторитарного политического режима.

3. Какой режим можно считать популистским?

4. Дайте развернутую характеристику известных вам видов гибридных режимов.

5. Почему развитое гражданское общество считается важнейшим условием существования демократии?

6. Если в некой стране проводятся выборы и есть избранный парламент, можно ли говорить о существовании в этой стране демократии? Аргументируйте.

7. Перечислите известные Вам модели демократии и сформулируйте их основные положения.

8. Что такое полиархия?



9

Неинституциональные политические акторы

4

№№ 1, 2,

№ 5

1. Изложите основные положения известных вам теорий элит.

2. Назовите качества, которые, по вашему мнению, необходимы для политического лидера.

3. Что понимается под политическим участием?

4. Чем различаются автономное и мобилизованное политическое участие?

5. Приведите примеры конвенциональных и неконвенциональных форм политического протеста.

6. Перечислите известные вам теории электорального поведения.



10

Политическая культура

8

№№ 1, 2,

№№ 3, 6

1. Какое место в политической системе занимает политическая культура?

2. Что такое политическая социализация?

3. Когда и кем был введен в научный оборот термин «идеология»?

4. Каковы основные принципы идеологии либерализма?

5. В чем основные идеи социалистической и социал-демократической идеологий?

6. Назовите основные положения идеологии консерватизма.

7. Какие идеи проповедует национализм?


11

Политические изменения

8

№№ 1, 2,

№ 19

1. Как соотносятся понятия «политическое изменение», «политическое развитие», «политическая модернизация», «демократический транзит»?

2. Сравните основные черты традиционного и современного обществ.

3. Устарело ли деление стран на «первый», «второй» и «третий» миры?

4. Чем модернизация отличается от вестернизации?

5. С каким проблемами сталкиваются модернизирующиеся страны?

6. Назовите хронологические рамки «волн демократизации».

7. Охарактеризуйте основные модели демократических транзитов.

8. Когда происходят революции?






Итого

72










Примерные темы доклад-сообщений.


  1. Что такое политика?

  2. Понятие легитимности политической власти.

  3. Соотношение легитимности власти и ее эффективности.

  4. Государство как доминирующий актор политики.

  5. Для чего необходимо государство?

  6. Феномен гражданского общества: модели и национальные особенности.

  7. Бизнес как специфическая группа интересов и как сегмент элиты.

  8. Партии и партийные системы.

  9. Взаимодействие избирательных систем и партийных систем.

  10. Понятие политического режима.

  11. Тоталитаризм – устаревшее понятие?

  12. Что такое демократия?

  13. Бюрократия в политике: отечественные и зарубежные реалии.

  14. Политическая роль средств массовой информации.

  15. Феномен политических идеологий.

  16. Понятия современности и политической модернизации.



  1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю).

Перечень вопросов для подготовки к экзамену (тематика эссе).

1. Политология как наука о политике.

2. Политика и политология как профессии.

3. Понятие власти.

4. Понятие легитимности.

5. Государство как ведущий актор политики.

6. Понятие суверенитета.

7. Концепции политической системы.

8. Происхождение государства.

9. Нация и национальное государство.

10. Пределы компетенции государства.

11. Государство и гражданское общество.

12. Понятие политического института.

13. Понятие заинтересованной группы.

14. Понятие, функции и классификации политических партий.

15. Происхождение партий и партийных систем.

16. Классификации и основные характеристики партийных систем.

17. Функции и значение выборов.

18. Понятие и виды избирательных систем.

19. Политические последствия избирательных систем.

20. Понятие конституционализма.

21. Институциональный дизайн государственной власти.

22. Форма правления и форма государственно-территориального устройства.

23. Президенциализм и парламентские системы.

24. Понятие федерализма.

25. Местное управление.

26. Институциональные характеристики президентских систем.

27. Институциональные характеристики парламентских систем.

28. Вестминстерская и консенсусная модели демократии.

29. Функции и классификация парламентов.

30. Организационная и политическая структура парламентов.

31. Парламентские коалиции.

32. Бюрократия и политика.

33. Политическая роль судебной власти.

34. Политическая роль армии и других силовых институтов.

35. СМИ как политический институт.

36. Понятие политического режима.

37. Типологии политических режимов.

38. Разновидности и характеристики авторитаризма.

39. Переходные (гибридные) режимы.

40. Теории и модели демократии.

41. Понятие полиархии.

42. Условия демократии.

43. Элиты и массы как акторы политики.

44. Феномен политического лидерства.

45. Политическое участие и его формы.

46. Электоральное поведение и его закономерности.

47. Понятие и типы политической культуры.

48. Основные принципы либерализма.

49. Социализм и коммунизм: ключевые идеи.

50. Идеология консерватизма.

51. Национализм как идеология.

52. Традиционные и современные общества.

53. Понятие модернизации.

54. Теории и проблемы модернизации.

55. Переходы к демократии, факторы и волны демократизации.

56. Фазы и модели демократического транзита.

57. Революция как пик политических изменений.

Паспорт комплекта оценочных средств по дисциплине «Введение в политическую науку»


Предметы оценивания (компетенция или группа компетенций)

Планируемые результаты освоения дисциплины

(для данной компетенции или группы компетенций)



Оценочные средства*

(формы текущего и



промежуточного контроля)

ОПК-1: Владением базовыми и специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области политических наук

Знать: основные факторы социально-политического развития общества и государства, предмет политологии, основные политологические принципы и категории, основные концепции политики, власти, соотношения политики и права, политики и морали.


Контрольная работа, устный опрос

Уметь: ориентироваться в социально-политических процессах на разных уровнях; использовать политологические знания в практической деятельности, для решения социально-политических и практических задач; понимать характерные особенности современного этапа развития политологии

Доклад

Владеть: навыками политологического анализа тенденций развития социально-политических и политико-правовых аспектов развития современного общества.

Устный опрос

ПК-1: Владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами сбора и обработки данных

Знать: методы сбора и обработки данных.

Эссе, экзамен

Уметь: использовать навыки научных исследований политических процессов и отношений.

Устный опрос

Владеть: навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами сбора и обработки данных.

Эссе

ПК-2: Владением навыками участия в исследовательском процессе, способностью готовить научные тексты для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях

Знать: методологию подготовки научного текста и доклада;

Эссе

Уметь: готовить научные тексты для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях;

Эссе

Владеть: навыками участия в исследовательском процессе.

Эссе, экзамен

ПК-3: Владением методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок, составления библиографических обзоров, рефератов, разделов научно-аналитических отчетов по результатам научно-теоретической и эмпирической исследовательской работы

Знать: основные приемы социологического, политологического и политико-психологического анализа.

Устный опрос, контрольная работа

Уметь: составлять библиографические обзоры, рефераты, научно-теоретические отчеты по результатам исследовательской работы.

Доклад

Владеть основными методики социологического, политологического и политико-психологического анализа для аналитических разработок, составления библиографических обзоров, рефератов, разделов научно-аналитических отчетов по результатам научно-теоретической и эмпирической исследовательской работы.

Устный опрос, доклад, экзамен



Описание системы оценивания: схема расчета рейтинговых баллов по дисциплине «Введение в политическую теорию»

Описание правил оформления результатов оценивания

Оценка результатов производится на основе балльно-рейтинговой системы (БРС). Использование БРС осуществляется в соответствии с приказом от 28 августа 2014 г. №168 «О применении балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов». БРС по дисциплине отражена в схеме расчетов рейтинговых баллов (далее – схема расчетов). Схема расчетов сформирована в соответствии с учебным планом направления, согласована с заведующим кафедрой, утверждена деканом факультета. Схема расчетов доводится до сведения студентов на первом занятии по данной дисциплине. Схема расчетов является составной частью рабочей программы дисциплины и содержит информацию по изучению дисциплины, указанную в Положении о балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в РАНХиГС.

На основании п. 14 Положения о балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в РАНХиГС в институте принята следующая шкала перевода оценки из многобалльной системы в пятибалльную:


Количество баллов

Экзаменационная оценка

прописью

буквой

86 - 100

отлично

А

78 - 85

хорошо

В

66 - 77

хорошо

С

61 - 65

удовлетворительно

D

51 – 60

удовлетворительно

E

0 - 50

неудовлетворительно

EX

Шкала перевода оценки из многобалльной в систему «зачтено»/ «не зачтено»:



от 0 до 50 баллов

«не зачтено»

от 51 до 100 баллов

«зачтено»

При оценивании используется балльно-рейтинговая система. Баллы выставляются за посещаемость (максимум 18 баллов), работу на семинарах (максимум 10 баллов), контрольную работу (максимум 10 баллов), тестирование (максимум 10 баллов), участие в деловой игре (максимум 10 баллов), доклад с презентацией (максимум 12 баллов), экзамен (написание эссе) (максимум 30 баллов). Дисциплина считается освоенной, если студент набрал не менее 51 балла в результате выполнения всех типов заданий, включая ответ на экзамене. Минимальное количество баллов для допуска к экзамену – 45.

Комплект оценочных средств

Примеры вариантов контрольных работ.

Вариант № 1.

1. Какой пример лучше описывает отношения власти?

а) А считает, что способен оказать воздействие на взгляды и поведение Б;

б) влияние со стороны А вынуждает Б совершить нечто такое, что без этого воздействия он никогда не сделал бы;

в) Б совершает действие с целью получить одобрение со стороны А;

г) А и Б пытаются повлиять на поведение друг друга.


2. Раскройте содержание понятия «избирательная система».
3. Чем государство отличается от других социальных и политических организаций?

а) способностью обеспечить своим гражданам определенный уровень материальных благ;

б) степенью властных полномочий;

в) контролем за настроениями и мыслями людей;

г) монополией на легитимное насилие.
4. В чем состоит основная политическая цель заинтересованных групп?

а) приход к власти;

б) влияние на государство с целью реализации своих интересов;

в) реализация своих интересов вне связи с государством;

г) превращение в политические партии.
5. Что из перечисленного не является причиной воспроизводства авторитарных режимов?

а) преобладание патрон-клиентских отношений в обществе;

б) высокая степень социальной конфликтности;

в) политический плюрализм;

г) низкий уровень социального доверия.

Вариант №2.
1. Легитимность власти означает, что власть:

а) способна достигать поставленных целей;

б) осуществляется в соответствии с законом;

в) поддерживается гражданами;

г) способствует снижению уровня социального неравенства.
2. Раскройте различие между президентскими и президентско-парламентскими системами.
3. Верховенство государственной власти на определенной территории – это:

а) правопорядок;

б) суверенитет;

в) легитимность;

г) республика.
4. Лоббизм – это:

а) продвижение частных интересов в органах власти;

б) способ формирования элиты;

в) публичное оппонирование действующей власти;

г) пропаганда в обществе определенных ценностей и идей.
5. Что является необходимой предпосылкой демократии?

а) политическая стабильность;

б) твердая дисциплина;

в) идеологическая монополия;

г) отсутствие политической монополии.
Примерные темы деловых игр и круглых столов.
1. Что такое политика?

2. Для чего необходимо государство?

3. Политические партии как посредники между государством и гражданским обществом.

4. Виды избирательных систем и их политические последствия.

5. Формы правления.

6. Достоинства и недостатки президенциализма и паламентаризма.

7. Политическая роль армии и других силовых институтов.

8. Переходные (гибридные) режимы.

9. Феномен политического лидерства.

10. Понятие и типы политической культуры.


Примерный образец (комплект) тестов.
1. Какое из суждений является правильным?

а) все партии имеют фиксированное индивидуальное членство;

б) все партии стремятся привлечь максимальное число сторонников вне зависимости от их социальных характеристик;

в) все партии имеют целью борьбу за власть;

г) все партии обладают собственной идеологией.
2. Заградительным барьером при использовании пропорциональной избирательной системы называется:

а) законодательно устанавливаемый процент голосов, необходимый партии для того, чтобы быть представленной в парламенте;

б) законодательно устанавливаемое условие, ограничивающее для граждан право быть избранными по партийным спискам;

в) законодательно устанавливаемое условие, ограничивающее для граждан участвовать в выборах в качестве избирателей;

г) недопущение партии к участию в выборах.
3. В какой из перечисленных стран действует неписанная конституция?

а) в России;

б) в Великобритании;

в) в Испании;

г) в Султанате Оман.
4. При какой форме правления президент может избираться парламентом?

а) президентская республика;

б) парламентская республика;

в) парламентская монархия;

г) абсолютная монархия.
5. Вотум недоверия выносится:

а) президенту;

б) парламенту или его нижней палате;

в) правительству;

г) судебной власти.
6. Автором теории рациональной бюрократии является

а) М. Олсон;

б) М. Вебер;

в) А. Лейпхарт;

г) А. Пшеворски.
7. Власть средств массовой информации носит название

а) теократия;

б) технократия;

в) плутократия;

г) медиакратия.
8. Какая из перечисленных теорий не является теорией электорального поведения?

а) социологическая;

б) социально-психологическая;

в) ретроспективного голосования;

г) социальных размежеваний.
9. Сторонников какой идеологии называют «левыми»?

а) либерализма;

б) социализма;

в) консерватизма;

г) национализма.
10. Политическая модернизация – это:

а) процесс становления демократии;

б) процесс становления современной политической системы;

в) процесс создания стабильных политических институтов;

г) процесс повышения эффективности политических институтов.

Описание системы оценивания


Оценочные средства

(формы текущего и промежуточного контроля)



Показатели*

оценки

Критерии**

оценки

Доклад

  • соблюдение регламента (15 мин.);

  • характер источников (более трех источников);

  • подача материала (презентация);

  • ответы на вопросы (владение материалом).

Каждый критерий оценки доклада оценивается в 0,25 балла, максимум 1 балл за доклад. Допускается не более одного доклада в семестр, десяти докладов в год (всего до 10 баллов)

Тестирование

процент правильных ответов на вопросы теста.


Менее 60% – 0 баллов;

61 - 75% – 6 баллов;

76 - 90% – 8 баллов;

91 - 100% – 10 баллов.



Экзамен

В соответствии с балльно-рейтинговой системой на промежуточную аттестацию отводится 30 баллов. Экзамен проводится по билетам. Билет содержит 2 вопроса по 15 баллов.

1-5 баллов за ответ, подтверждающий знания в рамках лекций и обязательной литературы, 6-10 баллов – в рамках лекций, обязательной и дополнительной литературы, 11-15 баллов – в рамках лекций, обязательной и дополнительной литературы, с элементами самостоятельного анализа.

Устный опрос

  • Корректность и полнота ответов

Сложный вопрос: полный, развернутый, обоснованный ответ – 10 баллов

Правильный, но не аргументированный ответ – 5 баллов

Неверный ответ – 0 баллов

Обычный вопрос:

полный, развернутый, обоснованный ответ – 4 балла

Правильный, но не аргументированный ответ – 2 балла

Неверный ответ – 0 баллов.



Простой вопрос:

Правильный ответ – 1 балл;



Неправильный ответ – 0 баллов

Круглый стол/дискуссия

  • соблюдение регламента (10 мин. на доклад, 3 мин. на выступление в дискуссии)

  • количество и характер источников

  • подача материала докладчиками (презентация);

  • ответы на вопросы (владение материалом)

  • вежливость и взаимоуважение при ведения дискуссии

Доклады оцениваются по
5 критериям, всего до 5 баллов за доклад. Для одного человека возможно 2 выступления с докладами в дискуссиях или круглых столах в семестр, итого до 10 баллов в семестр. Выступления участников дискуссии оцениваются до 2 баллов за выступление, возможны два выступления в ходе одной дискуссии или круглого стола, итого до 4 баллов за дискуссию и до 8 баллов за семестр.

Эссе

  • используемые понятия строго соответствуют теме

  • умело используются приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений

  • изложение ясное и четкое, приводимые доказательства логичны

  • приведены соответствующие теме и проблеме примеры

  • Знание и понимание теоретического материала – 2 балла

  • Анализ и оценка информации – 4 балла

  • Построение суждений – 4 балла

И т.д.

И т.д.

И т.д.



  1. Основная и дополнительная учебная литература, необходимая для освоения дисциплины (модуля).

Основная литература:

  1. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология : для бакалавров : учебник ... по направлению подготовки ВПО 030200 - "Политология", рек. Мин-вом образования РФ / Л. В. Сморгунов. - СПб.: Питер, 2012. - 447 c.

  2. Ачкасов, В. А. Сравнительная политология : учебник, рек. Мин-вом образования РФ / В. А. Ачкасов. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 400 c.


Дополнительная литература:

  1. Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура. Подход к изучению политической культуры // Полития, 2010, № 2 / № 3-4.

  2. Битэм Д. Бюрократия // Социологический журнал, 1997, № 4.

  3. Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. – М., 1992.

  4. Валлерстайн И. После либерализма. – М.: УРСС, 2003.

  5. Вебер М. Политика как призвание и профессия // М. Вебер. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.

  6. Голосов Г.В. Сравнительная политология. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. – 368 с.

  7. Горовиц Д.Л. Различия демократий // Пределы власти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .

  8. Даль Р. О демократии. – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 39-62.

  9. Джанда К. Сравнение политических партий: исследования и теория // Современная сравнительная политология: Хрестоматия. М.: МОНФ, 1997.

  10. Карл Т., Шмиттер Ф. Что есть демократия? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .

  11. Лейпхарт А. Конституционные альтернативы для новых демократий // Полис, 1995, № 2.

  12. Линц Х. Формирование государств и наций // Панорама-форум, 1997, № 9 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .

  13. Линц Х.Дж. Достоинства парламентаризма // Пределы власти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .

  14. Линц Х.Дж. Опасности президентства // Пределы власти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: < http://old.russ.ru/antolog/predely/2-3/dem14.htm>.

  15. Мачкув Е. Демократия, авторитаризм, тоталитаризм – устарела ли эта триада в учении о формах правления? // Российский конституционализм: политический режим в региональном контексте. – М., 2000.

  16. Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М.: ФЭИ, 1995.

  17. Стародубровская И., Мау В. Великие революции: От Кромвеля до Путина. – М.: Вагриус, 2004.

  18. Таагепера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем // Полис, 1997, № 3.

  19. Dahl R. The concept of power // Behavioral Science, 1957, Vol. 2.

  20. Diamond L. Thinking About Hybrid Regimes // Journal of Democracy, Vol. 13, N 2., 2002.



  1. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), необходимые для освоения дисциплины (модуля).




  1. http://dlib.eastview.com - ресурс, дающий доступ к ведущим российским периодическим изданиям по общественным и гуманитарным наукам;

  2. http://ecsocman.hse.ru/ons - официальное электронное представительство журнала «Общественные науки и современность»;

  3. http://magazines.russ.ru/nz - страница журнала «Неприкосновенный запас» на сайте проекта «Журнальный зал»;

  4. http://search.epnet.com – система баз данных EBSCOhost, дает доступ к научным журналам ведущих мировых издательств;

  5. http://www.carnegie.ru/proetcontra - представительство журнала Pro et Contra на сайте Московского центра Карнеги;

  6. http://www.polisportal.ru – сетевой портал журнала «Полис»;

  7. http://www.politeia.ru – сайт журнала «Полития»;

  8. http://www.politex.info – сайт журнала «Политэкс»;

  9. http://www.politstudies.ru – официальный сайт журнала «Полис»;


Электронно-образовательные ресурсы

на сайте научной библиотеки СЗИУ РАНХиГС

  1. Электронные учебники электронно-библиотечной системы (ЭБС) «Айбукс» http://www.nwapa.spb.ru/index.php?page_id=76

  2. Статьи из журналов и статистических изданий Ист Вью http://www.nwapa.spb.ru/index.php?page_id=76



  1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Основная задача настоящего курса – ознакомление студента с основными достижениями современной политической науки. Курс носит вводный характер и предполагает изучение базовых понятий, подходов и моделей, разработанных в политологии.

В рамках курса предполагается совмещать традиционную лекционную форму проведения занятий с семинарами и дискуссиями. Для успешного прохождения курса необходимо глубокое усвоение материала лекций и содержания рекомендуемой литературы.

Изучение курса предполагает активную самостоятельную работу студента на всех этапах учебного процесса. На лекциях студенту рекомендуется фиксировать основные тезисы излагаемого материала, но преимущественное внимание уделять пониманию логики преподавателя и приводимых им аргументов. Теоретические знания, предлагаемые на лекциях, являются необходимым, но не достаточным фундаментом для адекватного освоения изучаемого материала. Лекционная часть курса представляет собой ориентир, направляющий студента на изучение различных областей знания в рамках дисциплины и открывающий перспективы для дальнейшего применение изученного материала.

Значительная часть курса отводится практическим занятиям, на которых студенты более детально разбирают отдельные разделы и аспекты курса, закрепляют полученные знания и развивают навыки публичного общения. Принципиальным требованием к самостоятельной работе студентов является обязательное чтение всех рекомендуемых текстов к каждому семинарскому занятию. Работа на семинарах подразумевает анализ текстов, выступление на предварительно согласованные с преподавателем темы, ответы на вопросы преподавателя, участие в дискуссиях и другие формы устной и письменной работы.

Подготовка студента к занятиям не ограничивается самостоятельной работой. В рамках курса преподаватель предоставляет студентам консультации по вопросам лекций, семинаров, организации учебного процесса. К середине семестра студенты должны подготовить промежуточное эссе (объем 2000 слов). Рекомендуется тщательно подходить к выбору темы эссе, соотносить её со своими академическими и научными интересами. Эссе должно отражать личную позицию автора, но в то же время носить академический характер. Не допускается приписывание себе чужих мыслей и любые иные формы плагиата и некорректного заимствования. По итогам курса студенты пишут финальное эссе объемом 4000 слов. Тема финального эссе должна быть согласована с преподавателем не позднее, чем за месяц до крайнего срока сдачи эссе.

9.1 Учебно-методические материалы дисциплины по темам

Тема 1. Политика и власть

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. Что такое политика?

2. Специфика и границы политического.

3. Политология как наука о политике, ее история и современное состояние.

4. Научное знание и его критерии.

5. Основные подходы и методы, используемые в политологии.

6. Политика и политология как профессии.

7. Понятие власти, источники власти и механизмы ее осуществления.

8. Легитимность власти.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Какие смыслы вкладываются в понятие «политика»?

2. Что изучает современная политология?

3. Чем отличаются качественные методы исследования от количественных?

5. Дайте определения понятиям «концептуализация» и «операционализация».

6. Назовите имена известных вам политологов, внесших существенный вклад в развитие политической науки.

7. Что вы понимаете под политической властью?

8. Какие три типа легитимности выделил М. Вебер?

9. Приведите примеры несовпадения легитимности и эффективности власти.
Литература используемая при подготовке к занятию:


  • Основная - №№ 1, 2,

  • Дополнительная - №№ 7, 21


Тема 2. Государство

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. Государство как ведущий актор политики.

2. Понятие суверенитета.

3. Для чего необходимо государство?

4. Государство как ядро политической системы.

5. Происхождение государства и его исторические типы.

6. Нация и национальное государство.

7. Пределы компетенции государства.

8. Государство и гражданское общество.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. В чем отличие государства от других социальных и политических институтов?

2. Что означает понятие «суверенитет»?

3. Для чего необходимо государство?

4. Изложите известные вам теории происхождения государства.

5. Что такое национальное государство?

6. По вашему мнению, может ли в будущем произойти отмирание государства?

7. Раскройте понятие гражданского общества.


Литература используемая при подготовке к занятию:

  • Основная - №№ 1, 2,

  • Дополнительная - № 14


Тема 3. Заинтересованные группы и партии

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. Политические институты.

2. Институты – посредники между государством и гражданским обществом.

3. Понятие заинтересованной группы.

4. Феномен лоббизма.

5. Что такое политическая партия?

6. Происхождение партий и партийных систем.

7. Классификации политических партий.

8. Классификации партийных систем.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Что означает понятие «политический институт»?

2. Что понимается под заинтересованными группами?

3. Какие социальные размежевания выделяют С.М. Липсет и С. Роккан? К появлению каких партий они привели?

4. Приведите примеры и опишите основные черты кадровых партий, массовых партий, «всеядных» партий, картельных партий.

5. В чем заключается особенность американских политических партий?

6. Каким образом Дж. Сартори развил и дополнил классификацию партийных систем, основанную на количественном критерии?

7. Приведите примеры стран с однопартийной, двухпартий­ной, многопартийной системами.


Литература используемая при подготовке к занятию:

  • Основная - №№ 1, 2,

  • Дополнительная - №№ 11, 18


Тема 4. Выборы и избирательные системы

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. Функции и значение выборов.

2. Понятие избирательной системы.

3. Виды избирательных систем и их политические последствия.

4. Электоральная инженерия, ее возможности и пределы.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. В чем состоит различие между выборами и референдумом?

2. Сравните основные достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

3. Какова взаимосвязь избирательных и партийных систем?

4. Как «закон Дюверже» был уточнен и переформулирован позднейшими исследователями (Д. Рэ, У. Райкер, Дж. Сартори)?

5. Каковы, на ваш взгляд, возможности и пределы электоральной инженерии


Литература используемая при подготовке к занятию:

  • Основная - №№ 1, 2,

  • Дополнительная - № 20


Тема 5. Институциональный дизайн государственной власти

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. Конституционное и неконституционное правление.

2. Формы правления.

3. Формы государственного устройства.

4. Федерализм.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Есть ли конституция у Великобритании? Обоснуйте ответ.

2. Назовите известные вам формы правления и охарактеризуйте их.

3. Опишите взаимоотношения между высшими органами государственной власти согласно модели М. Шугарта и Дж. Кэри.

4. Раскройте понятие федерализма.

5. Приведите примеры существующих унитарных и федеративных государств.


Литература используемая при подготовке к занятию:

  • Основная - №№ 1, 2,

  • Дополнительная - № 13


Тема 6. Исполнительная власть и законодательная власть

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. Глава государства и его властные полномочия.

2. Институциональные характеристики президентской системы.

3. Достоинства и недостатки смешанных систем.

4. Исполнительная власть в парламентских системах.

5. Вестминстерская и консенсусная модели демократии.

6. Функции и классификация парламентов.

7. Организационная структура парламентов.

8. Политическая структура парламентов.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Опишите институциональные характеристики президентской системы.

2. В чем Х. Линц усматривает опасности президенциализма?

3. Назовите достоинства и недостатки смешанных систем.

4. Как можно охарактеризовать систему разделения властей при парламентской системе?

5. Охарактеризуйте вестминстерскую и консенсусную модели демократии.

6. Как классифицируются парламенты по их отношению к исполнительной власти?

7. Какова организационная и политическая структура парламентов?


Литература используемая при подготовке к занятию:

  • Основная - №№ 1, 2,

  • Дополнительная - №№ 9, 15, 16


Тема 7. Невыборные власти

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. Место и роль бюрократии в политике, функции бюрократии и способы ее организации, контроль над бюрократией.

2. Значение и функции судебной власти.

3. Политическая роль армии и других силовых институтов.

4. СМИ и политика.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Каковы основные характеристики бюрократической организации по М. Веберу?

2. В чем заключаются сильные и слабые стороны бюрократии?

3. Какую роль в политике может играть судебная власть?

4. Какова политическая роль армии и других силовых структур?

5. Каковы место и роль масс-медиа в политике?


Литература используемая при подготовке к занятию:

  • Основная - №№ 1, 2,

  • Дополнительная - № 4


Тема 8. Политические режимы

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. Понятие политического режима.

2. Типологии политических режимов.

3. Тоталитарные и авторитарные режимы.

4. Переходные (гибридные) режимы.

5. Что такое демократия?

6. Теории и модели демократии.

7. Понятие полиархии.

8. Условия демократии.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. На каких критериях основывается типология политических режимов Х. Линца и А. Степана?

2. Назовите основные черты авторитарного политического режима.

3. Какой режим можно считать популистским?

4. Дайте развернутую характеристику известных вам видов гибридных режимов.

5. Почему развитое гражданское общество считается важнейшим условием существования демократии?

6. Если в некой стране проводятся выборы и есть избранный парламент, можно ли говорить о существовании в этой стране демократии? Аргументируйте.

7. Перечислите известные Вам модели демократии и сформулируйте их основные положения.

8. Что такое полиархия?
Литература используемая при подготовке к занятию:


  • Основная - №№ 1, 2,

  • Дополнительная - №№ 10, 12, 17


Тема 9. Неинституциональные политические акторы

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. Элиты и массы как акторы политики.

2. Феномен политического лидерства.

3. Политическое участие и его формы.

4. Электоральное поведение и его закономерности.
Вопросы для подготовки к занятию:

1. Изложите основные положения известных вам теорий элит.

2. Назовите качества, которые, по вашему мнению, необходимы для политического лидера.

3. Что понимается под политическим участием?

4. Чем различаются автономное и мобилизованное политическое участие?

5. Приведите примеры конвенциональных и неконвенциональных форм политического протеста.

6. Перечислите известные вам теории электорального поведения.
Литература используемая при подготовке к занятию:


  • Основная - №№ 1, 2,

  • Дополнительная - № 5


Тема 10. Политическая культура

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. Понятие и типы политической культуры.

2. Политическая социализация.

3. Что такое политическая идеология?

4. Основные принципы либерализма.

5. Социализм и коммунизм: ключевые идеи.

6. Идеология консерватизма.

7. Национализм как идеология.

8. Другие современные влиятельные идеологии.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Какое место в политической системе занимает политическая культура?

2. Что такое политическая социализация?

3. Когда и кем был введен в научный оборот термин «идеология»?

4. Каковы основные принципы идеологии либерализма?

5. В чем основные идеи социалистической и социал-демократической идеологий?

6. Назовите основные положения идеологии консерватизма.

7. Какие идеи проповедует национализм?


Литература используемая при подготовке к занятию:

  • Основная - №№ 1, 2,

  • Дополнительная - №№ 3, 6


Тема 11. Политические изменения

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. Политическое изменение и политическое развитие.

2. Традиционные и современные общества.

3. Понятие модернизации.

4. Теории и проблемы модернизации.

5. Переходы к демократии, волны демократизации.

6. Факторы демократизации.

7. Фазы и модели демократического транзита.

8. Революция как пик политических изменений.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Как соотносятся понятия «политическое изменение», «политическое развитие», «политическая модернизация», «демократический транзит»?

2. Сравните основные черты традиционного и современного обществ.

3. Устарело ли деление стран на «первый», «второй» и «третий» миры?

4. Чем модернизация отличается от вестернизации?

5. С каким проблемами сталкиваются модернизирующиеся страны?

6. Назовите хронологические рамки «волн демократизации».

7. Охарактеризуйте основные модели демократических транзитов.



8. Когда происходят революции?

Литература используемая при подготовке к занятию:

  • Основная - №№ 1, 2,

  • Дополнительная - № 19




  1. Информационные технологии, используемые при осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).

На занятиях применяются следующие ТСО: компьютерный мультимедийный проектор с выходом в сеть Интернет, пакет программ Microsoft Office.

  1. Материально-техническая база, необходимая для образовательного процесса по дисциплине (модулю).

Материально-техническое обеспечение дисциплины


№ п/п

Наименование

1.

Специализированные залы для проведения лекций:

2.

Специализированная мебель и оргсредства: аудитории и компьютерные классы, оборудованные посадочными местами

3.

Технические средства обучения: Персональные компьютеры; компьютерные проекторы; звуковые динамики; программные средства, обеспечивающие просмотр видеофайлов в форматах AVI, MPEG-4, DivX, RMVB, WMV.