Содержание стр Общие положения

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Содержание стр Общие положения



страница1/4
Дата29.09.2018
Размер5,37 Mb.


  1   2   3   4


Содержание стр

Общие положения

5

1. Целевой раздел

7

1.1.Пояснительная записка

7

1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы

10

1.2.1. Формирование универсальных учебных действий

12

1.2.1.1.Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

17

1.2.1.2.Формирование ИКТ­компетентности обучающихся

(метапредметные результаты)



19

1.2.2. Русский язык

22

1.2.3. Литературное чтение

26

1.2.4. Иностранный язык (английский)

30

1.2.5. Математика и информатика

34

1.2.6. Окружающий мир

37

1.2.7. Изобразительное искусство

41

1.2.8. Музыка

44

1.2.9. Технология

49

1.2.10.Физическая культура

52

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

54

1.3.1. Общие положения

54

1.3.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов

56

1.3.3. Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений

64

1.3.4. Итоговая оценка выпускника

65

2. Содержательный раздел

68

2.1. Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий

68

2.1.1. Ценностные ориентиры начального общего образования

69

2.1.2.Характеристика универсальных учебных действий при получении начального общего образования

70

2.1.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

75

2.1.4. Особенности, основные направления и планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности

85

2.1.5. Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий у обучающихся

86

2.1.6. Условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и от начального к основному общему образованию

91

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов

95

2.2.1. Общие положения

95

2.2.2. Основное содержание учебных предметов

96

2.2.2.1.Русский язык

96

2.2.2.2.Литературное чтение

101

2.2.2.3.Иностранный язы

105

2.2.2.4.Математика и информатика

109

2.2.2.5.Окружающий мир

110

2.2.2.6.Основы религиозных культур и светской этики

115

2.2.2.7.Изобразительное искусство

115

2.2.2.8.Музыка

119

2.2.2.9.Технология

133

2.2.2.10.Физическая культура

135

2.3. Содержание курсов внеурочной деятельности

138

2.3.1. Реализация целевой комплексной программы «Одарённые дети»

152

2.3.2. Концептуальные основы уклада школьной жизни.

Принципы и особенности организации воспитания и социализации младших школьников



155

2.3.3.Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

159

2.3.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

183

2.5. Программа коррекционной работы

197

3. Организационный раздел

200

3.1.Учебный план начального общего образования

201

3.2.План внеурочной деятельности

204

3.3.Система условий реализации основной образовательной программы

209

3.3.1. Кадровые условия реализации основной образовательной программы




3.3.2. Психолого­педагогические условия реализации основной образовательной программы

217

3.3.3. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы

220

3.3.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы

222

3.3.5. Информационно­методические условия реализации основной образовательной программы

229

2.3.1. Реализация целевой комплексной программы «Одарённые дети» 4

1.Целевой раздел 8

Пояснительная записка 8

Достижение поставленной цели при реализации ООП НОО в МОУ «Троицко-Сунгурская СШ» предусматривает решение следующих основных задач: 8

1.1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной  образовательной программы 10

1.1.1. Формирование универсальных учебных действий 13

1.1.1.1. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты) 18

1.1.1.2. Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные результаты) 19

1.1.2. Планируемые результаты и содержание образовательной области «Русский язык и литература» на уровне начального общего образования 22

1.1.3. Русский язык 22

различать изменяемые и неизменяемые слова; 24

различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; 24

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. 24

выявлять слова, значение которых требует уточнения; 24

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря 24

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте. 24

Выпускник получит возможность научиться: 24

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; 24

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); 24

оценивать уместность использования слов в тексте; 24

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. 24

распознавать грамматические признаки слов; 25

с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы). 25

Выпускник получит возможность научиться: 25

проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; 25

находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. 25

различать предложение, словосочетание, слово; 25

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; 25

классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; 25

определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; 25

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; 25

выделять предложения с однородными членами. 25

различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства; 25

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; 25

различать простые и сложные предложения. 25

применять правила правописания (в объёме содержания курса); 25

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; 25

безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов; 25

писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; 25

проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. 25

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; 26

подбирать примеры с определённой орфограммой; 26

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; 26

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах. 26

оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; 26

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор); 26

выражать собственное мнение и аргументировать его; 26

самостоятельно озаглавливать текст; 26

составлять план текста; 26

сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. 26

создавать тексты по предложенному заголовку; 26

подробно или выборочно пересказывать текст; 26

пересказывать текст от другого лица; 26

составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; 26

анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; 26

корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; 26

анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); 26

соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). 26

1.1.4. Литературное чтение 26

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; 28

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; 28

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; 28

различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; 28

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; 28

использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); 28

ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): 28

для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; 28

для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; 28

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: 29

для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; 29

для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание; 29

использовать различные формы интерпретации содержания текстов: 29

для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; 29

для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; 29

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов); 29

различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); 29

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); 29

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). 29

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; 29

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; 30

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; 30

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства; 30

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). 30

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; 30

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; 30

составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу. 30

работать с тематическим каталогом; 30

работать с детской периодикой; 30

самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме). 30

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности); 30

отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; 30

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений; 30

находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет). 30

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; 30

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); 30

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста. 31

Выпускник научится: 31

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; 31

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями; 31

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта; 31

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). 31

Выпускник получит возможность научиться: 31

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; 31

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; 31

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; 31

создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; 31

работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма). 31

1.1.5. Иностранный язык (английский) 31

участвовать в элементарных диалогах, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в англоязычных странах; 32

составлять небольшое описание предмета, картинки, пер­ сонажа; 32

рассказывать о себе, своей семье, друге. 32

воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора; 33

составлять краткую характеристику персонажа; 33

кратко излагать содержание прочитанного текста. 33

понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное; 33

воспринимать на слух в аудиозаписи и понимать основное содержание небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом языковом материале. 33

воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём информацию; 33

использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова. 33

соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом; 33

читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; 33

читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале; 33

читать про себя и находить в тексте необходимую информацию. 33

догадываться о значении незнакомых слов по контексту; 33

не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста. 33

выписывать из текста слова, словосочетания и предложения; 33

писать поздравительную открытку с Новым годом, Рождеством, днём рождения (с опорой на образец); 33

писать по образцу краткое письмо зарубежному другу. 33

в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту; 33

составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам; 33

заполнять простую анкету; 33

правильно оформлять конверт, сервисные поля в системе электронной почты (адрес, тема сообщения). 34

воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы английского алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов); 34

пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в нём; 34

списывать текст; 34

восстанавливать слово в соответствии с решаемой учебной задачей; 34

отличать буквы от знаков транскрипции. 34

сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию; 34

группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения; 34

уточнять написание слова по словарю; 34

использовать экранный перевод отдельных слов (с русского языка на иностранный и обратно). 34

различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка, соблюдая нормы произношения звуков; 34

соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе; 34

различать коммуникативные типы предложений по интонации; 34

корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико‑интонационных особенностей. 34

распознавать связующее r в речи и уметь его использовать; 34

соблюдать интонацию перечисления; 34

соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах); 34

читать изучаемые слова по транскрипции. 34

узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на уровне начального образования; 34

оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей; 34

восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей. 34

узнавать простые словообразовательные элементы; 35

опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные слова). 35

распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений; 35

распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи: существительные с определённым/неопределённым/нулевым артиклем; существительные в единственном и множественном числе; глагол­связку to be; глаголы в Present, Past, Future Simple; модальные глаголы can, may, must; личные, притяжательные и указательные местоимения; прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени; количественные (до 100) и порядковые (до 30) числительные; наиболее употребительные предлоги для выражения временных и пространственных отношений. 35

узнавать сложносочинённые предложения с союзами and и but; 35

использовать в речи безличные предложения (It’s cold. It’s 5 o’clock. It’s interesting), предложения с конструкцией there is/there are; 35

оперировать в речи неопределёнными местоимениями some, any (некоторые случаи употребления: Can I have some tea? Is there any milk in the fridge? — No, there isn’t any); 35

оперировать в речи наречиями времени (yesterday, tomorrow, never, usually, often, sometimes); наречиями степени (much, little, very); 35

распознавать в тексте и дифференцировать слова по определённым признакам (существительные, прилагательные, модальные/смысловые глаголы). 35

1.1.6. Математика и информатика 35

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона; 36

устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); 36

группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; 36

классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; 36

читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр). 36

выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия. 36

выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком); 36

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1); 37

выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; 37

вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок). 37

выполнять действия с величинами; 37

использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; 37

проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.). 37

устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; 37

решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; 37

решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); 37

оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. 37

решать задачи в 3—4 действия; 37

находить разные способы решения задачи. 37

описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; 37

распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг); 37

выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; 37

использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач; 37

распознавать и называть геометрические тела (куб, шар); 37

соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. 37

измерять длину отрезка; 38

вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата; 38

оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз). 38

читать несложные готовые таблицы; 38

заполнять несложные готовые таблицы; 38

читать несложные готовые столбчатые диаграммы. 38

читать несложные готовые круговые диаграммы; 38

достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму; 38

сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; 38

понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»); 38

составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации; 38

распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы); 38

планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм; 38

интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). 38

1.1.7. Окружающий мир 38

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; 40

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; 40

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; 40

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям 40

и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; 40

использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; 40

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; 40

использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; 40

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; 40

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; 40

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. 40

использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; 40

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; 40

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; 40

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; 41

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; 41

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 41

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; 41

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; 41

используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; 41

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; 41

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. 41

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; 41

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; 41

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны; 41

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; 42

определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 42

Планируемые результаты и содержание образовательной области «Искусство» на уровне начального общего образования 42

1.1.8. Изобразительное искусство 42

различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; 43

различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; 43

эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка; 44

узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; 44

приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение. 44

воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; 44

видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту; 44

высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. 44

создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; 44

использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла; 44

различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности; 44

создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; 44

наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; 44

использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). 45

пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; 45

моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; 45

выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. 45

осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности; 45

выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. 45

видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; 45

понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; 45

изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним; 45

изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. 45

1.1.9. Музыка 46

1.1.10. Технология 50

иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности; 52

понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности; 52

планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; 52

выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. 52

уважительно относиться к труду людей; 52

понимать культурно­историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их; 52

понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги). 52

на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно­художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; 52

отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия); 52

применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); 52

выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. 52

отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; 53

прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно­художественной задачей. 53

анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; 53

решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции; 53

изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. 53

соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток; 53

создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно­эстетической информации; воплощать этот образ в материале. 53

выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку); 53

пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации; 53

пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами). 53

1.1.11. Физическая культура 54

ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств; 54

раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств; 54

ориентироваться в понятии «физическая подготовка»: характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость) и демонстрировать физические упражнения, направленные на их развитие; 54

характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической культуры и организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещениях, так и на открытом воздухе). 54

выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью; 54

характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности. 54

отбирать упражнения для комплексов утренней зарядки и физкультминуток и выполнять их в соответствии с изученными правилами; 54

организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками; 54

измерять показатели физического развития (рост и масса тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, равновесие, гибкость) с помощью тестовых упражнений; вести систематические наблюдения за динамикой показателей. 55

вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности; 55

целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств; 55

выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах. 55

выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия); оценивать величину нагрузки по частоте пульса (с помощью специальной таблицы); 55

выполнять организующие строевые команды и приёмы; 55

выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты); 55

выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, гимнастическое бревно); 55

выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мячей разного веса и объёма); 55

выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности. 55

сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; 55

выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации; 55

играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам; 55

выполнять тестовые нормативы по физической подготовке; 55

плавать, в том числе спортивными способами; 55

выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России). 55

55

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы 55

1.3.1. Общие положения 55

«зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей об осознанном освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале; 57

«хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. 57

1.3.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов 58

самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; 58

смыслообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно‑познавательных и социальных мотивов, понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремления к преодолению этого разрыва; 58

морально‑этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. 58

сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально‑положительном отношении обучающегося к образовательноой организации, ориентации на содержательные моменты образовательной деятельности — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания; 58

сформированности основ гражданской идентичности, включая чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей; 59

сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; 59

сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивацию достижения результата, стремление к совершенствованию своих способностей; 59

знания моральных норм и сформированности морально­этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы. 59

характеристику достижений и положительных качеств обучающегося; 60

определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка; 60

систему психолого­педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач начального общего образования. 60

способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; 60

умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; 61

умение использовать знаково­символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно­познавательных и практических задач; 61

способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям; 61

умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. 61

1.3.3. Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений 64

поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся; 64

поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; 64

развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся; 64

формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. 64

по русскому языку, литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.; 65

по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини‑исследований, записи решения учебно­познавательных и учебно­практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; 65

по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини­исследований и мини­проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; 65

по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото­ и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний­описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; 65

по технологии — фото­ и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний­описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; 65

по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п. 66

1.3.4. Итоговая оценка выпускника 67

речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией; 67

коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 67

отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося; 68

определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка; 68

даются психолого‑педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующем уровне обучения. 68

условий реализации основной образовательной программы начального общего образования; 69

особенностей контингента обучающихся. 69

2.Содержательный раздел 69

2.1. Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий 69

2.1.1. Ценностные ориентиры начального общего образования 70

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; 70

восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; 70

доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; 70

уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; 70

принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им; 71

ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; 71

формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; 71

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; 71

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); 71

формирование самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; 71

развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; 71

формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма; 71

формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. 71

2.1.2. Характеристика универсальных учебных действий при получении начального общего образования 71

обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 72

создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. 72

2.1.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 76

- смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; 77

- самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально­действенной идентификации; 77

- основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан; 77

- эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; 77

- нравственно­этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; 77

- эмоционально­личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; 77

- умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; 78

- умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства; 78

- умения устанавливать логическую причинно­следственную последовательность событий и действий героев произведения; 78

- умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации. 78

смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов; 78

самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально­действенной идентификации; 78

основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан; 78

эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; 78

нравственно­этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; 78

эмоционально­личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; 78

умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; 78

умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства; 78

умения устанавливать логическую причинно­следственную последовательность событий и действий героев произведения; 78

умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации. 79

общему речевому развитию обучающегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса; 79

развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи; 79

развитию письменной речи; 79

формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважения интересов партнёра; умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме. 79

формирование умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран; 80

формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее; ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России; умения фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона; 80

формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; 80

развитие морально­этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами. 80

овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией; 81

формированию действий замещения и моделирования (использование готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей); 81

формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно­следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. 81

ключевой ролью предметно­преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий; 84

значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу (так, в ходе решения задач на конструирование обучающиеся учатся использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров); 84

специальной организацией процесса планомерно­поэтапной отработки предметно­преобразовательной деятельности обучающихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста — умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексией как осознанием содержания и оснований выполняемой деятельности; 85

широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса; 85

формированием первоначальных элементов ИКТ­компетентности обучающихся. 85

формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно­преобразующей деятельности человека; 85

развитие знаково­символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности обучающегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей); 85

развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия); контроль, коррекция и оценка; 85

формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно­преобразующих действий; 85

развитие планирующей и регулирующей функций речи; 85

развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно­продуктивной деятельности; 85

развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности; 85

формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно­преобразующей символико­моделирующей деятельности; 85

ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первая ступень формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению; 85

формирование ИКТ­компетентности обучающихся, включая ознакомление с правилами жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу познания учения, к состоянию неполного знания и другим аспектам. 85

основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте; 86

освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; 86

развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости; 86

освоение правил здорового и безопасного образа жизни. 86

в области регулятивных действий развитию умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия; 86

в области коммуникативных действий развитию взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничеству и кооперации (в командных видах спорта — формированию умений планировать общую цель и пути её достижения; договариваться в отношении целей и способов действ договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата). 86

2.1.4. Особенности, основные направления и планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности 86

2.1.5. Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий обучающихся 88

2.1.6. Условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и от начального к основному общему образованию 90

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов 96

2.2.1. Общие положения 96

2.2.2.1.Русский язык 97

2.2.2.2 Литературное чтение 102

2.2.2.3. Иностранный язык 106

этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно­трудового и межкультурного общения, в том числе при помощи средств телекоммуникации; 107

диалог­расспрос (запрос информации и ответ на него); 107

диалог — побуждение к действию. 107

речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и вербально/невербально реагировать на услышанное; 107

небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на изученном языковом материале, в том числе полученные с помощью средств коммуникации. 107

вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале; 107

про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.). 107

Владеть: 107

умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения; 107

основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо. 107

пользоваться двуязычным словарём учебника (в том числе транскрипцией), компьютерным словарём и экранным переводом отдельных слов; 109

пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил; 109

вести словарь (словарную тетрадь); 109

систематизировать слова, например по тематическому принципу; 109

пользоваться языковой догадкой, например при опознавании интернационализмов; 109

делать обобщения на основе структурно­функциональных схем простого предложения; 109

опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например артикли. 109

совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.); 109

овладевают более разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы; контекст; 109

совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; 109

учатся осуществлять самоконтроль, самооценку; 109

учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения). 109

2.2.2.4 Математика и информатика 109

2.2.2.5 Окружающий мир 111

2.2.2.6. Основы религиозных культур и светской этики 116

2.2.2.7. Изобразительное искусство 116

2.2.2.8. Музыка 119

2.2.2.9. Технология 136

2.2.2.10. Физическая культура 138

Рабочие программы разрабатываются в соответствии с принятым в школе Положением о рабочей программе учителей предметников МОУ «Троицко-Сунгурская СШ». 154

2.3.1. Реализация целевой комплексной программы «Одарённые дети» 154

2.3.4. Программа по развитию здоровьесбережения в школе «Спорт – путь к здоровью и успеху» 185

Общие положения 185

1) своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья; 199

2) определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей­инвалидов; 199

3) определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; 199

4) создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы НОО и их интеграции в школе; 199

5) осуществление индивидуально ориентированной психолого­медико­педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого­медико­педагогической комиссии); 199

6) разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии; 199

7) обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; 199

8) реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ; 199

9) оказание родителям (законным представителям) детей с ОВЗ консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. 199

1) диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого­медико­педагогической помощи в условиях школы; 200

2) коррекционно­развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ; способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); 200

3) консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого­педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся; 200

4) информационно­просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений — учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. 200

обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого­медико­педагогической комиссии; 200

обеспечение психолого­педагогических условий (коррекционная направленность учебно­воспитательной деятельности; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных, для оптимизации образовательной деятельности, повышения ее эффективности, доступности); 200

обеспечение специализированных условий: введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; 200

обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарно­гигиенических правил и норм); 201

обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно­развлекательных, спортивно­оздоровительных и иных досуговых мероприятий; 201

развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития. 201




231

Общие положения

Новая редакция ООП НОО Муниципальное общеобразовательное учреждение «Троицко-Сунгурская средняя школа» (далее МОУ «Троицко-Сунгурская СШ» разработана на основе следующих нормативных документов:



  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29 декабря 2012 года;

  2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
    3. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2015 N 35916);

4. Примерной основной образовательной программы начального общего образования (Одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);


5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373».

В соответствии с п.9 ст.2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

«образовательная программа- комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».

Структура основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Троицко-Сунгурская СШ» соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО) в МОУ «Троицко-Сунгурская СШ» и способы определения достижения этих целей и результатов.

Цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП НОО конкретизированы в соответствии с требованиями ФГОС НОО и учитывают особенности социального окружения ОО, ресурсное обеспечение и потенциальные возможности участников образовательных отношений.

Целевой раздел включает:



  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы НОО ;

  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программу духовно­нравственного развития, воспитания обучающихся;

  • программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

  • программу коррекционной работы.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:



  • учебный план начального общего образования;

  • план внеурочной деятельности;

  • календарный учебный график;

  • систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Реализация ООП НОО начинается с ознакомления обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений:

- с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в МОУ «Троицко-Сунгурская СШ»;

- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации ООП НОО, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации.



Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы, закрепляются в заключённом между ними и образовательной организацией договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

Новая редакция ООП НОО действует до выхода новых нормативных документов, регламентирующих работу организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации ФГОС НОО.




Каталог: mart
mart -> Реферат «Мировые информационные сети. Основные свойства, примеры и особенности»
mart -> Рынок труда демографические аспекты развития рынка труда
mart -> Чем опасен Интернет для детей Компьютер, на сегодняшний день, есть почти в каждой семье и, как правило, каждый из них имеет подключение к «всемирной паутине»
mart -> Библиографический указатель «Бюллетень новых поступлений»
mart -> Предмет: «Технология приготовления пищи» Профессия: «Повар, официант»
mart -> Физическая география материков и океанов
  1   2   3   4