Словарь некоторых педагогических терминов

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Словарь некоторых педагогических терминов



Дата22.09.2018
Размер0,82 Mb.


Словарь некоторых педагогических терминов

Авторы:
Щедрин Дмитрий Сергеевич, преподаватель.



Щедрин Сергей Васильевич, методист, к.п.н.




Аннотация
В статье, с помощью ряда других авторов, проводятся следующие педагогические термины: адаптация, анализ, аттестация, воспитание, гуманизм, дедукция, деятельность, дискуссия, доклад, задача, знание, идея, интеллект, интервью, интуиция, исследование, инновация, квалификация, коллектив, конференция, концепция, лекция, личность, мастерство, методы воспитания и обучения, мировоззрение, мнение, мотив, наблюдение, навык, наглядность, наказание, научность, новизна, нравственность, образование, обучение, общение, общение педагогическое, объект, опрос, осмысление, ответственность, педагогика, планирование, поведение, познание, понятие, поощрение, порицание, поручение, потребность, практика, прагматизм, преподавание, привычка, принцип, приучение, проблема, прогноз, процесс, развитие, рассказ, результат, реферат, руководство, самовоспитание, самодеятельность, самообразование, семья, синтез, система, ситуация, сознание, соревнование, способ, способность, средство, стимул, структура, субъект, творчество, теория, тестирование, технология, технология педагогическая, традиция, требование, характер, характеристика, цель, школа, экскурсия, эксперимент.

Следует обратить внимание на то, что в связи с разной трактовкой терминов в словарях, мы выбирали из них, на наш взгляд, наиболее приемлемый. Приемлемые педагогические термины размещены на сайтах ВикипедиЯ, Национальная педагогическая энциклопедия, Национальная психологическая энциклопедия, Национальная философская энциклопедия, Энциклопедия & Словари, Гуманитарная энциклопедия, StudFiles, Викисловарь, Учебники Онлайн, Classes.RU. Среди авторов, которые вызвали у нас интерес, следует, прежде других, назвать Виктора Мари Гюго, Фаину Георгиевну Раневскую, Генри Томаса Бокля, Конфуция, Иоганна Вольфганга фон Гёте и Макса Фрайя. Юмор, порою переходящий в иронию, проявляется в высказываниях таких авторов, как Михаил Афанасьевич Булгаков, Джордж Бернард Шоу, Надин де Ротшильд, Виктор Ардов, Казимеж Бартошевич, Станислав Лучко, Уилсон Мизнер и многих других.



Статья предназначена для широкого круга читателей, в т.ч. педагогов образовательных организаций, оформляющих портфолио.

«Два дела особенно трудны: это - писать словарь и грамматику».
Готфрид Герман

Мы далеки от мысли «переплюнуть» в этом отношении другие словари, напр. национальную педагогическую энциклопедию, Энциклопедия & Словари, ВикипедиЯ, краткий словарь по педагогике и др., но и нам, с помощью ряда авторов, есть, что сказать, часто с юмором, порою переходящим в иронию. Следует обратить внимание на то, что в связи с разной трактовкой педагогических терминов в словарях, мы выбирали из них, на наш взгляд, наиболее приемлемый.

Адаптация (от лат. adapto «приспособляю»)  приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды ([1]). «Успех зависит от скорости адаптации к новым обстоятельствам» (Джеффри Евгенидис).


Анализ (от др.-греч. νάλυσις – разложение, расчленение, разборка)  метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования ([2]). «Положение серьёзное, но отнюдь не безнадежное, - отозвался Бегемот, – больше того: я вполне уверен в конечной победе. Стоит хорошенько проанализировать положение» (Михаил Афанасьевич Булгаков).

Аттестация (от фр. attestation от лат. attestātio – свидетельство, подтверждение подтверждение квалификации, уровня знаний и умений человека ([3]). «Человек, который держит при себе все не стоящее запоминания, достигает иногда самой высокой из университетских степеней. И единственное, что можно сделать с таким человеком, это похоронить его» (Джордж Бернард Шоу).

Воспитание под воспитанием понимают комплекс педагогических технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (с изменениями приведено по [4]). «Воспитание – это то, что остается, когда все остальное потеряно» (Надин де Ротшильд).

Гуманизм (от лат. humanitas – «человечность», humanus – «человечный», homo – «человек») этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право в свободной форме определять смысл и форму своей жизни ([5]). «Будьте человеком, прежде всего и больше всего. Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью» (Виктор Мари Гюго).

Дедукция (от лат. deductio – выведение)  метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего ([6]). «Шерлок Холмс и доктор Ватсон отправились путешествовать пешком. В лесу их застает ночь. Поставив палатку путники легли спать. Ночью оба просыпаются. Холмс спрашивает Ватсона: О чем вам говорят звезды над нами? – Они мне говорят о том, что завтра будет прекрасная погода, а вам? – А мне они говорят, что у нас сперли палатку» (размещено по адресу: http://img0.joyreactor.cc/pics/post/анекдоты-анекдоты-из-фильмов-337590.jpeg).

Деятельность – процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели ([7]). «Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека одно и то же» (Вольтер).

Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию ([8]). «Дискуссия – это обмен знаниями, спор – обмен невежеством» (Роберт Куиллен).

Докладодин из видов монологической речи, публичное, развёрнутое, официальное сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных ([9]). «Дуракам нельзя давать делать доклады! Дураки должны выступать в прениях!» (Виктор Ардов).

Задача – проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать ([10]).  «Надо решать задачи последовательно, шаг за шагом. Надо поделить бесконечное будущее на пятиминутные кубики и брать их один за другим»  (Лоис Макмастер Буджолд).

Знаниерезультат процесса познавательной деятельности ([11]). «Знание – не инертный, пассивный посетитель, приходящий к нам, хотим мы этого или нет; его нужно искать прежде, чем оно будет нашим; оно – результат большой работы и потому – большой жертвы» (Генри Томас Бокль).

Идея (от др.-греч. δέα – вид, форма, прообраз) в широком смысле – мысленный прообраз какого-либо действия, предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты ([12]). «Можно сопротивляться вторжению армий, нельзя сопротивляться вторжению идей» (Виктор Гюго).

Интеллект, ум (от лат. intellectus «ощущение», «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок») качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой ([13]). «Ум подобен здоровью: тот, кто им обладает, его не замечает» (Клод Гельвеций).

Интервью (от англ. interview разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы ([14]). «Интервью – это такой разговор, которого никогда не было» (Казимеж Бартошевич).

Интуиция (от позднелат. intuitio – «созерцание», от глагола intueor – пристально смотрю)  способность, свойство человека понимать, формировать и проникать в смысл событий, ситуаций, объектов посредством инсайта, озарения, единомоментного подсознательного вывода, основанного на воображении, эмпатии и предшествующем опыте, «чутьё», проницательность ([15]). «Интуиция – искусство чтения чистых страниц» (Станислав Лучко).

Исследованиев предельно широком смысле – поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов; в более узком смысле – научный метод (процесс) изучения чего-либо ([16]). «Когда Вы заимствуете материал у одного автора, это – плагиат, но когда у многих – это исследование» (Уилсон Мизнер).


Инновация, нововведение – это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком ([17]). «Что вы должны сделать – так это создать великолепный продукт или сервис с целью изменить мир. Если вы сделаете это, вы можете стать легендой» (Гай Кавасаки).

Квалификация (от англ. quality – качество, в смысле степень проявления достоинств) – в некоторых областях этим термином называется либо процесс оценки уровня качества, либо сами предусмотренные уровни ([18]). «Инвестиции в знания всегда приносят наибольший доход» (Б. Франклин).

Коллектив (от лат. collectivus собирательный группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, служащие в одном формировании, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели ([19]). «Коллектив – это группа, к которой мы принадлежим. Клика – это группа, к которой мы не принадлежим» (Томас Карлейль).

Конференция (от лат. confero – собирать в одно место)  собрание, совещание групп лиц, отдельных лиц, организации для обсуждения определённых тем ([20]). «Конференции устраиваются лишь для того, чтобы дать каждому шанс обидеться на всех остальных. Иногда для этого требуются две или три конференции, но обычно хватает одной» (Уилл Роджерс).

Концепция (от лат. conception «система понимания»):

  • комплекс взглядов на что-либо, связанных между собой и вытекающих один из другого;

  • определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений; основная точка зрения, руководящая идея для их освещения;

  • система взглядов на явления – в мире, природе, обществе;

  • ведущий замысел, конструктивный принцип в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности;

  • система путей решения задачи;

  • способ понимания, различения и трактовки каких-либо явлений, порождающий присущие только ему соображения и выводы (с изменениями приведено по [21]).

«Концепция – это натюрморт из атрибутов интеллекта» (Александр Конопатский).

Лекция (от лат. lectio – чтение)  устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т.д. ([22]). «Многие приходят слушать, а не учиться. Некоторые приходят даже с письменными дощечками – затем, чтобы удержать не мысли, а слова, и потом произнести их без пользы для слушающих, как сами слушали без пользы для себя» (Сенека).

Личностьпонятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности ([23]). «Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает» (Фридрих Энгельс).

Мастерствовысокая степень овладения определенным видом специализированной деятельности; основывается на глубоком понимании дела, сочетаемом с развитыми умениями осуществлять рациональные и эффективные действия ([24]). «Самый лучший способ научиться – это смотреть на то, как работает мастер» (Майкл Джексон).

Методы воспитаниясовокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия ([25]). «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» (Владимир Даль).

Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος – путь) процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) – кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка ([26]). «Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению» (Конфуций).

Мировоззрениецелостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества ([27]). «Мировоззрение – твоя гипотеза о смысле жизни» (Александр Круглов).

Мнение суждение, точка зрения или заявление на тему, в которой невозможно достичь полной объективности, основанное на интерпретации фактов и эмоционального отношения к ним ([28]). «Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои» (Иван Сергеевич Тургенев).

Мотивдинамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость ([29]). «Мотив – вот ключ ко всем поступкам» (Бернар Вебер).

Наблюдениеорганизованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях ([30]). «На одного человека, способного мыслить, найдется, по крайней мере, сто, способных наблюдать. Меткий наблюдатель, несомненно, встречается редко, но глубокий мыслитель – еще реже» (Генри Томас Бокль).

Навык – деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма ([31]). «Характер есть не что иное, как долговременный навык» (Плутарх).

Наглядностьпринцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых обучающимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций, ТСО, лабораторно-практических работ и компьютеризации, обогащает круг представлений обучающихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал (с изменениями приведено по [32]). «Наглядность – это принцип обучения, когда идеи постигают в ощущениях. К примеру, пасту для зубов проверяют на яйцах» (Елена Ермолова).

Наказаниеприменение каких-либо, правовых или неправовых, неприятных или нежелательных мер в отношении человека, животного или их групп в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение ([33]). «В книге Бытия немало примеров наказания тех, кто ослушался воли Господа. В то же время нельзя сказать, чтобы этим путем был достигнут серьезный воспитательный эффект» (Сирил Норткот Паркинсон).

Научностьодин из принципов обучения. Ориентирует на усвоение конкретного, преимущественно через обобщенные теоретические знания ([34]). «Наука есть не что иное, как отображение действительности» (Френсис Бэкон).

Новизнакритерий качества информации (результатов научных исследований). Отражает общественно значимые новые знания, факты, данные, полученные в результате исследования или практической деятельности ([35]). «Не все то ново, что начинается. Но каждое утро сияет свежестью» (Эрнст Симон Блох).

Нравственность моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда – этики ([36]). «Нравственность – это разум сердца» (Генрих Гейне).

Образованиеединый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции ([37]). «Я прихожу в бешенство от одной мысли о том, сколько бы я всего узнал, если бы не ходил в школу» (Джордж Бернард Шоу).

Обучениецеленаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов (с изменениями приводится по [38]). «Благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него» (А. Дюрер)

Общениесложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию (с изменениями приводится по [39]). «Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом» (Джон Леббок).

Общение педагогическое профессиональное общение преподавателя с обучающимися в целостном педагогическом процессе (с изменениями приводится по [40]). «Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент Экзюпери).

Объектфилософская категория, выражающая нечто, на что направлена практическая или познавательная деятельность субъекта (наблюдателя) ([41]). «Наша природа заключается в том, чтобы действовать, а не быть объектом воздействия» (Стивен Кови).

Опросметод сбора первичной информации, целью которого является получение сведений об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых ([42]). «Социологический опрос – это когда люди, не имеющие никакого веса, высказывают крайне весомые мнения» (Джон А. Линкольн).

Осмыслениеэто познавательная процедура, которая подразумевает постижение действительности мышлением в определённых практических, теоретических, культурных, личностных и прочих контекстах ([43]). «Понимание – начало согласия» (Бенедикт Спиноза).

Ответственностьотношение зависимости человека от чего-то (от иного), воспринимаемого им (ретроспективно или перспективно) в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему ([44]). «Чем сильнее чувство ответственности, тем слабей жажда власти» (Стефан Гарчиньский).

Педагогика (от др.-греч. παιδαγωγική – искусство воспитания; от πας – ребёнок → παιδος – подросток + γω – веду) – наука о воспитании и обучении человека ([45]). «В педагогике есть что-то божественное» (Константин Райкин).

Планирование – оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем ([46]). «Плох тот план, который нельзя изменить» (Публилий Сир).

Поведениеопределённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой ([47]). «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» (Иоганн Вольфганг Гёте).

Познаниесовокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира ([48]). «Познание начинается с удивления» (Аристотель).

Понятиеотображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам ([49]). «Люди созданы для любви, а вещи для пользования. Не меняйте эти понятия местами» (неизвестный).

Поощрениеметод воспитания, регулирующий поведение человека, путем стимулирования, побуждения к закреплению положительного опыта ([50]). «Метод поощрения рангами знатности и жалованьем – ключ к жизни или гибели страны» (Шан Ян).

Порицаниевид негативной моральной санкции и метод воспитания, выражающийся в осуждении (как правило, публичном) поступков или явлений, которые признаются нравственно недопустимыми. Способы порицания различны – от мимической реакции и вербальной оценки до негодования ([51]). «Я хвалю громко, а порицаю вполголоса» (Екатерина II Великая).

Поручениеконкретное задание, дело, круг обязанностей, важных для человека, коллектива, группы (с изменениями приводится по [52]). «Ну а мне-то чем заняться? – Тебе? Чем-нибудь интеллектуальным. Пойди поешь, что ли… – Совершенно серьезно ответил Джуффин. – Да, это ответственное поручение, — кивнул я, — даже не уверен, что справлюсь…» (Макс Фрай).

Потребность способность живой системы к избирательному контакту с окружающей средой. Потребности проявляются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение – в виде оценочных эмоций ([53]). «Достаточного не бывает мало» (Даниил Гранин).

Практика (от др.-греч. πράξις –  деятельность разумная человеческая деятельность, основанная на сознательном целеполагании и направленная на преобразование действительности (в том числе и самого́ человека) ([54]). «Поначалу любая практика даётся легко и приносит ошеломительные результаты, настоящие трудности начинаются потом. Требуются великие усилия, чтобы их преодолеть и достичь результатов, хоть немного сходных с первоначальными» (Макс Фрай).

Прагматизм (от греч. pragma, pragmatos – дело, действие) – деятельность людей, руководствующихся непосредственной выгодой вне зависимости от ее нравственного значения ([55]). «Если ты занимаешься бизнесом, ты просто обязан быть прагматиком. Хотя бы для того, чтобы принимать верные решения» (Мауро ди Роберто).

Преподаваниеспециальная деятельность преподавателей, направленная на передачу обучаемым суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения ([56]). «Учитель – это тот, кто с течением времени делает себя ненужным» (Томас Каррутерс).

Привычкасложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности ([57]). «Чем больше привычек, тем меньше свободы» (Иммануил Кант).

Принцип (от лат. principium, греч. αρχή)  основополагающее утверждение ([58]). «Таковы мои принципы, и если они вам не нравятся, у меня есть другие» (Лоренс Питер).

Приучениеэто метод воспитания, предусматривающий организацию планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий с элементами обязательности, принуждения с целью формирования конкретных привычек в поведении ([59]). «Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться» (Конфуций).

Проблема (от др.-греч. πρόβλημα) в широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения; в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не знаю как», то есть известно, что нужно получить, но неизвестно, как это сделать ([60]). «Люди сами себе устраивают проблемы – никто не заставляет их выбирать скучные профессии, жениться не на тех людях или покупать неудобные туфли» (Фаина Георгиевна Раневская).

Прогноз (от греч. πρόγνωσις – предвидение, предсказание) вероятностное суждение о будущем состоянии объекта исследования ([61]). «Прогноз: предвидение того, что случилось бы, если бы не случилось то, что случилось» (Ральф Харрис).

Процесс (от лат. processus – «течение», «ход», «продвижение») последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо (с изменениями приводится по [62]). «Процесс – это жизнь, результат – это смерть» (Михаил Михайлович Жванецкий).

Развитиепоступательное движение, переход от старого к новому, процесс смены низших ступеней высшими ([63]). «Если не двинется король, окружение тоже останется на месте» (Код Гиасс).

Рассказ, новелла (от итал. novella – новость)  основной жанр малой повествовательной прозы ([64]). «Чем больше мы попадаем под власть идиотов и теряем контроль над нашими судьбами, тем сильнее мы нуждаемся в историях, которые сможем друг другу рассказывать» (Алан Рикман).

Результатцели или намеченные состояния, к которым стремится человек или группа людей ([65]). «Человеку не хватает мудрости успокоиться на достигнутом» (Даниэль Дефо).

Реферат (от нем. Referat, лат. referre «докладывать, сообщать»)  краткий доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников ([66]). «Небывалая толщина этого реферата защищала его от опасности быть прочитанным» (Уинстон Черчилль).

Руководстводеятельность, направленная на координацию усилий людей при их совместном достижении определенной цели ([67]). «Всегда найдутся эскимосы, которые выработают для жителей Бельгийского Конго директивы поведения в самый разгар жары» (Станислав Ежи Лец).

Самовоспитаниеосознанная и целеустремленная работа человека по формированию у себя желаемых черт, качеств и форм поведения ([68]). «Все победы начинаются с побед над самим собой» (Леонид Максимович Леонов).

Самодеятельностьдействия, совершаемые по собственной инициативе без управления сверху, без предписаний, на основе самодетерминации ([69]). «Участие в самодеятельности не избавляет от необходимости врать. Вопрос лишь в том, что лучше – не участвовать и врать? Или участвовать и врать?» (Семен Семенович Горбунков).

Самообразованиесистема внутренней самоорганизации по усвоению социального опыта, имеющая целью собственное развитие личности ([70]). «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» (Н.А. Рубакин).

Семьявид социальной общности, важнейшая форма организации личной жизни, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении ([71]). «Семья – театр, где не случайно у всех народов и времен вход облегченный чрезвычайно, а выход сильно затруднен» (И. Губерман).

Синтезсоединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое ([72]). «Грызня? Конечно, наши мнения иногда расходятся, но без этого счастливому браку не бывать. Как говорят у нас в Англии: в споре рождается истина. Выражаясь терминами классиков марксизма: тезис плюс антитезис равняется синтез. Наш синтез – это наше счастье» (Том Шарп).

Системасовокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство ([73]). «Никто по-настоящему не знает, что ты чувствуешь, к чему ты действительно стремишься и что ты на самом деле пробуешь делать для достижения тех или иных целей. Черт, я даже сам, собственно, не знаю к чему стремился все это время. Единственное, что я знал – это то, что я не хотел быть всего лишь составляющей огромной системы под названием общество» (Джонни Депп).

Ситуация (от франц. situation – положение, обстановка) система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность ([74]). «Люди забавно устроены: в критических ситуациях многие из нас пытаются делать не то, что действительно необходимо, а то, что мы лучше всего умеем» (Макс Фрай).

Сознаниевысший уровень психического отражения действительности, присущий человеку ([75]). «Сознание есть отличительный признак совершенного существа» (Людвиг Андреас Фейербах).

Соревнование – метод организации и воспитания группы людей, коллектива, активизирующий и стимулирующий общественно полезную деятельность путем сравнения и оценки ее результатов, обеспечивающий успех индивидуального и коллективного труда, его производительность, продуктивность и организованность (с изменениями приводится по [76]). «Ты не можешь быть хорошим другом один день, а на следующий день выходить играть против него и хотеть обыграть его, это не совсем то, что называется нормальной дружбой» (Мария Юрьевна Шарапова).

Способсовокупность и порядок действий, используемых для решения какой-либо задачи ([77]). «Есть несколько способов разбивать сады: лучший из них – поручить это дело садовнику» (Карел Чапек).

Способностьсовокупность устойчивых психологических особенностей человека, предопределяющих успешность деятельности ([78]). «Никто не знает силы своих способностей, пока он не испытал их» (Джон Локк).

Средствоприём, способ действия для достижения чего-нибудь ([79]). «Цель оправдывает средства» (Никколо Макиавелли).

Стимул (от лат. stimulus – острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют буйвола (быка), запряженного в повозку) воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (реакцию) и относящееся к ней как причина к следствию ([80]). «Трое детей – прекрасный стимул для сверхурочной работы» (Альберт Санчес Пиньоль).

Структурасовокупность устойчивых отношений и связей между элементами ([81]). «Большое общество, состоящее исключительно из прекрасных людей, по нравственности и интеллигентности равно большому, тупому и свирепому животному. Ведь чем крупнее организации, тем более неизбежны их аморальность и беспросветная тупость» (Карл Густав Юнг).

Субъектиндивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности ([82]). «Много в природе дивных сил, но сильней человека – нет» (Софокл).

Творчествооригинальное, высокоэффективное решение задач педагогического процесса (с изменениями приводится по [83]). «Состояние творческой импотенции, увы, не мешает творить» (Лешек Кумор).

Теория (от греч. theoria – наблюдение, исследование) система основных идей той или иной отрасли знания. Форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях действительности ([84]). «Ни одна научная теория не получила всеобщего одобрения прежде, чем она была полностью дискредитирована» (Дуглас Йейтс).

Тест (от англ. test – проверка) система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности ([85]). «Опасение по поводу того, что тестирование не выявит все ошибки, не должно помешать написанию тестов, которые выявят большинство ошибок» (Мартин Фаулер).

Технология (от гр. искусство, ремесло + наука) наука или совокупность сведений о различных способах и процессах производства сырья или продуктов ([86]). «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии» (Артур Кларк).

Технология педагогическаяв основном рассматривается с двух позиций: как учение о совокупности методов и методик наиболее оптимального достижения педагогической цели – исследовательский (теоретический) подход; как наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности, позволяющая получать рациональный результат в конкретной ситуации (оптимальная логика социально-педагогической деятельности в работе с конкретным объектом) – практико-ориентированный подход ([87]). «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность» (Альберт Эйнштейн).

Традиция (от лат. traditio – передача) 1) исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения; на традиции основана культурная жизнь; 2) обычай, установившийся порядок в поведении, в быту ([88]). «Традиция обладает странным свойством уравновешивать доброе и злое, сглаживать, примирять противоречия. Отказ от традиции – даже во имя свободы – оборачивается уничтожением норм человеческого общежития, разрушением более или менее приемлемых форм социального поведения» (Денис Драгунский).

Требование – 1) Выраженная в решительной, категорической форме просьба, распоряжение. 2) Правило, условие, обязательное для выполнения. 3)_Внутренние потребности, запросы. 4) Официальный документ с просьбой о выдаче чего-нибудь, направлении кого-чего-нибудь куда-нибудь ([89]). «Кто хочет много достигнуть, должен ставить высокие требования» (Иоганн Вольфганг фон Гете).


Характер (от греч. χαρακτηρ – примета, отличительная черта, знак) совокупность наиболее устойчивых психических черт, определяющих поведение человека и проявляющихся в его отношении к окружающему, к труду, к другим людям, к самому себе. Черты характера – особенности, которые стали свойственными самой личности и находят проявление в отношениях к окружающему миру, к труду, к другим людям, к самому себе ([90]). «Человека называют бесхарактерным, если душа его слаба, легкомысленна, непостоянна, но даже эти недостатки все равно образуют характер» (Л. Вовенарг).

Характеристика (от др.-греч. χαρακτηριστικός «отличительный»):

  • совокупность отличительных свойств кого-либо или чего-либо;

  • официальный документ, содержащий оценку деловых и личных качеств человека ([91]).

«Характеристика: машинописный портрет в иконописной манере» (Максим Звонарев).

Цель1) предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить, идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность; 2) идеальное, мысленное представление результата поведения и сознательной деятельности, их мотив. Способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия ([92]). «Суть не в том, чего достиг, а в том, от чего отказался» (Геннадий Малкин).

Школа (от др.-греч. σχολή, σχολά – досуг, учебное занятие, школа) учебно-воспитательное учреждение, осуществляющее под руководством педагогов обучение и воспитание подрастающего поколения ([93]). «Школа – это место где шлифуют булыжники и портят алмазы» (Роберт Грин Ингерсолл).

Экскурсия (от лат. excursio – прогулка, поездка) коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью ([94]). «У меня такое чувство, что я голая моюсь в ванной и пришла экскурсия» (Фаина Раневская).

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) эмпирический метод познания педагогических явлений и процессов в контролируемых и управляемых условиях ([95]). «Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые: иначе такое бросание будет пустою забавой» (Косьма Прутков).

В заключение следует заметить следующее. Наиболее приемлемые, на наш взгляд, педагогические термины размещены на сайтах ВикипедиЯ, Национальная педагогическая энциклопедия, Национальная психологическая энциклопедия, Национальная философская энциклопедия, Энциклопедия & Словари, Mfina, Гуманитарная энциклопедия, StudFiles, Викисловарь, Учебники Онлайн, Classes.RU. Среди авторов, которые вызвали у нас наибольший интерес, следует назвать Виктора Мари Гюго, Фаину Георгиевну Раневскую, Генри Томаса Бокля, Конфуция, Иоганна Вольфганга фон Гёте и Макса Фрайя. Юмор, порою переходящий в иронию, проявляется в высказываниях таких авторов, как Михаил Афанасьевич Булгаков, Джордж Бернард Шоу, Надин де Ротшильд, Виктор Ардов, Казимеж Бартошевич, Станислав Лучко, Уилсон Мизнер и многих других.



Feci quod potui faciant meliora potentes (мы сделали [всё], что смогли, пусть те, кто сможет, сделают лучше).
Список используемой литературы:


  1.  Адаптация // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Адаптация.

  2. Анализ // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Анализ.

  3. Аттестация // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аттестация.

  4. Воспитание // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Воспитание.

  5. Гуманизм // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гуманизм.

  6. Дедукция // Mfina [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://mfina.ru/dedukciya.

  7. Деятельность // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Деятельность.

  8. Дискуссия // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дискуссия.

  9. Доклад // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Доклад.

  10. Задача // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Задача.

  11. Знание // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Знание.

  12. Идея // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Идея.

  13. Интеллект // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Интеллект.

  14. Интервью // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Интервью.

  15. Интуиция // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Интуиция.

  16. Исследование // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Исследование.

  17. Инновация // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Инновация.

  18. Квалификация // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Квалификация.

  19. Коллектив // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Коллектив.

  20. Конференция // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Конференция.

  21. Концепция // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Концепция.

  22. Лекция // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Лекция.

  23. Личность // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Личность.

  24. Мастерство // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/masterstvo.html.

  25. Методы воспитания // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/metody-vospitanija.html.

  26. Методы обучения // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения.

  27. Мировоззрение // Энциклопедия & Словари [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://enc-dic.com/pedagogics/Mirovozzrenie-1057/.

  28. Мнение // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мнение.

  29. Мотив // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мотив.

  30. Наблюдение // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Наблюдение_(психология).

  31. Навык // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Навык.

  32. Наглядность // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/nagljadnost.html.

  33. Наказание // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Наказание.

  34. Научность // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/nauchnost.html.

  35. Новизна // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/novizna.html.

  36. Нравственность // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нравственность.

  37. Образование // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Образование.

  38. Обучение // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Обучение.

  39. Общение // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Общение.

  40. Педагогическое общение // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Педагогическое_общение.

  41. Объект // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Объект.

  42. Опрос // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/opros.html.

  43. Осмысление // Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://gtmarket.ru/concepts/7343.

  44. Ответственность // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ответственность.

  45. Педагогика // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Педагогика.

  46. Планирование // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Планирование.

  47. Поведение // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Поведение.

  48. Познание // StudFiles [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://studfiles.net/preview/2438114/.

  49. Понятие // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Понятие.

  50. Поощрение // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/pooschrenie.html.

  51. Порицание // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/poricanie.html.

  52. Поручение // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/poruchenie.html.

  53. Потребность // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Потребность.

  54. Практика // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Практика.

  55. Прагматизм // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/pragmatizm.html.

  56. Преподавание // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/prepodavanie.html.

  57. Привычка // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Привычка.

  58. Принцип // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Принцип.

  59. Метод приучения // Учебники Онлайн [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://uchebnikionline.com/pedagogika/teoriya_i_metodika_vihovannya_-_omelyanenko_vl/metod_privchannya.htm.

  60. Проблема // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Проблема.

  61. Прогноз // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Прогноз.

  62. Процесс // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://terme.ru/termin/process.html.

  63. Развитие // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/razvitie.html.

  64. Рассказ // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Рассказ.

  65. Результат // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://vocabulary.ru/termin/rezultaty.html.

  66. Реферат // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Реферат.

  67. Руководство // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://vocabulary.ru/termin/rukovodstvo.html.

  68. Самовоспитание // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/samovospitanie.html.

  69. Самодеятельность // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/samodejatelnost.html.

  70. Самообразование // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/samoobrazovanie.html.

  71. Семья // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/sem.html.

  72. Синтез // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/sintez.html.

  73. Система // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://terme.ru/termin/sistema.html.

  74. Ситуация // Национальная психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://vocabulary.ru/termin/situacija.html.

  75. Сознание // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/soznanie.html.

  76. Соревнование // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/sorevnovanie.html.

  77. Способ // Викисловарь [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/способ.

  78. Способность // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/sposobnosti.html.

  79. Средство // Classes.RU [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-33556.htm.

  80. Стимул // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/stimul.html.

  81. Структура // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://terme.ru/termin/struktura.html.

  82. Субъект // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/subekt.html.

  83. Творчество // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/tvorchestvo.html.

  84. Теория // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://terme.ru/termin/teorija.html.

  85. Тест // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/test.html.

  86. Технология // Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://terme.ru/termin/tehnologija.html.

  87. Технология педагогическая // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/pedagogicheskaja-tehnologija.html.

  88. Традиция // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/tradicija.html.

  89. Требование // Classes.RU [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-35493.htm.

  90. Характер // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/harakter.html.

  91. Характеристика // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Характеристика.

  92. Цель // Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://terme.ru/termin/cel.html.

  93. Школа // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/shkola.html.

  94. Экскурсия // Classes.RU [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-85463.htm.

  95. Эксперимент // Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/eksperiment.html.



Каталог: files -> main -> documents -> 2018
documents -> Внеклассное мероприятие по литературе «по праву памяти»
documents -> Рабочая программа по учебной дисциплине оп. 04 «Строительные материалы и изделия»
documents -> Программа учебной дисциплины электротехника проскурина Елена Анатольевна
2018 -> Рабочая программа профессионального модуля пм 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта Ставрополь 2017
2018 -> О формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в филиале Самгупс в г. Алатыре приказ от 25. 01. 2016г. №18
2018 -> Ростовской области государственное бюджетное професссиональное
2018 -> Рабочая программа профессионального модуля пм 03. Выполнение работ по профессии 18511
2018 -> Правовое обеспечение профессиональной деятельности
2018 -> Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы по дисциплине оп. 03 Менеджмент для обучающихся очной и заочной форм обучения
2018 -> Методические указания для студентов очной формы обучения по выполнению практических заданий, лабораторных работ и внеаудиторной самостоятельной работы