"Силы в природе"

Главная страница
Контакты

    Главная страница


"Силы в природе"

Скачать 315,62 Kb.


страница1/2
Дата30.08.2017
Размер315,62 Kb.

Скачать 315,62 Kb.

  1   2
Методические разработки уроков физики с применением

интерактивных методов обучения
В стране сил

Тип урока: интегрированный урок-игра обобщения и систематизации знаний по теме "Силы в природе".

Задачи урока

1. Обобщить и систематизировать знания о видах сил и их возни­кновении — силе тяжести, силе упругости, силе трения, силе всемир­ного тяготения, весе тела, равнодействующей силы, проверить приобретенные умения находить силу

при решении задач, определять силу на практике, изображать ее при помощи вектора. Использовать интеграционные связи с астрономией, математикой, историей, литературой.

2. Формировать убеждения в широком использовании теоретических знаний по данной теме на практике. Развивать логическое мышление, совершенствовать навыки решения экспериментальных задач, умение работать с дополнительной литературой.

3. Воспитывать умение работать индивидуально, получать удовлетворение от коллективной работы, связанной с процессом мышления; чувство любви к родине.



Оборудование: приборы и оборудование для выполнения экспериментальных задач — деревянный брусок, линейка, мензурка, стакан с водой, динамометр (2 шт.), яблоко, весы; "цветик—шестицветик" с названием сил; карточки с задачами-рисунками (4 шт.); названия станций, вездеход, флажки, цветные шарики; портрет И. Ньютона.

Эпиграф к уроку: "Человек должен знать, что непонятное можно понять, иначе он не станет размышлять о нем." (Иоганн Вольфганг Гете)

План урока

Организационный момент.

Игра-путешествие по станциям:

"Разминка";

"Экспериментальная";

"Художественная";

"Познавательная".

Подведение итогов урока. Станция "Итоговая".

Домашнее задание.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы проверим ваши знания по теме "Виды сил". Для этого мы с вами отправимся в Путешествие по стране сил. Как вы думаете, где она находится?

На Луне! А знаете ли вы, когда люди впервые побывали на Луне?



Ученик. 20 июля 1969 г. американские астронавты на космическом корабле "Аполлон-11" достигли Луны и высадились на ее поверхность. Астронавты — Армстронг и Олдрин провели 2,5 часа на поверхности Луны.

Мы с вами живем уже в XXI веке, поэтому выберем самый современный космический корабль и отправимся на нем на Луну. Вот уже мы и на ее поверхности и видим нашу голубую Землю.

Путешествовать по Луне мы с вами будем на "луноходе-1" модели 1970 г., поэтому вам, ребята, необходимо показать, как вы умеете работать коллективно. Каждый ученик покажет свои знания по теории, при решении экспери­ментальных и качественных задач. Итак, в путь! Не забы­вайте, что в игре действуют законы: закон времени и закон четкости.

II. Игра-путешествие по станциям

1). В начале пути наш луноход находится на станции "Разминка". На доске закреплена "Ромашка видов сил" (рис. 3) с названиями видов сил на обратной стороне и записан план характеристики сил. Ответы оцениваются в 2 балла.

Сейчас свои знания могут показать "теоретики". От каждой группы по очереди выходит "теоретик", тянет лепесток и по плану, который имеется на доске, рассказывает про данную силу.

План


Определение физической величины.

Явления или свойства, которые характеризуются данной величиной.

Какой буквой обозначаются единицы измерения?

Формулы, которые соединяют данную величину с другими.



Способы ее измерения.

Рис. 3. Ромашка видов сил


После разминки вы активизировались, поэтому смело можем подъезжать к станции "Экспериментальная", на которой эксперимен­таторы покажут свои знания и умения в решении задач (оценивается в 2 балла). Они сами вытянут себе задачу и начнут самостоятельно работать у доски, а потом поделятся с нами своими результатами. (Представители от каждой группы "Экспериментаторы" выходят и вытягивают карточку - задание.)

Задачи


При помощи линейки определить силу тяжести, действующую на деревянный брусок из сосны.

При помощи мензурки определить вес воды, налитой в стакан.

При помощи динамометра определить массу тела (яблока) и проверить с помощью весов.

При помощи динамометра определить силу трения, возникающую при движении бруска, и изобразить ее графически в выбранном масштабе.

Пока учащиеся работают, мы с вами заедем на гору "Сообра­зительных" и попробуем ответить на ряд вопросов. Ответ на каждый вопрос оценивается в один балл.

Вопросы


1. В книге немецкого писателя "Приключения барона Мюнхгаузена" есть рассказ барона о том, как он вытянул из болота себя и своего коня. "Трясина засасывала нас все глубже и глубже... Что делать? Мы неминуемо погибли бы, если бы не удивительная сила моих рук. Ухватив себя за волосы", я что было сил потянул вверх и безо всякого усилия вытянул из трясины себя и своего коня, которого я крепко сжал между ног, как тисками!.."

- Докажите, что барон не мог этого сделать и почему?



Ответ. Рука, барон и крепко зажатая лошадь — это все одно тело. А для того, чтобы тело изменило свою скорость, необходимо второе тело, чтобы тела взаимодействовали.

Отгадайте загадку

Однажды с яблоней произошел конфуз — свалилось яблоко. Не удержала ветка груз; и кто-то там стоял и выдумал закон. Как звали этого ученого?

Ответ. И. Ньютон.

Одинаковая ли сила тяжести действует на шары равной массы, один из которых находится в воде?



Ответ: Одинаковые, т. к. Fтяж зависит от массы тела. Массы шаров одинаковы, значит, равны и Fтяж, действующие на них.

3. Загадка.

Причину этого я не пойму!

Как только я пружину растяну —

Она стремится снова сжаться,

Наверно, нравится ей надо мною издеваться.

О какой силе говорится в этом четверостишии?

Какой вид деформации испытывает пружина?

Какие движения совершает тело под действием этой силы?

Ответ: Пружина испытывает деформацию растяжение-сжатие под действием силы упругости. Тело совершает колебательные движения под действием Fynp.

Учитель. Итак, вернемся к нашим экспериментаторам. Проверим решение задач. Заслушиваются объяснения каждого ученика, исправляются ошибки, решение, первой задачи записывается учащи­мися в тетрадь.

Мы проехали станцию "Экспериментальная" и наш луноход уже у станции "Художественная".

Задачей "практиков" будет решить задачи-рисунки (оценивается в 2 балла), представленных на рис.

(Учащиеся выходят, выбирают задание и решают его у доски.)

Пока наши "практики" работают, мы с вами отправляемся в море "Всезнаек", где ответ на вопросы оценивается в 1 балл.

Вопросы

Будет ли растягиваться пружина в невесомости?



Ответ. Нет, так как тело в невесомости не действует своим весом на подвес.

Какие виды силы трения вы видите на плакатах?



Ответ. F покоя, скольжения, качения.

Какая сила мешает круглый год кататься на санках?



Ответ. Fmp скольжения.

Что мешает развязаться всем завязанным узлам?

Ответ. Fmp покоя.

Почему у дельфинов обтекаемая форма тела?



Ответ. Fmp жидкости уменьшается.

Под действием какой силы движется вода в водопаде?

Ответ. Ртяж.

Почему возникают приливы о отливы в морях и океанах Земли?



Ответ. Действует сила всемирного тяготения.

Можно ли рычажными весами пользоваться для определения массы тела на другой планете?



Ответ. Да, так как тела действуют на чашки весов своим весом.

Учитель. Посмотрим, как же "художественно" наши эксперимен­таторы справились с задачами—рисунками. (Проверяются задачи. Одна из задач записывается учащимися в тетрадь.)

Учитель. Мы с вами, ребята, проделали уже большой путь, на пройденном пути у вас были трудности, с которыми вы справились. Теперь впереди у нашего лунохода станция "Познавательная", на которой ученики-«знайки» расскажут, где нашли применение изученные нами силы в окружающем нас мире.

Выступают «знайки», которые получили свое задание заранее. Тексты сообщений могут быть следующие:

Сила тяжести на других планетах, или "Полчаса на Луне".

Как И. Ньютон открыл свой знаменитый закон (закон всемирного тяготения).

Как бороться с силой трения в технике?

Роль силы упругости в жизни человека.

III. Подведение итогов урока. Станция "Итоговая"

Учитель. Наше с вами путешествие по Луне подошло к концу. Мы находимся на станции "Итоговая", но и здесь нас ждет загадка. На станции стоит здание, на фундаменте которого написано слово "ЗНАНИЕ", а на крыше "НАУКА". Как вы думаете, что это означает? (Заслушиваются мнения учащихся.)

Учитель подводит обобщение сказанного ребятами.

— Любая наука строится на знаниях, практике. Наше путешествие — это еще один прочный кирпичик в вашем фундаменте знаний. Ваше отношение к учебе сейчас — это ваша активная жизненная позиция в будущем.

Если вы стремитесь хорошо учиться, то в дальнейшем полученные знания пригодятся вам в овладении своей профессией. А хорошо работая, мы сможем достичь того, что в Украине жить станет лучше. Вы согласны со мной, ребята?

Проводится подсчет баллов (помогают капитаны команд), выстав­ляются оценки за урок. Поздравляются и награждаются победители.

Учитель спрашивает у учеников, как им понравилось такое "Путешествие в страну знаний" и все ли было всем понятно.

IV. Домашнее задание

Составить ребусы, кроссворды, физические сказки, стихотворения о силах, представить оформленные рефераты.
Физика на школьном дворе

Tип урока: решение экспериментальных задач.

Задачи урока.

1. Путем проведения физического эксперимента провести повто­рение и обобщение знаний учащихся за год, проверить приобретенные умения находить скорость движения тела, пройденный путь, время движения, вычислять механическую работу, мощность. Закрепить навыки учащихся делать измерения физических величин, пользоваться физическими приборами, строить графики зависимости s (t) и v (t) и проводить их анализ.

Развивать у учащихся готовность и стремление проводить физи­ческий эксперимент, логическое мышление, способность к самоанализу, познавательный интерес к физике.

Воспитывать у учащихся чувство долга и справедливости, созна­тельной дисциплины, настойчивости в достижении конечного ре­зультата, умения работать индивидуально и в коллективе. Способствовать творческому развитию учащихся.

Оборудование: карточки-задания, линейки (1 м), секундомеры. Интерактивный метод обучения. Класс делится на шесть равных исследовательских групп по 3-5 учащихся в каждой. В каждой группе выбирается теоретик, практик и капитан.

Эпиграф к уроку: "Опыт — вот учитель жизни вечный" (И. В. Гете)

На проведение урока планируется два учебных часа по 40 минут.



План урока

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Решение экспериментальных задач.

Презентация выполненных заданий перед классом.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Ход урока

Организация класса. Ознакомление с целью урока. На доске закрепляется таблица, в которую будут заноситься результаты работы каждой команды.

Таблица 3

Результаты работы команд


Команда

Теория

Экспери-

мент


Защита работы






































1. Актуализация опорных знаний проводится путем перекрестного опроса команд. Каждая команда готовит 3 вопроса заранее. Вопросы должны включать теоретические знания, которые понадобятся ребятам на уроке, поэтому учитель объявляет тематику вопросов заранее.

Вопросы


Что называется скоростью равномерного движения?

Назовите единицы измерения скорости?

Что такое путь?

Какой буквой обозначается путь?

Какими приборами измеряется скорость?

Какими приборами измеряется величина пути?

Выразите 72 км/ч в м/с ?

Какими приборами измеряют время?

Сколько минут, секунд в 1 часе?

По какой формуле рассчитывается скорость? И. Формула пути.

Формула времени равномерного движения тела.

Что такое механическая работа? Какими единицами ее измеряют?

Что такое мощность? По какой формуле ее можно вычислить?

По какой формуле рассчитывается работа силы тяжести?

Как вычислить к. п. д. наклонной плоскости?

Какой вид имеют графики зависимости v (t), s (t)l

В каком случае тело движется по наклонной плоскости? Результаты перекрестного опроса групп объявляются учителем и

записываются в таблицу.

2. Капитаны команд получают карточки-задания. Задачи подби­раются учителем с учетом уровня подготовки каждой из команд.

Экспериментальные задачи

Задача 1. Используя линейку и секундомер (часы), измерить и вычислить:

путь, который проходит человек, поднимаясь по лестнице (или при спуске);

измерить время, рассчитать скорость движения человека вверх (вниз);

зная число ступеней, подсчитайте высоту подъема, вычислите, какую работу совершает человек при подъеме (спуске), мощность, которую он развивает;

построить графики движения v (t), s (t).

Задача 2. Используя линейку и секундомер (часы), измерить и вычислить:

1) на дорожке отмерить промежуток равный 5 м, подсчитать количество шагов п, которое можно сделать, пройдя этот отрезок, вычислить длину шага 1;

зная длину шага, определить длину здания школы S, измерить при этом время своего движения t и вычислить скорость движения;

зная длину шага, измерить длину а и ширину b школьной игровой площадки и вычислить ее площадь S;

построить графики движения v (t), s (t).

Задача 3. Используя линейку и секундомер (часы), изучить движения тел при их падении на Землю (лист, ветка дерева, мяч):

измерить высоту, с которой падают тела, время движения (высоту изменять три раза);

вычислить скорость движения тел;

вычислить, какую работу совершает сила тяжести, и потенциаль­ную энергию тел на максимальной высоте подъема;

построить графики движения v(t) и s(t) для каждого исследуемого тела.

Задача 4. Используя линейку и секундомер, изучить колебательные движения, которые совершает человек в процессе приседания:

измерить время п1 = 10; п2 = 20; п3= 40 приседаний;

вычислить частоту движений и скорость, зная проходимый телом путь S- высота I, с которой производится приседание;

вычислить силу тяжести, действующую на человека;

вычислить производимую человеком работу.

Задача 5. Используя линейку длиной / = 1 м, измерить и вычислить:

длину L тени дерева; тени от линейки /;

высоту Н дерева;

какую потенциальную энергию имел бы человек, если бы он находился на этом дереве;

определив время , которое потребуется, чтобы тело упало с дерева, найти скорость движения и построить график v (t).

Задача 6. Используя линейку высотой h = 25 см, измерить и вычислить:

1) расстояние до столба Н = 8 м на дороге, зная а — длину вытянутой руки;

2) измерить время движения автомобиля от данного столба до наблюдателя и определить его скорость; построить график v (t);

3) вычислить, пройденный автомобилем путь и построить графика (t).

Под руководством учителя группы продолжают работу на школьной площадке. Учитель, работая с каждой группой, выставляет баллы командам за технику проведения эксперимента (предварительно).

На втором уроке учащимся дается 5—7 мин., чтобы обсудить и закончить оформление отчетов по решению экспериментальных задач. Оформление отчета может проводиться отдельно каждым членом группы одного задания либо всего объема задания, т. к. каждая задача состоит из 4-х частей с повышением уровня сложности задания.

Капитаны команд либо теоретики проводят презентацию выполненной работы. Класс внимательно слушает и задает вопросы:

по способу решения задачи;

порядку проведения необходимых измерений;

технике измерений;

правилам пользования физическими приборами;

запись результатов измерений;

правильность использования формул;

знание единицы измерения физических величин.

Отчеты по решению задач и графики можно оформлять на больших листах и сразу вывешивать на доске. Кроме перечисленных вопросов при выставлении балла учитывается: умение учащихся аргументировать свою точку зрения; делать доклад; умение логически мыслить; делать выводы; анализировать полученные результаты.

Возможно, что какая-то команда предложит свое дополнительное к данному учителем задание. Это тоже должно оцениваться.

5. Учитель с помощью капитанов команд проводит окончательное подведение итогов работы. Объявляются результаты. Отмечается команда, набравшая максимальное количество баллов.

За эксперимент максимальная оценка — 4 балла.

За защиту работы — 5 баллов.

Учитель выставляет оценки за урок всем учащимся, обязательно отметив работу особенно активных учеников.

Домашнее задание.

Повторить темы: "Масса", "Плотность вещества". Составить и решить 2 количественные задачи и одну качественную по данным темам.



  1   2

  • "ЗНАНИЕ"
  • Физика на школьном дворе T