Семинара Исследовательский семинар-3: «Афинская полития»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Семинара Исследовательский семинар-3: «Афинская полития»

Скачать 245,49 Kb.


Дата06.01.2017
Размер245,49 Kb.

Скачать 245,49 Kb.

Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"»

Факультет менеджмента



Программа научно-исследовательского семинара

Исследовательский семинар-3: «Афинская полития» Аристотеля как исторический источник»
для направления 030600.62 История

подготовки бакалавра


Руководитель НИС: В.Р.Гущин, valerii2012@yandex.ru

Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «___» _____________ 2013 г.
Зав. кафедрой _________________________А. А. Борисов

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___» ____________ 2013 г.


Председатель ________________________ Г. Е. Володина
Пермь, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа научно-исследовательского семинара (далее – НИС) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Исследовательский семинар».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет “Высшая Школа Экономики”» по направлению подготовки 030600.62 «История», уровень подготовки – бакалавр (утвержден ученым советом НИУ-ВШЭ, протокол от 29.06.2012, № 38);

  • Образовательной программой 030600.62 История, подготовки бакалавра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 История, утвержденным в 2012 г.



  1. Цели освоения дисциплины

    1. Целями освоения НИС обучения являются:


2.1 В области обучения – приобретение профессиональных знаний об основных проблемах, направлениях и методах современной исторической науки; умений и компетенций, связанных с поиском и использованием исторической информации; фундаментальную подготовку в области гуманитарных наук. Конкретные задачи, преследуемые курсом, таковы:

1) знакомство с социально-политическими явлениями и тенденциями на периферии античного мира, расширение исторического кругозора за счет сведений, дополняющих курс антиковедения и позволяющих соотнести однотипные исторические процессы, происходящие в разных частях античного мира для более глубокого и всестороннего их понимания;

2) овладение первичными навыками исследовательской работы;

3) овладение навыками аналитической работы с историческими источниками разных видов и исследовательской литературой;

4) овладения навыками реферирования и рецензирования научной литературы;

5) знакомство со структурой и правилами оформления научных работ.



2.2 В области воспитания личности – приобретение навыков и компетенций, способствующих формированию и развитию творческих способностей, коммуникативности, толерантности, способности к диалогу, настойчивости в достижении цели.
  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате участия в НИС

В результате освоения дисциплины студент должен:



  • Знать приемы и методы работы с источниками и исследовательской литературой в рамках заявленной темы, правила цитирования и оформления библиографического списка в научной работе.

  • Знать содержание социально-политических процессов на греческом Западе в V-III вв. до н. э. на базовом уровне;

  • Уметь самостоятельно сформулировать исследовательскую задачу, сформировать источниковую базу исследования, подобрать библиографию, систематизировать и обобщать итоги наблюдений.

  • Иметь навыки аналитической работы с источниками разных видов (письменные, эпиграфические, нумизматические), реферирования исследовательской литературы, в том числе на иностранных языках, в рамках заявленной темы.





В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной.

(СК-1)

совершенствует и развивает свой интеллектуальный и общекультурный уровень

работа с русскоязычной и англоязычной историографией

Способен применять профессиональные знания и умения на практике


(СК-2)

использует знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ

написание аналитических обзоров

Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.

(СК-3)

самостоятельно приобретает и использует в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширяет и углубляет свое научное мировоззрение

написание аналитических обзоров

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)


(СК-6)

самостоятельно приобретает и использует в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширяет и углубляет свое научное мировоззрение

самостоятельное составление индивидуального плана работы, формирование источниковой и историографической базы

Способность осуществлять компьютерный анализ исторических источников (создание баз данных)


(ПК-1)

использует в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы

использование в текущей работе и при подготовке докладов электронных баз НИУ ВШЭ

способность к использованию иностранного языка для поиска и анализа иностранных источников информации

(ПК-3)

свободно пользуется русским и иностранным языками как средством делового общения

выполнение научного перевода текстов по специальности

способность работать с информацией из различных типов и видов источников

(ПК-7)

знает современные методологические принципы и методические приемы исторического исследования


постоянное знакомство с новейшим методологическим инструментарием и практическое применение методов


  1. Место НИС в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессионально-практическую подготовку.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Иностранный язык;

  • Историческая текстология;

  • История исторической науки;

  • История правовых и политических учений;

  • История;

  • Структура научного текста;

  • Теория и история культуры;

  • Философия истории;

  • Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знать античную историю на уровне программы 1 курса магистратуры по направлению «История»;

  • знать отечественную и всемирную историографию на уровне программы 1 курса магистратуры по направлению «История»;

  • уметь работать с библиотечными фондами, научной периодикой, справочными материалами;

  • понимать термины и категории исторической науки;

  • уметь писать исследовательские работы разных жанров (эссе, рецензии, доклады, статьи);

  • уметь работать с компьютером, ориентироваться в Интернет-ресурсах;

  • знать английский язык и желательно другие языки для чтения научной литературы по специальности.

  • Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при проведении самостоятельной исследовательской работы.



  1. 5. Тематический план НИС




    Название раздела

    Всего часов

    Аудиторные часы

    Самостоя­тельная работа

    Лекции

    Семинары

    Практические занятия

    1

    «Афинская полития» в корпусе сочинений Аристотеля

    28







    14

    14

    2

    История Афин в«Афинской политии» Аристотеля

    32







    12

    20

    3

    Государственное устройство Афин по сведениям Аристотеля

    48







    18

    30




    ИТОГО:

    108







    44

    64
  2. 6. Контроль знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4
















Реферат







4 неделя




письменная работа объемом не менее пяти печатных страниц формата А4 с использованием рекомендованной и самостоятельно обнаруженной литературы

Итоговый

Зачет










*

письменный


6.1. Критерии оценки знаний, навыков
Студент должен продемонстрировать на текущем, промежуточном или итоговом контроле, чтобы получить оценку, владение компетенциями, соотносящимися с требованиями раздела 3. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине
Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: активность в дискуссиях, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, своевременность представления работ. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на практических занятиях (имеются ввиду домашние работы, которые не включаются в РУП, это не форма текущего контроля "Домашнее задание"), полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии и т.д. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

Отекущий = n1· Ореф;

где n1 – коэффициент, равный 1.

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = k1* Онакопл + k *·Озач

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический



Опромежуточная i = m1·Отекущая i этапа + m2·Опромежуточный зачет

Где:


m1 – удельный вес, равный 0,6

m2 – удельный вес, равный 0,4

Отекущая i этапа рассчитывается по формуле:

Отекущая i этапа= k1* Онакопл i этапа + k *·Озач i этапа

Где:


k1 – удельный вес, равный 0,6

k – удельный вес, равный 0,4
Онакопленная Итоговая=промежуточная 1+ Опромежуточная 2+ Опромежуточная 3+ Онакопленная 4):4
Где Опромежуточная 1+ Опромежуточная 2+ Опромежуточная 3 промежуточные оценки этапов 1, 2 и 3,
а Онакопленная 4 накопленная оценка последнего этапа перед итоговым зачетом

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический.

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:

Орезульт = k1·Онакопл + k2·Оитоговый

Где:


k1 – удельный вес, равный 0,6

k2 – удельный вес, равный 0,4
Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический. Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

  1. 7. Содержание НИС


Раздел 1. «Афинская полития» в корпусе сочинений Аристотеля.
Тема 1. Исторические и политические сочинения Арстотеля (количество часов аудиторной работы – 6 часов, самостоятельная работа – 8 часов)

Предмет и задачи курса. Основные формы работ и требования к отчетности.

Философия и сочнения Аристотеля. «Этика», «Политика», «Политии». Политические режимы античности и их эволюция.

Реферирование и обсуждение монографии Доватур А.И. «Политика и политии Аристотеля. М-Л., 1965 (Отдел 1).

Доклад «Историческая концепция Аристотеля».

Тема 2. «Афинская полития»: общая характеристика(количество часов аудиторной работы – 8 часов, самостоятельная работа – 6 часов)

Находка и публикация «Афинской политии» в конце XIX в. В.П.Бузескул об «Афинской политии».

Реферирование и обсуждение монографий: Доватур А.И. «Политика и политии Аристотеля. М-Л., 1965 (Отдел 2, глава 2), Бузескул В. П. Введение в историю Греции. СПб., 2005.

Доклад «Афинская полития» в России».


Литература по разделу:
Учебники:

Немировский А.И. История древнего мира. Античность. М., 2007. С. 5-45.


Источники:

Аристотель. Афинская полития. М-Л., 1936.

Аристотель. Сочинения. М.,1984. Т.4.

Античная демократия в свидетельствах современнков. М., 1996.


Основная:

Бузескул В. П. Введение в историю Греции. СПб., 2005.

Доватур А.И. «Политика и политии Аристотеля. М-Л., 1965

Дополнительная:

Лурье С. Я. История Греции. СПб., 1993.

Пельман Р. Очерк греческой истории и источниковедения. СПб., 1999.

Формы и методы проведения занятий по разделу, используемые учебные технологии:

1) анализ данных источников по рассматриваемой теме, формирование навыков работы с письменными источниками;

2) реферирование и обсуждение исследовательских текстов (статей), формирование представлений о структуре научного текста;

3) подготовка докладов и сообщений, формирование навыков академического общения;

4) подготовка библиографического списка по теме реферата.
Раздел 2. История Афин в«Афинской политии» Аристотеля.

Тема 3. Древнейший период истории Афин (количество часов аудиторной работы – 4 часа, самостоятельная работа – 10 часов).

Несохранившее начало «Афинской политии». Социально-политческое устройство Афин в царский период.

Чтение и анализ текста: Аристотель«Афинская полития» (фрагменты, главы 1-3).

Формирование библиографического списка по теме занятия.



Тема 4. «Афинская полития» об архаическом и классическом периодах истории Афин (количество часов аудиторной работы – 8, самостоятельная работа – 10 часов).

Архаический период: законодательство Солона, тираня Писистрата, реформы Клисфена.

Классический период: греко-персидские войны, деятельность Фемистокла и Аристида, реформа Эфиальта. Перикл и начало Пелопоннесской войны. Олигархический переворот 411 г. до н.э. тирания Тридцати.

Чтение и анализ текста: Аристотель«Афинская полития» (главы 4-41)

Доклад:ы «Законодательная реформа в Афинах», «Реформа Эфиальта»
Литература по разделу:
Учебники:

Немировский А.И. История древнего мира. Античность. М., 2007. С. 81-331.


Источники:

Аристотель. Афинская полития. М-Л., 1936.

Аристотель. Сочинения. М.,1984. Т.4.

Античная демократия в свидетельствах современнков. М., 1996.


Основная:

Бузескул В. П. Введение в историю Греции. СПб., 2005.

Доватур А.И. «Политика и политии Аристотеля. М-Л., 1965

Суриков И.Е. Проблемы раннего афинского законодательства. М., 2004.

Суриков И.Е. Античная Греция. Политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М., 2005.
Дополнительная:

Берве Г. Тираны Греции. Ростов н/Д, 1997.

Белох К. Ю. История Греции. М., 2009. Т. 1-2.

История древнего мира / под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М., 1983. Т. 2.

Лурье С. Я. История Греции. СПб., 1993.

Фролов Э. Д. Факел Прометея (очерки античной общественной мысли). Л., 1981.

Фролов Э. Д. Огни Диоскуров (античные теории переустройства общества и государства). Л., 1984.

Хаммонд Н. История Древней Греции. М., 2003.



Формы и методы проведения занятий по разделу, используемые учебные технологии:

1) анализ данных источников по рассматриваемой теме, формирование навыков работы с письменными источниками;

2) реферирование исследовательских текстов (статей), формирование навыков рецензирования научных работ;

3) подготовка докладов и сообщений, формирование навыков академического общения;

4) коллективные формы работы (дискуссии и обсуждения проблем в рамках темы семинара);

5) подготовка реферата по теме семинара.


Раздел 3. Государственное устройство Афин по сведениям Аристотеля
Тема 5. Политические институты Афин (количество часов аудиторной работы – 8 часов, самостоятельная работа – 10 часов).

Архонты, Совет 500 и Народное собрание: избрание и функционирование.

Чтение и анализ текста: Аристотель«Афинская полития» (главы 43-54)

Обсуждение разделов монографии Ehrenberg V. The Greek State. Oxford, 1969

Доклады: “Коллегия стратегов: возникновение и эволюция», «Остракизм в Афинах».

Тема 6. Формирование гражданского коллектива (количество часов аудиторной работы – 6 часов, самостоятельная работа – 10 часов) .

Наделение гражданскими правами. Эфебия. Гражданские списки и их проверка.

Чтение и анализ текста: Аристотель«Афинская полития» (глава 42).

Реферирование статьи: Davies J.K. TheAthenian Citizenship. The Descent Group and the Alternatives // Classical Journal. 1977/1978. Vol. 73. P.105-121.

Доклад «Закон 451/50 гг. до н.э. о гражданстве.».

Тема 7. Народный суд (количество часов аудиторной работы – 4, самостоятельная работа – 10 часов).

Чтение и анализ текста: Аристотель«Афинская полития» (глава 55).

Обсуждение статьи монографии Кудрявцева Т.В. Народный суд в демократических Афинах. СПб., 2008.

Доклад «Аристотель о народном суде Афин».

Подготовка сообщения на тему «Политика и политии Аристотеля о государственном устройстве Афин».
Литература по разделу:
Учебники:

Немировский А.И. История древнего мира. Античность. М., 2007. С. 81-331.


Источники:

Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М., 1984. Т. 4.

Аристотель. Афинская полития. М-Л., 1936.

Аристотель. Сочинения. М.,1984. Т.4.

Античная демократия в свидетельствах современнков. М., 1996.
Основная:

Кудрявцева Т.В. Народный суд в демократических Афинах. СПб., 2008.

Суриков И.Е. Проблемы раннего афинского законодательства. М., 2004.
Дополнительная:

Белох К. Ю. История Греции. М., 2009. Т. 1-2.

История древнего мира / под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М., 1983. Т. 2.

Лурье С. Я. История Греции. СПб., 1993.

Хаммонд Н. История Древней Греции. М., 2003.
Формы и методы проведения занятий по разделу, используемые учебные технологии:

1) анализ данных источников по рассматриваемой теме, формирование навыков работы с письменными источниками;

2) реферирование исследовательских текстов (статей), формирование навыков рецензирования научных работ;

3) подготовка докладов и сообщений, формирование навыков академического общения;

4) коллективные формы работы (дискуссии и обсуждения проблем в рамках темы семинара);

5) работа с фото- и видеоматериалами, подготовка презентации в рамках темы семинара (виртуальная экскурсия).


  1. Образовательные технологии


Дисциплина состоит из практических занятий, в ходе которых отрабатываются навыки и приемы научного исследования в рамках индивидуальных и коллективных форм работы (доклады, презентации, рефераты, коллоквиумы); навыки работы с источниками и исследовательской литературой (рефераты), подбора и апробирования аргументации (дискуссии, доклады), подбора библиографии; усваиваются нормы научной этики и правила ведения дискуссий.
  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. 9.1. Тематика заданий текущего контроля


  1. Тематика рефератов:

  2. 1.Коллегия архонтов: возникновение и эволюция

  3. 2.Афинские стратеги

  4. 3. Остракизм в Афинах

  5. 4. Народное собрание Афин.

  6. 5. Законодательная реформа и формирование гражданского коллектива в Афинах.

  7. 6. Народный суд демократческих Афин.

  8. 7. Политические нституты и политическое лидерство в Афинах.
    1. 9.2. Вопросы для оценки качества освоения НИС


1. Афинский полис в царский период

2. От царей к полису

3. Аристократический полис

4. Политический кризис VI в. до н.э.

5. Законодатльная рформа: Солон

6.Законодательная реформа: Клисфен

7. Тирания Писистрата

8. Афины после Писистрата

9.Афинская демократия: от Клисфена до Перикла

10. Архэ (империя )и афинское государство.

11. Кризис демократии в период Пелопоннесской войны

12. Тирания 30.

13. Афинские магистратуры (коллегии архонтов, стратегия

14. Представительные учреждения Афин: Совет 500

15. Народное собрание и суд в Афинах

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение НИС

    1. Базовый учебник


Немировский А.И. История древнего мира. Античность. М., 2007.
    1. Основная литература


Белох К. Ю. История Греции. М., 2009. Т. 1-2.

Высокий М. Ф. История Сицилии в архаическую эпоху. СПб., 2004.

Суриков И.Е. Проблемы раннего афинского законодательства. М., 2004.

    1. Дополнительная литература


Берве Г. Тираны Греции. Ростов н/Д, 1997.

Бузескул В. П. Введение в историю Греции. СПб., 2005.

Виппер Р. Ю. История Греции в классическую эпоху (IX-IV вв. до н. э.). М., 1916.

Грант М. Классическая Греция. М., 1998.

Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля. М; Л., 1965.

Дэвис Дж. К. Демократия и классическая Греция. М., 2004.

История древнего мира / под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М., 1983. Т. 2.

Зайцев А.И. Перикл и его преемники (к вопросу о приемах политического руководства в древности) // Политические деятели античности, средневековья и Нового времени. Л., 1983. С. 23-27.

Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н.э. М. 1964.

Кондратюк М.А. Архэ и Афинская демократия // Античная Греция. Т. 1. М., 1983

Карпюк С.Г. Клисфеновские реформы и их роль в социально-политической борьбе в позднеархаических Афинах // ВДИ. 1986. № 1.

Кондратюк М.А. Архэ и Афинская демократия // Античная Греция. Т. 1. М., 1983.

Корзун М.С. Политическая цель процессов против друзей Перикла и причины Пелопоннесской войны // Вестник БГУ. Сер. III. 1971. № 2. С. 8-14.

Коршунков В.А. Эфиальт и значение реформ Ареопага // Античное общество и государство. Л., 1988. С.66-84.

Коршунков В.А. Религиозные, судебные и политические полномочия Афинского ареопага // Античность и ранее средневековье. Социально-политические и этнокультурные процессы. Н.Новгород, 1991. С. 37-42.

Кудрявцева Т.В. Гелиэя в контексте афинских державных отношений // Мнемон. 2007, Вып. 6. C.23-40.

Кудрявцева Т. В. Народный суд в демократических Афинах. СПб., 2008.

Лурье С.Я. История Греции. СПб., 1993.

Маринович Л.П. Античная и современная демократия: новые подходы к сопоставлению. М., 2007.

Суриков И.Е. Остракизм в Афинах. М., 2006.

Суриков И.Е. Еще раз о законодательствах Драконта и Солона в Афинах (полемические заметки). Часть II // Из истории античного общества. Нижний Новгород, 2009. Вып. 12. С. 28-46.

Суриков И.Е. Аристократия и демос. Политическая элита архаических и классических Афин. М., 2009.

Туманс Х. Военная организация греков в архаическую эпоху (Афины VIII-VI вв. до н.э.) // Античное общество. Проблемы политической истории. СПб., 1997.

Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла. СПб, 2002.

Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л.,1988.

Фролов Э.Д. Сообщества друзей // Альтернативные сообщества в античном мире. СПб., 2002.

Фролов Э.Д. Парадоксы истории – парадоксы античности. СПб.. 2004

Цуканова М.А. Ареопаг до Солона // Вестник ЛГУ. Сер. история, язык, литература. Вып. 2. № 8. 1972. С. 59-65.

Цуканова М.А. Аристотель о периоде главенства Ареопага после 480 г. до н.э. (к истолкованию ta epitheta в «Афинской политии» 25.2) // Античный мир и археология. Саратов, 1972. Вып. 1. С. 143-153.


    1. Справочники, словари, энциклопедии


Всемирная история. М., 1955-1956. Т. 1-2.

История Европы. М., 1988. Т. 1.

Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. Т. 1-3.

Мифы народов мира. Энциклопедия / гл. ред. С. А. Токарев. М., 1994. Т. 1-2.

Словарь античности / под ред. В. И. Кузищина. М., 1989.

Советская историческая энциклопедия. М., 1961-1976. Т. 1-16.


    1. Программные средства


Используется стандартный пакет Microsoft Office.
    1. Дистанционная поддержка НИС


Использование системы LMS.
  1. Материально-техническое обеспечение НИС


В процессе изучения дисциплины ведется работа с наглядными пособиями и картами, используются видео- и фотоматериалы.

  • Область применения и нормативные ссылки
  • Цели освоения дисциплины
  • Компетенции обучающегося, формируемые в результате участия в НИС
  • Место НИС в структуре образовательной программы
  • 5. Тематический план НИС
  • 6. Контроль знаний студентов
  • 7. Содержание НИС
  • Образовательные технологии
  • Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
  • 9.2. Вопросы для оценки качества освоения НИС
  • Учебно-методическое и информационное обеспечение НИС
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Справочники, словари, энциклопедии
  • Программные средства
  • Материально-техническое обеспечение НИС